Философское понимание материи
Федеральное
государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего
профессионального образования
«Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации» (Финуниверситет)
Тульский филиал Финуниверситета
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему: «Философское понимание
материи»
Тула 2012г.
Содержание
1. Задание №1
. Задание №2
. Задание №3
Список литературы
. Задание
№1
Ответ: В философии термин «материя» используют для выявления первоначального
единства всего, что существует на свете, и сведения всего многообразия вещей и
явлений к общей основе. Позже ввели понятие «субстанция», которое стало
обозначать предполагаемую изначальную общность всего существующего. Но
категория субстанции легко наполняема как материалистическим, так и
идеалистическим содержанием, следовательно, она не может заменить понятие
«материи». [1, c. 193]. До конца XIX в. под материей понималось лишь то
или иное вещество с присущими ему качествами и физическими свойствами. В XIX в.
при исследовании электромагнитных явлений стало ясно, что материя способна
существовать не только в виде вещества, но и в форме поля, также имеющего
собственные физические свойства. Понадобилось разделить ранее единое
представление о материи на философское (более общее, устойчивое, абстрактное) и
нефилософское (более конкретное, подвижное, изменчивое). Так, К. Маркс и Ф.
Энгельс смотрели на материю, как на абстрактное понятие, которое выражает
главные признаки, имеющиеся у всех материальных вещей и связанные в первую
очередь с характеристикой взаимоотношений материи с человеком как познающим
субъектом. В мире нас окружает большое количество разнообразных предметов и
вещей, которые обладают самыми разными свойствами: могут отличаться по размеру
или уровню сложности. Тем не менее, самые различные окружающие нас предметы
имеют общую черту, позволяющую объединить их понятием материи. Эта черта означает,
что любая вещь, существующая в реальности, существует объективно, вне и
независимо от человека. Это общее можно воспринимать только при помощи разума.
Материя является первичной по отношению к сознанию, а сознание - результат
развития материи. И так, в роли всеобщих свойств материальных вещей выступает
то, что они существуют независимо от человеческого сознания и познаются
человеком при помощи ощущений и мыслей. Данное понимание материи позволило
философам показать категории материи и сознания как очень широкие, которые
позволяют понять не только сущность отношений человека к миру, но и самого
человека.[4, c. 166].
Теперь рассмотрим второй фрагмент, согласно которому материя
отображается (познается) нашими ощущениями. Объективный - значит существующий независимо от
сознания человека. Под материей в данном случае понимается все, что существует
вне человеческого сознания. В.И. Ленин не сводит материю только к вещественным
явлениям, которые воспринимаются органами чувств человека. Она включает в себя
всю объективную реальность без любых ограничений (не только уже изученные
явления, но и те, которые могут быть открыты в будущем). Это доказывает
принципиальную познаваемость материального мира, что означает согласование,
совпадение содержания законов объективного мира и законов мышления. [3, c. 85]. В.И. Ленин отмечал, что в
зависимости от того, что считать первичным - материю или сознание, можно
выделить два основных вида мировоззрения: материализм и идеализм. Если
признается объективная реальность - это материализм.[2, c. 57].
Анализ третьего фрагмента. К. Маркс и Ф. Энгельс были противниками всех
разновидностей идеализма. Их утверждение означает, что материя порождает
сознание, но она же может и уничтожить его, чтобы снова создать в других
условиях. Таким образом, развитие материи заключается в непрерывной смене ее
форм. Смена форм осуществляется в виде возникновения, эволюции, уничтожения
отдельных небесных тел и их систем. [6]. Миры, подвергшиеся разрушению,
перестают существовать. В то же время образующая их материя в другом месте, в
другое время принимает новую форму. Но изменение формы материи не означает
повторение уже пройденного этапа развития, оно ведет к возникновению более
сложных состояний. Отсюда делаем вывод, что развитие вселенной - это материальный
процесс, вечный в пространстве и времени.
2. Задание
№2
Ответ: Проанализируем первый фрагмент. Обращаясь к истории,
отметим, что первым было исследовано движение механических систем, поэтому в
дальнейшие периоды развития философии движение трактовалось как перемещение тел
в пространстве. [4, c. 172]. Такое
понимание движения не охватывало всего многообразия изменений, свойственных
материи. Ф. Энгельс выделяет несколько форм движения: физическое, химическое,
механическое, биологическое, социальное. В настоящее время к ним добавляется
еще одна форма движения - информационное. [1, c. 191]. Таким образом, диалектическим материализмом было дано
определение движения как изменения вообще. То есть категорией
"движение" обозначаются любые изменения, которые происходят в
объективной действительности.
Анализ второго фрагмента. Так же философы утверждают, что материя не существует
без движения, а движение - без материи. Движение является неотъемлемым
свойством и атрибутом материи. [3,c. 85]. Таким образом, можно утверждать о его абсолютности. Но необходимо
отметить, что движение так же характеризуется и относительностью. Так как все
материальные объекты существуют в пространстве, они движутся в нем относительно
других объектов. Поэтому движется та или иная вещь или нет, мы можем сказать
только в отношении к другой вещи. Таким образом, покой движения относителен.
Ведь, если какой-либо предмет лишен движения и никак не изменяется, он не
способен участвовать ни в каких процессах. Отсюда делаем вывод, что данный
предмет существовать не может, т.к. в нем нет ни отношений, ни свойств. Стоит
отметить, что научная философия утверждает, что причиной движения материи
является борьба противоположностей, таких, как силы притяжения и отталкивания,
изменчивость и устойчивость и.т.д. Таким образом, движение является результатом
внутренней активности материи. [4, c. 173].
Анализ третьего фрагмента. Как было сказано выше, движение может быть
представлено не только в механической форме. Оно включает в себя любые
изменения, которые происходят как в живой, так и в неживой природе. Таким
образом, можно говорить о движении, как об изменении вообще. Кроме того,
движение не является однотипным изменением. Так, можно двигаться от простого к
сложному. В этом случае наблюдается восходящее движение, которое называется
развитием. Движение может быть и нисходящим, что наблюдается при старении
живого организма. И так, дадим определение понятию «развитие». Развитие - это
изменение идеальных и материальных объектов. Оно имеет направленный характер, а
так же обладает необратимыми количественными и качественными характеристиками.
Обычно выделяют такие типы развития как прогресс (от низшего к высшему) и
регресс (от высшего к низшему). Оба типа взаимосвязаны между собой. [1, c. 192].
3. Задание
№3
Ответ: Рассмотрим первый фрагмент. Каждый человек обладает
чувством времени, которое отражает ритмы функционирования его организма. Но это
чувство является субъективным. На основе этого часть философов утверждала, что
материя находится в движении, а время и пространство, являясь её атрибутами, не
существуют вне её пределах. Существует и иная точка зрения, что движение,
пространство и время могут существовать без материи. Но в настоящее время
признается первый подход. Дело в том, что категории пространства, времени и
движения появились из нашего опыта, поэтому в них много субъективного и
относительного. Например, пространство появилось из наблюдений, что каждая вещь
находится на определенном месте, т.е. имеет протяженность. [4, c. 170]. Таким образом, пространство
обладает протяженностью, определяет порядок существования вещей и их положение
относительно других материальных объектов. Время так же базируется на наших
наблюдениях и опыте. Оно определяет всеобщее свойство вещей и событий обладать
длительностью, а так же оно характеризует определенный порядок смены событий
друг друга. Время необратимо, и его нельзя остановить. [6]. Для человека
характерно изменчивое представление о пространстве и времени. Его познание
адаптируется к объективному времени и месту. Это позволяет все глубже их отражать.
Кроме того, материализм признает существование объективной реальности, т.е.
материи в движении, соответственно он должен признавать объективную реальность
пространства и времени.
Рассмотрим теперь второй фрагмент. Мы всегда рассматриваем время и место
какого-либо определенного явления или предмета, поэтому в качестве независимых
от материи феноменов эти два атрибута существовать не будут. Какие бы изменения
ни происходили, пространство и время, в объективном плане, все равно будут
существовать, т.е. материальные объекты не могут оказаться вне времени и
пространства. Но вместе с тем могут меняться характеристики времени и
пространства, подстраиваясь под меняющуюся форму материи. [1, c. 193]. Соответственно, свойства
места и времени также связаны с материальными объектами. Отсюда делаем вывод,
что понять сущность времени и пространства можно только при рассмотрении их в
тесной связи с материей и движением.
Рассмотрим третий фрагмент. Действительно, пространство и
время являются всеобщими формами существования материальных объектов. [3. c. 85]. Это можно утверждать на основе
того, что все предметы и явления, которые были, есть сейчас и будут, обладают
пространственными и временными характеристиками. Даже наши мысли и чувства
обладают пространственными и временными рамками. Кроме того, пространство и
время, так же, как и материя, объективны и существуют независимо от сознания
человека. Объективными также являются и их характеристики. Отсюда делаем еще
одно заключение, что основные характеристики пространства и времени так же
отражают связь материи с пространством и временем. Стоит добавить, что движение
материи, пространство и время вечны. [5]. Ситуации, когда бы существовала
материя до или после появления пространства и времени быть не может. Что
касается связи, между движением, материей, временем и пространством, то
движение определяет отношения между этими тремя характеристиками.
Проанализируем четвертый фрагмент. Как было отмечено, существуют две
точки зрения по поводу связи материи и пространством и временем. Согласно
первой теории, пространство и время останутся после исчезновения материальных
вещей. Вторая же теория (реляционная) утверждает обратное. [1, c. 193]. В настоящее время опираются
именно на реляционный подход. Согласно теории относительности Эйнштейна,
пространство и время материальных объектов, которые движутся со скоростями,
приближенными к скорости света, меняются. Так, пространство искривляется, а
время течет медленнее. Конечно, это противоречит земным условиям. Все
объясняется тем, что Земля, её скорость является одной системой отсчета,
пространство космоса и скорость света - иной. В соответствии с этим
пространство и время относительно одной точки отсчета отличаются от
пространства и времени другой системы отсчета. [5]. Поэтому единой системы отсчета
быть не может. Но, как мы видим из данной теории, пространство и время
изменяются с изменениями в материи. Это говорит о взаимосвязи, зависимости,
материи, пространства и времени. В итоге, если не существует материи, то не
существует ни пространства, ни времени.
материя
движение философия
Список
литературы
1. Философия: Учебное пособие / А.М. Руденко, Е.Ю.
Положенкова, С.И. Самыгин; Под ред. А.М. Руденко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. -
304 с.
. Философия: Учебное пособие / А.Т. Свергузов. - М.:
Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012. - 192 с.
. Философия: Учебное пособие / В.Э. Вечканов, Н.А.
Лучков. - 2-e изд. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013. - 136 с.
. Философия: Учебник / Э.В. Островский. - М.:
Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 313 с.
. Википедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
. Философская энциклопедия. - URL: http://dic.academic.ru