Значение и роль маркетинговой деятельности в функционировании современного предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,92 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Значение и роль маркетинговой деятельности в функционировании современного предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Российский рынок маркетинга и его участие в функционировании современного предприятия

. Основные составляющие маркетинговой деятельности Паблик рилейшнз и коммуникации

.1 Понятие PR

.2Преимущества и недостатки PR-деятельности

.3Традиционные коммуникативные и PR-инструменты

.Маркетинговое исследование и сопровождение рекламной деятельности шоколада Alpen Gold

.1 Анализ шоколада Alpen Gold с точки зрения потребителя и производителя

.2 Направление маркетингового воздействия кампании на своих потребителей

.3 Установление контакта между производителем и потребителем продукта через рекламу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Для достижения маркетинговых целей организации и индивидуумы используют четыре основных средства маркетинговых коммуникаций или продвижения: рекламу, личные продажи, продвижение продаж и PR. В действительности набор средств коммуникации маркетинговой информации более обширен. Сам по себе каждый из элементов маркетингового комплекса сообщает определенную информацию потребителю. Так высокая цена несет потребителю сообщение, отличное от того, что несет низкая цена. Цена нередко выступает индикатором качества. Престижный магазин чаще обеспечивает товару более высокую воспринимаемую ценность, чем уличный рынок.

Наряду с четырьмя основными видами маркетинговой деятельности (реклама, личные продажи, продвижение продаж и PR) называют также прямой маркетинг, спонсорство, Интернет, информацию «из уст в уста», упаковку, экспозицию в точке продаж. Действительно, все эти средства несут маркетинговую информацию, однако по форме, содержанию и методам передаваемой информации представляют собой в значительной степени сочетание уже названных средств. Спонсорство предполагает формирование позитивного имиджа (PR), а также рекламу. Сегодня многие рекламные и информационные агентства прибавили PR к списку услуг, оказываемых своим клиентам. Relations (Паблик Рилейшнз) применяется для формирования долгосрочного образа фирмы, поддерживает позитивный корпоративный образ, создает определенные тенденции общественного мнения.

Задачи PR - создание благоприятного климата вокруг фирмы, воздействие на ключевые аудитории, и обеспечение двусторонней связи между ключевой аудиторией и фирмой, улаживание конфликтных, кризисных и просто нестандартных ситуаций.

Тема работы «Значение и роль маркетинговой деятельности в функционировании современного предприятия» актуальна, с каждым днем ее актуальность возрастает, т.к.современные тенденции привели к тому, что сейчас маркетинг и ее составные компоненты, например такие, как реклама и пиар, стоят у «руля власти».

Объектом исследования при написании работы стал маркетинговая деятельность и ее составляющие, это пиар-деятельность, коммуникационная политика. Предметом же для написания служит взаимосвязи и взаимодействие этих категорий. Задачи, поставленные при написании работы: дать определения и характеристику, а так же проанализировать практическое применение основных составляющих маркетинговой деятельности на предприятии, охарактеризовать их достоинства и взаимодействие.


Маркетинг в России, гораздо моложе западного, но представляется сейчас сформированным и достаточно насыщенным. PR-агентства или, как более модно стало их называть, коммуникативные (коммуникационные) агентства предоставляют практически любые разновидности маркетинговых услуг по формированию связей с общественностью в соответствии со спецификой запроса клиента.

Выделяются агентства с лидирующими позициями на рынке, которые уже имеют вполне солидный опыт и багаж наработанных технологий, что позволяет говорить о наличии профессиональных участников и рынке, как таковом. Ведущие агентства, зарекомендовавшие себя, имеют более чем 10-15-ти летнюю историю. Как правило, это московские и питерские компании, открывшие сеть филиалов в других городах России.

К таким относятся «Никколо М», «Михайлов и партнеры», ЦПК «PRопаганда», «ИМА-консалтинг», AGT Communications Group и другие. За годы работы они сформировали свое уникальное предложение и определили специализацию, сконцентрировав усилия на тех направлениях, где опыт наиболее богат и имеются устойчивые связи.

Российский рынок консалтинга имеет два базовых направления: политический PR и PR для бизнеса. В этой связи рынок услуг в области связей с общественностью является наиболее зависимым от политической конъюнктуры и темпов развития экономики.

В первом случае - это «фактор политической сезонности», определяемый сроками подготовки и периодичностью проведения выборных кампаний, во втором - «фактор бизнес-сезонности», зависящий от положительной или отрицательной динамики развития отдельных видов предпринимательской деятельности, спадов или подъемов макро- , мезо- или микроэкономики. Появление и распространение новых для российской деловой среды финансовых инструментов, возможностей выхода на мировой рынок, влияние глобальных и локальных экономических явлений, приводит к возникновению новых pr-услуг. Так, например, прижился на российском рынке Investor Relations, появилась потребность в проектировании имиджа и репутации для выхода на IPO, финансовый кризис «оживил» спрос на услугу по антикризисному PR .

Таким образом, спектр оказываемых маркетинговых услуг периодически расширяется и корректируется, агентства концентрирует на наиболее востребованных маркетинговых услугах, спрос на которые зависит от изменений в политической, экономической и социальной сферах государственного устройства.

Новые социальные тренды, появление инновационных инфокоммуникационных технологий и средств связи стимулируют развитие рынка. Компании вынуждены внимательно следить за тенденциями развития общества, чтобы оперативно реагировать на грядущие изменения и формировать новые предложения услуг, опережая не только своих конкурентов, но и еще не созревшие запросы клиентов.

Как отмечают некоторые участники рынка, ряд предложений остается низко востребованным у клиентов в силу не понимания последних необходимости создавать или менять отношения с какой-либо группой стейкхолдеров, а также неготовности к принятию инноваций.

Так, например, услуга по формированию отношений с персоналом (внутрикорпоративный маркетинг) менее популярна у заказчиков, чем media relations; создание использование традиционных технологий и каналов коммуникаций преобладает над новейшими. Так, например, PR -агентствам чаще заказывают разработку концепции корпоративных печатных СМИ, чем создание и управление проектом внутреннего сайта (итранет) или блогосферой.

Во многом развитие рынка PR -консалтинга зависит от грамотности заказчика в сфере общественных коммуникаций. Конечно, формирование такой грамотности в интересах самих участников рынка PR -консалтинга.

Выделяется, как наиболее сложная, проектная работа, связанная с разработкой уникального решения конкретной задачи в соответствии со спецификой сферы деятельности клиента и индивидуальными параметрами заказа. Часто клиенты заказывают выполнение определенного набора услуг, реализацию которых не может обеспечить собственное pr-подразделение или пресс-служба в силу ограниченности ресурсов. Примером может стать выполнение работы по мониторингу СМИ, отработке негативных публикаций, копирайтингу, интернет-продвижению и другое.

Маркетинговые агентства по-разному трактуют и определяют перечень своих услуг. Можно наблюдать несколько дефиниций одной и той же по сути услуги, к примеру, кризис менеджмент, кризисные коммуникации или антикризисный pr. Однако выделяются и общепринятые понятия, среди которых услуги по GR, IR, Event media, Public Affairs , внутрикорпоративный PR. Например, политический pr, в общем виде, подразумевает подготовку и проведение федеральных и региональных предвыборных кампаний, партийных выборов, GR и лоббирование. Отдельно выделяют услугу по ведению издательских проектов, как правило, информационных и внутрикорпоративных СМИ.

Ряд компаний, разделяет свои услуги на практики, например оказывают услуги по четырем направлениям-практикам: корпоративные, финансовые и социальны коммуникации, а также практика государственных контрактов.

Сфера финансовых коммуникаций, пожалуй, одна из специфических и относительно новых для нашего рынка. В нее входят услуги по корпоративному позиционированию и репутационному менеджменту, сопровождению выхода на IPO, коммуникации в процессе реструктуризации. Для реализации подобных проектов, агентство должно обладать серьезными наработками и специалистами со знаниями бизнес-среды, специфики работы в разных отраслях экономики и на финансовых рынках.

Успешные агентства, предлагающие услуги по созданию визуальных коммуникаций и мультимедийных проектов, обзаводятся собственными дизайн и видео студиями. Для других, конкурентным преимуществом становится своя широкая филиальная сеть, позволяющая работать с региональными проектами и аудиториями, а также с зарубежными партнерами и инвесторами. Выделяются агентства, предоставляющие услуги компаниям преимущественно определенного сектора экономики, например, телекоммуникационным компаниям или фармацевтическим, нефтегазовым или государственным.

По различным данным, представленным в аналитических материалах агентств в интернете, наиболее популярна услуга по формированию отношений с медиа, так как в большинстве случаев клиенты воспринимают маркетинг и пиар, как статьи в газетах и журналах или репортажи.

Отношения со СМИ примерно на 60-70% заполняют все работы агентств, остальное - отношения с партнерами и клиентами, и на последнем месте стоит корпоративный PR. Преобладание так называемых «media relations» среди услуг, оказываемых PR-агентствами, можно назвать общей тенденцией.

В прошедшем году наиболее востребованными оказались корпоративные и кризисные коммуникации в связи с проблемами в финансово-экономической сфере. На втором месте, маркетинговые коммуникации. Цифровые коммуникации (digital PR) показывают устойчивый рост по всему миру, а также и в России.

Одним из новых востребованных направлений в консалтинге можно назвать SR - PR в социальной сфере, сопровождение проектов по корпоративной социальной ответственности. Для государственных органов, предприятий и организаций предлагается pr-сопровождение приоритетных социальных проектов. Далеко не многие компании предлагают услугу по новому актуальному направлению, называемому по-разному: территориальный брендинг, Regional Relations и т.п. в рамках которого осуществляется формирование и продвижение имиджа какой-либо территориальной единицы, региона или субъекта.

Трендом последних лет является развитие и наращивание услуги интернет-коммуникаций, опции которой постоянно расширяются. Теперь это не только создание и поддержание корпоративного сайта, присутствие в информационном интернет-пространстве, работа с электронными СМИ, но и создание корпоративных форумов, внутренних корпоративных сайтов, социальных сетей и блогов. Некоторые агентства называют комплекс таких услуг - интерактивные коммуникации.


.1 Понятие PR

Паблик рилейшнз (Public Relations, PR) - установление и поддержание коммуникаций в организационной среде в целях обеспечения благоприятного поведения среды в отношении организации.- преимущественно неличная коммуникация, содержащая информацию об организации, продукте, услуге или идее, не оплачиваемая прямо идентифицированным спонсором. PR предполагают неличную коммуникацию с массовой аудиторией. Неличный компонент показывает, что PR используют масс-медиа (то есть телевидение, радио, газеты, журналы, Интернет), посредством которых сообщение может быть передано большим группам людей, часто в одно и то же время. Неличная сущность PR означает, что обычно нет реальной возможности для немедленной обратной связи со всеми получателями сообщения - отправитель и получатели информации разделены пространством и/или временем. В числе исключений - пресс-конференции (в том числе в Интернет), где журналисты и другие участники задают вопросы выступающему. Однако журналисты и участники пресс-конференции - лишь очень малая часть публичной аудитории (телезрителей, радиослушателей, читателей газет и интернет-аудитории), на которую, собственно, и нацелена пресс-конференция. Неличный характер коммуникации, отсроченность обратной связи означают проблемы ситуационного управления коммуникацией. Поэтому перед тем, как сообщение отсылается, отправитель должен не только анализировать возможную интерпретацию сообщения аудиторией и реакцию аудитории на него, но и формировать необходимую нтерпретацию сообщения и необходимую реакцию на это сообщение.ориентированы не столько на продвижение продукта для потребителей, сколько на продвижение организации, событий или индивидуумов в общественном сознании, среди целевых групп общественности. Потребители - не единственная и не самая значимая аудитория PR. Развитие информационного обмена в обществе побуждает маркетологов и практиков маркетинга направлять маркетинговые коммуникации за пределы традиционного сегмента покупателей. Все чаще с целевой аудиторией маркетинга ассоциируются группы влияния, лидеры мнений, профессиональные сообщества, избиратели и более широкие круги общественности.- лишь одно из средств продвижения. Если реклама является платным средством информирования, то сообщения PR не оплачиваются компанией непосредственно и в этом смысле могут быть практически бесплатными для источника. Компания или организация в данном случае стремится получить поддержку СМИ для освещения продукта, услуги, события в интересах обеспечения осведомленности общественности, для формирования знания, мнений и поведения целевого рынка. СМИ не берут платы за размещение PR-информации, если она представляет собой товар на информационном рынке и может быть продана потребителям СМИ.

К средствам PR относятся пресс-релизы, обзорные статьи, истории и другие материалы, представляемые в разных жанрах в разных СМИ; пресс-конференции, выставки и другие спецмероприятия; интернет-представительства, фильмы, диски и другие средства.

2.2 Преимущества и недостатки PR-деятельности

Преимущества PR:

Доверие публики. Потребители обычно менее скептичны в отношении благоприятной информации о продукте/услуге, если она приходит из объективного и беспристрастного источника - СМИ, публичной персоны. Рекламе и отделу маркетинга потребитель доверяет меньше.

Информационная ценность для СМИ и целевой аудитории. Качественный PR-материал повышает рейтинг СМИ и усиливает позицию СМИ на информационном рынке. Качественный PR-материал - это та информация, на которую посетитель интернет-сайта, читатель газеты или зритель информационно-аналитических программ с готовностью тратит свое время, когнитивные и нередко финансовые ресурсы.

Низкая цена средств PR. Компания не платит за время или место в масс-медиа, таких как телевидение, радио, газета или интернет-страница. Компания, конечно, несет затраты по созданию средств PR (видео, написание текста, публикация в Интернете) или по оплате работы штатных сотрудников, выполняющих эту функцию. Эти затраты, как правило, значительно ниже других программам продвижения.

Недостатки PR:

Недостаток контроля компании над сообщением. Организация может написать пресс-релиз или пригласить представителя СМИ просмотреть свой новый продукт в надежде получить благоприятное освещение в газете или в новостях. Однако нет гарантии, что история о продукте появится в газете вообще или будет транслироваться по в то время, когда его увидит целевая аудитория компании. Более того, информация о продукте может быть представлена неправильно или некоторые важные детали пропущены. Следует также помнить, что известность, создаваемая СМИ, не всегда благоприятна и может быть разрушительной для организации. Например, информация о небезопасности продукта (автомобиля, медикамента, продукта питания) способна резко ухудшить позицию на рынке продукта и компании в целом.

Развитие интернет-коммуникаций создает новые возможности для PR в силу таких свойств, как глобальность, интерактивность, оперативность, мультицентризм. Ведение социально-этичного маркетинга означает расширение масштабов коммуникаций организаций и общества, то есть усиление позиций PR в маркетинговых коммуникациях.

Традиционные коммуникативные и PR-инструменты

Пресс-мероприятия.Информационные мероприятия для представителей СМИ:

Пресс-конференция, это мероприятие для журналистов, проводится с целью информировать общественность о какой-либо новости/новостях и дать свои комментарии. Большая часть пресс-конференций проходит в сухом деловом формате. Однако в сценарии такого пресс-мероприятия уместны творческие элементы. Яркий информационный повод, развернутый под нестандартным углом зрения и вызывающий потребность у СМИ "прояснить" ситуацию, харизма и подготовленность спикера/спикеров, а также понимание потребностей СМИ могут существенно повысить эффективность пресс-конференции.

Пресс-тур, "Дорожное" мероприятие для журналистов, организуемое для привлечения внимания к объекту PR (региону, проекту, заводу-производителю или предприятию). Пресс-тур обеспечивает продолжительное неформальное общение с журналистами, помогает установить тесный контакт с ними, поделиться "неофициальной" информацией для укрепления связей. Это мероприятие может стать и самостоятельным информационным поводом.

Брифинг- Мероприятие для СМИ, является сокращенной версией пресс-конференции (обычно до получаса), как правило, без презентационной части. Такая форма коммуникации с журналистами чаще встречается как пост-мероприятие - краткое заявление, подведение итогов, ответы на вопросы. Иногда необходимость в проведении брифинга появляется стихийно.

Деловые мероприятия, Бизнес-ориентированные мероприятия для деловых партнеров, клиентов, контрагентов, СМИ и иных целевых групп:

Конференции- Крупное совещание представителей различных организаций для обсуждения актуальных вопросов и проблем отрасли, индустрии, продукта, услуг. Компания может выступать инициатором проведения конференции, демонстрируя высокие экспертные возможности в отрасли. Для участия в конференциях в качестве приглашенных экспертов компаниям и их представителям также необходимы серьезные компетенции.

Семинары- Бизнес-семинар - мероприятие учебного формата для партнеров, клиентов, компаний, государственных учреждений, посвященное определенным технологиям, методологиям, разработкам, идеям, товарам, услугам компании. Включает обучающую часть и дискуссию. Часто служит повышению лояльности целевых аудиторий.

Дебаты- Четко регламентированное мероприятие, предполагающее модерируемый обмен мнениями по заранее определенному поводу. В основе дебатов, как правило, лежит конфликт мнений, в ходе филигранно выстроенной дискуссии возможно серьезное воздействие на аудиторию, как результат - повышение репутации спикера/компании, формирование лояльности. Ведение дебатов и дискуссий требует серьезной подготовки и опыта спикера, использование данного PR инструмента для решения PR-задач должно быть тщательной выверенным и обдуманным. Может быть инструментом продвижения топ-менеджера компании.

Публичные слушания- Формат мероприятия дискуссионного типа, проводимый в целях принятия нормативно-правовых актов с участием заинтересованной общественности. Проводятся для обоснования, либо опротестования определенных официальных решений, связанных с деятельностью субъекта PR. Используются в случаях, когда позиция компании легко подтверждается. Принципы определяются Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Публичные слушания создают атмосферу открытости, соучастия, что положительно влияет на исход дела и формирование общественного мнения.

Специальные мероприятия. Мероприятия ориентированные на смешанные целевые группы и осуществляемые по жестким сценарным планам:

Презентация- Официальное представление нового предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу заранее приглашенных лиц. Может включать в себя различные интерактивные действия, event-компоненты. За счет творческой составляющей позволяет придать компании или ее продуктам дополнительную, эмоциональную окраску. Как правило, составная часть мероприятия (например, презентация, пресс-конференция, развлекательная программа).

Запуск объекта- Традиционное представительское мероприятие, посвященное открытию какого-либо значимого строения, объекта. Предполагает привлечение к участию чиновников, журналистов, представителей смежных бизнес-структур. Проведение мероприятия такого рода может привлечь широкое внимание общественности и СМИ и часто служит решению политических задач лоббирования интересов того или иного объекта, а также налаживанию связей в разных кругах.

Профессиональные праздники- Традиционное церемониальное праздничное мероприятие/цикл мероприятий, посвященное юбилею или иному профессиональному празднику. Проводится для повышения значимости деятельности компании. Предполагает обширную развлекательную программу с привлечением к участию чиновников, журналистов, представителей смежных бизнес-структур. Внимание/невнимание прессы к подобного рода мероприятиям зависит от сформировавшейся репутации компании-инициатора, общей ситуации в отрасли.

Спортивные соревнования- Одной из функций организации подобных соревнований является повышение узнаваемости или лояльности компании среди деловых партнеров, клиентов, сотрудников, широкой общественности. Может являться частью корпоративной культуры, мотивационным элементом для сотрудников.

Выставки- Участие в выставках является неотъемлемой составляющей современных бизнес-коммуникаций. Публичное мероприятие, демонстрирующее целевым группам суть деятельности компании, ее последние достижения, вписывает компанию в контекст представителей отрасли. Выставки, независимо от формата, решают несколько задач: возможность привлечь внимание общественности, используя креативные решения в оформлении, качестве демонстрации продуктов/услуг, личной коммуникации, а также пригласить целевые СМИ и дать возможность "пощупать" руками последние новинки, разработки и т.п.

Экскурсии- Коллективное посещение определенного, примечательного чем-либо объекта, связанного с деятельностью компании. Существует несколько вариантов проведения экскурсий на предприятии:
- регулярные экскурсии, где тематика, область информирования целевых групп определяются заранее. Экскурсионный маршрут готовится и согласуется менеджментом компании, в данном случае для коммуникации с экскурсантами не обязательно присутствие топ-менеджмента, достаточно квалифицированных специалистов тех или иных направлений;
- эксклюзивные экскурсии, чаще проводятся топ-менеджментом в рамках проведения того или иного представительского мероприятия.

Похожие работы на - Значение и роль маркетинговой деятельности в функционировании современного предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!