Сравнительный анализ кооперативных концепций о социально-экономической модели кооператива

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,02 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ кооперативных концепций о социально-экономической модели кооператива

Содержание

Введение

1. Европейские кооперативные теории о социально-экономической модели кооператива

2. Российские кооперативные теории о социально-экономической модели кооператива

3. Социально-экономическая модель кооператива. Общее и особенное в подходах кооперативных теоретиков

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В подтверждение справедливости слов известного учёного в области экономической теории кооперации И.В. Емельянова о том, что "разнообразие кооперативов подобно колейдоскопу, а их изменчивость безгранична".

Многие российские и зарубежные авторы проводили исследования движущих сил модификации социально-экономических моделей кооперативов. Многие из них связывают появление новых моделей кооперативов с рыночными преобразованиями, желанием успешно выполнять возложенные миссии, особенно социальные, что характерно для потребительских кооперативов, так как это основная цель их деятельности и чтобы выжить, приходиться изыскивать наиболее жизнеспособные и эффективные социально-экономические модели кооперативов, чем и объясняется актуальность темы контрольной работы "Социально-экономическая модель кооператива". Основная цель исследования - показать европейскую социально-экономическую модель потребительского кооператива и российского, определить их отличия и дать им оценку, а также показать порядок построения социально-экономической модели кооператива. Для достижения цели основными задачами являются: раскрыть содержание Европейской и российской теорий, касающихся социально-экономических моделей кооперативов, сравнить их и определить предпосылки и пути построения новых моделей.

Объект исследования - потребительские кооперативы.

Предмет исследования - социально-экономические модели потребительских кооперативов.

Теоретическая основа исследования - материал по истории потребительской кооперации.

Структура контрольной работы состоит из введения, заключения, трёх вопросов основной части работы и списка литературы.

1. Европейские кооперативные теории о социально-экономической модели кооператива

Основная социально-экономическая модель кооператива - потребительские кооперативы. Они имеют социально-экономическую основу зарождения и развития и действуют как в России, так и за рубежом.

Происходящие изменения во внешней среде оказывают влияние на среду рыночную, что требует изменений в законодательстве, организационно - правовых формах, ведении экономической деятельности предприятий и, в отдельных случаях, изменения модели кооператива.

В Европейских странах наблюдается устойчивая тенденция к динамичному изменению правовых форм как предпринимательских хозяйств, так и кооперативов: кооперативы преобразуются в акционерные общества или частные предприятия и наоборот.

Это связано с изменениями приоритетов, целей, которые преследуют владельцы этих предприятий, государство и население:

пайщики успешно действующих кооперативов хотят иметь возможность получать не ограниченную уставными документами кооперативов прибыль и преобразуют их в другие правовые формы хозяйств, не имеющие этих ограничений;

у государства свои цели - оно старается снизить безработицу и социальную напряженность общества и повысить жизненный уровень населения путем финансовой и иной поддержки кооперативов, в том числе и образующихся из обанкротившихся предприятий другой правовой формы .

В большинстве европейских стран кооперативы придерживаются федеративного типа организации, при которой полностью независимые первичные кооперативы с индивидуальным членством сотрудничают на различных уровнях, создавая кооперативные объединения.

На современном этапе повышается роль кооперативных объединений национального уровня, основная цель которых сводится к защите интересов, входящих в них кооперативов. Это объясняется следующим:

со стороны крупных объединений предприятий других правовых форм возрастает конкуренция;

дорогостоящие современные технологии не могут быть использованы мелкими кооперативами;

новые условия хозяйствования вынуждают кооперативы осуществлять координацию и планирование хозяйственной деятельности, обмен информацией, повышать уровень квалификации рабочей силы.

в кредитно-финансовой сфере появляется возможность осуществлять кооперирование путем создания кооперативных банков для коллективного самофинансирования .

Таким образом, хозяйства сами выбирают правовую форму своей деятельности по критерию рациональности.

Подвергаются изменениям в современных кооперативах организационно-правовые формы.

С учётом всех изменений выделяются три основные разновидности этих форм: в их числе "чистые кооперативы", в которых установлено равенство прав пайщиков как в управлении, так и в распределении прибыли;

второй разновидностью являются "кооперативы акционерного типа", в которых преобладают элементы акционерного общества. В таких кооперативах прибыль распределяется в виде дивидендов пропорционально величине пая. Такая форма кооперативов наиболее характерна для США и Бельгии. Они редко пользуются преимуществами по сравнению с другими видами предприятий, так как от частных предприятий почти ничем не отличаются;

отдельные кооперативы могут занимать промежуточное положение между "чистыми кооперативами" и "кооперативами акционерного типа".

Модели организации кооперативов за рубежом менялись во времени: "чистые кооперативы" преобладали на ранних этапах развития кооперативного движения. В связи с этим, соответствующим образом организовывались и предприятия. Для принятия серьезных решений требовалось согласие всех пайщиков, которое принималось на общем собрании. Такая модель организации кооперативов, естественно, имела как свои преимущества, так и недостатки.

В настоящее время наметилась устойчивая тенденция перехода к акционерной форме организации кооператива. Это обеспечивает большую компетентность руководства решать проблемы, связанные с управлением финансовыми ресурсами, модернизацией предприятия и изменением их структуры в соответствии с быстроизменяющимися требованиями рынка в обстановке острой конкурентной борьбы. Как правило, акции таких предприятий на рынок ценных бумаг не поступают. В настоящее время наблюдаются случаи слияния кооперативных предприятий с предприятиями другой правовой формы. Таким образом создаются акционерные общества с ограниченной ответственностью или общества на паевой основе.

На западе механизм изменения правовых форм и форм собственности имеет много общего российскому. Его сущность заключается в постепенном переходе руководства кооперативами в руки частников.

Состояние зарубежной потребительской кооперации на современном этапе обусловлено общими с Россией факторами, связанными с углублением инфляции, снижением темпов роста производительности труда, ростом издержек обращения.

В мировой практике общим выходом из создавшейся экономической ситуации является поиск возможностей, связанных с укрупнением кооперативов, что приводит к сокращению числа кооперативных организаций.

В таких странах, как, Англии, этот процесс сопровождается снижением числа пайщиков. Модель на принципах потребительского кооператива на принципах МКА представлен на рисунке 1 .

Рис.1 Социально-экономическая модель потребительского кооператива, построенного на принципах МКА

Для кооперативов, находящихся в странах дальнего зарубежья характерно наличие как внутренних проблем, которые вытекают из противоречивости целей: защитой интересов пайщиков и необходимостью соблюдать законы рыночной экономики, так и проблем общих, которые характерны для кооперативов всех стран, в том числе и России. Они связаны в большей степени с образованием капитала и распределением результатов работы с ним:

созданию фондов развития кооператива и резервных фондов препятствует личная заинтересованность пайщиков в распределении части прибыли;

ввиду низкого уровня кредитоспособности, возможности привлечения заёмного капитала кооперативом гораздо меньшие, чем у акционерных обществ. Кооперативы пользуются по сравнению с другими меньшим доверием.

стоимость собственного капитала находится в прямой зависимости от числа пайщиков. В связи с тем, что каждый член имеет только один голос, то приобретение нескольких кооперативных паев не привлекательно.

государство заинтересовано в поддержке потребительских кооперативов. Это происходит в рамках отдельных программ .

Как не странно, но в зарубежных странах велика проблема, связанная с управлением кооперативом из-за низкой мотивации и заработной платы; принцип демократического управления не везде обеспечивает требуемую дисциплину производства; из - за некомпетентности большинства пайщиков финансовая и производственная политика не может быть их волеизъявлением, так как может оказаться не эффективной; снижает эффективность деятельности и то, что пайщики не охотно идут на риск.

К существующим проблемам в сфере производства можно отнести следующие:

в акционерных обществах используемая техника и технологии находятся на более высоком уровне, нежели в большинстве потребительских кооперативов;

в частных предприятиях условия труда лучше и мотивация работников выше;

средний уровень квалификации рабочего персонала в кооперативах ниже из-за невысокой заработной платы.

Цели функционирования кооперативов носят больше социальный, нежели экономический характер, в чём и выражается их большая привлекательность. В числе важнейших целей можно выделить удовлетворение экономических потребностей пайщиков; цели государства и кооперативов совпадают; за счёт деятельности потребительской кооперации снижается социальная напряженности в обществе, которая связана с деятельностью предпринимательских хозяйств.

Таким образом, кооперативы в своем большинстве имеют цели, которые во многом являются сходными с целями государства, поэтому в большинстве стран государство заинтересовано в развитии кооперативов и оказывает им финансовую и иную поддержку:

частично финансирует кооперативы, образованные на базе разорившихся частных фирм;

устанавливает льготное налогообложение, особенно для "чистых" кооперативов;

осуществляет кредитование кооперативов, создает государственные фонды финансирования кооперации;

реализует систему государственных заказов, прибыль от выполнения которых не облагается налогом .

Государство оказывает кооперативам помощь в подготовке управляющего персонала кооперативов и повышении квалификации его работников.

кооператив потребительский модель экономическая

2. Российские кооперативные теории о социально-экономической модели кооператива

Российская потребительская кооперация по сравнению с Европейской обладает сравнительно высоким уровнем производства, производственным и интеллектуальным потенциалом.

На современном этапе, при переходе к рыночной экономике, экономическая роль потребительской кооперации в российском обществе несколько снизилась, одновременно возросла ее социальная роль.

Те преимущества, которые характерны для европейской модели потребительских кооперативов, в России реализуются частично из-за отсутствия полноценной социальной базы потребительской кооперации.

Зная все проблемы и преимущества данных кооперативов можно производить их моделирование, чтобы, не смотря на все трудности, связанные со спецификой деятельности, обусловленной с её социальной направленностью, можно было бы производить моделирование потребительских кооперативов.

Перед современными потребительскими кооперативами России стоят две основные проблемы:

первые присущи всем предприятиям российской экономики - отсутствие ясной государственной экономической политики, некредитоспособность населения и предприятий, неплатежи, нехватка собственных оборотных средств и дороговизна банковских кредитов, налоговый пресс и т.п.;

вторая группа проблем потребительских кооперативов связана с её миссией, которая носит социальную направленность: невозможность получить высокую прибыль, так как обслуживаемый контингент - сельское малоимущее население преклонного возраста, невозможность закрытия экономически нерентабельных, но социально-значимых предприятий и т.п.

Решить вторую группу проблем можно за счёт перестройки организационной структуры, изменения структуры товарооборота, развития заготовительной деятельности, производства товаров, диверсификации деятельности и нахождения внутренних резервов повышения рентабельности предприятий потребительской кооперации;

За счёт налоговых льгот, кредитов, отсрочки платежей по кредитам и т.п. могут быть компенсированы потери, связанные с решением социальных общегосударственных задач государством.

Очерченный круг экономических проблем сам подсказывает пути их решения:

перестройка российской потребительской кооперации на основе кооперативных принципов МКА;

повышение эффективности деятельности потребительской кооперации на основе использования прошедших проверку временем достижений дореволюционной русской кооперации и применения полезного зарубежного кооперативного опыта;

Сравнивая проблемы российских потребительских кооперативов с проблемами кооперативов других стран, можно отметить их общность, но в России эти проблемы усугублены воздействием перехода из одной экономической системы в другую.

Социальные проблемы связаны с тем, что реформирование отношений собственности вновь превратило потребительскую кооперацию в важнейший инструмент государственной политики для снижения социальной напряженности в российском обществе. Из истории потребительской кооперации следует заметить, что социальная роль её всегда возрастает в наиболее трудные времена для народа.

Поэтому совершенно неправильно рассматривать потребительскую кооперацию только с экономической точки зрения: так как ее экономическая рентабельность ничто по сравнению с социальными выгодами.

Обеспечивая население страны дешевыми продуктами и товарами, потребительская кооперация снижает социальную напряженность в обществе. Поэтому, государству несоизмеримо выгоднее тратить несущественную часть бюджета на предотвращение социального взрыва, чем нести непредсказуемые затраты по ликвидации его последствий.

Настоящая модель организации потребкооперации представлена многоотраслевой системой, основанной на принципах: отсутствие реальных преимуществ пайщиков перед остальным населением лишает их мотиваций к участию в потребительских кооперативах, что объясняет отсутствие полноценной социальной базы потребительской кооперации; обслуживание всего населения за счет привлечения средств пайщиков дискриминирует пайщиков экономически, вызывает естественное негативное отношение к участию в кооперативе, что исключает возможность создания социальной базы потребительской кооперации; в российской кооперации - административно-общественный контроль, основанный на иерархии прав пайщиков и руководства; отсутствие демократического членского контроля приводит к финансовым злоупотреблениям руководства и, в общем случае, позволяет ему наживаться за счет пайщиков .

Рис.2. Социально-экономическая модель потребительского кооператива РФ

Таким образом, за счёт разных факторов, отличия потребительского кооператива Запада от России формируются отличия в построении социально-экономических моделей, которые показаны на рисунках 1 и 2.

3. Социально-экономическая модель кооператива. Общее и особенное в подходах кооперативных теоретиков

Большинство исследователей сходится во мнении, что неоднородная социально-экономическая среда порождает различные модели кооперативов, и их успех в одних условиях далеко не гарантирует аналогичные достижения в других.

Деятельность современных кооперативов находится под воздействием внешней среды, которая через существующие в ней институты влияет на среду рыночную.

Современная обстановка такова, что поведение участников рынка определяется преференциями потребителей, которые всё более сегментированы в зависимости от доходов, образа жизни, возраста и т.д.

Чтобы сохранить свою жизнеспособность кооперативы, привыкшие функционировать на традиционных рынках и имеющие на них конкурентные преимущества, должны избирать новые, соответствующие рыночным условиям стратегии дифференциации и фокусирования, а также новые организационные устройства.

Выбор модели потребительского кооператива в современных рыночных условиях должен базироваться на трёх составляющих: эффективность деятельности зависит от соответствия избранной стратегии на рынке, в котором он функционирует, а выбранная стратегия может быть реализована, если потребительский кооператив адаптирует определённую организационную модель.

Разработка алгоритма выбора организационных моделей конкретно взятого кооператива предполагает несколько этапов:

на первом этапе кооператив формирует теоретическую модель выбора организационного устройства (рис.3). Такая модель характеризует рыночную среду, в которой функционирует кооператив (степень либерализации рынка, уровень его монополизации, поставок ресурсов, степень господства потребителей на рынке и др.) .

Рис.3 Теоретическая модель выбора организации кооператива

Учтено воздействие законодательства и неформальной среды воздействия (рис.4) не только на выбор модели, но и на выбор стратегии

Рис.4 Теоретическая модель выбора организации кооператива с учётом характеристик рыночной среды

На втором этапе выдвигаются определённые гипотезы, например, чем выше степень либерализации рынка, тем всё более бизнес - ориентированные стратегии должны избираться или - господство потребителя на рынке приводит к необходимости всё более тесной координации всех участников рынка, а для кооперативов - к выбору всё более изысканных стратегий для проникновения на близлежащие звенья товарной цепи. Одной из гипотез является прослеживание стремлений отдельных пайщиков к индивидуализму, выделению в составе кооперативов частных предприятий и т.д.

На третьем этапе потребительским кооперативом производится отбор необходимых исследовательских инструментов, позволяющих верифицировать выбранные гипотезы.

Затем подвергаются оценке параметры выбранной модели. При этом можно применить, например, двухшаговый подход. При котором первый шаг сводится к проверке значимости предполагаемых связей и оценке компонентов модели путём подтверждающего факторного анализа.

Второй шаг заключается в оценке альтернативно предложенных моделей. При этом поочерёдно один из компонентов связи приравнивается к нулю. Таким образом, каждая составляющая модели оценивается с точки зрения её пригодности.

Заключение

В системе социально-экономических отношений кооперативы выступают как юридические лица. Гражданским кодексом Российской Федерации предусмотрены два типа кооперативов:

) производственные (коммерческие);

) потребительские (некоммерческие).

Важным положением Гражданского кодекса Российской Федерации является разрешение некоммерческим организациям, а значит, и потребительским кооперативам, осуществлять коммерческую деятельность, поскольку это служит достижению их основной социальной цели.

В работе в качестве объекта исследования рассмотрены потребительские кооперативы, имеющие социально экономическую направленность деятельности, а, следовательно и определённые для этого модели устройства. В настоящее время деятельность потребительских кооперативов подвержена негативному воздействию факторов внешней конкурентной среды, что ставит под угрозу само существование этих кооперативу в силу социальной направленности их деятельности.

Движущими силами модификации моделей потребительских кооперативов является необходимость их выживания и трудные рыночные условия, побуждающие к этому, а предпосылками объединения людей в потребительские хозяйства являются условия их жизни, определяемые социальными, экономическими и идеологическими факторами, которые мотивируют создания потребительских хозяйств и обеспечивают их выживание. С помощью моделей упрощают сложные взаимосвязи социально экономической действительности, делают их более ясными и эффективными, однако все модели имеют характер рабочих гипотез, поэтому требуют проверки истинности на примере конкретно взятого потребительского кооператива с учётом специфики его деятельности.

Список использованной литературы

1.Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации. - М.: Издательский дом Центросоюза, 2004. - 65 с.

2.Беднова Е. Международные кооперативные принципы и российский Закон о производственных кооперативах / Е. Беднова // Российская юстиция, 2009. - 267с.

.Макаренко А.П. Теория и практика кооперативного движения / А.П. Макаренко. - М., 2008, 265с.

.Сахарова ДБ История и теория кооперативного движения: Учебник. - Минск: Новое издание, 2009. - 279 с.

.Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие / Л.Е. Теплова. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 224с.

.Тычинин С.В. Потребительская кооперация с позиций гражданского права / С.В. Тычинин // Юрист. - № 8. - 2009. - 193с.

Похожие работы на - Сравнительный анализ кооперативных концепций о социально-экономической модели кооператива

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!