Особенности культуры и мышления эпохи Возрождения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности культуры и мышления эпохи Возрождения

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное БЮДЖЕТНОЕ учреждение

высшего профессионального образования

«Краснодарский государственный университет культуры и искусств»

Факультет рекламы и социально-культурной деятельности

Кафедра рекламы







Тема: особенности культуры и мышления эпохи возрождения

По дисциплине : Философия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Студента_2_курса заочной формы обучения

Специальности РСО

Васильченко А. Н.





Краснодар 2013

Важным этапом развития философской мысли является философия эпохи Возрождения. В ней затронут широкий круг вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса - развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи - некоронованный правитель Флоренции - говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением.

Философия эпохи возрождения (14-16 века) это эпоха философии ране буржуазных революций. Она характеризуется: становлением в странах Западной Европы капиталистических производственных отношений, рождением новых классов (буржуазия и пролетарий). Свобода буржуазного предпринимательства сказывается не только в экономической, но и политической, религиозной, научной, технической, философской и особенно в художественной.

Философия эпохи возрождения антропоцентрична. Человека, а не богу уделяется преимущественное внимание, хотя бог полностью и не отвергается. Мыслители этой эпохи интересует природа человека, его самостоятельность и творчество. Человек трактуется как одухотворенная личность, которая как бы перенимает творческие функции бога. Он не просто творец, а творец и художник одновременно. Возлюбленным сюжетом живописи эпохи возрождения становится богородица с младенцем.

Философия культуры в период Возрождения - поучительный и классический пример проблематичности всякой историко-культурной универсалии. Возрождение было духовным переворотом в конечном счете всемирного значения, который тем не менее отличался уникальностью и произошел в небольшом регионе, преимущественно же в нескольких городах (Флоренция, Рим, Венеция, Неаполь и т.д.). От предшествовавших великих культурных эпох Возрождение разнилось необыкновенной скоротечностью (в Италии - около 1350-1550-х годов, а затем в некоторых западноевропейских странах в конце XV и в XVI веке). Поэтому при его изучении на первый план наглядней выступают расхождения между этапами, направлениями, личностями: не синхронистическое состояние культуры, а ее диахрония, Возрождение как событие. Тем необходимей выяснить сущность „ренессансности", то есть некого специфического внутреннего качества, позволяющего объединить разнородные и подвижные феномены теоретико-историческим понятием, не сводя притом их богатства к схеме, неспособной вместить „неудобные" факты. Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке, когда еще Джорджио Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии.

Это понятие возникло еще и на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации и классической культуры. Историки тех лет полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось к новой жизни в их время. Термин "Возрождение" означал первоначально не столько название всей эпохи, сколько сам момент возникновения нового искусства, который приурочивался обычно к началу XVI века. Лишь позднее это понятие получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, когда в Италии, а затем и в других странах сформировалась и расцвела оппозиционная феодализму культура.

Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Отчетливо просматривается также субъективистски-индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий.

На общем фоне истории отчетливо видны так называемые "переходные эпохи", которые Т. Н. Грановский называл "печальными", полными "трагической красоты". Большинство исследователей отмечают значение этих эпох в наличии и борьбе нисходящей и восходящей тенденций. Эта позиция в понимании "решающих исторических этапов" сформировалась еще на заре христианской цивилизации и была закреплена гуманистической культурой Италии XIV-XVI вв. Именно итальянские гуманисты с культурологической точки зрения увидели и обосновали качественное отличие двух культурных потоков. В рамках новой исторической и культурологической мысли, особенно марксистской, этот подход был обоснован и со стороны экономики, политики, социальной сферы.

"Минуты роковые" самое яркое отражение нашли в концепции "итальянского" и "европейского" Возрождения, сформировавшейся в европейской и отечественной литературе XIX-XX вв. Вплоть до послевоенного времени термин "Возрождение" применялся почти исключительно лишь к эпохе XIV-XVI вв. В истории Европы. Поистине чеканной стала формула "Возрождения": обращение к античному культурному наследию, как бы "возрождение его" (БСЭ). Таким образом, Возрождение выглядит как форма культурного процесса, обращение к культуре "позавчерашней", через голову культуры "вчерашней", с целью формирования культуры "сегодняшней" и особенно "завтрашней".

По форме это действительно так, но уже у итальянских гуманистов было более сложное понимание этого выражения. Термин непосредственно связан с понятием "renovatio", происходящим от латинского "re-novo, avi, atum, are" (возобновлять, восстанавливать, воскрешать). Отсюда итал. Rinascita, Rinascimento и фр. Renaissance. Renovatio в применении к человеку в отдельности или обществу в целом означало возвращение в состояние "до грехопадения", в Эдем. В этом значении понятие использовалось и в политике (Renovatio imperii Карла Великого, Оттона Великого). В XIII - XIV вв. перед итальянским обществом стояла задача выхода из глубокого и всестороннего кризиса и обновления, и это обновление понималось широко. Если церковь ратовала лишь за очищение религии без обновления культуры, то гуманисты выступали именно за обновление культуры. По мнению гуманистов, именно культура должна была вернуться в свое первобытное состояние: "грехопадение" же состоялось вследствие прихода варваров, которые уничтожили великую античную культуру (на Руси такими "варварами" стали считаться монголы). Более того, под "возрождением" они понимали не только обновление культуры, наук, искусств и т. п., но и изменение самой сути человеческой природы.

Термин начинает фигурировать у немецкого художника Альбрехта Дюрера (die itzige Wiedererwachung), деятеля немецкой Реформации, ближайшего сподвижника Мартина Лютера и крупнейшего гуманиста Филиппа Меланхтона (renascentia studia) и великого Никколо Маккиавелли (Roma rinata). Они используют это выражение, правда, редко и в довольно узком смысле: Ф. Меланхтон в своей виттенбергской речи 1518 г. подразумевает изучение греческого языка и античной литературы, а Н. Маккиавелли заговорил об этом в связи с переворотом Кола ди Риенцо. Но Джорджо Вазари в своих "Жизнеописаниях наиболее известных художников, скульпторов и архитекторов" обосновывает этот термин, вводит его в оборот, как бы подводя итоги культурному развитию Италии в предшествующие века и констатируя, что "возрождение, преображение" состоялось. В научный оборот понятие "Возрождение" ввел французский историк Ж. Мишле в своих лекциях 1842 г. в Коллеж де Франс. Для него это было восстание человека против "колеса Фортуны".

В XIX в. параллельно "открытию" Возрождения в Италии (Буркхардт, Фойгт, Корелин) замечены были и другие европейские "ренессансы", парадоксально имевшие место в рамках средневековой культуры. Французские и немецкие исследователи первыми охотно стали использовать термин "Возрождение", учитывая то, что налицо был определенный подъем культуры после ее упадка. Эта точка зрения прочно вошла и в отечественную историографию.

В XIX в. Европа сделала решительную попытку окончательно завоевать Азию, ответом на что стала целая серия так называемых "революций" (восстание сипаев, "опиумные войны", движения тайпинов, бабидов, "реставрация Мэйдзи" в Японии и т. д.). Особенно болезненно переживала колониальную атаку китайская цивилизация. Как жертва агрессии не только экономической, но и культурной, она пытается, естественно, мыслить двояко. С одной стороны, еще больший акцент делался на идеях "избранности" (идеи "Срединного государства" и "Поднебесной империи"). С другой стороны, понимая незаурядность евро-американской цивилизации, ее безусловное лидирование в мировом культурном процессе, китайские государственные и культурные деятели стали искать европейские феномены и в своей истории. Так, Возрождение видели в реформах Юань Шикая, событиях боксерского восстания, движении 4 мая 1919 г., гоминьдановских преобразованиях, маоистском курсе и т. д. Термин "Возрождение" стал интернационализироваться. Впервые употребили термин "Ренессанс" для обозначения полосы культурного подъема в странах мусульманского Востока известные ориенталисты Э. Браун и А. Мец. Именно это сыграло роль главной предпосылки для возникновения в будущем теории "мирового Ренессанса".

Задача совмещения системного подхода с генетическим, стоящая, разумеется, перед современной гуманитарной наукой в целом, в случае с Возрождением усугубляется тем, что из сопоставимых по масштабу типов культуры этот - наиболее переходный. Творцы Возрождения сознательно опирались на античное (главным образом римское и эллинистическое) наследие и неизбежно несли на себе отпечаток Средневековья, ценности и логика которого преодолевались, но и входили, пусть в преобразованном виде, в состав самого ренессансного мышления; вместе с тем Возрождение можно рассматривать как подготовку научной и философской революции XVII века и - шире того - как начало Нового времени. Отсюда обычные попытки аналитически разложить Возрождение на элементы, принадлежавшие прошлому или будущему, изобразив его как продолжение, или как разрыв со Средними веками, или как сумму борющихся „старого" и „нового". Увы, Возрождение как таковое при этом расплывается. За столетними спорами о характере этой культурной эпохи стоит реальная трудность историологического отождествления переходности Возрождения с его относительной целостностью.

Мышление в эпоху Ренессанса

Эпоха Ренессанса - Возрождения (термин ввел в XVI в. Джорджо Вазари) - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Возникновение машинного производства, совершенствование орудий и продолжающееся разделение мануфактурного труда, распространение книгопечатания, географические открытия - всё это изменило представления человека о мире и о самом себе. В гуманистическом мировоззрении людей утверждается жизнерадостное свободомыслие. В науках возобладает интерес к судьбе и возможностям человека, а в этических концепциях обосновывается его право на счастье. Родоначальник лютеранства М.Л. Кинг провозглашает, что все люди в равной мере наделены разумом. Человек начинает осознавать, что он создан не для Бога, что в своих деяниях он свободен и велик, что для его разума нет преград.

Учёные этого периода считали своей главной задачей восстановление античных ценностей. Однако «возрождалось» только то и таким образом, что было созвучно новому укладу жизни и обусловленной им интеллектуальной атмосфере. В этой связи утверждался идеал «универсального человека», в который верили не только мыслители, но и многие правители Европы, собиравшие под свои знамена выдающиеся умы эпохи (например, во Флоренции при дворе Медичи творили скульптор и живописец Микеланджело и архитектор Альберти).

Новое мироощущение отразилось в стремлении по-новому взглянуть на душу - центральное звено любой научной системы о человеке. В университетах на первых лекциях студенты просили преподавателей: «Скажи о душе», - что являлось своего рода «лакмусовой бумажкой», характеристикой мировоззренческих, научных и педагогических потенций учителя.

Проблематика психологических изысканий также была своеобразной: зависимость человека от констелляции звёзд; связь обилия желчи и настроения; отражение душевных качеств в выражении лица и т. п. Делая вывод из своих наблюдений, Жуан Хуарт в 1575 г. пишет, что сложение тела и наружность с закономерной точностью соответствует душевной особенности каждого человека.

Подобная проблематика и выводы отражали необходимость освобождения науки о душе от прежних средневековых стереотипов. Новая эпоха вызвала к жизни новые представления о природе человека и его психическом мире, породила титанов по силе мысли, страсти и характеру.

Николай Кузанский (1401-1464). Мыслитель раннего Возрождения, предвосхитивший главные черты научного мышления Нового времени за сто лет до Коперника высказал мысли о геометро-механистической картине мира, что предопределило его мировоззренческие взгляды. Выдающийся проповедник становится одним из первых в эпоху Возрождения защитником механистического понимания природы и её явлений. Им написаны сочинения «Об учёном незнании», «О предположениях», «Простец об уме» и др.

Первый выдающийся пантеист эпохи Возрождения утверждает, что человек есть Бог. Человек есть также мир, но не конкретно все вещи, раз он человек; он - микрокосм, или человеческий мир. В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развёрнуто всё, раз она есть человеческий мир. В ней же человеческим образом свернуто всё, раз она есть человеческий мир.

Процесс познания означает для Николая Кузанского бесконечное совершенствование человеческих знаний. В нём выделяются четыре ступени: чувственное познание, рассудочное познание, синтетическое познание интеллекта-разума, интуитивное (мистическое) познание. Новым словом учёного является определение присутствия рассудка как высшей ступени познания в ощущении-чувстве (как деятельность внимания и различения). Более высокой по отношению к рассудку познавательной способностью Николаем Кузанским признавался разум (intellectus). По причине того что все вещи состоят из противоположностей в различных степенях, рассудок мыслит их в соответствии с законом противоречия. Разум же способен мыслить бесконечно.

Смысл научной деятельности учёный видел в практической пользе человечеству. Пусты и полны заблуждений те науки, утверждал Леонардо да Винчи, которые не порождены опытом. Вместе с тем он обосновал глубокую идею о необходимости сочетания практического опыта и его научного осмысления как главного пути открытия истин. Влюблённый в практическую науку, писал он, словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Наука - полководец, и практика - солдаты. Математику он считал наиболее достоверной наукой, необходимой для осмысления и обобщения опыта.

Как учёный Леонардо удивляется «мудрости» законов природы, а как художник, он восхищается её красотой, совершенством и уникальностью тела человека и его души. Пропорции человеческого тела он изображает как великолепный анатом, а неповторимость человеческой души - как непревзойдённый психолог и живописец.

Пьетро Помпонацци (1462-1525). Итальянский ученый, крупнейший представитель аристотелизма эпохи Возрождения в трактате «О бессмертии души», исходя из теории двойственной истины, отвергал возможность рационального объяснения бессмертия души: человеческая душа, высшая и наиболее совершенная из материальных форм, начинает и прекращает своё существование вместе с телом, она не может каким-либо образом действовать или существовать без тела. В сочинении «О причинах естественных явлений, или О волшебстве» учёный предлагал объяснять все явления не верой в таинства природы, а естественными причинами.

Труды и психологические взгляды Пьетро Помпонацци вызвали в Европе движение александристов. Данное течение было связано с именем греческого перипатетика конца II - начала III в. Александра Афродийского, который в своих комментариях Аристотеля истолковывал его учение в смысле уничтожимости вместе с телом не только животной - чувствующей, но и разумной души.

Хуан Луис Вивес (1492-1540). Известный испанский гуманист, педагог, выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, во многом предвосхитил опытный метод Фрэнсиса Бэкона. Х.Л. Вивес проложил новые пути в психологии и педагогике, считая главной задачей определение не сущности души (что есть душа?), а индуктивное исследование её проявлений. Так, в знаменитой в эпоху Ренессанса книге «О душе и жизни» (1538) он доказывал, что человеческая природа познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих правильно организовывать процесс воспитания. Не абстрактная «сущность» души, а её реальные проявления должны быть главным предметом научного анализа.

В основе его психолого-педагогической концепции лежит принцип сенсуализма и взгляд на ассоциацию как на фактор постепенного формирования личности. Х.Л. Вивес подчёркивает, что знание имеет смысл только тогда, когда оно применяется. Соответственно им намечаются пути усовершенствования памяти, приёмы воспроизведения, правила мнемоники. Описательно-эмпирический подход (вместо традиционного схоластическо-умозрительного) характерен и для его трактовки эмоциональных и мыслительных процессов. Нельзя останавливаться на том, что утверждали древние мыслители, необходимы собственные наблюдения и эмпирическое исследование фактов душевной жизни - таково кредо Х.Л. Вивеса как пионера эмпирической психологии.

Другой мыслитель средневековой Испании, последователь Х.Л. Вивеса, - врач Хуан Уарте (1530-1592) также, отвергая схоластику, требовал применять в познании индуктивный метод, изложенный им в книге «Исследования способностей к наукам». Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к конкретным профессиям. Поэтому Х. Уарте можно считать зачинателем направления, названного в дальнейшем дифференциальной психологией. В своём исследовании он ставил четыре вопроса: какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой?; какие виды дарования имеются в человеческом роде? какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, в частности? по каким признакам можно узнать соответствующее дарование?

Наконец, еще один испанский врач Гомес Перейра (1500-1560), предвосхитив на целый век Рене Декарта, в книге «Антониана Маргарита» предложил считать организм животного «апсихическим» телом - своего рода машиной, управляемой внешними воздействиями и не нуждающейся для своей работы в участии души.

Бернардино Телезио (1509-1588). Учение Б. Телезио относят к натурфилософским системам эпохи Ренессанса. Известность мыслителю принесла работа «О природе вещей в соответствии с её началами». Эти «начала» он положил в основу деятельности созданного им близ Неаполя естественно-научного общества. Необузданная фантазия («вариации на тему Эмпедокла»), характерная для всей науки этого периода, проявилась в концепции души Б. Телезио. Весь мир, согласно его взглядам, наполнен страдательно-пассивной материей - «полем битвы» противоположных начал: тепла и холода. В этих двух началах осуществляются восприятия людей - бестелесные и одушевлённые «первостихии». Поэтому и душевные явления рассматриваются учёным как функции тепла и холода. Сама же душа человека признается в двух сосуществующих разновидностях - телесно-смертной и духовно-бессмертной.

Опираясь на материалистические традиции, Б. Телезио разрабатывает теорию аффектов. Следуя всеобщей природной целесообразности сохранения достигнутого состояния, в положительных аффектах проявляется сила, стремящаяся к сохранению души, а в отрицательных (испуг, страх, печаль и т. д.) - её слабость. Познание, согласно его взглядам, основано на запечатлении и воспроизведении тонкой материей души внешних воздействий. Разум складывается из сравнения и связи чувственных впечатлений.

На примере учения Б. Телезио можно видеть, как натуралистические построения превращались в основу новых воззрений на человека, в котором возвеличивалось личное, индивидуальное начало.

Джордано Бруно (1550-1600). В своем учении он развивает материалистически-пантеистические взгляды Николая Кузанского и Николая Коперника. Среди его сочинений наиболее значимыми для психологического знания явились трактаты «О бесконечном», «О сочетании образов и представлений», «Изгнание торжествующего животного», «О монаде, числе и фигуре». В них Дж. Бруно рассуждает о Вселенной как об огромном животном. Бог в его системе окончательно «переселяется» в творящую природу, которая сама по себе есть «Бог в вещах». Учёный убеждён во всеобщей одушевлённости природы: мир одушевлён вместе с его членами.

Материя, пишет учёный, есть начало, необходимое, вечное и Божественное. В самом теле природы следует отличать материю от души, и в последней отличать разум от его видов. Подчеркивая деятельный характер духовного начала, Дж. Бруно нигде не говорит о его бестелесном, отдельном от тела существовании. Человек, по его мнению, представляет собой микрокосмос, отражение мира. Люди обладают многими средствами познания реальности. Среди них чувственное восприятие - малонадёжный источник познания, так как горизонт его весьма ограничен. Ему противопоставляется разум.

Интересны мысли учёного о причине выделения человека из животного мира. Природа души, рассуждает в Оксфордском университете Дж. Бруно, одинакова у всех организованных существ, и разница её проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми она располагает в каждом случае. Что было бы с человеком, будь у него хоть вдвое больше ума, если бы его руки (Дж. Бруно именует их «органом из всех органов») превратились в пару ног? Другими отличительными признаками человека он называет «понятливость» и память.

В своем дерзком для эпохи Средневековья учении Дж. Бруно утверждает идею всеобщего развития, которому подчинены все душевные проявления человека. Его мысль о развивающихся бесконечных монадах, из которых посредством соединения и разъединения образуется природный мир и душа как его компонент, была позднее развита Г. Лейбницем.

Томмазо Кампанелла (1568-1639). Исходной позицией психологических воззрений сторонника учения Б. Телезио является сенсуализм. Теория Т. Кампанеллы направлена против представлений о формах, способностях и потенциальных сущностях. Всякое познание, утверждает учёный, имеет своим источником опыт и чувства.

В трудах мыслителя описывается система психологических понятий, включающая память, понимание, умозаключение, желание, влечение и т. д. Все определения выводятся из ощущений, которые есть чувствование возбуждения, сопровождаемое умозаключением относительно действительно существующего предмета, а не представление о чистой потенции. Поэтому остановиться на чувственном познании невозможно, оно нуждается в дополнении рассудком: ощущение есть не только возбуждение, но и сознание возбуждения и суждение о предмете, вызывающем возбуждение. Рассудок, основанный на понятии и воображении, объединяет чувственные восприятия и опыт. Общие понятия присущи нашему мышлению и являются достоверными принципами наук.

Гуманизм в эпоху возрождения

философия гуманизм возрождение ренессанс

Вместе с познанием учёным утверждается существование веры. Противоречий между верой и познанием нет: мир есть вторая Библия, живой кодекс природы, отражение Бога. Следуя Августину, Т. Кампанелла устанавливает в качестве отправной точки зрения тезис: достоверно известно только то, что я существую. Всякое познание сводится к познанию самого себя.

Эпоха Возрождения и Реформации определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Страны Западной и Центральной Европы достигли такого идейного и политического развития, когда передовые мыслители того времени стали задумываться о справедливом устройстве общества. Они сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество- это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих-это общество далекого будущего. К вопросам устройства государства обращались многие философы эпохи Возрождения. Возникают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Николо Макиавелли и Франческо Гвиччардини и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Утопические идеи Томаса Мора Наиболее примечательна в этот период деятельность двух так называемых «социалистов-утопистов»: Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы. Они являются предшественниками научного социализма и их работы похожи между собой. Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люди равны между собой, отсутствует частная и даже личная собственность, труд-обязанность всех, а разделение происходит по потребности. Утопия: от греч. u-нет и typos-место, т.е. место, которого нет; по другой версии, от йu-благо и typos-место, т.е. благословенная страна. Термин «Утопия» ведет происхождение от названия книги Т. Мора. Понятие «Утопии» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной страны, призванной служить образцом общественного строя, а также в расширенном смысле всех сочинений и трактатов, содержащих нереальные планы социальных преобразований.

В трудах младшего современника Бруни - Маттео Пальмиери (1400-1475), особенно в диалоге «Гражданская жизнь», идейные принципы этого направления нашли развернутое изложение и дальнейшую разработку. Моральная философия Пальмиери строится на понятии «естественной социальности» человека, отсюда и этическая максима подчинения личных интересов коллективным, «служения общему благу».

Искусство, творческая деятельность: Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее идейным стержнем. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве XV в.

Живопись, ваяние, зодчество, вступившие уже в первые десятилетия XV в. на путь радикального преобразования, новаторства, творческих открытий, развивались в светском направлении.

Живопись итальянского Возрождения складывалась, прежде всего, во Флоренции. Ее основоположником стал Мазаччо. В его фресках в капелле Бранкаччи героизация образов неотделима от их жизненной реальности и пластической выразительности (фигуры изгнанных из рая Адама и Евы).

В искусстве и жизни проявлялся титанизм. Достаточно вспомнить героические образы, созданные Микеланджело, и самого их творца - поэта, художника, скульптора. Люди, подобные Микеланджело или Леонардо да Винчи, являли собой реальные образцы безграничных возможностей человека.

Гуманисты жаждали, стремились быть услышанными, излагая свое мнение, «проясняя» ситуацию, ибо человек XV века заблудился в самом себе, выпал из одной системы верований и пока не утвердился в другой.

Каждый деятель Гуманизма воплощал или пытался воплотить свои теории в жизнь. Гуманисты не просто верили в обновленное счастливое интеллектуальное общество, но и пытались построить это общество своими силами, организуя школы и читая лекции, объясняя свои теории простым людям. Гуманизм охватывал практически все сферы жизни человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить, что завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самостоятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.

Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.

В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение).

Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.

Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм. Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия.

Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV-XVI вв. становится общеевропейским явлением.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

. Андреев М. Л. Культура Возрождения // История мировой культуры. Наследие Запада. Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. М., 1998.

. Этюды об изобразительном искусстве (книга для учащихся). - М., 1993.

. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения.-Спб., 1992.

. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1981.

. Хрестоматия по философии / Сост. Алексеев П.В., Панин А.В. - М.: Проспект, 1997.

. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

Похожие работы на - Особенности культуры и мышления эпохи Возрождения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!