Теневая экономика в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,64 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теневая экономика в России

Введение

Актуальность темы. Одним из характерных явлений рыночной системы является развитие так называемой теневой экономики. Это - неконтролируемое обществом движение товарно-материальных ценностей и услуг, то есть скрываемые от органов государственного управления социально-экономические отношения между отдельными гражданами и социальными группами. Теневая экономика включает в себя неучтенные, нерегламентированные виды экономической деятельности. Она существует и в командной, и в рыночной системах, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться.

Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики и питающим ее, выступает несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг. Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной экономики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение производства, а также сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, в свою очередь вызывающей задержки выплаты заработной платы и пенсий как источником существования основной части населения.

В целом в общемировом масштабе удельный вес неформального производстве оценивается в 5-10% валового внутреннего продукта, а в России он превышает 30%.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что теневая экономика влияет на протекание большинства обычных, нормальных, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступают социально-экономические и политические процессы в России, обуславливающие развитие теневой экономики.

Предметом исследования являются сущность, условия возникновения и социальные последствия теневой экономики.

Цель данной курсовой работы заключается в выявлении сущности, условий возникновения и социальных последствий теневой экономики для России.

Достижение поставленной цели опирается на решение следующих задач:

-определить понятие теневой экономики, выявить его сущность;

-охарактеризовать типы теневой экономики;

проанализировать условия возникновения теневой экономики и ее социальные последствия.

Теоретические основы рассматриваемой проблемы получили освещение в трудах В.В. Амосовой, Г.М. Гукасьян, А.И. Добрынина, Л.А. Дробозиной, В.О. Исправникова, В.Д. Камаева, Л.Я. Косалса, А.Д. Кошкарова, В.В. Куликова, Г.А. Маховиковой, Н.Ф. Самсонова, Л.С. Тарасевича, А.Е. Шеншина и др.

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы в аспекте изучаемой проблемы, обобщение и систематизация аналитического материала, его интерпретация в соответствии с поставленными задачами и целью исследования.

В структурном отношении курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава I. Сущность и типы теневой экономики

.1 Понятие теневой экономики

В экономике каждой страны есть такая составляющая, которая не укладывается в сложившиеся и узаконенные представления о норме. Но до сих пор не устоялась терминология, характеризующая эту составляющую. До настоящего времени не существует единого понятия «теневая экономика», причем данный термин трактуется по-разному как в разных странах, так и разными авторами, что, в общем-то, естественно. К определению сущности «теневой экономики»- термина получившего в последнее время широкое распространение, имеется большое число подходов.

Западные ученые часто рассматривают её как деятельность или скрываемую от прямого статистического учета, или уводимую из-под налогообложения. Так, Дж. Блэк определяет «теневую экономику» как «экономическую деятельность, о которой не сообщается в органы государственного обеспечения, налоговые и прочие государственные учреждения». Несколько «расширяют» данное определение К.Пасс, Б. Лоуз и Л.Дэвис, которые «теневой экономикой» обозначают «деятельность, не учитываемую в исчислении национального дохода потому, что продукты такой деятельности не обмениваются на рынке, либо потому, что она незаконна».

Синонимами «теневой экономики» чаще всего являются понятия, заимствованные из международной терминологии, - «неофициальная», «неформальная», «скрытая», «нерегистрируемая» экономика и т.п. Однако они недостаточно четки, а иногда «пересекаются».

Отечественные специалисты, интерпретируя сущность теневых экономических отношений, опираются, прежде всего, на признак «неконтролируемости». Контролируемые процессы, по определению, не являются «теневыми», или «скрытыми».

Так, Большой экономический словарь трактует «теневую экономику» как «не контролируемое обществом производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг, то есть, скрываемые от органов государственного управления и общественности социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной собственности в корыстных личных или групповых интересах».

Аналогичное определение предлагают Б.А. Райзберг, Л.И. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. «Теневая экономика - это экономические процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это невидимые вооруженным глазом, со стороны процессы производства, распределения, обмена, потребления товаров и услуг, экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы».

Все названные российские авторы теневую экономику подразделяют на: криминальную экономику, «скрытые» и «неформальные» экономические явления. В то же время А. Нестеров и А. Вакурин полагают, что «криминальная экономика» - это более широкое понятие, чем «теневая экономика» и включает последнюю как составную часть.

Налицо теоретическая путаница, которую предопределяют следующие основные моменты.

Во-первых, имеет место некорректная интерпретация двух понятий «shadow economy» и «black economy», заимствованных из англоязычных источников. Часто термин «black economy», означающий «черная экономика», или «чисто криминальная», переводится как «теневая экономика».

Во-вторых, «теневая экономика» не может быть адекватно описана с помощью норм существующего права. По мнению Д.Макарова, часть его диспозиций включает в себя деяния, «относимые к нелегальной, и к теневой экономике, некоторые нормы одновременно регулируют процессы и теневой, и контролируемой экономики, а отдельные негативные процессы теневой экономики вообще не урегулированы». Следует согласиться с тем, что на самом деле «теневая экономика» - экономический, а не правовой феномен, отражающий негативные экономические процессы в обществе. Это легальная, но не контролируемая экономическая деятельность, которую «сопровождают» различные правовые нарушения, будь то уголовные или административные. Она имплицитно содержит незаконную часть.

В-третьих, долгое время существовал устойчивый стереотип, согласно которому вся экономика делится на «белую» и «черную», т.е. легальную и криминальную. Сегодня становится ясно, что «цветовой» спектр видов хозяйственной значительно шире: он представлен массой разнообразных оттенков или «различных градаций серого цвета»

На практике деятельность большинства хозяйствующих субъектов осуществляется как в рамках легального, так и полулегального, а порой и чисто криминального оборотов. Работа в русле легального оборота дает возможность организации формировать благоприятный имидж на рынке, иметь кредитную историю, апеллировать к судебной или исполнительной власти, а также избегать дополнительных рисков в случае проверки налоговыми или иными контролирующими органами. В то же время необходимость «ухода» от чрезмерных налогов, а часто и просто задачи максимизации прибыли обуславливают «перевод» части бизнеса на «серые» схемы. Таким образом, задействован эффективный механизм деформализации экономики, который непрерывно трансформирует формальные правила и встраивает их в неформальные отношения.

Следует отметить, что в силу этих и других причин до сих пор не существует подлинно научного определения «теневой экономики». Встает задача переоценки или перегруппировки существующего законодательства и выделения в экономике наиболее негативных и связанных между собой явлений, которые могли бы иметь самостоятельное название «теневая экономика», с одной стороны, и соответствовать этимологическому значению понятия «теневая экономика» с другой. Необходимость этого возникает еще и потому, что при действующем законодательстве, да и на практике в принципе трудно представить себе полностью легальную, т.е. соблюдающую все имеющиеся нормативные экономическую деятельность. Поэтому для дальнейшего рассмотрения генезиса сложившихся в российском обществе «теневых» экономических отношений и характеристики их видов вполне подходящим представляется следующие рабочее определение. «Теневая экономика - параллельная подпольно функционирующая экономическая структура мафиозного характера, ориентированная на извлечение скрываемых от налогообложения сверхприбылей и подрывающая сложившиеся в обществе экономические отношения». При этом речь идет о широком спектре негативных экономических процессов «криминальной направленности

Экономическая деятельность также подразделяется на официальную и теневую (не укладывающуюся в рамки действующего законодательства)

Прежние системы национальных счетов (СНС), разработанные ООН, Евростатом и другими организациями, не содержали однозначных рекомендаций относительно учета теневой экономики. Новая версия, принятая в 1993г., предлагает практически целиком учитывать «теневую экономику» в составе производственной деятельности. «Голубая книга» (издание статистического комитета ООН), излагающая методологию СНС, вводит в обращение три понятия, довольно близких по смыслу и в некоторых аспектах даже пересекающихся. Это «скрытая» (или теневая), неформальная (или «неофициальная») и «нелегальная» деятельность.

Первая из названых - теневая - характеризует разрешенную законом деятельность, которая официально не представлена или преуменьшена ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, выполнения определенных административных обязанностей или внесения социальных взносов. Подобная деятельность возможна практически во всех отраслях экономики.

Согласно методике Госкомстата РФ «Руководство по измерению ненаблюдаемой экономики», разработанной в 2002г. с учетом опыта Директората статистики ОРЭС, Статкмитета СНГ, Национальной статистической службы Нидерландов и Национального института статистики Италии, экономику следует подразделять на наблюдаемую и ненаблюдаемую. Виды производственной деятельности, относящиеся к ненаблюдаемым, являются незаконными, скрытыми, неформальными и произведенными домашними хозяйствами для самостоятельного использования. Параграф 6.34 СНС 93 гласит: «Скрытая экономика включает всю легальную производственную деятельность, которая умышленно скрывается от государства».

Деятельность нелегальных предприятий, так же как и легальных, предполагает производственный процесс. К нелегальному виду деятельности относятся незаконное производство или сбыт продуктов и услуг (например, производство оружия или наркотиков, контрабанда). Сюда же входит «нелицензированная деятельность» практикующих врачей, адвокатов, преподавателей учебных заведений, инструкторов спорта и т.д. Конечно, преступная деятельность, направленная против личности или имущества (например, грабежи, воровство и терроризм), не может быть включена в границы производства. Тем не менее, СНС рекомендует учитывать ее экономические последствия в национальных счетах как особый случай и отражать его на специальном счете. Можно добавить, что воровство, грабеж, разбой, рэкет и другие виды деятельности представляют собой перераспределение доходов от одних лиц к другим и поэтому общую сумму ВВП не увеличивают. Таким образом, при определении ВВП должны быть учтены следующие показатели:

-законной деятельности, скрываемой или преуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других, оговоренных законом обязательств;

-неформальной (неофициальной) легальной деятельности, в том числе деятельности некорпорированных предприятий с неформальной занятостью, работающих для собственных нужд;

неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

а) легальных видов деятельности, которыми занимаются нелегально;

б) нелегальной деятельности, предоставляющей собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночный спрос;

в) нелегальной деятельности, направленной против личности или имущества.

При этом все перечисленные виды деятельности кроме пункта 3 «в», включаются в границы производства.

С учетом вышесказанного термином «теневая экономика» логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официальными органами. За редкими исключениями (например, связанными с функционированием домашнего хозяйства), теневая экономика представляет собой систему общественных отношений, входящих в противоречие с законами и правовыми нормами, формальными правилами хозяйственной жизни. Иначе говоря, данная система находится вне рамок правового поля. В экономической литературе выделяется до десятка деяний, которые связывают с теневой экономикой. На самом деле УК РФ насчитывается их на порядок больше. Они предусмотрены более чем в 100 из 260 статей особенной части кодекса. Преступления, предусмотренные этими статьями, совершаются по мотивам корысти, наживы, прибыли (сверхприбыли) и могут рассматриваться как преступный бизнес, дающий теневой (чёрный, серый), неконтролируемый государством доход

Итак, как мы видим сущность «теневой экономики» можно определить с разных точек зрения. И, конечно же, существует еще множество других подходов к истолкованию понятия «теневая экономика», но все они отмечают главный её признак- это скрытый характер.

1.2 Типы теневой экономики

На пути к раскрытию тайн теневой экономики возникает масса трудностей, которые связаны не только с очевидной нехваткой информации для расчетов, но и с концептуальными сложностями, расхождением в понимании того, что она собою представляет. Существует немалая путаница в употреблении терминов, когда теневая экономика отождествляется то с неформальной, то с криминальной экономикой. Между тем важно развести эти понятия, обозначающие различные сегменты рынков.

. Легальная (неофициальная) экономика (legal, rule-of law economy) - экономическая деятельность, не нарушающая ни действующих законодательных норм, ни прав других хозяйственных агентов, которая при этом не фиксируется в отчетности и контрактах. Хорошим примером служит натуральное производство домашних хозяйств.

. Внеправовая экономика (out-of-law economy) - экономическая деятельность, нарушающая права других хозяйственных агентов, но не регламентированная действующим законодательством и находящаяся, таким образом, во внеправовых зонах. Это «розовые рынки» (rosy markets). Хрестоматийным примером стала деятельность «финансовых пирамид» в середине 90-х годов, от которой пострадали миллионы людей, но в процессе которой просто использовались «дыры» в законодательстве. К числу других примеров следует отнести нарушение экологической безопасности, лоббирование в пользу отдельных хозяйствующих субъектов, предоставление в виде «исключении» индивидуальных льгот и субсидий и т.п.

. Полуправовая экономика (semi-legal economy) - экономическая деятельность, по своим целям соответствующая законодательству, но периодически выходящая за его пределы. Это «серые рынки» (grey markets). Прежде всего, они связаны с разными способами уклонения от налогов, включая использование «черного нала», бартерные обмены, работу без патента и лицензии, трудовой наем без оформления.

. Нелегальная, криминальная экономика (non-legal, criminal economy) - экономическая деятельность, запрещенная законом и по своей сути нарушающая закон. Это «черные рынки» (black markets). Примеры: наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, крупная контрабанда, проституция, торговля людьми, рэкет и применение силы.

Отметим, что первый и второй сегменты неформальной экономики в принципе находятся на «свету». А теневая экономика охватывает третий и четвертый сегменты

В.В. Радаев приводит еще одну классификацию - по характеру и степени регистрации хозяйственных операций. С этой точки зрения теневая экономика (и вся неформальная экономика в целом) делится на следующие сегменты:

. Деление по мотивам действий хозяйствующих агентов в отношении отчетности:

а) скрытая экономика (hidden economy) - экономическая деятельность, сознательно укрываемая хозяйствующими агентами от статистических и налоговых органов;

б) потерянная экономика (missing economy) - экономическая деятельность, не попадающая в отчеты в результате неполного охвата обследуемых единиц наблюдения, неосведомленности и непроизвольных ошибок экономических агентов.

. Деление по охвату деятельности статистическим учетом:

а) учтенная экономика (recorded economy) - экономическая деятельность, не отражаемая в отчетности самих экономических агентов, но учитываемая статистикой в результате специальных дорасчетов;

б) неучтенная экономика (unrecorded economy) - экономическая деятельность, выпадающая и из отчетов, и из окончательных статистических данных.

Существует несколько основных элементов неучтенной экономики, а именно:

сокрытие предприятия (осуществление регулярной организованной хозяйственной деятельности без регистрации);

сокрытие хозяйственных операций (неотражение их в договорах и отчетности);

сокрытие найма рабочей силы (наем без оформления трудовых договоров);

сокрытие доходов (уход от налогов).

Чаще всего эти элементы тесным образом взаимосвязаны, но это не обязательно. В принципе можно не регистрировать предприятие и при этом относительно честно платить подоходный налог. Или скрывать операции зарегистрированного предприятия.

Наряду с теневой существует также фиктивная экономика (fictitious economy), связанная с отражением в статистической и бухгалтерской отчетности несуществующей хозяйственной деятельности (например, перевод денег за не поставленную продукцию).

Как уже отмечалось выше, интерпретация показателей экономической деятельности страны предполагает существование четкого представления о том, что же именно стоит за теми или иными данными, особенно, при изучении такого сложного явления, как теневая экономика. При всей очевидности, это положение зачастую игнорируется: нет ссылок на источник данных и методологию их получения.

Хотя приведенная классификация неточна, ясно, что масштабы теневой экономики в России сейчас весьма велики, они значительно возросли с момента начала экономической либерализации и продолжают расти. Более того, теневой и легальный виды деятельности сейчас настолько переплетены, что нередко их почти невозможно отличить друг от друга.

Глава II. Причины возникновения теневой экономики и ее социальные последствия

.1 Факторы возникновения и развития теневой экономики в России

Сегодня теневая экономика охватывает почти все сферы жизнедеятельности россиян. С каждым годом теневой сектор разрастается и так тесно переплетается с легальным сектором, что уже трудно разграничить эти элементы экономической системы. И это в свою очередь влияет на внешнюю экономику нашей страны тоже. Постоянно ведется множество разговоров о путях преодоления этой проблемы. Но прежде чем начать решать эту проблему, следует проанализировать причины роста и развития теневой экономики в России.

Первая особенность - возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попалив зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое повышение частной хозяйственной активности людей и соответственно сокращение властных полномочий государства в экономике. В то же время эти преобразования способствовали значительному усилению неопределенности функций, прав, возможностей и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они же, как люди, обладавшие самыми значительными по сравнению с другими социальными группами деловым опытом и инициативность, сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Они фактически приватизировали свои рабочие места и стали, выполнять должностные обязанности (или не выполнять их), насколько это отвечало их частным экономическим интересам. В результате, когда предприниматель обращается к государству за защитой своих интересов, он её от органов власти не получает. Тогда деловой человек нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как работникам своей фирмы. В своей деятельности люди фактически стремятся игнорировать государство и действуют так, так как будто его не существует. Уплата же налогов рассматривается населением как двойное налогообложение, поскольку все покупают государственные услуги в частном порядке, в конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируется соответствующая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой не осуждается.

Важная особенность рыночных преобразований в России состоит в том, что чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию, с ними связанные) как один из ресурсов для частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер так же, как и предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, госсектору требуется прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокооплачиваемые чиновники через систему «дружественных» им фирм разворовывают или «прокручивают» государственные деньги. Далее эти деньги «отмываются», вкладываются в экономику или переводятся за рубеж и т.д.

Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве государства в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных «уполномоченных» компаний, через которые частные фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (скажем, создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.) Функционирование компании подобного типа - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без «уполномоченных», вынуждены им платить.

Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельность. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников и дает последним большие возможности для извлечения теневых доходов. Достаточно распространенная практика - выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов города. Ясно, что для «обхода» этого положения конкуренты вынуждены платить. Наконец, упомянем и прямое силовое подавление конкуренции органам власти в пользу «дружественных» им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы рынка «дружественным» фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют в пользу этих органов и/или отдельных чиновников часть полученной сверхприбыли

Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях. Когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства. Это неизбежно ведет к росту теневой активности (к подкопу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятные условия для роста теневой экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающих теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служат источником существования черного рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и т.п. - негосударственные структуры (по крайней мере они не являются «унитарными казенными» предприятиями, к деятельности которых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств. Это - «квазичастные» фирмы, представляющие собой гибрид частной компании и государственного ведомства. Такие компании регулируют целые секторы современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах - в добыче и продаже топливно-энергетических ресурсов и во внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства. Они почти автономны и включают набор организаций, позволяющих им реализовывать все функции, которые традиционно выполняют государство и общество,- от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных её видов относятся уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми такими компаниями.

В то же время между «квазичастными» монополиями и правящими группировками существует определенный «социальный договор». Последние в периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую активность монополий, позволяя им сравнительно (с другими секторами кризисной российской экономики) неплохо существовать, фактически снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять сомнительные операции на финансовых рынках. В периоды же обострения политической ситуации (например, во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей, всплеска забастовочной активности и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранение социально-политической стабильности и консервацию сложившегося режима власти, создающего, в свою очередь, благоприятные условия для существования монополистов. Подобный симбиоз нынешних правящих группировок и крупнейших «квазичастных» монополий предполагает значительный объем теневой экономической активности, так как без нее невозможно создание скрытого от общества «фонда стабильности», расходуемого в чрезвычайных политических ситуациях.

Новая форма монополизма - монополизм «снизу» как надстройка над частной рыночной активностью. Это система «крыш», которые делят между собой тот или иной рынок. «Крыша» - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Ясно, что как сама деятельность «крыш», так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.

Четвертая особенность - чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов т ошибку их исчисления. Такая система, при которой, по различным оценкам, изымается 60-86% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией,- одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить «командные высоты» в экономике и контролировать основные финансовые потоки. В результате в стране сформировалась стойкая привычка к уклонению от уплаты налогов и переводу значительной доли деловой активности в «тень». В принципе уже одной этой черты достаточно для взрывного роста теневой деятельности.

Пятая особенность - асоциальный характер рыночных преобразований в России. Рыночные реформы лишили миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были «отпущены», введена свободная торговля и реализован ряд других мер по либерализации экономики, механизмы экономического отбора не были созданы.

Шестая особенность - внеправовой характер экономических преобразований, обусловленный тем, что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой степени регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы не заинтересованы, прежде всего, правящие группировки.

Итак, разрастание теневого сектора в России обусловлено, прежде всего, ломкой старой системы госконтроля, неразвитостью новой рыночной инфраструктуры и культуры поведения, низким уровнем управления, нестабильность политической и экономической ситуации в стране. Должно пройти еще немало времени, чтобы сгладились те экономические деформации, которые произошли при переходе от командно-административной системы к рыночной. А также от многих экономических преобразований, которые исказили представление о роли и функциях государства в рыночной экономике.

2.2 Социальные последствия теневой экономики

нелегальный теневой экономика коррупция

В настоящее время теневая экономика является мощным фактором дестабилизации российского общества. Главные направления его воздействия следующие.

Во-первых, вытеснение официальных механизмов налогообложения и, соответственно, пропорциональное снижение объемов собираемых налогов.

В ситуации достаточно значительного сокращения официального и роста теневого производства рано или поздно должно наступить банкротство государства, то есть такое снижение объема собираемых налогов, которое меньше их минимального размера, необходимого для выполнения государством своих социальных и иных функций. Такая ситуация возникает даже в относительно благоприятной ситуации, когда ВВП не падает, а теневое производство растет в той мере, в какой падает официальное. Если взять за основу те темпы роста теневой экономики, которые были в России в 90-х годах, то по нашим предварительным расчетам банкротство государства в рамках этого примера может наступить через 7-8 лет после начала бурного роста теневой экономики.

Во-вторых, теневая деятельность оказывает дезорганизующее влияние на производственный процесс в рамках официальной экономики, ухудшает положение и препятствует созданию нормально работающих, «здоровых» экономических организаций. Она приводит к снижению управляемости работников, ослабляет их трудовую мотивацию, иногда ведет к их деквалификации, затрудняет освоение инноваций, которые часто требуют сверхнормативных трудовых усилий, и в конечном итоге может вызвать дезинтеграцию коллектива и предприятия.

В-третьих, частично связанная с криминальной деятельностью, теневая экономика порождает многочисленные конфликты, часть которых разрешается с применением насилия. Судя по результатам конкретных исследований, масштабы насилия в российской экономике в целом довольно велики - по данным социологических опросов от 30% до 40% руководителей предприятий лично сталкивались со случаями рэкета, вымогательства, попытками поставить предприятие под контроль криминальных групп.

Тем не менее, теневая экономика ответственна за то, что в России возник значительный слой вооруженных людей, вынужденных защищать свой бизнес. Масштабность этого явления в конечном счете представляет опасность для стабильности российского общества в целом.

В-четвертых, теневая экономика - важнейших фактор формирования деловой этики, и, более того, социальных норм в целом. Расширение и укрепление теневой экономики привели к «размытости» социальных норм - люди перестали различать, что можно, а что нельзя в хозяйственной жизни, каковы критерии оценки того или иного хозяйственного действия. Например, большая часть хозяйственных руководителей осуществляет перевод безналичных денег в наличные с использованием фиктивных контрактов (т.н. «обналичивание»). В принципе - это незаконная операция, участники которой должны были бы быть наказаны. Однако случаи наказания за эту операцию крайне редки. Более того, для обеспечения своей текущей деятельности операции обналичивания иногда проводят даже органы государственной власти и правоохранительные структуры.

Дестабилизирующее влияние теневой экономики состоит в том, что она привела к неформальной институционализации не только операции обналичивания, но и множества других также не безобидных экономических феноменов. Например - насилия при разрешении конфликтов между предпринимателями, «прихватизации» бывшей государственной собственности и многих других. В результате возникло обширное поле «размытых» социальных норм, когда сломан механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение. В рамках этого поля имеет место произвол - хочешь следуй тому или иному правилу, хочешь - не выполняй его. Тогда происходит потеря людьми социальных ориентиров и, как следствие - нарушение социального порядка. Люди в ответ на то или иное действие не могут предугадать, какова будет реакция общества, ожидает ли их наказание без преступления или же они могут совершить безнаказанное преступление.

Теневая экономика порождает ряд следствий, негативно сказывающихся на экономике государства в целом. Вот лишь некоторые из этих следствий:

-во-первых, сокращается налоговая база. Как следствие, растет налоговый пресс на легальный сектор экономики;

-во-вторых, снижается конкурентоспособность легальной экономики. Это в свою очередь подталкивает и другие экономические структуры к уходу в тень;

в-третьих, усиливается ресурсное обеспечение коррупции, что ведет к росту ее масштабов;

в-четвертых, неконтролируемые крупные финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции;

в-пятых, происходит перераспределение национального дохода в пользу элитной группы, обусловленное коррупцией и контролем криминальных групп над теневой экономикой. Это ведет к сильному имущественному расслоению и росту конфронтации в обществе;

в-шестых, происходит утечка капиталов за границу.

Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя.

Трудность оценки масштабов теневой экономики приводит к большим ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития общества. Это затрудняет выработку верных управленческих решений на различных уровнях. Кроме того, в предыдущем пункте было сказано об ошибках в государственном управлении, к которым ведет наличие развитой теневой экономики и неверная оценка ее масштабов.

Заключение

Обобщая вышеизложенное, отметим, что корни теневой экономики в России тянутся еще из плановой экономики. Без нее советское хозяйство не могло существовать, поскольку надо было затыкать постоянно образующиеся дыры. Потом накопленные навыки получили распространение с началом реформ, когда появилась экономическая свобода. И теневая экономика существенно распухла, особенно в период ослабления государства. Сейчас ситуация шаг за шагом меняется. Но очень медленно, чему тоже есть свои причины. Прежде всего значительная часть предприятий находится в плохом экономическом, финансовом положении. И вина здесь не государства, не милиции или еще кого-то. Просто многие собственники оказались плохими хозяйственниками и могут выжить только в том случае, если не платят налоги и скрывают деньги.

Преодоление параллельных форм организации экономики в России - длительный и сложный процесс. За годы радикально-либерального реформирования они превратилась в массовую, самовоспроизводящуюся и весьма жизнеспособную систему, с очень сильным запасом инерционности. Излишне активные действия против теневых форм способны вызвать сопротивление не только теневиков-хозяйственников, но и части населения. Экономические и социальные результаты тотального наступления на теневую экономику могут оказаться прямо противоположными декларируемым. Сокращение удельного веса теневой деятельности - это не предпосылка дельнейшего развертывания реформ, а их результат, достижение которого наиболее эффективно в случае замещения теневых связей цивилизованными рыночными отношениями. А это возможно лишь тогда, когда объектом воздействия будет не столько теневая экономика, сколько условия её порождающие, иными словами воздействие должно быть не на уровне последствий, а на уровне причин.

Непосредственное же воздействие на теневые формы организации экономических связей можно представить как вытеснение их в те мелкие и мельчайшие ниши, которые «не интересны» для сложившихся рыночных агентов и позволяют пройти школу предпринимательства, получить опыт функционирования в конкурентной среде.

Пока в России не будет достигнута экономическая стабильность, пока не снизятся темпы инфляции - нечего говорить о решении этой проблемы. Теневая экономика в России будет существовать всегда. Представить без неё нашу страну невозможно. Но с помощью грамотного экономического реформирования можно существенно уменьшить её объём.

Список использованной литературы

1.Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики // ЭКО. - 2004. - №2. - С.21-37.

2.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе / Пер. с англ., 4-е изд. - М.: «Дело Лтд», 2001. - 325с.

.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Юрайт-М, 2008. - 384 с.

.Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. - М.: Дело, 2009.- 472 с.

.Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В. Д. Камаева, Е.Н Лобачевой. - М.: Юрайт-издат, 2009. - 592 с.

.Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. - 1040 с.

.Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику: учеб. пособие / Т.Ю.Матвеева; Гос. ун-т - высшая школа экономики. - 4-е изд. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2009.-510 с.

.Основы экономической теории. Политэкономия: учебник / Под ред. Д.Д. Москвина. - М.: Едиториал УРСС, 2008. - 528с.

.Саликов, Б.В. Экономическая теория: Учебник/Б.В. Саликов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 405 с.

.Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

.Бобков, В. Уровень социального неравенства/ В. Бобков //Экономист.-2011.-№3. - 61 с.

.Кадомцева, С. Социальная политика и население / С. Кадомцева // Экономист.-2009.-№7. - С. 7-10.

.Кузнецова, Е. Процессы дифференциации доходов населения и их государственное регулирование/Е. Кузнецова, С. Кузнецов//Экономист.- 2010.- №4. - С. 10-14.

.Куснер, Ю.С. Динамика распределения доходов/Ю.С. Куснер, Г.М. Мкртчян, И.Г. Царев// Экономист.- 2010.-№90. - С. 9-12.

.Охотников, И. К анализу показателей социальной дифференциации в России/ И. Охотников//Российский экономический журнал.-2010.-№9

16. Райзберг Б.А., Лозовский Л.И., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 6 изд. - М.: Инфра-М, 2010. - 478с.

. Шеншин А.Е. От «теневизации» экономики к криминализации общества: генезис и сущность криминальных экономических процессов // Вестник Московского университета. - 2003. - №3. - С.33-50.

. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Изд. Юристь, 2004. - 896с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!