Мониторинг воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Чебоксары Чувашской Республики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мониторинг воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Чебоксары Чувашской Республики

Введение

Начало второй половины XX столетия ознаменовалось интенсивным процессом автомобилизации общества. Развитие автомобильного транспорта предопределило две четко выраженные и противоречивые тенденции. С одной стороны, достигнутый уровень автомобилизации, отражая технико-экономический потенциал развития общества, способствовал удовлетворению социальных потребностей населения, а с другой - обусловил увеличение масштаба негативного воздействия на общество и окружающую среду, приводя к нарушению экологического равновесия на уровне биосферных процессов. Очевидная позитивность первой тенденции повлекла за собой ярко выраженные нежелательные последствия. К концу века возникла, повсеместно проявила себя и накрепко обосновалась новая угроза жизненно важным интересам личности, общества, государства - реальная экологическая опасность для жизнедеятельности, связанная с достигшим гигантских масштабов уровнем автомобилизации (Руденко, 2004).

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на качество городской среды и здоровье населения.

Цель работы - осуществить мониторинг воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Чебоксары Чувашской Республики.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

.Произвести учет автотранспорта по категориям в будние дни.

.Рассчитать количество загрязняющих веществ от автотранспорта в различных точках города.

.Оценить негативное воздействие автотранспорта на состояние атмосферного воздуха по комплексу показателей.

Глава 1. Обзор литературы

.1 Влияние объектов транспортно-дорожного комплекса на качество городской среды

Необходимым условием успешного развития одной из важнейших составляющих материально-технической базы любого общества является транспортно-дорожный комплекс. Во всем мире автомобильный транспорт приобретает все более интенсивное развитие: по объему перевозок он в четыре раза превосходит все остальные виды транспорта, вместе взятые.

Являясь неотъемлемой составной частью транспортной системы мировой экономики, автомобильный транспорт играет важную роль в социально-экономической и производственной структуре урбанизированных территорий. Однако, наряду с очередными преимуществами, процесс развития автодорожного комплекса сопровождается возрастающим негативным воздействием на окружающую среду, прежде всего, в крупнейших городах (Якубовский, 1979).

По данным американских исследователей (Якубовский, 1979), один легковой автомобиль, проходя в год 15 тыс. км, потребляет около 4 т кислорода, выбрасывает в воздух более 3 т С02, более 500 кг СО, 10 кг резиновой пыли и т.д.

Производимые в России модели автомобилей на 8-10 лет отстают по всем основным показателям (экономичности, экологичности, надежности, безопасности) от автомобилей, выпускаемых в промышленно развитых странах. К тому же автотранспортные средства отечественного производства не удовлетворяют современным экологическим требованиям. В условиях быстрого роста автомобильного парка это приводит к еще большему возрастанию негативного воздействия на окружающую среду, вызывая не только химическое, но и шумовое загрязнение городских территорий.

«Старение» автомобильного парка создает проблему утилизации пришедших в непригодность автотранспортных средств. Автомобили становятся источником большого количества отходов: отработанных нефтепродуктов, технических жидкостей, металлического, в том числе свинцового, лома, технической резины, захламляющих территорию городов.

Состав автопарка по видам используемого топлива за последние 10 лет не изменился. Доля автомобилей, использующих газовое топливо, не превышает 2%. Удельный вес грузовых автомобилей с дизелями составляет 28% их общего количества. Для автобусного парка России доля автобусов, работающих на дизельном топливе, равна примерно 13%.

Помимо загрязнения атмосферы городов, автотранспортный комплекс вносит существенный вклад в загрязнение водных ресурсов и почв. Основными загрязняющими веществами являются: взвешенные частицы, нефтепродукты, органические растворители, ионы тяжелых металлов и др.

Специфика автотранспортных средств как подвижных источников химического и акустического загрязнения городской среды проявляется:

в высоких темпах роста численности автомобилей по сравнению с ростом количества стационарных источников;

в их пространственной рассредоточенности (автомобили распределяются по территории и создают общий повышенный фон загрязнения);

в более высокой токсичности выбросов автотранспорта по сравнению с выбросами стационарных источников;

в сложности технической реализации средств защиты от загрязнений на подвижных источниках;

в низком расположении источника загрязнения от земной поверхности, в результате чего отработавшие газы автомобилей скапливаются в зоне дыхания людей (приземном слое) и слабее рассеиваются. Естественным образом (даже при ветре) по сравнению с промышленными выбросами и выбросами от стационарных источников транспорта, которые, как правило, осуществляются через дымовые и вентиляционные трубы значительной высоты.

Испарения бензина в атмосферу характерны не только для подвижных источников, но и для стационарных объектов автотранспортного комплекса, к которым, в первую очередь, следует отнести автозаправочные станции (АЭС). Они получают, хранят и реализуют бензин и другие нефтепродукты в больших количествах. Это является серьезным каналом загрязнения окружающей среды, как в результате испарения топлива, так и в результате разливов.

В последние годы в России появилась сеть контейнерных автозаправочных станций (КАЗС), которые, по сравнению со стационарными АЭС, представляют большую экологическую и пожарную опасность. Особенно опасны резервуары КАЗС, заполненные топливом на 60% и менее, так как внутри них образуется взрывоопасная концентрация паров бензина с воздухом.

Загрязнение атмосферы по «вине» автотранспорта происходит, кроме того, в результате функционирования авторемонтных предприятий, асфальтобетонных заводов, баз дорожной техники и других объектов инфраструктуры транспорта. В составе выбросов асфальтобетонных заводов содержатся канцерогенные вещества из-за отсутствия или несовершенства очистного оборудования. По данным работы А.П. Платонова (Платонов, 2002), в России насчитывается 1800 асфальтно - смесительных установок разной мощности, выбрасывающих в атмосферу, помимо газообразных примесей, от 70 до 300 т взвешенных веществ в год. При этом концентрации дисперсных частиц (пыли) и газообразных веществ на границе санитарно-защитной зоны предприятий в несколько раз превышают ПДК.

Сеть автомобильных дорог в России составляет 930 тыс. км, в том числе 569 тыс. км автомобильных дорог - это дороги общего пользования. Состояние дорог в целом по России неблагополучно. Новые автомобильные дороги строятся крайне медленно. На большой протяженности участки дорог имеют неудовлетворительные гладкость, ровность и прочность. Свыше 30 тыс. км автодорог нуждаются в ремонте и реконструкции. Это создает предпосылки транспортных происшествий.

Высокая энергоемкость строительства и содержания автомобильных дорог предопределяет большой расход энергоносителей-2 млн. т в год (в том числе каменного угля более 490 тыс. т, мазута - 400 тыс. т, природного газа - 20 тыс. т - 147 млн. м3, дизельного топлива - более 600 тыс. т, бензина - более 270 тыс. т).

Придорожная полоса в результате движения транспортных потоков большой интенсивности превращается в зону с аномально высоким уровнем энергии, повышенным содержанием загрязняющих веществ, влияющих отрицательно не только на климат, но и на животный и растительный мир.

Автодороги являются одним из источников образования пыли в приземном слое атмосферы. При движении автомобилей происходит истирание дорожных покрытий и автомобильных шин, продукты износа которых смешиваются с твердыми частицами отработавших газов. К этому добавляется грязь, занесенная на проезжую часть с прилегающего к дороге почвенного слоя. В результате образуется пыль, в сухую погоду поднимающаяся над дорогой в воздух. Она переносится ветром на расстояния от нескольких километров до сотен километров в зависимости от фракционного состава (Денисов, Лукманов, 2006).[7].

Результаты экспериментальных исследований, приведенные в работе Чекмаревой О.В. (Чекмарева, 2002), показали, что при усилении ветра в 3 раза запыленность воздуха для улицы с грунтовой дорогой увеличивается в 3-5 раз, а для улицы с асфальтовым покрытием - в 1,5 раза. Причем максимальное значение запыленности наблюдается на расстоянии до 10 м от полотна дороги и для улицы с грунтовой дорогой может достигать 18 мг/м .

Концентрация пыли на высоте 1 м превысила ПДК в 10 раз, а на высоте 20 м она соответствует уровню ПДК. Основная масса пыли (90%) сосредоточена на высоте до 10 м, но с увеличением высоты растет ее дисперсность. Содержание тонких фракций в воздушном потоке на высоте 25 м составляет уже 74%. Там же сделан вывод о том, что интенсивность образования и распространения пыли зависит от качества дорожного полотна, от состояния почвенного покрова придорожной зоны и метеоусловий (скорости воздушных потоков и влажности пылевидного материала), а определяющими факторами пылевзметывания являются влажность пылевидного материала на дороге и средняя скорость движения транспортных средств (Чекмарева, 2002).

При выпадении дождей, таянии снега загрязняющие вещества (нефтепродукты, взвешенные вещества, антигололедные соли, тяжелые металлы и другие вредные вещества), находящиеся на асфальтированной поверхности дороги, смываются и с ливневыми стоками попадают в реки и водоемы. Хотя степень загрязнения водоемов, рек и ручьев ливневыми стоками с поверхности автодорог по масштабам обычно уступает промышленно-коммунальным сбросам, однако с асфальтированной поверхности крупных автомагистралей, к примеру, КАД в Санкт-Петербурге, при интенсивности транспортного потока ч 60-100 тыс. автомашин в сутки загрязнение ливневых вод становится весьма высоким и соизмеримым по своему воздействию с промышленными стоками. Выявлено, что годовой сток с 1 км автодороги при интенсивности движения 10 тыс. автомобилей содержит 540 кг пыли, 1 кг свинца, 0,4 кг цинка, 5,8 кг масел (Денисов, Лукманов, 2006).

По данным (Рекомендации по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог, 1995), концентрация нефтепродуктов в ливневых водах, стекающих с асфальтированной поверхности, составляет в дождевых водах 24 мг/л, в талых водах 26 мг/л, взвешенных веществ 1300 мг/л и 2700 мг/л, свинца 0,28 мг/л и 0,3 мг/л, соответственно. По литературным источникам, концентрации загрязняющих веществ в ливневых водах с автодорог в условиях Санкт-Петербурга могут достигать по взвешенным веществам 17000 мг/л, нефтепродуктам 4-7 мг/л и даже 60 мг/л (Нежиховский, 1990). По данным натурных измерений в г. Москве, концентрация нефтепродуктов в ливневом стоке в среднем достигала 20-30 мг/л, взвешенных веществ 1000-3000 мг/л (Дикаревский, Курганов, Нечаев, Алексеев, 1990).

При сооружении полотна дороги, мостов, эстакад, развязок в наибольшей степени нарушается почвенный покров, изменяется естественный ландшафт. Русловые процессы приобретают повышенную интенсивность, особенно это заметно при углублении дна, спрямлении русел рек в ходе строительства мостов (Денисов, Лукманов, 2006).

Под автодороги отчуждаются значительные земельные площади (Платонов, 2002). Так, на строительство 1 км современной магистрали требуется до 10-12 га территории. Помимо этого, дополнительные площади отводятся для технологических целей: устройства складов хранения строительных материалов, мест стоянок транспортной техники, размещения снятого с дороги грунта, постройки временных сооружений и подъездов и т д. Особенно большие площади занимают транспортные развязки; от 15 га при пересечении двухполосных дорог до 35 га при пересечении магистралей с шестью полосами движения (Павлова, 2000). Кроме того, автомобильные дороги, как линейные инженерные сооружения, вносят существенные изменения в природный ландшафт. Транспортный поток вызывает микросейсмические колебания почвы, которые симулируют оползневые явления. В результате прокладки автомобильных дорог активизируются процессы водной и ветровой эрозии земель. Загрязнение атмосферы выхлопными газами за многолетний период эксплуатации автомобильной дороги, а также накопление продуктов истирания шин и покрытия неизбежно вызывают изменение физико-химических свойств почвы в пределах зоны влияния дорог.

Сегодня можно говорить об очевидной смене приоритетов в оценке загрязнения почвенного покрова придорожного пространства. С фактическим прекращением производства этилированных бензинов в России, начиная с 2002 г., на первый план по масштабу воздействия, по своей опасности выходят другие загрязняющие вещества, такие как бенз(а)пирен, цинк, марганец, нефтепродукты в целом. Источником поступления цинка в придорожное пространство являются добавки его к машинным маслам и использование в процессах вулканизации резины. В последнее время для борьбы с коррозией широко используется за рубежом и интенсивно внедряется у нас оцинковка кузовных деталей автомобилей, прежде всего днища, что также влечет за собой дополнительное поступление цинка в придорожное пространство.

Не меньшую озабоченность вызывает загрязнение придорожной почвы таким опасным канцерогеном, как бенз(а)пирен. Так, повышенные концентрации бенз(а)пирена (до 20 ПД1С) были обнаружены в процессе изысканий вблизи Московского, Мурманского и Приозерского шоссе, а также многих других дорог с интенсивным движением. Характерное убывание концентраций по мере удаления от обследованных дорог свидетельствует о том, что именно движение транспорта является источником такого загрязнения.

Если говорить о полихлорбифенилах (ПХБ) в почве, то их концентрации при проведении изысканий не превышали допустимых значений. При этом не обнаружено снижения их содержания по мере удаления от автомобильной дороги. Это свидетельствует о том, что автотранспорт не является основным источником загрязнения почвы этими веществами.

В настоящее время не менее важное значение в сравнении с проблемой химического загрязнения городской среды имеет проблема борьбы с шумом, поскольку человек находится в условиях постоянного акустического дискомфорта на транспорте, производстве и в быту. Проблема повышенного шумового воздействия актуальная для всех крупных городов мира.

Приведенные примеры негативного воздействия объектов транспортно-дорожного комплекса на окружающую среду свидетельствуют об актуальности создания методов комплексной оценки и прогнозирования последствий взаимодействия как транспортных потоков, так и дорожной сети с окружающей средой в крупных городах, а также указывают на необходимость разработки комплекса первоочередных мероприятий по снижению таких воздействий и обеспечению экологической безопасности населения (Денисов, Лукманов, 2006).

.2 Загрязненность воздуха в России выхлопами автотранспорта

Рост отечественного автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую природную среду. Основная масса (80%) вредных веществ выбрасывается автотранспортом на территориях крупных населенных пунктов, включая мегаполисы. Автотранспорт по-прежнему сохраняет незавидное лидерство в загрязнении атмосферы городов России.

Среди отраслей экономики России транспортный комплекс является крупнейшим загрязнителем окружающей среды. В масштабах страны доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу от всех источников достигает 45%.

Доля транспорта в шумовом воздействии на население составляет 85-95% на различных территориях. Наибольшее загрязнение выбросами от автотранспорта отмечается в Татарстане, Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Волгоградской областях. На долю автотранспорта в ряде регионов приходится свыше 50% общего объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе, согласно данным Минздрава РФ, в Пензенской области - 70%, в Санкт-Петербурге -71%, в Воронежской области -77%, в Краснодарском крае - 87%, в Москве - 88%. Оценки, выполненные для действующего парка автотранспортных средств, показывают, что в целом по России от автотранспорта ежегодно в атмосферу поступает 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида и 1,5 т бенз(а)пирена.

Высокий процент автомобилей с карбюраторными двигателями, наряду с широким применением этилированного бензина в течение длительного времени на большей части территории России, обусловили загрязнение городских жилых зон соединениями свинца. Суммарный выброс свинца от автотранспорта по России в целом, к примеру, в 1998 г., составил 3 тыс. т, причем основным загрязнителем являлся грузовой транспорт: на его долю приходилось 54% общей массы выброса свинца. На территории России максимальные выбросы свинца по абсолютной величине отмечаются в Уральском, Поволжском и Западно-Сибирском регионах (Денисов, Лукманов, 2006).

.3 Загрязненность воздуха г.Чебоксары выхлопами автотранспорта

Качество атмосферного воздуха - важнейший фактор, влияющий на здоровье, на санитарную и эпидемиологическую ситуацию.

Интерес к вопросам загрязнения атмосферного воздуха резко возрос. Неотъемлемой частью борьбы загрязнения воздуха явилось создание системы наблюдения за атмосферными примесями с целью получения объективной информации о качестве атмосферного воздуха.

В связи с отсутствием постов наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха на сети Росгидромета, на территории Чувашской Республики с целью получения объективной информации о качестве атмосферного воздуха отделом мониторинга объектов окружающей среды с 2007 года ведутся наблюдения за уровнем загрязнения воздушного бассейна.

Организация системы наблюдений за уровнем загрязнения атмосферы в городах и населенных пунктах осуществляется в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01.-86 «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха в населенных пунктах» и РД 52.04.186-89 «Руководство по контролю загрязнения атмосферы». Одновременно с отбором проб воздуха определяют следующие метеорологические параметры: направление и скорость ветра, температура воздуха, влажность, атмосферное давление, а также отмечается состояние подстилающей поверхности.

На основании сведений о характере выбросов источников загрязнения в городах республики для измерения установлены следующие вещества: диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, взвешенные вещества (пыль), а также формальдегид

Наблюдения за качеством атмосферного воздуха в населенных пунктах Чувашской Республики проводятся Федеральным государственным учреждением «Чувашский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» на 4 стационарных постах в г. Чебоксары и 2 стационарных постах в г. Новочебоксарск по 18 загрязняющим веществам.

Характеристика загрязнения воздуха в 2007 году в г. Чебоксары (годовые данные) приведена в таблице 1.

Таблица 1

Примесь№ постаХарактеристикиQср.СигмаQmGG1n12345678Взвешенные вещества10,1250,0850,5000090620,1700,0960,5000060430,1370,0850,4000030240,1310,0930,40000302В целом по городу0,1400,0910,500002114В долях ПДК0,941,00Диоксид серы10,0040,0030,0130090620,0030,0030,0120060430,0040,0030,0120030240,0040,0030,01800604В целом по городу0,0040,0030,018002416В долях ПДК0,080,04Сульфаты растворимые10,0110,0060,020--302Оксид углерода11,00,22,00030221,00,22,00030231,00,22,00030241,00,22,000302В целом по городу1,00,22,0001208В долях ПДК0,340,40Диоксид азота10,0200,0140,1100090620,0250,0160,1100060430,0280,0190,1300030240,0290,0190,11000906В целом по городу0,0250,0170,130002718В долях ПДК0,620,65Оксид азота10,0170,0080,05000302В долях ПДК0,280,12Фенол20,0020,0010,00700604В долях ПДК0,500,70Формальдегид20,0090,0040,02600302В долях ПДК3,000,747Бенз(а)пирен31,6-2,4--12В долях ПДК1,62,4Железо20,31-0,57--12В долях ПДК0,080,14Кадмий20,000-0,000--12В долях ПДК0,000,00Кобальт20,00-0,01--12В долях ПДК0,00,03Марганец20,02-0,04--12В долях ПДК0,030,06Медь20,08-0,57--12В долях ПДК0,040,29Никель20,03-0,08--12В долях ПДК0,030,08Свинец20,07-0,11--12В долях ПДК0,230,37Хром20,02-0,04--12В долях ПДК--Цинк20,04-0,09--12В долях ПДК0,0010,002В целом по городуИЗА-8,04СИ-2,4НП-0Примечание: ИЗА - индекс загрязнения атмосферы;

Qср - средняя концентрация примесей в воздухе;

Сигма - среднеквадратическое отклонение;

Qm - максимальная концентрация примесей в воздухе;

G - повторяемость концентраций примесей в воздухе выше ПДК;

n - количество наблюдений.

Концентрации взвешенных веществ. В целом по городу средняя годовая концентрация не превысила ПДК. Максимальная разовая концентрация достигла ПДК.

Концентрация диоксида серы. Средняя за год и максимальная разовая концентрации были значительно ниже ПДК.

Концентрации оксида углерода. Среднегодовая концентрация и максимальная разовая концентрации не превысили ПДК.

Концентрации диоксида азота/оксида азота. Средняя за год и максимально разовая концентрации диоксида азота не превысили ПДК

Среднегодовая и максимальная концентрации оксида азота не превысили ПДК. автотранспорт выхлоп загрязненность воздух

Концентрации специфических примесей. Наблюдения за содержанием в атмосфере растворимых сульфатов проводились на ПНЗ-1 (ул. Шумилова), фенола и формальдегида - на ПНЗ-2 (ул. Николаева).

Средняя годовая концентрация растворимых сульфатов составила 0,01 мг/м3. Максимально разовая концентрация достигла 0,02 мг/м3.

Среднегодовая и максимальная из разовых концентрации фенола не достигает ПДК.

Средняя годовая концентрация формальдегида составила 3 ПДК. Максимальная разовая концентрация не достигла ПДК.

Концентрации бенз(а)пирена. Наблюдения за загрязнением воздуха бенз(а)пирена проводились на ПНЗ-3 (ул. Павлова). Средняя за год концентрация составила 1,6 ПДК. Максимальная среднемесячная концентрация отмечалась в декабре и составила 2,4 ПДК.

Концентрации тяжелых металлов. Наблюдения за содержанием аэрозолей тяжелых металлов в воздухе проводились в промышленном районе города (ПНЗ-2, ул. Николаева). Среденегодовые и наибольшие из среднемесячных концентрации аэрозолей тяжелых металлов не превысили допустимые пределы. Максимальное среднемесячное содержание хрома составило 0,04 мкг/м3.

Уровень загрязнения воздуха: высокий и определяется значением ИЗА5 - 8,04; СИ = 2,4 для бенз(а)пирена, НП = 0. В число приоритетных примесей вошли: формальдегид (ИЗА - 4,05), бенз(а)пирен (ИЗА - 2,02), взвешенные вещества (ИЗА - 0,94), диоксид азота (ИЗА - 0,62), фенол (ИЗА - 0,41).

Тенденция за период 2005-2009 гг. Наметилась к росту уровня загрязнения воздуха оксидом азота, к снижению - взвешенными веществами, диоксидом серы, формальдегидом и бенз(а)пиреном. Содержание в воздухе растворимых сульфатов, диоксида азота и фенола остается стабильным (Гос. доклад, 2008).

.4 Государственный стандарт СССР ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера

Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" (введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 10 ноября 1986 г. N 3395)

Nature protection. Atmosphere. Air quality control regulations for populated areas

Взамен ГОСТ 17.2.3.01-77

Срок введения с 1 января 1987 г.

1. Организация контроля

Похожие работы на - Мониторинг воздействия автотранспорта на состояние окружающей среды г. Чебоксары Чувашской Республики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!