Основы логики

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    7,94 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы логики

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Понятие «гипотеза». Гипотеза как форма развития знаний. Логическая природа гипотез. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключения и опытных данных при построении гипотез. Способы подтверждения гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация

. Вопрос и ответ. Их виды

. Практическая задача

Используемая литература

1. Понятие «гипотеза». Гипотеза как форма развития знаний. Логическая природа гипотез. Виды гипотез: общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Условия отбора предпочтительных гипотез. Построение гипотезы и этапы ее развития. Роль умозаключения и опытных данных при построении гипотез. Способы подтверждения гипотез. Основной способ подтверждения гипотез: выведение следствий и их верификация

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале они носят проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, является гипотеза.

Гипотеза - это форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Важнейшие черты гипотезы:

) Гипотеза - это форма развития знаний. Она выступает связующим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами знаниями, переход от прежнего неполного и неточного знания к новому, более полному и более точному.

) Построение гипотезы сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений и формируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно имеет ослабленную эпистемическую модальность: является проблематичным суждением.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза проверяется различными логическими приемами и операциями. Проверка гипотезы приводит к опровержению либо подтверждению и дальнейшему ее доказательству.

Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, т.к. содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

) Возникающее при построении гипотезы предположение - результат анализа фактического материала, обобщение многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. Однако, научная гипотеза - это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалы рационально обоснованное, а не интуитивно и подсознательно принятое предположение.[2, c.212-213].

Логическая характеристика гипотезы. Познание любого явления действительности, как известно, начинается с собирания и накопления отдельных фактов, относящихся к этому явлению. Фактов, которыми располагают в начале познания, всегда недостаточно, чтобы полностью и сразу объяснить это явление, сделать достоверный вывод о том, что оно собой представляет, каковы причины его возникновения, законы развития и т.п. Поэтому познание предметов и событий внешнего мира протекает часто с использованием гипотезы. Не ожидая, пока накопятся факты для окончательного, достоверного вывода (например, о характере и причине развития исследуемого явления), исследователи дают вначале предположительное их объяснение, а затем это предположение развивают и доказывают. [1, с.85-86].

В зависимости от объекта исследования различают гипотезы общие и частные.

) Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях в природе и обществе и об эмпирических регулярностях. Примером общих гипотез может служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоносовым гипотеза об атомистическом строении вещества. Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

) Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

Если единичное обстоятельство послужило причиной возникновения других фактов и если оно недоступно непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке используется термин «рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза - это выдвигаемое с первых шагов исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым временном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора. Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратитьтся в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами. [2, с.215-216].

Построение гипотезы и этапы ее развития. Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность объяснить ряд новых фактов, которые не укладываются в рамки известных ранее научных теорий или других их объяснений. Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем анализ их совокупности. Чтобы подкрепить выдвигаемую гипотезу, проводят дополнительные научные эксперименты или эксперименты в ходе следственной практики. Следующей задачей является синтез фактов и формулировка гипотезы. Гипотеза не должна противоречить ранее открытым и подтвержденным практикой научным законам и теориям. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.

В процессе построения и подтверждения гипотеза проходит несколько этапов.

-й этап. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.

-й этап. Формулировка гипотезы (или гипотез), т. е. предположений, которые объясняют данные факты.

-й этап. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.

-й этап. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с на¬учными законами.

-й этап. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипо¬тезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки. [3, с.200-202].

Способы подтверждения гипотез.

. Самый действенный способ подтверждения гипотезы - обнаружение предполагаемого объекта, явления или свойства, которое служит причиной рассматриваемого явления.

Примерами могут служить открытие планеты Нептун, обнаружение ряда островов в Северном Ледовитом океане, открытие явления искусственной радиоактивности, открытие алмазов в Сибири геологом М. Попугаевой и др.

. Основной способ подтверждения гипотез - выведение следствий и их верификация.

В процессе верификации большая роль принадлежит различным экспериментам: в космосе, полевым опытам в сельском хозяйстве, поиску новых материалов, лекарств, реактивов, способов лечения болезней у людей, животных и растений, педагогическим экспериментам и другим их видам. Эксперимент учитывает чаще всего влияние не одного фактора, а многих, поэтому надо планировать эксперимент так, чтобы результат был получен за более короткое время, более эффективно и по возможности недорого. Так, например, планируется ход эксперимента в медицине при оценке последствий приема лекарств для выбора оптимальной тактики лечения.

Заключение в умозаключении от утверждения следствия к утверждению основания является вероятным, и формула ((a → b) ^ b) → a не является законом логики. Но подтверждение гипотезы на основании верификации ее следствий осуществляется именно этим способом, поэтому надо брать всю совокупность взаимосвязанных следствий, и тогда гипотеза однозначно будет вызываться только данной совокупностью следствий, а поэтому заключение будет не вероятным, а достоверным.

Указанные два способа являются прямыми способами превращения гипотезы в достоверное знание.

. Одним из косвенных способов подтверждения гипотезы является умозаключение по разделительно-категорическому силлогизму (отрицающе-утверждающему модусу). Структура его та же, что и при косвенном доказательстве.

Необходимо выполнить два условия: во-первых, перечислить все возможные гипотезы, причем дизъюнкция может быть как строгой, так и нестрогой; во-вторых, следует опровергнуть все ложные гипотезы. Косвенный метод подтверждения гипотез может использоваться в следственной практике, давая достоверный вывод. [3, с.202-204].

. Вопрос и ответ. Их виды

Вопросно-ответная форма включает три последовательных этапа: 1) постновка вопроса, 2) поиски новой информации в определенной области, 3) конструирование ответа на поставленый вопрос.

Вопрос - это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного знания.

В процессе познания вопрос опирается на исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

Ответ - новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. [2, с.203].

Виды вопросов:

Обычно различают два вида вопросов: I тип - уточняющие (определенные, прямые, или «ли» вопросы).

Уточняющие вопросы могут быть простыми или сложными. Простые вопросы в свою очередь делятся на условные и безусловные.

Сложные вопросы (как и сложные суждения) делятся на вопросы конъюнктивные (соединительные) и дизъюнктивные (разделительные), включающие в себя строгую или нестрогую дизъюнкцию. Каждый сложный вопрос можно разбить на два или несколько простых.тип вопросов - восполняющие (неопределенные, непрямые, «к»-вопросы, включающие в свой состав вопросительные слова: «где?», «когда?», «кто?», «что?», «почему?», «какие?» и др.).

Сложными восполняющими вопросами являются те, которые можно разбить на два или несколько простых восполняющих вопроса. [3, с. 212-213]

Виды ответов:

. Истинные и ложные ответы. По семантическому статусу, т.е. по отношению к действительности, ответы могут быть истинными либо ложными. Ответ расценивается как истинный, если выраженное в нем суждение правильно, или адекватно отражает действительность. Ответ расценивается как ложный, если выраженное в нем суждение неверно, или неадекватно отражает положение дел в действительности.

. Ответы прямые и косвенные. Это два вида ответов, различающихся областью их поиска. Прямым называется ответ, взятый непосредственно из области поиска ответов, при конструировании которого не прибегают к дополнительным сведениям и рассуждениям. Косвенным называется ответ, который получают из более широкой области, нежели область поиска ответа, и из которого лишь выводным путем можно получить нужную информацию. 3. Краткие и развернутые ответы. По грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми. Краткие - это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет». Развернутые - это ответы, в каждом из которых повторяются все элементы вопроса.

. Полные и неполные ответы. По объему представленной в ответе информации ответы могут быть полными или неполными. Проблема полноты чаще всего возникает при ответах на сложны вопросы. Полный ответ включает информацию по всем элементам или составным частям вопроса. Неполный ответ включает информацию относительно отдельных элементов или составных частей вопроса.

. Точные (определенные) и неточные (неопределенные) ответы. Под точностью и определенностью имеется в виду логическая характеристика вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий и вопросительньис слов, а также в разумном использовании сложных вопросов. Неточность вопросов выражается в двусмысленном употреблении понятий и вопросительных слов. [2, с.209-211].

3. Практическая задача

Найдите суждение:

а) равносторонний треугольник;

б) на улице холодно;

в) первый Президент РФ;

г) сломанный карандаш.

Суждение - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами.

гипотеза умозаключение вопрос ответ

ЛИТЕРАТУРА

1) Батурин В.К. Логика: учебное пособие. - М.: КУРС : ИНФРАМ, 2012.

) Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: учебник для юридических вузов / под ред. Кириллова. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 240 с.

) Учебник логики. Со сборником задач : учебник / А.Д. Гетманова. - 8-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2011. - 368 с.

Похожие работы на - Основы логики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!