Русская философия о смысле жизни

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,11 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Русская философия о смысле жизни

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Смысл жизни в религиозном и материалистическом мировоззрении

. Значение духовности в поисках смысла жизни в русской философии

. Вопрос о смысле жизни в работах русских философов

. Смысл жизни для современного российского общества

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проблема смысла жизни стала, по словам Г.Гейне, «проклятым» вопросом философии и истории.

Трагизм человеческого существования заключается в том, что человек как бы заброшен (по выражению экзистенциалистов) в предметно-физический мир. Как жить в мире, осознавая бренность своего существования? Как познать бесконечное конечными средствами познания? Не впадает ли человек в постоянные ошибки, объясняя себе мир? Большинство людей чувствует свой разрыв с миром природы, социума, космоса, и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию. Это было сформулировано еще в античности, но и по сей день главной тайной человека является он сам.

Каждый должен для себя рано или поздно ответить на вопрос: «ЗАЧЕМ?». После этого, действительно, уже не так важно «КАК?», ибо смысл жизни найден. Он может быть в вере, в служении, в достижении цели, в преданности идее, в любви - это уже не принципиально.

Русские философы как никто преуспели на этом пути:

«До сих пор одни много знали, но слишком мало любили, другие много любили, но слишком мало знали; но только тот, кто будет много знать и любить, может сделать для человечества что-нибудь истинно прекрасное и великое». Так размышлял Мережковский и был, по моему мнению, совершенно прав, ведь главное для человека - реализовать себя в знаниях и в любви. В этом и смысл его жизни. А вспомним произведения Толстого, Достоевского, всей русской классики. Она же так и сквозит идеей человеческого всеединства, любви к ближнему.

В стремлении узнать смысл жизни с самого начала нет другого пути, как только обратиться к тем, кто её уже прожил, конечно, мудро, а ещё лучше - к летописи человеческой мудрости, проверенной на опыте не только одного человека, но и всего человечества. Нет надежды для спешащих получить готовый ответ на этот вопрос в начале жизни, человеческая мудрость отсылает их к самой жизни - сначала жить, потом философствовать. Философская антропология не обходит вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. Представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, к разуму, духу, идеям и т. д. Вопрос о жизни, её смысле и цели остаётся открытым, и нет никаких оснований считать, что он может быть окончательно решён в обозримом будущем.

Таким образом, труды известных русских философов о смысле жизни не утратили своей актуальности и в настоящее время.

Целью контрольной работы является изучение проблемы смысла жизни в русской философии на основе анализа научной и учебной литературы.

Задачи работы:

1.Изучить понятие смысла жизни в религиозном и материалистическом мировоззрении.

2.Проанализировать работы русских философов о смысле жизни.

4. Раскрыть сущность смысла жизни для современного общества.

1.СМЫСЛ ЖИЗНИ В РЕЛИГИОЗНОМ И МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ

Следует отдать должное христианству, которое своим учением решило вопрос смысла жизни. Когда назначение человека, его путь и конечная цель вкладываются в «сердце» с колыбели, и в течение всей жизни эти ориентиры не подвергаются сомнению, то человек не задумывается, а верит, и это решало многие жизненные проблемы. Такой путь, может быть, далек от истины, но что может быть выше субъективной гармонии?

Выдающийся русский мыслитель Н. О. Лосский считает религиозность основной, наиболее глубокой чертой характера русского народа. Доказывая это положение, Лосский ссылается на высказывания, почерпнутые из самых различных периодов истории России, начиная от Киевской Руси и вплоть до ХХ века. Рассматривая способности русского народа к высшим формам опыта, Лосский включает в них способности к восприятию религиозного, нравственного, эстетического опыта, интеллектуальную интуицию (умозрение), все это связано с исканием смысла жизни и религиозностью. При этом важное значение мыслитель придает особой чуткости русских людей к чужой душевной жизни, чуткое восприятие чужих душевных состояний.

Что такое наша жизнь - «дар напрасный, дар случайный», как написал однажды в отчаянии великий русский поэт Пушкин, - или же мы призваны в этот мир небесцельно и призвание наше высоко и достойно венца творения человека? Вопрос о смысле жизни очень характерен именно для русской философии. Но ещё раньше написания религиозно-философских сочинений состоялась знаменитая беседа прп. Серафима Саровского с симбирским помещиком Н.А.Мотовиловым о цели и смысле христианской жизни, в которой речь идет лишь о христианской жизни, но и рассуждения философов приводят к этому же заключению: смысл жизни человека и есть смысл именно христианской жизни, всякий другой смысл или надуман, или относителен, или вообще ложен. «Истинная же цель в жизни нашей христианской, - говорит прп. Серафим, - состоит в стяжании Духа Святого Божиего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божиего»

Вспомним, что в Раю Адам получил от Бога три заповеди: заповедь труда - возделывать и хранить сад Едемский (Быт. 2, 15); заповедь познания мира - наречение имен животным (Быт. 2, 20) и заповедь поста - запрет вкушать от древа познания добра и зла (Быт. 2, 17). Вкусив от древа, Адам нарушил сразу все три заповеди. В самом деле, ему был предложен некоторый труд: труд делания, труд познания, труд воздержания. Адам предпочел более легкий путь: вкуси - и станешь как Бог. Это желание человека не исполнилось. Но так как он в этом своем желании свою собственную волю поставил выше воли Божией, «то он и был предоставлен своей собственной воле, и эта воля повела его к цели жизни по длинному окольному пути всевозможных обольщений».

На этом пути человек сбился с дороги, потерял смысл своего существования. По мере роста культуры и цивилизации принцип блага, во имя которого развивалась жизнь, становился все более недостижимым. В жестокой борьбе за достижение блага одни могли в наслаждении полагать смысл своей жизни, а другие, неудачники, приходили к мысли, что их жизнь вообще никакого смысла не имеет. Языческие философы, пытаясь разрешить этот жизненный вопрос, исходили из того же принципа блага как единственной цели жизни.

У христиан живая вера в великий смысл человеческой жизни и живая надежда на возможность его осуществления жизнью во Христе перерождает людей и научает их жить затем, чтобы воспитать свою душу и приготовить себя к вечной жизни со Христом и всеми святыми Его. Именно эта вера в новую жизнь и определяет собою смысл человеческой жизни. Просвещаемый этою верою, человек сознает себя как временного пришельца земли и вечного гражданина неба. Вера - самый древний смысл жизни человека, самый живучий и действенный. Вера наполняет жизнь смыслом. В вере есть свои приемы и пути, которые ведут к т.н. «божественному откровению», о котором говорили богословы.

Марксизм выводит смысл жизни из объективно существующих фактов как идеал, который постоянно практически осуществляется. Точнее говоря, смысл жизни становится идеалом, основанным на определенных отношениях человека с фактами существующей действительности. Смысл жизни нельзя представить и вне человеческих отношений. Смысл жизни личности не может быть изолирован от смысла жизни других личностей, потому что вне человеческих отношений он теряет всякое значение.

Отвергая религиозно-мистический смысл жизни человека, наличие потустороннего смысла в истории, марксистская философия выдвигает положение о сознательной деятельности человека во имя определенных целей.

Но, несмотря на противоположные исходные установки, религиозное и материалистическое мировоззрение признает неизбежность прекращения земной формы существования человека. Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени, На этой основе формируется ценностная позиция человека. А это означает, что из признания смертности человека органично вытекает проблема смысла и цели жизни. Если каждый индивид смертен, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли какой-нибудь смысл человеческой жизни? Религиозный учения утверждают, что жизнь на Земле - очень важный этап бытия индивида. Она для индивида имеет собственную жизнь, ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в «иной жизни». В христианстве, например, земная жизнь истолковывается как время «спасения души», преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом.

Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни.

Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно-нравственные критерии человеческой жизни. Человеку, как правило, мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то". Без религиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей. Он утверждает общественную значимость своего бытия, то есть, живет в обществе, среди людей: окружающих, близких и далеких. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды. В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, благодарность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Память о них вечна. Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более дальних потомках.

Подводя итоги выше сказанному, следует отметить, что общим в поисках смысла жизни для религии и материализма является следующее утверждение: человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жизнь в жизни человечества.

2.ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНОСТИ В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Как известно, становление зрелой личности возможно путями духовными и душевными. Каждый человек в определенные периоды своей жизни осуществляет выбор. Как считает К. Юнг, путь душевный предполагает актуализацию сил бессознательного, глубинных архетипов. Для российской души это сплав неясной мечты, надежды, веры, страдания, очищающих и соединяющих ее со всем истинно русским.

Духовный путь открыт не для всех, здесь происходит расширение личностного пространства, обретение совершенно иного способа личностной психической организации.

Духовность в России проявлялась и проявляется многолико в обликах старцев, оставивших мирскую жизнь с её страстями. Епископ Игнатий (в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807-1867) - религиозный мыслитель, богослов и церковный писатель оставил нам целый ряд поучений о правильном устроении своей духовной жизни. Его поучение «О рассеянной и внимательной жизни» посвящено разъяснению необходимости внутреннего сосредоточения и внимания. Рассеянная жизнь, наполненная только житейскими попечениями, «многоядением и многопитанием», представляет собой занятие временное, суетное, усыпляет действие душевных чувств, она питается действием чувств телесных. Рассеянный человек не может преуспеть ни в одной добродетели, не в состоянии исполнять Христовы заповеди. Побороть рассеянность человек может, сначала приучаясь к внимательности в своей ежедневной жизни, при исполнении, например, своего служебного долга. Только после этого он может практиковать внимание и сосредоточение в уединенной жизни. В работах епископа Игнатия изображается идеал духовной трезвости и самоотречения ради стяжания духа мира и любви. Идея творчества - внутреннее духовное делание, то есть, превращение человека в духовное существо.

Поиски путей духовного возрождения России могут быть связаны и с изучением наследия русской религиозно-философской психологии. Традиции религиозно-психологического учения, восходящие к началам древнерусской письменности и отечественной философской мысли представлены в трудах преподавателей и философов духовных семинарий и академий, учеными религиозной ориентации: Никанором, архиепископом Херсонским, митрополитом Антонием (Храповицким), С.С. Гогоцким, В.С. Серебрянниковым, Н.О. Лосским, В.И. Несмеловым, В.А. Снегиревым, П.Д. Юркевичем, В.В. Розановым, И.И. Лапшиным, С.Ф. Франком, Л.М. Лопатиным и другими.

Николай Сергеевич Арсеньев (Л.Г. Филонов) подчеркивает особую роль духовных сил в жизни русского народа. Как отдельный человек, так и каждый народ должен иметь источник вдохновения в лице духовных сил, которые творчески расширяют жизненные горизонты, поднимают высшую плоскость сравнительно с природными данными людей. Духовные начала - это самое ценное достояние в жизни народа, именно они обеспечивают народу возможность духовного дыхания. Для русского народа основным источником духовной жизни было христианское благовестие, принесенное ему Православной Восточной Церковью.

Н.О. Лосский в своей классической этике Абсолюта рассматривает Царство Божие как сверхценность космического масштаба. В основе этики Абсолюта Лосский рассматривает ценности нравственной жизни, конструирует картину духовного совершенствования человека. Абсолютные ценности, как и их верховная (начало и конец) доминанта (Бог) определенным образом взаимодействуют с реальным человеческим миром. Методологическими предпосылками этики абсолютных ценностей выступает положение Лосского о достижении "полноты бытия" и "иерархическом персонализме".

Таким образом, можно сделать следующий вывод: если быть ближе к истокам, т.е. к Библии, а особенно к Новому завету, то существование человека оформляется десятью заповедями, в пределах которых он должен вести нравственный образ своей земной жизни. Это еще раз подчеркивает, что в основе всех религий лежит общая духовная основа, что мудрость едина, а уже ее проявления, формы зависят от уровня развития «паствы», от ее историко-культурного багажа, менталитета.

3.ВОПРОС О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В РАБОТАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ

Идеалистические и особенно христианские религиозные учения позволяют сделать достаточно логичные построения для нахождения смысла человеческого существования. В работах русских философов начала XX века Бердяева <#"center">мировоззрение духовность русский философия

4. СМЫСЛ ЖИЗНИ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Философы Н. Лосский, В. Соловьев и др., анализируя устоявшиеся образцы поведения и общения, пытались понять самость русского народа, стереотипизированные черты характера, имманентно присущие русскому народу как единому целостному этносу, имеющему, что сказать миру и вносящему свой вклад в мировую цивилизацию. Решение всех этих вопросов было крайне важно для национального самоопределения России. В настоящее время Россия, оказавшаяся в водовороте перемен, утратившая во многом психологические опоры в религиозной вере, традиционной общинности, находится в совершенно иной социокультурной ситуации.

Российский плюрализм открыл огромные возможности для индивидуализации, проявления разных видов социальной деятельности - смена профессии, выезда, слова, участия в политической, предпринимательской и деятельности. При этом отсутствует экономическая стабильность, правовая гарантированность, уровень культуры и профессионализма, наличие сколько-нибудь определенной перспективы и т.д., что делает любую форму социальной активности зависящей от случайных обстоятельств, связанной с большим риском. Поднимая вопрос о стоическом отношении россиян к переживаемым трудностям, можно отметить, что все россияне отличаются своим особым опытом, каждый человек находится на определенном этапе своего жизненного пути и по-своему понимает смысл жизни, но при этом общим для всех исконно русским архетипом всё-таки остаётся так называемая общинность. При этом каждая социальная группа имеет свои специфические особенности, представлена индивидами с определенными социально-психологическими свойствами, разными возможностями самоосуществления и бытия.

Я считаю, что для обретения утерянного смысла жизни, восстановления общности российского народа сейчас, как никогда, важна актуализация самых значимых для народа ценностей, таких, как любовь к отечеству, вера в будущее благополучие и процветание России, в свою идентичность с Россией. Важно ощущение причастности каждого к ее культуре, историческому прошлому, осознание позитивной временной перспективы страдающей родины.

Смысл жизни человека, избравшего эту форму реализации, заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или попытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случае человек становится действительно свободным, поскольку свободен властвовать над внешними обстоятельствами и условиями (как над своим биологическим, так и над своим социальным началом). И напротив, неспособность реализовать собственную жизненную программу - в силу внутренних свойств или слишком мощного давления обстоятельств - порождает в человеке состояние несвободы, зависимость от обстоятельств жизни, от других людей.

На бытовом уровне каждый из нас по-своему творец. Проецировать можно себя, например, в детях. «Мы уйдем - они останутся». Смысл - максимально реализовать себя в детях, через воспитание, любовь, заботу.

На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы. Творчество, самореализация будоражили многие умы. Перед лицом смерти, которая не покидает человека уже с самого рождения, люди видят смысл своей жизни в творческом бессмертии. Им хочется создать такую ценность, которая останется потомкам, и о творце будут помнить в веках. Он будет жить в своем «объективированном духе». На сходных позициях стоит слава, которая достигается различными способами. Все эти потуги ориентированы в бессмертие. Спроецировать себя в вечность - вот смысл жизни творцов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В философии русских мыслителей и писателей сквозят идеи всеединства, гармонии, любви, природы. Все люди как один род связаны между собой общим смыслом, который проявляется в указанных понятиях.

По-моему, смысл жизни один для всех, он характеризует человека в целом, а реализацию смысла жизни уже определяет для себя личность, с ее индивидуальностью и неповторимостью. Безусловно, в рассуждениях о способах реализации смысла жизни унификация невозможна - у каждого свой способ, свои цели. Даже на разных стадиях жизни личности формулировка (реализация) смысла жизни может меняться.

На мой взгляд, вера - самый древний смысл жизни человека, самый живучий и действенный. По сей день люди в вере находят свое назначение, свои цели и гармонию. Вера - это феномен, который идет от смысла, в какой-то мере это противоположность разуму. Вера наполняет жизнь смыслом.

Учение, накопление знаний как смысл жизни тоже имеют место. Именно поэтому существует наука. Множество людей посвящают себя ей, находят смысл своего существования в учености. Это определяет их работу, склад ума, цели, стремления.

В то же время, вся русская классика так и сквозит идеей человеческого всеединства, любви к ближнему, и в этом тоже заключается великий смысл человеческого бытия. По моему мнению, в любви действительно кроется большая возможность реализовать смысл жизни человека. Любовь проявляется через общение. Поэтому душевное общение как феномен любви также может быть смыслом жизни.

Я считаю, что на онтологическом уровне между всеми этими формулировками можно поставить знак тождества. В реальной жизни они переплетаются, существуют параллельно. Таким образом, перечень способов реализации смысла жизни бесконечен.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гуревич, П. С. Философия человека. / П. С. Гуревич. - М.: ИФРАН, 2000. - 134 с.

.Лосский, Н. О. Бог и мировое зло. / Н. О. Лосский. - М.: Республика, 1998. - 431 с.

.Несмелов, В. И. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения. - Режим доступа: www. monahserapion. narod. ru / biblioteka / XX nesmelov / smisl. html

.Розанов, В. В. Цель человеческой жизни. - Режим доступа: www. vehi. net

.Сковорода, Г. С. Трактаты. Диалоги. - Режим доступа: www. litopys. org. ua / skovoroda / skov. htm

.Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX века / под ред. А. Ф. Замалеева. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб.: Изд. СПб ЛТА, 2001. 296 с.

.Сто русских философов: библиографический словарь / сост. и ред. А. Д. Сухов. - М.: Мирта, 2001. - 320 с.

9.Трубецкой, Е. Н. Смысл жизни (избранные главы). - Режим доступа: www. hpsy <http://www.hpsy>. ru

.Философский словарь / под ред. И. Т. Фроловой. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1995. - 590 с.

.Франк, С. Л. Смысл жизни. - Режим доступа: www. vehi. net


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!