Философия инновационного пространства

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,31 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия инновационного пространства














Контрольная работа

Философия инновационного пространства


1. Особенности инновационного пространства как интеллектуальной и смысловой системы в исторической перспективе

Инновационное, интеллектуальное и ценностно-смысловое пространство - это типы социального пространства, которое в настоящее время понимается как совокупность социальных отношений и связей, воспроизведенных на определенном множестве объектов в фиксированном территориальном масштабе. Данное понимание социального пространства базируется на релятивистском подходе [1] [2], в соответствии с которым пространство как форма существования (атрибут) природной, социальной и духовной реальности представляет собой определенную систему отношений между ее образованиями (объектами, явлениями, процессами).

В русле данного подхода интеллектуальное пространство представляется в виде совокупности отношений и связей между результатами познавательного освоения реальности, выраженными в форме мировоззренческих представлений, научных знаний, регулятивов социальных практик и др. Ценностно-смысловое пространство - это совокупность отношений и связей между универсалиями культуры, правилами и нормами цивилизованного поведения и деятельности людей, нравственными принципами и требованиями, смысложизненными ониентациями мировоззренческого уровня и др., т.е. то что выражает значимость природных, социальных и духовных образований для конкретного человека, определенной социальной группы, человеческого сообщества.

Интеллектуальное и ценностно-смысловое пространство определяют горизонты и ключевые ориентации человеческих способов освоения мира: познавательного, практически - духовного (религиозного, нравственно-этического, правового), художественного, как известно, не только обслуживающих практику, но и моделирующих ее новые схемы. Традиционно цели этих способов и реализующих их конкретных видов человеческой деятельности дихотомически делят на те, которые направлены на поддержание стабильных состояний (в природе, социуме, духовной сфере) и те, которые направлены на их преобразование.

Инновационная деятельность коррелирует с обоими интенциями при явно выраженном доминировании второй. Это доминирование обнаруживает тенденцию к нарастанию темпов и масштабов инновационных преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества. В итоге в настоящее время в общественном сознании установка на интенсивное осуществление инновационных преобразований не без оснований претендует на статус единственно верной идеологии в сфере социально-экономической деятельности и ряде других сфер жизнедеятельности общества. Эту установку сколь-нибудь серьезно не принижают ни традиционалистские ориентации, как правило, минимизирующие значение инновационной деятельности до неопределенно низкого уровня, ни вездесущий скепсис, зорко отслеживающий текущие и возможные трудности ее осуществления, ни реальные неудачи и нежелательные последствия многих инновационных проектов. Как и любое проявление социальной активности инновационная деятельность осуществляется в социальном, а следовательно в интеллектуальном, ценностно смысловом и инновационном пространствах.

Инновационное пространство - это совокупность социальных отношений и связей, воспроизведенных на определенном множестве объектов, непосредственно вовлеченных в инновационную деятельность. Данное определение также фундируется релятивистским пониманием природы социального пространства. Релятивистское понимание природы инновационного пространства предполагает определенную трактовку его атрибутов, к которым можно отнести конфигурацию, форму, структуру, плотность, полиморфность и качество.

Конфигурация инновационного пространства - это его границы, определяемые объектами, непосредственно вовлеченными в инновационные преобразования.

Форма инновационного пространства - определенное множество фиксированных типов отношений и связей (экономических, финансовых, информационных, правовых, техникотехнологических, образовательных, управленческих и др.) между объектами, непосредственно вовлеченными в инновационные преобразования; форма всегда не только содержательна, но и определенным образом структурирована, соответственно процесс формирования инновационного пространства необходимо сопряжен с его структурированием.

Структура инновационного пространства - это определенная иерархия множества отношений и связей между объектами, непосредственно вовлеченными в инновационные преобразования; это фактически отношения между отношениями внутри инновационной системы, среди которых можно выделить группы доминирующих отношений, зависимых, производных и др.;

Плотность - это количество охватываемых инновационным пространством, обладающим определенной конфигурацией, различных по степени сложности объектов, непосредственно вовлеченных в инновационное преобразования, и степень многообразия и интенсивности отношений между ними; это его насыщенность такого рода объектами и отношениями;

Полиморфность - способность принимать многообразные формы (структуры) за счет изменения иерархии и общего количества разнокачественных и разноинтенсивных отношений между объектами, непосредственно вовлеченными в инновационные преобразования.

Качество - это сопряженная с целями и задачами инновационных преобразований целостная определенность инновационного пространства, обусловленная спецификой непосредственно включенных в инновационные преобразования объектов, а также иерархией, степенью разнообразия и интенсивности их отношений и связей.

Генетически исходными отношениями и связями и в структуре инновационного пространства, и в структуре инновационной деятельности являются информационные, с которыми ассоциируется зарождение идеи, лежащей в основе будущей инновации. И хотя инновация в своем качестве - это состоявшаяся (более или менее успешная) альтернатива тому, что существует на рынке товаров и услуг, в сфере политики, образования, управления, культуры и др., не сводимая к идее, тем не менее без нее такого рода альтернатива невозможна. Сам же факт появления новой идеи, ориентированной на будущие нововведения, - это не только результат интеллектуальной деятельности, направляемой системой определенных смыслов и ценностей, но и более или менее масштабное изменение интеллектуального и ценностно-смыслового пространства. Второе не столь заметно вследствие фундаментальности и устойчивости в общественном сознании ценностно-смысловых структур, претерпевающих существенные изменения в ходе культурно-цивилизационных трансформаций, занимающих, как правило, длительные исторические периоды.

Тем не менее в целом изменения интеллектуального и ценностно-смыслового пространства в настоящее время происходят под нарастающим воздействием инновационной деятельности и динамики инновационного пространства. Позитивные примеры связаны в первую очередь с устойчивым расширением сферы применения инновационных технологий, растущим международным сотрудничеством в научно-технической сфере, определенным сближением позиций представителей разных стран и регионов по ключевым вопросам сосуществования (предотвращения крупных военных конфликтов, охраны среды обитания, поиска новых источников энергии и др.), наметившимся поворотом в среде самих интеллектуалов от бескомпромиссного противостояния к рациональному диалогу по ряду мировоззренческих и практически значимых аспектов. Наиболее зримый негативный пример современности - авантюрные инновации в сфере финансово-банковской деятельности, создавшие небывалый по своим масштабам и последствиям (в том числе и гуманитарным) финансово-экономический кризис.

В исторической перспективе не надо ожидать снижения интенсивности инновационных преобразований и сжатия инновационного пространства. Ориентироваться следует на наблюдаемую тенденцию их роста, а вместе с этим на предстоящую работу по анализу не только прямых эффектов инновационных преобразований, но и событий в резонансной сфере, по исследованию механизмов и условий накопления и использования инновационных ресурсов, в том числе духовно-интеллектуальных, по направленному структурированию регионального и мирового инновационного пространства, гармонично вписывающегося в его интеллектуальный, ценностно-смысловой и социальный контекст.

. Философия как концептуальная основа формирование инновационного пространства

инновационный философия пространство интеллектуальный

Главной закономерностью современного мирового развития является непрерывная динамика, системные изменения, усовершенствование политических, экономических, социальных институтов, культурных структур и их функций с целью достижения более рационального и эффективного управления обществом.

Именно они позволяют той или иной стране в сжатые временные сроки достичь необходимых, желанных характеристик и качеств для собственной успешной модели развития. Особое место в этом процессе занимают образование и культура народа, надлежащее состояние которых дает возможность обрести собственную инновационную стратегию.

Как свидетельствует мировой исторический опыт, те страны, где сформировались свои устойчивые национальные философские системы (школы) сумели достичь не только пиков цивилизационного развития на различных этапах, но, сохранив глубокие философские традиции, культурные основы, имеют способность стремительно возрождаться в национальном и государственном качестве.

По сути, состояние и место философии в обществе во многом определяет возможность формирования действенной идеологии его инновационного развития, сохранения этнонацио - нальной идентичности.

Возрастающая глобализация современного мира несет в себе целый ряд как позитивных, так и негативных тенденций. Среди последних - это проблема унификации, усреднения, стандартизации культурного пространства. Особо остро стоит вопрос о сохранении своей национально-культурной идентичности, языка, духовно-культурного наследия для народов, которые в силу определенных условий и факторов оказались в той или иной мере объектом языковой, ценностно-мировоззренческой, религиозной, информационной экспансии других стран.

В данном случае очень важно, чтобы система воспитания, образования вообще и преподавания общественных наук в частности, вырабатывали способность у людей к самостоятельному, критическому мышлению в осмыслении любых информационных потоков, умение преодолевать стереотипность мировосприятия и миропонимания. Изучение философии дает возможность показать и почувствовать все богатство и разнообразие мировой культуры, непреходящую ценность этнокультурной мозаичности, многообразия духовно-мировоззренческого опыта современного мира, в контексте которых только и возможна реализация личной свободы, как отдельного человека, так и воплощение этнонациональных интересов и чаяний каждого народа.

Исходя из общности европейского цивилизационного пространства, необходимости более тесного сотрудничества между странами западной, центральной и восточной Европы мы должны научиться лучше понимать отличия друг от друга, обусловленные различным политическим, мировоззренческим, социальным опытом.

Информационно-технологическая революция, охватывающая практически все страны, не снимает глобальных, культурно-цивилизационных отличий между народами, различий в привычном образе жизни и ценностных ориентациях, что в свою очередь требует разных путей модернизации экономики и социально-политических институтов. При всей своей привлекательности западные модели реформирования не всегда эффективно работают в иной социокультурной среде. Более того, иногда возникает угроза потери экономического суверенитета как права народа на собственные национальные ресурсы и права властных институтов проводить независимую социально-экономическую политику.

Трансформация общества как таковая может его привести как к социальному прогрессу, так и регрессу. Поэтому необходимо четко выяснить цель и реальную направленность трансформационных процессов, их глубинный смысл и долгосрочные перспективы, а самое главное

-соотнести цель и средства трансформации с реально-историческими возможностями.

Тема человека, социального всегда вызывает к себе огромный интерес, а в «эпоху перемен», по известному восточному определению, радикальных сдвигов системной трансформации, приобретает трагическое, драматическое звучание. Модернизация украинского общества, охватив все сферы человеческого бытия, поставила его самого в экстремальную ситуацию выбора собственной позиции, действия, поиска идентичных собственной личности ценностей и мировоззренческих ориентиров. В короткий исторический период разрушилась вся система привычных представлений, наставлений, ценностей, норм и стереотипов, которые определяли бытие обычного человека. Противоречивость общественных преобразований, новые экономические реалии и политические технологии, идеологические и информационные новации вызвали определенную дезориентацию в обществе, поставили вопрос идентификации и самоидентификации как общества в целом, так и отдельной личности. На смену социальному максимализму пришли повседневный прагматизм, разочарование от утраченных иллюзий.

В таких условиях умение логически мыслить, видеть причинно-следственные связи в общественных процессах, сформированные определенной философской культурой личности, помогут человеку не потерять социальный оптимизм, смысл и содержание собственной жизни.

. Философская методология инновационного процесса

Инновационная деятельность, инновационные процессы - это понятия, которые имеют самые разнообразные и широкие толкования. Размытость и распространение этих понятий на процессы, относящиеся ко всему новому, включая новые научные достижения, новые технологии, новые фундаментальные и прикладные научно-исследовательские разработки, формально (по смыслу слова инновации нововведения) справедливы.

Однако такое широкое толкование инновационной деятельности охватывает все, что понимается под научно-техническим прогрессом, смешивает научные и инновационные приоритеты, порождает ложные представления об одинаковости требований к инфраструктурам, обеспечивающим научное или инновационное развитие [3, с. 8].

Процесс использования новшества, связанный с его получением, воспроизводством и реализацией в материальной сфере общества, представляет собой инновационный процесс. Инновационные процессы зарождаются в отдельных отраслях науки, а завершаются в сфере производства, вызывая в ней прогрессивные, качественно новые изменения [6, с. 24].

Любой инновационный процесс характеризуется с позиций философской методологии объективностью, системностью, междисциплинарностью, цикличностью, синергетическим характером, вероятностным характером, рисковым характером, синкретизмом.

Объективность инновационных процессов основана на признании действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах. Основное содержание данной характеристики можно представить в виде следующих требований. Инновационные процессы должны исходить из чувственно-предметной деятельности (практики) во всем своем объеме и развитии. Также инновационные процессы исходят из фактов в их совокупности и выражают логику вещей в логике понятий. Внутреннее единство инновационных процессов характеризуется как глубинная основа всех его формообразований. Все явления инновационных процессов действуют конструктивно-критически в соответствии с логикой данного предмета.

Инновационный процесс также характеризуется системностью. При этом инновационный процесс рассматривается как сложная динамическая система, включающая в себя взаимосвязанные элементы. Это дает возможность описывать инновационный процесс с помощью динамических экономико-математических моделей. Данная характеристика не только описывает условия системности и технологичесности инновационной деятельности с помощью общего принципа системности, но и позволяет эффективно его использовать для построения методик инновационной деятельности.

Системность инновационного процесса является следствием его целенаправленности, поэтому все составляющие инновационного процесса строятся на принципе баланса интересов, определяющего общий вектор развития [1, с. 5].

Эффективность инновации существенно зависит от предыдущего состояния общественного производства и, в особенности, - от состояния нации - ее духовности, нравственности, интеллекта, физического развития. В свою очередь общественное производство и состояние нации развиваются под влиянием инноваций, но медленнее, чем сами инновации появляются и развиваются под влиянием общественного производства и состояния нации. Поэтому очень важно правильно выбрать из всего множества инноваций именно те инновации, которые необходимы для развития общественного производства в обозримом будущем, которые, образно говоря, смогут наиболее эффективно влиять на развитие общественного производства в обозримом будущем.

Системная философия не только описывает условия системности, но и предлагает Закон системности, Закон технологизации, Закон и принципы развития потенциала систем, модели процессов, структур и других частей систем. На основе этих принципов и законов с помощью инновационного метода системной философии создается системная технология определенного вида деятельности и конкретной деятельности. В результате технологии деятельности становятся системными, а системы деятельности - технологичными.

С помощью системной философии деятельности можно также создать системное единство технологий формирования и осуществления определенного инновационного проекта (например, государственного), всех его частей, реализуемых разными предприятиями и организациями, государственными ведомствами. Опираясь на метод системной философии, можно решить проблему объединения знаний из различных отраслей науки и практики в целостное знание для формирования и реализации системных идей развития общественного производства [5, с. 124].

Междисциплинарность как одна из характеристик инновационных процессов в понимается как система взаимодействий. Речь идет о разных уровнях взаимодействия - от простого обмена идеями до взаимной интеграции концепций, методологий, исследовательских процедур, терминологических дискурсов. Причем, в отличие от таких понятий, как «мультидисциплинар - ность», «плюридисциплинарность», «трансдисципли-

нарность», за междисциплинарностью закрепляется необходимая практика создания специальных коллективов исследователей, объединенных для совместной работы над общей проблемой, осуществляющих постоянную коммуникацию. Междисциплинарность в инновационных процессах предполагает ряд условий (методологических принципов) координации взаимодействия. Важнейшими среди них являются выработка единых, приемлемых для всех участников исходных представлений об объекте изучения; построение единого сложноорганизованного предмета исследования; выделение той дисциплины, которая отражает высшие уровни развития объекта и структурирование интегрального знания на основе концептуального аппарата этой дисциплины.

Субординация и координация методов исследования, выяснение места и значения каждого из них во взаимосвязанном решении познавательных задач, принцип генеральной цели междисциплинарного исследования, которая позволит осуществить отбор необходимого комплекса наук, также характеризуют инновационные процессы. В процессе разработки инноваций важное значение имеет создание единой теоретической концепции объекта, который составит ядро общей исследовательской программы.

Также инновационные процессы характеризуются цикличностью. Цикличность обусловлена наличием обратной связи. Использование результатов сферы исследований и разработок непосредственно вызывает технические, организационные и экономические изменения, что оказывает обратное воздействие на деятельность этой сферы. Обратная связь может иметь как положительный характер, так и отрицательный. Отрицательная обратная связь заключается в том, что если инновация внедряется и не дает запланированного экономического эффекта, то общая экономическая ситуация ухудшается, объем ресурсов, за счет которых развивается инновационный процесс, сокращается, и в результате процесс останавливается [1, с. 9].

Инновационные процессы имеют синергетический характер. Когда возникает новая инновационная парадигма и начинается разработка новых инновационных продуктов, тогда появляются и новые отрасли промышленности. Однако крайне важно, чтобы поток инноваций также поступал в старые уже существующие отрасли экономики, увеличивая там добавленную стоимость и обеспечивая значительный рост производительности. В результате передачи технологий от новых отраслей к старым традиционным отраслям происходит «слияние технологий» и эволюция инновационных парадигм. Таким образом, существуют два направления развития базисных инноваций. Первое - это образование новой отрасли промышленности, производящей новые инновационные товары. Второе - это проникновение в действующие традиционные отрасли, что дает толчок росту производительности и даже приводит к появлению новых продуктов через слияние технологий. Инновации обеспечивают значительный прирост экономики, если они проникают во многие ее сферы и являются универсальными.

Вероятностный характер инновационного процесса заключается в том, что не всегда начатый проект может иметь положительный результат, не гарантирован успех не только на этапе разработки, но и на этапе продвижения инновации на рынок. Поэтому необходимо иметь представление и сути проекта и расчет вероятности по его успешному окончанию.

С другой стороны, известно, что далеко не всякая начатая программа инновационных исследований и разработок имеет шанс на успех. Не гарантировано достижение позитивного результата и в реализации инновации на рынке. Не определены перспективы ее распространения. Вместе с тем, переход к практическим действиям по коммерциализации инновации сопровождается значительным риском реализации не самого лучшего из возможных варианта. При этом всегда сохраняется вероятность того, что продолжение исследований в будущем даст шанс найти более эффективный вариант (за счет дополнительной научной информации, детализации и углубления исследований, прогресса в обеспечивающих областях и т.д.). Следовательно, на каждом этапе проведения разработок (даже уже на самом начальном), прежде всего, из-за финансовых ограничений возникает дилемма: продолжать изыскания или завершить научнотехнические мероприятия, остановившись на лучшем варианте на данный исторический момент. Все это и определяет вероятностный характер инновационного процесса [2, с. 73].

Инновационные процессы всегда имеют рисковый характер, так как инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

Все субъекты инновационного риска делятся на активных и пассивных. К первым принадлежат те субъекты, которые принимают решения о самом осуществлении того или иного инновационного проекта, сроках и условиях его реализации. Пассивными являются те субъекты, которые оказываются «втянутыми» в инновационный процесс не в результате сознательного принятия инновационных решений, а в силу внешних обстоятельств. В число пассивных субъектов риска входят исполнители, занятые в реализации инновационного проекта, потребители его результатов. Инновационный проект нацелен на изменение соответствующего экономического потенциала предприятий. Следовательно, показатель уровня риска должен характеризовать возможное отклонение от запланированного данным проектом приращения потенциала предприятия и тот ущерб, который с этим отклонением связан.

К внешним относятся факторы, не связанные с деятельностью предприятия, на котором предполагается реализация инновационного проекта; речь идет о различных политических, экономических и других факторах. В современных условиях, которые имеют место в России, именно внешние факторы играют существенную роль в общей картине риска.

Внутренние факторы риска возникают в ходе деятельности каждого из участников проекта. Они подразделяются на факторы риска основной и вспомогательной деятельности участников. Первые образуют наиболее заметную и представительную группу - это производственные факторы риска нарушения персоналом технологической дисциплины, неплановые остановки оборудования, аварии, нарушения поставок сырья и комплектующих, экономические преступления.

Последняя характеристика инновационных процессов с точки зрения методологии философии - это синкретизм, который раскрывает нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственный ранним стадиям его развития. Синкретизм в инновационной деятельности проявляется в виде нарастающей тенденции к единству науки и междисциплинарного объединения на основе синергетики.

Таким образом, в основе инновационных процессов с точки зрения философии лежат различные характеристики, которые определяют их сущность и значимость.


Литература

.Закономерности процесса инноваций последней четверти ХХ века. - Москва, 2007.

2.Карпова, Ю.А. Введение в социологию инноватики. - СПб., 2004.

3.Колосов, В.Г. Основы инноватики: учебное пособие. - М., 2009.

4.Лапин, Н.И. Теория и практика инноватики: учебное пособие. - М., 2008.

6.Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия. - М., 2005.

7.Бурдье, П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение // Социология политики. - М., 1993. - С. 33-52.

8.Ло, Дж. Объекты и пространства // Социологическое обозрение. - №1. - 2006. - Том 5. - С. 31-43.

Похожие работы на - Философия инновационного пространства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!