Терминология в философии Аристотеля

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Терминология в философии Аристотеля














"Терминология в философии Аристотеля"

аристотель философ литературный терминология

Введение

Данное сочинение представляет собой опыт изложения и систематизации терминологического аппарата одного из величайших философов древности - Аристотеля, а так же поиск точки взаимодействия со святоотеческой мыслью (Святые Отцы активно использовали терминологический аппарат Аристотеля). В XIX веке в церковно-исторической науке довольно прочно укоренилась теория о том, что весь процесс исторического развития богословской мысли в период вселенских соборов это борьба двух богословских школ: александрийской, базирующейся на философии Платона, и антиохийской, базирующейся на философии Аристотеля. Во многом этим и обусловлена актуальности данной темы, т.к. философия Аристотеля оказала колоссальное влияние на развитие философии в целом, и в частности на богословскую мысль. Для достижения данной цели мы будем использовать такие труды Аристотеля как «Метафизика» и «Аналитика»

Относительно самого философа необходимо сказать, что он родился в 384 г. до Р.Х. в Стагире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты. После смерти родителей его воспитывал Проксен из Атарнея. На 18 году жизни он прибыл в Афины и вступил в школу Платона. В 343 г. он последовал приглашению македонского двора и взялся за воспитание юного Александра Македонского. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины, где основал в Ликее школу, получившую название перипатетической. Неожиданная смерть македонского царя (Александра) вовлекла его в серьезную опасность: с возникновением ламитской войны Аристотель из политической ненависти был обвинен в мнимых преступлениях против религии. Он бежал Халкиду на Евбее, но уже летом 322 г. умер здесь от желудочной болезни.

Все литературное наследие Аристотеля можно разделить на несколько групп:

)Ранние диалоги: «О философии», «Эвдем», «Пропрептик».

)Естественнонаучные: «История живоьтных», «О частях животных», «О движении животных», « О происхождении животных», «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и «Метеорология».

)Логические «Органон» (Аристотель не мыслит логику как отдельную науку, для него логика - орудие размышления)

)Философские: метафизика.

)Психологические: о душе.

)Эстетические: поэтика и риторика.

)Этические: Никомахова, Эвдемова и большая этика.

)Политико-экономические: «Политика» и «Экономика»

Из всего вышеперечисленного видно, почему Аристотеля называют первым энциклопедистом.

1.Основные положения философской системы Аристотеля

Аристотель был учеником Платона, однако следует сразу обозначить различие в их воззрениях. Для Платона очевидно существование вечной истины. Аристотель же по своему устроению был ученым и, следовательно, предметом исследования для него являются явления чувственного мира. И это чрезвычайно для нас важно, т.к. философия Аристотеля, как вся древнегреческая философия - это попытка разрешить онтологические вопросы, т.е. в чем заключается сущность того или иного явления в этом мире, наконец, в чем суть самого мира? А терминологию имеет смысл рассматривать только в контексте всей философской системы. Как мы уже сказали, предметом исследования Аристотеля являются явления чувственного мира, однако предметом философского знания может быть только необходимое и неизменное.

Очень хорошо обозначил первостепенное направление философских доктрин Аристотеля известный немецкий ученый и философ Эдуард Целлер. Он пишет: «Хотя наш философ горячо оспаривает обособленное бытие и потусторонность Платоновских идей… напротив, его собственное учение о форме и материи есть не что иное, как попытка выразить эту мысль в более состоятельной теории, чем платоновская. Предметом знания - говорит он вместе с Платоном - может быть только необходимое и неизменное; но все чувственное случайно и изменчиво, оно одинаково может и быть и не быть, лишь нечувственное, мыслимое нами в понятиях, столь же неизменно, как и сами последние». В этой очень емкой цитате содержатся две посылки, которые будут основополагающими при дальнейшем изложении. Итак, первое: предметом философского рассмотрения для Аристотеля является понятие (определение, которое мы даем предмету или явлению), второе: в корне философских воззрений лежит учение о форме и материи, причем в данном контексте форма и является этим понятием, определением. Учение о форме и матери. «Всякое изменение предполагает нечто неизменное, и всякое становление - нечто вечное, которое, точнее, имеет двоякий характер; оно есть, с одной стороны, субстрат, который становится чем-либо и в котором совершается изменение, и с другой стороны, - свойства, в сообщении которых субстрату состоит изменение…. Так как цель становления достигнута, когда материя (субстрат) приняла определенную форму, то форма каждой вещи есть ее действительность (ντελέχεια)…. Общий субстрат для всех определений материи; этот субстрат, в качестве только возможного, никогда не существовал сам по себе.

Напротив формы нельзя рассматривать как простые модификации или даже творения одной всеобщей формы; каждая из них, наоборот, в качестве данной определенной формы, вечна и неизменна, подобно платоновским идеям; только они не существуют вне отдельных вещей и, в силу вечности мира, никогда не существовали независимо от конкретных вещей. Форма есть не только понятие и сущность каждой вещи, но и ее конкретная цель и сила, осуществляющая эту цель». Итак, философская доктрина Аристотеля предполагает существование материи и формы, чтобы было проще понять что здесь уместно провести параллель с позднейшей богословской мыслью: есть понятие человеческой природы, вообще, но вне конкретных ипостасей (в данном примере этот термин звучит более корректно нежели личности, т.к. ипостась - индивидуализирующий способ бытия, т.е. в объем понятия этого термина входят все отличительные, индивидуальные свойства) эта природа не существует. Т.е. мы теоретически можем говорить о человеке вообще, но в системе Аристотеля и богословской мысли в эпоху вселенских соборов, данное высказывание не корректно, т.к. предметом исследования могут быть лишь явления чувственного мира, а, следовательно, вне конкретного человека человеческая природа существовать не может. Итак, мы имеем некую материю, которая существует только как возможное (потенциальное), чтобы эта некая материя стала конкретной вещью (актуальным бытием) необходимо сообщить ей свойства (форму) приобретая которые она становится конкретным бытием (явлением чувственного мира), имеющим сущность и цель своего бытия.

Аристотель так же внимательно разработал вопрос о том, как материя переходит из потенциального в актуальное: он вводит учение о четырех причинах. «О причинах говорится в четырех значениях: одной такой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи; другой причиной мы считаем материю, или субстрат; третьей - то, откуда начало движение (т.е. переход из возможного в действительное); четвертой - причину противолежащую последней, а именно «то, чего ради (т.е. цель движения)». В опыте систематизации данного раздела системы Аристотеля философская наука определила эти причины как: «материальную, движущую, сущностную и целевую». Относительно этих четырех причин Аристотель характеризует чувственное бытие.


Итак, мы кратко изложили те положения, которые лежат в основании философской системе Аристотеля и далее относительно них мы и будем излагать его терминологию.

Метафизика, или первая философия, основной ее вопрос: что есть сущность? Именно в этой книге содержится основной терминологический аппарат Аристотеля. Пятая книга Метафизики представляет собой некий словарь, в котором Аристотель дает каждому термину несколько определений. В этой книге мы сталкиваемся с такими терминами, как: причина, элемент, природа, естество, необходимое, единое, сущее, сущность, количество, качество, предел.

Теперь рассмотрим поочередно, что Аристотель подразумевает под каждым термином.

.Причина

Аристотель пишет: «Причиной называется то содержание вещи, из чего она возникает; например, медь - причина изваяния… форма или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи… то откуда берет первое свое начало изменение… отец - причина ребенка… цель, т.е. то, ради чего». Таким образом, причины бывают четырех видов, причем это и есть те самые четыре причины, по которым Аристотель характеризует всякое бытие и дает ему определение.

.Элемент

«Элементом называется первооснова вещи, из которой она слагается и которая по виду не делима на другие виды».

.Природа или естество

«Природа или естество, в первичном и собственном смысле есть сущность, а именно сущность того, что имеет начало движения в самом себе, как таковом: материя называется естеством, потому что она способна принимать эту сущность, а возникновение разного рода и рост именуются естеством потому, что они движения, исходящие из этой сущности. И начало движения природных вещей - именно эта сущность, поскольку она, так или иначе, находится в них - либо в возможности, либо в действительности». Здесь мы видим некую аналогию с примером: медь - естество статуи, т.е. отправная точка от потенциального к актуальному. То, из чего происходит формирование, т.е. материя, но материя в первичном смысле, не обладающая формой, которая при соединении с формой образует что-то.

.Необходимое

«Необходимым называется то, без содействия чего невозможно жить, то без чего благо не может ни быть ни возникнуть, а зло нельзя устранить или от него освободиться…. Про то, что не может быть иначе, мы говорим, что ему необходимо быть именно так».

.Единое

«Единым, или одним, называется то, что едино привходящим образом, и то, что едино само по себе… в другом смысле единым называют вещи, в силу того, что субстрат их неразличим по виду.

А неразличим он у тех вещей, вид которых неделим для чувственного восприятия…одни вещи едины по числу, другие - по виду, иные по роду, а иные по соотношению. По числу едины те, материя которых одна, по виду - те, определение которых одно, по роду - те, которые принадлежат к одной и той же категориальной форме». В этом кратком определении Аристотель лишь начинает размышления относительно определения единого. Раскрытию этого термина в Метафизике Аристотеля посвящена вся 11 книга. Все свои рассуждения он сводит к определению: «Быть единым - значит быть целым и неделимым». В философии Аристотеля это чрезвычайно важный термин т.к. при рассмотрении мира он приходит к заключению, что мир вечен, но немыслим без движения (переход из потенциального в актуальное), следовательно, движение вечно. Однако у этого движения есть перводвигатель (это безличные бог в системе Аристотеля) и этот перводвигатель является единым.

6. Сущее

На этом термине стоит акцентировать внимание, т.к. фактически ему и посвящена вся книга: «Метафизика». Что есть сущность? - это основной вопрос «Метафизики».

Прежде всего, сущее как таковое есть первое во всех смыслах: по определению, по познанию, по времени. Аристотель начинает размышление относительно сущности с того, что выделяет четыре значения, в которых говорится о сущности: «Ибо суть бытия вещи, и общее, и род считаются сущностью всякой вещи, и наряду с ними четвертое - субстрат. А как субстрат в одном смысле обозначается материя, в другом форма и в третьем - то, что из них состоит. Под материей же я разумею, например, медь; под формой - очертание-образ; под тем, что состоит из обоих, - изваяние как целое. Так что если форма первее материи и есть сущее в большей мере, она на том же основании первее и того, что состоит из того и другого». Итак, вот эти четыре значения: 1. суть бытия вещи, 2. Общее, 3. Род и 4. Субстрат. Субстрат в данном смысле обозначает форму, но форму как первичное в конкретном предмете. В книге Категории Аристотель пишет о сущности следующее: «Сущность, называемая так в самом основном смысле - это та, которая не говорится ни о каком подлежащем и не находится ни в каком подлежащем, как например, отдельный человек.

А вторыми сущностями называются те, к которым как видам принадлежат сущности, называемые так в первичном смысле, - и эти виды, и их роды…». Должно быть, здесь Аристотель выражает мысль, которую он изложил в «Метафизике»: «Формой я называю суть бытия каждой вещи и ее первую сущность». Это и есть самое главное определение Аристотеля. Важно понять, что под формой он подразумевает набор индивидуализирующих принципов, которые отделяют объект рассмотрения от всего остального, даже от схожего с ним по роду и виду. Для простоты восприятия можно провести следующую аналогию: под субстратом можно принять человеческую природу вообще, но в реальном мире существуют только конкретные вещи, или проявления общего. Итак, есть природа человека. Но она не существует вне конкретных индивидуумов и вот то, что будет отличать один индивидуум от другого и будет формой или ипостасью. Т.е. личность (в смысле полного набора индивидуализирующих характеристик: и внешность человека и его психические проявления или весь внутренний мир человека.) - есть первичное в человеке, что и является его сущностью.

3.Сравнение терминологии Аристотеля с писателями периода патристики

Данная глава является очень важной, т.к. на терминологии Аристотеля было сформировано и церковное учение в период Вселенских Соборов. За основу мы возьмем терминологию одного из самых знаменитых церковных писателей - преп. Иоанна Дамаскина, а именно философские главы в трехтомном произведении «Источник знания». В данном сочинении мы видим подведение итогов всего этого периода.

Итак, в сочинении преп. Иоанна Дамаскина мы сталкиваемся с Аристотелевскими терминами: сущее, субстанция, акциденция, природа, ипостась, форма…, все это терминология Аристотеля, однако необходимо сравнить, как понимают эти термины обе стороны.

Сущее, субстанция и акциденция

Преп. Иоанн пишет: «Сущее (το ον) есть общее имя для всего существующего. Оно разделяется на субстанцию и акциденцию. Субстанция (ουσια) есть нечто главнейшее, так как она имеет существование в себе самой, а не в другом. Акциденция же есть то, что не может существовать в самом себе, а усматривается в субстанции. Субстанция есть подлежащее, как вещество. Акциденция же есть то, что усматривается в субстанции, как в подлежащем. Например: Медь и воск суть субстанции, а фигура, форма, цвет - акциденции, и тело - субстанция, а его цвет - акциденция, и душа - субстанция, а знание - акциденция».Одним словом, субстанция есть природа, а акциденция - проявление этой природы, которое так же можно обозначить энергией. Как говорил преп. Максим Исповедник: «энергия есть первое проявление природы». Чтобы провести параллель с терминологией Аристотеля достаточно обратиться к примеру медь - субстанция, форма - акциденция.

«Причиной называется то содержание вещи, из чего она возникает; например, медь - причина изваяния… форма или первообраз, а это есть определение сути бытия вещи…» Итак, субстанция есть причина бытия, а акциденция определение сути бытия вещи. Здесь есть некоторое несоответствие в примере: акциденция - энергия, т.к. энергия не может быть определением сути бытия. Возможно, это несоответствие удастся уладить при дальнейшем сравнении. Для этого необходимо сравнить понятие акциденции и ипостаси.

Акциденция

«Акциденция есть то, что в предметах и бывает, и отсутствует, не разрушая подлежащего. И снова: это то, что может одному предмету как принадлежать, так и не принадлежать. Ведь человек может быть белым, а может и не быть. Такие вещи и, наличествуя не сохраняют вида, ибо не принимают в определение вида. И отсутствуя не разрушают его».

Ипостась

«Название ипостась имеет два значения. Иногда означает простое существование. В этом значении субстанция и ипостась одно и то же. Иногда же ипостась обозначает существование само по себе и самостоятельное. В этом значении под ним подразумевается индивидуум. Ибо нужно знать, что ни субстанция не существует сама по себе без вида, ни сущностное различие, ни виды ни акциденция, но одни только ипостаси, или индивиды…. Поэтому индивидуум и называется по преимуществу именем ипостаси, ибо в нем субстанция получает действительное существование, принимая акциденции». Итак, мы увидели, что форму Аристотеля в данном случае соответствует ипостась (т.е. конкретное бытие), а акциденции соответствует понятие качества: «Именно качество в первичном смысле - это видовое отличие, а в другом смысле называются состояние движущегося, поскольку оно движется, и различия в движении...». акциденция есть ряд характерных признаков предмета, как видовых, так и проявляющих себя в энергии (движении).

Заключение

Следует заметить, что данная работа не претендует на абсолютную полноту изложения терминологии Аристотеля, была предпринята попытка изложить основные положения терминологического аппарата и показать, как церковь воспринимает принцип мышления, т.е. методику, структуру, на основании которой происходит процесс формирования понятий, в которых церковь излагала свое учение. Основным достижением Аристотеля, которое восприняло Церковное богословие, было учение о форме и субстрате. Это учение Церковь переработала в учение о природе и ипостаси. В основе всего терминологического аппарата, воспринятого богословами, лежал принцип аналитического мышления, которое прекрасно развил Аристотель (анализ - логический принцип, позволяющий разделять и структурировать многообразие признаков одного конкретного бытия.). Т.е. главным достижением Аристотеля была логика (орудие его философии) и именно этим орудием пользуются все святые отцы периода вселенских соборов. Кульминация развития и использования данного принципа будет в период схоластики.

Список литературы

1.Хрестоматия по западной философии: Античность. Средние века. Возрождение / Авт.-сост. Л. И. Яковлева и др. - М.: ООО «издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ» 2003.

.Лега В. П. Лекции по истории философии. Ч. 1 Античность, средневековье, эпоха возрождения. М.: ПСТБИ, 1999.

.Целлер Э. Очерк истории греческой философии./ перевод под ред. Ф. Лорцинга. СПб.: изд-во Алетейя, 1996.

.Иоанн Дамаскин, преп. Творения. Источник знания/перевод и ком-рии Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М.: Индрик, 2002.

.Аристотель. Метафизика/ перевод и примеч. А. В. Кубицкого. М-Ленинград, государственное социально-экономическое издательство, 1934.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!