Структурная политика г. Иваново

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,73 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структурная политика г. Иваново

Введение

Как известно, развитие гражданского общества во многом зависит от того, насколько важной его составляющей является молодежь, насколько активно молодые люди вовлечены в становление и развитие институтов общества как на уровне государства, так и на местах.

Наш город Иваново - это почти 98 тысяч молодых людей или каждый четвертый его житель. Это один из российских центров студенчества, где 8 государственных и 5 коммерческих вузов предлагают получить высшее образование студентам не только из России, но и иностранным гражданам из Китая, Пакистана, Индии, стран Африки и Латинской Америки. По количеству студентов на 10 000 населения наш город входит в тройку лидеров по России и уступает лишь Москве и Московской области.

Формирование гражданской позиции молодежи - это комплексная задача, которую мы стараемся решать, прежде всего, через слаженную работу учреждений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, культуры, социальной защиты, силовых ведомств, духовных концессий, органов по работе с молодежью. Вся работа Администрации города Иванова в этом направлении основывается на Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, положения которой нашли свое отражение в целом ряде городских целевых программ.

Важным направлением в развитии гражданского самосознания молодежи считаем ее гражданско-патриотическое воспитание. Твёрдо уверены, что патриотическое воспитание не может и не должно сводиться только к начальной военной подготовке, либо к проведению военизированных эстафет. Патриотизм должен иметь под собой прочную основу в виде знаний собственных корней, истоков, родной земли.

В этом плане показательна работа военно-патриотического лагеря труда и спорта походного типа «МОЕ ОТЕЧЕСТВО», созданного в 2001 году. Разработанная программа была рассчитана, прежде всего, на детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. Пребывание в лагере явилось серьезной подготовкой детей и подростков к сознательной и ответственной жизни в обществе, создало почву для развития жизненно необходимых навыков в экстремальных условиях, морально-психологических качеств, чувств патриотизма, коллективизма, взаимовыручки. В этом году в рамках работы лагеря организаторами был впервые организован уникальный в своем роде поход по местам захоронений воинов на территории Ивановской области. И если в начале развития данного профиля выделялось до 50 000 рублей, то в 2009 году из средств городского бюджета на организацию лагеря было выделено 445 тысяч рублей. Мы сохранили лагеря профессиональной направленности, пользующиеся популярностью в допризывной молодёжи «Автомобилист», «Юный автомобилист», для курсантов пребывание - бесплатное.

На территории города сегодня действуют 18 военно-патриотических клубов, в которых занимаются 550 ребят. 170 человек являются активными и постоянными участниками поисковой и краеведческой деятельности. Отмечу, что речь идет о тех ребятах, которые систематически проводят эту работу; а количество молодых людей, которые хотя бы однажды участвовали в поисковой или краеведческой экспедиции - в 5 раз больше.

В военно-патриотической сфере мы ведем курс на дальнейшее совершенствование единой системы воспитания молодежи. В частности, благодаря тесному взаимодействию структурных подразделений Администрации города, городского и областного совета РОСТО, ассоциации военно-патриотических клубов города Иваново удалось вдвое увеличить активные формы работы с допризывной молодежью. Пополнена и материально-техническая база ВПК, в том числе посредством системы награждений по линии руководства города.

Важным ресурсом в деле становления гражданской позиции молодых ивановцев мы рассматриваем работу по месту жительства. В 2004 году в оперативное управление органа по делам молодёжи были переданы подростковые клубы. Когда в конце 2005 года новая команда Администрации пришла к управлению городом, перед комитетом по делам молодежи была поставлена задача укрепить материально-техническую базу клубов по месту жительства и предложить молодёжи современные, активные формы работы.

Специалисты комитета по делам молодежи предложили применить политику «Открытых дверей» в сети «Молодежного центра» относительно молодежных организаций и клубных объединений, отвечающих современным запросам молодежи. Данная политика остается актуальной и на сегодняшний день. Взаимодействие является взаимовыгодным, так как молодежные объединения получают офисные площади, возможности технической поддержки своих публичных мероприятий, а «Молодежный центр» - готовых тренеров, которые предлагают формы деятельности, интересные подросткам и молодежи. Одновременно повышался возрастной статус всей клубной сети, если до 2006 года она была всецело подростковой, а доля молодежи старше 18 лет посещающей клубы была ничтожна мала, то с 2006 года количество молодежи старше 18 лет неукоснительно растет и сегодня это 1/3 часть посетителей «Молодежного центра». Воспитанием гражданственности занимаются и объединения по интересам, которые также имеют «местную прописку» в клубах «Молодежного центра». Все занятия в клубах проходят бесплатно. Сегодня клубы по месту жительства являются помощником администрации города в решении ряда серьезных проблем, стоящих перед молодежью. Обсуждая тему гражданской активности, нельзя не затронуть проблему здорового образа жизни. В сфере профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде немало проблем, мы их видим и предпринимаем меры по их решению. В первую очередь речь идет об увеличении числа молодежи, потребляющей наркотики. По оценкам различных исследований, доля молодых людей, потребляющих наркотики, в различных регионах России составляет от 70 до 95%.

1. Структурная политика г. Иваново

Картина в целом характерна для каждого крупного города России. Не исключением является и наше Иваново. Важным союзником в решении данной проблемы мы нашли в лице молодых людей, прошедших курс реабилитации в наркологических клиниках. Они активно выступают перед молодежью, предостерегают, убеждают. Ряд организаций: фонд «Дом надежды» и клуб молодых анонимных алкоголиков и наркоманов ведут свою работу на базе клубов «Молодежного центра». Они находятся в постоянном взаимодействии с областным наркологическим диспансером и наркополицией. Благодаря их усилиям в город привлекаются дополнительное финансирование из российских благотворительных фондов. Так в 2008 году в г. Иваново поступило дополнительно порядка 700 тыс. рублей для поддержки вышеперечисленных организаций. В этом году - грант по линии «российского фонда здравоохранения» составил 800 000 рублей. Деятельность фонда «Дом надежды» была в центре внимания в ходе телемарафона Владимира Познера - «Время жить», посвященного проблеме ВИЧ - СПИДА.

Повышенную обеспокоенность всегда вызывает преступность среди молодежи. За последние два года мы наблюдаем некоторое снижение этого показателя по городу Иваново. Это стало возможным благодаря проводимой политике вовлечения подростков в трудотерапию. В работах по благоустройству города ежегодно принимают участие до 800 подростков из неблагополучных семей. До 100 грузовиков в месяц заполняют ребята собранным на улицах города мусором. Свой трудовой путь подросток начинает в «Молодежном центре», где он оформляет необходимые документы и открывает свой стаж через запись в трудовой книжке. Сохраненная практика воспитания уважения к труду, которое начинается с сознательного 14-летнего возраста, дает свои качественные результаты и способствует уменьшению подростковой преступности в городе.

Наш город - студенческий и одним из главных направлений в нашей работе является трудоустройство молодежи. Здесь нельзя не сказать о студенческих строительных отрядах, которые вошли в жизнь студентов как важное государственное и общественное явление. Трудовую и общественно-политическую школу в студенческих отрядах по России в 1959-1990-х годах прошли свыше 14,5 млн. юношей и девушек. Сегодня эта прекрасно зарекомендовавшая себя форма воспитания также является неотъемлемой часть воспитания гражданской ответственности в студенческой среде.

Студенческие трудовые отряды нашего города координируются Городским Фондом Молодежи, офис которого находится в «Молодежном центре». Именно здесь происходит формирование самих отрядов, инструкторские сборы командиров и комиссаров отрядов, которые выезжают на работы по благоустройству в г. Санкт - Петербург, заняты педагогической деятельностью в детских лагерях Московской области, сборе урожая в Архангельской области, в строительных работах в Тюменской области, в Болгарии и др.

В своем обращении к школьникам 1 сентября Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев сказал: «Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть - независимо от национальности, вероисповедания, убеждений и обычаев». Действительно, в настоящее время вопросы межнационального общения выходят на первый план.

Для нас этот вопрос более чем актуален. Иваново - многонациональный город. Здесь проживают представители более чем ста национальностей. На территории города осуществляют свою деятельность 16 национально-культурных автономий, объединений, центров. При поддержке отдела общественных связей Управления общественной и информационной политики Администрации города активно работает общественный Совет «Палата национальностей». Важной составляющей национальных диаспор является молодежь. Молодежь разная: со своими нравами, обычаями, стремлениями, не лишенная юношеского максимализма. Молодежь талантливая, яркая, желающая творить и приносить пользу родному городу.

Мы стараемся уделять серьезное внимание адресной работе с представителями разных национальностей, изыскиваем возможные инструменты конкретной поддержки их деятельности. Так, в течение 4 лет на базе городского молодёжного клуба действует Союз татарской молодежи «НУР», представители которого являются надежными партнерами и единомышленниками городской власти, авторами большого числа инновационных проектов и мероприятий. В рамках городской сети клубов по месту жительства, функционирующей под началом органа по делам молодёжи, два из муниципальных помещений было безвозмездно передано татарской молодежи для осуществления уставной деятельности.

Следует отметить, что по инициативе регионального отделения Всероссийского Азербайджанского конгресса ивановцы получили грант в рамках объявленного Президентом РФ конкурса социально значимых проектов некоммерческих организаций. Средства в сумме 1 миллион 100 рублей будут направлены на организацию работы в сфере развития межнациональных взаимоотношений.

Большое внимание уделяем развитию молодежного парламентаризма. Более 5 лет активно работает при Администрации города Общественный молодежный совет. Молодежный совет является проводником инициатив городской власти в молодежной среде. Надо отметить, что активисты Общественного совета в настоящее время занимают часть должностей муниципальной и государственной гражданской службы.

При представительном органе власти также работает молодежная структура - Ивановская городская ученическая Дума. Депутаты ученической Думы участвуют в реальных избирательных кампаниях в своих школах, проводят агитацию, принимают участие в голосовании. Нам важно сформировать у подростков чувство осознания важности участия в избирательном процессе. По инициативе и активной поддержке старших товарищей ученической Думой в этом году был организован и успешно проведен благотворительный марафон «Ты нам нужен» в поддержку ребят с ограниченными возможностями. В результате акции было собрано более 8 миллионов рублей, которые затем были направлены ребятам, нуждающимся в лечении или реабилитации.

Особого внимания заслуживает адресная поддержка талантливой молодежи. Уже пять лет подряд мы вручаем премии Главы города и гранты одарённым детям, а также за работу с одарёнными детьми. За последние годы размер премий вырос более чем в 7 раз. Поощрение специалистов сферы молодёжной политики предусмотрено через конкурс профессионального мастерства «Формула успеха». Молодёжные инновации поддерживаем через конкурс «Синергия», развитие сотрудничества с бизнес - структурами.

Для результативной работы в области молодёжной политики, на наш взгляд, очень важны поддержка и понимание друг друга. Наши взаимоотношения, несомненно, влияют на развитие или наоборот торможение нашей работы. Вместе, сообща, мы сумеем помочь нашей замечательной молодёжи, а у нас действительно замечательная, создать новые возможности для молодых, направленные на развитие активной, социально позитивной, созидательной жизни.

2. Амбициозные проекты г. Иваново

Город Иваново как проблемная территория нуждается в реализации крупных стратегических проектов, которые позволили бы ему развернуть свой экономический и трудовой потенциал и занять достойное место среди сателлитов московской агломерации. При этом крайне важно, чтобы проекты сыграли роль мощного локомотива экономики, городского хозяйства и социальной сферы.

Необходимо искать возможности реализации как межрегиональных проектов, так и международных, имея в виду, что в этом случае будет не просто приток финансовых и материальных ресурсов, но и использование новых технологий, производственного и иного опыта. Важно добиваться того, чтобы проекты выступали в качестве способа реализации конкурентных преимуществ города, его сильных сторон.

. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года, в целях содействия системной модернизации высшего профессионального образования на основе интеграции науки, образования и производства, подготовки квалифицированных кадров для обеспечения долгосрочных потребностей инновационной экономики будет сформирована сеть федеральных университетов, задача которых в т.ч. обеспечить образовательный процесс в соответствии с мировыми стандартами качества.

Включиться в этот федеральный проект трудная, но решаемая задача. В городе есть необходимые предпосылки, чтобы выиграть конкурентную борьбу с другими территориями.

Город Иваново вполне может выступить в качестве инициатора одного из этих проектов, поскольку у города есть необходимые основания для этого.

Прежде всего, Иваново является традиционным вузовским центром. Практически в каждом государственном ВУЗе существует несколько сложившихся научных школ во главе с авторитетными учеными. Номенклатура вузовских специальностей имеет чрезвычайно широкую палитру, при этом возможности формирования новых научных специальностей далеко не исчерпаны. Город Иваново в ЦФО занимает лидирующие позиции по абсолютному числу докторов и кандидатов наук, превосходя по этому показателю не только Владимир и Кострому, но и Ярославль.

Активно развивается университетская наука. Позиции невузовской науки выглядят слабее. Позиции научных учреждений были сильно подорваны в 1990-е гг., в особенности пострадала отраслевая наука, но при соответствующих предпосылках они могут быть восстановлены, о чем, в частности, свидетельствуют материалы четырех инновационных салонов, проведенных как выставки научных достижений города Иванова и Ивановской области.

Учебные и научные учреждения имеют развитые связи с другими научными и образовательными центрами как в России, так и за рубежом (Германия, Швеция, Англия).

Целесообразно представителям городской администрации, Правительства Ивановской области, совету ректоров, вузовской и научной общественности, представителям деловых кругов совместно обсудить вопрос о принципиальной возможности формирования в городе Иванове федерального университета нового типа и подготовить соответствующее концептуальное обоснование.

В рамках этого амбициозного для города проекта есть все основания для создания по меньшей мере двух технопарков, один из которых ориентирован на химические технологии и их использование в народном хозяйстве, включая текстильную промышленность (создается на базе ИГХТУ, Института химии растворов, с привлечением ресурсов предприятий химической промышленности), а другой - на энергетику (на базе ИГЭУ, имеющего обширные разветвленные связи с образовательными, научными и производственными организациями).

Кроме того, уже в настоящее время можно подготовить обоснование для создания межвузовского научно-инновационного центра.

. Городская программа «Качественное и доступное жилье».

Решение жилищной проблемы - крупномасштабная программа. В проекте Концепции социально-экономического развития России поставлена задача к 2020 г. выйти на показатель жилищной обеспеченности - 30 кв. м на одного жителя. Этот показатель можно взять в качестве целевой установки и для города Иванова.

. В течение ряда лет при содействии федеральных властей и под патронажем областного правительства осуществляется реализация проекта «Создание текстильного кластера в Ивановской области». Консалтинговой компанией «Gherzi Textil Organization» (г. Цюрих) проведено обширное исследование на эту тему с определением стратегии развития и конкретными предложениями. Необходимо использовать то обстоятельство, что на долю города Иванова и области приходится 57 % российского производства хлопчатобумажных тканей, в силу чего текстильная промышленность нуждается в поддержке, особенно в связи с предстоящим вступлением в ВТО. Значимость текстильного кластера перерастает рамки города Иванова и Ивановской области, особенно в связи с возможной реализацией предложения развития текстиля на базе широкого использования полиэфирных волокон.

Амбициозным проектом для города Иванова может стать развитие «верхнего этажа» текстильного кластера (подготовка кадров, НИОКР, инжиниринг, финансовое обеспечение и др.).

. Особенно актуальным может стать стратегический проект энергосбережения. Опережающий рост цен естественных монополий на энергоносители стимулирует экономное расходование энергоресурсов на предприятиях и в организациях. В то же время энергосбережение требует серьезных затрат, связанных с приобретением необходимого для этих целей оборудования, приборов. У персонала, непосредственно отвечающего на предприятии за энергоснабжение, должны быть соответствующие стимулы для рачительного отношения к энергии.

Количественно определяя задачи снижения энергоемкости продукции, можно ориентироваться на показатели проекта «Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» - снизить энергоемкость общественного продукта за этот период до 58,0-62,7 % к уровню 2007 г.

. Формирование торгово-логистического центра по торговле тканями и текстильными изделиями - это уже состоявшийся факт. В этот проект важнейшей составляющей должно войти традиционное проведение в городе «Текстильного салона», статус которого практически стал международным.

Тенденция возвышения роли Иванова как центра торговли продукцией легкой промышленности будет, очевидно, усиливаться, город уже фактически стал торговой зоной общероссийского значения. При этом необходимо увеличение капиталовложений в транспортно-логистический сегмент города.

В настоящее время возможности использования бывших производственных площадей для торговых целей исчерпываются, необходимо строить новые, современные, различных классов склады, терминалы, механизированные оптовые базы, обустраивать их инженерно-технически. Значение логистического центра следует рассматривать с финансовой стороны как приток средств, которые в части добавленной стоимости могут эффективно использоваться на воспроизводственные цели, сочетая в себе интересы и потребления, и накопления.

. В рамках развития промышленно-производственного потенциала города Иванова, формирования новых рабочих мест, улучшения финансового положения предприятий и организаций, пополнения бюджета города актуален проект замещения собственным производством ввоза широкой номенклатуры товаров производственного и потребительского назначения.

В отношении производственных товаров речь идет о комплектующих, запчастях, средствах механизации и автоматизации, приборах, технологической оснастки, инструментах, основных и вспомогательных материалах и др. Что касается потребительских товаров, то их ассортимент также разнообразен, включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, товары длительного пользования.

В настоящее время процессы замещения идут в порядке стихийной рыночной конкуренции, и целесообразно им придать характер планомерности, предлагая направить средства в определенные, нужные для экономики и общества каналы.

. С советских времен реализуется туристический рекреационный проект «Золотое кольцо» как проект четырех областей - Владимирской, Ярославской, Костромской и Ивановской.

В рамках «Концепции социально-экономического развития Ивановской области до 2020 года» выдвинута задача формирования туристического кластера Ивановской области, предусматривающего объединение усилий не четырех, а шести регионов ЦФО РФ. При оценке этого проекта нужно исходить из «подмосковного» положения всех его участников, включая Иваново и Ивановскую область. Москва как колоссальный регион (население на 01.01.2007 г. - 10 442,7 тыс. чел., площадь территории - 1,1 тыс. кв. км, плотность населения - 9 571,6 чел на 1 кв. км, среднегодовая численность работающих - около 5 млн. чел.) нуждается в обширных зонах рекреации.

В этих целях может быть активно использована территория Ивановской области, и при этом город Иваново будет выполнять разнообразные функции как торгово-развлекательный, культурно-исторический и научно-образовательный центр.

Одним из возможных сценариев развития туризма и индустрии гостеприимства является формирование туристических маршрутов как имущественных комплексов. В этом случае туристские маршруты связываются в единую систему с существующей и планируемой инфраструктурой и единым центром управления. При этом туристические маршруты должны вовлечь в производственную деятельность объекты туристского показа и туристские ресурсы города Иванова и сформировать единые пакеты туристских услуг, имеющие познавательный, развлекательный, спортивный и др. характер.

. В качестве масштабного и долговременного проекта можно рассматривать развитие малого предпринимательства и его формирование в городе Иванове как влиятельного сектора экономики. В 2007 г. индивидуальных предпринимателей было 11 327 ед., а малых предприятий - 5 979, а всего субъектов малого предпринимательства 17 306, или 423 единицы на 10 тыс. жителей. В перспективе этот показатель, очевидно, увеличится в 1,5 раза, или до 600-650 единиц на 10 тыс. жителей. В 2007 году доля малого предпринимательства в обороте организаций составила 21,9 % (в 2006 г. - 25,6 %).

Понижение доли связано с тем, что крупные и средние предприятия в 2007 году сделали рывок, показав более высокие темпы, чем малый бизнес. По малому бизнесу приводятся сведения Инспекции федеральной налоговой службы по г. Иваново, а не данные городской и областной статистики, как это было во всех предшествующих случаях. Следует отметить, что за период 2004-2007 гг. число субъектов малого предпринимательства увеличилось несколько более чем в 1,5 раза. Актуален процесс включения малых предприятий в технологические цепочки крупных предприятий. Кроме того, стоит задача - переориентация малого предпринимательства с деятельности в сфере торговли на работу в сферах производства и креативной экономики, связанной с инновационной деятельностью.

Настоятельность разработки крупномасштабной программы формирования малого бизнеса как сильного сектора городской экономики связана с тем, что крупные и средние предприятия, прежде всего в материальном производстве, будут активно высвобождать рабочую силу, и злободневность темы трудоустройства людей резко повышается. Кроме того, малое предпринимательство существенно улучшит структуру деловой среды и выступит в качестве серьезного источника формирования бюджета.

. Важнейшим социальным стратегическим проектом города может стать комплексный демографический проект «Семья - безусловный приоритет», в который органично войдут мероприятия по решению актуальных проблем здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, молодежной политики, социальной защиты, духовно-нравственного воспитания, обеспечения жильем и др.

Важнейшие условия и возможности реализации амбициозных стратегических проектов города

В стране создаются определенные благоприятные предпосылки для реализации серьезных инвестиционных и инновационных программ. Эти предпосылки связаны с созданием новых механизмов, задачи которых - поддержание высоких темпов экономического развития. Так, в 2007 г. начали работать основные институты развития.

. Принят федеральный закон «О банке развития», который уже в 2008 г. инвестирует в экономику более 100 млрд. руб. долгосрочных финансовых ресурсов, что позволит осуществить с участием частного капитала инвестиционные проекты на сумму более 300 млрд. руб. Для города Иванова важно то обстоятельство, что в качестве главного приоритета предусматриваются инвестиции в инфраструктурные отрасли, а также в машиностроение и ряд других сфер, прежде всего инновационных.

. В Правительстве РФ подготовлен Меморандум об инвестиционной и финансовой политике Внешэкономбанка, который определяет ключевые принципы, приоритеты и нормативы. Целесообразно группе экспертов оценить возможности его использования в городе Иванове, изучив практику работы Внешэкономбанка, уровень его требований и возможности участия его ресурсов в реализации ивановских проектов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность.

. В 2007 г. начала работу Российская венчурная компания (РВК). Уже реализуются инвестиционные проекты с участием капитала фондов РВК в химической и фармацевтической промышленности, в сфере информационных, а также энергосберегающих технологий. К марту 2008 г. фонды РВК уже осуществили инвестиции в первые десять инвестиционных компаний. Целесообразно также изучить возможности участия областного центра и Ивановского региона в венчурных фондах.

. Практически в 2007 г. стало осуществляться формирование особых экономических зон технико-внедренческого типа, а также передовых промышленно-производственных зон. Особое внимание город и область должны уделить тому обстоятельству, что ведутся работы по формированию особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Министр экономического развития Э.С. Набиуллина отмечает, что указанные зоны должны стать площадками, где будут отточены механизмы взаимодействия всех уровней власти по конкретным инвестиционным проектам, прежде всего инфраструктурного характера.

. В 2007 г. начался отбор проектов Инвестиционного фонда, функционирующего на началах софинансирования (т. е. с участием частных инвестиций). Проекты поддерживаются Правительством РФ, большая их часть имеет концессионный характер.

. Активно внедряется механизм «промышленной сборки». В 2007 г. подписано соглашение, по сути, со всеми ведущими мировыми компаниями в области автомобилестроения. Предусмотрено повышение роли комплектующих, созданных на территории России. Эти проекты актуальны для машиностроения города Иванова.

. Совершенствуется нормативно-правовая база для развития малых и средних предприятий. Так, принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В мае 2008 г. Президент РФ издал Указ о внесении необходимых поправок в действующее законодательство с тем, чтобы ослабить административный произвол в отношении малого и среднего предпринимательства. Реализуется Программа поддержки малого предпринимательства. В 2007 г. на финансирование мероприятий в рамках Программы было направлено около 4 млрд. руб. Профинансированы проекты создания 120 бизнес-инкубаторов, создается сеть региональных венчурных фондов, ориентированных на малые предприятия.

. Правительство РФ приняло целый ряд федеральных программ, среди которых особенно интересны программы развития транспорта и железных дорог. Следовало бы изучить возможность участия города в федеральных программах.

В числе возможностей реализации амбициозных проектов следует обратить внимание на общемировой контекст: развитие креативной экономики и глобализацию.

Переход на инновационный путь развития потребует серьезных усилий в формировании сегмента «креативной экономики» - тех сфер деятельности, в основе которых лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности «креативного класса» (в городе пятая часть населения имеет высшее образование). К креативной экономике можно отнести рекламу, исполнительские искусства, сферу развлечений, моду, дизайн, программное обеспечение, исследования и разработки.

Основой процветания этих отраслей является скорость создания и внедрения инноваций, повышающих производительность труда в экономической деятельности и качество жизни населения. Вот почему города в мире становятся главными «действующими лицами» новой эпохи и конкурируют между собой за привлечение предприятий и специалистов из сферы «креативной экономики». А главным объектом конкуренции становятся талантливые и образованные люди - креативные профессионалы - главный ресурс инновационного общества.

В 2011 году город Иваново боролся за право стать Молодежной столицей Европы 2014 и, опередив ряд европейских городов, в том числе Барселону, лишь в финале уступил греческим Салоникам. Миссия, которую нес проект, - Reinventing the City, или переизобретение, преобразование города из исторически сложившегося индустриального «текстильного цеха» страны в молодежную столицу России и Европы, современный многофункциональный центр инновационной деятельности, город возможностей для молодых людей в национальном и мировом масштабе. Глобальной цель проекта было представить город Иваново на всероссийском и европейском уровне в новом имидже современного города молодых, инновационно мыслящих успешных людей. Успех ивановской заявки показал, что молодежь города может самостоятельно решать глобальные интересные задачи, вносить вклад в развитие своего города, своего региона, своей страны.

Молодежная столица Европы (European Youth Capital, далее МСЕ) - это статус, который присуждается европейскому городу по результатам открытого конкурса сроком на один год, в течение которого город получает шанс продемонстрировать свою приверженность современной молодежной культуре, лучшие практики по развитию социальной, экономической, политической активности молодежи. Европейская столица реализует новые идеи, инновационные проекты с участием молодежи и становится ролевой моделью для дальнейшего развития других европейских городов [1].

Одной из главных целей конкурса «Молодежная столица Европы» является усиление взаимодействия местных сообществ с европейскими институтами через развитие молодежной инициативы, как в локальных проектах, так и в мероприятиях европейского уровня.

Борьба европейских городов за право стать столицей для европейской молодежи способствует появлению новых идей и инновационных проектов, связанных с активным участием молодых людей в жизни общества. Город-кандидат стремится стать образцом для подражания и дальнейшего развития других европейских муниципалитетов.

Статус Молодежной столицы Европы дает возможность местным молодежным сообществам ощутить свою причастность к принятию решений в масштабе страны и Европы, приобрести новые знания, навыки и международный опыт. Город-кандидат развивает международное сотрудничество и привлекает партнеров/инвесторов для развития своей инфраструктуры.

Свежие идеи молодежи, возникшие в процесс подготовки заявки, помогают руководству города взглянуть на местные проблемы под другим углом и получить современные подходы к решению проблем муниципалитета, региона, страны, Европы.

Первой Молодежной столицей Европы в 2009 году стал голландский Роттердам, в 2010 году столицей был выбран итальянский Турин, в 2011-м - бельгийский Антверпен, в 2012-м - португальская Брага. Столица 2013 года - словенский Марибор, в 2014 году статус МСЕ перейдет к греческим Салоникам.

Вот наиболее значимые, на наш взгляд, преимущества, которые получает город, ставший Молодежной столицей Европы:

. Общеевропейский масштаб: статус столицы позволяет показать свои достижения в сфере молодежной политики всем странам Европы. Общественное признание сопровождается широким освещением молодежных мероприятий в европейских СМИ, что позитивно отражается на репутации и имидже города и развитии различных сфер, например туризма.

. Региональное воздействие: идеи, проекты, программы, появившиеся в ходе заявочной кампании, подготовительного периода и непосредственно года, в течение которого город будет иметь статус молодежной столицы, будут стимулировать молодежную жизнь муниципалитета и соседних регионов.

. Инвестиционный климат: процесс поиска партнеров, доноров, дополнительных источников финансирования для реализации различных проектов, не только в молодежной сфере, становится значительно легче.

Организатором конкурса выступает Европейский молодежный форум (European Youth Forum) - это независимая демократическая платформа, управляемая молодежью, представляющая 99 национальных и интернациональных советов молодежи всей Европы[2]. Форум занимается развитием способностей молодежи, укреплением ее активной жизненной позиции, улучшением условий жизни, защищает интересы молодых европейцев, взаимодействуя с Советом Европы, Европейской комиссией, Организацией Объединенных Наций. Российскую Федерацию в Европейском молодежном форуме представляет Национальный Совет молодежных и детских объединений России. Для городов, желающих побороться за статус молодежной столицы Европы, обозначены следующие условия:

. Город-кандидат должен представлять одно из государств - членов Совета Европы.

. Заявка должна быть инициирована и подана от имени высшего руководства города и поддержана представительной властью города.

. Заявитель обязан продемонстрировать высокую мотивацию, желание активно заниматься молодежной политикой и реализовывать молодежные проекты.

. Выдвигаемая на конкурс программа должна включать в себя хотя бы по одному мероприятию в каждой из следующих сфер:

активное участие молодежи в жизни общества;

развитие молодежной культуры;

возможности неформального обучения / или диалог поколений;

новые или инновационные подходы к трудоустройству молодежи;

мультикультурализм или интеграция;

международное сотрудничество молодежи.

. При разработке программы года европейской столицы следует указать предполагаемый вклад города-кандидата в развитие европейских ценностей, уделив особое внимание выгодам для страны и региона заявителя в случае получения им права стать Молодежной столицей Европы.

. Необходимо продемонстрировать активное вовлечение молодежи в планирование и проведение мероприятий, поощрять инициирование собственных проектов в рамках конкурса.

Конкурс на получение статуса МСЕ проводится в несколько этапов. Сначала объявляется заявочная кампания. Обычно это происходит в ноябре. Затем в период до мая она проходит. В течение мая-июня формируется так называемый short-list финалистов конкурса. Затем проходит финальный тур (июнь - октябрь), в октябре жюри конкурса принимает решение, а в ноябре объявляются победители.

В 2011 году городу Иваново впервые за многие годы удалось громко заявить о себе на международной арене, претендуя на право стать Молодежной столицей Европы (МСЕ) 2014 года. Оставив позади серьезных конкурентов, в числе которых российская Пермь и испанская Барселона, город в финальном голосовании уступил греческим Салоникам, для которых это была уже третья попытка завоевать титул. Проведя работу над ошибками, греческие Салоники представили, по мнению Президента Европейского Молодежного Форума Питера Матяшека «самую сильную программу, полную творческих идей и разработанную, несомненно, молодыми людьми»[3]. Тем не менее по словам того же Матяшека Салоникам «необходимо основательно подготовиться и сделать упор на поддержку молодежи и молодежных организаций»[4], чего по всей вероятности еще сделано не было. Подобная формулировка наводит на мысли о том, что присвоение статуса МСЕ на 2014 год оказалось слегка политизированным. Такие объективные факторы как финансовый кризис в Греции и нарастающее социальное противоречие в этой стране, низкая поддержка молодежных инициатив - все это должно было привести к иному исходу конкурса. Однако с перевесом всего в один голос Салоники одержали победу, оставив позади Иваново. Вероятность того, что на финал конкурса повлиял и европейский статус Греции в 2014 году, достаточно велика. Дело в том, в 2014 году политический центр Европы плавно переместится на побережье Адриатического моря, с 1 января по 30 июня председательствовать в Евросоюзе будет Греция, а с 1 июля по 31 декабря Италия. А, возможно, молодежное сообщество ЕС пока не готово к смене европейского вектора конкурса на евразийский. Именно поэтому заявочная команда из Иванова ставит перед собой цель сформировать у молодежи европейских стран новое позитивное представление о Российской Федерации, как об открытом, свободном государстве с современными городами, образованными, культурными людьми, приверженными европейским демократическим и социальным и ценностям, обладающими высоким

Борьба за право стать Молодежной столицей Европы 2014 года - своего рода «олимпийская» кампания для Иванова. Значительные успехи в развитии молодежной политики города Иванова необходимо закрепить на национальном и международном уровне, чтобы сформировать новый имидж города и региона, как прогрессивного инновационного молодежного центра России.

Идея участия Иванова в борьбе за титул «Молодежная столица Европы 2014» возникла непосредственно в молодежной среде, молодые люди Ивановской области сами готовили заявку и проводили кампанию при всей необходимой, прежде всего документационной, поддержке со стороны региональных и муниципальных властей. Активная позиция ивановской молодежи, желание участвовать в жизни города и вносить вклад в развитие региона, свежий позитивный взгляд на наше богатое историческое и культурное наследие, а также творческий подход при подготовке программы Молодежной столицы Европы 2014 года помогли получить заявке города Иванова высокую оценку жюри Европейского молодежного форума.

Заявочная кампания «Иваново - МСЕ 2014» проходила под девизом «RU 4 U» (Россия для тебя) и, отвечая на современные вызовы для европейской молодежи, делала акцент на роль молодежи в развитии современных городов: Youth 4 Reinventing the City (Молодежь преобразует город).

Победа в конкурсе МСЕ предполагает, что мобилизационной идеей для всех жителей Иванова и области на ближайшие годы станет преобразование города из исторически сложившегося индустриального «текстильного цеха» страны в молодежную столицу России и Европы, современный многофункциональный центр инновационной деятельности, город возможностей для молодых людей в национальном и мировом масштабе.

Однако, участвуя в подобных мероприятиях малые города Европы, всегда преследуют весьма прагматическую цель - получение дополнительного финансирования социально-значимых проектов. Безусловно, подобную цель преследует в перспективе и Иваново. Дело здесь не только в бренде, но в финансовой поддержке со стороны федерального центра. По словам губернатора региона Михаила Меня, на период заявочной кампании городу нужна только организационная поддержка, но в перспективе Иваново надеется получить и дополнительное финансирование[5]. Вице-премьер Владислав Сурков в разговоре с губернатором Михаилом Менем отметил, что он поручил «четырем министерствам - Минспорттуризма, Минэкономразвития, Минфину и МИДу. Однако до подведения итогов конкурса Иваново федеральных денег не получит»[6].

Статус Молодежной столицы Европы позволил бы городу Иваново стать ролевой моделью для российских и европейских городов, готовых использовать энергию молодых для преобразования своих местных сообществ, отвечая на следующие вызовы:

переосмысление роль молодежи в процессах развития общества в глобальном и локальном масштабе, в том числе при построении «умной» экономики;

создание действенных механизмов участия молодых людей в создании значимых ценностей для города;

формирование социальной, институциональной и правовой инфраструктуры для участия молодых в управлении местными сообществами;

вклад молодежи в реализацию стратегий социально-экономического развития городов и участие в урбанистическом планировании территорий.

Оргкомитетом «Иваново-МСЕ 2014» была подготовлена подробная заявка, которая включала в себя и программу проведения года. Программа «Иваново - МСЕ 2014» формировалась на основе тесного диалога с молодежью и с учетом приоритетных направлений Совета Европы по развитию молодежной политики до 2012 года, стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года и стратегии развития городского округа Иваново до 2020 года.

Предлагаемые мероприятия явились результатом обсуждения молодежной общественности (неправительственными молодежными объединениями и организациями, молодежными совещательными органами, государственными и муниципальными молодежными структурами города и региона) идеи участия Иванова в конкурсе «МСЕ 2014». По каждому из приоритетных направлений молодежной политики Европы в заявке были предложены мероприятия, основанные на лучших практиках ивановской области. Концепции некоторых мероприятий приведены в Приложении №1.

Статус финалиста «Молодежной столицы Европы» - это серьезный уровень европейского доверия, который явился катализатором социальной и экономической активности в регионе, послужил толчком для развития молодежных инициатив и международных отношений. Город доказал, в первую очередь внутри страны, что может успешно выступать на международной арене, самостоятельно искать и развивать возможности международного сотрудничества, предлагать свой успешный опыт, применять лучшие практики других стран в сферах молодежной политики, культуры, образования и науки, спорта и туризма.

Проект МСЕ вынес на повестку дня нескольких последующих лет две взаимосвязанные темы: ребрендинг и международные отношения.

3. Ребрендинг. Формирование нового бренда города и региона

иваново торговля предпринимательство ребрендинг

Бренд города или региона «является важнейшим инструментом реализации стратегии развития региона, позволяющим обеспечить вовлеченность основных целевых аудиторий в процесс внедрения целевых программ развития. Сегодня теоретики маркетинга туризма часто рассматривают определенные населенные пункты как товар, который с тем или иным успехом предлагается потребителю»[7, C.55-54]. Иваново, один из немногих российских городов, который может похвастаться внушительным количеством брендов: город невест, текстильная столица, Родина первого Совета. Но сегодня город перестал «продаваться», бренды практически не работают, зачастую тянут назад. По мнению Саймона Анхолта, авторитетного специалиста в области территориального брендинга, «многие территории оказываются в невыгодном положении, потому, что их имидж является устаревшим, незаслуженным, неверно сфокусированным или стереотипно воспринимаемым»[8, C.289]. Иваново в этом плане не исключение. Городу, да и региону необходимо переосмыслить имеющиеся бренды, разработать механизмы их капитализации, понять, каким можно увидеть Иваново будущего.

Полагаем, что успешные города будущего - это не индустриальные центры с тяжелым промышленным производством и плохой экологией, а интеллектуальные центры с умной экономикой и высоким качеством жизни. Проект «Молодежная столица Европы» позволит сфокусировать внимание и России, и Европы на том, что Иваново - это молодежный и студенческий центр, а значит город с богатым интеллектуальным потенциалом, город, где воспроизводится человеческий капитал, город возможностей, где рождаются и развиваются новые смелые идеи и проекты. По концентрации талантливой молодежи город традиционно на ведущих позициях в России, необходимо более активно использовать этот ресурс на благо региона. Новым брендом Иванова может стать «город молодых, успешных людей». Иваново будущего - это город, из которого не стремятся уехать, а город, в который хотят приезжать, жить и работать.

Если говорить в целом об Ивановской области, то брендирование территорий должно стать основой развития туристического потенциала региона. Причем разнообразие его культурного и исторического наследия не требует создания новых брендов, а позволяет капитализировать уже имеющиеся. Здесь важно искать нестандартные и эффективные пути. Так, в программе мероприятий МСЕ был предложен проект «Золотое кольцо 2.0», в рамках которого для ведущих блогеров России и Европы организуется этнографическая экспедиция по Ивановской области. Участники, используя социальные сети, будут открывать для многотысячной аудитории своих подписчиков красоты Ивановского края. Простой и малозатратный проект с видимым результатом и ощутимым эффектом.

Следует отметить, что любой проект по развитию брендов города и региона должен рассматриваться в формате бизнес-модели. Бренд должен быть рентабельным, иначе просто нет смысла его развивать. В этом плане концептуальная особенность бренда Иваново - молодежная столица Европы может быть отнесена по типологии Е.М. Петровой к так называемым «городам на продажу»[9, C.70]. В рамках такого брендового позиционирования происходит не только «продажа» территории потребителям - туристам, инвесторам, собственным жителям, но и создаются условия, при которых «не города гоняются за успешными компаниями, а компании борются за право работать в удобных городах»[10].

Участие города Иванова в конкурсе «Молодежная столица Европы» в очередной раз показывает, что признание за рубежом - это один из наиболее эффективных путей получить признание в России.

Статус финалиста МСЕ - это, несомненно, высокий уровень европейского признания, это та «одёжка», по которой Европа «сегодня встречает» Иваново и рассматривает в качестве серьезного партнера. По своей сути, проект «Молодежная столица Европы» должен подтолкнуть регион к перезагрузке международных отношений.

Последние годы международное направление в структуре областного правительства практически отсутствует, функции по международным связям переданы представительству в Москве. Вместе с тем, уже сегодня назрела необходимость инвентаризировать зарубежные контакты, которые есть у предприятий и организаций Иванова и области. Предприниматели, спортсмены, деятели культуры, ученые, студенты, депутаты, государственные служащие, взаимодействуя с иностранными партнерами, автоматически становятся региона за рубежом. Каждый международный контакт можно использовать на благо Ивановской области, каждый международный проект повышает интерес к региону, как и за пределами и внутри страны.

В рамках подготовки программы МСЕ возникла идея создания в Иванове российского, а может, и международного молодежного форума, как постоянно действующего ресурсного конференц-центра, многофункционального кампуса для молодых людей из России и со всего мира. Молодежный форум мог бы стать открытой площадкой для обсуждения, решения актуальных проблем, обучения, подготовки и реализации совместных проектов.

Системное развитие международного сотрудничества Иванова и Ивановской области может вестись по следующим направлениям:

участие в проектах под эгидой ООН, Всемирного банка и других глобальных институтов,

развитие международных туристических продуктов и брендов Ивановской области,

содействие международной мобильности и обменам в сфере образования и науки,

организация сетевого взаимодействия с зарубежными регионами для поиска и обмена лучшими практиками в экономической, социальной и других сферах,

поиск и привлечение иностранных партнеров для реализации инновационных, в том числе инвестиционных, проектов на территории города и области.

Заключение

В заключение, следует отметить, что Иваново стал, по сути, одним из флагманов молодежной политики в России. Городу важно не упустить и грамотно использовать появившиеся возможности для устойчивого социально-экономического развития города и региона. На данном этапе руководство Иванова и Ивановской области совместно с молодежью приняло решение бороться за право стать Молодежной столицей Европы 2015 года. Инициативу города и региона поддержали премьер-министр и президент Российской Федерации, а это должно помочь в продолжении победной линии России на международной арене: 2013 - Универсиада в Казани; 2014 - Олимпийские игры в Сочи; 2015 - Молодежная столица Европы в Иванове.Для результативной работы в области молодёжной политики, на наш взгляд, очень важны поддержка и понимание друг друга. Наши взаимоотношения, несомненно, влияют на развитие или наоборот торможение нашей работы. Вместе, сообща, мы сумеем помочь нашей замечательной молодёжи, а у нас действительно замечательная, создать новые возможности для молодых, направленные на развитие активной, социально позитивной, созидательной жизни.

Список использованной литературы

1. Администрация г. Иваново, 2012

. Сурков поможет Иваново стать молодежной столицей Европы // доступно на #"justify">. Климанов С.В. Брендинг и его влияние на региональное развитие // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2009, №1.

. Петрова Е.М. Маркетинговые инструменты в управлении социально-экономическим развитием // Terra economicus. 2010, Том 8, №4, часть 3.

. Флорида Р. Креативный класс. М.: Классика-XXI век, 2005.

Похожие работы на - Структурная политика г. Иваново

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!