Сравнительный анализ внешних источников привлечения инвестиций в деятельность ОАО 'РЖД'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,29 Мб
  • Опубликовано:
    2013-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительный анализ внешних источников привлечения инвестиций в деятельность ОАО 'РЖД'

Оглавление

инвестиционный стратегия экономический

Введение

Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности

1.1.Инвестиции как экономическая категория

.2.Механизмы и источники привлечения инвестиций

.3.Роль инвестиционной деятельности в развитии компании

Глава 2. Инвестиционная деятельность в ОАО «РЖД»

.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «РЖД»

.2. Перспективы развития ОАО «РЖД»

.3. Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» в контексте основных целей развития компании

Глава 3. Источники привлечения инвестиций ОАО «РЖД» и пути совершенствования инвестиционной деятельности

.1 Сравнительный анализ источников привлечения инвестиций ОАО «РЖД»

.2 Достоинства и недостатки работы ОАО «РЖД» с внешними инвесторами

.3 Пути совершенствования инвестиционной политики ОАО «РЖД» при работе с внешними инвесторами

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Основной развития экономики и, как следствие, социально-экономического развития страны является увеличение ресурсов производства и их использование. В свою очередь основным источником увеличения капитала как одного из ресурсов производства являются инвестиции. При этом увеличение инвестиций является стратегической целью как общества в лице государства и реализуемой им политики, так и отдельного предприятия, для которого она приобретает частный характер достижения стратегических целей: развития, повышения эффективности и конкурентоспособности и т.д. При этом инвестирование исключительно собственных средств оказывает сдерживающее влияние на развитие производства, что в свою очередь обуславливает необходимость работы предприятия с внешними источниками финансирования инвестиций.

Указанные обстоятельства, таким образом, обуславливают актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования заключается в рассмотрении теоретических и практических аспектов осуществления инвестиционной деятельности с привлечением внешних источников финансирования.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи, предопределившие ее структуру:

анализ понятия «инвестиции» как экономической категории,

рассмотрение механизмов и источников привлечения инвестиций,

определение роли инвестиционной деятельности в развитии компании,

рассмотрение практических аспектов осуществления инвестиционной деятельности на материалах ОАО «РЖД»,

анализ источников привлечения инвестиций ОАО «РЖД» и путей совершенствования инвестиционной деятельности.

Объектом исследования является ОАО «РЖД».

Предмет исследования заключается в инвестиционной деятельности ОАО «РЖД».

Теоретическую основу работу составили труды отечественных и зарубежных авторов по теме исследования.

Информационная база представлена нормативно-правовыми актами, регулирующими в РФ инвестиционную деятельность, а также материалами ОАО «РЖД».

В ходе работы использовались следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, ретроспективный анализ, статистический анализ и т.д.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические аспекты инвестиционной деятельности, в том числе механизмы привлечения инвестиций, виды и источники инвестиций и их роль в развитии компании.

Вторая глава посвящена анализу инвестиционной деятельности Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», с выделением его организационно-экономических характеристик, перспектив развития и рассмотрением инвестиционной стратегии общества в контексте основных целей развития компании.

Третья глава представляет собой анализ источников привлечения инвестиций ОАО «РЖД», достоинств и недостатков работы общества с внешними инвесторами, а также разработку рекомендаций по повышению эффективности инвестиционной деятельности компании.

В заключении представлены основные выводы по результатам работы.

Глава 1. Теоретические основы инвестиционной деятельности

1.1    Инвестиции как экономическая категория

Понятие инвестиций достаточно многогранно, что обуславливает значительное число подходов к его определению в экономической литературе. При этом особенностью этого понятия является то, что оно представляет собой экономическую категорию, которой предано правовое содержание [2].

Термин «инвестиции» прошел достаточно длительный генезис в рамках экономической науки. Его упоминание можно встретить в работах Г. Бем-Баверка (инвестиции - обмен удовлетворения сегодняшних потребностей на удовлетворение их в будущем), П. Массе (обмен удовлетворения сегодняшней потребности на ожидаемое удовлетворение ее в будущем с помощью инвестированных благ), Дж. Кейнса (инвестиции - «текущий прирост капитального имущества вследствие производственной деятельности данного периода», «часть прибыли за определенный период, которая не была использована для потребления»), К.Р. Макконелла (инвестиции - «затраты на производство и накопление производства и увеличение товарных запасов»), Э.Дж. Долана и К.Д. Кэмпбелла, Э. Касла, М. Беккера и А. Нельсона и других [35].

Отметим, что отечественная экономическая наука для определения сходной с инвестициями экономической категории использовала термин «капитальные вложения» [35]. Первые его упоминания можно встретить в работах 80-х гг. ХХ века, что связано с появлением доступа к иностранной экономической литературе, в том числе в переводной форме (С. Брю, С. Фишер, П. Самуэльсон [37], У. Шарп [29] и др.). При этом в зарубежной литературе присутствуют оба указанных термина.

Рассмотрим основные современные определения экономической категории инвестиций (нем. investion, лат. investire облачать), согласно которым инвестиции - это:

«долгосрочные вложения капитала в предприятия различных отраслей экономики» [1] (Л.И. Абалкин),

«долгосрочное вложение финансовых и экономических ресурсов с целью получения дохода в будущем или получения иных благ - социальных, образовательных, экологических, инфраструктурных и других» [17] (Ю.А. Корчагин),

«любые долгосрочные вложения с целью получения экономического и (или) социального эффекта» [21] (А.М. Магнолин, А.Я. Быстряков),

«вложения капитала ради получения прибыли и (или) иного полезного эффекта» [38] (Ю.В. Яковец),

«называется увеличение запасов капитала в экономике, приводящее к росту предложения факторов производства» [28] (В.С. Селин),

«долгосрочное вложение капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей» [34],

«процесс затрат живого и овеществленного труда для создания производственных мощностей, с помощью которых в процессе производства живой труд создает большую стоимость, чем потребляет» [20],

«все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской и иных видов деятельности, в результате которой формируется прибыль (доход) или достигается социальный эффект» [6] (В.В. Бочаров),

«предоставление средств иностранным инвестором, при котором обязательным является экономическая активность» [7] (Н.Н. Вознесенская),

«экономическая категория, выражающая долгосрочное вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли» [35] (А.Е. Городецкий, А.А. Воронин),

«вложение капитала в денежной, материальной и нематериальной формах в объекты предпринимательской деятельности с целью получения текущего дохода или обеспечения возрастания его стоимости в будущем периоде» (И.А. Бланк),

«долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создания и получения чистой прибыли в будущем, превышающей общую начальную величину инвестиций» (Я.С. Меркулов),

«вложение средств (внутренних и внешних) в различные программы и отдельные мероприятия (проекты) с целью организации новых, поддержания и развития действующих производств (производственных мощностей), технической подготовки производства, получения прибыли и других конечных результатов» (В.Г. Золотогоров),

«любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или приумножить их стоимость, и/или обеспечить положительную величину дохода» (Л.Дж. Гитман, М.Д. Джонк).

Отметим, что то или иное определение отвечает требованиям сфера анализа, в рамках которой оно дается. В частности в бухгалтерском учете преобладает затратный подход, в то время как финансовая наука отдает предпочтение ресурсному подходу.

Анализ приведенных определений позволяет выделить следующие характеристики инвестиций, указание на которые присутствует в экономической науке:

инвестиции с одной стороны представляют собой процесс, характеризующий изменение стоимости за счет воспроизводства основных фондов, а с другой стороны экономическая категория, отражающая экономические отношения, возникающие в ходе этого процесса,

инвестиции - это объект экономического управления, которое в свою очередь ориентируется на получение положительного эффекта от его использования,

- в структуре инвестиций можно выделить взаимосвязанные элементы ресурсов, вложений и отдачи от вложенных средств [37], которые существуют в различных временных периодах,

- прослеживается смещение вектора со статичности рассмотрения инвестиций в сторону их динамичности,

инвестиции связаны с определенным риском,

объекты инвестирования представляют собой любые вложения,

условиями осуществления инвестиций является авансирование средств [3] и ожидание отдачи от них в будущем,

срочность инвестиций и наличие лага между ними и получением результата от их осуществления,

результатом инвестиций помимо получения собственно дохода может быть получение различных благ (социальных, инфраструктурных, образовательных и т.д.),

инвестиции могут быть как в денежной, так и в материальной, и нематериальной формах.

На основе вышесказанного можно предложить следующее определение инвестиций как экономической категории, отражающей долгосрочный процесс рискового вложения экономических ресурсов (в денежной, материальной и нематериальной форме) в объекты предпринимательской деятельности, направленного на увеличение запасов капитала в экономике и несущего в себе цель получения экономического и / или социального эффекта в будущем периоде, превышающего текущие затраты.

Проследить правовое содержание категории инвестиций можно на основе законодательного закрепления указанного понятия.

Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» дает следующее понятие: «Инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющую денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [36].

В свою очередь ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» определяет иностранные инвестиции как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации».

Конвенция стран СНГ определяет инвестиции как «собственные, заемные или привлеченные финансовые и материальные средства инвестора, вложенные в различные объекты деятельности, а также права на имущественную и интеллектуальную собственность, переданные в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта, не изъятые из оборота и не ограниченные в нем в соответствии с национальными законодательствами сторон Конвенции» [16].

В правовой литературе на основе указанных определений инвестиции отождествляются, таким образом, с собственностью [5].

В экономической литературе существует множество классификаций инвестиций по различным основаниям (рис. 1.1), в частности по: источникам финансирования, формам собственности, конечному результату, продолжительности инвестирования и т.д.

.1      Механизмы и источники привлечения инвестиций

Определим основные понятия, связанные с процессом инвестирования.

Инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации [35] с целью получения дохода, т.е. представляет собой по сути инвестиционный процесс [33]. Или в более широком смысле: инвестиционная деятельность - последовательная, целенаправленная деятельность, которая заключается в капитализации объектов собственности, формировании и использовании инвестиционных ресурсов, регулировании процессов инвестирования и международного движения инвестиций и инвестиционных товаров, создании соответствующего инвестиционного климата с целью получения прибыли или определенного социального эффекта [4].

Рис. 1. Классификация инвестиций [27]

При этом инвестирование представляет собой один из элементов инвестиционной деятельности, связанные с ее практическим обеспечением [35].

Принципы инвестиционной деятельности включают в себя: эффективность, целенаправленность, многовариантность, оптимальность, непрерывность, системность, гибкость [33].

Субъекты инвестиционной деятельности - все участники реализации инвестиционных проектов, в том числе среди них можно выделить: заказчиков, инвесторов, исполнителей, пользователей объектов инвестиционной деятельности и т.д. Важнейшим субъектом при этом может быть признан инвестор (рис. 1.2), осуществляющий вложение средств.

Рис. 1.2. Инвесторы

Можно выделить следующие противоречия в целях инвестиционной деятельности ее субъектов (рис. 1.3) на основе исследований П. Жданова.

Объекты инвестиций представляют собой проекты, различные по социальной значимости, эффективности использования инвестиций, масштабам и т.д. Их специфика определяет формы инвестиций (денежные, материальные, нематериальные).

Рис. 1.3 Противоречия в целях субъектов инвестиционной деятельности

Источники инвестиций также могут быть разнообразны (рис. 1.4), классификация их в зависимости от собственности позволяет выделить: привлеченные, заемные и собственные средства.

Механизм инвестиционной деятельности в контексте вышесказанного можно представить в следующем виде (рис. 1.6). Важным является также рассмотрение побудительных механизмов привлечения инвестиций (рис. 1.7), к которым можно отнести: максимальную отдачу от инвестиций, минимизацию рисков, а также снижение издержек для инвестора.

Рис. 1.4. Источники финансирования инвестиций

Основные методы финансирования представлены на рис. 1.5.

Рис. 1.5 Основные методы финансирования

Рис. 1.6. Структурные составляющие механизма привлечения инвестиций [33]

Рис. 1.7 Составляющие побудительного механизма привлечения инвестиций. [33]

1.3    Роль инвестиционной деятельности в развитии компании

В современных условиях формирующейся рыночной экономики инвестицонная деятельность является ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия, как на отраслевом рынке, так и на международном уровне [19].

Важность инвестиционной деятельности можно проследить через роль, которую она выполняет в развитии компании, которая заключается в следующем:

формирование производственного и экономического потенциала предприятия,

оптимизация структуры активов,

оптимизация инвестиционной деятельности с целью получения максимальной отдачи от инвестиций в сочетании с минимизацией рисков,

реализация стратегических целей развития предприятия,

формирование долгосрочной структуры капитала,

расширение производства,

повышение рыночной стоимости предприятия,

повышение финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия в процессе инвестирования,

решение задач социального развития персонала,

и т.д. [13]

Приближенно к производственной деятельности роль инвестиций заключается в следующих результатах, которых они позволяют достичь:

повышению производительности труда за счет повышения его обеспеченности капитальными ресурсами,

модернизация процесса производства,

снижение производственных затрат,

создание новых рабочих мест,

осуществление текущего ремонта. [9]

Особенностями инвестиционной деятельности предприятия следующие: меньшая зависимость от отраслевых особенностей по сравнению с производственной деятельностью, неравномерность инвестиций в зависимости от развития компании, наличие лага при получении результата текущих действий, рисковость инвестиционной деятельности [13].

Это позволяет говорить о том, что инвестиционная стратегия является одной из ключевых стратегий в контексте основной стратегии развития предприятия.

Инвестиционная стратегия может быть охарактеризована следующим образом:

комплексность в формировании направлений развития инвестиционной деятельности предприятия в контексте формирования и использования инвестиционных ресурсов предприятия,

формирование инвестиционных целей долгосрочного развития предприятия,

учет изменяющихся условий внешней среды инвестиционного развития и предложение адекватных реакций на эти изменения. [12]

Особенности стратегии заключаются в том, что она является основной для разработки инвестиционных проектов, отдельных направлений инвестирования, стратегия может корректироваться в процессе появления новой информации, стратегия устанавливает общие направления реализации инвестиционных ресурсов предприятия.

Основные направления инвестиционной стратегии: инвестиции на поддержание простого воспроизводства; инвестиции в капитальное строительство; финансирование прироста оборотных средств; инвестирование в инновационные разработки и НИОКР; инвестиции, направленные на поглощение, слияние, интеграцию. [15]

Роль инвестиционной стратегии, таким образом, заключается в разработке основных методических рекомендаций по осуществлению инвестиционной деятельности предприятия на основе комплексного анализа существующих возможностей инвестирования на предприятии и перспективных направлений для их реализации. экономическая эффективность инвестиционной стратегии должна осуществляться с использованием расчетов прогнозных показателей инвестиционной деятельности на основе заданных целевых нормативов, установленных с учетом уровня развития компании.

Этапы разработки инвестиционной стратегии:

определение периода действия стратегии,

оценка факторов внешней среды осуществления инвестиционной стратегии,

оценка предприятия с выделением негативных и позитивных факторов его деятельности, определяющих особенности инвестирования,

формирование стратегических целей инвестиционной деятельности,

выбор стратегических направлений и форм инвестирования на основе анализа стратегических альтернатив,

определение возможных источников формирования инвестиционных ресурсов и определение путей их привлечения,

разработка инвестиционной политики на основе инвестиционной стратегии,

формирование системы мероприятий реализации инвестиционной стратегии,

разработка системы критериев оценки результативности стратегии [12].

Глава 2. Инвестиционная деятельность в ОАО «РЖД»

.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «РЖД»

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») представляет собой транспортную компанию, функционирующую в сфере железнодорожных перевозок (грузовых и пассажирских), которая была создана 01.10.2003 г. согласно постановлению Правительства РФ от 18.09.2003 г. №585 «О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»». С момента создания и по настоящее время единственным акционером общества является его учредитель - Российская Федерация, управление обществом от лица которого осуществляется правительством РФ.

Миссия компании заключается в удовлетворении рыночного спроса на железнодорожные перевозки, а также в повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в евро-азиатскую транспортную систему. Главная цель общества - обеспечение потребностей в железнодорожных перевозках и получение прибыли - достигается путем функционирования общества в следующих сферах:

пассажирские перевозки (в дальнем и пригородном сообщении),

грузовые перевозки,

строительство инфраструктурных объектов,

ремонт подвижного состава,

предоставление услуг частным перевозочным компаниям: услуги инфраструктуры, услуги локомотивной тяги и др.

НИОКР,

услуги социальной сферы.

Общество можно рассматривать как совокупность его филиалов и представительств в сочетании с сетью дочерних и зависимых обществ, создаваемых в ходе реформирования железнодорожного транспорта в РФ (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Организационная структура ОАО «РЖД» [10]

Управления обществом осуществляется общим собранием акционеров, функцию которого исполняет в силу особенностей акционерного капитала общества Правительство РФ, советом директоров, президентом общества, а также правлением общества. контроль за деятельностью общества осуществляется ревизионной комиссией.

В настоящее время компания представляет собой естественного монополиста в сфере железнодорожных перевозок, незначительную конкуренцию в отдельных сегментах рынка ей составляют частные перевозчики, которые предлагают услуги, прежде всего, в высокоприбыльных сегментах. Их возникновение стало возможно благодаря исключению вагонной составляющей из тарифов на услуги предоставления инфраструктуры. Частные компании при этом либо используют собственный подвижный состав, либо оперируют арендованным подвижным составом, арендодателем которого выступает ОАО «РЖД», также являющееся основным поставщиком подвижного состава на продажу в лице некоторых из своих дочерних и зависимых обществ.

Отметим, что дочерние и зависимые общества образуются в рамках проводимых реформ путем выделения им части имущества ОАО «РЖД» и их стратегии развития подчинены общей стратегии развития ОАО «РЖД», которая представляет собой Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 г.

Таким образом, можно констатировать ключевую роль ОАО «РЖД» в обеспечении транспортного сообщения страны, а также ее безопасности, обеспечение единства социально-экономического пространства страны в силу стягивания территории (43,3% грузооборота и 31,5% пассажирооборота РФ) и т.д. Кроме того, особенности территориального устройства РФ определяют ОАО «РЖД» как компанию, владеющую одной из крупнейших транспортных систем мира, длина которой составляет около 85,2 тыс. км., из них электрифицировано - 43,3 тыс. км.

Проанализируем финансово-экономические показатели деятельности общества.

Вертикальный и горизонтальный анализ активов и пассивов предприятия (табл. 2.1, 2.2) позволяет судить о том, что в рассматриваемом периоде происходит постоянный рост предприятия (на 8,89% в 2011 г. по сравнению с 2010 г., на 4,72% в 2012 г. по сравнению с 2011 г.), который характеризуется некоторым замедлением в 2012 г. Баланс предприятия на 31.12.2012 г., таким образом, составил 4330803 млн. руб.

Таблица 2.1

Активы ОАО «РЖД» в 2010-2012 гг.

Показатель

Млн. руб.

Структура

Темп роста


2010

2011

2012

2010

2011

2012

2011 / 2010

2012 / 2011

1. Внеоборотные активы









Нематериальные активы

5478

7491

8067

0,14

0,18

0,19

136,75

107,69

Результаты исследований и разработок

2881

2021

2290

0,08

0,05

0,05

70,15

113,31

Основные средства

3031804

3178412

3413676

79,83

76,85

78,82

104,84

107,40

Доходные вложения в материальные ценности

12312

133161

152788

0,32

3,22

3,53

1081,55

114,74

Финансовые вложения

444977

397843

407469

11,72

9,62

9,41

89,41

102,42

Прочие внеоборотные активы

44772

46236

47421

1,18

1,12

1,09

103,27

102,56

Итого по разделу 1

3542224

3765164

4031711

93,26

91,04

93,09

106,29

107,08

2. Оборотные активы









Запасы

65411

76505

77150

1,72

1,85

1,78

116,96

100,84

Дебиторская задолженнсть

109137

85968

81355

2,87

2,08

1,88

78,77

94,63

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)

3234

6426

5002

0,09

0,16

0,12

198,70

77,84

Денежные средства и их эквиваленты

58420

180806

113541

1,54

4,37

2,62

309,49

62,80

Прочие оборотные активы

14168

14196

13980

0,37

0,34

0,32

100,20

98,48

Итого по разделу 2

255799

370434

299092

6,74

8,96

6,91

144,81

80,74

Баланс

3798023

4135598

4330803

100,00

100,00

100,00

108,89

104,72


Активы предприятия представлены, прежде всего, внеоборотными активами, что обусловлено спецификой деятельности предприятия. Их доля в балансе составляет на протяжении всего периода свыше 91% (в 2012 - 93,09%). При этом ключевую роль в их формировании играют основные средства, доля которых составляет 79,83%, 76,85%, 78,82% в 2010, 2011 и 2012 гг. соответственно от общей величины активов. Оборотные активы, доля которых в 2012 году составила 6,91% от общей величины активов, формируются в основном за счет дебиторской задолженности, денежных средств и их эквивалентов и запасов.

Таблица 2.2

Пассивы ОАО «РЖД» в 2010-2012 гг.

Показатель

Млн. руб.

Структура

Темп роста


2010

2011

2012

2010

2011

2012

2011 / 2010

2012 / 2011

Капитал и резервы









Уставный капитал

1698238

1786716

1826877

44,71

43,20

42,18

105,21

102,25

Переоценка внеоборотных активов

1172578

1254630

1251387

30,87

30,34

28,90

107,00

99,74

Добавочный капитал

37177

26877

89981

0,98

0,65

2,08

72,29

334,79

Резервный капитал

8156

12079

12920

0,21

0,30

148,10

106,96

Нераспределенная прибыль (неп. убыток)

248332

281199

303653

6,54

6,80

7,01

113,24

107,99

Итого по разделу 3

3164371

2261501

3481818

83,32

54,68

80,40

71,47

153,96

Долгосрочные обязательства









Заемные средства

261297

263241

359480

6,88

6,37

8,30

100,74

136,56

Отложенные налоговые обязательства

42044

53642

64928

1,11

1,30

1,50

127,59

121,04

Прочие обязательства



3367



0,08



Итого по разделу 4

303341

316883

427775

7,99

7,66

9,88

104,46

134,99

Краткосрочные обязательства









Заемные средства

42826

120692

60167

1,13

2,92

1,39

281,82

49,85

Кредиторская задолженность

256875

299421

312329

6,76

7,24

7,21

116,56

104,31

Доходы будущих периодов

4759

6144

7112

0,13

0,15

0,16

129,10

115,76

Оценочные обязательства

22651

28993

38647

0,60

0,70

0,89

128,00

133,30

Прочие краткосрочные обязательства

3200

1964

2955

0,08

0,05

0,07

61,38

150,46

Итого по разделу 5

330311

457214

421210

8,70

11,06

9,73

138,42

92,13

Баланс

3798023

4135598

4330803

100,0

100,0

100,0

108,89

104,72

Пассивы предприятия сформированы за счет капитала и резервов (80,40% в 2012 г.). В 2011 году, однако, наблюдалось их замещение заемными средствами в структуре пассивов, что связано со снижением их величины (на 28,53%) за счет снижения величины добавочного капитала (на 27,71%). Заемные средства представлены в ОАО «РЖД» в 2012 году в равной степени долгосрочными и краткосрочными. Однако в рассматриваемом периоде в 2012 г. наряду с ростом долгосрочных обязательств наблюдалось снижение краткосрочных обязательств. Это косвенно может свидетельствовать о том, что предприятие расширяет свои производственные фонды, поскольку краткосрочные обязательства чаще всего используются на покрытие текущих расходов, в то время как долгосрочные используются для развития компании.

Показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Результаты деятельности ОАО «РЖД», млрд. руб.


2010

2011

2012

Грузооборот, млрд ткм

2501,8

2704,8

2282,6

Пассажирооборот, млрд пасс.-км

138,9

139,8

144,6

Доходы всего, в т.ч.

1195,1

1288,3

1366,0

Доходы от перевозок, услуг инфраструктуры и локомотивной тяги, в т.ч.

1079,3

1109,1

1206,5

грузовые перевозки

936,2

1003,1

1089,3

предоставление услуг локомотивной тяги

11,8

11,4

12,4

предоставление услуг инфраструктуры

88,4

87,2

96,7

пассажирские перевозки

42,9

7,4

8,1

Доходы от прочих видов деятельности

115,8

179,2

159,5

Расходы всего, в т.ч.

1084,2

1215,5

1298,5

Расходы по перевозкам, услугам инфраструктуры и локомотивной тяге, в т.ч.

986,4

1050,8

1151,5

грузовые перевозки

796,1

933,2

1017,4

предоставление услуг локомотивной тяги

8,8

8,4

9,2

предоставление услуг инфраструктуры

86,2

102,2

118,8

пассажирские перевозки

95,3

7,0

6,2

Расходы по прочим видам деятельности

97,8

164,7

146,9

Прибыль (убыток) всего, в т.ч.

110,9

72,8

67,4

Прибыль (убыток) от перевозок, услуг инфраструктуры и предоставления локомотивной тяги

92,9

58,3

54,9

Прибыль (убыток) от прочих видов деятельности

18,0

14,5

12,5

Прибыль (убыток) до налогообложения

125,9

76,6

66,2

Чистая прибыль

74,8

16,8

14,1


Основная деятельность предприятия представлена перевозками (грузовыми (79,74% от общего объема выручки в 2012 г.) и пассажирскими), которые на протяжении всего рассматриваемого периода демонстрируют постоянный рост, а также предоставлением услуг инфраструктуры и локомотивной тяги, увеличение которых может косвенно свидетельствовать о реализации одной из важнейших целей реформирования железнодорожной отрасли, предусматривающей создание конкуренции в тех сегментах рынка железнодорожных перевозок, в которых это возможно.

Основная деятельность характеризуется получением прибыли, в том числе в 2012 г. и по пассажирским перевозкам, показывающим традиционно убыточные результаты на протяжении практически всего времени существования общества. Прибыль от основной деятельности на протяжении рассматриваемого периода демонстрировала тенденции к снижению: от 92,9 млрд. руб. в 2010 г. до 54,9 млрд. руб. в 2012 г., - соответственно демонстрирует снижение и чистая прибыль общества: от 74,8 млрд. руб. в 2010 г. до 14,1 млрд. руб. в 2012 г.

Производительность труда в 2012 г. составила 1,48 млн. руб. на 1 работающего в организации.

Структура себестоимости ОАО «РЖД» в 2012 г. представлена в следующем виде:

сырье и материалы - 8,54%,

топливо - 6,66%,

энергия - 8,48%,

затраты на оплату труда - 31,62%,

отчисления на социальные нужды - 8,26%,

амортизация основных средств - 14,52%,

прочие затраты - 21,92%.

Выручка от продажи продукции в % к себестоимости составляет 105,9%.

Рассчитаем показатели платежеспособности, рентабельности и финансовой устойчивости общества в 2010-2012 гг. (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Рентабельность, платежеспособность и финансовая устойчивость ОАО «РЖД» в 2010-2012 гг.

Показатель

Формула расчета

31.12.2010

31.12.2011

31.12.2012

Показатели финансовой устойчивости

1

Коэффициент автономии

Собственный капитал / валюта баланса [23]

0,833

0,547

0,804

2

Коэффициент концентрации заемного капитала

Заемный капитал / валюта баланса [23]

0,167

0,453

0,196

3

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала

Заемный капитал / собственный капитал [23]

0,200

0,829

0,244

4

Коэффициент маневренности собственных средств

(собственный капитал + долгосрочные кредиты - внеоборотные активы) / собственный капитал [23]

-0,024

-0,525

-0,035

5

Коэффициент структуры долгосрочных вложений

Долгосрочные пассивы / внеоборотные активы [23]

0,086

0,084

0,106

6

Коэффициент устойчивого финансирования

(Собственный капитал + долгосрочные пассивы) / (внеоборотные активы + оборотные активы) [23]

0,913

0,623

0,903

Показатели платежеспособности

7

Коэффициент абсолютной ликвидности

Денежные средства и их эквиваленты / краткосрочные пассивы [22]

0,177

0,395

0,270

8

Коэффициент текущей ликвидности

Оборотные активы / краткосрочные пассивы [22]

0,774

0,810

0,710

Рентабельность


Рентабельность производства

Чистая прибыль / активы [25]

0,020

0,004

0,003


Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / собственный капитал [25]

0,024

0,007

0,004


Рентабельность продаж

Чистая прибыль / выручка [25]

0,063

0,013

0,010


Анализ показателей автономии, концентрации заемного капитала, соотношения заемного и собственного капитала, структуры долгосрочных вложений, устойчивости финансирования свидетельствуют о достаточно высоком уровне финансовой устойчивости предприятия. При этом поскольку средства предприятия представлены в основном собственным капиталом можно констатировать низкую зависимость общества от заемных средств. Это обстоятельство в частности может рассматриваться как свидетельство о достаточной перспективности использования в качестве внешних источников финансирования инвестиций заемный капитал.

Среди показателей финансовой устойчивости негативную сторону для организации демонстрирует показатель маневренности собственных средств, что, однако, во многом связано со спецификой деятельности организации, которая отражается в отсутствии у предприятия собственных оборотных средств.

Платежеспособность предприятия также достаточно высока, однако в динамике ее показателей (коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициент текущей ликвидности) в рассматриваемом временном периоде сложно выделить какие-либо определенные тенденции, поскольку рост их в 2011 г. по сравнению с 2010 г. сменился в 2012 г. снижением. Тем не менее, снижение показателей ликвидности может рассматриваться как отражение влияния негативных факторов развития компании. Более конкретные выводы на эту тему можно сделать только в случае, анализа более длительного периода или будущих результатов деятельности предприятия.

Рентабельность деятельности ОАО «РЖД» в динамике показателей демонстрирует влияние отрицательных факторов. Прежде всего, это связано с низкой прибыльностью предприятия в связи с тем, что, выполняя функции социального перевозчика, общество осуществляет пассажирские перевозки, выручка от которых едва покрывает затраты на их осуществление. В связи с этим прибыльность по грузовым перевозкам некоторым родов в общей прибыли нивелируется. В целом можно говорить о том, что ОАО «РЖД» развивающаяся компания, которая однако подвержена влиянию некоторых негативных факторов, для снижения которого необходимо в частности проводить посредством грамотной работы в рамках инвестиционной деятельности. В связи с этим важным, представляется рассмотрение перспективных направлений развития ОАО «РЖД».

2.2 Перспективы развития ОАО «РЖД»

Перспективные направления развития ОАО «РЖД» связаны, прежде всего, с проводимыми реформами в отрасли железнодорожных перевозок, определенных целями реализации структурной реформы, содержание этапов которой представлено на рис. 2.2.

Рис. 2.2 Этапы реализации структурной реформы железнодорожного транспорта [11]

Ключевым методом реализации структурной реформы при этом является создание конкуренции в этой отрасли в тех сегментах, в которых она возможна, а именно в сфере непосредственно перевозок с сохранением естественно-монопольного ядра (ОАО «РЖД») в сфере инфраструктурного обеспечения указанных перевозок. Именно предоставление услуг инфраструктуры и локомотивной тяги, а также аренды подвижного состава, таким образом, должно стать основным направлением деятельности ОАО «РЖД». Результаты реформы можно на данный момент косвенно проследить также при анализе финансовых результатов деятельности ОАО «РЖД», в которых данная статья доходов приобретает все больший удельный вес.

Однако, как представляется, исключительно создание конкуренции не позволит достичь целей, поставленных реформой, что в частности определяется спецификой функционирования железнодорожного транспорта РФ. Для ОАО «РЖД» тарифы на перевозки устанавливаются централизовано на государственном уровне, что приводит к их неэффективности в ходе регулирования спроса и предложения на рынке. С одной стороны тарифы по сравнению с частными перевозчиками низкие в отдельных сегментах, при этом выручка в таких сегментах даже при значительных объемах продаж едва покрывает или вовсе не покрывает затраты на их обеспечение. В высокоприбыльных же отраслях частные перевозчики имеют возможность устанавливать более конкурентоспособные тарифы, что позволяет им практически вытеснять ОАО «РЖД» из них. Результатом этого в частности является перекрестное субсидирование низкоприбыльных перевозок высокоприбыльными, что обуславливает невысокие показатели прибыльности ОАО «РЖД» и его низкую конкурентоспособность.

Таким образом, ОАО «РЖД» обеспечивает инфраструктурные потребности экономики страны в ущерб интересам собственного развития.

Указанное направление реформирования железнодорожной отрасли в целом соответствует европейской модели, которая недостаточно адаптирована для российской действительности. Другие же модели (американская - несколько параллельных компаний - региональных перевозчиков, модель с созданием локальных зон конкуренции перевозчиков [39]) практически не использованы в модели российских реформ.

Эти обстоятельства в частности снижают возможности повышения эффективности железнодорожного транспорта за счет снижения привлекательности данной отрасли для частных инвесторов. Это связано в том числе с высокими сроками окупаемости проектов (более 15 лет [39]).

Данная реформа в свою очередь определена целями реализации стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г., принятой в июне 2008 г. решением Правительства РФ, согласно которой ОАО «РЖД» является системообразующей компанией железнодорожной отрасли. Основная идея стратегии заключается в переходе отрасли на инновационный путь развития.

Развитие сети железных дорог должно по рассматриваемой стратегии происходить в соответствии со следующим планом (рис. 2.3, 2.4).

Рис. 2.3 Топология развития железнодорожных сетей [31]

Данная стратегия построена с учетом того, что инновационность развития железнодорожного транспорта в силу специфики его функционирования может стать проводником, обеспечивающем мультипликационный эффект развития инновационного развития в других отраслях экономики.

Рис. 2.4 Скоростное и высокоскоростное пассажирское движение [31]

В стратегии помимо строительства новых железнодорожных линий и модернизации инфраструктуры предполагается также количественное и качественное обновление подвижного состава, модернизация инфраструктуры, повышение качества перевозочных услуг, их эффективности и безопасности.

Реализация стратегии должна обеспечить: повышение эффективности железнодорожного транс порта, интеграцию российской сети железных дорог в евроазиатскую сеть, повышение конкурентоспособности российской экономики, а также привлекательность железнодорожной отрасли для вложения частных инвестиций.

Для ОАО «РЖД» в этом контексте перспективными являются следующие направления:

переход на инновационное развитие,

укрепление рыночных позиций,

развитие кадрового потенциала,

формирование источников развития холдинга «РЖД» для обеспечения потребностей в перевозках.

Основные направления инновационного развития ОАО «РЖД» определены в «Белой книге ОАО «РЖД»» [3] и включают следующие:

транспортная логистика и система управления процессом перевозок,

инфраструктурное направление,

направление совершенствования подвижного состава,

повышение безопасности железнодорожных перевозок,

формирование высокоскоростного движения и соответствующей ему инфраструктуры,

управление качеством,

повышение экономической эффективности основной деятельности,

охрана окружающей среды,

системы технического регулирования,

внедрение современных технологий связи (спутниковых, геоинформационных и т.д.).

Все заявленные направления требуют значительных инвестиционных вложений, что обуславливает необходимость анализа инвестиционной стратегии ОАО «РЖД» в контексте, прежде всего, формирования источников инвестиций.

2.3 Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» в контексте основных целей развития компании

Инвестиционная стратегия ОАО «РЖД» как уже отмечалось выше, базируется на положениях инновационной стратегии («Белая книга ОАО «РЖД») и стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 г. И именно на обеспечение достижения целей, поставленных в указанных стратегических документах, направлена реализация инвестиционной деятельности ОАО «РЖД».

Цели инвестиционной деятельности ОАО «РЖД», таким образом, были уже отмечены ранее. Задачи на краткосрочную перспективу определены инвестиционной программой ОАО «РЖД» и включают:

количественное и качественное обновление подвижного состава ОАО «РЖД», инвестиционный стратегия источник инвестор

повышение качества обеспечивающей инфраструктуры железных дорог за счет внедрение в ее систему ее эксплуатации возможностей для пропуска высокоскоростных пассажирских и тяжеловесных грузовых поездов, а также поездов с новыми габаритами,

ликвидация «узких мест» по основным перевозочным направлениям за счет строительства параллельных линий, развития системы станций, модернизации обеспечивающей перевозки инфраструктуры,

обеспечение надежности и безопасности процесса перевозок в ходе эксплуатации железнодорожной инфраструктуры за счет снижения износа основных средств, повышения надежности работы оборудования различных типов, используемого в перевозочном процессе и приведение их в соответствие современным требованиям.

Структура капитальных вложений по основным направлениям представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Структура капитальных вложений ОАО "РЖД" по направлениям инвестирования (млн. рублей без НДС)

Наименование проекта

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.


факт

план

Всего, в том числе:

26580,9

31 386,8

395406,0

479 409,8

411435,2

Проекты, связанные с выполнением поручений Правительства РФ

47 793,3

89 198,4

72 586,3

73 390,2

40 042,5

Развитие ж.д. инфраструктуры для обеспечения транспортного обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г.



4 005,9

7 468,1

1 347,4

Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое

40 000,1

73 112,1

55 054,8

57 954,8

32 840,7

Развитие инфраструкутры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр

7 793,2

15 438,1

8 747,4

6 507,3

5 854,4

"Собственные" проекты ОАО "РЖД":

217 787,1

228 188,5

322819,6

406 019,6

371392,8

Обеспечение безопасности на ж.д. транспорте

35 067,4

53 016,4

75 612,3

65 698,7

51 507,7

Снятие инфраструктурных ограничений в регионах России

91 899,2

99 634,7

141839,8

178 464,3

142986,1

Повышение транспортной доступности для населения страны, в т.ч.:

9 571,9

9 235,0

19 918,6

36 323,0

45 996,8

Развитие Московского транспортного узла

190,5

1 381,8

3 991,6

14 614,9

31 354,7

Модернизация инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса

5 084,0

3 966,9

8 208,4

10 978,1

7 800,0

Внедрение автоматизированной системы контроля и учёта пассажиров

355,5

413,3

451,4

502,1

300,0

Реконструкция вокзального комплекса дальнего сообщения

3 312,1

3 468,8

6 165,5

10 228,0

6 542,1

Обновление подвижного состава, в т.ч.:

66 904,6

50 335,5

66 441,8

75 356,9

112326,5

Тяговый подвижной состав

26 398,9

34 878,5

50 843,1

61 850,5

84 672,1

Грузовой подвижной состав

4 189,3

91,0

231,5

240,6

300,0

Пассажирский и грузовой подвижной состав (выкуп лизингового имущества)


87,4

3 212,3

635,1

800,7

Моторвагонный подвижной состав

9 871,2

10 962,5

11 674,8

12 630,7

26 553,7

Прочие проекты

14 344,0

15 967,0

19 007,1

50 176,7

18 575,7


Таким образом, инвестиционный бюджет ОАО «РЖД» составляет в 2013 году 411,4 млрд. руб., что в целом соответствует тенденции по повышению инвестиционных вложений, однако в 2012 г. по данным оперативного выполнения этот показатель значительно превышает показатели существовавшей ранее тенденции. Этого удалось достичь за счет дополнения утвержденного бюджета советом директоров общества на этот год (428,4 млрд. руб.) на 12,4% (53,2 млрд. руб.).

Рассмотрим мероприятия по основным блокам инвестирования:

исполнение поручений Правительства РФ: развитие инфраструктуры для обеспечения обслуживания XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г., усиление инфраструктуры линии Туапсе-Адлер, развитие инфраструктуры в целях подготовки и проведения Олимпийских игр, совмещенная (автомобильная и железнодорожная) дорога Адлер - «Альпика-Сервис»,

обеспечение безопасности: обновление объектов терминально-складского комплекса, обеспечение безопасности жизнедеятельности и технологической устойчивости производства, реконструкция технологических и коммунальных объектов, обеспечение пожарной безопасности,

снятие инфраструктурных ограничений: реконструкция участков Мга-Гатчина-Веймарн-Ивангород и ж.д. подходов к портам на южном берегу Финского залива, М.Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла, Тобольск-Сургут, Карымская-Забайкальск и т.д., организация скоростного пассажирского движения Санкт-Петербург-Бусловская,

повышение транспортной доступности: обновление фондов основных средств, развитие инфраструктуры Московского транспортного узла,

прочие проекты: акции сторонних организаций, формирование уставных капиталов дочерних обществ, социальное развитие, ресурсосберегающие технологии, энергосбережение.

Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2013 г., таким образом, характеризуется направленностью на решение задач развития экономики страны и подготовки к олимпийским играм 2014 г. в Сочи, приоритетностью проектов, определенную с этих позиций, а не с позиций прибыльности, высокой капиталоемкостью проектов, участием государства в финансировании инвестиций.

Важно отметить, что несмотря на заявленную подчиненность инвестиционной стратегии задачам, поставленным правительством, в этом направлении существуют достаточно серьезная критика [32].

Система управления инвестиционной деятельностью ОАО «РЖД» базируется на внутренних нормативно-методических документах, к числу которых относятся, например, «Положение об управлении инвестиционной деятельностью», «Регламент управления инвестиционной деятельностью», шаблоны заявок и форм. Система предусматривает автоматизированное управление инвестиционной деятельностью с использованием прикладной программы «АСУ-Инвест», в которой выделены три основных функциональных модуля:

модуль создания программы,

модуль контроля выполнения проектов,

модуль постинвестиционного мониторинга. [26]

Глава 3. Источники привлечения инвестиций ОАО «РЖД» и пути совершенствования инвестиционной деятельности

.1 Сравнительный анализ источников привлечения инвестиций ОАО «РЖД»

Проведенный анализ инвестиционной деятельности ОАО «Российские железные дороги» позволяет выделить следующие категории инвестиций общества (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Классификация инвестиций железнодорожного транспорта

Признак классификации

Характеристика инвестиций

По форме вложения

Денежные

Натуральные

По уровню инвестора

Федеральные

Региональные

Местной администрации

Предприятий и организаций

Частные

По источникам финансирования

Бюджетные

Собственные

Привлеченные

Заемные

По системному признаку

Прямые

Сопутствующие

Сопряженные

Прочие

По сфере вложений

Производственные

Непроизводственные

По воспроизводственной структуре

На новое строительство

Расширение

Реконструкцию

Техническое перевооружение

По технологической структуре

Строительно-монтажные работы

Оборудование

Инструмент

Инвентарь

Проектно-изыскательские работы

Прочие

По видам объекта инвестирования

Железные дороги

Производственные объекты

Жилье

Непроизводственные объекты

Прочие объекты

По сложности природных условий

Благоприятные

Менее благоприятные

Неблагоприятные

Особо неблагоприятные


Все указанные виды инвестиций применяются для того, чтобы повысить эффективность работы ОАО «РЖД» в рамках реализации целей стратегического развития железнодорожного транспорта РФ. В свою очередь в Стратегии, уже рассмотренной ранее, присутствуют прогнозные данные по финансированию инвестиционных проектов, в том числе и в разрезе источников финансирования по минимальному и максимальному варианту реализации стратегии (рис. 3.1, 3.2).

Рис. 3.1 Источники финансирования инвестиционных проектов по минимальному варианту Стратегии [31]

Рис. 3.2 Источники финансирования инвестиционных проектов по максимальному варианту Стратегии [31]

Среди источников финансирования проектов, таким образом, можно выделить средства бюджетов (Федерального и региональных), а также средства частных инвесторов, в которые на ряду с ОАО «РЖД», чья доля среди всех инвесторов по прогнозам максимальна (59,9% по минимальному варианту стратегии и 55,8% по максимальному варианту), отмечены также другие частные инвесторы. При этом возможности привлечения частного инвестиционного капитала предусмотрены лишь для ряда проектов (рис. 3.3).

Рис. 3.3 Источники финансирования инвестиций по проектам

Прежде всего, внешние источники финансирования ориентированы на использование средств бюджетов федерального и регионального уровня, а также средств ОАО «РЖД». Участие частных инвесторов предполагается в рамках инвестирования проектов для линий следующих типов: грузообразующие, технологические и высокоскоростные. При этом ориентация идет, прежде всего, на конечных пользователей указанных линий.

Таким образом, объекты социального и стратегического значения инвестируются за счет внешних средств, полученных от бюджетов различных уровней. Средства крупнейших компаний используются на осуществление проектов, ориентированных на расширение сети железных дорог и их эффективности по направлениям, которые они могут использовать в своей деятельности (например, для развития станций примыкания для повышения грузооборота и присоединением путей промышленных предприятий к общей сети используются средства таким компаний как ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ООО «Петро-Гранит», ОАО «Михайловский ГОК», ЗАО «Калужский научно-производственный электрометаллургический завод» и других [14]). Данное направление достаточно перспективно для использования. В частности по причине того, что крупнейшие промышленные предприятия имеют в своей собственности часть железнодорожной инфраструктуры, необходимой им в основной деятельности, соединение же ее с общей железнодорожной сетью страны позволит повысить их эффективность, что делает подобные проекты целесообразными для частных инвесторов, а также повысит величину грузооборота и эффективность работы ОАО «РЖД» с такими компаниями, что определяет важность реализации таких проектов в рамках стратегии развития холдинга ОАО «РЖД» и сети железных дорог России.

Отметим, что особенности данного распределения во многом, помимо перспективности проекта для того или иного инвестора, определены законодательными ограничениями, связанными с оборотом имущества ОАО «РЖД». Таким образом, инвестиции по направлениям проектов среди всех инвесторов распределяются следующим образом (табл. 3.2).

Таблица 3.2

Распределение источников инвестиций в разрезе направлений реализации проектов, % [31]

Категория линий

Федеральный бюджет

Региональные бюджеты

Частные инвестиции

Средства холдинга «РЖД»

Строительство новых железнодорожных линий

65,8

9,2

22,7

2,3

Стратегические

100

-

-

-

Социально-значимые

70

30

-

-

Грузообразующие

50

-

50

-

Технологические

50

5

35

10

Высокоскоростные магистрали

50

25

25


Развитие существующих объектов железнодорожного транспорта

3,2



96,8

Модернизация существующих объектов железнодорожного транспорта




100

Развитие пропускных способностей существующей инфраструктуры (строительство дополнительных главных путей)

18



82

Обновление подвижного состава


2,7

27,9

69,4

Локомотивы



15

85

Грузовые вагоны



50

50

Пассажирские вагоны



15

85

Моторвагонный подвижной состав


50


50

Итого

24,1

4,3

18,9

52,7


Отметим, что операторы и собственники подвижного состава, помимо уже указанных промышленных предприятий и ОАО «РЖД», осуществляющие предоставление услуг по перевозкам пассажиров и грузов по сети железных дорог России также инвестируют, ориентируясь, прежде всего, на развитие парка подвижного состава. В данном случае они не рассматриваются в виду ограниченности объекта исследования холдингом ОАО «РЖД».

Рис. 3.4 Распределение источников инвестиций в 2010-2015 гг., млрд. руб.

На более краткосрочную перспективу инвестирование за счет различных источников представлено в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы» (рис. 3.4).

При этом помимо собственных средств и средств бюджетов предусматривается использование заемных средств (рис. 3.5).

Рис. 3.5 Планируемая динамика структуры источников финансирования инновационного развития ОАО «РЖД»

При этом структура заемных средств ОАО «РЖД» (табл. 3.3) позволяет сделать вывод об использовании в инвестиционной деятельности, прежде всего, путем размещения облигаций, которые размещаются и торгуются на бирже ММВБ-РТС и Ирландской фондовой бирже.

Таблица 3.3

Динамика заемных средств (займы и облигации) ОАО «РЖД» по срокам привлечения (в среднем за год), млн. руб.

год

Займы, в том числе:

Кратко-срочные

Долго-срочные

Облигации, в том числе:

краткосрочные

долгосрочные

Всего:

2004

12065

12065

-

6029,9

2008,7

4021,2

18095

2005

24023

15319

8704,1

22637

2008,7

20629

46660

2006

25412

8370,7

17041

38363

7027,3

31335

63774

2007

33099

18802

14297

36486

7027,3

29459

69585

2008

133191

94053

39138

55088

7160,3

47928

188279

2009

164150

82736

81414

148357

15857

132500

312508

2010

110830

15871

94960

204952

20717

184235

315783

В ср. за год

71824

35317

36508

73131

8829,6

64301

144955

ОАО «РЖД» в качестве источников заемного капитала для финансирования инвестиций используют помимо облигаций и банковских займов также синдицированные кредиты и проектное финансирование.

3.2 Достоинства и недостатки работы ОАО «РЖД» с внешними инвесторами

Проведенный анализ показал, что для реализации инвестиционных проектов холдинга ОАО «РЖД» необходимо в силу их масштабности, капиталоемкости и стратегического значения использовать внешние источники финансирования, к которым наряду со средствами федерального и местных бюджетов можно отнести средства частных инвесторов.

Среди положительных моментов работы ОАО «РЖД» можно отметить то, что компания ориентируется на встраивание приоритетных проектов для частного инвестирования в собственную стратегию развития. При этом компания ориентируется на использование их средств даже в областях, в которых существуют законодательные ограничения на оборот имущества, за счет использования целевых займов, возможностей последующей аренды на конкурсных условиях, инвестиционного кредитования, лизинга, подряда с возможностью отсрочкой платежа и т.д.

Кроме того, можно отметить в качестве положительных моментов использование обязательной паспортизации проектов инвестиционной деятельности с оценкой целевых показателей эффективности [30].

«Регламент взаимодействия участников инвестиционного процесса по формированию инвестиционной программы ОАО «РЖД»» достаточно полно отражает процесс привлечения внешних инвестиций в проекты общества, однако практически не рассматривает стадию реализации проекта. Данное обстоятельство можно отнести к недостаткам существующей системы управления инвестиционной деятельностью компании.

В ходе работы ОАО «РЖД» с внешними источниками инвестиций, представленными средствами бюджетов различных уровней, можно говорить о достаточной их эффективности. Основные же нерешенные проблемы, как представляется, относятся к привлечению средств частных инвесторов, а также в работе компании с источниками заемного капитала.

Можно отметить следующие проблемные области:

высокая капиталоемкость и длительная окупаемость проектов,

низкая конкурентоспособность инвестиционных проектов ОАО «РЖД» по сравнению с другими проектами в отраслях, не связанных с осуществлением железнодорожных перевозок, прежде всего, за счет низкого уровня получаемых инвестором дивидендов,

высокие барьеры входа на рынок железнодорожных перевозок экономического и технологического характера, в частности высокие невозвратные инвестиции, низкая рентабельность бизнеса и т.д.,

неопределенность приоритетных сфер инвестирования и отсутствие дифференциации работы с инвесторами в зависимости от выделенных сфер.

низкая рентабельность собственного капитала компании при использовании заемных средств как источников финансирования инвестиций,

использование инструментария, ориентированного, прежде всего, на биржевое хеджирование заемного кредитного ресурса фьючерсными контрактами,

отсутствие эффективной методики прогнозирования эффективности инвестиционных проектов, связанная с неоднозначностью оценки выгод от инвестиций [30], порождающей ограниченность критериев оценки и, как следствие, возрастание рисков нерентабельности проекта [24],

неопределенность отрасли в виду происходящих проектов реформирования, увеличивающая риски реализации проектов,

низкие тарифы перевозок на железнодорожном транспорте, обеспечивающие его социальную направленность, но не позволяющие повысить его рентабельность,

недостаточная эффективность работы компании с кредитно-финансовыми институтами,

недостаточная проработка механизмов работы с инвесторами в ходе реализации инвестиционного проекта, в связи с чем практически отсутствует реинвестирования со стороны частных инвесторов,

низкая степень свободы компании при работе с инвесторами, обусловленная ее стратегическим значением в экономике страны.

Таким образом, указанные проблемы можно условно разделить на внешние, решение которых полностью компания не может осуществить в виду заданности определенных параметров функционирования, а также на внутренние, решение которых компания может осуществить.

Отметим, что политика компании, ориентирующаяся на совершенствование инвестиционной деятельности, должна быть направлена на максимальное нивелирование негативных факторов влияния внешних проблем и устранение внутренних проблем.

3.3 Пути совершенствования инвестиционной политики ОАО «РЖД» при работе с внешними инвесторами

Можно предложить следующие направления развития инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» в рамках взаимодействия с внешними источниками привлечения инвестиций.

Комплексный анализ всех аспектов деятельности компании с последующим выделением наиболее перспективных направлений для внешнего инвестирования и разработка путей работы с частными инвесторами, ориентированных на учет особенностей той или иной сферы деятельности. Например, для привлечения частных инвестиций в увеличение пропускной способности путей должно быть ориентировано на привлечение средств крупнейших пользователей этих путей. Инвестирование же в проекты развития подвижного состава должно максимально учитывать возможности использования средств частных перевозчиков. В каждой из выделенных областей также необходимо ориентироваться на законодательные ограничения, которые в силу масштабности деятельности компании различны в отдельных ее сегментах в части определения ограничений на передачу имущества, на стандарты качества и безопасности и т.д.

В частности этому может способствовать выделение из компетенций ОАО «РЖД» неосновной деятельности, в которых в помимо всего указанного, более низкие риски, в виду из меньшей затронутости проводимыми реформами железнодорожного транспорта.

Использование государственно-частного партнерства не только при инвестиционной деятельности в связке ОАО «РЖД» - РФ, но и в связках РФ - ОАО «РЖД» - частные инвесторы, в которых ОАО «РЖД» помимо функций одного из партнеров может осуществлять функции координатора отношений других участников.

Похожие работы на - Сравнительный анализ внешних источников привлечения инвестиций в деятельность ОАО 'РЖД'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!