Способы и этапы проведения подрядных торгов в строительстве

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,07 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Способы и этапы проведения подрядных торгов в строительстве

Содержание

Введение

Глава 1. Строительство, как объект развития рыночных механизмов подрядных торгов

.1 Роль и место отрасли строительства в национальной экономике

1.2 Инвестиционная строительная сфера и ее основные участники

.3 Сущность подрядных торгов и их структура

.4 Технология проведения подрядных торгов

Глава 2. Виды подрядных торгов

.1 Способы проведения торгов

Глава 3. Организационная схема проведения подрядных торгов

.1 Этапы проведения торгов

.2 Технология проведения подрядных работ

.3 Совершенствование системы торгов

Заключение

Список литературы

Введение

Важнейшим инструментом создания конкурентной среды является конкурсная система размещения заказов на работы, услуги и поставки. В странах с развитой рыночной экономикой, в том числе и в России, конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд является обязательным условием размещения заказов.

Основу обеспечения конкуренции в строительстве составляют подрядные торги, которые можно определить как форму размещения заказов на строительство, предусматривающую выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на основе состязательной процедуры. Таким образом, сущность подрядных торгов заключается в том, что они представляют собой способ обеспечения высокой эффективности реализации ИСП за счет создания и поддержания конкуренции на рынках строительных работ, услуг и товаров. При этом проведении подрядных торгов в большинстве развитых стран мира регулируются законодательством, а также нормативными строительными сообществами, крупными частными игроками строительного рынка. Важнейшим условием организации подрядных торгов является их обязательное документальное и процедурное оформление.

В экономической системе региона государственный строительный заказ выполняет ряд важнейших функций, способствуя активному взаимодействию между государственными структурами региона и организациями инвестиционно-строительного комплекса, установлению долгосрочных взаимоотношений. К основным из этих функций относятся производственно-потребительская, стимулирующая, контрольно-учетная, функция ценового регулирования, а также стратегическая функция.

Глава 1. Строительство, как объект развития рыночных механизмов подрядных торгов

1.1 Роль и место отрасли строительства в национальной экономике

Строительство - ведущая отрасль народного хозяйства России, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной сферы. От эффективности функционирования строительного комплекса во многом зависят как темпы выхода из кризиса, так и конкурентоспособность отечественной экономики. Этим и определяется значимость выбора объективных характеристик его состояния.

Строительный комплекс сегодня - достаточно раздробленное, не управляемое из единого или нескольких центров множество самостоятельно хозяйствующих субъектов, обладающих своими специфическими особенностями и не связанные с системными целями. В рамках недостаточно развитого строительного рынка, при отсутствии нормальной конкуренции, когда подавляющая часть строительных подрядов получается, минуя тендеры (торги), не происходит никакого естественного при совершенной конкуренции выравнивания условий функционирования и общественных требований к подрядчикам. Это определяет существенные как региональные, так и внутрирегиональные различия в уровнях цен, обязательствах сторон и других факторов.

По объему производимой продукции и количеству занятых людских ресурсов на строительную отрасль приходится примерно десятая часть экономики страны. В строительной отрасли действуют около 70 тысяч строительно-монтажных организаций. Перестроечные процессы в экономике страны и разгосударствление крупных государственных и монтажных трестов привели к резкому увеличению числа малых строительных и монтажных организаций различных форм собственности. Одновременно с образованием малых строительных организаций произошло сокращение численности работающих в этих организациях. В целом по стране с учетом строительных и монтажных организаций государственного сектора число занятых составляет примерно 10% от общей численности трудоспособного населения.

1.2 Инвестиционная строительная сфера и ее основные участники

Главные субъекты инвестиционной деятельности в строительстве являются:

·инвестор(основная задача: идея и финансирование)

·заказчик

·застройщик

·проектная организация

·генеральный субподрядчик

·субподрядная организация

Инвестор принимает решение о вложении собственных и заёмных финансовых средств в строительство объекта. Инвесторы имеют юридические права на полное распоряжение ресурсами инвестиций.

Генеральный подрядчик - строительно-монтажная организация, которая полностью отвечает перед заказчиком за возведение объекта в соответствии с условиями договора, СниПами, проектно-сметной документацией.

Субподрядчик - выполняет отделочно-монтажные или пуско-монтажные работы, не входящие в состав общестроительных работ. Субподрядчика выбирает заказчик или инвестор.

1.3 Сущность подрядных торгов и их структура

Тендер - конкурсная форма проведения подрядных торгов, представляет собой соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерных документациях.

Проведение тендера в строительстве означает внедрение конкуренции в инвестиционно-строительной сфере.

В России тендеры, проводимые в строительстве назначаются подрядными торгами. Подрядные торги - форма размещения заказов на строительство объектов, предусматривающая выбор генподрядчика для выполнения СМР или оказания услуг на основе конкурса. Подрядные торги могут проводится при размещении заказов на:

строительство предприятий жилых и общественных зданий, сооружений, как производственного, так и непроизводственного назначения;

на выполнение проектных, инженерно-изыскательских, конструкторских, монтажных, пуско-наладочных и специальных работ;

на поставку комплексного технологического оборудования;

на управление проекта;

на подбор персонала;

объект торгов - строительный объект;

предмет торгов - конкретные виды СМР и услуг;

Оферент - лицо, от имени которого предоставлена заявка. Участниками торгов являются юридические лица, подтвердившие своё право участвовать в торгах.

Основными видами подрядных торгов являются торги с предварительной классификацией (без предварительной классификации - чаще). В зависимости от участия иностранных оферентов, торги бывают открытые и закрытые. В зависимости от участия оферентов в процедуре торгов, торги делятся на гласные и негласные. В зависимости от того, в который раз назначаются торги, бывают первичные и повторные. Запрещается участвовать в торгах предприятиям, имеющим финансовую зависимость друг от друга.

Участники торгов:

·Заказчик.

·Организатор торгов.

·Тендерный комитет.

·Претенденты.

·Оференты.

При проведении торгов, заказчик осуществляет следующие функции:

Принимает решение о проведении подрядных торгов и издаёт документы по своему предприятию, определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора торгов; издаёт документ и заключает договор с ним. Контролирует работу организатора торгов и имеет своего представителя в тендерном комитете, устанавливает окончательные условия контракта, и заключает его с победителем торгов. Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами и квалификацией.

Организатором торгов может быть специализированное предприятие либо индивидуальное предприятие.

Функции организатора торгов:

·Подготавливает документы для объявления торгов

·Публикует объявления или рассылает приглашения

·Формирует тендерный комитет из экспертов

·Контролирует его деятельность и утверждает результаты торгов

·Рассматривает апелляции на решение тендерного комитета

·Распускает тендерный комитет

·Несёт все расходы по подготовке и проведению торгов

Состав тендерного комитета определяется заказчиком. К работе тендерного комитета могут привлекаться высококвалифицированные специалисты - представитель проектных, научно-исследовательских, инженерно - изыскательских и других организаций. С каждым из них организатор торгов заключает контракт, условия которого не разглашаются.

Функции тендерного комитета:

·Производит предварительную квалификацию претендентов

·Организует разработку и распространение тендерной документации и проводит ознакомление претендентов с этой документацией

·Обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт

·Публикует в СМИ отчёт о результатах торгов

Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих полномочий научно-исследовательской или инженерно-консалтинговой компании.

Статус претендента присваивается юридическому или физическому лицу с момента их обращения в тендерный комитет.

Порядок, состав и другие условия подготовки тендерной документации определяет тендерный комитет в соответствии с поручением заказчика либо организатора торгов. Тендерная документация передаётся в комплекте по официальному запросу претендента за плату.

Тендерная документация состоит из разделов:

·Общие сведения об объекте, строительстве и предмете торгов

·Проектная документация

·Требования по составу документации оферты

·Инструкция оферентам

·Условия и порядок проведения торгов

·Проект контракта.

В первом разделе приводятся наименование, адрес, описание объекта и предмета торгов, даты и сроки выполнения работ, наименование заказчика и организатора торгов, условия и порядок посещения стройплощадки. Во втором разделе приводятся чертежи, разрезы, схемы, графики, ведомости объёмов работ, особые ТУ и стартовая цена объекта. Для участия в торгах претендент должен предоставить следующие документы:

·Заявку на участие в подрядных торгах

·Временное поручительство в форме гарантий банка

·Копию платежки, подтверждающей внесение первого задатка

·Расчёт цены предмета торгов с указанием порядка исчисления и распределения по основным фондам работ

·Пояснительная записка с приложением необходимой экономической, техническое и технологической документации

В разделе «Иностранного оферента» отражаются:

·Информация и требования по условиям разработки оферт, информация о тарифах, налогах, штрафах, сборах, акциях, таможенных пошлин и т.п.

·Информация об ограничениях, введенных законодательными, исполнительными органами власти, собственниками земли и недвижимости

·Требования по срокам гарантий банков и обязательств победителя торгов

·Требования по структуре контракта цены, порядку ее пересмотра

·Условия, виды и методы внесения платежей, предлагаемые формы оплаты, порядок финансирования и условия кредитования сделки

·Размер, форма, порядок, срок внесения и возврата первого задатка

·Сроки действия оферты, условия и порядок прекращения и продления ее действия

Порядок оформления и доставки оферты:

·Документы должны быть полностью заполнены и предоставлены в нескольких экземплярах

·Документы должны быть опечатаны и вложены в запечатанный конверт

·Способ доставки, фамилия и должность лица, принявшего документ

·Порядок внесения изменений в оферту после ее предоставления в тендерный комитет

Условия и порядок проведения торгов:

·Дата вскрытия конвертов и условия прохождения этого процесса

·Основные критерии оценки оферт и причины отказа от их рассмотрения

·Порядок выборы победителя, порядок утверждения результат торгов

·Условия и порядок внесения второго задатка

·Уведомление о том, какой документ подписывается победителем торгов

·Порядок извещения оферентов о результатах закрытых торгов

·Порядок проведения переговоров с победителем торгов

Оферты принимаются в двойных конвертах. Во внешнем конверте содержится заявка на участие в торгах, копия платежки, подтверждающая внесение задатка. Во внутреннем конверте находится сама оферта. Он должен быть запечатан на момент подачи оферты. Во внутреннем конверте содержится цена контракта в разбивке по видам основных СМР, особенные технические и технологические особенности решений, необходимые экономические расчеты и сроки окончания работ, чтобы разработать офертную документацию, строительной организации необходимо иметь: проектно-сметную документацию, грамотных опытных специалистов, которые имеют опыт аналогичных строек.

Оференту, предоставившему оферту, выдается расписка. Оферты хранятся в специальном сейфе вместе с книгой регистрации под ответственностью организатора торгов.

Подрядные торги на объекты, расположенные на территории Российской Федерации, проводятся по месту нахождения организатора торгов. Они проводятся в день, час и месте, которые были официально объявлены. В день проведения проверяется сохранность конвертов. Вскрытие конвертов производится тендерной комиссией в присутствии экспертов и иных специалистов без права голоса.

Тендерный комитет проверяет соответствие предоставленных оферт требованиям. Тендерный комитет выбирает победителя торгов оферта, у которого были наиболее достойные предложения.

Решение тендерного комитета о выборе победителя торгов в Российской Федерации принимается большинством голосов от числа членов тендерного комитета, присутствовавших на заседании. В случае равенства голосов принимается решение, за которое проголосовал председатель тендерного комитета. Решение оформляется протоколом. Тендерный комитет может принять решение о закрытии торгов без объявления победителя, также, если победителем была принята очень низкая цена - это приводит к повторным торгам.

Критерии определения победителя:

·Опыт работы данной организации по строительству аналогичных проектов

·Наличие материальной базы у генподрядчика

·Квалификация ответственных специалистов и количество рабочей силы

·Оснащенность стройорганизации техникой, оборудованием, инструментами

·Особенности технического и технологического решения

·Минимальная площадь застройки

·Возможность совместного финансирования объекта

·Снижение сроков строительства

·Минимальная цена строительства

На западе критерии следующие:

·Минимальная цена

·Более сжатые сроки строительства

·Минимальная площадь застройки

·Соблюдение экологических правил

·Качество строительства

.4 Технология проведения подрядных торгов

строительство подрядный торг экономика

Практика показала, что наибольшую опасность представляет как раз заниженные цены контракта на конкурсе по сравнению с объективно необходимыми затратами на выполнение поставки. Подготовка конкурсной заявки - сложный процесс, требующий серьезных затрат времени участника торгов.

В условиях развития новых экономических отношений особенно актуальным становится проблема развития и активизации рыночных механизмов управления капитальным строительством, к которым относится и система подрядных торгов.

Преимущество торгов по сравнению с другими двухсторонними договорами заключается в создании условий конкуренции при размещении заказа на выполнение работ и услуг соответствующего качества и в требуемые сроки, в возможности привлечения нескольких поставщиков и подрядчиков при их ответственности за весь комплекс поставок и услуг.

Таблица 1: «Основные понятия конкурсной процедуры и пояснения к ним.

ПонятияПоясненияКонкурсФорма размещения заказов на выполнение работ (оказание услуг, поставку товаров), предусматривающая выбор исполнителя (поставщика, подрядчика) на основе соревнования представленных участниками торгов, содержащимся в конкурсной документации.Предмет контрактаКонкретные виды работ, услуг или товаров, на выполнение или поставку которых проводятся торги.Объект конкурсаПроизводственный или не производственный объект, к которому относится предмет контракта.ЗаказчикЛицо, которое размещает заказ посредством торгов.Организатор конкурсаЗаказчик или лицо, которому заказчиком поручено проведение торгов.ПретендентЮридическое лицо(индивидуальный предприниматель), решившие принять участие в конкурсе до момента регистрации конкурсной заявки.Участник конкурса (оферент)Лицо, подавшее конкурсную заявку и зарегистрированное как участник торгов.Победитель конкурсаУчастник торгов, чья конкурсная заявка признана выигравшей.Конкурсная комиссия (КК)Коллегиальный рабочий орган, формируемый организатором конкурса для определения победителя торгов. КК также проводит квалификационный отбор, вскрытие конвертов с конкурсными заявками, оценку и сопоставление заявок.

Глава 2. Виды подрядных торгов

.1 Способы проведения торгов

Подрядные торги в строительстве и в городском хозяйстве проводятся на объекты, работы и услуги, включающие строительство новых, расширение, реконструкцию и капитальный ремонт действующих зданий, городских автомобильных дорог, инженерных сооружений, содержание жилищного фонда, транспортных коммуникаций. Торги выступают эффективным способом выбора на конкурсной основе участников инвестиционно-строительной деятельности. Внедрение системы подрядных торгов обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов. Кроме того, в современных условиях хозяйствования, роста конкуренции конкурсное получение подряда является главным условием выживаемости строительной организации и показателем ее конкурентной позиции на рынке строительных работ и услуг.

Подрядные торги - основные понятия, сущность и содержание Переход к рыночным отношениям в инвестиционно-строительной сфере потребовал коренного пересмотра сложившихся отношений участников инвестиционного процесса, принципов формирования и установления обратных связей. При этом возникают проблемы соизмерения спроса и предложения; поведения инвесторов, заказчиков и подрядчиков; развития конкурентных отношений в строительной сфере; воздействия государства на экономическую политику организаций и др. Для решения данных проблем особенно актуальным становится включение рыночных механизмов управления строительным производством и, в частности, развитие системы подрядных торгов. Подрядные торги - это форма размещения заказов на строительство предусматривающая выбор подрядчика для выполнения работ и оказания услуг на конкурсной основе. Система торгов в капитальном строительстве представляет собой способ, при котором заказчики путем одновременного привлечения многих участников (оферентов), материально гарантирующих надлежащее исполнение своих обязательств, стремятся достичь оптимальной цены и других наилучших условий выполнения контракта (договора). Основными преимуществами торгов по сравнению с прямыми двусторонними контрактами выступают: - создание условий конкуренции при размещении заказа на выполнение работ и услуг; - поставка необходимых ресурсов и выполнение работ в требуемые строки; - обеспечение соответствующего качества закупаемых ресурсов, работ, услуг; - возможность привлечения нескольких поставщиков и подрядчиков при их солидарной ответственности за весь комплекс поставок и услуг и др. Практика показала, что внедрение системы торгов подряда обеспечивает повышение качества строительства, снижение его сроков, рациональное использование денежных средств, снижение риска невыполнения договорных обязательств при реализации инвестиционных проектов.

·на строительство объектов для государственных нужд (государств, ассоциированных с Россией, входящих в РФ краев, областей и других

·образований, городов и сельских населенных пунктов);

·для инвестиций за счет различных видов собственности (государственной, общественной, частной, иностранных инвесторов, смешанной).

Могут быть и другие классификации. По виду торги могут быть внутренними и привлечением иностранных участников.

·в зависимости от проведения организатором торгов предварительного отбора претендентов - с предварительным квалификационным отбором и без него;

·в зависимости от участия иностранных оферентов - с привлечением иностранных участников и внутренние;

·в зависимости от степени допуска участников к процедуре торгов и оглашения их результатов - гласные и с ограниченным допуском участников;

·в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету торгов, - первичные и повторные.

В практике размещения заказов для государственных нужд в строительстве и городском хозяйстве применяются следующие виды торгов: открытые с квалификационным отбором, закрытые и двухэтапные.

Частные заказчики могут применять и другие виды торгов, которые могут быть комбинацией указанных выше. Сюда относятся закрытые торги с предварительным квалификационным отбором, торги на серию объектов, торги с условиями на последующие отношения заказчика и подрядчика после окончания работ по данному проекту и другие. Вид торгов определяется так называемой тендерной стратегией, которую заказчик вместе со своим консультантом должен выбрать в самом начале работ по проекту. Далее приведены виды торгов, используемые государственными заказчиками.

Открытые торги предусматривают участие любых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подавших заявку на участие в торгах и отвечающих требованиям положений, регламентирующих организацию закупок продукции для государственных нужд. Оповещение об открытых торгах осуществляется в печатных средствах массовой информации и в специальных изданиях. Количество участников открытых торгов и степени информированности возможных претендентов. Проведение открытых торгов обеспечивает наивысшую гласность и конкуренцию. Однако этому виду торгов присущи два серьезных недостатка: во-первых, высока стоимость организации и проведения таких торгов из-за необходимости рассматривать и оценивать большое количество заявок; во-вторых, в случае, если единственным критерием является минимальная заявленная цена, существует высокий риск получить заявку с наинизшей ценой от организации, которая в силу неопытности или предумышленно неверно оценила стоимость работ.

Глава 3. Организационная схема проведения подрядных торгов

.1 Этапы проведения торгов

Открытые торги с квалификационным отбором предусматривают предварительный отбор претендентов, которым заказчик или (по его поручению), организатор торгов направляет приглашение подать заявку на участие в торгах. На таких торгах рассматриваются заявки только участников, прошедших предварительный квалификационный отбор. При этом важно установить количество претендентов, проходящих во второй тур с представлением конкурсных заявок. С одной стороны, чем больше претендентов, тем выше конкуренция и вероятность наличия заявки с самой низкой, но еще реальной ценой. С другой стороны, необходимо учитывать следующее. Подготовка конкурсных заявок требует существенных затрат от претендента. Организации-подрядчики, проигравшие конкретные торги, не выпадают из строительного или иного рынка. Они получают тот или иной заказ, в который они включают свои накладные расходы на подготовку конкурсной заявки пот тем торгам, которые они проиграли. Мировая практика проведения торгов показывает, что существует оптимальное количество участников, при котором все еще высока конкуренция и связанная с ней вероятность получения конкурсной заявки с самой низкой реальной ценой, а затраты заказчика по торгам еще не так высоки.

Закрытые торги - торги, к участию в которых допускаются только претенденты, специально приглашенные для этой цели, в соответствии со списком, утвержденных заказчиком. При предполагаемой цене контракта менее 2500 размеров минимальной месячной оплаты труда количество участников должно быть не менее трех. Если заявки могут быть получены менее чем от трех участников, они должны быть получены от них всех.

Порядок закупок для государственных нужд накладывает серьезные ограничения на возможность проведения закрытых торгов, отдавая приоритет открытым торгам. Закрытые торги могут проводить в следующих случаях: торг) когда выполнением данного вида работ и услуг занимается ограниченный круг организаций;

б) предполагаемая цена контракта составляет менее 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда;

в) время и расходы, необходимые для рассмотрения большого числа заявок на участие в торгах, значительны по сравнению со стоимостью подряда - по согласованию с Министерством экономики России или с уполномоченным им территориальным органом.

Двухэтапные торги - открытые или закрытые, на первом этапе которых ставится задача определить или уточнить предмет торгов с помощью участников торгов. На втором этапе им дается возможность подготовить окончательную заявку для участия в торгах с указанием стоимости работ, услуг или товаров. В практике зарубежных стран участникам, проигравшим на втором этапе, заказчик имеет право возместить расходы, понесенные при подготовке заявки. Рекомендуемое количество участников на втором этапе торгов - 1-3.

Государственный заказчик вправе возмещать заказы путем проведения двухэтапных торгов в следующих случаях:

а) когда он не имеет возможности составить проектную документацию и технические спецификации работ в полном объеме, а также определить технические характеристики объекта, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение его потребностей. По этой причине ему необходимо:

·привлечь заявки и технико-экономические предложения;

·провести переговоры с претендентами в силу особенностей технических характеристик объектов, строительно-монтажных работ других видов услуг;

в) когда имеются обстоятельства, позволяющие заказчику проводить закрытые торги, если заказчиком установлено, что двухэтапный способ является наилучшим;

г) когда не представлены заявки на участие в объявленных торгах или все заявки отклонены конкурсной комиссией в соответствии с действующим положением.

Торги на серию объектов - на выполнение специального вида объектов или услуг, выполняемых на нескольких объектах одновременно или последовательно (устройство дорожной разметки на сети улиц и др.).

Внутренние торги проводятся в случаях:

·если в выполнении работ в соответствии с законодательством России

·принимают участие только российские организации;

·заказчик считает, что в участии в торгах будут заинтересованы только российские организации.

Торги с привлечением иностранных участников проводятся чаще в случаях:

·когда существует объективная необходимость привлечения иностранных ресурсов, технологий либо целесообразна иностранная конкуренция;

·предполагаемая цена государственного контракта превышает два миллиона установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда.

Все закупки продукции для государственных нужд должны производиться на торгах. Государственный заказчик вправе использовать иные процедуры по размещению заказов на подряд для государственных нужд только в некоторых оговоренных нормативными документами случаях.

Заказчик может размещать заказы на подрядные работы у единственного подрядчика (без проведения торгов):

·при срочной потребности в проведении работ;

·в чрезвычайных обстоятельствах, повлекших срочную потребность выполнения подрядных работ, в связи с чем применение торгов нецелесообразно с учетом затрат времени;

·если работы данного специального вида выполняет только одна организация;

·если заказчик установил, что размещение заказа у единственного подрядчика является наилучшим.

Похожие работы на - Способы и этапы проведения подрядных торгов в строительстве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!