это возможности самого региона, его внутренние характеристики такие, как географическое положение, обеспеченность природными ресурсами, трудовой и образовательный потенциал, развитость инфраструктуры и коммуникаций. Внутренние факторы можно разделить на географические, культурные, этнические, исторические.
На формирование имиджа Краснодарского края влияют его выгодные внутренние факторы, независимо формирующие позитивную репутацию региона: например, это географическое положение-южный регион России; благоприятный климат-умеренно-континентальный, субтропический; природные ресурсы-более 60 видов полезных ископаемых, значительные запасы минеральных вод, свыше 1800 тысяч гектаров леса; экономический потенциал-агропромышленный, топливно-энергетический, транспортный, курортно-рекреационный; население - свыше пяти миллионов человек и др.
Но даже столь благоприятные «естественные» факторы не будут максимально эффективно использованы в интересах политики региона без внешних факторов, поскольку не смогут привлечь внимания большинства инвесторов, производителей и потенциальных заинтересованных лиц.
. Внешние факторы - имиджевая кампания, целью которой является привлечение дополнительного внимания к региону и закрепление позитивного интереса к нему со стороны общественности. Сюда относятся:
освещение успехов развития региональной экономики и социальной сферы в федеральных, региональных, отраслевых СМИ;
проведение специальных мероприятий (тематических форумов, конгрессов, конференций);
организация специальных PR-акций (выступления экспертов федерального уровня и лидеров общественного мнения по поводу ситуации в регионе и т.п.).
Каков же имидж Краснодарского края в средствах массовой информации? Обратимся, для начала, к региональным СМИ.
Информационный портал «ЮГА.ru» провел в рамках программы «Гордость Кубани» онлайн-голосование, призванное определить настоящие символы Краснодарского края. Из предлагаемых вариантов ответов журналистами были исключены политические лидеры и представители бизнеса. Мнения пользователей сайта распределились следующим образом.
В категории «Житница России»: поля (86% ответов), хлеб (46% ответов), виноградники (43% ответов), подсолнухи (32% ответов);
«Природа Кубани»: Черное море (74% ответов), горы (50% ответов); река Кубань, источники минеральных вод (по 31% ответов в каждом случае);
«Курорты»: Сочи (80% ответов), поселок Красная Поляна (47% ответов), Анапа, Геленджик (по 45% ответов), Горячий Ключ (27% ответов);
«События»: ежегодный экономический форум в Сочи (48% ответов); фестиваль Кинотавр в г. Сочи и фестиваль КВН в Сочи (по 32% ответов в обоих случаях);
«Искусство»: Кубанский казачий хор (65% ответов), Юрий Григорович (32% ответов), Григорий Пономаренко (30% ответов), Виктор Захарченко (29% ответов);
«Историческое наследие»: Екатерина Вторая (48% ответов), дольмены (47% ответов), казачьи традиции (35% ответов), Екатерининский собор (33% ответов).
Некоторые посетители сайта также предложили свои варианты ответов:
В категории «Житница России» - овощи и фрукты, кукуруза, раки, сельское хозяйство в целом, кукуруза, яблоки; «Природа Кубани» - Черноморское побережье, Утриш, Лагонаки, Гуамское ущелье, Азишская пещера, Кизилташский лиман, Должанская коса; «Курорты» - Голубицкая; «События» - ежегодный байк-фестиваль в Тамани, фестиваль вина, праздник труда; «Искусство» - Анна Нетребко, Миша Галустьян, художники Паршков, Блохины, Воржев и др.; «Историческое наследие» - Свято-Троицкий храм, летчик Вячеслав Ткачев, супруги Кирлиан, братья Аведовы, Ф. А. Коваленко, М. Ю. Лермонтов.
Анализ ответов позволяет сделать вывод, что Кубань в представлении населения - это образ края двух морей, удивительных по красоте гор, бескрайних хлебных полей, строптивых горных рек, уникальных археологических и природных памятников; края лучших российских курортов; казачьей земли-кормилицы.
Средства массовой информации данные символы используют, чтобы подчеркнуть превосходство Краснодарского края перед другими регионами: Кубань производит лучшие продукты, выращивает лучшие овощи и фрукты, имеет лучшие курорты, места отдыха, проводит лучшие форумы, лучшие кадры и т. д. Причем такая оценка звучит из уст первых руководителей страны и края: «Рад приветствовать вас на лучшем туристическом форуме» (Александр Починок), «Вы - лучшие» (Александр Ткачев о журналистах).
Рассмотрим, какие же еще образы Краснодарского края используются в СМИ.
Образ 1. «Край привлекательный для инвесторов»
Это наиболее актуальный и продуктивный образ Кубани на современном этапе. В связи с изменением экономических отношений в стране Краснодарский край активно позиционируется как территория, выгодная для вложения инвестиций и новых проектов. С целью получения инвестиций в СМИ широко освещается информация о крае, его специфике, промышленном, курортном, аграрном потенциале. Помимо статей ознакомительного характера публикуются материалы, в которых потенциальные инвесторы, размышляющие о целесообразности вложений в развитие края, могут найти компетентные ответы на такие вопросы, как:
лидируют ли компании края в своей отрасли?
сохранится ли спрос на товары и услуги, предоставляемые краем в течение следующих нескольких лет?
кто главные конкуренты края и насколько он способен соперничать с ними?
каковы сильные и слабые стороны руководителей края? Каковы их реальные достижения? Какие долгосрочные и краткосрочные задачи они преследуют? Осознают ли свою ответственность перед инвесторами?
Акцент в публикациях делается на аргументы в пользу безопасности ведения бизнеса на кубанской земле. «Инвесторам не грозит опасность», «Власть обслуживает бизнес» и др. - звучат заголовки публикаций в местных газетах. Кубань представлена, как край где присутствует понимание, что власть не должна довлеть над бизнесом и ее обязанностью является создание равных условий для добросовестной конкуренции в экономике. В качестве примеров приводятся очерки об успешном развертывании на кубанской земле предприятий крупнейших международных компаний, таких как «КЛААС», «Кнауф», «Бондюэль», «Нестле»).
Имидж края рассчитан и на иностранных инвесторов и на российских. Например, в газете «Кубань Сегодня» в материале о форуме «Кубань-2009» «Опыт региональных администраций в привлечении инвестиций» сказано: «Краснодарский край стал одним из первых российских регионов, который решился так громко заявить о себе российским и иностранным инвесторам... Опыт Краснодарского края говорит о том, что ключ к решению социальных и экономических проблем один - привлечение инвестиций». В этом же номере в материале «Успех форума - успех Кубани» сообщается о высоком экономическом потенциале Юга России и о том, что бизнес выбрал Кубань, как регион со стабильной политической ситуацией, гарантиями безопасности и неприкосновенностью собственности.
Еще одним примером привлекательности Кубани для инвесторов служит публикация «Уверенные шаги в завтрашний день» в газете «Кубань Сегодня». Газета считает, что «Кубань в деловом мире имеет репутацию динамично развивающегося региона с большими перспективами». Такого же мнения придерживаются газеты «Краснодарские известия» (например, «Инвесторы приняли низкий старт), «Вольная Кубань» (например, «Расширяется география сотрудничества с немецким бизнесом»), «АиФ-Юг» (например, «Инвестиции из Поднебесной. Кубань - Китай».
Образ 2. «Кубань - кормилица».
Образ создан на основе стереотипа «Кубань - житница России». Образ поддерживается другими имиджевыми характеристиками: «Кубань - территория качества», «Кубань - главная усадьба России». Таким образом, Краснодарский край позиционирует себя как один из важнейших сельскохозяйственных регионов страны, плодотворные почвы и благоприятные климатические условия которого создают возможности для развития всех отраслей сельскохозяйственного производства. В журналистских материалах подчеркивается, что Кубань - исторически аграрный край; крупнейший регион России по производству зерна, сахарной свеклы, подсолнечного масла, картофеля и овощей, край, где развито виноградарство, рисосеяние и животноводство, где выращивают хлеб. Так вырисовывается облик территории стабильного производства и высокого качества.
Традиционно в публикациях Кубань также именуется «житницей России». Широко освещается в прессе краевая программа «Качество», под лозунгом «Кубань - территория качества» проходят выставки вина, молочной, мясной продукции и других сельскохозяйственных продуктов края.
Часто в газетах появляются сводки достижений края, в которых сообщается о рекордных сборах урожая.
Пример из газеты «Южный репортер»: «Именно на Юге с его мягким климатом и благоприятными погодными условиями выращивается основная часть отечественного риса. Еще около 100 тысяч тонн в год дает Приморье. Но основной производитель - Краснодарский край (на него приходится до 80 % всего российского риса...)».
«АиФ-Юг» в заметке «Год рекордов» (ноябрь 2006) пишет: «Кубань подтвердила в этом году звание житницы России. Собрано 8,4 миллиона тонн зерновых и зернобобовых культур. Это на 102 тысячи больше, чем в прошлом году! Нынешний год стал рекордным для хлеборобов. Успехов добились и другие отрасли сельского хозяйства: на 200 тысяч увеличилось в крае свинопоголовье, урожай сахарной свеклы составил 5,3 миллиона тонн, кукурузы - полтора миллиона тонн, риса - 635 тысяч тонн».
Образ 3. «Если есть на земле рай, то это Краснодарский край».
Этот образ создан на основе стереотипа «Кубань - жемчужина России». В отличие от своего предшественника, делавшего ставку на аграрно-промышленный комплекс региона, новый глава зоной особых интересов объявил порты, нефтегазовый комплекс, лесное хозяйство, виноградарство. Но, прежде всего - курорты. Сегодня курорты в плане имиджевой политики многими воспринимаются как традиционный конек Кубани. На самом деле в позиционировании курортов появилась новая черта, обусловленная инвестиционной политикой развития края. Курорты позиционируются не только как благодатные территории и здравницы, а, прежде всего как бизнес, приносящий большие доходы. Например, в статье «В Кубань «вольются» 26 миллиардов рублей?» («Комсомольская правда») речь идет в первую очередь о немалых инвестициях в развитие курортной инфраструктуры края благодаря созданию на Кубани особой экономической зоны. Журналист прогнозирует: «Особые экономические условия позволили бы построить достаточное количество здравниц, гостиниц, туристических комплексов. Это создаст условия для конкуренции, которая, будем надеяться, сдержит рост цен» Таким образом, помимо курортного региона, Кубань позиционируется как благодатная зона для рентабельных вложений, что становится особенно актуальным на сегодняшний день в отношении г. Сочи.
Образ 4. «Сочи - столица зимней Олимпиады-2014».
«Город солнца», «Край магнолий», «Жемчужина у моря» - какими только эпитетами и художественными образами не награждали курорт Сочи. Единственный город в России, где сосредоточены все климатические и природные возможности для полноценного отдыха и лечения. Самый длинный город нашей страны (150 км вдоль берега Черного моря). Город представляет миру новую демократическую Россию. Это любимое место отдыха Владимира Путина. В Сочи родились многие знаменитые российские спортсмены, в том числе Олимпийский чемпион Евгений Кафельников и звезда мирового тенниса Мария Шарапова.
Часто в СМИ встречаются оценки имиджа Краснодарского края:
Так рейтинговое агентство «Эксперт РА» опубликовало 16 декабря 2009 следующий материал:
«Краснодарский край - в тройке лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России.
Национальное рейтинговое агентство «Эксперт РА» обнародовало рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России за 2008-2009 годы.
Краснодарский край вошел в тройку лидеров главной номинации - «Высший уровень инвестиционной привлекательности в рейтинге 2008/09 года».
По результатам 2008-2009 годов Краснодарскому краю присвоена наивысшая категория инвестиционной привлекательности - 1А. И эта оценка выше, чем у Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ростовской области.
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, публикуемый уже 14 лет подряд в журнале «Эксперт», является на сегодняшний момент наиболее авторитетной независимой оценкой деятельности региональных властей по созданию благоприятных условий для инвестирования.
Рейтинг получил известность и признание в федеральных органах власти. На результаты рейтинга ориентируются российские и зарубежные предприниматели при выборе площадок и объектов инвестирования.
Исследования «Эксперта РА» показывают результативность антикризисной стратегии в региональном аспекте, выявляют потенциальные региональные «точки роста» посткризисной экономики, обобщают опыт применения антикризисных программ.
Необходимо отметить, что Краснодарский край из года в год находится в лидерах рейтинговой таблицы «Эксперта РА».
Важным событием, влияющим на имидж Краснодарского края является ежегодный Экономический Форум в Сочи. Это событие широко освещается в СМИ разного уровня: от региональных до международных.
«Экономический форум в Сочи принес краю 351 миллиард рублей инвестиций
Даже в условиях кризиса Кубани удалось провести это мероприятие на уровне прошлого, докризисного года.
Миллиарды инвестиций
Сегодня можно говорить о результатах форума «Сочи-2009». И говорить с гордостью. Прошел он даже лучше, чем все ожидали. Об этом можно судить не только по количеству участников, а их число перевалило за 8 тысяч, но и по количеству подписанных соглашений. На 19 сентября краевые власти заключили 24 соглашения на общую сумму свыше 93,1 млрд. рублей. Муниципальные образования края - 59 соглашений на 121,5 млрд. рублей. А общий итог работы за 18-19 сентября - 177 соглашений на 351 млрд. рублей.
Но плотная работа, переговоры и подписание соглашений продолжалось до последних минут форума.
По мнению экспертов, нынешние непростые экономические условия не помешали вывести форум 2009 года на уровень прошлого года. И это, несомненно, является результатом правильно выстроенной работы с инвесторами. Это особенно важно - ведь край борется за каждый рубль инвестиций в развитие экономики Кубани.
Дешевые кредиты для кубанцев
Важных переговоров в эти дни было очень много. Уже известно, что продолжить плодотворное сотрудничество с Краснодарским краем намерен Сбербанк России. Крупнейшая отечественная кредитная организация окажет краю содействие в реализации инвестпроектов по строительству доступного жилья для кубанцев.
Соответствующее соглашение подписали губернатор Кубани Александр Ткачев и президент, председатель правления Сбербанка России Герман Греф.
Сбербанк планирует направить порядка 5 миллиардов рублей на кредитование строительных организации, возводящих жилые объекты на Кубани, а также предоставлять ипотечные кредиты жителям края на наиболее благоприятных для них условиях.
В свою очередь, Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) готова принять участие в развитии финансового и фондового рынка Краснодарского края.
О своих намерениях продолжить развитие рынка страховых услуг в Краснодарском крае заявила на Форуме и крупнейшая финансовая компания «Росгосстрах».
В зоне особого внимания форума «Сочи-2009» - проект развития игорной зоны «Азов-Сити». Администрация края заключила соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с «Ассоциацией развития игорной зоны «Азов-Сити», инициатором создания которой выступила компания «Роял Тайм», строящая в кубанской части игорной зоны первое казино «Оракул».
Ассоциация намерена объединить усилия инвесторов по созданию игорной зоны, не уступающей лучшим зарубежным аналогам, а также максимально содействовать разработке и внедрению новых строительных технологий и оборудования в «Азов-Сити».
Участники Ассоциации уверены, что эффективное развитие игорной зоны на принципах государственно-частного партнерства станет мощным стимулом для роста популярности курортов Азовского побережья Краснодарского края и стабильного притока туристов.
В результате заключенных на Сочинском форуме соглашений масштабные инвестиции будут направлены в развитие топливно-энергетического комплекса Краснодарского края.
Так, компания «Миннефтегазстрой» направит 2 миллиарда рублей на строительство нефтеперерабатывающего комплекса в поселке Ахтырском Абинского района.
«Краснодарстройтрансгаз» готов принять участие в реализации проектов строительства магистральных газопроводов, водоводов и ливневой канализации в ряде муниципалитетов края. Суммарная стоимость этих проектов -1,5 миллиарда рублей.
Также инвесторы заявили о готовности развивать портовую зону Азово-Черноморского побережья края. «Управляющая компания «Морской перегрузочный комплекс «Приазовье» направит 3,6 млрд. руб. на строительство в Приморско-Ахтарском районе такого комплекса.
В свою очередь, «Черноморские скоростные линии» займутся реконструкцией морского порта в Анапе. Инвестор планирует вложить в реализацию проекта свыше двух миллиардов рублей.
Масштабные инвестиции направит компания «АльТБиоТ» на реализацию проекта строительства в крае сети предприятий по глубокой переработке низкосортной древесины и производству пеллет. Инвестор планирует построить семь таких предприятий и вложить в каждое не менее 705 млн. руб.
Интерес к АПК
Деловые партнеры еще раз подтвердили свой традиционно высокий интерес к реализации проектов в сфере АПК и сельхозпереработки на территории края.
Компания «Кубанский бекон» планирует построить в Павловском районе мясомолочный комплекс полного цикла. В реализацию проекта инвестор планирует вложить порядка 3,2 млрд. руб.
В зоне особого внимания - и проекты по развитию растениеводства. Компания «Белая Дача Трейдинг» намерена направить 200 миллионов рублей на создание в Темрюкском районе современного комплекса по выращиванию различных сортов зеленых салатов. Инвестор уверен, что экологически чистая кубанская продукция станет для российского потребителя достойной альтернативой импортным аналогам из Голландии и Испании.
В свою очередь, компания «Анадолу инвестмент Компани» планирует разместить в Белореченском районе комплекс по выращиванию, переработке и упаковке сельхозпродукции. На первоначальном этапе инвестиции в данный проект составят 160 млн. руб.
Бизнес планирует направить средства на создание в крае современных, не вредящих экологии, комплексов по сортировке и переработке ТБО с полигоном для утилизации отходов.
Такие комплексы намерена построить в Темрюкском и Динском районах края компания «Экострой». Объем инвестиций в реализацию этих проектов составит соответственно 290 и 550 млн. рублей.
Доступное жилье
Итогом работы на Форуме станет строительство в городах и районах края комфортабельного доступного жилья.
Так, в столице края - Краснодаре компания «МК-Альянс» планирует построить коттеджный поселок «Зеленый берег». Инвестор планирует направить на реализацию проекта 900 миллионов рублей.
Вырастет в ближайшее время коттеджный поселок и в Белореченском районе. О своих планах реализовать этот проект заявила компания «Родники-1» и направит на эти цели 360 миллионов рублей.
Инвесторы готовы направить средства на строительство новых курортно-рекреационных и спортивно-развлекательные комплексов на Черноморском побережье края.
,6 млрд. руб. готова вложить «Агрофирма «Кавказ» в новый курортно-рекреационного комплекс в пригороде Анапы. Проект предусматривает создание курортной зоны со всей необходимой социальной и инженерной инфраструктурой и развитие такого перспективного направления как «винный туризм».
В свою очередь, компания «Экспо» планирует возвести в Олимпийской столице - городе Сочи - культурно-спортивно-оздоровительный комплекс «Мандарин» стоимостью 370 миллионов рублей.
А компания «Волейбол-Юг» намерена построить в городе-курорте Геленджик рекреационно-оздоровительный комплекс с оборудованными «по последнему слову» площадками для соревнований по пляжному волейболу. Стоимость проекта - 240 млн. руб.
Цифры
соглашение на сумму 130, 8 млрд.рублей подписали субъекты РФ 177 соглашений на сумму 351 млрд. рублей подписал Краснодарский край 238 соглашений на 481,8 млрд. рублей - всего подписано 16400 кв.м - общая площадь павильонов, построенных для проведения мероприятий форума 11400 кв.м, в том числе Краснодарский край - 2 000 кв.м - площадь выставочных экспозиций
Кстати
В форуме приняли участие зарубежные делегации 27 государств: Абхазия, Австрия, Австралия, Армения, Бельгия, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Израиль, Исландия, Испания, Италия, Иран, Польша, Сербия, Словакия, Словения, США, Турция, Украина, Франция, Финляндия, Швейцария, Швеция, ЮАР, включая 11 руководителей дипломатических представительств иностранных государств, а также деловые миссии стран Европы. В мероприятиях форума приняли участие высокие иностранные гости - президент Республики Абхазия С. Багапш, президент Республики Южная Осетия Э. Кокойты, вице-премьер-министр, Министр территориального управления Республики Армения А. Геворкян, заместитель министра экономики Республики Армения А. Петросян, заместитель премьер-министра Республики Беларусь В.П. Буря, вице-премьер, министр экономики Польши В.Павляк, министр внешней торговли и развития Финляндии П. Вяюрюнен.
Самые многочисленные делегации были из Италии, Германии, Финляндии.
Зарегистрировано участие 54 субъектов РФ. Делегации 34 субъектов возглавили лично главы регионов, 21 регионов представили свои выставочные экспозиции и 7 регионов провели в рамках Форума Презентации.
В ходе работы VIII Международного инвестиционного Форума «Сочи - 2009» руководители края провели ряд значимых двусторонних международных встреч с главами делегаций Армении, Белоруссии, Польши, Финляндии.
С руководителями дипломатических миссий США, Франции, Италии, Венгрии, послом Соединенных Штатов Америки Д. Байерли, послом Французской Республики в России Жаном де Глиниасти, послом Итальянской Республики в России Витторио Клаудио Сурдо, послом Венгерской Республики в России Д. Гилианом.
С представителями иностранного бизнеса:
Генеральным директором Восточного комитета немецкой экономики Р. Линднером.
Президентом Американской торговой палаты в России Э. Сомерсом.
Генеральным директором ООО «Нестле Россия» Стефаном де Локером.
Также состоялась встреча с вице-губернатором Тверской Области Д. Зелениным, в ходе которой стороны подписали соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом, социальном и культурном сотрудничестве».
В последнее время в иностранных СМИ все больше упоминается Сочи как столица предстоящих Олимпийских Игр.
«Сочи проходит курс принудительного омоложения.
В самом разгаре Олимпийские игры в Ванкувере, а Россия уже занимается подготовкой к следующим играм в Сочи: еще ничего не построено, но правительство готово на любые жертвы, лишь бы успешно завершить эту колоссальную стройку, пишет Le Figaro <#"justify">18 февраля 2010г.
Кевин О'Флинн <#"justify">«Путинская стройплощадка в Сочи
Довольно абсурдно устраивать зимние Олимпийские игры в Сочи, полагает Томас Бекер, чья статья опубликована сегодня в Financial Times Deutschland <#"justify">12 февраля 2010 г.
Томас Бекер | Financial Times Deutschland»
«Сплошная стройка
В российском Сочи в 2014 году пройдут зимние Олимпийские игры, и корреспондент Tageszeitung <#"justify">Когда два года назад тогдашний президент России и большой любитель спорта Владимир Путин предложил свой излюбленный курорт в качестве места проведения зимней Олимпиады, никто и не подумал предлагать что-то иное: вассалы президента смастерили компьютерную модель и оставили позади других претендентов. И вот, через два с половиной года регион вокруг Сочи напоминает сплошную стройку. Как некогда пророчествовал президент Международного олимпийского комитета Жак Рогге, скоро субтропический рай на побережье Черного моря превратится "в место для проведения соревнований в зимних видах спорта международного уровня", а строительные мероприятия, необходимые для этого, "не нанесут никакого вреда экосистеме". Что ж, иронично комментирует слова "верховного олимпийца" журналист, может кто-то и в Санта-Клауса верит.
Через четыре года в Адлере, недалеко от Сочи, должны вырасти великолепные ледовые арены для хоккея, стадион для фигурного катания, дворец для керлинга и конькобежный комплекс. Однако на сегодняшний день там можно увидеть лишь бетонные плиты да стальные опоры, свидетельствует корреспондент.
В часе езды на автомобиле, продолжает автор, расположен горно-туристический центр ОАО "Газпром". К Олимпиаде планируется его переименовать, а пока сойдет и так - здесь, замечает обозреватель, работы продвинулись дальше всего. Уже построена современная подъемная станция и Grand Hotel. Но всего в нескольких минутах ходьбы - словно перемещаешься в машине времени в далекие 1950-е, пишет автор. "Альпика-сервис" - такое название носит единственный пригодный для опытных горнолыжников горноклиматический курорт. Все ничего, замечает автор, если бы не древняя канатная дорога, подъем на которой занимает почти час с тремя пересадками.
Чтобы справиться с колоссальной транспортной проблемой, которая неминуемо возникнет в ходе проведения Игр, параллельно и частично по устью реки Мзимты будет проложена железнодорожная и автомобильная трасса. За 28 минут гости и участники соревнований будут доставляться экспрессом с побережья в мир Кавказских гор. Экологи опасаются экологической катастрофы - глава ОАО РЖД Якунин лишь отмахивается. Общественность, пишет в заключение автор публикации, вряд ли когда-нибудь узнает величину реальных затрат на этот гигантский проект. Путин в свое время говорил о 9 млрд евро. Но плюс-минус пара миллиардов - в России за этим дело не станет.
марта 2010 г.
Томас Бекер | Tageszeitung <#"justify">2.3 Влияние крупных международных событий на имидж региона (на примере подготовки к Олимпийским Играм в Сочи)
Сочи, настоящий город на все времена года, предлагает посетителям множество различных занятий и развлечений на протяжении всего года. Все эти составляющие индустрии развлечений Сочи значительно повлияли на развитие курорта и превращение его в излюбленное место отдыха россиян. Проведение в Сочи Олимпийских игр 2014 оставит после себя значительное спортивное наследие на долгие годы в виде спортивных сооружений на Красной Поляне, которые позволят молодым поколениям сочинцев и россиян в целом тренироваться и совершенствовать свое мастерство. Но такое спортивное наследие будет также способствовать дальнейшему развитию Красной Поляны и Сочи как круглогодичного курорта, усовершенствованию и модернизации развлекательных и выставочных комплексов. Все это окажет исключительно положительное воздействие на состояние сферы туризма, которая является движущей силой экономики Сочи.
Зимние Олимпийские игры в Сочи оставят бесценное наследие не только для Краснодарского края и страны, но и для всего Олимпийского движения. Игры послужат стимулом для экономического развития региона и будут способствовать позитивным изменениям в российском обществе: больше внимания будет уделяться вопросам защиты окружающей среды и интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в активную социальную жизнь. Благодаря Олимпийским играм в Сочи вырастет популярность зимних видов спорта среди россиян.
Поддержка заявки Сочи (а также агитация за город-курорт) российским президентом Владимиром Путиным сыграла огромную роль. За несколько дней до этого на встрече с российскими спортсменами Путин заявил: «Хороших заявок много, сильная только одна - Сочи. Мы включились в гонку не для того, чтобы согреться, а для того, чтобы победить». По словам российского президента, если Россия получит право проведения Олимпиады, то она справится с задачей организации соревнований на самом высоком уровне.
Завоевав право провести зимнюю Олимпиаду-2014 в Сочи, Россия подтвердила, что является центром морального влияния на мировые дела, считает президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев. "Россия хорошо потрудилась и заслуженно получила право принять Олимпиаду. Это решение Международного Олимпийского комитета показало - мы сильны не только спортивными достижениями, но и сильны экономически, сильны организационно, сильны как центр морального влияния на мировые дела, пользующийся авторитетом среди большинства из 204 стран-членов современного Олимпийского движения", - подчеркнул он. Здесь подкрепляется сложившийся положительный стереотип о том, что Россия - мощное государство, имеющая большое влияние в мировом пространстве.
Расположенная в Сочи резиденция главы государства и проходящие здесь встречи на высшем уровне создали городу имидж третьей столицы России. Центральный район по праву можно назвать «сердцем» Сочи, т.к. именно здесь протекает культурная, деловая и развлекательная жизнь города. Здесь проводят встречи главы государств, политики, промышленники, банкиры, представители научной и культурной элиты нашей страны.
Имидж Сочи как столицы зимних Олимпийских игр учитывает и политические, и общечеловеческие ценности. «Если будет принято решение о проведении олимпиады в Сочи - это огромная победа и преференции в качестве чего? Рабочих мест. Это миллиарды отчислений в виде налогов, это дороги - 200 километров. Олимпиада приходит и уходит, а это все останется», - объясняет губернатор Краснодарского края Александр Ткачев.
В 2014 году в Сочи пройдут Зимние Олимпийские игры. Уже сейчас город преображается на глазах - благоустраиваются улицы, прокладываются новые автомагистрали, возводятся звездные отели и гостиницы, обновляются корпуса и номера санаториев. Все это - сегодняшний день и будущее курорта Сочи. Ради этого стоит отложить дела и отправиться на отдых к морю. «Город-мечта», «Город-сказка», «Город-праздник».
Проведение в Сочи Олимпийских игр 2014 станет, пожалуй, самым ярким моментом в многовековой истории города и будет вдохновлять еще не одно поколение жителей Сочи и России в целом.
Как же проходила подготовка заявки города Сочи на проведение Олимпийских Игр - 2014?
Российские топ-менеджеры считают, что победу "Сочи-2014" обеспечили члены Заявочного комитета - люди, пришедшие из бизнеса и привыкшие работать на результат.
"Люди из бизнеса делятся на две категории - "реальные" и "нереальные". Первые работают на цель и добиваются успехов, а вторые рассказывают о том, что им помешало достигнуть цели. Так вот, победа "Сочи -2014" в большей степени обусловлена тем, что именно эти люди - команда Заявочного комитета, являются "реальными". Они выступили как сплоченная команда, работающая на одну цель. И они этой цели достигли", - рассказал dp.ru генеральный директор ОАО "Система Масс-медиа" Элдар Разроев.
Генеральный директор Заявочного комитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко пришел из рекламного бизнеса. Еще в 1989 году он основал небольшое агентство, которое впоследствие превратилось в одного из лидеров рекламного рынка России - Media Arts Group. Сейчас он является старшим вице-президентом компании.
Председатель правления Заявочного комитета Елена Аникина входит в Совет директоров компании "Интеррос" и является председателем Совета директоров компании "Роза хутор".
Из ЗАО МТС в Заявочный комитет пришли заместитель генерального директора Татьяна Доброхвалова и директор по маркетингу и связям с общественностью Андрей Брагинский. Из маркетингового агентства FCB MA - директор по международным связям ЗК "Сочи-2014" Денис Герасев. Директор по стратегическому планированию Дмитрий Мосин - из крупнейшей в России компании-автодилера Rolf. А директор по организации мероприятий Тото Дарч пришел в Заявочный комитет из американо-российского маркетингового агентства "The point".
"Я думаю, что Заявочный комитет Сочи является сегодня самой профессиональной группой специалистов в области PR в сфере спортивных коммуникаций", - рассказала dp.ru Галина Лысенко - эккаунт директор агентства PRP Weber Shanwick, проводившего pr-кампанию Заявки "Сочи-2014" в России.
"Заявочный комитет принимал самое активное участие в pr-кампании. Все наши действия координировались и осуществлялись в согласовании с сотрудниками службы по связям с общественностью Заявочного комитета "Сочи-2014", - добавила Галина Лысенко.
Основные акценты pr-кампании, по словам Галины Лысенко, были сделаны на то, что " Россия - страна, где получено самое большое количество олимпийских медалей в зимних видах спорта, и вместе с тем ни разу в нашей стране не проводились Зимние Олимпийские игры. Важную роль сыграло сообщение, что Олимпийские игры 2014 года оставят уникальное наследие для будущих поколений россиян и позволят нашим спортсменам тренироваться на родных спортивных площадках. Немаловажным также стал тот факт, что Заявка Сочи предложила самый компактный план проведения зимних Олимпийских и Паралимпийских игр за всю историю их существования"
При подготовке к проведению Олимпийских игр обязательно следует учитывать опыт других стран. Обратимся к опыту Атланты, комитет по Олимпийским играм которой совместно с агентством Ketchum PR получили премию «Серебряная наковальня» в 1997г.
«Комитет по Олимпийским играм в Атланте совместно с агентством Ketchum PR Премия "Серебряная наковальня" за 1997 г.
Обзор
Комитет по Олимпийским играм в Атланте (The Atlanta Committee for the Olympic Games, ACOG) - некоммерческая организация, занимавшаяся организацией и постановкой юбилейных Олимпийских игр 1996 г., столкнулась с обескураживающей ситуацией. Всего год назад известность Атланты среди американцев, живущих за пределами штата Джорджии, как города, где будут проходить Олимпийские игры, составляла 44%. Хуже того, по мере их приближения, растущий цинизм по отношению к массовой коммерциализации игр угрожал омрачить миссию доброй воли Олимпиады и ее идеи. ACOG должен был сплотить американцев в проведении этого события. Для решения этой сложной задачи была задумана Олимпийская эстафета 1996 г., ставшая самой крупной эстафетой, которая собрала зрителей больше, чем когда-либо. Путешествие длиной 15 тыс. миль (около 24 тыс. км), проходившее по 42 штатам, должно было создать сильное объединяющее чувство гордости по всей Америке. Так как успех эстафеты должен был задать тон Играм, информация подавалась осторожно, сосредоточивая внимание американцев на Олимпийском огне и отвлекая общественное мнение от вопроса сверхкоммерциализации Олимпиады.
Гармонично используя тысячи общественных праздников, эстафета 1996 г. решила поставленную задачу. Миллионы людей были затронуты этим историческим событием и приняли в нем участие.
Исследование
Расширенная команда ACOG пересекла страну для того, чтобы определить самый безопасный, наиболее доступный, богатый культурными достопримечательностями маршрут и самый лучший путь для эстафеты Олимпийского огня.
Целевые группы, на которых было сосредоточено основное внимание, определили основные принципы организации эстафеты в том числе:
) предпочтение общественных факелоносцев знаменитостям,
) предпочтение различных факелоносцев "корпоративному спонсору" и
) восприимчивость аудитории к сообщениям об исторической значимости Олимпийского огня.
Проведено два пробных мероприятия, привлекших более 150 штатных сотрудников, помогавших осуществлять связь и действия.
Анализ действий обеспечил возможность составить точный график перемещения Олимпийского огня в руках бегунов, на велосипедах, лошадях, мотоциклах и гарантировать его прибытие к началу церемонии открытия.
Встречи с руководителями города и добровольных организаций помогли определить наилучшие способы поддержки эстафеты и проведения городских празднеств.
Вторичное исследование
Изучение истории и традиций Олимпийского огня и Олимпийских игр для выработки протокола сопровождения факела.
Обзор использовавшихся ранее способов освещения эстафет в СМИ.
Тщательное изучение работы многолетних организаторов эстафет подтвердило предположения, полученные путем анализа.
Изучение истории США и достопримечательностей помогло составить достойный освещения в СМИ маршрут.
Планирование
Было предпринято всестороннее планирование материально-технической поддержки и работы СМИ.
Цели:
) сообщения об Олимпийском огне должны охватить не менее 50% населения США;
) мотивировать американцев для участия в эстафете и празднике Олимпийских игр 1996 г.;
) стимулировать в стране национальную гордость и олимпийский дух.
Стратегия.
Разработать маршрут, который был бы расположен в двух часах езды от 90% населения США.
Пригласить общественных деятелей в качестве факелоносцев.
Сосредоточить внимание СМИ на важности Олимпийского огня и миссии людей, которые его несут, а не на корпоративных спонсорах.
Вести радио- и телепрограммы с празднеств, чтобы вдохновить местное население на участие; показать Олимпийский огонь и отразить особенности местной культуры.
Обеспечить легкий доступ СМИ к эстафете, используя новейшие информационные технологии.
Разработать всесторонний план реакции различных изданий чтобы управлять репутацией ACOG.
Целевая аудитория: 1) население в целом; 2) олимпийцы 3) СМИ США.
Бюджет: 1,2 млн. долл. в течение 12 месяцев; зарплата 30 сотрудников СМИ, в том числе 18 сотрудников Ketchum.
Реализация
Эстафета передачи Олимпийского огня 1996 г. стала Олимпийским событием, непохожим на какое-либо событие, проводившееся ранее. В течение 84 дней караван из 12 передвижных телеустановок передавал новости об Олимпийском огне, о тех, кто его нес, и людях, участвующих в празднествах, стимулируя патриотический энтузиазм по поводу Игр в Атланте. Служебный персонал и добровольцы работали под управлением ACOG и использовали следующие мероприятия для реализации поставленных целей.
Начало 27 апреля 1996 г. Чтобы сразу завладеть вниманием Америки, ACOG организовал основное событие в Колизее, в Лос-Анджелесе (место проведения Олимпийских игр 1984 г.), к которому было привлечено внимание более 150 СМИ и тысяч зрителей. Соблюдая древние традиции Греции, представляя олимпийцев и народных героев, организаторы смогли вызвать бурю эмоций, которая прокатилась по всей стране.
Маршрут и дополнительные действия. Работая вместе с правоохранительными органами, региональные команды разработали маршрут, проложенный по 42 штатам, длиной 15 тыс. миль, расположенный в двух часах езды от 90% населения. Из сочетания общенациональных и местных достопримечательностей, открывающихся панорам и оригинальных транспортных средств (пароход, поезд компании Union Pacific, фуникулер) был соткан неотразимый видеоряд.
Процесс подбора факелоносцев. Чтобы отдать дань уважения добровольцам, ACOG начал с программы "Народный герой". В результате общенационального телефонного опроса и процесса выбора на местах 5500 общественных деятелей получили честь нести Олимпийский огонь. (Дополнительные программы предоставили ещё 4500 гражданам право нести огонь.).
Общественные праздники. 500 городов организовали празднества, посвященные встрече Олимпийского огня и местной культуре.
Связь со СМИ. Для управления информацией ACOG сосредоточил внимание СМИ на Олимпийском огне, его истории и на людях, которые его несли, рассказав сотни интересных историй о них. Эти истории захватили национальные и местные СМИ на 84 дня. Для большей эффективности была организована трехуровневая структура связи со СМИ: наступательная команда, команда путешествующего каравана и команда координационного центра в Атланте. За несколько месяцев до начала событий обсуждалось то, как будет обеспечена организация маршрута. Горячие линии, веб-сайты (в том числе подробные карты маршрута) и ежедневные порции фотографий и отснятого киноматериала обеспечивали легкий доступ СМИ к информации. Первоначальное соглашение с NBC гарантировало освещение событий в прайм-тайм (пиковое время). Всестороннее планирование откликов на события и ежедневно координируемые связи с караваном, с командой наступления и центром в Атланте помогали управлять более чем 25 "кризисными точками".
Оценка
Олимпийский огонь и информация о нем дошла не менее чем до 50% населения США.
Эстафета прошла 15 тыс. миль за 84 дня, пронеся Олимпийский огонь на расстоянии двух часов езды от 90% населения Америки. Десятки тысяч жителей, около 1100 общин приветствовали его. Более 2 млн. составил тираж сообщений в СМИ, каждый американец слышал положительные сообщения в среднем 8 или более раз. В среднем 24 статьи выходили ежедневно. События эстафеты появлялись на первой странице за день до начала, более 4000 журналистов получили мандат для сопровождения эстафеты; 230 из них несли Факел, в том числе Кейт Курик (Katie Couric) из Today Show и Гленн Руффенах (Glenn Ruffenach) из Wall Street Journal. Associated Press, USA Today и Atlanta Journal-Constitution освещали события ежедневно. В соответствии с соглашением NBC показывала факелоносцев в прам-тайм и включала спецрепортажи в передачу Боба Костаса (Bob Costas). Тысячи американцев имели ежедневный доступ на веб-сайты для получения информации.
Мотивирование американцев для участия в эстафете и юбилейных Играх.
От Лос-Анджелеса до Атланты миллионы людей выстроились вдоль маршрута, по 20-30 человек в шеренге. По сведениям местной полиции, ранее этого не происходило ни на каком подобном событии. ACOG получил 70 тыс. заявлений с просьбой нести факел (по 12 заявок на одно место); 10 тыс. факельщиков, в том числе 800 олимпийцев, с честью пронесли огонь; более 25 тыс. добровольцев работали для того, чтобы состоялось это 84-дневное событие. Атланта привлекла самое большое число зрителей и продала наибольшее число билетов, чем когда-либо в истории Олимпийских игр. Рейтинги NBC превысили ожидания на 25%.
Стимулирование национальной гордости и духа.
Президент Клинтон назвал группу факелоносцев "звездными гражданами" и приветствовал огонь в Белом доме. Маршрут был окружен морем зрителей, олимпийских плакатов и наполнен музыкой. СМИ охватило настроение, описанное в статье "Моя улица - США": "Прохождение Олимпийского факела как символа надежды способствует огромному подъему нации" (New York Times, May 24, 1996). Большинство факелоносцев заслужили свой факел. Момент, когда последний факелоносец эстафеты, Мухаммед Али, зажег Олимпийский огонь, стал кульминацией национальной гордости и единства.»
Показательным является то, что в иностранных СМИ встречается все больше и больше упоминаний о предстоящих играх:
«Россия хочет воспользоваться канадским опытом
("The Vancouver Sun <#"justify">Некоторые элементы канадской программы по подготовке к Олимпиаде могут помочь восстановить национальную сборную после неудачи в Ванкувере, считает российский чиновник.
Россия хочет использовать некоторые наиболее удачные элементы канадской программы «Завоевать пьедестал» («Own The Podium»), чтобы восстановить национальную сборную, позорно провалившуюся на Зимней Олимпиаде-2010 в Ванкувере, утверждает глава оргкомитета «Сочи-2014». По словам Дмитрия Чернышенко, одним из самых ценных уроков, которые преподнесла Канада российским спортивным организаторам, стало понимание того, насколько важно зажечь в народе патриотизм. Он также добавил, что обсуждал с канадскими чиновниками, отвечавшими за программу, вопрос о том, как это сделать. «Среди вещей, которые сильнее всего впечатлили меня на Олимпиаде, было то, что нацию можно объединить вокруг одного проекта, и то, насколько зависит от этого успех национальной сборной», - заявил Чернышенко. Посредственные результаты, которые показала российская сборная, занявшая в Ванкувере шестое место в общем зачете и первое место на Паралимпийских играх, привели в ярость президента Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина и заставили их отправить в отставку нескольких высокопоставленных спортивных чиновников. Чернышенко, отвечающий за организацию Игр 2014 года, пережил чистку и даже укрепил свое положение, в связи с необходимостью возрождать российскую сборную. В своем интервью по итогам Паралимпийских игр в Ванкувере он признал, что России следует улучшить показатели своих спортсменов. «Мы можем все прекрасно организовать, но можно ли будет назвать Игры удачными без национальной сборной на олимпийском пьедестале? - спрашивает он. - У нас есть свои планы, но некоторые очевидные принципы и факты, которые привели к успеху канадской национальной сборной, игнорировать нельзя».
По словам Чернышенко, у России есть собственная программа по подготовке спортивной элиты, носящая название «Результат», однако он надеется, что элементы канадской программы «Завоевать пьедестал», стоившей стране 110 миллионов долларов, можно будет использовать, чтобы ее «отшлфовать». «Я благодарен канадцам за их готовность поделиться секретами с организатором следующих Игр, - сказал он. - Мы возвращаемся в Россию с новой энергией, с новыми и идеями и с новым пониманием, чего мы хотим добиться».
Неудачи российской сборной также сказались на попытках сочинского оргкомитета проинформировать публику о своих строительных проектах с бюджетом в 30 миллиардов долларов. Корпорации, спонсирующие подготовку к Сочинской олимпиаде, выделили средства на экстравагантный павильон в здании Музея науки, в котором проходили, в том числе, вечеринки и приемы. Как отметил Чернышенко, в России это многим не понравилось.
«Sochi House в Ванкувере отлично представлял проект, целые толпы людей интересовались тем, как он продвигается. Однако в нашей стране, многие неожиданно сделали из этого вывод, что наши спортсмены терпят неудачи, а некоторые чиновники ничего по этому поводу не предпринимают - только танцуют, демонстрируют российское искусство и так далее», - заявил он.
«Однако мы не могли прекратить нашу деятельность, как бы плохо ни выступали спортсмены. Мы должны были как можно более активно рекламировать наш проект».
По словам Чернышенко, российские планы намного амбициознее канадских. За ними стоит национальная программа по созданию в причерноморском Краснодарском крае новой столицы зимних видов спорта. Кроме того, он надеется, что Олимпиада позволит изменить ряд глубоко укоренившихся в российском обществе установок, которые не благоприятствуют продуктивности, ответственному отношению к экологии, волонтерству и уважительному отношению к инвалидам.
«Это общенациональный проект, он не ограничивается одним городом. Олимпиада - отличный катализатор для того, чтобы многое изменить», - подчеркнул чиновник.
Чернышенко ожидает, что многие из этих вопросов будут подняты в докладах, которые оргкомитет Ванкуверских игр представит оргкомитету «Сочи-2014» и Международному олимпийскому комитету на июньском совещании в России.»
Выводы
Исходя из вышеупомянутых факторов, определяющих структуру международного имиджа региона, можно дать общую оценку имиджа Краснодарского края: удобное географическое положение (регион расположен на юге европейской части России, граничит с Ростовской областью, Ставропольским краем, Карачаево-Черкесской Республикой и Грузией); плодородные сельскохозяйственные угодья, пригодные для выращивания зерновых, овощных и плодовых культур, и леса, в основном ценных пород - хорошая сырьевая база для перерабатывающей промышленности; благоприятные природно-климатические условия, способствующие развитию индустрии туризма и отдыха: субтропический климат на побережье, природные минеральные источники и лечебные грязи; наличие более 60 видов полезных ископаемых, в том числе мрамор, известняк, железные и апатитовые руды, нефть и природный газ; развитая транспортная инфраструктура: прямые выходы к Черному и Азовскому морям через восемь портов, три международных аэропорта (в Краснодаре, Сочи и Анапе) и разветвленная сеть автомобильных и железных дорог; большой рынок сбыта: регион является третьим по численности населения после Москвы и Московской области, - все эти преимущества, безусловно создают исключительно позитивный имидж для Краснодарского края.
Затрагивая вторую группу факторов, влияющих на формирование имиджа региона, впервую очередь хотелось бы сказать об экономическом форуме, на котором ежегодно присутствует огромное количество представителей иностранных государств, а также делегации из других регионов России. Также Краснодарский край участвует в многих международных выставках и конференциях. Как пример приведу визиты делегации Краснодарского края в Германию на форум "Дни Краснодарского края в Германии". Важно и то, что в сентябре 2009 года международные рейтинговые агентства изменили прогноз по рейтингу Краснодарского края со «Стабильного» на «Позитивный». А кредитные рейтинги территории в определенной степени могут выступать в качестве индикаторов состояния международной узнаваемости и успешности регионального позиционирования.
Заключение
Для каждого из регионов страны должен быть разработан свой мотивационный механизм. Для каждого - найдены особые социально-коммуникативные подходы, которые должны укреплять единство страны, формировать разнообразный, но одновременно целостный образ. В данной работе рассмотрены основные принципы, способы и приемы формирования имиджа региона
Краснодарский край позиционирует себя как динамично развивающийся регион России; как край, занимающий ведущее место в рациональном использовании собственных капиталовложений, в привлечении к сотрудничеству зарубежных партнеров в инвестиционных программах; край, который достиг успехов в наращивании мощностей в аграрном, промышленном, транспортном секторах, в строительстве.
В 2014 году в России впервые пройдут Зимние Олимпийские игры. А состоятся они не «там, где всегда мороз». Примет Олимпиаду 2014 самый теплый город нашей страны - субтропический Сочи. Для курорта с мировым именем 5 июля 2007 года была открыта новая глава - олимпийская. В большинстве своем негативное восприятия России мировым сообществом благодаря этому событию может способствовать в какой-то степени разрушению сложившихся исторически невыгодных для нашей страны стереотипов и установок.
На примере Краснодарского края в данном исследовании было наглядно показано, как должны развиваться и позиционироваться все регионы России, чтобы наша страна вновь смогла вернуть себе статус великой державы, стать страной номер один в мире.
Библиографический список
1.Абышева Ю.Ю. Проблема формирования имиджа города: социально-управленческий аспект: дис. ... канд. социол. наук / Ю.Ю. Абышева. - Н. Новгород, 2005.
2.Автореферат Комплексная Программа мер для увеличения эффективности инвестиций в нефтяном комплексе РФ до 2010.
3.Алешина И. Паблик Рилейшнз для менеджеров и маркетологов. М., 2002.
.Андреева Э.А. Автореферат Методология управления инновационной активностью субъектов национальной инновационной системы России, 2010.
.Афанасьев В.В. Россия и Европа: история и современность//Современная Европа. - 2007. - №4.
.Арженовский И.В. Введение в экономику региона / И.В. Арженовский. - Н-Новгород: ВВАГС, 1999.
.Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы. / Под ред. Л.Г. Бабенко - 2-е изд., стер. - М., 2005.10. Босова М. Пользователи услуги DISEL снова в выигрыше. // Кубанские новости 2009. 27 января.
.Босова М.В. В традициях - быть первыми! // Кубанские новости. 2009.13 февраля.
.Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-пресса», 2007.
.Галумов Э. Имидж против имиджа М., 2005.
.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. АО Изд. Группа «Прогресс», «Универс», 1994.
.Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз. / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Еремина. М., 2003.
.Журналистика в мире политики / П./р. С.Г. Корконосенко. - СПб., 2004.
.Ильинский С.В. Энциклопедический словарь по PR и рекламе, часть 2.
.Качество отдыха выходит на первый план // Кубанские новости, №188, 2006.
.Кирьянова Л.Г. Территория как субъект Public Relations // Журналистика: реклама и СО : новые подходы. - Воронеж, 2002.
.Кирьянова Л.Г. PR и маркетинг территорий / Л. Г. Кирьянова // Коммуникации в современном мире. - Воронеж, 2002.
.Кирьяшина М.А. Роль печатных СМИ в создании имиджа регионального политика : дисс…. канд. филол. наук / М. А. Кирьяшина ; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 2004.
.Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации. Общество. СМИ. Власть. Юнити-Дана, 2009.
.Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения: Уч. пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб и доп. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2003.
.Ковальчук А.С. Основы имиджеологии и делового общения ДП. РнаД.:Феникс.2009.
.Кондратьев Э.В., Абрамов Р.Н. Связи с общественностью. М., 2003.
.Конференция «Создание привлекательного инвестиционного имиджа региона»; Круглый стол «Имидж регионов России» в рамках «Дни PR» 18.02.2003.
25.Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., 2000.
26.Кочеткова А., Филиппов В., Скворцов Я. Теория и практика связей с общественностью: Учебник для вузов. СПб.:Питер Пресс, 2009.
27.Кошелюк М. Региональный PR: О чем БРЕНДят регионы / М. Кошелюк // Советник. - 2003. - № 8.
28.Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1990.
.Кравченко Н.П. Приемы позиционирования первых лиц региона в местных СМИ // Журналистика в 2005 году. - М., 2006.
30.Креатив информационных поводов.// PR в России. 2006. № 11.
.Кузьменкова А.А., Клочкова М.С. Связи с общественностью. Краткий курс. Окей-книга, 2009.
32.Кузьменко Т.В. Оценка бизнес-имиджа территории в системе региональной экономической политики: на материалах Ставропольского края : автореф. дис. … канд. экон. Наук / Т.В. Кузьменко. - Ставрополь, 2007.
.Лавров А. М. Региональный маркетинг и тенденции его развития / А. М. Лавров, В. С. Сурнин // Реформирование экономики: региональные аспекты - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994 .
.Мартынов В.Л. Коммуникационная среда как объект географических исследований // География и природные ресурсы. Иркутск., 2000. - № 2.
.Николаева Ю.Н. Привлечение инвестиций в регион с использованием маркетингового подхода: дис. …канд. экон. наук / Ю. Н. Николаева; Моск. пед. гос. ун-т. - М., 2004.
.Панасюк А.Ю. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии / А. Ю. Панасюк // PR в образовании. - 2004.
.Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. - М.: Омега-Л, 2007.
.Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом.;1999. - № 5-6.
.Перелыгина Е. Исследование имиджа в русле PR и социальной психологии // Советник № 7 (91), июль 2003.
.Полборн Р. Образ и предвкушение: учеб.-метод. пособие / Р. Полборн. - М.: Флинта, 2003.
.Почепцов Г.Г. Имиджелогия / Г.Г. Почепцов. - 2-е изд. - М.: Рефл-Бук, 2002.
.Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-Бук, 2001.
.Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 2003.
.Почепцов Г.Г. Профессия: имиджмейкер / Г.Г. Почепцов. - Киев; СПБ: Алетейя, 2000.
.Самые успешные PR-кампании в мировой практике. / Пер. с англ. Консалтинговая группа «ИМИДЖ-Контакт». М., 2002.
.Скрипова Е. Дипломная работа 2008 г. Образ региона как основа формирования политического имиджа страны.
.Титков А. Образы регионов в российском массовом сознании / А. Титков // ПолИс. - 1999Туровский Р. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей?; М., 1999.
.Туровский Р. Региональная идентичность в современной России // Российское общество: становление демократических ценностей?; М., 1999.
.Ушанов П.В. Медиа рилейшнз. Основные аспекты взаимодействия СМИ и Public Relations. Флинта, Наука, 2009.
.Федоркина А.П., Ромашкина Р.Ф. Проблема имиджа в контексте социального психоанализа / Имидж госслужбы. Сборник научных трудов. - М.: ИДФ-СПА Консалтинг, 1996.
.Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России: Психология рекламы, формирование имиджа, политическая реклама / О. А. Феофанов. - СПб.: Питер, 2004.
.Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2001.
.Шабалин И.А. Имидж региона как информационно-политический ресурс : дис. … канд. полит. наук / И. А. Шабалин. - М., 2005.
.Шабунин А.С. Формирование имиджа региона: теоретические аспекты и перспективы применения : на примере Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской областей : дис. ... канд. полит. наук / А. С. Шабунин. - Ярославль, 2006.
.Щедровицкий П.Г. Психоанализ для регионов / П.Г. Щедровицкий // Эксперт - Северо-Запад. - 2001. - №11 (40).
.Эллвуд А. Основы брендинга / А. Эллвуд. - М.: Гранд, 2002.
.Яковлев М.В. Формирование политического имиджа региона в условиях современной России : на материалах республик Башкортостан и Татарстан : дис. ... канд. полит. наук / М.В. Яковлев; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2006