Философское понимание материи

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    439,81 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философское понимание материи

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет)

Тульский филиал Финуниверситета










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему: «Философское понимание материи»










Тула 2012г.

Содержание

1. Задание №1

. Задание №2

. Задание №3

Список литературы

 

. Задание №1


Ответ: В философии термин «материя» используют для выявления первоначального единства всего, что существует на свете, и сведения всего многообразия вещей и явлений к общей основе. Позже ввели понятие «субстанция», которое стало обозначать предполагаемую изначальную общность всего существующего. Но категория субстанции легко наполняема как материалистическим, так и идеалистическим содержанием, следовательно, она не может заменить понятие «материи». [1, c. 193]. До конца XIX в. под материей понималось лишь то или иное вещество с присущими ему качествами и физическими свойствами. В XIX в. при исследовании электромагнитных явлений стало ясно, что материя способна существовать не только в виде вещества, но и в форме поля, также имеющего собственные физические свойства. Понадобилось разделить ранее единое представление о материи на философское (более общее, устойчивое, абстрактное) и нефилософское (более конкретное, подвижное, изменчивое). Так, К. Маркс и Ф. Энгельс смотрели на материю, как на абстрактное понятие, которое выражает главные признаки, имеющиеся у всех материальных вещей и связанные в первую очередь с характеристикой взаимоотношений материи с человеком как познающим субъектом. В мире нас окружает большое количество разнообразных предметов и вещей, которые обладают самыми разными свойствами: могут отличаться по размеру или уровню сложности. Тем не менее, самые различные окружающие нас предметы имеют общую черту, позволяющую объединить их понятием материи. Эта черта означает, что любая вещь, существующая в реальности, существует объективно, вне и независимо от человека. Это общее можно воспринимать только при помощи разума. Материя является первичной по отношению к сознанию, а сознание - результат развития материи. И так, в роли всеобщих свойств материальных вещей выступает то, что они существуют независимо от человеческого сознания и познаются человеком при помощи ощущений и мыслей. Данное понимание материи позволило философам показать категории материи и сознания как очень широкие, которые позволяют понять не только сущность отношений человека к миру, но и самого человека.[4, c. 166].

Теперь рассмотрим второй фрагмент, согласно которому материя отображается (познается) нашими ощущениями. Объективный - значит существующий независимо от сознания человека. Под материей в данном случае понимается все, что существует вне человеческого сознания. В.И. Ленин не сводит материю только к вещественным явлениям, которые воспринимаются органами чувств человека. Она включает в себя всю объективную реальность без любых ограничений (не только уже изученные явления, но и те, которые могут быть открыты в будущем). Это доказывает принципиальную познаваемость материального мира, что означает согласование, совпадение содержания законов объективного мира и законов мышления. [3, c. 85]. В.И. Ленин отмечал, что в зависимости от того, что считать первичным - материю или сознание, можно выделить два основных вида мировоззрения: материализм и идеализм. Если признается объективная реальность - это материализм.[2, c. 57].

Анализ третьего фрагмента. К. Маркс и Ф. Энгельс были противниками всех разновидностей идеализма. Их утверждение означает, что материя порождает сознание, но она же может и уничтожить его, чтобы снова создать в других условиях. Таким образом, развитие материи заключается в непрерывной смене ее форм. Смена форм осуществляется в виде возникновения, эволюции, уничтожения отдельных небесных тел и их систем. [6]. Миры, подвергшиеся разрушению, перестают существовать. В то же время образующая их материя в другом месте, в другое время принимает новую форму. Но изменение формы материи не означает повторение уже пройденного этапа развития, оно ведет к возникновению более сложных состояний. Отсюда делаем вывод, что развитие вселенной - это материальный процесс, вечный в пространстве и времени.

2. Задание №2



Ответ: Проанализируем первый фрагмент. Обращаясь к истории, отметим, что первым было исследовано движение механических систем, поэтому в дальнейшие периоды развития философии движение трактовалось как перемещение тел в пространстве. [4, c. 172]. Такое понимание движения не охватывало всего многообразия изменений, свойственных материи. Ф. Энгельс выделяет несколько форм движения: физическое, химическое, механическое, биологическое, социальное. В настоящее время к ним добавляется еще одна форма движения - информационное. [1, c. 191]. Таким образом, диалектическим материализмом было дано определение движения как изменения вообще. То есть категорией "движение" обозначаются любые изменения, которые происходят в объективной действительности.

Анализ второго фрагмента. Так же философы утверждают, что материя не существует без движения, а движение - без материи. Движение является неотъемлемым свойством и атрибутом материи. [3,c. 85]. Таким образом, можно утверждать о его абсолютности. Но необходимо отметить, что движение так же характеризуется и относительностью. Так как все материальные объекты существуют в пространстве, они движутся в нем относительно других объектов. Поэтому движется та или иная вещь или нет, мы можем сказать только в отношении к другой вещи. Таким образом, покой движения относителен. Ведь, если какой-либо предмет лишен движения и никак не изменяется, он не способен участвовать ни в каких процессах. Отсюда делаем вывод, что данный предмет существовать не может, т.к. в нем нет ни отношений, ни свойств. Стоит отметить, что научная философия утверждает, что причиной движения материи является борьба противоположностей, таких, как силы притяжения и отталкивания, изменчивость и устойчивость и.т.д. Таким образом, движение является результатом внутренней активности материи. [4, c. 173].

Анализ третьего фрагмента. Как было сказано выше, движение может быть представлено не только в механической форме. Оно включает в себя любые изменения, которые происходят как в живой, так и в неживой природе. Таким образом, можно говорить о движении, как об изменении вообще. Кроме того, движение не является однотипным изменением. Так, можно двигаться от простого к сложному. В этом случае наблюдается восходящее движение, которое называется развитием. Движение может быть и нисходящим, что наблюдается при старении живого организма. И так, дадим определение понятию «развитие». Развитие - это изменение идеальных и материальных объектов. Оно имеет направленный характер, а так же обладает необратимыми количественными и качественными характеристиками. Обычно выделяют такие типы развития как прогресс (от низшего к высшему) и регресс (от высшего к низшему). Оба типа взаимосвязаны между собой. [1, c. 192].

 

3. Задание №3

 


Ответ: Рассмотрим первый фрагмент. Каждый человек обладает чувством времени, которое отражает ритмы функционирования его организма. Но это чувство является субъективным. На основе этого часть философов утверждала, что материя находится в движении, а время и пространство, являясь её атрибутами, не существуют вне её пределах. Существует и иная точка зрения, что движение, пространство и время могут существовать без материи. Но в настоящее время признается первый подход. Дело в том, что категории пространства, времени и движения появились из нашего опыта, поэтому в них много субъективного и относительного. Например, пространство появилось из наблюдений, что каждая вещь находится на определенном месте, т.е. имеет протяженность. [4, c. 170]. Таким образом, пространство обладает протяженностью, определяет порядок существования вещей и их положение относительно других материальных объектов. Время так же базируется на наших наблюдениях и опыте. Оно определяет всеобщее свойство вещей и событий обладать длительностью, а так же оно характеризует определенный порядок смены событий друг друга. Время необратимо, и его нельзя остановить. [6]. Для человека характерно изменчивое представление о пространстве и времени. Его познание адаптируется к объективному времени и месту. Это позволяет все глубже их отражать. Кроме того, материализм признает существование объективной реальности, т.е. материи в движении, соответственно он должен признавать объективную реальность пространства и времени.

Рассмотрим теперь второй фрагмент. Мы всегда рассматриваем время и место какого-либо определенного явления или предмета, поэтому в качестве независимых от материи феноменов эти два атрибута существовать не будут. Какие бы изменения ни происходили, пространство и время, в объективном плане, все равно будут существовать, т.е. материальные объекты не могут оказаться вне времени и пространства. Но вместе с тем могут меняться характеристики времени и пространства, подстраиваясь под меняющуюся форму материи. [1, c. 193]. Соответственно, свойства места и времени также связаны с материальными объектами. Отсюда делаем вывод, что понять сущность времени и пространства можно только при рассмотрении их в тесной связи с материей и движением.

Рассмотрим третий фрагмент. Действительно, пространство и время являются всеобщими формами существования материальных объектов. [3. c. 85]. Это можно утверждать на основе того, что все предметы и явления, которые были, есть сейчас и будут, обладают пространственными и временными характеристиками. Даже наши мысли и чувства обладают пространственными и временными рамками. Кроме того, пространство и время, так же, как и материя, объективны и существуют независимо от сознания человека. Объективными также являются и их характеристики. Отсюда делаем еще одно заключение, что основные характеристики пространства и времени так же отражают связь материи с пространством и временем. Стоит добавить, что движение материи, пространство и время вечны. [5]. Ситуации, когда бы существовала материя до или после появления пространства и времени быть не может. Что касается связи, между движением, материей, временем и пространством, то движение определяет отношения между этими тремя характеристиками.

Проанализируем четвертый фрагмент. Как было отмечено, существуют две точки зрения по поводу связи материи и пространством и временем. Согласно первой теории, пространство и время останутся после исчезновения материальных вещей. Вторая же теория (реляционная) утверждает обратное. [1, c. 193]. В настоящее время опираются именно на реляционный подход. Согласно теории относительности Эйнштейна, пространство и время материальных объектов, которые движутся со скоростями, приближенными к скорости света, меняются. Так, пространство искривляется, а время течет медленнее. Конечно, это противоречит земным условиям. Все объясняется тем, что Земля, её скорость является одной системой отсчета, пространство космоса и скорость света - иной. В соответствии с этим пространство и время относительно одной точки отсчета отличаются от пространства и времени другой системы отсчета. [5]. Поэтому единой системы отсчета быть не может. Но, как мы видим из данной теории, пространство и время изменяются с изменениями в материи. Это говорит о взаимосвязи, зависимости, материи, пространства и времени. В итоге, если не существует материи, то не существует ни пространства, ни времени.

материя движение философия

 

Список литературы

 

1.      Философия: Учебное пособие / А.М. Руденко, Е.Ю. Положенкова, С.И. Самыгин; Под ред. А.М. Руденко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.

.        Философия: Учебное пособие / А.Т. Свергузов. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - 192 с.

.        Философия: Учебное пособие / В.Э. Вечканов, Н.А. Лучков. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 136 с.

.        Философия: Учебник / Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 313 с.

.        Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

.        Философская энциклопедия. - URL: http://dic.academic.ru

Похожие работы на - Философское понимание материи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!