История возникновения связей с общественностью

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,82 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История возникновения связей с общественностью














Реферат

История возникновения связей с общественностью

Оглавление

Введение

. История возникновения связей с общественностью в России

. История развития PR в США

. История развития PR в Европе

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современном мире оказалось, что власть вовсе не умеет работать с различными социальными группами, которые не так давно получили право на автономное поведение. Это привело власть в растерянность. Независимый человек, введший ее в такую ситуацию, в большинстве своём это городской житель, который получил среднее образование, и имеет потребности, ключевой из которых становится желание высказывать своё мнение и быть услышанным. А если любое общество предполагает некое исключение индивидуальности, то должна появиться такая практическая деятельность, которая и будет призвана работать с новым человеком. Эту область была призвана занять такая деятельность, как связи с общественностью, или Public Relations (PR).

Для того чтобы стать чем-то конкретным, чем-то узнаваемым и осязаемым, требуется пройти длинный путь. Из накопленного опыта, как положительного, так и отрицательного, человек способен находить интересные взаимосвязи и зависимости, на которых будут формироваться сначала познавательные, а затем и научные процессы. Но прежде чем это происходит, материал требуется хотя бы рассортировать и сохранить. Одна из основных функций исторической науки в этом как раз и состоит.

Специалистам PR остро не хватает знаний исторических корней своей профессии. Здесь кроется непонимание истинного места и назначения Public Relations в современном обществе. Поэтому данная работа является актуальной, особенно для будущих PR-специалистов.

Целью работы является история возникновения PR.

Задачи:

. Проследить историю возникновения и развития PR в России.

. Охарактеризовать современные тенденции развития PR в США.

. Проанализировать тенденции развития PR В Европе.

Объектом работы являются факты возникновения связей с общественностью.

Предметом выступают сведения о возникновении связей с общественностью, носящие исторический характер.


Самому понятию «связи с общественностью» уже около двухсот лет. Первый раз понятие public relations (PR) мир услышал от президента США Джефферсона в обращении к Конгрессу. Свое значение «действие во благо общества» паблик рилейшнз активно использовал в тридцатых годах прошлого века. В современном понимании оно стало использоваться в конце XIX века. Сегодня понятие «связи с общественностью» не имеют однозначного трактования.

«Public relations - это управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды - с его общественностью.»

В России истории развития связей с общественность немногим больше десяти лет. Довольно долго данный вид деятельности просто был не востребован, из-за существовавшей директивной экономики, которая вовсе не предполагает различных самостоятельных широких взаимоотношений хозяйствующих субъектов с различными общественными группами. Но с развитием демократических отношений, установлением рыночной экономики и с появлением потребностей в экономической и политической области наступило быстрое развитие. Путь, который прошли за это время российские специалисты, достаточно велик, а приведенные в качестве примеров события далеко не дают исчерпывающей информации.

В начале девяностых годов в Москве появляется ряд специалистов, а затем и агентств, предлагающих услуги по связям с общественностью на профессиональном уровне. Они изучили механизмы работы PR на западе и пришли к выводу, что их использование без учета российской специфики нецелесообразно. Поэтому с середины 90-х годов начинается разработка теоретической и практической базы для создания действенных в России PR-моделей. Выходит в свет ряд публикаций и монографий. Публикуются, правда, и переводные учебники. Наиболее популярной и фундаментальной считается работа Сэма Блэка. В России происходит осознание функций PR и осмысление сущности данной деятельности. Внешне это сопровождается уходом от написания рекламных материалов и их размещения в СМИ. PR-агентства существенно расширяют перечень оказываемых услуг. Они предлагают: разработку концепции общественно полезной значимости предприятия, создание имиджа товаров, тренинг высшего руководства на представительские функции, подготовку взаимодействия со СМИ, исследование социально-психологического климата в коллективе, управление кризисными ситуациями. Это показывает, что произошло переключение внимания с исключительно внешних коммуникативных потоков на все их разнообразие. Связи с общественностью действуют во всех направлениях: коммуникации с внешней средой прямого и косвенного воздействия, а также взаимодействия с внутренней средой. Более того, информационные PR-потоки двигаются как по горизонтали, так и по вертикали. Очень важно, чтобы все эти направления были представлены в перечне профессиональных PR-услуг.

Необходимо отметить, что в Москве широко используют в управлении связи с общественностью. Но в других городах их роль существенно недооценивается. Многие бизнесмены и лидеры некоммерческих организаций воспринимают PR только как работу со СМИ, работу на уровне скрытой рекламы. Недооценивая роли общественных отношений, вызывает также неспособностью большинства PR-специалистов обеспечить обратную связь и внесения корректировок в деятельность клиента. Недостаточна информационная поддержка и стратегического компонента деятельности. Поэтому связи с общественностью в России необходимо развивать и вводить в обязательный вид деятельности для любой организации, основываясь на западном и уже существующем российском опыте.

Большой шаг в нужном направлении позволяет сделать использование современных информационных технологий, особенно Интернет ресурса, в котором представлена реклама PR-агентств, позволяющая заочно ознакомиться с оказываемыми услугами и существующими расценками. О повышении качественного уровня предоставления услуг по связям с общественностью и динамичном развитии отрасли свидетельствуют как результаты второго всероссийского рейтинга PR-агентств, проведенного совместно исследовательским центром РОМИР и профессиональным PR-журналом «Советник», так и сам факт проведения подобных исследований.

В России была создана Российская Ассоциация по связям с общественностью (PACO) в 1991 году. Это общественная некоммерческая организация с правами юридического лица.

Учредители Ассоциации: Союз Журналистов СССР, Ассоциация работников рекламы, Журфонд РСФСР, Секретариат ООН (Нью-Йорк, департамент общественной информации), Торгово-промышленная палата РСФСР, Российская товарно-сырьевая биржа, Московская товарная биржа, Росвнешторг, Внешторгреклама, Посольство СССР в США, Управление информации МИД СССР, МГИМО МИД СССР, Агентство экономических новостей, Институт социологии парламентаризма.

Необходимо отметить тенденции развития PR в России. Связи с общественность на сегодня это удел профессионалов. В мае 2008 года в Москве, прошла VI международная конференция «Стратегические коммуникации. Управление репутацией компании». На мероприятии поднимались вопросы о том, что такое PR сегодня, какие существуют вызовы для PR-специалиста в современной фирме.

История становления российского PR это динамичный эволюционный процесс. В истории отечественных связей с общественность обозначены три периода развития. Первый период - доинституциональный (1988-1991) - формируется первый признак института - выделяются субъекты конкретной профессиональной сферы и возникают соответствующие отношения между ними и обществом. 1988 г. - отделы по СО и СМИ Исполкомов Моссовета и Ленсовета. 1989г. - в Москве PR -агентства «Николо М» и «Миссия Л», в 1990 г.- «Имиджленд паблик рилейшнз». Переориентация рекламных агентств и служб на профессиональное PR-поле. Доинституциональный период можно назвать эпохой «дикого» рынка, именно в это время наблюдается кризис российской рекламы, «чёрный ПР».

Второй период первичная институционализация (1991-1994) - стадия формирования начальной организации субъектов. 13 августа 1991 г. - РАСО - Идея: помощь и поддержка отечественного производителя (неразвитость PR -рынка, пассивность российских агентств, непонимание приоритетности PR -воздействия в продвижении отечественных товаров и услуг, оставляли западным конкурентам широкое поле деятельности. 1997 г. - РАСО - член Европейской Конфедерации PR (CEPR), сотрудничестве с Американским обществом PR (PRSA). Развитие PR в крупных городах, региональных центрах и столицах, где концентрировался российский бизнес, финансы и была политическая активность.

Третий период - вторичная институализация. С 1994 года - система специфических норм, предписаний, регулирующих поведение специалистов СО. 22 ноября 1994 года декларация профессиональных и этических принципов в области СО. 1997 году ряд организаций члены РАСО приняли Хартию принципов сотрудничества и конкуренции. Формирование законодательной базы: 1995 г. - ФЗ «О рекламе», «Об информации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов гос. власти в государственных СМИ».

Говоря об истории возникновения связей с общественность, надо сказать о тенденциях развития PR в России. На российском PR-рынке главные тенденции определяются процессами концентрации и объединения разрозненных агентств. Во многом это вызвано переориентацией крупных клиентов на комплексные заказы, включающие рекламу, PR-услуги, маркетинговое сопровождение и консалтинг. Заключив стратегический контракт с агентством, клиенты стремятся получить от него весь пакет услуг. Сами же операторы убеждены в том, что создание консорциумов облегчает им задачу освоения новых сегментов рынка. Повышающийся спрос на комплексные PR-услуги, однако, не означает, что агентства, сохраняющие узкую специализацию на рынке, оказались в проигрыше. Следует обратить внимание и на такую важную тенденцию развития отрасли, как повышение мастерства пиарщиков корпоративного сектора. Важно отметить также и рост профессионального самосознания корпоративных PR-менеджеров: если раньше обмен опытом осуществлялся лишь в среде специалистов агентств, а руководители PR-служб различных бизнес-структур варились «в собственном соку», то сегодня и они начинают находить продуктивные формы общения.

Самыми популярными направлениями деятельности в области связей с общественностью являются организация публикаций в средства массовой информации, мониторинг средства массовой информации, подготовка рекламных брошюр, обновление сайтов. Такие инструменты, как поиск объекта спонсоринга, кризисный PR, создание специализированных баз данных, налаживание связей с государственными организациями, применяются редко. В большинстве компаний бюджет PR-подразделений формируется под отдельные проекты, мероприятия, реже определяется при формировании готового бизнес-плана фирмы.

Показателями плодотворной PR-деятельности являются узнаваемые бренды, положительное отношение у целевых групп, а также количество публикаций с упоминанием фирмы заказчика. Основными тенденциями развития российского PR является процесс переосмысления функции российского PR-сообщества. Раньше внутри индустрии считалась необходимость сформировать у потенциального заказчика понимание необходимости связей с общественностью. Сегодня уже речь идет об налаживании уже успешного встроенного механизма менеджмента. Еще одним аргументом, говорящим о тенденциях развития на современном отечественном рынке связей с общественностью является то, что с нашими PR-агентствами начали считаться за рубежом. Все больше западных компаний и фирм стали обращаться к российским агентствам за PR-услугами. Еще одним показателем развития российского PR является полное осознание руководителями средних и мелких предприятий необходимости установления гармоничных отношений с обществом, и заботиться о своей репутации и имидже.

2. История развития PR в США

Американские связи с общественностью, как особый вид маркетинговой деятельности, имеет самую продолжительную историю и являются наиболее многообразными и дифференцированными. Американская модель PR, практически не подверглась иностранному воздействию, но оказала наибольшее влияние на развитие PR в других странах. Эволюция PR в США может рассматриваться как классический образец развития и усложнения данной профессиональной деятельности, приобретения различных институциональных свойств и качеств. Именно в США зародились представления о связях с общественностью как составной части системы социального управления, о социальной миссии и социальной ответственности PR. Общепринято выделять два этапа в развитии американских PR: 17 век - до конца 19 века. Политизированный этап. Начало 20 века по сей день. Постполитический этап, когда связи с общественностью становятся инструментами не только власти, но и маркетинга. Одной из самых известных корпораций в истории являлась компания Американский Телеграф и Телефон - AT&T, основанная в 1870 году, в составе 23 телефонных компаний Bell, производственного и поставляющего подразделения (Western Electric), и нескольких других исследовательских и технических организаций, включая лаборатории Bell. Всё это вместе было известно под именем «The Bell System» или более нежно и с любовью «Мамаша Bell». До тех пор, пока 1 января 1984 года правительство США не разделило корпорацию на несколько различных компаний, это был самый внушительный телекоммуникационный гигант в мире. Несмотря на великолепные продукты, практически монопольный контроль телефонии, внедрение и разработку самых передовых технических решений, именно использование профессионального пиара позволило компании добиваться успеха на протяжении такого длительного времени. Практика пиар была решающим инструментом в коммуникации и управлении связями компании с персоналом, поставщиками, законодателями, и самое главное, с потребителями.

Человеком, который первым внёс пиар в корпоративную структуру AT&T был Теодор Ньютон Вэил, который в 1879 начал работать в компании в качестве менеджера, и благодаря внедрению наиболее передовых инструментов и техник менеджмента того времени, смог в 1907 году занять пост Президента. В первом же годовом отчёте перед акционерами в 1908 году Вэйл делает первым разделом «Public relations». Он всегда считал хорошим пиаром предоставление честных данных. Он говорил: «Если мы не будем говорить правду о себе, это сделает кто-то другой». Этот период относится к «Эре информирования» в PR (начало ХХ века). Целью являлось распространение информации и правдивость. Периоду присущ односторонний характер коммуникаций. Идеи этого периода в настоящее время практикуются правительствами, некоммерческими организациями, бизнесом. Главной фигурой этого периода стал PR-практик Айви Ли (позже его назовут «отцом» Public Relations). В 1906 г. Ли опубликовал «Декларацию о принципах», своего рода первый моральный кодекс профессии. В качестве основной задачи PR-специалистов Ли сформулировал следующую - «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием».

В середине XX века начинается «Эра убеждения» в PR. Целью является влияние на общественное мнение и поведение. Коммуникации стали носить двусторонний характер. Идеи периода в настоящее время применяются конкурентно-ориентированным бизнесом. Самой известной фигурой этого периода стал Э. Бернайз - первый теоретик в области PR. Наблюдается активное становление PR как профессии и научной дисциплины. Происходит консолидация PR-сообщества, создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 г. - Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США; 1955 г. - Международная PR-ассоциация); разрабатываются кодексы профессионального поведения.

К концу 60-х PR превращается в полноценную индустрию, в США работают несколько сотен pr-агентств, в них задействовано более ста тысяч pr-практиков, их число удвоится к 2000-му году. Специалисты по пиару становятся неотъемлемой частью топ-менеджмента, зачастую подчиняющейся напрямую Президенту или Генеральному директору компании.

В конце ХХ века начинается «Эра взаимовлияния». Целью становится взаимопонимание и разрешение конфликтов. Специалисты по PR сталкиваются с очень широким спектром вызовов, на которые необходимо реагировать: индустриальные аварии, экологические катастрофы, несправедливые трудовые условия и т.д. Некоторые вопросы имели такое влияние на социальную и политическую ситуацию, что приводили корпорации к различным кризисам, начиная с 1980 года:

взрыв на индийском химическом заводе компании Юнион Карбид;

бензол в бутилированной воде Перье;

повреждённые силиконовые имплантаты Доу Корнинг;

Несправедливые трудовые отношения на азиатских заводах Найк;

боязнь испорченной Кока-Колы во Франции, а потом и в Европе;

загрязнение окружающей среды Шелл в Нигерии;

борьба Майкрософт с правительством США по обвинению в монополизме;

шины Бриджстоун, выпущенные с изъяном, и их связь с сотнями смертей и травм на автомобилях и грузовиках Форд.

Все эти компании столкнулись с рокотом в прессе и официальных инстанциях по всему миру, и все они сделали всё, чтобы свести к минимуму репутационный и всякий другой ущерб от этих событий. В постиндустриальном информационном обществе происходит ускоренный рост высоких технологий и увеличение числа коммуникационных каналов. Возрастает спрос на PR-технологии в бизнесе, политике и социальной сфере. Интернет открывает новые возможности для развития PR. Связи с общественностью распространяются вширь и вглубь, становятся полноправным, необходимым, конкурентоспособным направлением международного бизнеса. На этой волне PR проникает и в Россию.

3. История развития PR в Европе

связь общественность public relations

Европейские связи с общественностью формировались значительно позже, чем американские. Американский подход к PR в 1920-е годы в Европе потерпел полный крах: в 1924 г. группа американских специалистов прибывает в Париж для создания PR-агентства для руководителей французского бизнеса, было организовано несколько информационных мероприятий, которые не имели успеха. Уже позже, после Второй мировой войны, на европейском континенте была создана своя теория PR, основателем которой является француз Люсьен Матра. Другой известный французский исследователь-практик Филипп Буари дает развернутое изложение принятой в этой теории системы ценностей, лежащих в основе PR-деятельности. Он вводит понятия «человек-созидатель» (создатель материальных и культурных ценностей), «человек экономический» (потребитель) и «человек общественный» (личность как совокупность всех социальных отношений, в которые вовлечен данный индивид). Связи с общественностью адресованы «человеку общественному» и направлены на удовлетворение его социальных и духовных потребностей. Возвращение человеку тех ценностей, которых, согласно Ф. Буари, лишает человека индустриальное общество, - это «одна из самых захватывающих задач» PR, заключающаяся «в попытке заново привязать человека к его работе и через нее вернуть ему ту веру, любовь и радость, без которых он не сможет остаться ответственным человеком и которые избавят его от участи «человека массы» и не дадут завтра превратиться в человека-робота. Ф. Буари противопоставляет паблик рилейшнз как социальную деятельность, направленную на созидание, пропагандистским и манипулятивным технологиям, в частности, технологиям подрывной деятельности в информационной сфере, целью которых является разделение людей.

Начальный этап институционализации европейских связей с общественностью, как социального института для стран старой демократии, период после Второй мировой войны, хотя примеры технологий осознанного информирования общественности можно увидеть в Великобритании, Германии и других странах еще во время Первой мировой войны. Позднее, в 1930-х годах, во время фашистского режима Муссолини, Министерству народной культуры Италии был вменен в обязанное надзор над всей информацией, имевшей публичный статус.

Европейские исследователи уже обозначили контуры своей PR-истории. Французский теоретик и практик Жак Ку де Фейак выделяет четыре основных этапа развития европейских паблик рилейшнз. Первое десятилетие после Второй мировой войны называют «примитивной эрой» паблик рилейшнз в Европе. Период после окончания войны - это время восстановления разрушенной экономики, и развитие PR было подчинено нуждам корпораций, которые заботились вовсе «не о том, чтобы защитить репутацию или воспеть достижения процветающих и модных фирм, а о том, чтобы заново познакомить все еще искалеченное годами войны общество с миром промышленности, коммерции и экономики. Причем делать это приходилось в напряженной политической обстановке, буквально на следующий день после первых крупных акции по национализации.

Принято различать четыре эры в истории европейского PR. «Примитивная эра» PR в Европе - это период поиска согласия между социальными группами, период информирования социальных групп прежде всего путем установления эффективных отношений корпораций с прессой. Поэтому в это время, главным образом, идет становление пресс-рилейшнз. «Вторая эра» началась в середине 1950-х годов и продолжалась вплоть до 70-х годов. Это период формирования философии компании, когда предприниматели уже хорошо понимают, что недостаточно строить отношения с прессой, нужно также объяснять и обосновывать свои действия, цели, рассказывать о корпорации и ее философии, необходимо строить имидж корпорации. «Чтобы достичь этой цели, - пишет Т. Лебедева, - продолжая все время придавать большое значение СМИ, надо было также все больше нацеливать информацию по отношению к определенным группам общественности, способным оказывать прямо или косвенно влияние на жизнь компании».

В 1970-1980-егоды - «третья эра», период расширения рынков. Бурный рост PR оказался обусловленным изменением мировой экономической ситуации - растущей взаимозависимостью национальной промышленности с промышленностью других стран, когда расширение рынков повлекло за собой необходимость формирования мультинациональной политики и увеличения круга заинтересованной общественности.

«Четвертая эра» паблик рилейшнз началась в 1990-е годы и была связана с процессами формирования глобального информационного рынка, интернационализации СМИ, развитием новых электронных технологий в системе массовых коммуникаций.

Именно в данный период PR окончательно формируется как профессия. В это время западноевропейский PR-рынок уже развился в сложную структуру с вертикальными и горизонтальными связями.

Наиболее значимыми среди европейских школ паблик рилейшнз можно считать французскую и немецкую школы. Основателем европейской теории PR считают француза Люсьена Матра. «Стратегия доверия», как называют французскую школу PR, не принимает проповедовавшиеся на американском континенте принципы продвижения корпоративных интересов, больше учитывает человеческий фактор, несет в себе более гуманистический характер. Именно Л. Матра стал автором международного кодекса профессиональной этики (Афинского кодекса).



Заключение

Как уже отмечалось выше, подлинная профессионализация невозможна без знания исторического контекста. Поэтому сведения об этапах эволюционного развития PR помогут специалистам по связям с общественностью, опираясь на предшествующий опыт, предотвратить многие ошибки в своей деятельности. Рыночные отношения пронизывают все слои общества от изготовителей, которые стремятся продать свою продукцию через торговые структуры, до конечных потребителей. Этот многогранный процесс обмена осуществляется при непосредственном участии государства, представителей деловых кругов и общественности с использованием различных средств массовой информации. Рыночные отношения отражают целостную совокупность экономических, организационных, правовых, социальных коммуникаций для успешного совершения обмена товара на финансы, и наоборот. Рынок как сфера совершения торговых сделок выполняет важнейшую миссию по развитию общества, его гармонизации, повышению качества жизни на земле. Именно рынок играет роль главного регулятора товарно-денежных отношений в результате поддержки оптимального баланса между денежной и товарной массой. Он исполняет роль санитара, очищающего общество от низкосортной продукции, а также и компьютера, предоставляющего обществу самую достоверную информацию в целях успешной стыковки интересов всех участников рынка. На нынешнем этапе развития товарно-денежных отношений заметно усилилось важность общественной репутации производителей товаров и услуг. Покупатель стал уделять больше внимания качеству, надежности, оперативности, обслуживанию и другим нематериальным факторам, формирующим престиж поставщика. Растущий динамизм, изменчивость и неопределенность деловой среды определяют необходимость формирования эффективных коммуникаций с партнерами, потребителями и представителями масс-медиа. Поэтому менеджмент рыночными отношениями невозможно без участия РR как искусства устанавливать результативные коммуникации в обществе, построенные на взаимном доверии. Именно инструменты РR позволяют предвидеть многочисленные перемены рыночной среды и успешно управлять ими.

Список использованной литературы

1.Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., Модимо пресс, 1990

.Галумов Э.А. Основы PR. - М., 2004.

.Иванченко, Г. В. Реальность Паблик Рилейшнз. - М: Смысл, 1999.

.Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. - М., 2002.

.Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М., ЮНИТИ, 1998

.Паблик рилейшнз. Связи с общественностью. Ассоциация авторов и издателей «Тандем». М., Экмос, 2001

.Музалевский М. Е. «PR-проект: от проблемы к результату». - Саратов: «Научная книга», 2003.

.Газета - rian.ru

.#"justify">.#"justify">.#"justify">. #"justify">.#"justify">. http://sviazyobsh.ru/connectp1/37-istoriya-svyazej-s-obshhestvennostyu

Похожие работы на - История возникновения связей с общественностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!