Задачи антикризисного управления. Эффективность антикризисного управления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    86,12 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Задачи антикризисного управления. Эффективность антикризисного управления

Факультет экономики и управления

Кафедра Экономики города и муниципального управления










Контрольная работа

по дисциплине: Антикризисное управление

на тему: Задачи антикризисного управления.

Эффективность антикризисного управления.










Самара 2013

Содержание

Введение

. Антикризисное управление. Понятие, сущность, виды

.1 Антикризисное управление. Методы, цели, принципы

. Эффективность антикризисного управления организации

.1 Оценка эффективности антикризисного управления

Вывод

Список использованной литературы

Введение

В условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении.

В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность.  Во-первых, в условиях рыночно капиталистического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере продвижения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Удельный вес неплатежеспособных предприятий значительно больше, чем убыточных предприятий, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для покрытия своих денежных обязательств. Актуальность выбранной темы объясняется тем, что термин "антикризисное управление" для российской экономики является принципиально новым понятием. Оно означает, что в условиях возникновения кризиса на предприятии управление направлено на устранение кризисной ситуации за счет выработки конкретных мероприятий и стратегического плана (бизнес-плана). Антикризисное положение, если не принимаются радикальные меры по оздоровлению экономики, неукоснительно ведет к банкротству и несостоятельности предприятий в области финансовой деятельности, так как прекращаются отчисления в бюджетные и во внебюджетные фонды, не удовлетворяются требования кредиторов. Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. 

Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России. Однако его содержание расплывчато. Внимание может акцентироваться как на "лечении" кризиса, так и на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Антикризисный менеджмент особо значим и необходим для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание.

Необходимость антикризисного управления отражает потребности преодоления и разрешения кризиса, возможного смягчения его последствий. Это естественная потребность человека и организации. Реализовывать ее можно только посредством специальных механизмов антикризисного управления, которые следует создавать и совершенствовать.

Цель данной работы - рассмотреть сущность и содержание антикризисного управления.  Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть проблемы, решаемые антикризисным управлением.

. Выявить основные признаки и особенности антикризисного управления.

. Выделить основные факторы, определяющие эффективность антикризисного управления.

1. Антикризисное управление. Понятие, сущность, виды

Опасность кризиса существует всегда: в управлении всегда существует риск цикличного развития социально-экономической системы, изменения соотношения управляемых и неуправляемых процессов.

Все процессы, которые происходят в организации, можно разделить управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Направленность и характер неуправляемых процессов невозможно изменить по тем или иным причинам, они протекают по собственным законам. Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении, что отражает совершенство и искусство управления. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми, и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, а превалирование управляемых процессов зависит от эффективности управления и в определенных условиях тоже ведет к кризисным ситуациям. Так, чрезмерный бюрократизм рождает социальную напряженность, конфликтные ситуации. Помимо того, что управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они имеют меру управления, т.е. являются управляемыми до определенной степени. Так, хороший и четкий исполнитель не будет выполнять распоряжений, идущих в разрез со здравым смыслом или юридическим законом. Следовательно, можно сделать вывод: не все процессы могут быть (и являются) управляемыми, а управляемые процессы не могут быть абсолютно управляемыми. К кризису может приводить не видение тех процессов, которыми можно управлять и которые надо умело направлять. Если этого не делать они могут превратиться в стихийные. Кризис может возникнуть в случае стремления управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления. Антикризисное развитие - это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития. Известно, что многие процессы развития характеризуются нарастающей сложностью организации. Так происходит с производством, экономкой, социальной сферой. Усложняющаяся технология изготовления продукта, его разнообразие и функциональное назначение приводят к усложнению экономических связей, все большему разнообразию интересов человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, социодинамикой культуры и другими факторами. Процессы развития цикличны, и возрастание сложности происходит по логической прямой. Она характеризует этапы возникновения предпосылок, проявление процессов усложнения, исчерпание сложившейся основы и накопление потенциала дальнейших изменений.

Логистическая кривая отражает четыре этапа развития (рис.7). Так развивается не только организация, производство или фирма - таким же образом происходит и развитие управления. Ведь управление является частью социально-экономической системы и обладает всеми ее признаками. Однако развитие управления происходит со сдвинутой кривой, это отражает его статус, его относительность с тенденциями развития социально-экономической системы, его возможность и ограниченность реагирования на процессы изменений в социально-экономической системе в целом.

 

-простое управление; 2-производство в условиях нарастающей сложности производства; 3-управление адаптированное к соответствующей сложности производства; 4-управление, не соответствующее сложности производства (кризис управления).

Первый этап развития - это простое управление, обозримое по всем своим характеристикам и связям, не требующее больших затрат на обеспечение его эффективности, не отличающееся многообразием своего функционального содержания, предполагающее элементарные организационные формы.

Второй этап - управление в условиях нарастающей сложности производства, которое в своем развитии должно опережать развитие производства и способствовать дальнейшему повышению его сложности. Это управление ярко выраженного инновационного типа, но быстро исчерпывающее свои инновационный потенциал.

Третий этап - управление, адаптированное к соответствующей сложности производства. Здесь возможно возникновение нового несоответствия сложности производства и управления, нарушения соотносительности управляющей и управляемой систем. Это уже опасность кризиса управления, а вслед за ним и управляемой системы.

Антикризис в этом ракурсе выглядит его анализа выглядит как максимально сближение ветвей логистических кривых на начальных и заключительных этапах цикла развития производства и управления как максимальное опережение тенденции развития управления относительно тенденции развития производства на серединных этапах проявления этих тенденций. [8].

Управление социально-экономической системой в определенной мере всегда должно быть антикризисным.

Современное состояние большинства предприятий таково, что первоочередной тактической задачей для них является недопущение банкротства. Подобный подход не позволяет достичь устойчивой работы предприятия в долгосрочной перспективе. Поэтому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности, адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.

В литературе понятие антикризисного управления трактуется по-разному. В общем виде антикризисное управление (антикризисный менеджмент) определяется как деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего состоянию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание. Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации [2, с. 23].

1.1 Антикризисное управление. Методы, цели, принципы

Антикризисное управление - это управление, определенным образом предвидящее опасность кризиса, предусматривающее анализ его симптомов, меры по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.

Основная особенность антикризисного управления проявляется в возможности, используя методы антикризисного управления, не столько нормализовать сложившуюся кризисную ситуацию, сколько придать предприятию импульс к дальнейшему развитию [12, с. 28].

Антикризисное управление характеризуется следующими двумя функциями (рис. 1.1):

Рисунок 1.1 - Функции антикризисного управления [2, с. 45]

Антикризисное финансовое управление представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации комплекса специальных управленческих решений, направленных на предупреждение и преодоление финансовых кризисов предприятия, а также минимизацию их негативных финансовых последствий.

Главной целью антикризисного финансового управления является восстановление финансового равновесия предприятия и минимизация размеров снижения его рыночной стоимости, вызываемых финансовыми кризисами.

В процессе реализации своей главной цели антикризисное финансовое управление предприятием направлено на решение следующих основных задач:

1.      Своевременное диагностирование предкризисного финансового состояния предприятия и принятие необходимых превентивных мер по предупреждению финансового кризиса.

2.      Устранение неплатежеспособности предприятия.

.        Восстановление финансовой устойчивости предприятия.

.        Предотвращение банкротства и ликвидации предприятия.

.        Минимизация негативных последствий финансового кризиса предприятия. [4]

Социальная функция антикризисного управления состоит в сохранении предприятия как действующего и способного предоставлять применение местному труду и капиталу с минимальными изменениями трансакций в связи с наймом рабочей силы, а также привлекать инвестиции.

Краткосрочные цели антикризисного управления должны определяться параллельно с долгосрочными. Соответственно, в рамках антикризисного управления должны планироваться мероприятия, проекты, одни из которых рассчитаны на получение скорейшей отдачи, а другие - на отдачу в обозримом будущем [3, с. 46].

К основным задачам антикризисного управления можно отнести следующие (рис. 1.2):

Рисунок 1.2 - Основные задачи антикризисного управления [5, с. 49]

Основная концепция антикризисного управления должна строиться на ранней идентификации развития кризисной ситуации в условиях, когда предприятие еще полностью под контролем собственников и управляется привлеченными ими менеджерами, а, следовательно, имеет большую свободу действий и более широкий выбор антикризисных процедур по сравнению с кругом мероприятий, осуществляемых в процессе законодательного антикризисного регулирования [6, с. 51].

Одной из характеристик всякого управления является его предмет.

Антикризисное управление имеет предмет воздействия - проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса.

Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям.

Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним [6, с. 30].

Система антикризисного управления обладает свойствами, которые придают особенный механизм управлению: гибкость и адаптивность, способность к диверсификации и своевременного ситуационного реагирования, а также возможность эффективно использовать потенциал предприятия и неформальные методы управления. Эти особенности механизма антикризисного управления обусловлены и задачами, которые решает диагностика: своевременное распознавание симптомов, факторов и причин приближающегося кризиса, классификация его и выработка мер, которые необходимо принять [7, с. 24-25].

Система антикризисного управления должна отвечать следующим принципам (табл. 1.2):

Рассмотренные принципы служат основой организации антикризисного финансового управления предприятием. Предприятие без ясной и эффективной экономической стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Без такой стратегии предприятия теряют конкурентоспособность и стоимость.

Таблица 1.2 - Принципы антикризисного управления [5, с. 32]

Принципы

Содержание

1. Возможность дестабилизации

Существующее финансовое равновесие предприятия очень неустойчиво. На любом этапе экономического развития происходит изменение как внешних, так и внутренних условий его хозяйственной деятельности. Ряд этих условий усиливает конкурентную позицию и рыночную стоимость предприятия. Другие вызывают кризисные явления в финансовом развитии.

2. Ранняя диагностика развития кризисных явлений в финансовой деятельности предприятия

3. Бюджетирование

Наличие системы бюджетирования и планирования деятельности, которая позволяет наиболее точно идентифицировать и оценивать отклонения на предприятии.

4. Дифференциация отклонений по степени их опасности для финансового оздоровления предприятия

При разработке мероприятий для восстановления финансового равновесия необходимо учитывать индикаторы кризисных явлений по степени их опасности для финансового развития организации.

5. Классификация факторов, влияющих на предприятии и постоянный мониторинг их изменений

Выявление факторов, под воздействием которых происходят изменения, приводящие к кризису.

6. Срочность реагирования на отдельные кризисные явления в финансовом развитии предприятия

Чем раньше будут включены механизмы нейтрализации кризисного явления, тем большими возможностями к восстановлению нарушенного финансового равновесия будет располагать предприятие.

7. Адекватность реагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию

Включение отдельных механизмов нейтрализации угрозы банкротства должно исходить из реального уровня этой угрозы и быть адекватным ему. В противном случае или не будет нужного эффекта, или предприятие будет нести неоправданно высокие расходы.

8. Полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия развивающейся кризисной ситуации финансового состояния

При нормальных маркетинговых позициях предприятия угроза банкротства может быть полностью нейтрализована внутренними механизмами антикризисного финансового управления в пределах финансовых возможностей предприятия.


Содержание и эффективность антикризисного управления напрямую зависят от правильности выбора стратегии и тактики, которые определяются следующими факторами (рис. 1.3):

Рисунок 1.3 - Факторы, определяющие выбор стратегии и тактики антикризисного управления [2, с. 25]

Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. А глубина и характер кризиса зависят от эффективности управления, т.е. возможностей при решении проблем предвидения и смягчения кризиса, и использования их во благо развития.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др. (рис. 1.4).

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой

Рисунок 1.4 - Причины кризисов [5, с. 16]

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

2. Эффективность антикризисного управления организации

Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами.

Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Далеко не простое дело - своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. Это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий.

Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это, прежде всего, методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем.

Третья группа проблем представляет проблематику антикризисного управления в дифференциации технологий управления. Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. Здесь существует множество ограничений по времени, квалификации персонала, недостаточности информации и др. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса.

Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации.

Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками [5, с. 35].

Эффективность - это нормированный к затратам ресурсов результат действия или деятельности системы на определенном интервале времени (отношение эффекта к затраченному ресурсу, разность между ними, эффект при ограниченном ресурсе, функционал, учитывающий эффект и затраченный ресурс). Следует обратить внимание на то, что эффективность может быть определена только в отношении какой-то конкретной цели. Иначе говоря, не существует абстрактной "эффективности системы", имеет место исключительно эффективность достижения цели.

По содержанию эффективность управления можно разделить на экономическую и социальную. Такое деление обусловлено различием целей и спецификой форм эффекта [4, с. 52].

Результатом экономической эффективности является экономический эффект, отражающийся на росте прибыли, снижении издержек, повышении качества и т. д. Результатом социальной эффективности является социальный эффект. Он заключается в повышении удовлетворенности работников от выполняемой работы, улучшении условий труда, повышении благосостояния работников.

Взаимосвязь между экономической и социальной эффективностью очень тесная, так как зачастую при улучшении экономической обстановки улучшается и социальная удовлетворенность, и наоборот, при повышении социальной удовлетворенности повышается экономическая эффективность. Повышение прибыльности предприятия приводит к увеличению заработной платы (осуществлению материального стимулирования) и, как следствие, к удовлетворенности работников. Повышение социальной удовлетворенности в свою очередь способствует повышению производительности и улучшению качества и, как следствие, увеличивает прибыльность и т. д. Но следует отметить, что мероприятия социальной направленности могут принести свои плоды лишь в отдаленном будущем, поэтому подобные действия следует дополнительно сопоставлять со стратегическими и тактическими планами [4, с. 53].

2.1 Оценка эффективности антикризисного управления

Чтобы обеспечить необходимую эффективность управления, необходимо ее оценивать. Оценка эффективности может производиться по следующим направлениям: по конечным результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на капитал), по увеличению скорости оборачиваемости капитала, по изменению в качестве рабочей силы и т.п.

Самым простым примером может служить оценка эффективности управления по показателю уровня прибыли, по тенденции увеличения или снижения этого показателя. То есть, если оценить соответствие результатов деятельности фирмы действиям менеджмента, то полученный показатель будет являться критерием экономической эффективности управления.

Повышение эффективности деятельности - и, как следствие, конкурентоспособности предприятия - задача, от решения которой зависит успех развития в условиях рыночной экономики. Измерение и анализ эффективности важны для принятия обоснованных управленческих решений.

Эффективность управленческих решений может быть связана с тем, каким образом решения способствуют достижению целей организации:

точность решения, включающая точность сбора исходных данных и выполнения стоящих задач;

надежность решений, связанная с их обоснованностью;

быстрота подготовки и принятия решений;

гибкость и последовательность принимаемых решений.

Эффективность управления складывается из эффективности антикризисного, стратегического управления, финансового менеджмента и т.д.

Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисного управления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами.

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом, направленных на восстановление платежеспособности предприятия с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.

Антикризисное управление должно быть эффективным. Для этого необходимо заниматься различными сторонами процесса. Управлять необходимо:

активами (пассивами) предприятия;

этапами бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

программами защиты имущества и безопасности бизнеса;

кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные вопросы и т.д.);

программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами государственной власти;

программами информационной поддержки (включая доведение до сведения трудового коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а также доведение социально-значимых аспектов деятельности до широкой общественности).

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления (табл. 1.3). Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.

Таблица 1.3 - Факторы, определяющие эффективность антикризисного управления [6, с. 40]

Факторы эффективности

Содержание

1.Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка

В данном случае имеется в виду не только общий профессионализм управления, но и те профессиональные знания и навыки, которые отражают особенности антикризисного управления. Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.

2.Искусство управления, данное природой и приобретенное в процессе специальной подготовки

Во многих кризисных ситуациях индивидуальное искусство управления является решающим фактором выхода из кризиса или его смягчения. Поэтому для антикризисного управления особенно важно проводить психологическое тестирование менеджеров, отбирать такие личности, которые способны чутко реагировать на приближение кризиса и управлять в экстремальных ситуациях.

3.Методология разработки рискованных решений

Такая методология должна быть создана и освоена, потому что она в значительной мере определяет такие качества управленческих решений, как своевременность, полнота отражения проблемы, конкретность, организационная значимость. Эти свойства имеют особое значение в антикризисном управлении.

4.Научный анализ обстановки, прогнозирование тенденций

Эти факторы не могут не влиять на эффективность антикризисного управления. Видение будущего и не субъективное, а основанное на точном, научно обоснованном анализе позволяет постоянно держать в поле зрения все проявления приближающегося или проходящего кризиса.

5. Корпоративность

Это понимание и принятие всеми работниками целей организации, готовность самоотверженно работать для их достижения, это особый вид интеграции всех деловых, социально-психологических и организационных отношений. Корпоративность является результатом управления и элементом его цели, а также средством в механизме управления.

6. Лидерство

Лидерство определяется не только личностью менеджера, но и сложившимся стилем работы, структурой персонала управления, укрепившимся доверием к менеджеру, авторитетом власти, уверенностью. Опора на лидерство может сыграть решающую роль в преодолении кризиса или его смягчении.

7. Оперативность и гибкость управления

В кризисных ситуациях часто возникает потребность в быстрых и решительных действиях, оперативных мерах,

Факторы эффективности


изменении управления по складывающимся ситуациям, адаптации к условиям кризиса. Инертность в этом случае может играть отрицательную роль.

8. Стратегия и качество антикризисных программ

Во многих ситуациях возможна потребность в изменении стратегии управления и в разработке специальных программ антикризисного развития. Качество программ и стратегических установок могут быть различными.

9. Человеческий фактор

Существует понятие антикризисной команды - ближайших помощников антикризисного менеджера, которые могут пользоваться его особым доверием и способны согласованно и целенаправленно осуществлять программу антикризисного управления.

10. Система мониторинга

Представляет собой специально организованные действия по определению вероятности и реальности наступления кризиса и необходима для его своевременного обнаружения и распознавания.


Антикризисное управление считается эффективным, если выполнены следующие условия:

реструктурирована кредиторская задолженность (погашена, получена рассрочка на длительный период и т. д.);

увеличились чистые денежные потоки;

повысилась капитализация предприятия;

проведена реструктуризация предприятия (ликвидированы нерентабельные производства, реализованы непрофильные активы, проведены процедуры слияния или поглощения, сняты с баланса объекты социальной сферы и незавершенного строительства и т.д.);

улучшена система планирования за счет внедрения бюджетирования;

оптимизирована структура предприятия и т.д.

Эффективность антикризисного управления также оценивается с помощью таких экономических показателей как: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами, коэффициент оборачиваемости активов, коэффициент рентабельности капитала и т.д. Кроме того, эффективность антикризисного управления можно оценить и с помощью организационных (эффективность принятия решений) и социально-психологических показателей

Вывод

Современное состояние большинства хозяйственных объектов таково, что первоочередными тактическими задачами для них является реактивная форма управления и недопущение банкротства. Поэтому особое значение в сегодняшних условиях приобретает формирование эффективного механизма управления предприятиями, основанного на анализе финансово-экономического состояния, с учетом постановки стратегических целей деятельности, адекватных рыночным условиям и поиска путей их достижения.

В настоящее время под антикризисным управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса с целью ликвидации организации, либо управление, направленное на вывод ее из этого состояния.

Процедура диагностики кризисного состояния предприятия предусматривает определение четырех коэффициентов: коэффициента текущей ликвидности, коэффициента обеспеченности собственными средствами, коэффициента восстановления платежеспособности предприятия, коэффициента утраты платежеспособности предприятия.

Возможность нейтрализовать угрозу банкротства за счет внутреннего потенциала предприятия диагностируется с помощью двух показателей: коэффициента рентабельности капитала и коэффициента оборачиваемости активов.

В последнее время в России появилось много книг, статей, посвященных антикризисному управлению. Практически все авторы сходятся во мнении, что антикризисное управление должно занять свою "нишу" в рамках общей теории управления. Однако само же антикризисное управление они трактуют по-разному. Наиболее верным является системный подход к этому понятию, когда антикризисное управление трактуется как целый комплекс взаимосвязанных мероприятий от диагностики кризиса до применения особых мероприятий для его избежания и преодоления. Исходя из этого определения, деятельность антикризисного управляющего должна базироваться на основе глубокого анализа финансового состояния, деятельности и положения на рынке предприятия. Только после такого анализа антикризисный управляющий должен составить детально проработанный план антикризисного управления.

антикризисный управление экономический социальный

Список использованной литературы

1.       ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ

.         В.Г. Балашов, В.В. Григорьев, В.И. Гусев др. Антикризисное управление предприятиями и банками: учеб. пособие / - М.: Дело,2001. - 23 с.,25с.

3.      Орехов В.И., Балдин К.В., Гапоненко Н.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2008. С. 45-46.

4.       Волков А. Организация распознавания кризисных процессов в менеджменте и создание предпосылок успешной разработки и реализации антикризисных мер / А. Волков // Менеджмент сегодня. - 2003. - № 3. - С. 13-20.,с.52-54.

5.      Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 1999. - с.16-49.

.        Антикризисное управление: учебник для вузов/ Э. М. Коротков, А.А. Беляев, Д. Валовой др. - М.: ИНФРА-М, 2001. С.30-55.

.        Любушин Н.П. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. - с.49-55

8.       Черникова Ю.В., Юн Б.Г., Григорьев В.В. Финансовое оздоровление предприятий: теория и практика: Учеб. - практич. пособие. - М.: Дело, 2005.

9.      Юн Г.Б. Антикризисное управление предприятием: теоретические и практические аспекты. - М.: Московский издательский дом, 2002. - 342с.

Интернет источники

10.     Петухов Д.В. Антикризисное управление, учебный курс (учебно-методический комплекс) Элитариум: Центр дистанционного образования

11.    Статья И.А. Бланк «Сущность, задачи и принципы антикризисного управления предприятием»

Похожие работы на - Задачи антикризисного управления. Эффективность антикризисного управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!