Федеральные целевые программы, направленные на охрану здоровья населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    441,18 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Федеральные целевые программы, направленные на охрану здоровья населения

Минздравсоцразвития России

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Сибирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России)

Факультет экономики и управления в здравоохранении

Кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья



Курсовая РАБОТА

по дисциплине «Медико-социальные основы здоровья»

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Выполнил: студент 2 курса 7001 группы

Балдандоржиева Н.А.

Проверил: д-р мед. наук, профессор

С.М. Хлынин,

канд. мед. наук, доцент О.В. Куделина



Томск 2011г.

Введение

В настоящее время перед обществом и здравоохранением встала очень большая проблема - это снижение здоровья населения, в первую очередь населения трудоспособного возраста. В связи с этим здравоохранением был разработан ряд федеральных целевых программ, направленных на снижение заболеваемости, повышения уровня жизни пациентов, страдающих социально-значимыми болезнями, а также развитие медицинской грамотности населения.

Итак, тема моей курсовой работы «Федеральные целевые программы, направленные на охрану здоровья населения» актуальна на сегодняшний день, так как федеральные целевые программы призваны помогать в решении стратегических задач развития здравоохранения и социальной сферы, особенно в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

Целью курсовой работы является:

изучение федеральных целевых программ, ее направления, мероприятия проведения.

анализ реализации, мероприятия проведения, финансирование программы

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

. Раскрыть сущность федеральной целевой программы.

. Изучить финансирование, формирование, утверждение целевой программы.

. Провести анализ реализации федеральных целевых программ в Российской Федерации и их роль в финансировании бюджетных инвестиций.

Глава 1. Характеристика федеральных целевых программ

.1.     Основные понятия целевой программы, направленной на охрану здоровья населения

В современной цивилизации право человека на охрану здоровья перестает быть сугубо индивидуальным достоянием, оно становится важнейшей ценностью для государства и гражданского общества. Особенности права на охрану здоровья заключаются в том, что оно относится к неотчуждаемым правам, принадлежит человеку еще до его рождения, является неотъемлемым условием жизни общества и связано не только с необходимостью заботы о своем здоровье каждого гражданина, но и ответственностью государства за сохранение и укрепление здоровья своих граждан. Жизнь человека и его здоровье - высшие ценности для общества, с учетом которых должны определяться все остальные ценности и блага.

Охрана здоровья населения - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской и лекарственной помощи. В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической развития страны и ее отдельных регионам наряду с методами прогнозирования и индикативного планирования.[1],[10]

Федеральная целевая программа представляет собой увязанные по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

1.2.   Направления, преимущества ФЦП

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Бюджетное финансирование можно разделить на две части - финансирование объема услуг и конкретные целевые программы. В первом случае средства поступают к конкретному субъекту бюджетных расходов, во втором финансирование может поступать в ряд отраслей. В таком случае финансирование направляется или напрямую исполнителю, или через ведомство.[2]

В роли заказчика долгосрочной целевой программы может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.

Федеральные целевые программы являются эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов. Именно такой, программно-проектный подход, применяются в странах Европейского Союза, в США, Канаде, Японии и других для решения стратегических задач развития экономики и социальной сферы, в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки. [3]

1.3.   Перечень федеральных целевых программ, направленных на охрану здоровья населения

 Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)"

1)      Подпрограмма "Сахарный диабет"

2)      Подпрограмма "Туберкулез"

)        Подпрограмма "Вакцинопрофилактика"

)        Подпрограмма "ВИЧ-инфекция"

)        Подпрограмма "Онкология"

)        Подпрограмма "Инфекции, передаваемые половым путем"

)        Подпрограмма "Вирусные гепатиты"

)        Подпрограмма "Психические расстройства"

)        Подпрограмма "Артериальная гипертония"

 Федеральная целевая программа "Дети России" на 2007 - 2010 годы

·              Подпрограмма "Здоровое поколение"

·              Подпрограмма "Дети и семья"

 Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах". [4]

.3.1. 
Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2012 годы)"

Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)" (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением <#"663364.files/image001.gif">

Рис. 1 Источник финансирования мероприятий программы

Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям:

·  капитальные вложения - 23064,9064 млн. рублей;

·        научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1238,7268 млн. рублей;

·        прочие нужды - 21149,8245 млн. рублей, из них субсидии из федерального бюджета - 1593,716 млн. рублей.

Рис. 2 Направления расходования средства ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями 2007-2011 годы»

Исполнение за счет средств федерального бюджета обязательств по стройкам и объектам, находящимся в государственной собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности, осуществляется в порядке межбюджетных отношений в соответствии с положениями Бюджетного кодекса <#"663364.files/image003.gif">

Рис. 3 Объем финансирования подпрограмм

Оценка эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения с данными за 2005 год и с учетом необходимости достижения следующих показателей:

снижение доли осложнений при сахарном диабете до 28,5 процента;

увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом I типа, до 55,4 года, женщин - до 59,2 года;

увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом II типа, до 71,4 года, женщин - до 73,2 года;

снижение заболеваемости туберкулезом в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний до 1490 случаев на 100 тыс. человек;

увеличение показателя абациллирования больных туберкулезом, состоявших на учете на конец года, до 36,1 процента;

снижение смертности от туберкулеза до 15,2 случая на 100 тыс. населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 104,9 случая на 100 тыс. человек;

снижение количества вновь зарегистрированных в течение года случаев заражения ВИЧ-инфекцией в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний до 1,67 тыс. случаев;

увеличение доли ВИЧ-инфицированных беременных женщин, включенных в программу профилактики заражения ВИЧ-инфекцией новорожденных, до 95 процентов;

улучшение показателей, характеризующих раннее выявление злокачественных новообразований, в том числе увеличение доли больных с визуальными локализациями опухоли, выявленных на I и II стадиях заболевания, до 72 процентов;

снижение доли больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, в общей численности больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 27,5 процента;

снижение смертности от злокачественных новообразований у мужчин до 231,2 случая на 100 тыс. населения, у женщин - до 170 случаев на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости сифилисом до 49,2 случая на 100 тыс. населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 148 случаев на 100 тыс. человек;

снижение заболеваемости детей сифилисом до 7,1 случая на 100 тыс. детского населения;

снижение заболеваемости детей гонореей до 7,7 случая на 100 тыс. детского населения;

увеличение доли специализированных медицинских учреждений, осуществляющих мониторинг изменчивости возбудителей инфекций, передаваемых половым путем, в общем количестве учреждений дерматовенерологического профиля до 62 процентов;

увеличение количества подростковых специализированных центров профилактики и лечения инфекций, передаваемых половым путем, до 60 единиц;

снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом B до 2,6 случая на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом C до 3,7 случая на 100 тыс. населения;

снижение заболеваемости хроническими вирусными гепатитами B и C до 54 случаев на 100 тыс. населения;

увеличение доли пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общей численности наблюдаемых пациентов до 30 процентов;

исключение случаев возникновения заболеваний полиомиелитом;

снижение заболеваемости корью до 0,99 случая на 1 млн. населения.

2.2 Программа « Дети России на 2007- 2010 годы»

Реализация мероприятий Программы позволит:

улучшить качество жизни и здоровья детей;

повысить качество и доступность социальных услуг для семей с детьми, в первую очередь для семей с детьми-инвалидами;

усовершенствовать государственную систему социальной защиты и поддержки несовершеннолетних в целях обеспечения оказания экстренной и оперативной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также выполнения долговременной последовательной работы по поддержке детей, нуждающихся в особой заботе государства.

Реализация мероприятий подпрограммы "Здоровое поколение" позволит продолжить совершенствование государственной поддержки службы материнства и детства, повысить доступность и качество медицинской помощи женщинам и детям, добиться к 2011 году:

снижения показателя младенческой смертности до 9,8 на 1000 родившихся живыми;

снижения показателя материнской смертности до 21 на 100 тыс. родившихся живыми;

снижения показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;

увеличения доли детей 1-й группы здоровья до 37,5 процента общего числа детей;

снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей.

В ходе реализации подпрограммы "Одаренные дети" будет создана государственная система выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, охватывающая до 40 процентов детского населения школьного возраста, направленная на сохранение национального генофонда страны, формирование будущей высокопрофессиональной элиты в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Число победителей всероссийских конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров, проведенных в рамках подпрограммы, увеличится к 2011 году на 8 процентов по сравнению с данными 2006 года.

Оценка реализации направления "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" к 2011 году будет осуществляться по следующим показателям:

·  удельный вес безнадзорных детей в общей численности детского населения - 2,17 процента;

·        удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, в общем количестве безнадзорных и беспризорных детей - 83,3 процента.

Оценка реализации направления "Семья с детьми-инвалидами" к 2011 году будет осуществляться по следующим показателям:

удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве детей-инвалидов - 43,1 процента;

удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, в общем количестве нуждающихся в услугах семей с детьми-инвалидами - 25,2 процента.

Выполнение мероприятий указанной подпрограммы позволит снизить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обеспечение, увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи граждан, обеспечить эффективную социализацию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и их интеграцию с обществом.

Оценка реализации направления "Дети-сироты" к 2011 году будет осуществляться по показателю, отражающему долю детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи граждан, в общем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который должен достичь 72 процентов.[6]

Финансирование

Общий объем финансирования Программы 47845,9 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 10101,7 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 36315,1 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 1429,1 млн. рублей.

Таблица 3. Источник финансирования мероприятий ФЦП «Дети России 2007-2010 годы»

Источник

Млн. руб (план)

% (план)

Федеральный бюджет

10 101,7

21%

Бюджет субъектов РФ

36 315,1

76%

Внебюджетные источники

1 429,1

3%

Итого:

47 845,9

100%


По направлениям расходования средства распределяются следующим образом:

капитальные вложения - 25899,3 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 6917 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 18812,3 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 170 млн. рублей;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 37,7 млн. рублей за счет средств федерального бюджета;

прочие нужды -21908,9 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 3147 млн. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации -17502,8 млн. рублей;

за счет средств внебюджетных источников - 1259,1 млн. рублей.

Рис. 4 Источники финансирования программы

здоровье население целевой инвестиция

Исполнители мероприятий Программы определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 7 лет (2006 - 2012 годы) в 2 этапа.

На I этапе (2006 - 2007 годы) выделены основные мероприятия для осуществления:

·  создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;

·    обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданского общества;

·              совершенствование системы лицензирования в сфере подготовки водителей, разработка правовой основы контроля за осуществлением гражданами самостоятельной подготовки для получения права на управление транспортными средствами категорий «А» и «В»;

·              подготовка предложений по введению в отношении автошкол механизмов, позволяющих повысить качество подготовки водителей;

·              усиление контроля за наличием, исправностью и применением средств безопасности;

·              повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, активное внедрение детских удерживающих устройств;

·              реализация пилотных проектов замены постов дорожно-патрульной службы техническими автоматическими системами контроля за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации и применения вертолетов для ускорения прибытия на место дорожно-транспортного происшествия;

·              предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети;

·              мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий Программы.

На II этапе (2008 - 2012 годы) предусматривается реализация следующих мероприятий:

·    дальнейшее увеличение объема работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе внедрение комплексных схем и проектов организации дорожного движения, управления движением магистрального, районного и общегородского значения;

·              расширение объема работ по строительству подземных и надземных пешеходных переходов;

·              повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических мероприятий;

·              совершенствование работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;

·              совершенствование форм и методов контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;

·              совершенствование форм и методов международного взаимодействия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения;

·              продолжение мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий Программы.

Передача субъектам Российской Федерации материально-технических ресурсов (оборудования, не требующего монтажа, специальных транспортных средств), приобретенных за счет средств федерального бюджета, осуществляется государственными заказчиками Программы в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Финансирование

Общий объем финансирования Программы составляет 47 755,51 млн. рублей, в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 21049,01 млн. рублей (из них - на научно- исследовательские и опытно- конструкторские работы - 2446,23 млн. рублей, капитальные вложения - 15247,58 млн. рублей и прочие нужды - 3355,21 млн. рублей);

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 26245,4 млн. рублей (из них на капитальные вложения - 21805,9 млн. рублей и прочие нужды - 4439,5 млн. рублей);

за счет средств внебюджетных источников - 461,1 млн. рублей (из них на капитальные вложения - 359,9 млн. рублей и прочие нужды - 101,2 млн. рублей) (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.08.2007 N 528, от 15.07.2008 N 538, от 14.02.2009 N 132, от 02.08.2011 N 642) сокращение к 2012 году количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий,

Таблица 4. Источники финансирования ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах»

Источники

Млн. руб (план)

% (план)

Федеральный бюджет

21049,01

44,1%

Бюджет субъектов

26245,4

54,9%

Внебюджетные источники

461,1

1%

Итого:

47755,51

100%


Рис. 5 Источники финансирования программы

Рис. 6 Направления расходования средства

Заключение

По завершении работы можно сделать вывод, что сегодня федеральные целевые программы, направленные на охрану здоровья населения являются одним из важнейших средств реализации социальной политики государства и активного воздействия на социально-экономическое развитие.

Оценка эффективности реализации рассматриваемых программ проводится на основе сравнения с данными за 2005 год.

Результаты эффективности программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы»

снижение доли осложнений при сахарном диабете до 28,5 процента;

снижение заболеваемости туберкулезом в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний до 1490 случаев на 100 тыс. человек;

снижение смертности от туберкулеза до 15,2 случая на 100 тыс. населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 104,9 случая на 100 тыс. человек;

снижение заболеваемости сифилисом до 49,2 случая на 100 тыс. населения, в том числе в исправительных учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний - до 148 случаев на 100 тыс. человек;

снижение заболеваемости хроническими вирусными гепатитами B и C до 54 случаев на 100 тыс. населения;

улучшение показателей, характеризующих раннее выявление злокачественных новообразований, в том числе увеличение доли больных с визуальными локализациями опухоли, выявленных на I и II стадиях заболевания, до 72 процентов;

ФЦП «Дети России 2007-2010 годах»

снижения показателя младенческой смертности до 9,8 на 1000 родившихся живыми;

снижения показателя материнской смертности до 21 на 100 тыс. родившихся живыми;

снижения показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет (включительно) до 10,9 на 1000 новорожденных соответствующего года рождения;

увеличения доли детей 1-й группы здоровья до 37,5 процента общего числа детей;

снижения показателя первичного выхода на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) до 21,4 на 10 тыс. детей.

ФЦП « Повышение безопасности дорожного движения в 2007-2012 годах»

При реализации программы количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях по сравнению с 2005 годом будет снижено к 2012 году в 1,5 раза, а количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими - на 10 процентов. При этом в рамках осуществления мероприятий Программы учитывается реализация субъектами Российской Федерации мероприятий региональных программ, направленных на повышение безопасности дорожного движения.

Таким образом ряд федеральных целевых программ, направленных на охрану здоровья населения, значительно улучшилось здоровье граждан, но некоторые результаты желают ожидать лучшего.

Список использованной литературы

1.     Вялков, А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации/ А.И. Вялков// Пробл. управления здравоохранением. 2009. - №3.

2.      Вялков, А.И. Управление и экономика здравоохранения: учебное пособие / под ред. А.И. Вялкова; А.И. Вялков, В.З. Кучеренко, Б.А. Райзберг и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 664 с.

.        Медков, В.М. Управление здравоохранением / Под. ред. В.З. Кучеренко. М.: ТЕИС, 2007. - 448 с.

.        Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г. и др. Экономика и управление здравоохранением. <http://books.finansy.ru/book.asp?cod=131122&rp=1&up=6> М. 2002

.        Федеральные целевые программы России, Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений:- электронный ресурс [режим доступа <http://fcp.economy.gov.ru/c>]

.        Федеральные целевые программы России: электронный ресурс [режим доступа <http://www.programs-gov.ru/>]

.        ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2007-2012 годах» -электр. ресурс [режим доступа <http://www.fcp-pbdd.ru>]

.        Федеральный закон от 22 июля 1993 г. N 5487-1 Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (с изменениями от 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.)

.        Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения:- электр. ресурс [режим доступа <http://www.mednet.ru/r>]

.        Шиленко Ю.В., Райзберг Б.А., Вялков А.И. Управление и экономика здравоохранения <http://med.taukita.ru/item14533876.html>. М., 2002

Похожие работы на - Федеральные целевые программы, направленные на охрану здоровья населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!