Влияния кризиса на социальную ответственность ООО 'Альфа-Тур'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияния кризиса на социальную ответственность ООО 'Альфа-Тур'

Введение

Актуальность темы. В современном мире все большее влияние на репутацию и имидж организации оказывает занимаемая ею социальная позиция. Оценивая ее деятельность, общество рассматривает не только производственные и финансовые показатели, но и то, как организация ведет свою деятельность, заботится о собственных работниках, насколько ее деятельность соответствует интересам других участников рынка, жителей территорий ее присутствия, а также общества в целом. Это значительно влияет на доходы предприятия.

Понятия этика и социальная ответственность тесно связаны. Этика - это система нравственного поведения и обязанностей людей по отношению друг к другу и обществу в целом. Социальная ответственность в свою очередь не является законно закреплённым элементом, она исходит от собственного желания руководителя организации. [3, с. 381]

«Внутренняя идеология должна постепенно меняться и ориентироваться не только на сиюминутное извлечение прибыли, но и на взятие бизнесменами части ответственности за судьбу и развитие страны». [21, c.58]

Государство всё чаще сегодня призывает бизнес, в том числе туристский, повысить социальную ответственность. «Независимо от масштаба деятельности любой предприниматель, даже индивидуальный, должен осознавать свою ответственность перед обществом и рассматривать себя как партнера государства в деле повышения благосостояния наших граждан... Жизнь заставляет искать новые ресурсы, задействовать потенциал бизнес - сообщества". [9, c. 207]

Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность бизнеса" каждому по-своему.

Вершигора Е.Е. указывает, что социальная ответственность, понимаемая как участие бизнеса в гармоничном развитии общества, на сегодняшний день является определяющей в оценке деятельности менеджеров и работодателей. [9, с.3]

Многие предприятия разрабатывают и реализуют собственные социальные программы, поддерживают проекты, инициированные общественно-политическими структурами, оказывают благотворительную помощь учреждениям образования, здравоохранения, культуры, общественным организациям.

Социальная ответственность в условиях кризиса несколько меняет своё содержание. У многих предприятий нет возможности вести такой социально ответственный бизнес.

Как отмечает Майкл Мескон, социальная ответственность непосредственно индуцирует типичный показ баннера, повышая конкуренцию. Баланс спроса и предложения упорядочивает институциональный фирменный стиль, невзирая на действия конкурентов. [17, c. 24]

И.В. Андреева считает, что социальная ответственность это просто «хороший бизнес», поскольку сокращает долгосрочные потери прибыли. Тратя деньги на социальные и филантропические программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочной перспективе создает благоприятное социальное окружение и, следовательно, устойчивые прибыли.[2, c.67]

Целью дипломной работы является изучение влияния кризиса на социальную ответственность ООО «Альфа-Тур».

Задачами работы являются:

- изучить составляющие компоненты социальной ответственности в сервисных организациях;

ознакомиться с особенностями проявления и реализации социальной ответственности в условиях кризиса;

рассмотреть социальную ответственность в туристской фирме ООО «Альфа - Тур» в условиях кризиса;

дать необходимые рекомендации по усилению социальной ответственности на предприятии.

Объектом исследования является социальная ответственность.

Предметом исследования является влияние кризиса на социальную ответственность ООО «Альфа-Тур».

Методы исследования: опрос в форме анкетирования, наблюдение.

Практическая значимость исследования. На основе методов исследования определены проблемы и разработаны рекомендации по совершенствованию социальной ответственности в условиях кризиса в ООО «Альфа - Тур». Исследования социальной ответственности в сервисных предприятиях помогут повысить конкурентоспособность фирмы на рынке.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретические основы изучения социальной ответственности в организации

.1 Понятие социальной ответственности в организации

Социальная ответственность бизнеса - ответственность субъектов бизнеса за соблюдение норм и правил, неявно определенных или неопределенных законодательством (в области этики, экологии, милосердия, человеколюбия, сострадания и т. д.), влияющих на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом. [20, c. 316]

Социальная ответственность бизнеса (СОБ) - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.[10, c.15]

Данное определение скорее идеальное, и не может быть полностью претворено в действительность хотя бы потому, что просчитать все последствия одного решения просто невозможно. Но социальная ответственность - это не правило, а этический <#"justify">В основе механизма формирования социальной зрелости субъектов управления, лежит степень сформированности их социальной ответственности. Именно её развитие выступает показателем, наличие которого позволяет обеспечить не только экономическую эффективность организации, но и её социальное развитие.

Практика СОБ является предметом многочисленных споров и критики. Защитники утверждают, что имеется прочное экономическое обоснование СОБ, и корпорации получают многочисленные преимущества от того, что работают на более широкую и продолжительную перспективу, чем собственная сиюминутная краткосрочная прибыль.

Критики спорят, что СОБ уводит в сторону от фундаментальной экономической роли бизнеса; одни утверждают, что это не что иное, как приукрашивание действительности; другие говорят, что это попытка подменить роль правительства в качестве контролера мощных мультинациональных корпораций <#"justify">Честность, порядочность и надежность - наиболее ценимые по всему миру и в России принципы деловой этики, поскольку следование этим принципам создает основу эффективных деловых отношений - взаимное доверие. [14, c.215]

Интеграция программ деловой этики в организации, разработка политик, помогающих их реализации, вовлечение заинтересованных сторон в процесс обсуждения и выполнения положений и требований кодекса этики, распределение ответственности за решение этических вопросов и проблем между сотрудниками, руководителями и подразделениями организации - это наиболее сложные для российских компаний сферы взаимодействия с корпоративной этикой. Но, самые большие трудности подстерегают отечественные фирмы при попытках ввести инфраструктуру корпоративной этики и наладить ее работу. Именно здесь сказываются кросcкультурные различия между Россией и западными странами. В американских и европейских транснациональных корпорациях существуют отделы по этике бизнеса, должности уполномоченных по этике, омбудсменов; специальные защищенные сети коммуникации, "горячие линии" телефонной связи, "горячая электронная почта", специальный портал в Интернете, соответствующее программное обеспечение, электронные базы данных по острым проблемам.

Многие компании отдают на аутсорсинг (выполнение данных функций сторонней компанией) обслуживание "горячих линий", тренинг персонала по этическим проблемам.[22, c.45]

Этика бизнеса затрагивает не только проблему социально ответственного поведения. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых. Более того, в фокусе ее внимания и цели, и средства, используемые и теми и другими.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

. конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;

. усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности в квартальных отчетах;

. неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение.

. общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет поведение на рабочем месте;

. нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих.[19, c.56]

Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей и рядовых работников.

К таким мерам относятся:

. разработка этических нормативов;

. создание комитетов по этике;

. проведение социальных ревизий;

. обучение этичному поведению.

Этические нормативы описывают систему общих ценностей и правила этики, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Этические нормативы разрабатываются с целью описания целей организации, создания нормальной этичной атмосферы и определения этических рекомендаций в процессах принятия решений. [12, с.43]

Комитеты по этике. Некоторые организации создают постоянные комитеты для оценки повседневной практики с точки зрения этики. Почти все члены таких комитетов - руководители высшего уровня. Некоторые организации не создают таких комитетов, но нанимают специалиста по этике бизнеса. Роль специалиста - выработка суждения по этическим вопросам, связанным с действиями организацией, а также выполнение функции социальной совести организации.

Социальные ревизии предложены для оценки и составления отчетов о социальном влиянии действий и программ организации. Сторонники социальной ревизии полагают, что отчеты такого типа могут свидетельствовать об уровне социальной ответственности организации.

Хотя некоторые компании пытались воспользоваться принципами социальной ревизии, но проблемы измерения прямых издержек и выгод от реализации социальных программ пока не решены.[19, с.78]

Обучение этичному поведению. Еще один подход, используемый организациями для повышения показателей этичности поведения - обучение этичному поведению руководителей и рядовых сотрудников.

Работников знакомят с этикой бизнеса и повышают их восприимчивость к этическим проблемам, которые могут перед ними возникнуть.[1,c.88-90] Понятие социальная ответственность бизнеса сформулировано в середине прошлого века в качестве концепции, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта, услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом, вносит значительный вклад в улучшение качества жизни людей.

Проявление социальной ответственности бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в ХХ веке прошло в своем развитии три этапа:

первый (60-е - середина 70-х гг.) характеризовался расцветом традиционной филантропии или благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены;

второй (середина 70-х - начало 80-х гг.) - становление стратегической филантропии, отличается готовностью получить оптимальную прибыль вместо максимальной и нацеленностью на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание увязать решение социальных проблем со стратегическими целями самой корпорации;

третий (конец 80-х гг.) - развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды. [27, c.99-101]

США являются законодателем моды в понимании социальной ответственности бизнеса. Основу современного подхода к этому явлению заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г.Боуэна Социальная ответственность бизнесмена, где данный термин упоминается впервые. По мнению Боуэна, обязанностью бизнесменов является осуществление такой политики, принятие таких решений или следование той линии действия, которая отвечает целям и ценностям общества. [5, c.4]

Феномен социальной ответственности уходит корнями в систему отношений между наемными работниками, бизнесом и государством - социальное партнерство. Анализ мировой практики позволяет выделить три разновидности социального партнерства, каждая из которых повлияла на формирование модели КСО.

Первая (Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Швеция) - предполагает активное участие государства в регулировании социально-трудовых отношений, происходящее на уровне страны, отрасли, отдельного предприятия.

Вторая (США, Канада, Япония, страны Латинской Америки, англоязычные страны Африки) - характеризуется регулированием социально-трудовых отношений на уровне предприятия и в значительно меньшей степени на уровне отрасли или региона. Роль государства заключается в принятии соответствующих законодательных и нормативных актов, рекомендаций и требований. В странах Северной Америки объединения предпринимателей предпочитают не вмешиваться в процесс социально-трудовых отношений на предприятии, однако принимают активное участие в законотворческой и политической деятельности.

Третья (Австрия, Германия, Франция, частично Великобритания) - объединяет черты двух предыдущих разновидностей. Так, согласно немецкой концепции социального рыночного хозяйства, основоположником которой был Л.Эрхард, государство вмешивается в социально-трудовые отношения, но при этом предприниматели и профсоюзы сохраняют автономию.

Развитие социально-трудовых отношений и социального партнерства привело к вполне конкретным результатам. Например, в индустриально развитых странах приняты и успешно функционируют общенациональные системы социального обеспечения, включающие обязательное социальное страхование. Одним из важнейших результатов совместных усилий представителей работников и государства стало сокращение рабочего дня, повышение минимальных размеров оплаты труда работников (что обеспечивает рост платежеспособного спроса населения.[28, c.98]

В России социальная ответственность начала развиваться 5-6 лет назад. Нельзя сказать, что формирование деловой этики в нашей стране началось с нуля: традиции дореволюционного предпринимательства оставили свой след в истории. Так, еще в 1912 г. российскими предпринимателями были сформулированы принципы ведения дел - уважение к власти, честность и правдивость, уважение прав частной собственности, верность слову и др. Стоит напомнить, что газета деловых кругов Биржевые ведомости выходила под девизом Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли.

Среди русских промышленников и купцов были широко распространены благотворительность и меценатство (Морозовы, Мамонтовы, Алексеевы, Третьяковы, Щукины).

Попытки укрепить на государственном уровне нравственные основы предпринимательства в России отмечаются уже в XVIII в., когда российская Коммерц-коллегия начала издавать указы, регламентирующие правила торговли с иностранными купцами, а также принципы биржевой этики; предпринимались усилия по борьбе с нечестной торговлей. Распространенной практикой было общественное осуждение недобросовестных дельцов, что приводило к потере репутации и часто, как следствие, к их разорению. Честность и соблюдение торговой тайны выделялись в качестве основных принципов работы биржевых маклеров, что зафиксировано в Банковской энциклопедии, изданной в 1916 г.

В начале 90-х годов вектор развития России радикально изменился. Отличительной чертой переходного периода стало избавление хозяйствующих субъектов от всякой социальной нагрузки. Криминальный капитализм, господствовавший в стране, характеризовался полным отсутствием социальных обязательств бизнеса. Пока предприятия не встали на ноги и не добились первых успехов, о применимости концепции социальной ответственности вопрос даже не стоял. Заработная плата не выплачивалась месяцами, а сотрудники могли быть уволены после прохождения испытательного срока, в течение которого выплачивалась только половина предполагаемой в дальнейшем зарплаты.

Однако по мере стабилизации экономики социальная ответственность бизнеса постепенно стала превращаться в фактор долгосрочной экономической эффективности и социальной стабильности.

К нынешнему моменту социальная ответственность закрепилась в повестке дня многих организаций, которые осознают, что социально ориентированная деятельность способна принести экономический эффект.

Общие для предпринимателей правила поведения, основанные на европейском опыте, начали разрабатываться в российских деловых кругах примерно с середины 90-х годов. Принят ряд профессиональных этических кодексов - Кодекс чести банкира (1992 г.), Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994 г.), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлторов (1994 г.), Кодекс профессиональной этики членов российского общества оценщиков (1994 г.).

В 2004 г. был опубликован Доклад о социальных инвестициях в России, подготовленный Ассоциацией менеджеров совместно с Программой развития ООН, в котором анализировалась роль бизнеса в общественном развитии.

Вопрос о социальной ответственности российского бизнеса повторно стал подниматься в последнее время после начала выхода экономики страны из кризиса.

Если в условиях кризиса было административно застопорено сокращение численности рабочей силы и увольнений, и безработицы было немного, то по мере выхода из кризиса бизнес начинает решительно рационализировать производство. Выросли показатели безработицы, и в этой ситуации вопрос о социальной ответственности, в какой мере высвобождение рабочих возможно, в какой мере это сочетается с критериями социальной ответственности, стало опять очень остро.

Существует несколько моделей социальной ответственности. Рассмотрим несколько из них:

. Европейская модель. Импульсом к дальнейшему развитию КСО на континенте стало создание в 1996 г. Европейского движения предпринимателей за социальную консолидацию (EBNSC), учрежденного при поддержке Генерального директората по вопросам занятости, производственных отношений и социальных вопросов Еврокомиссии. Существенную роль в становлении европейской модели КСО сыграл чрезвычайный саммит Евросоюза (Лиссабон, март 2000 г.), посвященный вопросам социальной сплоченности, экономического развития и занятости. Главы государств и правительств 15 стран приняли Специальное обращение по вопросам КСО, в котором отмечалось, что расширение социальной ответственности бизнеса является важным элементом экономических и социальных реформ, фактором повышения конкурентоспособности компаний. Во многих европейских странах законодательно закреплены обязательное медицинской страхование, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий. Основные усилия в рамках КСО направлены на борьбу с безработицей посредством уменьшения текучести кадров, создания новых рабочих мест, осуществления региональных социальных бизнес-проектов. [13, с.108]

. Американская модель

Американская модель КСО отличается от европейской:

во-первых, американский подход к правоприменению основан на принципах прецедентного права, тогда как в европейских странах законодательство более кодифицировано;

во-вторых, долгие годы социальные программы американского бизнеса реализовывались через благотворительные фонды, в Европе же, напротив, упор делался на адресные социальные программы и бизнес-проекты;

в-третьих, в США отношения в сфере труда построены на принципах индивидуализма, тогда как в Европе доминирует принцип коллективной солидарности; д в-четвертых, методы информационного сопровождения мероприятий КСО в США более разнообразны, нежели в Европе, однако на европейском континенте общий градус КСО выше.

В 1996 г. по инициативе Конгресса США ассигнования некоммерческим организациям на период 1999-2002 гг. были сокращены на 90 млрд. долл., что привело к упразднению или существенному урезанию программ социальной защиты, ограничению субсидий на строительство жилья, снижению доступа к бесплатной медицинской помощи.

Правительство США обратилось к бизнес-сообществу с призывом заполнить образовавшиеся лакуны, тем более что острота проблем, связанных с бедностью, наркоманией, алкоголизмом, бездомностью и т.п., не уменьшалась. Американский бизнес откликнулся, по-видимому, осознав, что инвестиции в школьное образование, развитие физкультуры и системы социального обеспечения способствуют формированию квалифицированных кадров и в конечном счете повышению конкурентоспособности национальной экономики.[20, с.150]

. Германия. Сегодня в Германии модно проявлять социальную ответственность. В противном случае бизнесмены рискуют лишиться не только репутации, но и потерять прибыль.

Среди немецких бизнесменов стало популярно говорить о социальной ответственности. Как грибы после дождя появляются компании, которые дают консультанции немецким предприятиям по вопросам этики и морали. Есть даже специальная награда для самого социально-ответственного предприятия. Победителя награждают престижной премией Arbeit Plus ("Работа плюс"). [25, с.13]

Следуя примеру США, немецкие предприниматели открывают в своих офисах целые отделы, которые следят за соблюдением моральных, этических и экологических норм. Два года назад министерство труда и социальных дел ФРГ представило широкой общественности национальную стратегию по корпоративной социальной ответственности. Согласно этому документу, социально-ответственным немецкое предприятие может назвать себя в том случае, если его руководство заботится о создании комфортного климата на рабочем месте, создает места для обучения молодых специалистов, не нарушает права персонала, выплачивает зарплату в соответствии с тарифным договором, ведет дружелюбную политику по отношению к семейным сотрудникам, заботится о повышении квалификации своих кадров, ценит компетенцию и опыт пожилых коллег, а также сотрудников, имеющих инвалидность, и работает по экологическим нормам, не причиняя вреда окружающей среде.

Профессор Европейской школы менеджмена и технологий EMTS в Берлине Константин Коротов наблюдает практику работы различных компаний по всему миру. Он считает, что условия труда в Германии одни из самых лучших в мире.

"Работающие люди в ФРГ наиболее защищены. Здесь наиболее успешно применяется охрана труда, - считает Коротов. Здесь применяются правила и подходы, которые позволяют рабочим психологически и комфортно ощущать себя на месте".

По словам российско-немецкого эксперта, безопасные и комфортные условия труда, психологический климат, в котором люди себя чувствуют уважаемыми, защищенными от произвола от конкретного руководителя или начальника-самодура, способствуют повышению производительности труда.

Социальная ответственность бизнесменов в Германии имеет давнюю традицию. Еще в XIX веке предприниматели, воспитанные на христианских ценностях, считали своим долгом не только выплачивать зарплату своим работникам, но и начислять им пенсию.

После Второй мировой войны за рыночной системой ФРГ прочно закрепился атрибут "социальная". А в Основном законе появилась статья 14, которая гласит: "Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу". Так немецкая модель социально-ответственного предпринимательства стала неотъемлемой частью рыночной системы на западе страны.

Еще одна причина, которая привела к столь благоприятной ситуации в Германии - это ситуация жесткой конфронтации западной системы и социалистического режима ГДР, где господствовал коммунизм. Такого мнения придерживается немецкий профессор по экономике и ведущий эксперт по вопросам корпоративной ответственности Йозеф Виланд (Josef Wieland).

"Немецкий бизнес находился под перманентным давлением, так как должен был постоянно доказывать своим работникам, что условия труда при рыночной системе экономики намного лучше, чем при социалистической", - считает Виланд.

Как показывают последние опросы, 20 лет спустя после объединения Германии 32 процента западных немцев имеют положительное мнение о немецком бизнесе. На Востоке страны этот показатель меньше и составляет 18 процентов.

По словам профессора Виланда, социальная ответственность в Германии приобрела особое значение: "Детский сад на предприятии, дополнительная медицинская страховка, комфортные условия работы, охрана здоровья - это традиционные ценности немецкого бизнеса". Виланд в этой связи указывает, что новым все чаще обсуждаемым аспектом данной темы является вопрос корпоративной ответственности не только перед своим персоналом, но и перед обществом в целом.

1.2 Составляющие компоненты социальной ответственности в организации

Социальная ответственность может быть определена как комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, чтобы укреплять общество, в котором она действует.

В целом социальная ответственность определяется как уровень добровольного отклика организации на социальные проблемы общества, лежащие вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Кроме того, это реализация не только своих экономических интересов и целей, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность. [23, c.307]

Организации несут социальную ответственность в отношении своих подразделений, в отношении окружающей среды и в отношении процветания общества в целом. Рассмотрим каждую из них.

. Подразделения организации. Определяются как люди и другие организации, которые подвергаются прямому воздействию поведения организации и которые заинтересованы в ее показателях. Сюда входят покупатели, кредиторы, поставщики, работники организации и т.п. Для того, чтобы сохранить социальную ответственность перед инвесторами, например, требуется, чтобы финансовые управляющие выполняли надлежащие процедуры учета, обеспечивали участников компаний соответствующей информацией по финансовым показателям компании и руководили организацией, в пользу прав и интересов держателей акций. Торговые операции, проводимые людьми, обладающими конфиденциальной информацией, незаконное манипулирование акциями и утаивание финансовой информации являются примерами неэтичного поведения, которое проявилось в последнее годы во многих компаниях. Социальная ответственность к работникам выражается дополнительным медицинским и социальным страхованием, оказание помощи работникам в критических ситуациях. В компании проводятся мероприятия, способствующие формированию корпоративной солидарности, чувства взаимного уважения и доверия.

. Окружающая среда. Все больше внимания уделяется окружающей среде. Примерами вопросов, которые здесь поднимаются, являются:

разработка возможных путей, позволяющих избежать кислотных дождей и глобального потепления;

разработка альтернативных методов переработки сточных вод, опасных отходов и обычных отходов;

разработка политики обеспечения безопасности, которая сведет на нет аварии с потенциально катастрофическими последствиями для окружающей среды;

разработка планов управления в кризисных ситуациях,

использование перерабатываемого сырья для контейнеров и упаковочных материалов.

. Расширенное общество. Многие специалисты убеждены, что предприятия должны способствовать росту благосостояния общества. Примерами этого являются:

вклады в благотворительные, филантропические организации, некоммерческие фонды и ассоциации;

поддержка музеев, симфонических оркестров, общественного радио и телевидения;

активное участие в деле общественного здравоохранения и образования;

действия по преодолению существующего в мире политического неравенства, например, протест против государств, в которых диктаторское правление или режим апартеида.[16, c.18]

Кроме того, социальная ответственность должна исходить и от сотрудников фирмы, это проявляется в лояльности работников к организации, особенно в кризисных ситуациях, в хорошем отношении к клиентам. Работник должен учитывать недовольства потребителя и устранять их.

Гриффин (1993) определяет четыре позиции, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом. Они могут быть размещены вдоль оси, идущей от низшей до высшей степени социальной ответственности.

Социальная обструкция. В данной ситуации компании делают как можно меньше для разрешения социальных проблем и проблем окружающей среды. Когда они пересекают юридическую или этическую границу, которая отделяет приемлемую практику от неприемлемой, их типичной реакцией является отрицание и сокрытие своих действий.

Социальные обязательства. Эта позиция включает действия организации, направленные только на то, что требуется по закону, и ничего более. Такой подход совместим с аргументами, используемыми против социальной ответственности, которые мы привели в предыдущем задании. Управляющие в таких организациях настаивают на том, что их дело - создавать прибыль.

Социальный отклик. Компания, которая принимает такой тип ответственности, как социальный отклик, не только отвечает его юридическим и этическим требованиям, но в отдельных случаях идет дальше этих требований. Она может добровольно согласиться участвовать в социальных программах, однако иногда юристы компании должны убедить организацию в том, что они заслуживают поддержки. Кто-то должен обратиться в компанию, сама она не проявляет инициативы в поиске возможностей.

Социальный вклад. Компании, которые принимают такой подход, берут на себя основные требования в пользу социальной ответственности. Они рассматривают себя в качестве граждан общества и инициативно ищут возможности внести свой вклад. [13, c.51-53]

Существует формальный и неформальный пути, которые организация может использовать при выборе подходящего типа социальной ответственности.

Формальные пути включают:

Правовое соответствие. Это степень соответствия организации законам. Задача обеспечения правового соответствия обычно возлагается на соответствующих функциональных управляющих. Например, в задачу сотрудников финансового отдела входит следить за соответствием законам о ценных бумагах и банках.

Этическое соответствие. Это степень, до которой служащие организации следуют основным стандартам этичного поведения. Существует целый комплекс стратегий для достижения этического соответствия, таких как дисциплина, поощрения, призы и т.п.

Филантропические пожертвования. Включают передачу средств или других подарков благотворительным фондам или другим социальным программам.

Данные пути описываются как формальные, так как они заранее планируются и являются инициативой со стороны организации.

Неформальные пути включают:

Лидерство и культуру организации. Лидерство, практика и культура организации могут пройти долгий путь к определению типа социальной ответственности, который выбрала организация.

Доносительство. Включает разоблачения служащим незаконных или неэтичных действий со стороны других членов организации. То, как организация отвечает на эту практику, зачастую определяет ее отношение к социальной ответственности. Доносчики могут действовать по множеству каналов, чтобы донести свою информацию, и могут даже быть уволены за их усилия.

Учет социальной ответственности связывается со степенью, до которой финансовый отдел определяет социальный вклад организации. Информация по социальному учету позволяет выполнить целый ряд задач:

выявлять и измерять периодическую чистую социальную выгоду отдельной фирмы. Это включает социальные затраты и выгоды от проведения инвентаризации в компании, а также внешние затраты и выгоды;

оказывать помощь в определении того, не противоречат ли стратегия и практика компании, непосредственно влияющие на относительные ресурсы и влиятельное положение основных участников компании социальным приоритетам, с одной стороны, и законным ожиданиям индивидуумов, с другой;

сделать доступной для ключевых социальных составляющих соответствующую информацию по целям компании, программам, показателям и вкладу в социальные задачи.[26, c.107-108]

Существуют следующие аргументы в пользу социальной ответственности:

. Компании получают доступ к социально-ответственным инвестициям, при распределении которых инвесторы принимают во внимание показатели, характеризующие деятельность компании в социальной и этической сферах, в области защиты окружающей среды.

. Могут сокращаться операционные расходы, например, за счет сокращения отходов производства или их переработки, увеличения эффективности использования электроэнергии или продажи переработанных материалов.

. Улучшаются брэнд и репутация, что помогает развивать и открывать новые рынки и направления бизнеса, следовательно, увеличение прибыли.

.Растут продажи, повышается лояльность клиентов. Потребители хотят знать, что продукты произведены с пониманием ответственности по отношению к окружающей среде, а также других социальных аспектов. Некоторые потребители даже готовы платить больше за «ответственные» продукты.

. Повышаются производительность и качество продукта (услуги).

. Появляется больше возможностей привлекать и удерживать сотрудников: люди предпочитают работать в компаниях, ценности которых совпадают с их собственными.

. Сокращаются претензии со стороны регулирующих органов.

. Улучшается управление рисками.

. Возрастает конкурентоспособность.

Аргументы против социальной ответственности:

. Нарушение принципа максимизации прибыли. Направление части ресурсов на социальные нужды значительно снижает влияние принципа максимизации прибыли организации. Предприятие ведет себя в наибольшей мере социально ответственно, сосредоточиваясь только лишь на экономических интересах и оставляя социальные проблемы государственным учреждениям и службам, благотворительным институтам и просветительским организациям.

. Расходы на социальную вовлеченность. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками. В конечном счете, эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен. Кроме того, организации, участвующие в конкурентной борьбе на международных рынках с организациями других стран, которые не несут затрат на социальные нужды, оказываются в неблагоприятном положении в жёсткой конкуренции.

. Недостаточный уровень отчетности широкой публике. Поскольку управляющих не выбирают, они не являются подотчетными широкой публике. Рыночная система довольно хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо - их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности ему предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые они не считают себя ответственными.

Таким образом, корпоративная социальная ответственность - не просто дань моде, а жизненно важная необходимость. Это культура общества, соблюдение принципов этики, действия морально обоснованные. Социальные инновации, внедренные в рамках стратегий социальной ответственности, не только позволяют компаниям продемонстрировать свою гражданскую позицию, но также становятся важным маркетинговым инструментом, дающим возможность выделиться, развивать новые продукты и направления, создавать эмоциональную связь между брэндом и потребителем, способствуя тем самым росту лояльности.[15, c.296-300]

1.3 Особенности социальной ответственности организации в условиях кризиса

Кризис - это крайне обостренное состояние функционирования экономики, при котором существует опасность банкротства и ликвидации, наблюдается рассогласование экономической, политической и финансовой систем.

Результаты кризиса по отношению к предприятиям могут быть различными. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации. Кризисные явления в мировой и российской экономике приводят к значительным изменениям факторов развития социальной ответственности бизнеса.

Существуют следующие особенности проявления факторов в организациях в условиях кризиса:

. Потребность в конкурентоспособном и лояльном персонале, которая возникает при решении стратегических задач компании в агрессивной конкурентной среде. Данный фактор является основным. Именно постановка и реализация стратегии компании в условиях конкуренции способствуют осознанию собственниками бизнеса особой ценности человеческих ресурсов. В условиях настоящего кризиса, глубину и продолжительность которого сложно спрогнозировать, многие компании ориентируются на достижение скорее краткосрочных, нежели долгосрочных целей.

Повышение внимания к проблемам СОБ (и внутрикорпоративной социальной ответственности, в частности) в докризисный период во многом объяснялось усилением тенденций дефицита труда, особенно в разрезе отдельных должностных позиций, категорий работников. В условиях кризиса конкуренция работодателей за привлечение высококвалифицированных кадров сменилась конкуренцией работников за право занять (сохранить) рабочее место ("рынок продавца" сменился "рынком покупателя"). Можно констатировать, что основной фактор формирования внутрикорпоративной социальной ответственности в условиях кризиса не работает.

.Форма собственности. В условиях кризиса значение данного фактора повышается. Организации негосударственного сектора имеют большую самостоятельность в формировании кадровой и социальной политики, чаще допускают нарушение трудового законодательства.

. Экономическое положение организации. Данный фактор имеет определяющее значение в условиях кризиса. Неблагоприятное экономическое положение большинства организаций приводит к сворачиванию социальных программ. Можно говорить о дифференциации компаний по экономическому положению (темпы спада производства резко дифференцированы по отраслям).

Только сильные компании, имеющие реальные перспективы, могут позволить себе реализовывать социальные программы и демонстрировать социальную ответственность бизнеса, что еще больше укрепит их позиции в посткризисный период. В то же время общее ухудшение условий найма и рост безработицы дают возможность даже сильным компаниям экономить на социальной политике.

. Строгость государственного контроля. Данный фактор в условиях кризиса приобретает все более важную роль. Речь идет уже не столько о сознательном отказе работодателей от теневых форм социально-трудовых отношений, сколько о росте количества нарушений норм трудового законодательства при проведении сокращения расходов на персонал и оптимизации численности.

Усиление контроля позволит повысить защищенность наемного персонала. В последнее время в СМИ активно обсуждается необходимость введения государственного контроля над расходами на оплату труда топ - менеджмента государственных корпораций, корпораций с высокой долей государственной собственности и естественных монополий (в ряде крупных компаний разрыв между оплатой труда рядовых работников и топ-менеджеров составляет уже не десятки, а сотни раз).

Необходимо, чтобы контроль сочетался со стимулированием СОБ. В то же время меры государственной поддержки социально ответственных работодателей отсутствуют. В условиях кризиса разработка таких мер была бы особенно актуальной.

. Зрелость системы социального партнёрства. Этот фактор имеет важное значение. Сила и активность профсоюзов оказывают влияние на политику работодателя и, соответственно, степень защищенности наемного персонала. Необходимо констатировать, что только отдельные отраслевые профсоюзы реально отстаивают интересы работников.

. Компетентность руководства. Данный фактор играет значимую роль, как правило, отрицательную. Если в условиях благоприятной экономической ситуации кадровый менеджмент имел возможность (и средства) для внедрения современных подходов и методов работы, то в условиях кризиса принятие решений в области управления персоналом "узурпируется" топ-менеджментом или собственником бизнеса. К сожалению, задача сокращения издержек часто воспринимается как сокращение издержек на персонал (хотя нерациональное расходование средств может иметь различные формы). А задача сокращения расходов на персонал решается путем сокращения численности (далеко не всегда излишней!). Можно сказать, что именно примитивный подход к решению данной проблемы фактически "перечеркивает" все меры внутрикорпоративной СОБ, которые, возможно, компании реализовывали в благополучные годы.

. Стиль управления. Важность фактора трудно переоценить. Стремление действовать в рамках СОБ характерно для демократического стиля руководства, и в меньшей степени - для патерналистского стиля. В условиях кризиса усиление авторитарных подходов к управлению признается оправданным. Можно говорить о негативном влиянии данного фактора на развитие внутрикорпоративной СОБ.

. Необходимость повышения конкурентоспособности персонала. Данный фактор является исключительно важным. В условиях безработицы общий уровень конкурентоспособности работников объективно снижается. Даже высококвалифицированные специалисты испытывают трудности с трудоустройством. Снизилась и субъективная оценка работниками своей конкурентоспособности, что привело к снижению требований к рабочему месту (как в области оплаты труда, так и в области социальных гарантий). Соответственно, работодатель может привлечь и удержать кадры высокой квалификации, не демонстрируя СОБ и не неся сопутствующих затрат.

. Необходимость повышения лояльности персонала. Действие этого фактора в условиях кризиса снижается. В условиях безработицы большинство работников демонстрируют "вынужденную лояльность", боясь потерять рабочее место. Поэтому развитие СОБ с целью формирования и усиления лояльности коллектива не актуально для большинства работодателей.

. Сплочённость персонала. Этот фактор оказывает влияние на формирование СОБ даже в условиях кризиса. Сплоченный коллектив - это социальная сила, которая может воздействовать на работодателя, предотвращая нарушения прав работников. В то же время кризисные явления могут способствовать снижению сплоченности (внутрифирменная конкуренция за рабочие места). [4, c.311-316]

Необходимо также отметить, какая трансформация средств социальной ответственности происходит в условиях кризиса.

. Сознательный отказ от теневых форм социально-трудовых отношений, соблюдение норм трудового законодательства - Усиление тенденций к нарушению норм трудового законодательства, в т.ч. при увольнении работников (при сокращении персонала работодатель вынуждает работника увольняться по собственному желанию, угрожая уволить по статье и не дать положительных рекомендаций).

В условиях роста безработицы и снижения конкурентоспособности работников по объективным, не зависящим от них причинам, усиливаются незащищенность наемного персонала, проявления вынужденной мотивации. [25, c.381]

. Создание справедливых и прозрачных систем оценки и вознаграждения персонала. Объективная оценка - основа принятия решений об оптимизации численности. Некоторые специалисты отмечают, что именно кризис дает возможность избавиться от неэффективных работников. В то же время для выявления неэффективных работников необходимы оперативные и точные инструменты оценки, которые зачастую отсутствуют.

В результате проводимые сокращения оцениваются работниками как несправедливые, растут неопределенность и страх, не способствующие увеличению результативности труда. "Прозрачность" системы вознаграждений снижается. Экономия средств на оплату труда принимает различные формы (сокращение переменной части заработка, перевод работников на неполную рабочую неделю и пр.).

При этом работникам, как правило, неизвестно, каково реальное финансовое состояние организации, поэтому, используя "кризис" в качестве объяснения, работодатель может сокращать расходы на оплату труда рядовых работников.

. Формирование корпоративной культуры ценности которой разделяются сотрудниками организации (т.е. недекларативной культуры). В условиях кризиса обнаруживаются подлинные, а не декларируемые ценности компании. Проведение жесткой политики сокращения персонала не способствует восприятию и разделению оставшимися работниками организационных ценностей. Более мягкий вариант (сохранение коллектива, но экономия издержек на персонал) может быть позитивно воспринят работниками и способствовать консолидации коллектива.

. Обеспечение конкурентного уровня заработной платы работников, наличие постоянной части заработной платы - В условиях роста безработицы рыночный уровень заработной платы снижается. Задача обеспечения конкурентного уровня заработной платы работников перестает быть актуальной.

. Оказание сотрудникам социальных услуг добровольного характера и предоставление социальных льгот - В условиях необходимости экономии издержек на персонал происходит сокращение объема добровольно предоставляемых компаниями социальных услуг.

. Обеспечение участия персонала в управлении, в прибылях и в собственности - В кризисных условиях участие персонала в управлении, прибылях и собственности не рассматривается как эффективный инструмент кадровой политики.

. Обогащение содержания труда сотрудников, предоставление персоналу возможностей для развития, обучения и карьерного роста - Данное направление СОБ в условиях кризиса обычно не рассматривается как актуальное. В то же время при снижении возможностей материальной мотивации необходимо использование возможностей мотивирования сотрудников путем обогащения содержания труда, расширения компетенций, что необходимо организации в условиях совмещения функций при оптимизации численности.

Развитие и обучение персонала как функция управления человеческими ресурсами даже в условиях кризиса не может не реализовываться: возрастают требования к профессионализму сотрудников.[18,c.46] Можно предположить, что традиционное понимание средств внутрикорпоративной социальной ответственности в условиях кризиса изменяется, основные инструменты просто не могут быть использованы.

В заключение рассмотрим основные принципы работы, которые может использовать компания в условиях кризиса, чтобы продолжать позиционировать себя как социально ответственная организация:

отказ от нарушений норм трудового законодательства при проведении сокращении персонала, активное сотрудничество со службой занятости населения;

гласность и открытость антикризисной политики компании;

обоснованная политика сокращения издержек (выявление возможностей сокращения всех видов издержек, а не только издержек на персонал);

обоснованная оптимизация численности на основе расчета необходимой численности и определения степени загруженности персонала;

проведение оперативного кадрового аудита и оценки персонала с целью выявления неэффективных сотрудников;

изыскание возможностей трудоустройства высвобождаемых работников внутри компании, по дефицитным профессиям, с необходимым превентивным обучением;

соблюдение принципов социальной справедливости при сокращении издержек на персонал, недопущение необоснованного разрыва в оплате труда рядовых сотрудников и топ-менеджмента;

использование гибких форм экономии издержек на персонал для предотвращения массовых увольнений (сокращение расходов на обучение, снижение переменной части заработной платы, введение неполной рабочей недели и др.). [24, c.131-133]

На встрече экспертов в области корпоративной социальной ответственности по теме «КСО в условиях кризиса: новые возможности или до лучших времен?» исполнительным директором НП "КСО - Русский Центр" А.Е. Костиным и заведующим Отделом информации, координации и международных связей Российской Академии предпринимательства А.Я. Матвеенко были предложены ключевые антикризисные мероприятия КСО:

Первое: качество, безопасность и доступность продукции и услуг (экономическая «корзина» КСО). В условиях кризиса компаниям необходимо обеспечить производство и вновь предъявить качественный и безопасный в употреблении, а также доступный физически и по цене продукт или услугу. В новых кризисных или посткризисных условиях для потребителя совсем неочевидно, что производство и качество товаров даже уже известных компаний смогут отвечать их требованиям, - доверие к своему продукту придется восстанавливать или завоевывать вновь. Ведь у любого потребителя может возникнуть подозрение, что компании пусть вынужденно, но используют некачественное сырье, экономят на квалифицированной рабочей силе, не соблюдают стандарты и т.д. Поэтому аргументация и информирование потребителей о качестве и безопасности продукции должны быть на первом плане.

Второе: экологичность производства и продукции (экологическая «корзина» КСО). Компаниям для привлечения покупателей и инвесторов придется убедительно демонстрировать экологичность своих товаров и своего производства. Потребитель в новых условиях выбора становится более требовательным и по этой составляющей КСО: и российский, и особенно зарубежный. В условиях кризиса более жесткими к экологическим требованиям к бизнесу становятся также инвесторы и кредиторы, в особенности так называемые социально и экологические ответственные. Эти инвесторы, объединенные Финансовой инициативой ЮНЕП или разделяющие «принципы Экватора», используемые в финансовой сфере для определения оценки социальных и экологических рисков в рамках проектного финансирования, объединяют в настоящее время около одной десятой всех мировых финансовых ресурсов.

Третье: активное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами бизнеса, особенно с клиентами и инвесторами (социальная «корзина» КСО). Времена ответственности компаний в основном только перед своими крупными контролирующими акционерами и налогово-контрольными государственными органами заканчиваются. Для «новой инвестиционной привлекательности» понадобится добиваться доверия и постоянно демонстрировать свою ответственность перед всеми заинтересованными сторонами бизнеса: в первую очередь стратегическими и портфельными инвесторами, в том числе и мелкими акционерами, местным сообществом, состоящим из конгломерата общественных, некоммерческих, неформальных, сетевых и властных структур, а также СМИ.

Четвертое: прозрачность собственности и капитала. «Кризисного инвестора» необходимо убедить в выгодности вложений капитала и целесообразности своего участия в том или ином производстве. В условиях кризиса и дефицита инвестиционных ресурсов, особенно собственно российских, недостаточно обосновать новые инвестиции только с точки зрения экономики, сбыта и ожидаемой прибыльности. Крайне актуальными становятся вопросы максимальной прозрачности структуры капитала и собственности компаний, а также состояния всех активов и основных фондов. Офшорные схемы участия в акционерном капитале компаний могут вызывать недоверие и отпугивать потенциальных инвесторов. Поэтому социально ответственному, честному бизнесу предстоит все в этой части привести в надлежащий порядок и максимально и пофамильно раскрыть своих бенефициаров, а вновь создаваемому новому бизнесу учитывать эти требования с самого начала. туристский фирма социальный ответственность

Пятое: расширенная подотчетность. В России это понятие всегда трактовалось очень узко и в основном включало в себя формальную финансово-статистическую отчетность. «Новая подотчетность», необходимая российскому бизнесу для повышения своей деловой репутации и инвестиционной привлекательности, будет включать значительно более серьезные требования, а именно: регулярную финансовую и нефинансовую отчетность в соответствии с российскими и международными стандартами, и даже превосходя их требования, с максимально широким доведением ее результатов до заинтересованных сторон; выполнение принятых на себя обязательств в экономической, экологической и социальной областях; соответствие обязательным и добровольно принятым на себя стандартам качества, безопасности, экологичности, социальной ответственности и т.д.

Шестое: социально ответственная реструктуризация, включая законные и прозрачные процедуры оптимизации персонала. В условиях кризиса изменения структуры производства и номенклатуры производимых товаров, а также оптимизация издержек носят объективно вынужденный и срочный характер. Проведение реструктуризации, включая выделение активов и аутсорсинг, социально ответственным образом - важнейшее направление антикризисной КСО. От способа ее осуществления во многом зависит деловая репутация компаний, а также возможность вновь привлечь уволенный квалифицированный персонал в посткризисный период в условиях нового роста. Социально ответственная реструктуризация осуществляется строго в рамках законодательства и с максимальным учетом интересов персонала компаний, как правило, с прямым участием его представителей и профсоюзов в принятии соответствующих решений. Она предусматривает информационные кампании, освещающие проводимые структурные изменения, мероприятия по профессиональной переподготовке, содействию в трудоустройстве, а также компенсационные выплаты сотрудникам, попадающим под сокращение и другие.

Седьмое: волонтерство и индивидуальная корпоративная филантропия. Вынужденное в условиях кризиса сокращение благотворительных бюджетов компаний ставит на повестку дня необходимость конструктивного замещения уже ставших традиционными для многих компаний благотворительных программ и спонсорских проектов. Компаниям приходится отказываться от многих социальных и благотворительных программ, кроме особенно чувствительных, которые нельзя просто так прекратить: поддержка детских домов и профильных больниц, доплаты собственным пенсионерам и т.д. И, тем не менее, даже при кардинальном сокращении корпоративной благотворительной помощи, волонтерство и индивидуальная филантропия сотрудников способны сохранить партнерские отношения с реципиентами помощи и помочь им выжить в непростых условиях.

Восьмое: внешние корпоративные и совместные с местными властями программы дополнительного обучения и профессионального переобучения высвобождаемой рабочей силы. Задачи кризисной реструктуризации и оптимизации персонала компаний имеют своим следствием частичное высвобождение работников предприятий, что является одним из самых тяжелых последствий кризисного развития экономики страны. Государственные программы поддержки безработных и их профессиональной переподготовки не смогут стать эффективными без их поддержки и профилирования со стороны бизнеса, который должен формировать собственную политику в сфере создания рабочих мест с тем, чтобы в дальнейшем выступить заказчиком переобученной рабочей силы. Поэтому в рамках своей социальной ответственности, а также исходя из собственных профессиональных интересов, бизнесу целесообразно поддерживать и непосредственно участвовать в совместных с местными и региональными властями программах переподготовки временно высвобождаемых сотрудников. Именно бизнес наиболее адекватно и точно может помочь местным властям правильно организовать и наполнить программы переобучения в соответствии со своими планами на кризисный и посткризисный период. Сотрудничество в сфере восстановления и развития профтехобразования может поднять уровень привлекательности ряда необходимых бизнесу профессий, поддержать уровень занятости в реальной экономике. Все это потребует минимум дополнительных расходов от компаний.

Девятое: новые формы взаимодействия с обществом и властью.

Наращивание «социального капитала» работает на репутационный капитал бизнеса. Приоритетным уровнем деятельности в период кризиса в рамках КСО является территориальный и местный уровень. Необходимо искать эффективные подходы к запуску механизмов работы региональных партнерств (бизнес - региональная и местная власть, организации гражданского общества) и публично - частных партнерств в социальной сфере. Это позволит пересмотреть подход, когда за государством закреплена вся социальная сфера (и ответственности, и возможных источников прибыли). Речь идет о согласовании приоритетов развития территорий, притом таких, которые помогут бизнесу прирастить репутационный капитал при приемлемо низком уровне финансовых затрат или на неденежной основе. Эти пути - развитие волонтерской работы, разных форм работы с молодежью, взаимодействия с НКО, религиозными организациями, ассоциациями коренных народов в реализации добровольческих инициатив.

Десятое: обязательное раскрытие информации о системах оплаты и размеров вознаграждений и бонусов топ-менеждеров государственных компаний и банков, а также предприятий с государственным участием и добровольное раскрытие такой же информации для частных компаний.

Необходимость контроля за размерами дополнительных вознаграждений и бонусов в условиях кризиса зафиксирована в итоговом коммюнике, принятом на саммите «большой двадцатки» в Лондоне, а также в решениях Президента и Правительства РФ. Данное обязательное требование распространяется на все государственные компании и на компании с государственным участием. Частные компании, осуществляющие вынужденные и болезненные структурные изменения и сокращения персонала и других издержек производства, также заинтересованы в снижении размеров вознаграждений для своих топ-менеджеров и раскрытии информации об этом, поскольку такая информация позволяет наиболее убедительно продемонстрировать своим трудовым коллективам, акционерам, кредиторам и инвесторам, что тяжесть кризисного бремени распределяется равномерно, а антикризисные меры принимаются на основе социальной ответственности всех сторон корпоративного управления с соблюдением принципов социальной справедливости.

Одиннадцатое: создание новых рабочих мест в области экологической деятельности предприятий и охраны окружающей среды.

Техническое перевооружение и инновационное развитие экономики России потребует, прежде всего, использования наилучших доступных технологий и методов производства (НДТМ), которые являются энергоэффективными и экологичными по своей сути, т.е. отличаются низкими выбросами и сбросами загрязняющих веществ и отходов. Обеспечение корпоративной социальной и экологической ответственности потребует привлечения менеджеров, инженеров, технологов, логистиков и других специалистов с экологическими знаниями. Эти кадры можно привлечь извне или организовать переподготовку своих специалистов. В целом развитие малого и среднего бизнеса в области природоохраны и природопользования может занять многих уволенных в последние месяцы работников.

Двенадцатое: создание и внедрение систем управления нефинансовыми рисками, основанных на системном анализе и взаимодействии со стейкхолдерами компаний. Нефинансовые риски (политические, социальные, экологические, законодательные и т.д.) в России пока что существенно выше, чем в развитых странах мира. Поэтому КСО и управление нефинансовыми рисками в РФ играют более значительную роль - в силу неразвитости российского рынка, а также слабого законодательного и практического обеспечения прав собственности и справедливой конкуренции. В этой связи для обеспечения корпоративной устойчивости все стороны корпоративного управления должны уделять большее внимание внедрению принципов и инструментов КСО в практику корпоративного управления на основе системного анализа, диалога и конструктивного взаимодействия со своими стейкхолдерами. Для этого целесообразно введение в советы директоров исполнительных и независимых директоров по данным направлениям, создание комитетов по КСО (управлению нефинансовыми рисками, корпоративной устойчивости), а также дальнейшее внедрение публичной социальной (по устойчивому развитию) отчетности.[30, c.1 - 7]

Глава 2. Социальная ответственность в туристской фирме ООО «АЛЬФА-ТУР»

.1 Характеристика деятельности туристской фирмы ООО «Альфа-Тур»

Туристская компания «Альфа-Тур» основана в 2001 году в г. Новосибирске.

Турфирма «Альфа-Тур» оказывает туристские услуги на основе лицензии на турагентскую деятельность, агентских договоров, заключенных с туроператорами. Направления деятельности, которыми занимается турагентство «Альфа-Тур», очень разнообразны: от внутреннего (Краснодарский край, Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, НСО, Алтайский край, Байкал) до различных международных направлений (Юго-Восточная Азия, Турция, Египет, ОАЭ, Европа, Карибский бассейн и пр.).

Среди потребителей есть люди самого разного достатка, возраста, так как фирма предлагает широкий спектр услуг на любой вкус и достаток. Широкий ассортимент образовался благодаря сотрудничеству с такими туроператорами как: «Натали тур», «Tez Tour», «Южный крест», «Пегас Туристик», «Туртранс - вояж», «Корал Тревел» и.т.д.

Фирма предлагает:

автобусные туры;

индивидуальные, групповые туры;

бизнес-туризм;

горнолыжный отдых;

детский отдых;

круизы;

лечебно-оздоровительный туризм;

пляжный отдых;

познавательный туризм.

Количество клиентов также зависит от времен года. Летом, в сезон отпусков, и на Новый Год, туристов значительно больше, чем в другое время.

Кроме того «Альфа-Тур» предлагает полный перечень услуг по бронированию и продаже авиабилетов на международные и внутренние рейсы авиакомпаний «Аэрофлот», «Трансаэро», авиакомпании «Сибирь».

Помимо этого, турагентство предлагает все виды услуг по страхованию туристов. Право на занятие этой деятельностью дает договор со страховой компанией «Ресо-Гарантия».

«Альфа-Тур» предлагает скидки группе от 10 человек, а также льготы пенсионерам.

Поставщиками услуг туристского агентства являются Авиаперевозки, железнодорожные перевозки, автобусы, гостиницы, интернет, горсвязь, энергосбыт.

На сегодняшний день в штате фирмы находится 7 человек: один генеральный директор, один начальник туротдела, один главный бухгалтер, три менеджера по туризму и одна уборщица.

Организационная структура предприятия носит линейный характер. Линейная организация предполагает относительную автономность в работе. Данный тип характеризуется в целом простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления.

Организационная структура организации схематично представлена в Приложении 1.

Компанию возглавляет генеральный директор Добрачева Валентина Петровна. Он организует работу всего коллектива, несет полную ответственность за состояние компании и ее деятельность. Генеральному директору подчиняется главный бухгалтер и начальник туротдела. В свою очередь начальнику туротдела подчиняются менеджеры по туризму.

Миссия туристической компании - предоставление качественных туристических услуг, соответствующих международным стандартам.

Режим работы организации с понедельника по пятницу с 10.00 до 19.00. Суббота, воскресенье - выходные дни.

Эффективность деятельности туристического агентства характеризуется показателями финансовых результатов, важнейшим среди которых является показатель прибыли. Ниже приведена таблица, содержащая финансовые показатели деятельности ООО «Альфа-Тур».

Таблица 1. Финансовые показатели фирмы ООО «Альфа-Тур»

Наименование показателяЕд.измеренияЗа 2009 годЗа 2010 годЗа 2011 годОбъём оказанных услугТыс.руб.72507545,616229,8Число обслуженных экскурсантовЧел.356078553093Выручка от оказания туристских услугТыс.руб.725016229,88684,2Среднесписочная численность работниковЧел.81111Годовой фонд оплаты трудаТыс.руб.252,6444,0145,9Среднемесячная заработная плата работниковТыс.руб.1,80,936

Анализируя таблицу, можно сделать вывод, что ООО «Альфа - тур» повышает свои финансово - экономические показатели с каждым годом. Это происходит за счет увеличения качества, а как следствие - и количества, оказываемых туристских услуг. И поэтому руководство фирмы позволило себе также увеличить заработную плату своим работникам.

Объём оказанных туристических услуг увеличивается с каждым годом. Выручка увеличилась на 115 % в 2011 по сравнению с 2010 годом, среднесписочная численность увеличилась на 10%, среднемесячная заработная увеличилась в 2011 по сравнению с 2010 годом на 36 %

Стремясь к расширению сбыта, турфирма использует разнообразные формы контакта с потенциальными потребителями. Личный контакт сотрудников турфирмы с клиентами осуществляется в офисе или других местах нахождения возможных покупателей, с помощью переговоров по телефону, выступлений на радио.

Ещё одним способом из личных контактов можно назвать принятие участия в выставках туристских услуг, таких как популярная в Новосибирске «Сибирская ярмарка», где ООО «Альфа-Тур» ежегодно находит новых клиентов и новых партнеров.

Косвенный контакт возможен в различных вариантах. Например, путем рассылки почтовых отправлений (писем, рекламных проспектов и т.п.) потенциальным клиентам.

В качестве рекламы себя и своих услуг ООО «Альфа-Тур» размещает рекламные объявления в туристическом журнале «Тур» с периодичностью 2 раза в месяц, в туристском путеводителе «Фортуна», «Справочник покупателя»

Также в качестве косвенного взаимодействия выступает официальный сайт турагентства: www.alpha-tur.ru <#"justify">В таких условиях, турфирме «Альфа-Тур» просто необходимо постоянно работать над своей конкурентоспособностью. К примеру, активней заняться рекламой, улучшением сервиса (с помощью этического кодекса), для увеличения объема продаж организовать продажу турпутевок в кредит и в рассрочку, Для повышения профессионального уровня постоянно проводить занятия с менеджерами по продажам, разработать систему поощрения успешных менеджеров: повышенный процент с продаж.

Альфа-тур располагается по адресу: ул. Советская, 52 а. метро «Красный проспект». Организация находится в офисном здании на втором этаже. Тел.(383)218-85-81; (383)218-85-45.

2.2 Социальная ответственность фирмы в условиях кризиса

Если говорить об ответственности фирмы по отношению к своим работникам, то следует проанализировать, насколько хорошо продуманы с учетом эргономических требований их рабочие места. Их места оснащены всем необходимым для работы: это - стол, стул, принтер, компьютер, телефон и.т.д. Но на фирме не всегда учитываются эргономические требования, облегчающие работу персонала. Например, недостаточно удобная рабочая мебель, стол недостаточно широк, чтобы сделать более комфортную для глаз работу перед монитором. Расстояние до монитора по требованию санитарно - эпидемиологической службы должно быть 0,5 метров от глаз.[29, c.8]

Кроме того, сотрудники не сидят целый день на одном месте - рабочий процесс подразумевает их деловое общение друг с другом. И каждый раз для этого приходится вставать, подходить к столу коллеги, потом усаживаться обратно… Драгоценные минуты рабочего времени не будут потеряны даром, если заранее позаботиться о мобильности кресел сотрудников - они обязательно должны быть снабжены колесиками;

Есть более существенные претензии к отношению руководства фирмы к своим работникам. Надо отметить, что отсутствует какое либо дополнительное медицинское страхование, скидки работникам на туристские услуги, организация питания (талоны).

На мой взгляд, было бы целесообразно предоставлять клиентам так называемую франкфуртскую таблицу как приложение к памятке, которую выдают туристам на фирме перед поездкой.

Франкфуртская таблица в свое время была разработана ассоциациями туроператоров Германии для унификации правил возмещения убытков туристам за непредоставленные или некачественно предоставленные услуги. В таблице есть разделы «

Похожие работы на - Влияния кризиса на социальную ответственность ООО 'Альфа-Тур'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!