Теория и практика издержек производства в рыночной экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    349,16 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория и практика издержек производства в рыночной экономике

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ハафедра «Теоретическая экономика и международные экономические отношения»








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Микроэкономика»

на тему «Теория и практика издержек производства в рыночной экономике»




Выполнила: студентка 1 курса, 1 группы

специальности «Мировая экономика»





Самара 2012

Содержание

Введение

Глава 1. Производство и издержки: теоретический аспект

1.1 Фирма как субъект производства. Процесс производства

1.2 Издержки производства: понятие, классификация

Глава 2. Производство и издержки в экономике Российской Федерации

2.1 Проблема производства и формирования издержек в российской экономике

2.2 Направления оптимизации производства и минимизации издержек

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современных условиях значительная роль отводится предприятию (фирме), т.к. в рыночной экономике именно на уровне этого субъекта решаются главные вопросы экономики: что, как и для кого производить? Без должного знания теории производства и издержек, законов этого производства, а также без применения этих знаний на практике, невозможно максимально эффективное функционирование фирмы, а значит и эффективное использование ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей. Таким образом, для стабильного функционирования и развития всей экономической системы необходима эффективность всех ее звеньев, в том числе и предприятия, как части этой системы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что актуальность темы данной курсовой работы обусловлена ее практическим значением.

Что касается степени разработанности данной проблемы, то можно сказать, что в настоящее время теория производства уже полностью сформированная. Данной проблемой занимались такие экономисты, как Р. Коуз (теория фирмы и трансакционных издержек), Ф. Найт (теория предпринимательства, прибыли), П. Дуглас (производственная функция), О. Уильямсон (исследования в области экономической организации), А. Алчиан (обмен и производство), Ф. Визер (предельная полезность, альтернативные издержки) и др. Среди отечественных ученых можно отметить В.В. Леонтьева (метод «затраты-выпуск»), Л.В. Канторовича (теория оптимального распределения ресурсов) и др.

Цель курсовой работы: проанализировать теорию производства и издержек в рыночной экономике.

Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

) рассмотреть теоретический аспект, который включает:

а) фирму, как главного субъекта производства в рыночной экономики;

б) издержки, их сущность и классификацию;

) проанализировать производство и издержки в экономике РФ, что, в свою очередь, включает:

а) проблему производства и формирования издержек в российской экономике;

б) направления оптимизации производства и минимизации этих издержек.

Глава 1. Производство и издержки: теоретический аспект


.1 Фирма как субъект производства. Процесс производства

рыночный экономика издержки

В рыночной экономике предприятие (фирма) - это главный субъект производства продукции, а предприниматель - ключевая фигура. Между понятиями «предприятие» и «фирма» некоторые экономисты выделяют различия, но мы в своей работе будем считать эти понятия эквивалентными. Что же такое фирма? В узком смысле слова, фирма - это имя, под которым юридически полноправный предприниматель ведет свои дела. В широком смысле - это основная хозяйственная единица современной экономики рыночного типа, зарегистрированная в соответствующей правовой форме. Можно дать еще несколько определений, но, по сути, они отражают одно и то же. Предприятие (фирма) - экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. В современной экономической теории фирма есть та организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Также под фирмой (firm) понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Но как появляются и существуют фирмы? Научный ответ на этот вопрос дают разные теории. Одни экономисты рассматривают современные фабрики (фирмы) как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин (К. Маркс), другие считают, что фирмы - результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт), третьи объясняют появление фирм необходимостью уменьшения трансакционных издержек. Последняя заключается в том, что деятельность рынка предполагает некоторые издержки, которые можно сократить, создавая организации и предоставляя некоему авторитету («предпринимателю») право направлять ресурсы.

Фирма в неоклассической теории выглядела как «черный ящик», в котором ресурсы трансформировались в продукты в соответствии с характером производственной функции (выражающей технологическую зависимость последних от первых) и той внешней средой (рыночной структурой), которая определяла способ максимизации прибыли как целевой функции фирмы (совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

Институциональная теория по-иному рассматривает фирму. Здесь в центре внимания другое: объяснение существования и, соответственно, в дальнейшем - сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, планирования, контроля и др.

Несмотря на некоторые различия в подходах к понятию и сущности фирмы, можно сделать вывод о том, что предприятие, как уже отмечалось выше, играет главную роль в условиях рыночной экономики. Понимание того, что представляет собой фирма, является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений на микро- и макроуровне. Современное рыночное хозяйство демонстрирует многообразие видов фирм. Но если говорить о целях любой фирмы, то их можно свести к одной: цель любой фирмы на рынке - максимизация получаемой прибыли. В связи с этим следует рассмотреть процесс производства.

На рынках готовой продукции фирма выступает как производитель-поставщик, а ее поведение характеризует предложение товаров и услуг. Для осуществления своей хозяйственной деятельности фирма использует факторы производства. Факторы производства - это ресурсы, используемые для производства товаров и услуг. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и информация. Производственная функция (production function) - зависимость между количеством ресурса, применяемого для производства некоторого блага, и объемом его выпуска:

, (1)

где x1, x2, x3 - факторы производства.

Для упрощения в теории производственная функция рассматривается на основе двух факторов производства - капитала(K) и труда(L):

 (2)

Эта функция показывает максимально возможный выпуск продукции при каждом сочетании факторов производства.

В теории фирмы важную роль играет фактор времени. В связи с этим в деятельности фирмы выделяют краткосрочный и долгосрочный периоды. Краткосрочным называется период, в течение которого, по крайней мере, один фактор производства сохраняет прежние размеры (т.е. является фиксированным, постоянным), а фирмы не могут ни покинуть отрасль, ни войти в нее. Долгосрочным, напротив, называется период, достаточно продолжительный для того, чтобы все факторы имели возможность изменить свои размеры, т.е. стать переменными, а фирмы могли покинуть отрасль или войти в нее.

Рассмотрим подробнее производство в эти периоды.

Производство в краткосрочный период

Предположим, что продукт производится с использованием одного фиксированного фактора, а затраты труда постоянно возрастают. При этом по закону производственной функции, увеличится количество совокупного продукта (Q), возрастет средний (AP) и предельный продукт (MP) производства. Совокупный продукт (total product) - это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. Разделив совокупный продукт на единицу переменного фактора, получим средний продукт (average product):

 (3)

Предельный продукт (marginal product)- это прирост совокупного продукта, полученный в результате приращения количества использованного переменного фактора:

 (4)

Взаимодействие общего, среднего и предельного продуктов позволяет определить максимальный объем производства (рис. 1-1). В целом, достижение максимального объема производства определяется динамикой предельного продукта. На рисунке 1-1 видно, что пока предельный продукт положительный, совокупный продукт возрастает. Совокупный продукт максимизируется в точке, когда очередной дополнительный работник уже не может ничего добавить к объему производства, т.е. предельный продукт равен 0. Когда предельный продукт оказывается больше среднего, средний продукт растет; если предельный продукт меньше среднего, средний продукт уменьшается.

Рис. 1-1 Взаимодействие общего, среднего и предельного продуктов

Производство в долгосрочный период

Предположим, продукт создается с использованием двух переменных факторов: труда и капитала. При разных сочетаниях этих факторов может быть получено разное количество продукции. Если предполагаемые объемы производства вынести на график, получим карту изоквант. Изоквантой называется геометрическое место точек, соответствующих всем комбинациям двух ресурсов, способным произвести заданный объем продукта (рис. 1-2). Предпринимателю безразлично, какую комбинацию ресурсов применить: А, В или С, поскольку в любом случае будет произведено одно и то же количество товара.

Рис. 1-2 Изокванта

Совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов, называется картой изоквант (рис.1-3).

Рис. 1-3 Карта изоквант

При неизменной технологии и заданном объеме производства фирма может максимизировать прибыль, замещая более дорогой фактор более дешевым. Предельная норма технологического замещения факторов производства показывает, какое количество одного фактора следует сократить, чтобы увеличить количество другого фактора на одну дополнительную единицу:

 (5)

Изокоста есть геометрическое место точек, соответствующих всем комбинациям двух ресурсов, которые имеют одинаковую стоимость (рис.1-4). Если P1 - цена фактора производства F1, а P2 - цена F2,то, располагая определенным бюджетом С, наш производитель может купить X единиц фактора F1 и Y единиц фактора F2:

 (6)

или для труда и капитала:

 (7)

Рис. 1-4 Изокоста

Касание изокванты с изокостой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объема производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов (рис. 1-5). В точке E при данных издержках достигается максимальный объем производства.

Рис. 1-5 Равновесие производителя

1.2 Издержки производства: понятие, классификация

Цель фирмы в рыночной экономике - максимизация прибыли. Но любое производство немыслимо без затрат, или издержек. Затраты - это стоимость всех ресурсов, использованных на конкретные цели в процессе деятельности организации за определенный период времени. Издержки являются одновременно и простой и очень сложной категорией. Простой, потому что само значение слова «издержки» подсказывает: это то, во что обходится предпринимателя организация производства, а сложной - потому что существует ряд методологически разных подходов к определению сущности, классификации и величины издержек.

дополнительные издержки обращения - это затраты, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся затраты на транспортировку, хранение, сортировку, расфасовку, упаковку, комплектование и доработку продукции. Эти издержки увеличивают конечную стоимость товара.

чистые издержки обращения - это затраты, связанные со сменой форм стоимости реализуемых товаров (товарной формы на денежную и наоборот). К ним относятся затраты на оплату труда продавцов и кассиров, на аренду и содержание торговых помещений, на учет и охрану товаров и денег, на рекламу, на организацию спекуляции. Эти издержки не образуют и не увеличивают стоимость товара.

Во-вторых, выделяют индивидуальные и общественные издержки. Индивидуальные издержки - это издержки производства на каждом отдельном предприятии. Общественные издержки - это издержки на производство продукции в целом в обществе.

В-третьих, с точки зрения поступления средств выделяют внешние (явные) и внутренние (неявные) издержки. К внешним издержкам относятся платежи внешним (по отношению к данной фирме) поставщикам.

Внутренними издержками являются:

издержки на ресурсы, принадлежащие самому предпринимателю;

нормальная прибыль, которая приходится на такой важнейший ресурс, каким является предпринимательская способность. Нормальная прибыль представляет собой ту минимальную прибыль, которая позволяет капиталу удерживаться в данной сфере применения.

В-четвертых, издержки делятся в зависимости от периода действия предприятия.

В краткосрочном периоде издержки бывают постоянными (фиксированные), переменными и общими (валовыми). Постоянные издержки (fixed cost) - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объёма производства (рис. 1-6). Фиксированные издержки включают все обязательные платежи: налоги, проценты по займам, арендную плату, платежи по долгосрочному лизингу оборудования, оплату охраны, оплату труда некоторых ценных специалистов и пр.

Рис. 1-6 Постоянные издержки

Переменные издержки (variable cost) - это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства (рис. 1-7). К переменным издержкам относятся затраты на материалы и сырье, на электроэнергию и пр., а также оплата труда наемных рабочих и служащих.

Рис. 1-7 Переменные издержки

Общие издержки (total cost) -совокупность постоянных и переменных издержек фирмы в связи с производством продукции в краткосрочный период (рис. 1-8). Общие издержки - это сумма постоянных и переменных издержек:


Рис. 1-8 Общие издержки

Если разделить каждую из названных выше категорий на объем выпуска продукции, то будет получена еще одна группа показателей издержек, а именно средние издержки. Таким образом, получают:

средние фиксированные издержки:

 (8)

средние переменные издержки:

 (9)

средние общие издержки:

 (10)

Графически группа средних издержек будет выглядеть следующим образом (рис 1-9).

Рис. 1-9 Средние издержки: фиксированные, переменные, общие

Также существуют предельные издержки (рис. 1-10).

Предельные издержки (marginal cost) - это приращение совокупных издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Предельные издержки характеризуют возрастание общих издержек в связи с выпуском дополнительной единицы продукции.


Рис. 1-10 Предельные издержки

В долгосрочном периоде все элементы издержек изменчивы. С целью максимизации прибыли фирма расширяет объемы производства, и здесь возможны три случая (рис. 1-11):

) если по мере роста масштаба производства средние издержки имеют тенденцию к понижению, говорят о положительном эффекте масштаба;

) если по мере увеличения масштабов производства средние издержки не изменяют своей величины, то эффект масштаба будет нулевым;

) если с ростом масштаба производства средние издержки возрастают, то эффект масштаба будет отрицательным.

Рис. 1-11 Кривая долгосрочных средних издержек

В-пятых, в особый вид издержек стоит выделить трансакционные издержки. Этот термин в научный оборот ввел Рональд Коуз. В первых работах терминология Коуза еще не устоялась, и он говорит то об «издержках использования ценового механизма», то об «издержках по осуществлению сделок путем обмена на открытом рынке», то об «издержках совершения рыночных сделок». Позднее общеупотребительным стал термин «трансакционные издержки» (от английского transaction - сделка). Они состоят из затрат по поиску информации о ценах и качестве необходимых товаров, а также расходов, связанных с заключением контрактов, контролем за их выполнением и их юридической защитой. Сам Р. Коуз описывает трансакционные издержки так. Чтобы осуществить рыночную трансакцию, необходимо определить, с кем желательно заключить сделку, оповестить тех, с кем желают заключить сделку, о ее условиях, провести предварительные переговоры, подготовить контракт, собрать сведения, чтобы убедиться в том, что условия контракта выполняются, и так далее. В настоящее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Для более полного понимания сущности трансакционных издержек обратимся к их классификации по Д. Норту и Т. Эггертссону. Согласно этой классификации, трансакционные издержки это:

1. издержки поиска;

2.      издержки ведения переговоров;

.        издержки составления контракта;

.        издержки мониторинга;

.        издержки на принуждение;

.        издержки на защиту прав собственности.

Пункты 1-3 относились к ex ante(к деятельности до появления юридически оформленного контракта). А с пункта 4, когда такой контракт уже появился, начинается ex post (деятельность после его появления).

рыночный экономика производство издержка

Глава 2. Производство и издержки в экономике Российской Федерации


2.1 Проблема производства и формирования издержек в российской экономике


Рассмотрим теперь практический аспект данной темы, т.е. производство и издержки в экономике Российской Федерации. В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ. В качестве основной задачи правительства объявлялась макроэкономическая и финансовая стабилизация одновременно с переходом к рыночной экономике, с приватизацией государственной собственности во всех сферах экономики. В числе мероприятий значились либерализация цен на основные товары и услуги, массовая приватизация и др. Если на первой стадии реформ основными приоритетами были создание частной собственности и рыночной инфраструктуры, то на второй стадии главными становятся улучшение социальных условий, усиление конкурентоспособности на мировом рынке и поддержание макроэкономической стабильности. Несмотря на некоторые негативные последствия, в целом в ходе реформ 90-х гг. прошлого столетия были созданы основные механизмы рыночной экономики, т.е. данные реформы положили начало становлению рыночной экономической системы.

После дефолта 1998 г. позитивные сдвиги на микроуровне российской экономики наблюдается, прежде всего, в тех двух сферах, где сосредоточено большинство «быстрых» фирм. А именно улучшилась инфраструктура ведения бизнеса, и возникло производство, ориентированное на «субсредний класс». На российском рынке нами зафиксированы следующие механизмы распространения благоприятных изменений внутри отраслей и в смежных секторах деятельности: подражание; соперничество; синергия.

.        Подражание. «Быстрые» фирмы в России характеризуются выраженной тенденцией пристраиваться «в хвост» за удачливым первопроходцем; в результате формируется целый «куст» бурно развивающихся предприятий.

.        Соперничество. Рост конкурентоспособности инициатора перемен означает для его соперников угрозу вытеснения с рынка. Они вынуждены копировать новинку или искать ассиметричный ответ.

.        Синергия. Взаимодействующие фирмы демонстрируют куда более мощную и устойчивую тенденцию к росту, чем изолированные.

Целесообразно рассмотреть и состояние производства, его конкурентоспособности в современных экономических условиях России.

Под конкурентоспособностью производства следует понимать способность данного способа производства (в том числе такой организации производственных факторов) обеспечивать создаваемой продукции (товару) возможность конкурировать с аналогичной (аналогичным).

Конкурентоспособность можно рассматривать применительно к следующим объектам:

1) понятие конкурентоспособности может описывать производимые товар или услугу;

2)      понятие конкурентоспособности используется при характеристике хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм. В этом случае конкурентоспособность может быть определена как возможность такого субъекта присутствовать на рынке товаров (услуг), получая при этом экономическую выгоду от такого присутствия.

По последним данным Всемирного банка в последнем Индексе глобальной конкурентоспособности (за 2010-2011 гг.) Россия занимает 63 место, при этом ее конкурентоспособность оценивается в 4,2 балла.

Также данные Всемирного банка свидетельствуют, что при всех сложностях открытия нового дела в России, особые трудности ждут предпринимателя на этапе работы уже созданной компании. По многим показателям ведение бизнеса остается обременительным.

По нашему мнению, в связи с ресурсно-сырьевой ориентацией, в экономике РФ наблюдается диспропорциональная структура производства. Другими словами, одним из минусов производства в нашей стране является то, что производится мало товаров общественного потребления, а если и производится, то ненадлежащего качества. Современная ситуация в отечественной промышленности характеризуется: отставанием производства по комплексу высоких технологий, снижением средней квалификации научного и производственного персонала, неэффективной организацией связи между участниками производственного процесса, высокой прибыльностью инвестиций в потребительском секторе на фоне непривлекательности промышленных компаний (например, из 1 млрд. долл. иностранных инвестиций вложенных в российский бизнес менее 2% направлено на технологические компании) и т.д. Можно сделать вывод о том, что кризис 90-х годов привел к потере национальной экономикой практически всех конкурентных преимуществ и, следовательно, снижению уровня конкурентоспособности. Высокий уровень износа, технологическая разбалансированность, применяемые ресурсозатратные технологии - вот те реальности, которые препятствуют росту производства на «старых» мощностях. Низкая конкурентоспособность российской экономики во многом предопределена сосуществованием на одних и тех же рынках предприятий-лидеров и фирм-аутсайдеров при наличии огромного разрыва между ними в уровне производительности.

В современных условиях быстрого развития НТП важным средством производства становится информация. Информационное обеспечение позволяет выявить и устранить возможные потери, связанные с несовершенством действующей технологии, техники, системы управления и т.д., выбрать наиболее оптимальный вариант и внедрить его. Таким образом, достоверная и оперативная информация выступает необходимым условием сознательного экономического регулирования производства и повышения его эффективности. Если говорить об обеспечении производством информацией, то здесь ситуация такова, что потребность в информации до сих пор не ставится российскими предпринимателями на ведущие места в числе актуальных проблем. Основной проблемой, с которой сталкиваются предприятия при функционировании систем информационного обеспечения, является, прежде всего, неумение сотрудников формировать информационные сообщения и доклады, что говорит о недостаточной информационной культуре на российских предприятиях.

Также можно рассмотреть объем инвестиций в основной капитал и объем затрат на исследование и разработки. Первый фактор - инвестиционный - положительно влияет на экономическую эффективность за счет обеспечения замены старого оборудования на новые технологии. Второй фактор - инновационный - положительно влияет на экономическую эффективность за счет возникновения новых методов производства, которые впоследствии могут принять форму производственных технологий. Инновационно активными можно считать не более 6% предприятий, тогда как, например, в США таковых не менее трети.

Формирование издержек в экономике Российской Федерации имеет ряд особенностей. В российской экономике издержки производства определяются как себестоимость, которая отражает стоимость затрат, понесенных предприятием в связи с производством продукции. Согласно Постановлению Правительства РФ № 552 от 5 августа 1992 г. себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. В соответствии с принятой в России системой бухгалтерского учета элементная структура себестоимости включает пять составляющих:

1) материальные затраты (сырье, материалы, топливо и др.);

2)      затраты на оплату труда персонала;

)        отчисления на социальные нужды, начисляемы на фонд оплаты труда;

)        амортизация основных фондов;

)        прочие затраты.

Методология учета себестоимости в России отличается от методологии учета издержек фирм в странах с развитой рыночной экономикой:

во-вторых, в себестоимости отсутствует деление состава валовых издержек на постоянные и переменные;

в-третьих, в системе учета затрат не берутся во внимание предельные издержки;

в-четвертых, в себестоимости не отражается целый ряд статей трансакционных издержек.

Поэтому действующая в РФ система учета издержек не вполне отвечает рыночному характеру деятельности предприятий.

Затраты являются фактором конкурентоспособности товара / услуги и показателем, характеризующим работу предприятия. Сегодня на отечественных предприятиях сложились довольно высокие уровни производственных запасов, и на предприятиях имеют место очень высокие издержки по содержанию самих запасов. Высокие трансакционные издержки являются неотъемлемой чертой развивающихся рынков, их «детской болезнью».

В целом, снижение себестоимости продукции является одной из главных проблем российских предприятий. Высокие издержки обусловлены такими факторами, как инфляционные ожидания, неразвитость ресурсных рынков, экспортная ориентация производителей сырьевых ресурсов, недостаточная загруженность производственных мощностей и т.д.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Россия не уступает экономикам с аналогичным уровнем развития, однако исходя из того, что она не является лидером по продвижению инноваций и совершенствованию производства, - которые в Докладе о глобальной конкурентоспособности рассматриваются как важный признак продвижения на новый уровень развития, - Россию нельзя считать передовой по сравнению со многими странами с аналогичным уровнем развития.

Резюмируя, следует отметить следующие недостатки конкурентоспособности производства в России:

подъем экономики, обеспеченный доходами от экспорта сырья;

значительное государственное вмешательство в экономику;

отсутствие совершенной конкуренции на рынке страны и отлаженных рыночных механизмов регулирования экономических процессов;

неэффективность работы административных органов (коррупция, бюрократия);

неэффективное исполнение законов, отсутствие независимости у судебной власти;

нехватка квалифицированных рабочих кадров с образованием, соответствующим потребностям экономики;

неразвитость финансового рынка страны;

недостаточное финансирование НИОКР, коммерциализации их результатов и внедрения инноваций.

.2 Направления оптимизации производства и минимизации издержек

Эффективность производственной деятельности предприятия определяется способом производства и его эффективностью. Существуют различные направления повышения эффективности производства:

Научно-технический прогресс. Естественно, что при внедрении новых технологий на предприятии снизятся затраты на производство единицы товара и через экономию возрастет прибыль и эффективность.

Одно из направлений оптимизации производства - это своевременное выполнения условий во избежание производственных ошибок. Некоторые из их числа следующие:

постоянное повышение квалификации работников и обучение их действиям в кризисных ситуациях

построение эффективной системы информационного обеспечения и анализа

повышение уровня автоматизации управленческих и производственных процессов предприятия.

Процесс оптимизации производства и повышения качества и конкурентоспособности продукции предполагает выполнение следующих функций:

•  Прогнозирование качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг - выявление требований потребителей к номенклатуре, ассортименту и качеству продукции; выявление научно-технических и экономических возможностей удовлетворения перспективных требований потребителей;

•        Нормирование требований к качеству и конкурентоспособности - производится путем установления в нормативно-технической документации регламентированных значений показателей качества и себестоимости изготовления и реализации продукции;

•        Аттестация и сертификация продукции - объективная оценка уровня качества продукции и технологических процессов ее изготовления

•        Организация разработки и постановки продукции на производство - создание и модернизация в короткие сроки продукции, технический уровень которой соответствует лучшим отечественным или зарубежным достижениям либо превосходит их

•        Организация технологической подготовки производства - разработка технологических процессов, проектирование технологической оснастки, инструмента, специального оборудования и их изготовление или приобретение

•        Организация материально-технического обеспечения конкурентоспособности продукции. Функция направлена на обеспечение в соответствии с запланированными показателями качества и конкурентоспособности: поставки сырья, материалов, комплектующих изделий с минимальными затратами; технологической оснасткой; технологических процессов энергоносителями и энергией

•        Обеспечение стабильности запланированного уровня качества и конкурентоспособности продукции при ее изготовлении, транспортировке, хранении и потреблении - создание условий, обеспечивающих устойчивое соблюдение норм и нормативов качества и конкурентоспособности

•        Стимулирование повышения качества и конкурентоспособности - меры материального и морального стимулирования, принимаемые внутри предприятия и направленные на обеспечение конкурентоспособности продукции

•        Контроль качества продукции - предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий, условиям поставки, договорам

•        Правовое обеспечение качества и конкурентоспособности - эффективное применение средств юридического воздействия на объекты управления на всех стадиях жизненного цикла товара;

•        Информационное обеспечение - своевременное обеспечение рабочих, руководителей и специалистов предприятия данными о качестве продукции и издержках на ее изготовление.

Осуществление данных функций возможно через следующие методы:

а) административные (опираются на власть; прямо воздействуют на волю через предписания; имеют безвозмездный характер);

б) экономические (косвенное воздействие на работников, обеспечивающих качество и конкурентоспособность продукции; с их помощью создается стабильный механизм экономической заинтересованности работников в высокой конкурентоспособности продукции предприятия);

в) социально-психологические (в работниках воспитывается чувство гордости за свое предприятие и продукцию, повышается моральная заинтересованность, гарантируется общественное признание авторов разработок конкурентоспособной продукции).

Выделяют основные пути оптимизации и повышения конкурентоспособности производства в экономике России:

1)   уменьшение всех издержек, в том числе и трансакционных;

2)      обеспечение производства качественной, достоверной и оперативной информацией;

)        улучшение инвестиционной привлекательности российского производства;

)        увеличение затрат на НИОКР с целью повышения инновационной деятельности предприятий;

)        эффективное использование природных ресурсов и пропорциональное развитие производства в целом;

)        совершенствование правовых институтов и нормативно-правовой базы;

)        эффективная рациональная экономическая политика государства, создающая максимально комфортные условия для организации и дальнейшего стабильного развития производства.

Подобно тому как один и тот же объем выпуска может быть получен при разных комбинациях факторов, разные их сочетания могут дать одинаковый уровень издержек. Линия, отражающая разные комбинации факторов производства, дающих равные суммарные издержки, называется изокостой. Принимая цены факторов неизменными, а совокупные издержки равными сумме постоянных и переменных издержек ТС = PkK+PLL, мы можем дать графическое описание изокост для различных уровней издержек C1, C2, С3. (Рис. 2-1.)

 

Рис. 2-1. Уровень издержек и изменение наклона изокосты изокосты

Каждая из изокост описывает все возможные комбинации факторов, которые дадут один и тот же уровень совокупных издержек, при этом более высоко расположенная изокоста отражает более высокий уровень издержек. Поскольку каждая точка изокосты отражает одинаковые по величине издержки, то наклон изокосты будет равен соотношению цен факторов, взятому с обратным знаком (-)PL/Pk. Если ТС = Pk K + PLL = const, то ΔКРК + ΔLРL = 0 или -ΔКРК = ΔLPL. Таким образом, ΔK/ΔL = (-)РLК Угловой коэффициент изокосты говорит о том, что если производитель замещает единицу труда капиталом, то чтобы сохранить прежний уровень издержек, он может приобрести (-)PL/PK единиц капитала по цене РК Или К = ТС/ /Рк - L(РLК) Естественно, что в случае изменения цены на один из факторов наклон изокосты меняется. (Рис. 10.) Если увеличится цена единицы труда, то изокоста станет более крутой (С1). Увеличение цены единицы капитала даст более пологую изокосту (С2). Если изменятся цены обоих факторов производства, то изменение положения изокосты (С3) будет зависеть от изменения соотношения цен факторов PL/PK

Минимизация издержек производства

Учитывая различия в производительности и ценах факторов производства, фундаментальной проблемой для производителя является выбор такого сочетания факторов, которое обеспечит необходимый объем выпуска с наименьшими издержками. Как мы знаем, уровень издержек для каждой конкретной комбинации факторов отражается изокостой, а наиболее эффективные с точки зрения выпуска комбинации факторов выражены в изокванте. Поэтому условие оптимизации производства по издержкам, то есть достижение обеспечивающей минимальные для данного объема выпуска издержки производства комбинации факторов, будет состоять в следующем:

комбинация факторов производства должна лежать на изоко- сте, то есть удовлетворять условию ТС = Рк х К + plx L наклон изокосты, показывающий соотношение цен факторов при данном уровне издержек, должен быть равным наклону изокванты, указывающей на соотношение предельных продуктов факторов, то есть удовлетворять условию (-)Р/РК = = (-)MPL/MPtc.

Действительно (рис. 2-2), изокоста с издержками С1 не позволяет достичь требуемого объема выпуска Q, Пересечение изокванты с изокостой в точках В и D указывает на чрезмерно высокие издержки С3 для объема выпуска, который может быть достигнут при более низких издержках С2. Следовательно, для данного объема выпуска (Q) минимальные издержки производства достигаются в точке А при комбинации факторов (k, l). Так как данная точка является точкой касания изокванты и изокосты, то минимальные издержки для данного объема производства достигаются при равенстве наклона изокосты и изокванты, то есть в точке их касания. Для изок-ванты это точка замещения факторов производства, выраженная через соотношение их предельных продуктов, а для изокосты - точка замещения факторов производства, выраженная через соотношение их цен.

 

Рис. 2-2. Минимизация издержек производства для данного объема выпуска

Следовательно, можем заключить, что минимальные издержки производства для данного объема выпуска достигаются при комбинации факторов производства, для которой соотношение предельных продуктов этих факторов равно соотношению их рыночных цен.

 (11)

Это говорит о том, что минимальные издержки достигаются тогда, когда затраты на дополнительную единицу продукции не изменяются от того, какой дополнительный фактор не использовался бы. Фирма должна изменять соотношение факторов производства в целях повышения выпуска или снижать издержки для данной выработки до тех пор, пока предельная норма замещения факторов (MRTSLK) не будет равна наклону изокосты (PL/PK)- Это позволяет сделать несколько важных выводов:

во-первых, условие минимизации издержек производства является одновременно условием, при котором достигается положение равновесия производителя, так как не существует другой комбинации факторов, способной обеспечить большую эффективность производства;

во-вторых, фактор производства применяется до тех пор, пока его предельная производительность, выраженная в денежных единицах, не станет равной его рыночной цене, являющейся ограничительным пределом применения фактора;

в-третьих, соотношение цен и предельных производительностей факторов производства обусловливает спрос в отношении каждого из них.

Эффективным, то есть обеспечивающим производство данного объема выпуска с минимальными издержками, является такой способ производства, при котором норма технологического замещения факторов равна соотношению их цен

Заключение

В заключение приведем краткие выводы из всей работы.

В рыночной экономике главным производителем является предприятие (фирма), которое самостоятельно решает вопросы что, как и для чего производить. Главная цель любой фирмы в рыночной экономике - максимизация прибыли. В деятельности фирмы выделяют два периода - краткосрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде один фактор производства остается постоянным, а другой может изменяться. Достижение максимального объема производства зависит от предельного продукта. В долгосрочном периоде все факторы производства могут быть переменными, следовательно, у производителя есть выбор между комбинациями ресурсов для достижения максимального объема производства. В равновесии производитель будет находиться тогда, когда при имеющихся финансовых ресурсах комбинация ресурсов будет максимально эффективна.

Можно дать различные классификации издержек: они могут делиться на издержки производства и издержки обращения, индивидуальные и общественные издержки, внешние и внутренние, постоянные и переменные и т.д. Особый вид издержек - это трансакционные издержки.

В современных экономических условиях производство в России обладает рядом существенных недостатков, среди которых: высокие издержки, низкая конкурентоспособность продукции на мировом рынке, низкий уровень инновационности предприятий и др.

Наконец, для того чтобы устранить все недостатки и максимально оптимизировать производство в Российской Федерации, необходимо проведение эффективной экономической политики государства, направленной на создание эффективных условий, поддержание и обеспечение стабильного развития производства, а, значит, и всей экономической системы России.

2.      Балацкий Е., Раптовский А. - Инновационные и инвестиционные факторы эффективности производства // Общество и экономика, 2011, № 1. - 112с.

.        Владиславлев Д.Н. - Социально-экономические характеристики трансакционных ресурсов // Экономические науки, 2011, № 2. - 67с.

.        Водянов А., Гаврилова О., Маршова Т. - Производственные мощности российской промышленности в контексте задач экономического роста // РЭЖ, 2009, № 2. -152с.

.        Всемирный банк - Собственность и контроль предприятий // Вопросы экономики, 2009, № 8. - 78с.

.        Гребнев Л. - Факторы и ресурсы: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики, 2010, № 7. - 163с.

.        Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. - Конкурентоспособность и инновационность российских промышленных предприятий (по результатам массового опроса их руководителей) // Вопросы экономики, 2009, № 2. - 127с.

.        Донец Ю.Н. - Оптимизация затрат в период кризиса // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2010. - 452с.

.        Кац И.С. - Информационное обеспечение в производстве // ЭКО, 2008, №3. - 149с.

.        Комаров В.Ф. - Наука производства // ЭКО, 2009. - 632с.

.        Коновалова А.Ю. - Производственные ошибки как неизбежность // ЭКО, 2010. - 397с.

Похожие работы на - Теория и практика издержек производства в рыночной экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!