Место философии в системе образования в условиях глобального обществ

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,6 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место философии в системе образования в условиях глобального обществ














Контрольная работа

Место философии в системе образования в условиях глобального общества

Содержание

1. Метод философии как фундаментальная основа современного образования

. Направления модернизации философского образования в условиях глобализации общества

. Академическая философия и её место в образовательной системе ВУЗа

Литература

. Метод философии как фундаментальная основа современного образования

Появление образования как эффективной социальной технологии, способной сохранять и воспроизводить накопленный обществом духовный опыт, явилось одним из самых выдающихся достижений в истории человеческой культуры. «Образование обеспечивает поступательное развитие общества, культивируя классические образцы каждой важной ступени развития человечества.» [1, с. 198].

Уже на самых начальных этапах развития образовательных практик обнаруживает себя характерное для них противоречие, состоящее в том, что образование органично соединяет традиции и новации, нормы социального консерватизма и дух постоянного саморазвития личности. В разные исторические эпохи и в различных культурах это противоречие проявлялось существенно по-разному. Но наиболее глубинно оно выражалось в структурах философского знания, в тех категориальных моделях социального мира, которые всегда оставались прерогативой философской рефлексии. Уникальность философского сознания обнаруживала себя в том, что, как правило, оно органично соединяло в себе две важнейших теоретических интенции: 1) обобщение и интеграция накопленного человечеством социокультурного опыта, благодаря чему философия выступала духовной квинтэссенцией истории культуры; 2) установка на критическое и творческое переосмысление исторического опыта культуры и наличных форм социальной реальности. Реализация этой установки философского сознания позволяла философии предлагать и обосновывать такие идеи и ценности, которые нередко выполняли функции глубинных духовно-теоретических оснований программ и проектов будущего социального переустройства.

Одной из особенностей современной ситуации в преподавании философии в высшей школе, а также в образовательных программах постдипломного уровня, является то, что она характеризуется очевидным парадигмальным плюрализмом. И хотя принято уже достаточно много управленческих решений, призванных регламентировать существующую практику преподавания философии и организовать ее на принципах содержательного и методического единообразия, указанный плюрализм и постоянные дискуссии по этому поводу не теряют своей остроты. Такая ситуация в сфере философского образования не должна оцениваться негативно, как проявление своеобразной интеллектуальной аномалии. Скорее, наоборот, она вполне коррелирует с сущностной природой философии как уникальной формы духа и познания. Эту ее особенность подчеркивали многие классики философии. Так, согласно К. Ясперсу, вопрос о том, что есть философия, всегда вызывает споры и дискуссии. То, что, в отличие от образа какой-либо конкретной науки, тот или иной образ философии не находит единодушного признания, необходимо связано с самой ее природой [2, с. 224-225]. Перманентные дискуссии о предмете философии, и формах ее преподавания, приобретают особую актуальность и практическую направленность в связи с возможной перспективой вхождения Беларуси в Болонский процесс.

Как правило, большинство экспертов солидарно в том, что философия должна оставаться необходимым компонентом блока социально-гуманитарных дисциплин, поскольку она является фундаментальной составляющей классического университетского образования. Однако пока остается немало вопросов, касающихся объема и содержания философских курсов, которые преподаются на разных уровнях высшего и постдипломного образования (специалист, магистр, аспирант). Нередко на всех этих уровнях философия представлена в формах прежних концептуальных идей и подходов, несущественно варьирующих основные содержательные компоненты курса марксистско-ленинской философии. Конечно, такая анахроничная практика едва ли может способствовать продуктивному решению существующих проблем в преподавании философии, и, по существу, лишает нас возможности учитывать в этом процессе, как широкий спектр идей классического философского наследия, так и влияние современных философских исследований. Программа конструктивного реформирования сложившейся практики философского образования в высшей школе должна органично сочетать принцип преемственности и установку на системно-инновационное использование информационных и методологических ресурсов современной философии. Но при этом необходимо со всей определенностью подчеркнуть, что любые попытки элиминировать философию как уникальную форму духовнотеоретического опыта, либо заменить ее какими-то иными типами социально-гуманитарного познания и образовательных практик неизбежно приведут к самым тяжелым и непредсказуемым последствиям.

Системно-инновационная методология, а также многолетний опыт преподавания философских дисциплин в Белорусском государственном университете позволили предложить и обосновать комплексную модель чтения философских курсов для студентов, магистрантов и аспирантов. Конечно, эта модель в значительной степени учитывает специфику Белорусского государственного университета как университета классического типа. В ней нашли отражение академические традиции преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла, которые базируются на научно-исследовательских разработках и соответствующем кадровом их обеспечении. Понятно, что принцип вариативности современного философского образования предполагает разработку профильных и адаптированных к специфике различных вузов схем и моделей преподавания курса философии. Формальный подход и избыточная регламентация в этом деле сегодня абсолютно контрпродуктивны. Но, разумеется, должны сохраняться инвариантными базовые мировоззренческие и методологические принципы, а также основные структурносодержательные блоки философских курсов, обоснованные в государственном образовательном стандарте.

В предлагаемой модели, исходя из целей и задач университетского образования на первом его уровне в рамках базового курса «Философия» закладываются основы философско- мировоззренческой подготовки студента, и обеспечивается возможность освоения им мировой классической философской традиции в форме системно организованного знания.

На втором уровне, который может включать либо студентов-выпускников по программе «специалист», либо обучающихся по магистерским программам, предлагается курс «Философия в современном мире». Отличительной особенностью этого курса является его акцентированная направленность на проблематику и содержательные особенности современной философской мысли. Основная цель курса заключается в том, чтобы, опираясь на базовые знания по философии, которые уже имеются у студентов, познакомить их с наиболее значительными и актуальными идеями и концепциями современной философии.

Третий уровень философского образования должен быть ориентирован на задачи философско-методологического обеспечения научно-профессиональной деятельности аспирантов. Он предполагает чтение курса «Философия и методология науки», в котором основной акцент сделан на творческом осмыслении того сегмента философской проблематики, который имеет непосредственное отношение к вопросам логики, методологии, социологии науки и образования.

Такая комплексная модель преподавания философских курсов в рамках университетской образовательной программы позволяет вполне эффективно использовать новейшие технологии обучения, а также находить перспективные развязки по ряду дискуссионных вопросов, касающихся преподавания философии. К ним в первую очередь следует отнести:

-проблему оптимальной содержательной структуры курса философии, соединяющей в себе вопросы истории философии и систематической философии;

-проблему органичного сочленения в рамках университетского курса философии классического философского наследия и постклассических концепций и идей;

-отношение к курсу марксистско-ленинской философии (диамат, истмат), формы и методы ассимиляции марксистской философской традиции в современных курсах философии;

Несколько иная акцентация проблем и содержательно-методических новаций становится необходимой, когда речь заходит о профессиональном философском образовании, ориентированном на воспроизводство кадровой структуры академического философского сообщества. Среди множества этих проблем важно указать на необходимость разработки и внедрения в учебный процесс дифференцированных программ обучения. В рамках так называемой академической программы важно сохранить ориентацию на подготовку научно-педагогических кадров в целях воспроизводства профессиональной корпорации преподавателей философии и социально-гуманитарных наук в средней школе, средних специальных и высших учебных заведениях. Вторая программа должна быть сориентирована на подготовку специалистов в области экспертно-аналитической деятельности. Это направление призвано актуализировать практикоориентированную стратегию современного гуманитарного образования. Оно предполагает содержательную и философско-методологическую подготовку специалистов-консультантов, способных осуществлять системный анализ нестандартных социальных ситуаций, а также экологических и социокультурных вызовов в развитии современного общества.

Еще одним важным направлением развития современного философского образования является разработка и содержательно-методическое обоснование различных магистерских программ по основным разделам философского знания. Причем они должны варьироваться не только по параметру их академической или практико-ориентированной направленности, но и по формам бюджетного, либо внебюджетного финансирования. Современный мировой опыт и те реформы образования, которые осуществляются в России, Украине и других странах СНГ убедительно свидетельствуют о том, что престиж и реальный уровень университета в значительной степени зависят от количества и качества магистерских и докторских образовательных программ.

Таким образом, присущая философии интенция всякий раз органично и конкретно сопрягать традиции культуры и социально-технологические новации, наделяют ее уникальным статусом и безусловной ценностью в современных системах образования и социализации личности.

. Направления модернизации философского образования в условиях глобализации общества

философия образование высший глобализация

Интеллектуальный горизонт духовной жизни человечества с началом становления теоретического знания обогатился таким фундаментальным феноменом в его структурной организации, как образование. Вряд ли в сфере духовного производства общества можно обнаружить сокровища, равные по своей значимости науке и образованию. Эти две взаимосвязанных сферы интеллектуальной собственности человечества раскрывают движение его пытливого ума в познании тайн природы и донесения их до сознания социума. Если наука отражает процесс познания вглубь, то образование - вширь, постоянно увеличивая образовательную аудиторию, за счет как личностных, так и государственных интересов. Казалось бы по содержанию движения эти разнонаправленные, но по сущности же они глубоко диалектичны, взаимосвязаны. Единство этих интеллектуальных составляющих теоретического познания на разных этапах развития бытия социума имело свои особенности, которые, прежде всего, отражались в относительной самостоятельности образования через смену парадигм в его содержании и методологии трансляции знаний в сознание социума.

Современный этап их развития оказался, несмотря на видимое их единство, глубоко противоречивым по сущности. Эта противоречивость особенно раскрылась в ходе развертывания и движения объективного процесса глобализации всех сфер общественного бытия. Какие бы направления глобализации современного мира мы не анализировали, будь-то экономического, экологического, информатизационного характера и другие, все они отражают уровень знания и понимания развития этого направления, который и формируется образованием. Система образования - это альфа и омега разворачивающейся глобализации. Глобализация была подготовлена всем ходом построения индустриального общества и развернулась при формировании информационного общества. В теоретическом плане глобализация не могла возникнуть вне критического конструктивного осмысления и проектирования наукой и образованием всех сфер развития бытия социума.

Однако развернуть процесс глобализации смогли только те страны, которые в образовании увидели свою интеллектуальную силу, фундамент этого процесса. Глобализация предстала как объективный социальный процесс, содержанием которого является взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, национальных систем образования, национальных политических устройств, национальных культур, а также процессов взаимодействия человека и окружающей среды. Глобализация - это не просто естественный процесс общественного развития отдельных стран, сменивший старую фазу межгосударственных и межнациональных отношений. Это прежде всего научно обоснованный процесс, в котором субъективное опирается на объективные факторы и возможности социальных преобразований конкретного общества. К этим факторам в первую очередь надо отнести: экономическую мощь государства; уровень сплочения народа вокруг разработанной и обоснованной идеологии, национальной идеи; политические устремления государства; психологические особенности нации и другие.

Проектирование процессов глобализации в сфере образования в европейском образовательном пространстве, позволило обосновать новую концепцию подготовки специалистов с учетом предъявляемых к нему требований и способного работать в любой европейской стране. Содружество этого континента отразило в Болонской конвенции свои позиции к развитию образования и его продукции - специалисту. Эту конвенцию подписали и ряд стран, образовавшихся на постсоветском пространстве после распада СССР. Но вот здесь и началось бурное развитие структурно-сущностных противоречий в образовании. Войдя в Болонскую систему подготовки специалистов, многие из этих стран оказались не готовы к такому процессу. Причинами здесь выступили низкий уровень технической оснащенности вузов и кафедр; отсутствие читальных залов для подготовки студентов к занятиям; низкое обеспечение научной и учебной литературой вузовских библиотек; низкая оплата преподавательского труда, что не позволяет эффективно использовать молодые таланты для омолаживания профессорско- преподавательского состава; в ряде случаев - низкая эффективность работы аспирантуры в подготовке национальной элиты; огромный отрыв в теории и практике подготовки специалистов от действительности. Возможности теоретической подготовки сводятся к минимуму, уровень практической подготовки - низкий. Студентам российских, украинских вузов не хватает практики, в то время как в Англии обучение состоит из нее на четверть, число часов на практику там составляет от 20 до 40 часов в неделю. Из-за слабой практической подготовки выпускников вузов с нежеланием берут на работу, и это будет продолжаться до тех пор, пока наше высшее образование не приблизится к реальной жизни. Все это требует общей модернизации высшего образования. Надо наконец-то определить статус магистра на производстве. Подписав Болонскую конвенцию, Украина очень медленно реализует ее требования. Если бакалавров готовят все вузы, то процент подготовки магистров низок, а о подготовке докторов философии речи практически не идет.

Однако именно философская подготовка в структуре образования сегодня больше всего нуждается в модернизации. Это обусловлено рядом объективных и субъективных факторов. К объективным факторам модернизации философского образования можно отнести следующие:

-во-первых, глобализация не только в сфере образования, но и в других сферах деятельности социума потребовала специалиста, обладающего новой методологической и информационной культурой, способного анализировать социально-экономический и технический уровни развития общества и определить стратегии их дальнейшего движения; и это уже не просто специалист, это - ученый, двигательная сила общественного прогресса;

-во-вторых, становление в постнеклассической научно-технической рациональности новых научных дисциплин, требующих философского объяснения их сущности, места в классификации научного знания, ценностно-социальной значимости;

-в-третьих, осмысление новых методов, подходов и форм научного познания и широкое использование их не только в научно-теоретической, но и в практической деятельности (синергетического и информациологического подходов, системно-параметрического анализа и ряда других методов);

-в-четвертых, обоснование глобальных цивилизационных процессов и проектирование новых концептуальных установок формирования мировоззрения личности новой цивилизации.

К субъективным факторам модернизации образования в ряде стран постсоветского пространства можно отнести:

-во-первых, устранение складывающегося негативного отношения к общественным дисциплинам, в том числе и к философии, что выступает основой перекосов в структуре образовательной реальности. Например, постановлением министерства образования и науки Украины такие дисциплины как политология, социология, психология и ряд других отнесены к разряду факультативных;

-во-вторых, имеет место явная недооценка роли этих дисциплин в формировании философско-культурологического мировоззрения личности, процессов ее социализации, что, несомненно, тормозит процесс всестороннего развития будущего специалиста;

-в-третьих, не выполняется задача, возлагаемая на аспирантуру вузов по подготовке докторов философии. Философия и философские дисциплины изучаются крайне недостаточно. В аспирантуре в ряде технических вузов лекции и семинары по философии сняты.

В таких условиях складывается не противоречие, а парадокс: специалистам после аспирантуры и защиты присваивают ученую степень доктора философии, именно той науки, азами которой он не владеет ни в движении философской мысли в истории человечества; ни в теории познания; ни в методологии познания; ни в проблемах диалога Востока и Запада; не владеющих категориальным аппаратом научного познания; не обладающих научными знаниями о тех глобальных цивилизационных изменениях, грядущих в современной социальной картине человечества.

Таким образом, модернизация современного философского образования - это конкретные шаги европейского и национального образования по приведению процесса подготовки специалистов, магистров и докторов философии в соответствие с требованиями реальной жизни.


Идея развития университетского образования в России возникла еще у Петра I в его беседах с выдающимся немецким философом и математиком Лейбницем.

Для классического университета всегда характерна «гуманитарная составляющая», так как это связано с принципом «универсальности» университетского образования. Классический университет всегда реализовывал идею единства науки, рассматривая гуманитарные и естественные науки в их совокупности.

Немецкий философ Кант И. выделял два уровня существования философии как дисциплины - школярскую философию и философию академическую.

Современное общество является обществом «коммуникативным», поэтому, необходимо, чтобы современный человек мог «выстраивать» коммуникативные взаимоотношения с другими людьми.

Именно, философское образование помогает профессиональному росту человека в новой информационной (постиндустриальной) реальности.

На первый взгляд, обычно, кажется, что философы действуют так, как будто имеют дело с различными проблемами, которые почти не изменяются целыми столетиями.

В ХХ столетии довольно часто политические и социальные силы воздействовали на роль философии во многих странах Земного шара.

Преодоление национализма является одной из важных задач философии XXI века Философия сегодня является основным средством достижения консенсуса в рамках глобального «полилога», развивающегося в непростых условиях разобщенности и «разорванности» человечества не только в мировом масштабе, но и в масштабах отдельной взятой нации.

С. Хантингтон в работе «Столкновение цивилизаций» рассмотрел глобальное противостояние народов и религий в XXI веке.

Поэтому, философия объединяет представителей разных этносов и разных религий. Философия универсальна по своей сути, ведь именно из философии черпают свои рациональности другие дисциплины, как гуманитарные, так и естественные. Философия - это универсальный язык, с помощью которого возможно критическое преодоление различий в естественных языках, преодоление узконациональных и узкодисциплинарных подходов.

Философия способна находить в национальном общечеловеческое, выделять из национального значимые для всего человечества универсалии культуры и мышления.

Литература

1.Керимов, Т.Х. Неразрешимости. - М., 2007.

2.Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков / Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.С. Уварова. - СПб., 2000.

3.Фукуяма, Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. - М., 2006.

4.Добреньков, В.И. Общество и образование / В.И. Добреньков, В.Я. Нечаев. - М., 2003.

5.Ясперс, К. Введение в философию // Путь в философию. Антология. - М., 2011.

Похожие работы на - Место философии в системе образования в условиях глобального обществ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!