Средние предприятия как субъект предпринимательской деятельности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,51 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Средние предприятия как субъект предпринимательской деятельности

Содержание

Введение

1.Среднее предпринимательство в России

1.1Средние предприятия, его цели и задачи в рыночном хозяйстве

1.2Место и роль среднего предпринимательства

2.Государственная поддержка среднего предпринимательства

.1Проблемы развития средних предприятий

2.2Поддержка средних предприятий в РФ

Заключение

Литература

Введение

Тема данной контрольной работы: «Средние предприятия, как субъект предпринимательской деятельности».

Цель работы изучение и анализ среднего предприятия, как субъекта предпринимательской деятельности.

При написании работы был поставлен ряд задач:

Рассмотреть предприятие как самостоятельно хозяйствующий субъект рынка, в частности:

изучить общую характеристику и основные признаки предприятия

определить роль и место среднего предприятия в системе предпринимательских структур.

В работе раскрывается значение среднего предпринимательства (СП) на современном этапе развития России. Акцентируется внимание на проблемах, возникающих при функционировании СП. Рассмотрены меры по стимулированию и поддержанию данного сектора экономики.

1.Среднее предпринимательство в России

1.1Средние предприятия, его цели и задачи в рыночном хозяйстве

Значение среднего бизнеса обусловлено тем, что его полноценное развитие является основой по поддержанию здоровой конкуренции внутри страны, а также необходимым условием повышения конкурентоспособности производимых на ее территории товаров и услуг на мировой арене. В условиях высокой монополизации значительного числа региональных и продуктовых рынков динамичные малые и средние предприятия являются важнейшими составляющими конкуренции. Именно малый и средний бизнес обеспечивает экономике необходимую гибкость, поскольку быстрее реагирует на появление новых рыночных ниш и новых потребностей. Кроме того, малый и средний бизнес во всех странах традиционно является важнейшей средой изобретения и дельнейшего внедрения инноваций, обеспечивая наряду с крупными компаниями успешное функционирование экономики страны. Особо важную роль субъекты среднего предпринимательства играют в настоящее время, частично поглощая избыточную массу высвободившихся в результате мирового финансового кризиса трудовых ресурсов и обеспечивая дополнительную занятость населения.

1.2Место и роль среднего предпринимательства

В цивилизованной рыночной экономике место и роль среднего предпринимательства определяются их функциями и реальным вкладом в общественное развитие.

Средние предприятия, не так многочисленны, как малые. Средние предприятия иногда называют вымирающим классом в связи с тем, что:

они не обладают такой гибкостью и многочисленностью как мелкие и не имеют такой мощи как крупные (то есть занимают как бы промежуточное положение);

средние предприятия могут выжить лишь придерживаясь нишевой специализации, то есть захватить отдельные сегменты рынка и становясь там мини-монополией.

Вместе с тем среднее предприятие более устойчиво, чем мелкое, так как специализированный рынок менее подвержен колебаниям.

Роль средних предприятий в рыночной экономике неоднозначна.

Во-первых, средние предприятия представляют собой значительную конкурентную силу для крупного бизнеса.

Во-вторых, средние предприятия сами имеют тенденцию к монополизации.

В-третьих, средние предприятия представляют собой постоянный источник дальнейшей концентрации капиталов (на долю средних предприятий приходится самый большой процент поглощений).

2.Государственная поддержка среднего предпринимательства в РФ

Категория субъекта среднего предпринимательства определена в ст.4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов среднего предпринимательства. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость установлены Постановлением Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов среднего предпринимательства» от 22 июля 2008г. №556 для категорий субъектов среднего предпринимательства составляет - 1000 млн. рублей.

Категория субъекта среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием.

Категория субъекта изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Средняя численность работников среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Следует учесть, что упрощенная система бухгалтерского учета, равно как и специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, для субъектов среднего предпринимательства таких мер законодательство не устанавливает.

Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры поддержки среднего предпринимательства:

¨упрощенный порядок составления субъектами среднего предпринимательства статистической отчетности;

¨льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

¨меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

¨меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов среднего предпринимательства;

¨меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов среднего предпринимательства;

¨иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» меры.

Определенный в ст.7 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень мер, которые могут предусматриваться нормативно-правовыми актами России, не является исчерпывающим.

2.1Проблемы развития средних предприятий

среднее предпринимательство

Однако для того, чтобы средние предприятия успешно выполняли вышеперечисленные функции, в стране должны быть созданы соответствующие условия. На практике же средний бизнес в России развит слабо и работает неэффективно, о чем свидетельствует текущая структура СП в стране.

По доле и структуре среднего предпринимательства в России свидетельствует об отсутствии эффективной системы поддержки СБ в стране и о наличии множества нерешенных проблем, возникающих на пути его развития. Основное, с чем приходится сталкиваться игрокам среднего бизнеса - это, в первую очередь, недостаточное и неэффективное правовое регулирование в сфере СП, а также сложность и дороговизна получения банковских кредитов и недоступность альтернативных источников внешнего финансирования. В связи с чем, более 60% всех кредитов, выданных малому и среднему бизнесу, приходится на предприятия, занимающиеся торговлей.

Согласно заявленному курсу инновационного развития страны правительство Российской Федерации уже начало осуществлять комплекс мер, направленных на поддержание среднего предпринимательства и улучшения условий его функционирования с целью изменения отраслевой структуры и структуры финансирования СП. Усиление поддержки данного сектора экономики продиктовано осознанием значения предприятий среднего бизнеса как одного из важнейших резервов роста национальной экономики, что является особенно актуальным в условиях мирового финансового кризиса.

2.2 Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора)

Отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ, регулирует Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.

Названный Закон содержит единственную норму, направленную на обеспечению прав и законных интересов субъектов среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора), - в п. 4 ст. 7 установлено, что в отношении субъекта среднего предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитование СБ протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля 2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отбора региональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований к финансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки.

В части мер имущественно-инфраструктурной поддержки субъектов среднего предпринимательства можно выделить следующие.

Во-первых, должна заработать обязательная квота на закупки для среднего предпринимательства при проведении аукциона, которая распространяется теперь не только на государственных, но и на муниципальных заказчиков.

Во-вторых, правительством Российской Федерации было подписано постановление о совершенствовании порядка подключения к электросетям, которое предусматривает установление упрощенной процедуры льготных тарифов за присоединение. Так, при подключении мощности до 100 кВт можно будет внести только авансовый платеж в размере 5% от стоимости услуги с правом выплаты оставшейся суммы с беспроцентной рассрочкой в течение 3 лет. При этом подключение должно быть осуществлено в течение полугода.

К мерам по снижению административного давления на средние предприятия относится вступивший в силу с 1 июля 2009 года новый Федеральный закон (ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора)»). В соответствии с ним закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности.

Несмотря на довольно внушительный список мер, осуществляемых правительством Российской Федерации по поддержание среднего бизнеса, среди них отсутствуют наиболее востребованные и необходимые для инновационного пути развития России меры, направленные на содействие модернизации производственных мощностей действующих малых и средних предприятий. Это существенно замедляет заявленного в Концепции переходу страны на инновационный путь развития.

Заключение

Современный мировой экономический кризис показал слабость экономической политики России, ограниченность и отсталость источников поступления денежных средств в бюджет страны. Несмотря на все заявленные в последние годы усилия, направленные на поддержание и стимулирование отечественного производства, российский бизнес за малым исключением до сих пор не изобретает и не создает необходимую конкурентоспособную продукцию и технологии. Громоздкие и неповоротливые государственные компании работают с крайне низкой производительностью и энергоэффективностью, без применения современных инновационных решений, что не позволяет увеличить свое влияние России на уровне глобальных экономических процессов. В сложившейся ситуации именно средние предприятия обладают тем огромным потенциалом развития, который в условиях все накаляющейся конкуренции экономик мировых держав, жизненно важен РФ. СП в России - это предприятия, работающие в основном на современной технике, с применением новых интеллектуальных систем и ресурсов, на новых информационных базах, способные стать локомотивом модернизации в стране. Средний бизнес более гибок и быстрее реагирует на возникновение новых рыночных потребностей, изобретая новые универсальные знания или совершенствуя уже существующие. Однако для того, чтобы средние предприятия заработали с полной силой, заняли значительное место в структуре российской экономике и вышли на качественно новый уровень, важно своевременно и полно планировать и реализовывать меры по их поддержанию.

Литература

1. Гайдар Е., Синельников-Мурылев С., Главацкая Н. Российская экономика в 2008 году. Тенденции и перспективы // Институт экономики переходного периода. 2009 // #"justify">. Изряднова О., Фомина Е., Казанцев Д. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков. 26.08.2009 // #"justify">. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // #"justify">. Необходимость и направления развития господдержки среднего бизнеса в России // Общероссийская общественная организация «Деловая Россия». 15.12.2009 // #"justify">. Статистическое обозрение - 2008 г. // #"justify">. Статистическое обозрение - 2009 г. // #"justify">. Финансовая и гарантийная поддержка развития малого и среднего предпринимательства // Российский Банк Развития // #"justify">. Шаповалов А. Малый бизнес осваивает ресурсы Эльвиры Набуллиной // Коммерсантъ. - 2008. - № 30 (26 февр.)

Похожие работы на - Средние предприятия как субъект предпринимательской деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!