Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии ООО 'Чебоксарский мясокомбинат'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,42 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии ООО 'Чебоксарский мясокомбинат'

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции и факторов её снижения

.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости

.2 Факторы, влияющие на себестоимость продукции

.3 Значение и задачи анализа и управления себестоимостью

Анализ факторов, влияющих на себестоимость продукции на примере ООО «Чебоксарский мясокомбинат»

.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Чебоксарский мясокомбинат

.2 Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию продукции

.3 Факторный анализ себестоимости продукции

.4 Анализ эффективности использования затрат

. Мероприятия по снижению себестоимости продукции

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в России развивается производство, а вместе с ним рынок и экономика страны. Если раньше в начале девяностых годов при дефиците товаров не стояла острая проблема реализации продукции, то сегодня можно сказать, что она существует. С процессом наполнения рынка товарами и услугами растет конкуренция, что заставляет каждого участника рынка бороться за свое место. В конкуренции побеждает тот, у кого выше качество и ниже цена на продукцию или услугу. Именно эти два основных фактора влияют на исход борьбы, а резерв улучшения этих факторов как раз и заключены в себестоимость.

Большинства коммерческих предприятий, прежде чем начать свое производство, в качестве основной цели ставят получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя - она выравнивается автоматически. Другое дело - затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении.

Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

Успех фирмы зависит от формирования себестоимости по нескольким причинам:

1) затраты на производство изделия выступают важнейшим элементом при определении справедливой и конкурентоспособной продажной цены;

2)      информация о себестоимости продукции лежит в основе прогнозирования и управления производством и затратами;

)        знание себестоимости необходимо для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета.

В себестоимости продукции отражаются достижения и недостатки в любой области хозяйственной деятельности предприятия. Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции. Известно, что снижение себестоимости на 5,9% даст такой же эффект, если бы повысить объем продаж на 33%

Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.

Проблема анализа и управления себестоимостью стоит перед многими предприятиями, в том числе и перед мясоперерабатывающими.

Основой выбора темы «Анализ факторов влияющих на снижение себестоимости продукции» на примере ООО "Чебоксарский мясокомбинат" был не только интерес изучения факторов, которые могут влиять на себестоимость продукции, но и интерес к самому предприятию. ООО "Чебоксарский мясокомбинат" выпускает около 300 наименований продукции, объемы затрат производимые в процессе работы комплекса огромны, а это подчеркивает значение и важность изучения этой темы на его примере.

Целью исследования является объективная оценка уровня и динамики себестоимости продукции, выявление путей ее снижения, а также определение резервов направленных на снижение затрат на производство и реализацию продукции.

Предметом изучения курсовой работы является факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции;

Объектом исследования в данной курсовой работе, является анализ себестоимости продукции на ООО "Чебоксарский мясокомбинат".

Основными задачами, которые поставлены в курсовой работе, являются:

1. Изучить теоретические аспекты анализа себестоимости продукции;

2.      Выявить факторы, влияющие на себестоимость, и произвести факторный анализ;

.        Выявить резервы снижения себестоимости продукции;

.        Определить основные предложения по снижению себестоимости;

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ

.1 Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости

В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые). Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, практически невозможно определить прибыль. А для формирования отпускной цены нельзя обойтись без себестоимости. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

В экономической литературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:

Себестоимость - это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552, себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать в себестоимость также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы «законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированы предприятию потребителем его продукции.

Условно себестоимость выпускаемой предприятием продукции можно рассматривать с экономических и юридических позиций. В экономическом ракурсе себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами. В юридическом разрезе себестоимость произведенных предприятием расходов нужно учитывать только тогда, когда это дозволяет законодательство.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

а) учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;

б) база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;

в) экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

г) определение оптимальных размеров предприятия;

д) экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:

непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);

с обслуживанием производственного процесса и его управлением;

с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;

с затратами на ремонт основных производственных фондов;

с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;

- с расходами на реализацию продукции.

Причем следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующим законодателъством норм или превышают их. То есть эти компоненты являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли.

В отечественной теории и практике в зависимости от объекта, для которого определяются затраты, различают следующие виды себестоимости:

а) себестоимость всей продукции, под которой понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.

1) полная производственная себестоимость - это общая сумма прямых и косвенных затрат на производство товаров или услуг.

) полная (коммерческая) себестоимость включает в себя полную производственную себестоимость, а также сумму внепроизводственных (коммерческих) расходов.

б) индивидуальная себестоимость, т.е. себестоимость конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.

в) средняя себестоимость - данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.

1.2 Факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции

Факторы, влияющие на уровень снижения затрат, отражают совокупность частных причин (обстоятельств), обуславливающих изменение условий производства по направлениям их воздействия на производственный процесс с целью их снижения. Они связаны с экономией затрат по всем видам ресурсов (по всем статьям и элементам). Снижение затрат на продукцию (работ, услуг) необходимо для следующего:

увеличение прибыли от реализации продукции, за счет которой предприниматель может развивать собственное производство, в большей степени стимулировать отдельных работников, выплачивать больший доход (дивиденд) акционерам и решать социальные задачи;

повышение конкурентоспособности производимой продукции за счет возможности установления более низкой договорной цены по сравнению со своими конкурентами;

производство новой продукции и внедрения прогрессивных технологий;

Снижение затрат на производство представляет собой единство двух сторон: факторов производства и экономических отношений. Основными направлениями снижения затрат в области производства являются:

технический прогресс;

совершенствование организации и управления производством;

использование эффективного сырья, материалов, машин и оборудования, технологических процессов;

Снижение затрат на продукцию, работы, услуги зависит от нескольких групп факторов: технологических, организационных и экономических. Технологические факторы связаны с техникой и технологией производства. Они предусматривают:

а) повышение прогрессивности и качества продукции, работ, услуг ;

б) применение более современного и высокопроизводительного оборудования и техники (машин и механизмов);в) повышения степени механизации и автоматизации производства;

г) применение ресурсных и энергосберегающих технологий;

д) повышение уровня технической и энергетической вооруженности труда;

е) ускорение внедрения достижений новой техники и инструментов;

ж) применение высокоэффективных материалов.

Организационные факторы связаны с организацией производства и труда и их управлением и включают:

а) повышения уровня концентрации, специализации и кооперирования;

б) сокращения длительности производственного цикла;

в) обеспечения ритмичности производства и других условий рациональной организации труда;

г) сокращение и полная ликвидация производственного брака, простоев оборудования и рабочих;

д) повышение квалификации работников и подбор кадров согласно технического уровня производства.

Экономические факторы состоят в повышении уровня управления и методов хозяйствования. Они включают:

а) совершенствование производственной структуры предприятия;

б) повышения уровня плановой, учетно-контрольной и аналитической работы;

в) улучшение социальных условий жизни трудового коллектива;

г) повышение культуры производства и состояния промышленной эстетики;

д) повышение компетентности административно-управленческого персонала (менеджеров) предприятия.

Все факторы, влияющие на уровень снижения затрат можно подразделить по масштабам их действия: общегосударственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.

Общегосударственные связаны с политикой правительства в области экономических отношений. Внутриотраслевые факторы в условиях реформирования экономики играют незначительную роль и могут быть представлены процессом совершенствования нормативов системы цен на продукцию и в области планирования производственной деятельности, принятия ценовых и тарифных, трудовых (отраслевых) соглашений, регулирующих отдельные виды затрат. Вопросы специализации и кооперирования решаются самим предприятием.

Внутрипроизводственные факторы связаны с улучшением использования всех имеющихся у предприятия материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов. Они главным образом зависят от результатов деятельности предприятия, могут быть также независимыми от них.

Кроме перечисленных группировок, факторы по признакам использования подразделяются на перспективные и текущие, а по способам выявления - явные и скрытые.

С точки зрения влияния факторов на данное явление различают факторы первого, второго, K-го порядка от объективно обусловленных факторов следует отличать субъективные. Они еще подразделяются на внешние и внутренние и, основные и второстепенные.

Классификация факторов, определяющих экономические категории и показатели снижения затрат на продукцию (работ, услуг) является основой классификации резервов производства. Под резервами следует понимать неиспользованные возможности снижения затрат при данном уровне состояния производства и экономических отношений. Устранение всякого рода потерь и нерациональных затрат это главный путь использования производственных резервов. Другой путь связан с большими возможностями ускорения научно-технического прогресса и использования достижений науки и техники, как главного рычага повышения эффективности производства.

На конечные результаты производственной деятельности предприятия резервы влияют также за счет изменения характера производства и перехода от экстенсивных методов к интенсивным методам. Факторы снижения затрат воздействуют на резервы обеспечивая при этом повышения объема продукции (работ, услуг), улучшения их качества, совершенствования структуры и ассортимента изделий. Они также создают условия для повышения прибыльности предприятия, повышения уровня его рентабельности и укрепления финансового положения. Их действие определяется многими факторами производственного, экономического и организационного порядка. В машиностроении, высок удельный вес незавершенного производства. На предприятиях пищевой и легкой промышленности главное место в затратах занимают сырье и материалы. На предприятиях, где применяется большое количество инструментов, приспособлений, приборов высок удельный вес малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

В добывающих отраслях практически отсутствуют запасы сырья и основных материалов, но велик удельный вес расходов будущих периодов. Кроме того, например, в нефтедобывающей промышленности повышенную долю составляют вспомогательные материалы, запасные части для ремонта основных фондов.

1.3    Значение и задачи анализа и управления себестоимостью

Под управлением себестоимостью понимают действия менеджеров направленные на изменение факторов, влияющих на себестоимость продукции. Такие как структура выпуска продукции, объем производства, распределение и учет затрат, качество и используемое сырье и т.д. Управление себестоимостью связано с осуществлением предприятия функций планирования, контроля и принятия решений. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных затратах трудовых, материальных и финансовых. Анализ себестоимости позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

Задачи анализа себестоимости заключаются в следующем:

определение величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации;

управление стоимостью продукции, на основе получение точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства;

анализ затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.

Анализ себестоимости:

а) призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений;

б) направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции;

в) дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

Управление себестоимостью и анализ затрат являются составной частью менеджмента, которая оперирует данными о затратах. Затраты есть показатель прошлой или будущей способности распорядиться экономическими ресурсами в интересах достижения определенной цели. Процесс управления и анализа делится на следующие основные стадии:

а) планирование затрат - определение целей организации и ее подразделений в форме постановки производственных задач и выбора средств для их выполнения. Планы конкретизируются в сметах, включающих показатели в денежном выражении. Например, смета расходов составляется как план ожидаемых затрат.

б) контроль затрат - установление исходных стандартов на основе которых можно определить показатели эффективности. Контроль затрат помогает установить причины отклонения от плана и внести соответствующие коррективы.

в) управление стоимостью для принятия решений - оценка точных и значимых данных о затратах и анализ этой информации для принятия решений. Процесс принятия решений, который также можно назвать процессом разрешения проблем, по большому счету есть процесс выбора между альтернативными действиями (стоит ли приступать к производству нового изделия, следует ли приостановить выпуск продукции или производство каких-то услуг). Система управления стоимостью для того и предназначена, чтобы содействовать руководству в принятии оптимальных решений, касающихся разработки изделия, назначения цены, маркетинга, ассортимента, и способствовать внесению усовершенствований на постоянной основе.

Вывод:

В данной главе были рассмотрены теоретические аспекты анализа и управления себестоимостью продукции. По результатам главы можно отметить:

а) себестоимость является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности предприятия;

б) себестоимость это один из основных факторов формирования прибыли, а значит, от нее зависит финансовая устойчивость предприятия и уровень его конкурентоспособности;

в) планирование, контроль, управление, а вместе с тем и калькулирование себестоимости выпускаемой продукции является одним из емких участков менеджмента любого предприятия, поэтому любое предприятие должно прежде уделять особое внимание значению анализа и управления себестоимостью продукции, путем его всестороннего изучения;

2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ ООО "ЧЕБОКСАРСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ"

.1 Краткая характеристика предприятия ООО "Чебоксарский мясокомбинат"

ООО "Чебоксарский мясокомбинат" расположен в г. Чебоксары на окраине города.

На предприятии функционируют следующие цеха: кулинарный цех, цех полуфабрикатов, цех горячего и холодного копчения, цех фасовки, механический цех, цех варки, цех аммиачно-холодильных установок и колбасный цех.

Основные направления деятельности мясо в полутушах глубокой заморозки, блочное мясо, субпродукты, мясные полуфабрикаты колбасные изделия, мясные и мясорастительные консервы, пищевые животные жиры, технический жир, шкуры, мясокостную муку, эндокринно-ферментное сырье. Весь ассортимент выпускаемой продукции сертифицирован. Комплекс способен перерабатывать до 150 тысяч тонн в год мяса говядины и свинины.

.2 Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию продукции

В Республике Чувашия одним из крупнейших мясоперерабатывающих предприятий является ООО "Чебоксарский мясокомбинат". Основное направление деятельности - выпуск различных сортов колбасы (варёной, сырокопчёной, полукопчёной), а также полуфабрикатов (пельмени, блинчики, котлеты) и прочей продукции.

На предприятии функционируют следующие цеха: кулинарный цех, цех полуфабрикатов, цех горячего и холодного копчения, цех фасовки, механический цех, цех варки, цех аммиачно-холодильных установок и колбасный цех, который и будет выступать объектом анализа. Выбор колбасного цеха был не случайным. Во-первых, данный цех является самым большим цехом на предприятии. Во-вторых, сумма затрат и прибыли колбасного цеха, намного превышает затраты и прибыль других цехов. Это связано с большим запасом времени производства сырокопчёной колбасы, так как срок ее производства составляет 35 дней, и это позволяет производить большое количество, а затем реализовать ее в течение полугода. А срок годности, например, кулинарной продукции (пельменей) составляет всего 72 часа (в условиях глубокой заморозки), что ограничивает их реализацию.

К числу наиболее ответственных задач, которые ставит перед собой экономист при анализе себестоимости, справедливо отнесено изучение состава затрат или, иначе, структуры себестоимости. Это вопрос, изучение которого имеет особо важное практическое значение.

Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:

специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);

- ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;

местоположение предприятия;

инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.

Какие из приведенных выше факторов, влияют на себестоимость исследуемого предприятия? Можно сказать, все они, безусловно, оказывают свое воздействие на структуру себестоимости. Особенность мясоперерабатывающих предприятий заключается в том, что они являются материалоёмкими и большую часть в себестоимости занимает материальные затраты (сырье).

На предприятие неплохо бы внедрить техническое новшество. Например, неплохо было бы хотя бы частично механизировать процесс обвалки и жиловки мяса (разделка полутуш, отделение мяса от костей и разделение мяса по сортам). Внедрение механизированного процесса обвалки мяса позволило бы, прежде всего, сэкономить на ресурсах живого труда. Так же было бы неплохо закупить новое оборудование для копчения колбасы, что позволило бы сэкономить также на электроэнергии, так как эффективность копчения выше, сократить численность обслуживающего персонала цеха и место, занимаемое этим оборудованием в цеху. Данное оборудование в несколько раз компактнее, чем действующее на сегодняшний день.

Проблема инфляции и кредита также остро стоит не только перед мясокомплексом, но и перед другими предприятиями. Инфляция в России составляет 13%, средняя ставка по промышленным кредитам составляет 14-15% годовых (в зависимости от банка, срока, суммы и риска). В странах с развитой экономикой процент за кредит составляет 6-10%. Для комплекса не составляет трудности взять 15% кредит, так как имеются большие запасы основных фондов, которые могут использоваться как залог. Трудность стоит в том, что рентабельность от выпуска и реализации продукции небольшая и в случае получения кредита, рентабельность резко сокращается и комплекс работает как бы не на себя, а на банк.

Систематический анализ структуры затрат на предприятии имеют очень важное значение, в первую очередь, для управления издержками с целью их минимизации, выявления основных резервов по их снижению и разработки конкретных мероприятий по их реализации на предприятии. На каждом предприятии структура затрат должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целыо их минимизации.

Рассмотрим структуру затрат за последние годы (2008 - 2010гг) в целом по производству ООО "Чебоксарский мясокомбинат". Затраты можно разбить на пять элементов и все они будут формировать полную себестоимость колбасной продукции:

Таблица 1

Структура затрат ООО "Чебоксарский мясокомбинат":

Наименование статьи

Сумма затрат, в тыс. рублей

Структура затрат, в %

Темп роста в % к предыдущему году


2008

2009

2010

2008

2009

2010

2009 к 2008

2010 к 2008

20010 к 2009

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Материальные затрат

48016

49621

53993

74,3

74,0

73,2

103,3

112,4

108,8

Амортизация основных средств

3467

3640

4504

5,3

5,4

6,1

105,0

129,9

123,7

Оплата труда

5802

6166

7390

8,9

9,2

10,0

106,3

127,4

119,9

Отчисления в соц. фонды

1530

1649

1967

2,3

2,5

2,7

107,8

128,6

119,3

прочие расходы

6 320

6231

5499

9,7

9,3

7,5

98,6

87,0

88,3

Переменные затраты

47155

48938

52481

72,4

73,3

72,0

103,8

111,3

107,2

Постоянные затраты

17980

17792

20403

27,6

26,7

28

99,0

113,5

114,7

Итого затрат

65 135

67 037

73 723

100,6

100,0

100,0

102,9

113,2

110,0

Полная себестоимость

65135

66 730

72884

100

100

100

100

100

100


Анализ данных этой таблицы позволяет определить: что доля материальных затрат за три года снизилась на 2,2% и в 2010 году составляет 73,2%. Их структура в полной себестоимости в 2009 г. составила 74,0%, а в 2010 г. 73,2%. Снижение материальных затрат в общей структуре говорит о рациональном их использовании и росте другого преобладающего фактора. Влияние материальных затрат в общем по производству занимают ключевое место, что означает ООО "Чебоксарский мясокомбинат" является материалоемким предприятием и основной резерв снижения себестоимости лежит здесь.

Снижение доли материальных затрат может означать то, что комплекс в 2010 г. в общем использовал более дешевое сырье. Общая сумма материальных затрат за 2010г. составляет около 48 миллионов рублей, а отклонение с 2009 г. по 2010 г. составило почти 3 миллиона рублей в сторону увеличения. Данный показатель вырос в связи с увеличением объема производства по колбасному цеху.

Элемент «Амортизация основных средств» занимает небольшое место в структуре себестоимости. В 2009 г. 5,4% и в 2010 г. 6,1%. Увеличение за один год составило 1,5%. Это произошло за счет изменения политики начисления амортизации на колбасную продукцию руководством предприятия и пополнением цеха нового оборудования. В 2009 г. сумма отчислений составляла 3 млн. 640 тыс. руб., а в 2010 г. 4 млн. 504 тыс. руб., что на 864 тыс. руб. больше. Амортизационные отчисления имеют тенденцию к увеличению, что говорит о постепенном изнашивании оборудования.

Также произошел рост оплаты труда в структуре. Это в основном связано с тем, что за три года увеличился ассортимент и объем производимой продукции. Сумма затрат на оплату труда в 2008 году составляла 5 млн. 802 тыс. руб. на человека, в 2009 году 6 млн. 166 тыс. руб., а в 2010 году 7 млн. 390 тыс. руб., то есть изменение за три года составило 1 млн. 588 тыс. руб.

Удельный вес оплаты труда в структуре составляет 8,9% в 2008г, 9,2% в 2009 г и 10,0% в 2010г. Рост заработной платы и повышение материальных затрат за 2009 г. говорит о том, что объемы производства увеличились за год, так как заработная плата зависит от сделанной работы. Рост этого показателя в структуре составил 21,1% или 2 810 323,05 руб. за 1 год.

Вместе с ростом заработной платы произошел рост отчислений в социальные фонды. Этот показатель также являться резервом снижения себестоимости продукции.

Отчисления в социальные фонды начисляется от заработной платы. Следовательно, с ростом заработной платы в 2010 году выросли и отчисления. При росте заработной платы почти на 1,6 миллиона рублей, рост отчислений составил почти два миллиона рублей. Это и следовало ожидать, так как существует следующая зависимость 1/3. Это связано с тем, что отчисления в фонд социальной защиты происходит из фонда заработной платы в размере 36,7%, но данный процент отчислений варьируют в зависимости от льгот распространяющихся на работников цеха. Удельный вес отчислений в фонд социальной защиты в общей структуре себестоимости небольшой 2,3% в 2008г, 2,5% в 2009г и 2,7% в 2010г. Изменение данного показателя произошли из-за роста заработной платы.

На структуру затрат за анализируемый период повлияли следующие факторы:

а) использование более дешевого сырья и материалов в производстве;

б) рост заработной платы и отчислений соответственно;

в) переоценка амортизационных фондов и их постепенный износ;

г) увеличение доли кредитов и процентных ставок, что значительно повысило плату за участие заемного капитала в производстве;

д) подорожание стоимости энерго- и тепло- тарифов;

За три года значительно уменьшились прочие расходы на 10,3%. Изменение по «Прочим расходам» за 20010 год составило 732 тыс. руб. Это самое небольшое изменение, которое произошло из всех элементов затрат. Прочие расходы занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2008г. их доля была 9,7%, в 2009г. 9,3%, а в 2010 году 7,5%.

Данные о постоянных и переменных затратах показывают, что в структуре себестоимости колбасной продукции в 2008 г. переменные затраты занимали 72,4%, в 2009 г. 73,3%, а в 2010 г. 72,0% изменение за составило 3,4%, а в денежном выражении переменные затраты увеличились на 5 млн. 326 тыс. руб. Увеличение переменных затрат в структуре говорит об использовании более дорогого сырья в производстве продукции, а рост в денежном выражении об увеличении объема производства. Доля переменных затрат почти в 3 раза выше, чем постоянных в себестоимости продукции: в 2008 г. постоянные затраты составляли 27,6%, в 2009 г. 26,7%, а в 2010 г. 28%.

В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась и полная себестоимость продукции за три года на 7 млн. 749 тыс. руб. Это связано с увеличением объема производства. Этот фактор был причиной повышения по всем элементам затрат и, прежде всего, материальным затратам и заработной плате.

.3 Факторный анализ себестоимости продукции

Для того чтобы проводить факторный анализ по колбасному цеху, необходимо выбрать определенные виды колбасы. Комплекс выпускает две основные группы колбас: варёные и сырокопчёные. Для анализа я выбрала группу варёных колбас. А точнее следующие виды: Чесночная, Липецкая, Краковская, Закусочная и Городская. Именно эта продукция занимает наибольший вес в общем выпуске за два анализируемых год. Удельный вес в годовом объеме выпуска по пяти видам варённой продукции достигает высокого показателя 68,93% в 2009 году и 65,0% в 2010 году.

Удельный вес основных видов сырокопчёной продукции в общем объёме выпуска продукции ООО "Чебоксарский мясокомбинат".

Таблица 2

Вид продукции

Объём выпуска, кг

Удельный вес, в %


2009 г.

2010 г.

+,-

2009 г.

2010 г.

+,-

А

1

2

3

4

5

6

1. Чесночная

38847

37647

-1200,00

25,46

22,8

-2,66

2.Липецкая

30385

28900

-1485,00

19,92

17,5

-2,42

3. Краковская

13753

15311

1558,00

9,01

9,3

0,29

4. Закусочная

13677

15096

1419,00

8,97

9,1

0,13

А

1

2

3

4

5

6

5. Городская

8490

10314

1824,00

5,57

6,2

0,63

6. Прочие виды колбас

47406

57851

10444

31,07

35,03

3,9

Итого общий выпуск за год

152559

165120

12561

100,00

100,00



Как следует из табл. 2 наибольший удельный вес в 2009 году занимает Чесночная, выпуск составил 25,46% в общем объеме, также в 2010 году Чесночная 22,8%. Это изменение произошло в связи с тем, что спрос на Чесночная немного сократился за счёт выпуска новых сортов колбасы. Структура выпуска Липецкой сократилась на 2,42% (1485 кг), это также связано с рыночным спросом. По другим видам варённых колбас показатели доли структуры в общем объеме выпуска доходят до 9%. Следовательно, влияние приведенных пяти видов варённой продукции в общем выпуске продукции существенное.

Таблица 3

Выпуск основных видов варённой продукции ООО "Чебоксарский мясокомбинат" за 2009 и 2010 год

Вид продукции

Объем выпуска, кг

Удельный вес, %


2009 г.

2010 г.

2009 г.

2010 г.

+,-

1

2

3

4

5

6

7

1. Чесночная

38847

37647

-1200,00

36,9

35,1

-1,8

2. Липецкая

30385

28900

-1485,00

28,9

26,9

-2

3. Краковская

13753

15311

1558,00

13,1

14,3

1,2

4.Закусочная

13677

15096

1419,00

13,0

14,1

1,1

5. Городская

8490

10314

1824

8,1

9,6

1,5

Итого

105152

107268

2116

100

100

-


Чтобы произвести факторный анализ себестоимости, необходимо определить число факторов, влияющих на себестоимость. Известно, что каждый фактор влияет на себестоимость по-своему, одни из факторов влияют непосредственно, а другие косвенно, но каждое явление можно рассматривать как причину и следствие. Отсюда важным вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Полная себестоимость колбасной продукции может измениться из-за объема выпуска продукции, ее структуры, себестоимости единицы продукции:

С = ВПxДixСi (1.1)

где, С - себестоимость

ВП - объем выпуска продукции

Дi - структура себестоимости- себестоимость единицы продукции

В свою очередь, себестоимость единицы продукции (Сi) зависит от ресурсоемкости (Ремк) - внутренний фактор и цен на ресурсы (Цi) - внешний фактор:

Сi = ВпxДixРемккxЦi (1.2)

где, Сi - себестоимость единицы продукции

ВП - Объем выпуска

Дi - структура себестоимости

Ремк - ресурсоемкость - внутрений фактор

Цi - цены на ресурсы - внешний фактор

Полная себестоимость сырокопчёной продукции определяется произведением объема произведенной продукции на себестоимость единицы продукции:

С=Х*Сi (1.3)

где Х - объем произведенной продукции

Сi - себестоимость единицы продукции

Себестоимость единицы продукции определяется делением суммарных издержек за отчетный период на количество произведенной за этот период продукции и рассчитывается по формуле:

Сi=  (1.4)

где Сi - себестоимость единицы продукции, руб.

З - объем произведенной продукции в денежном выражении, руб.

Х- объем произведенной за отчетный период продукции

Таблица 4

Исходные данные для факторного анализа полной себестоимости варённой продукции на 2010 г.:

Виды продукции

Объём выпуска, кг.

Себестоимость единицы продукции, руб.

Полная себестоимость продукции,  руб.


базис 2009 г.

факт 2010 г.

базис 2009 г.

факт 2010 г.

базис 2009 г.

факт 2010 г.

откл.


кол-во

уд. вес,%

кол-во

уд. вес, %






А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Чесночная

38847

36,9

37647

35,1

134,41

147,15

5 221 581,85

539 787,66

318 205,81

2. Липецкая

30385

28,9

28900

26,9

157,42

150,94

4 783 301,57

4 362 166,00

- 421 135,56

3. Краковская

13753

13,1

15311

14,3

98,49

126,36

1 354 622,81

1 934 760,47

580 137,65

4. Закусочная

13677

13,0

15096

14,1

102,21

120,80

1 397 963,54

1 823 604,22

425 640,67

5. Городская

8490

8,1

10314

9,6

156,91

153,25

1 332 207,89

1 580 708,47

248 500,58

Итого

105152

100,00

107268

100,0

-

-

14089 677,67

15 24126,83

1 151 49,16


Определение влияния факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:

1. С0 = ВП0xДi0xСi 0;

2.      С1скор= ВП1xДi0xСi 0;

.        С2скор= ВП1xДi1xСi 0;

.        С1 = ВП1xДi1xСi1.

Влияние факторов на изменение себестоимости продукции:

1. объема товарной продукции

∆С∆ВП = С1скор - С0

2. структуры товарной продукции

∆С∆Дi = С2скор - С1скор

3. себестоимости единицы продукции

∆С∆Сi = С1 - С2скор

Расчет полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции:

себестоимость продукция затрата производство

Таблица 5

Виды продукции

Выпуск товарной продукции фактический при базисной структуре, кг. (из табл. 2.4 итог гр.4 x гр. 3/100)

Себестоимость единицы продукции базисная, руб. (гр. 6 табл. 2.3)

Себестоимость скорректированная, руб.

А

1

2

3

1. Чесночная

39581

134,41

5320360,43

2. Липецкая

31000

157,42

4880184,15

3. Краковская

14052

98,49

1384090,48

4. Закусочная

13944

102,21

1425343,93

5. Городская

8688

156,91

1363388,61

Итого

-

-

14373367,61


Таблица 6

Расчет полной себестоимости скорректированной: при фактическом объеме товарной продукции, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции:

Виды продукции

Выпуск товарной продукции фактический при фактической структуре, ед. (гр. 4 табл. 2.4)

Себестоимость единицы продукции базисная, руб. (гр. 6 табл. 2.3)

Себестоимость скорректированная, руб.

А

1

2

3

1. Чесночная

37647

134,414

5060283,85

2. Липецкая

28900

157,423

4549524,7

3. Краковская

15311

98,497

1508087,56

4. Закусочная

15096

102,213

1543007,44

5. Городская

10314

156,915

1618421,31

Итого

-

-

14279324,88


Таблица 7

Схема проведения аналитических расчетов для нахождения влияния основных факторов на полную себестоимость консервной продукции:

Показатели

Сумма, руб.

Факторы изменения затрат



объем выпуска продукции

структура выпуска продукции

себестоимость единицы продукции

А

1

2

3

4

Себестоимость базисного периода

14 089 677,67

ВП0

Дi0

Сi0

Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме товарной продукции, базисной структуре и базисной себестоимости единицы продукции

14373367,61

ВП1

Дi0

Сi0

Себестоимость скорректированная: при фактическом объеме, фактической структуре товарной продукции и базисной себестоимости единицы продукции

14279324,88

ВП1

Дi1

Сi0

Себестоимость фактическая

15 241 026,83

ВП1

Дi1

Сi1


Из данных таблицы 7 выявим влияние факторов на изменение себестоимости колбасной продукции:

§ объем колбасной продукции:

,61 - 14089677,67= 14232470,83(руб.)

Следовательно, из-за увеличения объема выпуска колбасной продукции в 2010 г., себестоимость увеличилась на 14232470,83 (руб.) Этот рост является закономерным, так как объем производства с 2009 г. по 2010 г. по пяти видам варёной колбасы вырос на 2,01% или на 2116 кг (См. Таблицу 2.3).

§ структура товарной продукции:

,88 - 14373367,61 = - 1294543,51 (руб.)

Изменение структуры выпуска колбасной продукции в 2010 г. повлияло на уменьшение себестоимости. В таблице 2.3 указано, что выпуск Чесночная незначительно уменьшился, ее доля занимала 25,46% в общем объеме выпуска варённой продукции в 2009 году и 22,8% в 2010 году, также произошло уменьшение объема выпуска колбасы Липецкая. Уменьшение объемов выпуска связано, прежде всего, с началом выпуска новых видов варённой продукции в 2010 году. Из этого следует, что, в результате сокращения выпуска определенных видов колбасы и общая сумма затрат в составе себестоимости уменьшилась.

§ себестоимость единицы продукции:

241 026,83 - 14279324,88 = 961701,95 (руб.)

Из-за увеличения себестоимости единицы продукции, на мясокомплексе увеличились расходы на выпуск варённой продукции почти на миллион рублей. Можно заметить, что это неблагоприятно сказалось на возможности увеличения конечного финансового результата предприятия.

Сумма факторных оценок составила:

,83 + (-129454351,23) + 961701,95 = 12947544,34 (руб.)

Данный результат говорит о том, что в целом за 2010 г. ООО "Чебоксарский мясокомбинат" увеличил себестоимость варённой продукции на один миллион рублей по сравнению с 2009 г. или на 8,2%. Это вызвано тем, что в материально-затратном производстве было задействовано более дорогое сырье, что резко увеличило себестоимость единицы продукции.

.4 Анализ эффективности использования затрат

Анализ эффективности использования затрат является аналитическим инструментом, который часто используется при исследовании деятельности предприятия, с целью оказания помощи лицам, принимающим решения, в проведении оценки и сравнении затрат и эффективности альтернативных путей достижения целей. Анализ эффективности использования затрат на ООО "Чебоксарский мясокомбинат" объединяет два четко разграниченных процесса:

а) анализ эффективности использования материальных затрат.

б) Анализ эффективности использования основных производственных фондов.

Самым важным является эффективность использования материальных затрат, её и рассмотрим в первую очередь. Причиной повышения себестоимости может являться неэффективное использование материалов, их удорожание. О неэффективном использовании материалов может говорить повышение материалоемкости, которое вызывает дополнительный расход материалов.

Таблица 8

Показатели эффективности использования материальных ресурсов:

Наименование статьи

2009 г

2010 г

Изменение

А

1

2

3

1. Материальные затраты, тыс. руб.

1

49621

53993

4372

а) в т.ч. сырье и материалы, руб.

46006

48968

2962

2. Выпуск продукции, тыс. руб.

2

152559

165120,00

12561,00

3. Материалоемкость продукции, руб.

3=1:2

0,3252578

0,32699249

0,00173

а) в т.ч. сырье и материалы, руб.

4=1а:2

0,301562

0,29656008

-0,0050


Повышение материалоемкости на 1,73 руб. вызвало дополнительный расход материалов на 7584,10 тыс. руб. = (0,0017 * 4372). Тем самым при сохранении прежнего уровня материалоемкости себестоимость продукции была бы ниже на эту величину. На изменение себестоимости также оказывают влияние объем производства и уровень затрат определенного вида.

Влияние объема производства на себестоимость продукции:

Сзм = ЗМ1 - ЗМ0 -*In (1.5)

где Сзм - себестоимость продукции зависящая от объема производства;

ЗМ1 - материальные затраты за 2007 г.;

ЗМ0 - материальные затраты за 2006 г.;- индекс объема производства (ЗМ1-ЗМ0);

Сзм = 53993 - 49621* 1,08 =4721,76;

Влияние материальных затрат на себестоимость продукции:

Сn = ЗМ0 * In - ЗМ0 (1.6)

где, Сn - себестоимость продукции зависящая от уровня материальных затрат;

ЗМ0 - материальные затраты за 2009 г.;- индекс объема производства;

Сn = 49621 * 1,08 - 49621 = 3969,68;

Увеличение материальных затрат на 4372 тыс. руб., повысило себестоимость продукции на 3969,68 тыс. руб., а увеличение объема производства не повлияло на снижение себестоимости.

Далее проведем анализ эффективности использования основных производственных фондов. В себестоимости находит выражение состояния основных фондов через показатель амортизации. На увеличение затрат влияет амортизациоемкость, т.е. амортизационные отчисления в паре с фондоотдачей.

Таблица 9

Анализ эффективности использования основных производственных фондов:

Показатели

2009 г

2010 г

Изменение

А

2

3

1. Стоимость основных фондов, тыс. руб.

1

112410

175915

63505

2. Выпуск продукции, тыс.руб.

2

152559

165120

12561,00

3. Фондоотдача, руб.

3=2:1

1,36

0,94

-0,42

4. Амортизационные отчисления, тыс. руб.

4

3640

4504

864


Влияние амортизационных отчислений на себестоимость продукции:

СА= A1 - A0 * In (1.7)

где, СА - себестоимость продукции, зависящая от объемов амортизационных отчислений;

А1 - амортизационные отчисления за 2010 год;

А0 - амортизационные отчисления за 2009 год;

In - индекс объема производства;

СA = 4504 - 3640 * 1,81 = 1563,84 тыс. руб.

Затраты на амортизацию основных производственных фондов остались на прежнем уровне 1563,84 тыс. руб. и никак не повлияли на изменение себестоимости, однако уменьшение фондоотдачи снизило рентабельность основных производственных фондов.

Вывод:

В данной главе, были произведен анализ факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции. ООО "Чебоксарский мясокомбинат" является крупнейшим мясокомбинатом Республики Чувашия. Анализ структуры затрат колбасного цеха показал, что большую часть в себестоимости консервной продукции занимают материальные затраты 74%. Факторный анализ подчеркнул главные причины, которые повлияли на изменение производственной себестоимости в 2010 году. Главным фактором повышения себестоимости продукции оказалось себестоимость единицы продукции. Этот фактор повысил производственную себестоимость на 14373367,61 руб.

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Для снижения затрат на производство и реализацию продукции на предприятии ООО "Чебоксарский мясокомбинат" рекомендуется провести следующие организационно - технические мероприятия:

. Совершенствование организации производства и труда. Этот процесс, практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, стимулирует более качественное использование трудовых ресурсов, имеющихся на предприятии. Отсюда и сокращение издержек производства. На данном этапе, на предприятии рекомендуется всемерно улучшать эргономику труда работающих путем создания полноценного социально - психологического климата. Предлагается ввести должность психолога, который будет следить за психическим здоровьем работников. Так как большинство потерь рабочего времени связано с различными болезнями, наиболее весомым среди которых является грипп необходимо создать собственный медицинский пункт, который будет следить за состоянием здоровья работников.

. Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Добиться этого возможно двумя путями:

Совершенствование структуры аппарата управления. Для реализации этого проекта можно создать планово-экономический отдел, одним из главных направлений, деятельности которого будут планирование и прогнозирование деятельности предприятия. На данный момент прогнозированию, разработке целевых проектов по совершенствованию работы предприятия не уделяется должного внимания. Поэтому, на основе экономического отдела предлагается организовать планово-экономический отдел и акцентировать его работу на планировании и прогнозировании деятельности предприятия.

Совершенствование работы управленческого персонала. В данный момент все отделы, связанные с обработкой экономической информации и принятия управленческих решений не используют в достаточной степени компьютерное обеспечение, заменяя их примитивными калькуляторами. Таким образом, необходимо повышение квалификации управленческого персонала и привлечение на постоянную работу экспертов в области компьютерных технологий. Это позволит максимизировать эффективность управления и в конечном итоге уменьшить затраты на содержание управленческого персонала, а это в свою очередь приведет к снижению себестоимости продукции в целом.

. Организация полноценной службы маркетинга на предприятии. Маркетинг - неотъемлемая часть рыночной экономики и в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления такого субъекта хозяйствования как производство. На данном этапе существования предприятия ООО "Чебоксарский мясокомбинат" один сбытовой отдел не в состоянии решать весь комплекс проблем связанных с позиционированием, продвижением собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Таким образом, предприятию следует провести следующие мероприятий, которые позволят ему ещё больше укрепиться на местном рынке и нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции:

Реклама. Так как продукция предприятия является довольно высококачественной и ее реклама, по всем средствам массовой информации, включая Интернет, позволит создать или укрепить имидж продукции ООО "Чебоксарский мясокомбинат" как высококачественного продукта.

Сбытовая сеть. Расширение сети фирменных магазинов позволит увеличить долю предприятия на местном рынке и таким образом увеличить объемы реализации продукции.

Поиск новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи. Любое мало-мальски серьезное предприятие размещает информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд.

Экономический анализ, который был проведен на примере ООО "Чебоксарский мясокомбинат", выявил повышение себестоимости производимой продукции. Для снижения себестоимости можно предложить ряд мер направленных на изменение основных её элементов: материальные затраты, заработная плата, амортизационные отчисления. Рассмотрим каждый из них в отдельности:

а) Уменьшение материальных затрат на производство, как следствие повышения технического уровня производства. Сюда входит внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов, также снижение цен на закупаемое сырье; В частности на ООО "Чебоксарский мясокомбинат" можно провести следующие мероприятия:

разработать и применить инновационную упаковку для сырокопченой колбасы;

хотя бы частично механизировать процесс обвалки и жиловки мяса;

применить новый метод дефростации мяса с использованием метода «острого пара»;

б) Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, при развитии специализации производства совершенствования управления производством и сокращения затрат на него улучшение использования основных фондов улучшение материально-технического снабжения, сокращения транспортных расходов, прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства, например, развития поточного производства, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала.

При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования совершенствования системы планово-предупредительного ремонта централизации и внедрения индустриальных методов ремонта, содержания и эксплуатации основных фондов. Совершенствование материально-технического снабжения и использования материальных ресурсов находит отражение в уменьшении норм расхода сырья и материалов, снижении их себестоимости за счет уменьшения заготовительно-складских расходов. Транспортные расходы сокращаются в результате уменьшения затрат на доставку сырья и материалов, на транспортировку готовой продукции.

Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.). Сюда же можно отнести и такие наиболее распространенные производственные потери, как потери от брака. Выявление этих излишних затрат требует особых методов и внимания коллектива предприятия. Устранение этих потерь является существенным резервом снижения себестоимости продукции.

Относительное уменьшение амортизационных отчислений. Это изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Применительно ООО «Чебоксарский мясокомбинат» можно предложить следующее:

модернизация существующего устаревшего оборудования;

увеличение объема производства;

Также на структуру себестоимости продукции ООО "Чебоксарский мясокомбинат" может влиять ряд других факторов, таких как комплексные расходы, расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции, потери от брака; прочие производственные расходы; внепроизводственные расходы. По ним можно предложить следующее:

а) совершенствовать управленческий аппарат, например преобразовать административно-хозяйственный отдел и группу материально - технического обеспечения в единый административно - технический отдел, который занимался бы и обеспечением управления производства и технико-хозяйственным обеспечением.

б) ужесточить контроль за производством продукции, для снижения процента брака - создать производственную лабораторию.

в) ввести и освоить новые цеха и производства, например, неплохо было создание производства других различных полуфабрикатов (котлеты, вареники, голубцы и т.п.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Постановление Правительства РФ №552 от 5 августа 1992 г.; в редакции постановлений Правительства РФ №627, №661, №1133, №1211, №1387, №273.- [Электронный ресурс - Гaрант CD-rom].

2.      Положение по бухгалтерскому учету Расходы организации ПБУ 10/99. Приказ Министерства Финансов РФ №33н от 06.05.2000.- [Электронный ресурс - Гaрант CD-rom].

.        Анализ хозяйственной деятельности предприятий пищевой промышленности / М.В. Калашникова, С.В. Донскова, И.И. Чайкина и др. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 2007. - 264 с.

4. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / И.А. Белоброжецкий, В.А. Белобородова, М.Ф. Дьячков и др.; Под ред. В.А. Белобородовой. - 2е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 352 с Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. -М.: Перспектива, 2009.- 205с.

.   Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Богдановская, Н.А., Мигун, О.М. и др.; под общей редакцией Семенова В.И. - Мн: Высшая школа, 2006. - 480 с

6.      Абрютина, М.С. Экономика предприятия: Учебник.- М.: Издательство Высшая Школа, 2006. - 480с.

7. Агапова, Т.А. Макроэкономика: Учебник/ Т.А. Агапова; Под ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд.- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Дело и сервис, 2010. - 416 с.

8.      Адамов, В.Е., Экономика и статистика фирм / В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 184 с.

.        Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / П.П. Табурчак, А.Е. Викуленко А.Е., Л.А. Овчиникова и др.; Под ред. П.П. Табурчака.-Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 352 с.

.        Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Л.А. Богдановская, Г.Г. Виногоров, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. - Минск: Выс. шк., 2010. - 363 с.

.        Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебник / М.И. Баканов, А.Д. Шеремет; - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Финансы и статистика, 2005. -416с.:ил.

.        Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2007.-208 с.: ил.

.        Булатов, А.С. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2006. - 816 с.

.        Бюджет доходов и расходов ООО "Чебоксарский мясокомбинат" за 2008, 2009, 2010гг..

15. Бычкова, С.М. Аудит себестоимости продукции / С.М. Бычкова, Н.В. Лебедева. // Экономика с/х и перерабатывающих предприятий АПК.- 2009.-№4.-с.12-14.

16.    Глинский, Ю. Новые методы управленческого учета/ Ю. Глинский. // Финансовая газета.- 2005.- №52.- с. 5-9.

.        Годовой отчет ООО "Чебоксарский мясокомбинат" за 2008, 2009, 2010гг..

18. Грузинов, В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Грузинова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 2007. - 535с.

19.    Друри, К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ. для вузов/ К. Друри; Пер. с англ. Под ред. Н.Д. Эриашвили; Предисловие П.С. Безруких. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2004. - 783с.

.        Ерошова, И.В. Имущество и финансы предприятия. Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие/ И.В. Ерошова. - М.: Юрист, 2005. -397с.

.        Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник/ Н.Л. Зайцев. - 3е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2008.- 358с.

.        Карлин, Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник/ Т.Р. Карлин, А.Р. Макмин. - М.: Инфра-М, 2006. - 448 с.

.        Карпова, Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие/ Т.П. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 392с.

.        Керимов, В.Э. Бухгалтерский учет на производственных предприятиях: Учебник/ В.Э. Керимов. - М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2010. - 348с.

.        Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. Учеб. пособ./ В.В. Ковалев. -М.: Финансы и статистика, 2008.- 233с.

.        Ковалева, А.М. Финансы. Учебное пособие/ А.М. Ковалева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 244с.

27. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях/ Е.П. Козлова, Т.Н. Бабиченко, Е.Н. Галанина. - М: Финансы и статистика, 2009. - 720с.

.   Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие/ Н.П. Кондраков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 635 с.

29.    Крылов, Э.И. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учебное пособие/ Э.И. Крылов, И.В. Журавкова. - М.: Финансы и статистика, 2007.-384с.: ил.

.        Кузнецова, Н.В. Финансово-хозяйственная деятельность: управление и анализ: Учебное пособие/ Н.В. Кузнецова. - М.: Изд-во Инфра-М, 2005. - 476с.

31. Ложков, И.Н. Некоторые вопросы организации бухгалтерского учета затрат на производство в современных условиях / И.Н. Ложков. // Главный бухгалтер.- 2009.-№12. - с.18-20.

.   Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.П. Любушина, В.Б. Лещева В.Б., В.Г. Дьякова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 471 с.

.   Маркетинг, менеджмент, бухучет [Электронный ресурс] // Издательская группа «Дело и Сервис»

34.    Отчет о выработке варённых колбас за 2008, 2009, 2010гг..

35. Раметов, А.Х. Локализация затрат по видам произведенной продукции/ А.Х. Раметов. // Аграрная наука.- 2007.-№1.- с.4-5.

36.    Рафикова, Н., Влияние цен на себестоимость продукции/ Н. Рафикова. // Экономист. -2007.-№8.- с. 90-94.

37. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие/ Г.В. Савицкая. -2-е изд., перераб., доп. - М.: Минск: ИП "Экоперспектива", 2008. - 498 с.: ил.

38. Сенчагов, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2009. - 496 с.

39. Сергеев, И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие/ И.В. Сергеев. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 304 с.

40. Сидорович, А.В. Курс экономической теории/ А.В. Сидорович. -М.: «ДИС», 2010. - 89с.

41.    Словарь эрудита / Под ред. В.П. Морозова.- СПб.: Фолио-пресс,2005.-220с.

42. Смекалов, П.В. Практикум по экономическому анализу деятельности предприятий АПК/ П.В. Смекалов, М.Н. Малыш. -СПб, 2007.-106с.

.   Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость. - М.: «Издательство Приор», 2006 - 224с.

44.    Урих С.И. Финансовая деятельность предприятия. Методическое пособ./ С.И. Урих. - СПб, 2008. - 98с.

.        Финансово-экономический словарь [Электронный ресурс] // Собрание словарей

.        Фридман, П. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции/ П. Фридман. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2007.-286с.:ил.

.        Хлыстова, О.В. Экономический анализ: Конспект лекций/ О.В. Хлыстова. - Владивосток.: Изд-во Дальневост. Ун-та, 2009. - 112с.

.        Швандр, В.А. Экономика предприятия. Тесты, задачи, ситуации: Учебн.пособие для вузов/ В.А. Швандр, В.П. Прасолова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 95 с.

.        Шеремет, А.Д. Финансы предприятий. Учеб. пособ./ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М., «ИНФРА-М», 2008. - 343 с.

.        Шеремет, А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа/ А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. - М.: Инфра-М, 2007 - 232с.

51. Широбоков, В.Г. Формирование себестоимости и доходов в системе управленческого учета/ В.Г. Шробоков. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006.-№7- с.25-27.

.   Яркина, Т.В. Основы экономики предприятия: краткий курс. Учеб. пособ. / Т.В. Яркина. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 365 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 2009 г.

АКТИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

А

1

2

3

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Нематериальные активы (04, 05)

110

78

52

организационные расходы

111



патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

112

78

52

Основные средства (01, 02, 03)

120

54 854

55 023

земельные участки и объекты природопользования

121



здания, сооружения, машины и оборудование

122

49 456

49 471

Незавершенное строительство (07, 08, 61)

130

3 936

3 055

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

967

1 021

инвестиции в дочерние общества

141



инвестиции в зависимые общества

142



инвестиции в другие организации

143

417

440

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144



прочие долгосрочные финансовые вложения

145

550

581

Прочие внеоборотные активы

150

2 604

2 604

ИТОГО по разделу I

190

62 439

61 755

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Запасы

210

9 955

5 716

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 15, 16)

211

3 962

3 476

животные на выращивании и откорме (11)

212



малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (12, 13, 16)

213

137

176

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

214

40

28

готовая продукция и товары для перепродажи (40, 41)

215

2 765

2 031

товары отгруженные (45)

216

3 047


расходы будущих периодов (31)

217

4

5

прочие запасы и затраты

218



Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

220

374

219

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230



покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231



векселя к получению (62)

232



задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

233



авансы выданные (61)

234



прочие дебиторы

235



Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

1 864

7 515

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241

220

4 573

векселя к получению (62)

242

20


задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

243



задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

244



авансы выданные (61)

245



прочие дебиторы

246

1 624

2 942

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

250


2

инвестиции в зависимые общества

251



собственные акции, выкупленные у акционеров

252


2

прочие краткосрочные финансовые вложения

253



Денежные средства

260

872

2 114

касса (50)

261

6

74

расчетные счета (51)

262

758

2 023

валютные счета (52)

263

4

5

прочие денежные средства (55, 56, 57)

264

104

12

Прочие оборотные активы

270



ИТОГО по разделу II

290

13 065

15 566

III. УБЫТКИ




Непокрытые убытки прошлых лет (88)

310



Непокрытый убыток отчетного года

320



ИТОГО по разделу III

390

-

-

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290 + 390)

399

75 504

77 321

ПАССИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

IV. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ





410

60 181

60 181


420

2 418

2 418


430

2 357

2 432

резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством

431



резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

2 357

2 432

Фонды накопления (88)

440

2 217

2 250


450

1 398

1 398


470



Нераспределенная прибыль отчетного года

480


971

ИТОГО по разделу IV

490

68 571

69 650

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

699

68 571

69 650


ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

по оплате

Наименование показателя

Код стр.

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

А

1

2

3

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

85 586

67 512

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

020

78 444

61 782

Коммерческие расходы

030

4 137

Управленческие расходы

040



Прибыль (убыток) от реализации (строки (010 - 020 - 030 - 040))

050

2 926

1 593

Проценты к получению

060



Проценты к уплате

070



Доходы от участия в других организациях

080

2

2

Прочие операционные доходы

090

1 053

1 318

Прочие операционные расходы

100

1 723

1 942

Прибыль (убыток) от финансово - хозяйственной деятельности (строки (050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100))

110

2 258

971

Прочие внереализационные доходы

120

161

65

Прочие внереализационные расходы

130

129

2

Прибыль (убыток) отчетного периода (строки (110 + 120 - 130))

140

2 290

1 034

Налог на прибыль

150

660

162

Отвлеченные средства

160

67

872

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (строки (140 - 150 - 160))

170

1 563

-

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС 2010 г.

АКТИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

А

1

2

3

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Нематериальные активы (04, 05)

110

78

52

организационные расходы

111



патенты, лицензии, товарные знаки (знаки обслуживания), иные аналогичные с перечисленными права и активы

112

78

52

Основные средства (01, 02, 03)

120

80 754

82 103

земельные участки и объекты природопользования

121



здания, сооружения, машины и оборудование

122

51 456

51 471

Незавершенное строительство (07, 08, 61)

130

7 936

8 055

Долгосрочные финансовые вложения (06,82)

140

1067

1 230

инвестиции в дочерние общества

141



инвестиции в зависимые общества

142



инвестиции в другие организации

143

717

840

займы, предоставленные организациям на срок более 12 месяцев

144



прочие долгосрочные финансовые вложения

145

650

681

Прочие внеоборотные активы

150

3 604

3 604

ИТОГО по разделу I

190

72 439

73 835

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ




Запасы

210

10 955

6 716

сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 15, 16)

211

5 862

4 536

животные на выращивании и откорме (11)

212



малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (12, 13, 16)

213

237

276

затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

214

40

28

готовая продукция и товары для перепродажи (40, 41)

215

3765

3031

товары отгруженные (45)

216

4047


расходы будущих периодов (31)

217

4

5

прочие запасы и затраты

218



Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

220

484

345

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230



покупатели и заказчики (62, 76, 82)

231



векселя к получению (62)

232



задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

233



авансы выданные (61)

234



прочие дебиторы

235



Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

2864

9515

покупатели и заказчики (62, 76, 82)

241

450

6573

векселя к получению (62)

242

20


задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

243



задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал (75)

244



авансы выданные (61)

245



прочие дебиторы

246

2624

3942

Краткосрочные финансовые вложения (56,58,82)

250


2

инвестиции в зависимые общества

251



собственные акции, выкупленные у акционеров

252


2

прочие краткосрочные финансовые вложения

253



Денежные средства

260

945

3114

касса (50)

261

6

74

расчетные счета (51)

262

823

3023

валютные счета (52)

263

4

5

прочие денежные средства (55, 56, 57)

264

104

12

Прочие оборотные активы

270



ИТОГО по разделу II

290

15789

17685

III. УБЫТКИ




Непокрытые убытки прошлых лет (88)

310



Непокрытый убыток отчетного года

320



ИТОГО по разделу III

390

-

-

БАЛАНС (сумма строк 190 + 290 + 390)

399

81607

80567

ПАССИВ

Код стр.

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

IV. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ





410

62341

62765


420

3418

3418


430

3357

3432

резервные фонды, образованные в соответствии с законодательством

431



резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

3357

3432

Фонды накопления (88)

440

3217

3250


450

2398

2398


470



Нераспределенная прибыль отчетного года

480


971

ИТОГО по разделу IV

490

70560

70560

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

699

70675

69 650


ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

по оплате

Наименование показателя

Код стр.

За отчетный период

За аналогичный период предыдущего года

А

1

2

3

Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

200678

200345

Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг

020

150444

167987

Коммерческие расходы

030

5216

5137

Управленческие расходы

040



Прибыль (убыток) от реализации (строки (010 - 020 - 030 - 040))

050

3926

2593

Проценты к получению

060



Проценты к уплате

070



Доходы от участия в других организациях

080

2

2

Прочие операционные доходы

090

2053

2318

Прочие операционные расходы

100

2723

2942

Прибыль (убыток) от финансово - хозяйственной деятельности (строки (050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100))

110

3258

971

Прочие внереализационные доходы

120

161

65

Прочие внереализационные расходы

130

129

2

Прибыль (убыток) отчетного периода (строки (110 + 120 - 130))

140

3290

2034

Налог на прибыль

150

660

162

Отвлеченные средства

160

67

872

Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода (строки (140 - 150 - 160))

170

2563

-


Похожие работы на - Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности на предприятии ООО 'Чебоксарский мясокомбинат'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!