Философия

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,81 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра философии







Контрольная работа № 1

По дисциплине Философия



Выполнил: Васюков М.В.

Шифр-11111

Группа ЗТА-11






Новокузнецк, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема 1 Мировоззренческая сущность философии

. Тема 2 Проблема самоопределения философии

. Тема 3 Генезис философии

. Тема 4 Разделы философского знания. Особенности постановки и решения философских проблем

. Тема 5 Жанровое своеобразие философского дискурса

. Тема 6 Исторические типы философствования

. Тема 7 Философия как образ жизни

Список используемой литературы

философский знание дискурс

Тема 1. Мировоззренческая сущность философии

Познакомьтесь с фрагментами текстов А.А. Радугина, А.Г. Спиркина, А.Н. Чанышева и заполните предлагаемую Вам таблицу. Определите, позиции какого автора Вам наиболее близки.

А.А. РадугинА.Г. СпиркинА.Н. ЧанышевОпределение понятия «Мировоззрение»Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведенияМировоззрение - это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человека смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально- политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей.Мировоззрение - это результат духовного осознания мироздания с точки зрения взаимоотношений таких частей мироздания, как природа и люди: взаимоотношение мира природы и мира человека, макрокосма и микрокосма. Мировоззрение состоит из смеси знаний и заблуждений, выдаваемых (сознательно) за знания. Мировоззрение - это большая, кажущаяся исчерпывающей совокупность взглядов человека на окружающий естественный и искусственный мир и на самого себя как творца искусственного мира, которая подчинена основному вопросу о взаимоотношении МЫ (человечество) и ОНО (мироздание как непосредственная среда обитания человека, как вечно необозримый космос).Структура- познавательный компонент; - ценностно-нормативный компонент; - эмоционально-волевой компонент; - практический компонентСистема ценностных ориентаций, идеалов, верований, убеждений, образа жизни человека и общества.1 уровень - натуралистически - реалистичный; 2 уровень - мифическое мировоззрение 3 уровень - языческое религиозное мировоззрение 4научное мировоззрение 5 философия Типы, виды, формыЖизненно- практический уровень (мифология и религия) Теоретический уровень (первоначально - философия, затем - наука)Идеалистическое, материалистичес-кое, религиозное, атеистическое. Оптимистическое, пессимистическое мировоззрение. Философское мировоззрение, политическое мировоззрение, художественное мировоззрение, врачебное мировоззрение и т.д.Обыденное; субъективно-художественное; мифологическое; религиозное; объективно-художественное; философско-идеалистическое; философско - материалистическое; мировоззрение на уровне наук первого типа; мировоззрение на уровне наук второго типа.

Наиболее близка мне позиция А.Н. Чанышева. Так как в понятии «мировоззрение» этого автора дается наиболее полный ответ. По его мнению, мировоззрение не ограничивается совокупностью взглядов, оценок и т.д. определяющих поведение человека и отношение его к миру, хоть он это и не отрицает. В то же время, А. Н. Чанышев отрицая, что мировоззрение является обобщенной системой взглядов, отмечает, что, скорее всего это не система, а совокупность взглядов «человека на окружающий естественный и искусственный мир и на самого себя». Смесь знаний и заблуждений, которые в течение многих веков сознательно выдаются за знания, являются той благотворной почвой, на которой и «произрастают», развиваясь и возвращаясь к прошлому, переосмысливаются концепции различных типов мировоззрения. Чанышев так же дает более развернутую структуру мировоззрения. Это 1 уровень - натуралистически - реалистичный; 2 уровень - мифическое мировоззрение; 3 уровень - языческое религиозное мировоззрение; 4 уровень - научное мировоззрение; 5уровень - философия. А так же видов мировоззрения: обыденное; субъективно-художественное; мифологическое; религиозное; объективно-художественное; философско-идеалистическое; философско-материалистическое; мировоззрение на уровне наук первого типа; мировоззрение на уровне наук второго типа.

Тема 2. Проблема самоопределения философии

Современный отечественный философ М.Мамардашвили определял важность приобщения в философии следующим образом: «…Если философ идет нам навстречу, то и мы должны идти к философу; мы можем встретиться только в точке обоюдного движения. А если я не пошел, сижу, схватившись за голову, над текстом, ничего не получится. Только придя в движение и пройдя половину пути, мы получаем шанс встретиться с философией - в смысле возможности научиться тому, что умели другие, а я нет, но я тоже пережил, хотя и не знал, что это так называется, и, более того, не знал, что об этом так можно говорить».

В этом тексте ключевыми словами являются - «встреча с философией» и «обоюдное движение».

Мысль о том, что тому, кто осваивает философию, следует «пройти свою половину пути», я понимаю таким образом, что не заинтересованному в философии человеку невозможно будет понять о том, что говорит или пишет философ. Если же человек думает уже о вопросах, касающихся философии, ищет самостоятельно на них ответы, тогда он уже проходит «свою половину пути». Тогда философское понимание вещей может стать ответом на насущные вопросы, заинтересует человека, даст пищу для переживания и поисков ответа.

Это и есть то «встречное движение» при изучении философии, которое рассматривает М. Мамардашвили. Даже кропотливое интеллектуальное изучение, «долгое сидение за книгой, схватившись за голову», конспектирование, заучивание - не помогут в изучении философского текста, которое предполагает ожидание, предвосхищение того, что написано и что философ хотел бы донести до заинтересованного читателя.

Это и есть эмоциональный настрой, эмоциональное предвосхищение того, что ожидает услышать читатель, изучающий философию. Только тогда он или согласится и скажет, что именно так я и думал, или возмутиться, что это невозможно, я с этим не согласен, или заинтересуется взглядом философа на изучаемый вопрос, оценит красоту философской мысли, задумается о бесконечности мира человеческих ценностей.

Тема 3. Генезис философии

Прочитайте предложенный фрагмент и ответьте на вопрос: могла ли быть философия в первобытном обществе?

ОТВЕТ:

В первобытном обществе существовала первоначальная стадия зарождения философии, которая, проходя различные ступени развития, сформировала современную философию.

Тема 4. Разделы философского знания. Особенности постановки и решения философских проблем

Прочтите «Миф о пещере» Платона и выявите онтологические, гносеологические, аксиологически и праксиологические проблемы, обсуждаемые Сократом и Главконом.

Прежде чем отвечать на вопрос, рассмотрим значение терминов.

Онтология - философское учение о бытие.

Онтологические проблемы - особенности изучения о бытие.

Гносеология - раздел философии, изучающий источники, формы и методы научного познания, условия его истинности, способности человека познавать действительность.

Гносеологические проблемы - особенности процесса познания, обуславливающие определенные теоретические построения.

Аксиология - философское учение о ценностях.

Аксиологические проблемы - ценностные проблемы.

Праксиология - область социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения различных действий или совокупность действий с точки зрения установления ее эффективности.

Праксиологические проблемы - особенности процесса эффективности действий.

Онтологические проблемы или проблема бытия раскрыта в таких строчках: «..область, охватываемая зрением, подобна темнице, а свет от огня уподобляется в ней мощи Солнца. Восхождение и созерцание вещей, находящихся в вышине, - это подъем души в область умопостигаемого.

Сократ говорит этим, что находясь здесь и сейчас невозможно постигнуть бытие, необходимо движение души вверх, выходить за пределы бытийного мировоззрения. Тогда тот свет от ламп, который казался солнцем, окажется лишь блеклым его отражением, а взгляды на мир, людей и вещи - лишь слежением за отбрасываемыми тенями за которыми не видно сути вещей, людей, отношений.

Человек, который постиг то, что выше, дальше бытия, за его пределами, тогда перед ним открывается то, что и является причиной всего правильного и прекрасного. Тогда вернувшись назад, в ограниченную шорами жизнь, такой человек перестает стремиться к «благам» этой жизни, так как знает их ограниченность и иллюзорность. Эта ограниченность (пещера) не позволяет человеку сознательно действовать как в своей личной жизни, так и в общественной.

Гносеологические проблемы (особенности процесса познания) выражены Сократом при обсуждении вопроса о просвещенности души. Он говорит, что неверно думают, будто в душе у человека нет знаний, и знания вкладываются в человека как в «слепые глазницы зрение» или как говорится про обучение детей, что ребенок - это чистый лист бумаги. Сократ утверждает, что в душе у каждого человека есть такая способность, орудие, которое помогает обучиться. Но она неправильно направлена. Вот для этого и нужно приложить усилия, чтобы повернуть человека к объекту познания.

При этом Сократ говорит, что некоторые свойства души, как и свойства тела человека, следует развивать упражнениями, чтобы они стали привычками. Но это не касается способности понимать, так как она, по-видимому, имеет «божественное происхождение, никогда не теряет своей силы, но в зависимости от направленности бывает, то полезной и пригодной, то непригодной и даже вредной».

Аксиологические проблемы - ценностные проблемы выражаются в том, что у кого взгляд направлен на положительное, тот видит и совершает положительные поступки. У тех же, чье «зрение» порочно, тот вынужден служить порочности. И чем острее его зрение и ум, тем больше этот человек совершает зла.

Праксиологические проблемы - особенности процесса эффективности действий.

Но Платон дает совет эффективного действия, который выражается в том, что «если сразу же, еще в детстве, пресечь природные наклонности такой натуры (порочной), которые словно свинцовые грузила, влекут ее к обжорству и различным другим наслаждениям и направляют взор души вниз, то, освободившись от …этого, душа обратиться к истине».

Таким образом, Платон считает, что человек имеет в своей душе знания на которые нужно направить его внимание, зрение. Способность понимать имеет божественную природу. При этом зрение человека может быть направлено как на положительное, так и порочное действие. Большое влияние на выбор жизненного направления играет воспитание в детстве, правильного направления внимания ребенка на положительные моменты, действия жизни.

Тема 5. Жанровое своеобразие философской дискуссии

Философское эссе на тему

«Хорошее начало - половина дела» (Платон).

Каждый человек хочет добиться в своих делах наиболее лучшего результата. Но как этого достичь? - вопрос, который задает себе каждый. Находятся любезные люди, которые могут дать нужный совет, однако за него придется платить немалые деньги. Если проанализировать советы как преуспеть в делах, то можно отметить, что вначале нужно записать, что для тебя значит преуспеть в делах. Ведь у каждого свое понимание. Лучше составить как можно подробный список, который следует в течение последующих лет дополнять и видоизменять.

Несмотря на то, что список этот будет длинным, вначале нужно выбрать одну задачу, решение которой больше всего приблизит вас к состоянию преуспевания. Это объясняется тем, и каждый со мной согласится, что заниматься всем и сразу неэффективно - не хватит времени. Поэтому нужно выбрать самую значимую, прорывную задачу. Составить план решения её. Что надо сделать, в какие сроки, что для этого понадобиться, кого просить о помощи, какие тренинги нужно пройти, от каких вещей избавиться. То есть составить план, который станет путеводителем.

Такое начало - половина дела. Останется только уделять больше времени выполнению этой задачи. Решив ее, сделайте выводы, как можно было бы решить ее быстрее, и действительно ли цель так важна, как она казалась в начале. А затем, повторите все шаги заново, но уже решая другие задачи.

Если же долгое время рассуждать, планировать, ничего не делая, завидовать успешным товарищам, откладывая начала дела «на следующий понедельник», то много времени пройдет, прежде чем что-то дельное получится. Да и время пролетит очень быстро.

Поэтому хорошее начало любого дела, это хороший зачин, который даст в будущем достойные плоды.

Тема 6. Исторические типы философствования

Дайте философскую оценку рассуждениям Эпикура: «Вселенная всегда была таковой, каковой она теперь, и всегда будет такой, потому, что нет ничего, что могло бы войти в нее и произвести изменения».

Этика Эпикура требует для себя опоры в материалистической, независимой от религии и мистики, физики. Такой физикой для него оказался атомистический материализм Демокрита. Эпикур принимает как исходные два недоступных чувствам физических положений: 1) ничто не происходит из несуществующего и ничто не переходит в несуществующее; 2) Вселенная всегда была таковой, каковой она теперь, и всегда будет таковой.

Эпикур принимает, что вселенная состоит из тел и пространств, то есть пустот. Если бы не было пустот, то не было бы движения во вселенной. То есть Эпикур утверждал о движении внутри вселенной. Но так как вселенная всегда была такая, какая она теперь, то нет смысла думать о том, что что-то привносится во Вселенную извне или добавляется. Поэтому во вселенной не могут быть изменения, имеющие внешнюю природу.

Тема 7. Философия как образ жизни

Философию часто сравнивают с поэзией. Как и у поэтов, у философов есть свои музы, любовь к которым способствовала раскрытию их гения, величия и таланта. В таблице «Музы философов» приведены имена женщин, сыгравших огромную роль в жизни великих философов.

Вопросы:

б) Продолжите таблицу, включив в нее имена других Муз.

Музы философов

В школу Эпикура, созданной в Афинах, женщины имели равный с мужчинами доступ. Прославленной ученицей этой школы была незаурядная Леонтия [8].

В Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона написано, что «Леонтия (Λεόντιον) - гетера, приятельница Эпикура, сожительница ученика его Метродора» [15;224].

В книге «Океан сказаний» (XI в.) говорится о мудром Нагарджуне, желавшем сделать жизнь человека вечной [10]. Чандралекха являлась сестрой божественной девы, но поразившая любовь спасла, ослепленных страстью от проклятья. Им предназначалось «претерпеть рождение в человеческой утробе и затем стать мужем и женой».

-летний Петрарка, как свидетельствуют его собственные сочинения, впервые увидел Лауру 6 апреля (Великая пятница), 1327 года на пасхальной мессе в несохранившейся церкви Святой Клары в Авиньоне. Петрарка сообщает, что ровно через 21 год после их знакомства она скончалась, после чего он продолжал писать о ней.

Главная информация о Лауре извлекается из его собственноручной пометки на миланском экземпляре рукописи Вергилия.

Судя по всему, она имела большую семью, была достойной супругой и рано умерла. Из описаний в стихах, обыгрывающих её имя (например, Laura - laurea, то есть «золотая»), известно, что она имела золотые локоны.

С момента своей первой встречи с Лаурой следующие три года Петрарка провел в Авиньоне, воспевая свою платоническую любовь к ней и пытаясь поймать её взгляд в церкви и в других местах, где она бывала. Затем, в 1330 году он покинул Авиньон и отправился в Ломбе (Франция), где находилось каноничество, предоставленное ему папой Бенедиктом XII. В 1337 году он вернулся и приобрел небольшое имение в Воклюзе, чтобы быть поблизости от неё. Петрарка принял духовный сан, и жениться не мог, но в плотской страсти себя не ограничивал, породив двух внебрачных детей от других женщин. Традиция гласит, что последний раз он её видел 27 сентября 1347 года.

Причину смерти Лауры установить трудно, многие историки предполагают, что это была чума, так как в том году Авиньон серьёзно пострадал от неё. Но никто, из присутствовавших при смерти Лаур, не упоминает подходящие симптомы. Возможно, что она умерла от туберкулеза и истощения, вызванного деторождением 11 младенцев. Ей было 38 лет. Сам Петрарка накануне своей смерти, последовавшей много лет спустя, писал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме нее» [4].

Петрарка идеализирует Лауру, делает её средоточием всяких совершенств, констатирует очищающее и облагораживающее действие её красоты на его психику. Ученые считают, что реальная Лаура все же существовала. Петрарка скрыл истинный характер своей любви, скрыл, что то была чувственная страсть, и вслед за провансальцами и флорентийскими лириками представил себя платоническим вздыхателем, который, как Данте у своей Беатриче, ищет только приветствия и ласкового взгляда.

Доротея Фридерика Шлегель (нем. Dorothea Friederike Schlegel, урожденная Брендель Мендельсон; 24 октября 1764, Берлин - 3 августа 1839, Франкфурт-на-Майне) - старшая дочь Мозеса Мендельсона. Получила известность в качестве литературного критика, писательницы, спутницы жизни и супруги Фридриха Шлегеля. Одна из самых знаменитых женщин еврейского происхождения, перешедших в христианство [14].

История любви двух известнейших людей своего времени - Вольтера (1694-1778) и Эмилии дю Шатле (1706-1749), связавшая влюблённых на долгие годы, изменила их жизни с того самого дня, когда они встретились и влюбились с первого взгляда.

Великий, гениальный Вольтер (его настоящее имя Мари Франсуа Аруэ), французский философ, поэт, писатель, историк, романист, просветитель, ещё при жизни заслужил широкую известность. Его боготворили, перед ним преклонялись, словно перед святым, а слово мыслителя было истиной не только для простых людей, но и для знатных особ, министров и даже самого короля.

Историки и биографы гения всерьёз отмечают, что, возможно, и не было бы того Вольтера, какого мы знаем, не встреть он на своём пути незаурядную женщину того времени - блистательную, оригинальную, «божественную Эмилию», маркизу дю Шатле. Она была не только его другом, искренним советчиком, любовницей и спасительницей, но и женщиной, вдохновившей великого писателя и философа на труды и литературные подвиги.

Габриэль-Эмилия дю Шатле (настоящее имя Габриэль-Эмилия ле Тонелье де Бретёй) во Франции больше известна как писательница. Но помимо литературы она занималась философией, физикой, математикой. Она переводила на французский язык труды Ньютона, решала сложнейшие геометрические задачи и среди современников слыла достаточно необычной женщиной. Разумеется, её ум и оригинальность привлекали мужчин. А свободные нравы позволяли Эмилии вступать в любовные отношения с приглянувшимися ей кавалерами. Из всех поклонников она выбирала мужчин знатных и влиятельных. Маркиз де Гебриан и герцог Ришельё были среди её самых известных любовников.

Говорили, что маркиза вовсе не была красавицей. Одни утверждали, что она была крепкого телосложения, коренаста, слегка грубовата, женским занятиям предпочитала мужские - любила ездить верхом, играла в карты и пила вино. Завистливые дамы подмечали её «некрасивые ноги и грубые, с обветренной кожей, руки». Другие же отмечали её стройность, очарование и пылкий, острый ум, который заставлял восхищаться маркизой, несмотря на все недостатки внешности.

Эмилия обожала роскошь, светские вечера и балы, где зачастую, являясь самой импозантной фигурой среди гостей, развлекала их не только своими высказываниями, но и прекрасным пением. Маркиза владела потрясающим голосом. Именно его сначала услышал Вольтер, а затем и увидел его обладательницу. Их встреча была необычна.

Известно, что за свободомыслие и смелые высказывания в адрес высокопоставленных чинов, которые сочли некоторые признания мыслителя крайне оскорбительными и унизившими их достоинство, в 1733 году Вольтера ждала Бастилия. Пытаясь скрыться от заключения, он был вынужден бежать из столицы и поселиться в Руане, где вёл жизнь отшельника. Однажды, проведя несколько дней в доме, Вольтер всё же решил прогуляться. На улице стояла глубокая ночь, и писатель мог смело отойти от убежища на некоторое расстояние.

Возвращаясь с прогулки, он увидел около своего дома несколько людей, вооружённых палками. Понимая, что не сможет справиться с разбойниками, Вольтер испугался. И вдруг в этот самый момент откуда-то из темноты, верхом на коне выехала женщина и остановилась прямо у дома философа. Дорогой наряд и драгоценности говорили о богатстве и знатности дамы. Собравшиеся у дома Вольтера мужчины бросили палки и разбежались. А он, ничего не понимая, только и смог, что низко поклониться своей спасительнице. Она подошла к нему и быстро рассказала, что знает о нём всё и приехала забрать его в свой замок. Она представилась маркизой Эмилией дю Шатле.

Вольтеру ничего не оставалось, как согласиться на столь необычное предложение странной маркизы. Он поселился в замке Сирей, который потом назвал «земным раем», а спустя несколько месяцев написал: «Маркиза для меня значит теперь больше, чем отец, брат или сын. У меня только одно желание - жить затерянным в горах Сирея». Писателю в то время было тридцать девять лет, Эмилии - двадцать семь.

Именно в замке маркизы Вольтер создал большую часть своих шедевров. Он прожил долгие годы вместе с добрейшей и необыкновенной женщиной. Они любили друг друга. Хотя многие и отмечали, что великий человек никого не мог любить сильно и самозабвенно, тем не менее чувство к Эмилии не погасло и после её смерти. «Она немножко пастушка, - однажды признался Вольтер, - но пастушка в бриллиантах и в огромном кринолине» [1].

Гегель родился в Штутгарте 27 августа 1770 года, в семье высокопоставленного чиновника - Георга Людвига Гегеля (1733--1799), секретаря казначейства при дворе Карла Ойгена, герцога Вюртембергского.

В 1811 г. женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати.

Графиня Шарлотта Кайзерлинг, покровительствовавшая Канту, это местная красавица Мария Шарлотта Якоби. К переписке с Кантом, ей исполнилось 23 года, десять из них прошли в замужестве. Столь ранний брак был неудачен и затем окончательно распался. Мадам Якоби слыла начитанной женщиной.

Кант был низкого роста (157 сантиметров) и тщедушного телосложения. Искусство портного и парикмахера помогало ему скрывать недостатки внешности; белокурые волосы, живые умные голубые глаза, высокий лоб, уменье хорошо держаться делали его вполне привлекательным. В памяти современников Кант сохранился не только как «маленький магистр», но и как «элегантный магистр». Ничто человеческое не было ему чуждо, и о человеке он писал, руководствуясь сведениями, почерпнутыми не только из книг. Об этом следует помнить при чтении трактата Канта «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного», наиболее популярного в свое время, выдержавшего восемь прижизненных изданий [2;7].

Когда Сартр начал преподавать философию в одном из лицеев Гавра, он (в 1929 году) познакомился с Симоной Бовуар, девушкой неординарной.

Отбросив все условности, она взяла на себя роль крестной матери современного феминизма.

Он был небольшого роста, с брюшком, слепой на один глаз. Она отличалась элегантностью, одевалась либо в яркие шелка, либо во все черное. Впрочем, Бовуар пришла в восторг от щедрости и юмора, с которыми Сартр делился своими знаниями, и высоко оценила его интеллект.

Вскоре выяснилось, что они стремятся к одной и той же цели развенчать буржуазные ценности и создать новую философию, в основе которой лежала бы аутентичность Бовуар была педантичным философом и заставляла Сартра оперировать неопровержимыми аргументами. Он всю жизнь полагался на ее редакторское чутье и острый ум. Они заключили договор, который для многих современных пар стал образцом для подражания: быть вместе, оставаясь при этом свободными. Брак и соблюдение верности исключались [9].

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.Гулыга, А. В. Кант. - М., Молодая гвардия, 1977. -304 с.

.Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию. - М., 1990. - С.24.

.Петрарка и Лаура [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

.Платон. Государство // Платон. Собр. Соч. в 4 т. т. Том 3. - М., 1994. - С.295-300.

5.Рабочая тетрадь по философии: уч. Пособие / Сост.Т.Л. Готьятова, С.В. Ковыршина, Л.Б. Подгорных, СибГИУ. - Новокузнецк, 2009. - 159с.

.Радугин, А.А. Философия: Курс лекций / А.А. Радугин. - 2-е изд., перераб.и доп. - М.: Центр, 2005. - С.12-22.

7.Сад Эпикура [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sch714-w-scientist.narod.ru/epikur.html

8.Сартр, Ж.-П. (1905-1980) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/filosofia/99.htm

.Сомадева. Океан сказаний (катхасаритсагара): Перевод с санскрита: П. А. Гринцер, И. Д. Серебряков, С.Л.Невелевой, Р.А.Тазетдиновой [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/346299/read

10.Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2008. - С15-21.

11.Тайлор, Э. Первобытная культура // Антология культуроведческой мысли / Авт.-сост. Мамонтов С.П., Мамонтов А.С. - М., 1996. - С.122.

.Чанышев, А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. школа, 2001. - с.3-33.

13.Шлегель, Доротея [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org

14.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Похожие работы на - Философия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!