Состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,98 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса

1. Состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса

1.1 Машиностроительный комплекс и его значение

Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышленности и одна из ведущих отраслей тяжелой индустрии Российской Федерации. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства.

Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов - орудия труда, машиностроительная промышленность в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

Машиностроение, как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение также тесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многими другими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями народного хозяйства.

Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача - реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.

1.2 Межотраслевые связи и структура машиностроительного комплекса

В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [2, с. 31]

Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно - химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.

Производство металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. Подотрасль выпускает оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.

Профиль заводов горного машиностроения - машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Предприятия горного машиностроения производят горнопроходческие и очистные комбайны, роторные и шагающие экскаваторы.

Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Подотрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации складов.

Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т.д. Эта подотрасль производит также путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др.). Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Атомное машиностроение специализируется на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли и производит печатные станки, конвейеры для типографий и т.д.

Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование.

Станко-инструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Около половины объема продукции приходится на металлорежущие станки.

Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю.

Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.

Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит различные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные, кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и т.д. А также различные модификации тракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и т.д.

Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслей народного хозяйства.

2. Особенности организации машиностроения в Российской Федерации

2.1 Территориальная организация машиностроения в России

Производство основных видов машин и оборудования по стране представлены в приложении 1. В приложение 2 раскрыта статистика по выпуску металлорежущих станков в регионах.

Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования» представлены в таблице 1.

Таблица 1. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования в РФ

200920102011Число действующих организаций (на конец года)1' Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд. руб. Индекс производства, в процентах к предыдущему году Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)21, млн. руб. Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг)2', процентов343,2 931 112808,3334,5 905 164378,414308452 120,7 887 21851 8,4

Производителей транспорта в России на 2009 г. насчитывался 4630 [3. с. 31]. При этом они производили продукции на 833 млрд. рублей в год. В первом полугодии 2011 г. производство автомобилей всех типов в России выросло на 65%, до 926 162 ед. В июне этот показатель составил 174,5 тысячи транспортных средств, что на 37,5% больше прошлогоднего уровня. Однако наблюдается некоторый спад производства в процентах к предыдущему году (таблица 2, 3, 4).

Таблица 2. Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «Производство транспортных средств и оборудования»

200920102011Число действующих организаций (на конец года)1'463049605620Объем отгруженной продукции (работ, услуг), млрд. руб.833Индекс производства, в процентах к предыдущему году114,0111,0176,0Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек123812071201Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб.249042398115433Уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов9,87,86,9

Таблица 3. Производство основных видов транспортных средств и оборудования

20072008200920102011Троллейбусы, шт.657493376369812Грузовые автомобили, тыс. шт.173173193200205в том числе с дизельными двигателями44,337,039,751,966,2Легковые автомобили, тыс. шт.1022981101211101069Автобусы, тыс. шт.56,566,776,285,793,3Прицепы и полуприцепы тракторные, тыс. шт.5,23,73,43,95,0Тепловозы магистральные, секций2223233245Грузовые магистральные вагоны, тыс. шт.10,519,734,045,365,2Пассажирские магистральные вагоны, шт.859867102512111221Вагоны метрополитена, шт.116148142143262Мотоциклы и мотороллеры, тыс. шт.17,420,816,416,910,2в том числе мотоциклы с прицепами0,40,10,72,21,7Велосипеды (без детских), тыс. шт.514509416341236в том числе велосипеды складные23623917586,012,7Подростковые велосипеды, тыс. шт.24,931,124,011,92,3Детские велосипеды, тыс. шт.43534019112861,0

Таблица 4. Производство легковых автомобилей по субъектам Российской Федерации (тысяч штук)

20072008200920102011Российская Федерация1022980,7101211101069Центральный федеральный округ19,519,621,319,523,3Московская область18,719,420,019,013,0г. Москва0,80,21,30,510,3Северо-Западный федеральный округ4,98,224,744,249,3Калининградская область4,95,78,414,516,3Ленинградская область-2,516,329,733,0Кировская область15,122,311,617,029,7Южный федеральный округ1,72,55,930,242,6Карачаево-Черкесская Республика-..0,20,1Ростовская область1,72,55,930,042,5Приволжский федеральный округ995,8950,4959,71016953,3Республика Татарстан37,938,740,041,430,4Удмуртская Республика31,865,878,582,745,6Нижегородская область80,765,75Z.065,951,9Самарская область810,1746,6751,5795,3796,2Ульяновская область35,333,632,731,129,3Сибирский федеральный округ(Омская область)0,070,02---

Производство машиностроительной продукции в России занимает: Центральный район - 41%, Урал - 18%, Поволжье - 16%, Северо-Запад - 7%, Западная Сибирь 7%, Европейский Юг - 3%, Восточная Сибирь - 3%, Дальний Восток - 3%, Европейский Север 2%. Доля машиностроения в отраслевой структуре промышленности России составляет 19%.

2.2 Особенности отраслевой организации тяжелого машиностроения

Технико-экономические особенности размещения отдельных отраслей тяжелого машиностроения и их учет - необходимые требования при экономическом обосновании географического размещения отраслей и отдельных предприятий.

Тяжелое машиностроение объединено в одну группу с такими отраслями как: горнорудная, угольная, металлургическая отрасли машиностроения, производство подъемно-транспортного оборудования и некоторые другие отрасли машиностроения, выпускающие крупногабаритные и весьма металлоемкие машины, например, кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины и т.д. [4. с. 31]

Предприятия этой группы при производстве 1 т. готовой продукции отличаются высокой электроемкостью (свыше 150 кВт/ч) и малой трудоемкостью (250-1000 чел./ч), но самое главное, что данной группы характерна высокая металлоемкость. Предприятия этой группы географически тяготеют преимущественно к металлургическим базам. Некоторые виды машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой транспортабельностью или с узкоотраслевым характером потребления (оборудование для цементной промышленности, шахтное оборудование для угольной промышленности и т.д.), по перечисленным обстоятельствам располагаются преимущественно в районах их потребления.

Похожие работы на - Состав и межотраслевые связи машиностроительного комплекса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!