Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    94,27 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра экономической теории

 



 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Макроэкономика

на тему: Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

Студентка

ФФБД, 2 курс, ДФП
А. В. Суховерхая
Руководитель ассистент
Е. М. Чепикова




МИНСК 2011г.

РЕФЕРАТ

Объект исследования - свободные экономические зоны.

Предмет исследования - организационные и социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе создания и развития СЭЗ.

Цель работы: выявление особенностей функционирования свободных экономических зон в целом и определение специфики их формирования и функционирования в РБ.

Методы исследования: научной абстракции, индукции, дедукции, экономико-статистический, системный, диалектический, а также логический и сравнительный анализ.

Исследования и разработки: раскрыт принцип функционирования свободных экономических зон и его особенности в Республике Беларусь.

Социально-экономическая значимость: изучение свободных экономических зон является очень актуальным, так как в настоящее время они являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, все заимствования из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

THE ABSTRACT

of research - free economic zones.of research - the organizational and social and economic relations developing in the course of creation and developments СЭЗ. The work purpose: revealing of features of functioning of free economic zones as a whole and definition of specificity of their formation and functioning in РБ. Research methods: scientific abstraction, an induction, deduction, eko-nomiko-statistical, system, dialectic, and also the logic and comparative analysis.and workings out: the principle of functioning of free economic zones and its feature in Byelorussia is opened.Social and economic importance: studying of free economic zones is very actual as now they are the important tool of national economic development and stimulation of foreign economic relations.author of work confirms that the settlement-analytical material resulted in it correctly and objectively reflects a condition of the investigated process, all loans from literary and other sources theoretical, methodological and methodical positions and concepts are accompanied by references to their authors.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития хозяйства, при переходе к рыночным отношениям, изменяется характер территориальных форм развития экономики. Одними из важнейших путей перехода к рыночной системе являются свободные экономические зоны.

В данный момент свободные экономические зоны вносят огромный вклад в развитие своих регионов. А как известно, общая эффективность экономики напрямую зависит от эффективности развития каждого региона страны. СЭЗ стимулируют инвестиционные поступления, что так же приводит к большему выпуску продукции. В пределах СЭЗ действуют льготные условия для ее резидентов, что привлекает как отечественных, так и иностранных инвесторов и производителей. Именно все эти факторы и отражают актуальность выбранной мною темы.

В основу концепции создания СЭЗ в Беларуси был положен международный опыт организации и развития этих территориальных образований. Так же следует отметить, что сравнительно недавно СЭЗ появились во всех областных центрах, что позволило предоставить более выгодные условия функционирования деятельности резидентов во всех областях страны.

Целью моей работы является выявление особенностей функционирования свободных экономических зон в целом и определение специфики их формирования и функционирования в РБ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

дать понятие свободных экономических зон и рассмотреть их значение для современной экономики;

выяснить, какие существуют методы привлечения инвестиций;

рассмотреть особенности функционирования СЭЗ в Республике Беларусь и их вклад для национальной экономики.

Для написания данной курсовой работы использованы печатные периодические издания, книжные издания ведущих зарубежных и отечественных авторов, нормативно-правовые акты РБ, интернет-ресурсы; информационно-аналитической основой исследования послужили статистические данные из экономической периодики, данные внутренней отчётности СЭЗ, функционирующих в РБ.

Среди отечественных исследователей при рассмотрении данного вопроса выделяются своими работами С.А. Абрамчук, Я.С. Друзик, Т.П. Данько, З.М. Окрут, И. Игнатов, В. Бутов, С.Г. Заливако, теоретико-методологические и практические разработки которых были использованы автором при написании курсовой работы.

1. Теоретико-методологические аспекты свободных экономических зон

.1      Различные подходы к определению свободных экономических зон

Свободные экономические зоны в настоящее время являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей. Они являются одними из новых, получивших широкое распространение в последние десятилетия формами международного разделения труда. Имея различные организационные формы и целевое предназначение, свободные экономические зоны могут широко варьироваться по своему названию - «свободные таможенные территории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «зоны совместного предпринимательства», «торгово-производственные» и другие. Однако при всём своём многообразии речь, по своей сути, идёт об одном и том же явлении современных экономических реалий - создании хозяйственных анклавов, имеющих беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определённую обособленность в торговле и валютно-финансовом отношении от остальной территории принимающих стран, тесную связь с мировым рынком и функционирующих на базе активного привлечения иностранного капитала [2, c.6].

Отметим исключительную специфичность и актуальность такого явления как СЭЗ, создание и становление которых направленно на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благоприятны для национальных и зарубежных инвестиций. Кроме того СЭЗ позволяют активно формировать экономику открытого типа, выступают своеобразным «передним краем», на котором применяются современная техника и технологии, мировые научно-технические достижения, современные методы управления экономикой, иностранный капитал и т.д. В зонах свободного предпринимательства создаётся современная инфраструктура, необходимая для деловой активности.

Различные типы таких зон называют «островками» мирового хозяйства, «окнами» для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков. Наконец, в СЭЗ многие экономисты видят прототип новой политики «открытых дверей» в мировую систему хозяйства.

Единого определения свободных экономических зон не существует в силу многообразия форм, уникальности и исключительности такого явления, а также постоянной трансформацией и модификацией в процессе их исторического развития. Однако отметим наиболее точные, интересные, в определённой степени полные, всесторонние и всеохватывающие подходы к определению СЭЗ.

Впервые определение, раскрывающее сущность этих экономических структур, было представлено научному миру и деловой общественности на Киотской конференции (1973): «Под свободной экономической зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению». Однако принцип «экстерриториальности» и «абсолютности» свободы, отражаемый в данном определении с критикой воспринимается критиками [5, с.9].

Эксперты ООН, в свою очередь, дают следующее определение СЭЗ: это ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинными таможенными и торговыми режимами, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот.

В. Игнатов и В. Бутов дают своё определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны - ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач» [11, c.192].

Профессор К.А.Семенов дает свое определение СЭЗ, понимая их как “географические территории, которым их политические центры представляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства” [3, c.9].

В широком смысле определения СЭЗ дали московские учёные-экономисты Т.П. Данько и З.М. Окрут: « Под СЭЗ понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определённой и конкретной общенациональной, интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению её границ». Это определение вытекает при рассмотрении наиболее важных особенностей СЭЗ в следующих аспектах:

с точки зрения конкретной экономики - организационных форм хозяйственной деятельности, имеющих преимущества в её пределах.

с точки зрения размещения производственных сил на территории страны.

с точки зрения экономических отношений производства и распределения необходимого и прибавочного продукта, произведённого в СЭЗ.

с точки зрения способности к взаимопроникновению, расширению и распространению её границ на другие, связанные с нею хозяйственные сферы, отрасли, территории.

Отмечу, что при таком подходе СЭЗ - это не только и не столько обособленная географическая территория, но даже часть национального экономического пространства, где введена и применяется определённая система льгот и стимулов, не используемая в других его частях [1, с.7-8].

Однако другой экономист, В. И. Варнаков, считает, что СЭЗ можно трактовать как инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы, так как СЭЗ - часть национального экономического пространства, охватывающая широкий спектр институциональных изменений, связанных с действием преференционального режима хозяйствования, который должен служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ определённого национального пространства, а не механизмов компенсации отсутствующих в этом пространстве факторов развития [5, c.10].

Но, предварительно подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определённым выводам: во-первых, СЭЗ - это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в четвёртых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.

Подытожив множество дефиниций к такому понятию как СЭЗ к такому понятию как СЭЗ, следует отметить то, что более корректно назвать «свободные» экономические зоны зонами особого экономического положения (статуса), поскольку понятие «свободы» не совсем верно отражает сущность данного элемента экономической деятельности. Так как во многих из СЭЗ применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определённого правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Однако в силу укоренившейся традиции такую формулировку можно оставить, тем самым акцентируя исключительность такого явления как СЭЗ. Таким образом, я считаю, что под СЭЗ следует понимать самостоятельные территориально-географические анклавы с определённой степенью обособленности от остального экономического пространства, на территории которых действует система льгот и привилегий для достижения определённых целей и задач.

1.2    Классификация свободных экономических зон

В соответствии с целями, задачами, приоритетами, определёнными в каждом конкретном случае, образуются зоны соответствующих видов, форм, параметров. В зависимости от выбранного критерия можно выделить ряд классификаций. Но прежде следует отметить, что классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон.

Отметим, что в мировой практике существует широкое разнообразие типов СЭЗ, их организационно-функциональная структура достаточно многообразна. Такое разнообразие объясняется множеством факторов, комбинаций факторов, влияющих на формирование СЭЗ. К таким факторам можно отнести: месторасположение, конфигурацию, размер территории, наличие и качество производственных ресурсов, особенности природных, экономических, политических условий, а также задачи, функции, цели и методы по их реализации, которые были сформулированы правительством, определившим также вид и формы хозяйственной деятельности.

Изучение эволюции организационных форм СЭЗ позволяет сделать вывод о необходимости при классификации СЭЗ использовать следующие критерии [2,с.10-14]:

)        место расположения зоны в соответствии с географией размещения относительно государственной границы;

)        место расположения зоны в соответствии с географией размещения относительно других государств;

)        характер деятельности или функциональное предназначение;

)        степень интегрирования в мировую и национальную экономику;

)        отраслевой признак;

)        характер собственности.

Так наиболее интересной является квалификация СЭЗ по характеру хозяйственной деятельности. Представляется возможным выделение следующих типов СЭЗ по данному критерию (см. приложение А):

)        зоны свободной торговли;

)        промышленно-производственные зоны;

)        торгово-производственные зоны;

)        технико-внедренческие зоны;

)        сервисные зоны;

)        комплексные зоны

.        Зоны свободной торговли

Зоны свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещённых товаров. Зоны свободной торговли, как правило, располагают ёмкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы.

.        Промышленно-производственные зоны

Они создаются как территория со специальным таможенным режимом, где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользуясь определёнными льготами. Главным здесь является целевая структура экспорта, которая должна охватывать требования иностранных прямых инвестиций, технологий. Без этого условия в данных зонах невозможно стимулирование экспорта, так как предприниматели могут вкладывать свои инвестиции лишь в определённую структуру промышленности. Целевая установка таких зон в развитии и повышении промышленного производства на данной территории, а также развитие связей между внутренним и международным рынками.

Один из подтипов таких зон называют ещё «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалёку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки. В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в этих зонах обычно режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и др.).

.        Торгово-производственные зоны

Эти зоны являются результатом комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. Специальные торгово-промышленные зоны представляют собой территории с льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Данная модель получила широкое распространение в США в виде так называемых «зон внешней торговли».

В данных зонах сконцентрированы национальные или зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот. Они создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономики по уровню организации эффективного, высоко технологического производства. На предприятиях, в них расположенных, используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые технологии. В них концентрируется значительный кадровый и инженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективных научно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов. Самая известная и крупнейшая находится в США - «Силикон-Велли» и даёт 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров.

.        Сервисные зоны

Данный тип зон представляет собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам также относятся оффшорные образования, где юридические лица, не ведущие не данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощённым режимом регистрации и налоговыми льготами.

.        Комплексные зоны

Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон. Следуя логике эволюционного развития свободных зон, можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство.

Так вышеуказанная классификация осуществлена посредством функционального подхода, где зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно территориальному подходу зона - это льготный режим, применяемый к определённому виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Общий сравнительный анализ, наглядно иллюстрирующий данную классификацию по типовым размерам и составу льгот в зонах, отражён в приложениях Б.

Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообразие этих экономических формирований. По данным ООН в настоящий момент в мире насчитывается несколько десятков экономических организационных структур с набором самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

Назовём некоторые из этих экономических формирований: зоны свободной экономики; зоны содействия инвестициям; зоны совместного предпринимательства; зоны беспошлинного производства; научно-технические зоны; беспошлинные экспортно-промышленные зоны; зоны экономического благоприятствования; зоны беспошлинной торговли; внешнеторговые зоны; зоны беспошлинного промышленного производства; экспортные беспошлинные зоны; экспортные промышленные зоны; банковские и страховые зоны; вольные гавани; открытые города; трансграничные зоны роста; зоны развития импорта; зоны внешней торговли.

Итак, можно сделать вывод, что СЭЗ, во всём своём многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается: надо активизировать научную деятельность - свободные научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения - торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные зоны; а если необходимо и первое, и второе, и третье - комплексные зоны. В целом, классификация зон представляет собой общее деление на группы исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.

2. Механизм функционирования свободных экономических зон

.1 Цели, задачи и условия функционирования свободных экономических зон

Формирование и зарождение свободных экономических зон предопределяют цели, задачи, приоритеты, которые должны быть чётко оговорены в концепциях социально-экономического развития каждого государства. В этом параграфе отметим наиболее общие стратегические цели и задачи создания СЭЗ.

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи - для уменьшения социальной напряжённости. Однако, несмотря на всё многообразия целей и задач создания СЭЗ, в общем, их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические [11, c.10-12].

Экономические:

более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;

привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукции;

увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Социальные:

комплексное развитие отсталых регионов;

увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические:

использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

приобщение к новым формам управленческого труда;

привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Условия функционирования СЭЗ

Все цели СЭЗ могут быть реализованы при целой системе условий, создаваемых для зарубежных инвесторов, принимающей страной. В этом плане назовём наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

политическая стабильность в стране создаёт общий благоприятный инвестиционный климат. Она, как показала практика, бывает решающей в привлечении зарубежных инвестиций;

наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;

наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);

очень важным условием является природно-географическая среда;

благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора.

В мире накоплен огромный опыт в создании СЭЗ, включая и критерии обоснования и выделения этих хозяйственных структур. Логика такова, что структура и условия развития национальных экономик не совпадают. Различия в экономике стран и континентов обусловлены многими причинами: природно-географическими, национальными, историческими, социальными, культурными и т.д. Однако условия для нормального функционирования СЭЗ, как и основные цели и задачи схожи во всех странах: создание новых рабочих мест и решение таким путём проблемы занятости, стимулирование притока иностранного капитала, расширение экспортной базы, улучшение платёжного баланса страны за счёт поступлений в иностранной валюте, эффективное использование местных ресурсов, стимулирование рыночных преобразований.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы: для наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо чётко определить те цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи, которые должны быть решены в процессе их функционирования. Причём сделать это необходимо ещё на начальном, предынвестиционном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т.к. их наличие и соблюдение свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.

 
2.2 Методы привлечения инвестиций в СЭЗ

Привлечение инвестиций в экономику является одной из важнейших задач любого государства, так как инвестиции, по сути, определяют развитие страны в целом и отдельных отраслей промышленности в частности. Они также содействуют улучшению в сфере занятости, увеличению поступления в государственный бюджет, развитию импортозамещения, конкурентной среды, диверсификации экономики.

В связи с этим особую значимость приобретает функционирование СЭЗ, к основным целям которых и относится привлечение инвестиций, наращивание производства экспортоориентированной и импортозамещающей продукции на основе новых и высоких технологий в интересах регионов и страны в целом. Поэтому возникает необходимость в разработке эффективных моделей инвестиционной политики.

Актуальность разработки Национальной программы привлечения инвестиций в Республику Беларусь обоснована в Постановлении Кабинета Министров от 22 июля 1995г. №319. Целью данной программы является разработка комплекса мер по увеличению потока отечественных и иностранных инвестиций в национальную экономику.

Основные задачи, поставленные на 2002-2010 гг. таковы:

-       улучшение инвестиционного климата во всех отраслях промышленности;

-       восстановление инвестиционного потенциала и развитие собственных инвестиционных возможностей организаций республики;

-       увеличение инвестиционного потенциала банковской системы;

-       увеличение объемов иностранных капиталовложений.

Свободные экономические зоны - это один из важнейших способов привлечения внешних инвестиций в определенные отрасли экономики, способствующий развитию и всей экономики в целом. Об этом говорится и в законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах».

В каждой СЭЗ должен устанавливаться специальный правовой режим в целях:

-       создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;

-       внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;

-       содействия международной интеграции и сотрудничеству;

-       гармоничного сочетания на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан [6, c. 1-2].

Закон о СЭЗ в любой стране должен включать детально разработанный раздел о льготах. В нём целесообразно указать, что предприниматели зоны освобождаются от налоговых пошлин и налогов при ввозе на территорию СЭЗ сырья, капитала, оборудования и других ресурсов, необходимых для обеспечения эффективного использования инвестиций. Авторы рекомендаций пояснили, что это стандартное правило для любой СЭЗ.

Второе стандартное правило любой СЭЗ состоит в том, что предприниматели зоны освобождаются от экспортных налогов, пошлин, экспортных выплат и квот, налога на добавленную стоимость, специальных налогов и любых других экспортных ограничений, за исключением утверждённых международными соглашениями на товары, производимые или собранные на территории СЭЗ и экспортируемые с незональной территории страны.

Предприниматели СЭЗ освобождаются от подоходного налога и налога на прибыль на 5 лет, начиная с момента получения первой прибыли. В течение следующих пяти лет предприниматели зоны облагаются подоходным налогом в размере 50% от нормальной ставки, при этом сумма налога, выплачиваемого во все бюджеты не должна превышать 25% от полученного дохода. По истечении второго пятилетнего периода предприниматели зоны платят подоходный налог по общепринятой в данной стране ставке, но при этом подоходный налог, выплачиваемый во все бюджеты, не должен превышать 25% дохода. В любой период, если ставки налогов превышают 25%, то во все бюджеты налоги выплачиваются с пропорциональным уменьшением, чтобы в целом выплаты не превышали 25% дохода [5.с.39].

На мировом рынке инвестиций данные льготы применяются в случае использования этих инвестиций в СЭЗ. Они призваны обеспечить окупаемость инвестиций в период, когда риск капиталовложений наиболее высок. Эти льготы нельзя рассматривать, как экономический ущерб для принимающей стороны, так как в противном случае крупные иностранные инвестиции не будут поступать.

Специалисты, прибывающие для работы на предприятиях СЭЗ, должны иметь оформленные в законодательном порядке права и обязанности. Например, импортные товары, ввозимые для их личного пользования, освобождаются от таможенных пошлин и налогов, включая НДС на жильё, на определённое количество автомобилей, приборы и электронную технику. Эти товары должны быть вывезены или переданы другому лицу в случае прекращения работы на территории донной страны. Однако, если будет обнаружен факт злоупотребления таможенными льготами, то административный комитет зоны может аннулировать документ об освобождении от уплаты налогов иностранными физическими и юридическими лицами, действующими в СЭЗ.

Авторы рекомендаций также считают целесообразным чётко определить порядок пользования землёй на территории СЭЗ.

В целом рекомендации, содержащиеся в документе «Всемирной ассоциации зон», не выходят за пределы международно признанной практики. В РБ при разработке законодательства о СЭЗ, максимально использовались данные рекомендации.

Одним из главных стимуляторов для развития СЭЗ является система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот (cм. приложение Б).

Каждая страна или тот или иной её регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с реализуемыми на её территории программами и проектами. Однако в экономической литературе выделяют четыре основные группы льгот:

. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.

. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения.

. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.

. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

В результате применения льгот норма прибыли в СЭЗ составляет 30-35%, а иногда и больше: например, транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40% прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки окупаемости капитальных вложений (считается нормальным, когда эти сроки не превышают 3-3,5 года) [2.с.18].

Однако льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем, при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.

Если ограничения деятельности иностранного капитала в СЭЗ редки и незначительны по своим масштабам, то стимулы, наоборот, многочисленны и разнообразны. Дополнительно к беспошлинному импорту и экспорту они могут включать:

частичное или полное освобождение от подоходных налогов, местных муниципальных налогов и сборов, арендной платы;

разрешение на осуществление капиталовложения в любой форме;

финансирование предприятий, зарегистрированных в СЭЗ, из государственных источников форме беспроцентных или льготных займов на осуществление конкретных инвестиционных проектов;

создание особого валютного режима: сведение до минимума валютного контроля, обеспечение конвертируемости национальной валюты и возможности свободной репатриации прибылей.

Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой - гибкость управления зонами. Изменяющаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными корпорациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.) влияет на развитие свободных экономических зон и, соответственно, требует адекватного реагирования на эти изменения.

Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США, "Шеннон" в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили, во-первых, экспортно-производственные зоны. Как было сказано выше, целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется рядом экономических причин и, прежде всего: потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации. Во-вторых, особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и, соответственно, попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами.

Образование свободных экономических зон, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны.

После всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что для современной экономики СЭЗ играют важную роль в том плане, что инвестируя свои средства в ту или иную зону, будь то зона свободной торговли или оффшорная зона, инвестор всегда получает ряд преимуществ по сравнению с остальными производителями. Эти льготы позволяют производить больше продукции, тем самым принося прибыль себе и государству.

свободный экономический зона

3. Особенности функционирования свободных экономических зон в РБ

.1 Цели и задачи свободных экономических зон в РБ

В Беларуси процесс функционирования СЭЗ начался лишь в декабре 1996 года, когда были выделены средства и начала формироваться администрация СЭЗ «Брест». Создание СЭЗ рассматривается в нашей республике как важное звено в реализации принципов открытой экономики государства. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Вряд ли можно говорить о неких устоявшихся тенденциях функционирования СЭЗ в Беларуси по прошествии столь короткого периода (14 лет) для таких специфических образований. Однако уже можно подвести некоторые результаты деятельности СЭЗ на белорусской земле, а также уже можно отметить достаточно чёткий круг проблем, с которыми сталкиваются резиденты, потенциальные инвесторы и администрация [4,с.45-46].

В основу концепции создания СЭЗ в Беларуси был положен международный опыт организации и развития этих территориальных образований с особым налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных и зарубежных специалистов. В этой работе самое активное участие принимали немецкие и китайские практики.

Правовые и организационные основы создания, деятельности и ликвидации СЭЗ на территории РБ установлены:

указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996г. № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь». Этим же Указом была создана первая СЭЗ «Брест»;

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 1997 № 1415 «О концепции организации свободных (специальных) экономических зон на территории Республики Беларусь», в котором были конкретизированы принципы, цели и задачи, вопросы обоснованности создания СЭЗ на белорусской земле;

Законом Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» от 7 декабря 1998г.

В соответствии со статьёй 1 Закона: свободная экономическая зона - это часть территории республики с точно определёнными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, что наглядно можно проиллюстрировать на примере СЭЗ «Витебск» (см. приложение В). Резидентом СЭЗ признаётся зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ. В своей деятельности резидент должен руководствоваться Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях предпринимательской деятельности в СЭЗ. Согласно ст.6 Закона резидент СЭЗ также в праве на общих основаниях заниматься предпринимательской деятельностью за пределами СЭЗ [5, с.9].

Решение о создании СЭЗ принимается Президентом Республики Беларусь на основе предложения Совета Министров. Президент также вправе продлить срок действия СЭЗ либо принять решение о досрочной ликвидации СЭЗ, если цели её создания не были достигнуты или её дальнейшее существование противоречит экономическим и другим государственным интересам Республики Беларусь.

Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:

необходимостью структурной перестройки производства в целях интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства для того, чтобы Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню её экономического, социального и культурного развития;

выгодным расположением республики в центре Европы, предопределяющим интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ, в силу чего Беларусь может стать плацдармом для зарубежных инвесторов в освоении новых перспективных рынков стран СНГ;

особенностями экономики РБ, характеризующимися недостаточной обеспеченностью природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, предполагающими ориентацию производства на экспорт высокотехнологичной продукции.

СЭЗ в РБ призваны инициировать деловую и финансовую активность, в первую очередь, внешних инвесторов, стать источником новых рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство рассчитывает на оживление экономики регионов, распространение деловой активности на экономику всей страны [6, с.34].

Создание и успешное функционирование СЭЗ может сыграть важную роль в переходе к рыночной экономике. Процесс разработки и реализации политики СЭЗ будет способствовать осознанию тех проблем, с которыми сталкивается Беларусь в конкуренции с другими странами за инвестиции, и поможет повысить конкурентоспособность белорусской экономики в области инвестиций и торговли.

Подытожим цели и задачи создания СЭЗ в РБ: увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов; обеспечение дополнительных благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий, передового зарубежного опыта; содействие международной интеграции и сотрудничеству; стимулирование экспорта и импортозамещающих производств; создание новых рабочих мест, повышение загрузки имеющихся производственных мощностей; развитие и расширение сферы работ и услуг; развитие инфраструктуры территорий, эффективное использование имеющихся; получение практических результатов функционирования СЭЗ в целях дальнейшего их использования для проведения реформ в республике.

3.2 Вклад свободных экономических зон в развитие экономики страны, проблемы и перспективы развития свободных экономических зон

Сегодня перечень СЭЗ ограничивается пока лишь 6 зонами: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Гродноинвест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Могилёв». Все шесть СЭЗ Республики Беларусь являются комплексными, что проявляется в выполнении производственной, экспортной и таможенной функций.

Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим Положением о СЭЗ. В основном это привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития, ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ « Гомель-Ратон» - это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ «Брест» - расширение производства потребительских товаров и услуг. Вместе с тем для СЭЗ «Брест» определены специфические функции: туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности. Для СЭЗ «Минск» - перепрофилирование территории аэропорта «Минск-2», развитие импортозамещающих производств и создание экспортоориентированной продукции; для СЭЗ «Витебск» и «Могилёв» - развитие и обеспечение эффективного использования имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ «Гродноинвест» - трансформация в экономику региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий. В общих чертах инвестиционный потенциал СЭЗ по отраслям народного хозяйства отражён в приложении Г.

На 1 января 2010 г. зарегистрировано 284 предприятий-резидентов в действующих СЭЗ (подробнее см. приложение Д), из которых 93% осуществляют хозяйственную деятельность. 90% - промышленное производство: мебель, химическая продукция, резиновые изделия и пластмассы [19]. Действующими в целом по СЭЗ в 2009 году являлись почти 94% общего количества зарегистрированных резидентов, в том числе в СЭЗ «Брест» - 98,5%, СЭЗ «Минск» - 100%, СЭЗ «Гомель-Ратон» - 90%. Активно процесс организации производства идёт в СЭЗ «Витебск». 35 из 36 зарегистрированных резидентов начали функционировать, а это, пожалуй, самая молодая СЭЗ.

Свой капитал в создание и развитие предприятий на территории СЭЗ вложили представители бизнес-кругов Германии, Израиля, Италии, Кипра, Литвы, Латвии, Польши, России, США, Чехии, Швейцарии и других стран дальнего и ближнего зарубежья.

Рисунок 1 - Распределение, привлечённых в СЭЗ «Брест» прямых иностранных инвестиций

Основная часть из общей суммы инвестиций в основной капитал (594 735 млн. Br) поступила в промышленность - 509 020 млн. Br (85,6% всех средств), операции с недвижимым имуществом - 38 907 млн. Br (6,5%), торговлю и общественное питание - 29 496 млн. Br (5%). Меньше в сельское хозяйство - 6189 млн. Br (1%), материально-техническое снабжение и сбыт - 5092 млн. Br (0,9%), строительство - 4431 млн. Br (0,7%), науку и научное обслуживание - 1526 млн. Br (0,3%) [18]. Об эффективности использования инвестиций свидетельствуют данные таблицы 1. Так, в 2009 году по сравнению с 2005 годом выручка на 1 миллион инвестиций увеличилась практически во всех зонах, кроме СЭЗ «Минск» и «Гродно-Инвест». Значительный прирост экспорта обеспечили все зоны: с минимальным значением по 3,6 долларов США в СЭЗ «Минск» и с максимальным - 6,1 доллар США в «Гомель-Ратон». Количество налоговых поступлений увеличили три зоны из шести: СЭЗ «Витебск», имеющая высший показатель - 1,54, «Гродно-Инвест», СЭЗ «Могилёв». Прибыль увеличилась во всех зонах.

Таблица 1 - Показатели эффективности использования СЭЗ РБ

Наименование СЭЗ

Получено на один миллион инвестиций


Выручки от реализации

Экспорта, долл.

Налогов

Прибыли


2005

2009

2005

2009

2005

2009

2005

2009

Брест

14,01

15,3

0,24

5,0

1,64

0,67

0,64

1,09

Витебск

13,42

14,9

0,61

5,7

0,62

1,54

0,83

1,88

Гомель-Ратон

14,48

16,0

0,11

1,38

1,15

0,83

1,92

Гродно-Инвест

18,8

12,6

1,8

4,0

0,79

1,27

0,98

1,59

Минск

13,64

9,5

0,40

3,6

0,88

0,72

0,52

1,22

Могилёв

12,9

14,6

1,6

5,5

0,92

1,09

0,27

1,01


В 2009 г. рентабельность реализованной продукции в целом по резидентам СЭЗ составила 11,8%.

По сравнению с предыдущим годом выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг возросла на 31,2%, а сумма уплаченных налогов в бюджет и внебюджетные фонды увеличилась на 24,1%. Вместе с тем по-прежнему велика доля убыточных организаций: по всем резидентам СЭЗ - 15,9%, в т.ч. СЭЗ «Брест» - 21,9%, СЭЗ «Витебск» - 21,2%, СЭЗ «Гродноинвест» - 18,6%, СЭЗ «Гомель-Ратон» - 13,9%, СЭЗ «Минск» - 11,6% [18].

В целом такое положение обусловлено, во-первых, тем, что затраты на производство и реализацию продукции в 1,5 раза растут быстрее, чем прибыль от её реализации, во-вторых - в СЭЗ недостаточно внимания уделяется снижению материало- и энергоёмкости производства, внедрению новых и высоких технологий.

На внешний рынок поставлено товаров на 1539 млн. USD. При этом экспорт в страны СНГ составил 1342,5 млн. USD (87,2% общего объема), в т.ч. в Россию - 1167,3 млн. USD (75,8%). Среди экспортируемых товаров наибольший удельный вес занимают мебель и комплектующие к ней, рыбные консервы, тара пластмассовая, колбасные изделия и мясные консервы, полиацетали и полиэфиры простые, волокна синтетические, металлоконструкции алюминиевые и их части, прутки и профили алюминиевые, провода изолированные, кабели (см. приложение Е).

В то же время резидентами СЭЗ импортировано в минувшем году товаров на сумму 1511 млн. USD, в т.ч. из стран вне СНГ - на 1083,9 млн. USD (71,7% общего объем). В товарной структуре импорта преобладали пластмассы и изделия из них, технологическое оборудование, черные металлы и изделия из них, рыба и морепродукты, алюминий и изделия из него, спирты ациклические, углеводороды циклические, плиты древесно-стружечные и древесно-волокнистые, мясо и пищевые мясные субпродукты (см. приложение Ж).

По итогам 2010 года в СЭЗ занято 1,7% среднесписочной численности работающих по РБ, ими произведено 5,2% промышленной продукции, экспортировано 5,5% товаров, получено 3,1% общереспубликанских объёмов выручки от реализации продукции, доля инвестиций в основной капитал составила 1,5%. По сравнению с 2004 годом вклад СЭЗ в общий объём производства промышленной продукции увеличился в 2 раза, экспорта и выручки от реализации продукции - в 1,6 раза соответственно. Тем не менее негативное влияние мирового финансового кризиса дало о себе знать: в 2009 г. объем производства промышленной продукции в СЭЗ снизился на 6% и составил 6,4 трлн. Br. Наибольшее его снижение сложилось в СЭЗ «Брест» (на 20,7%) и СЭЗ «Минск» (12,1%). Почти на 3 тыс. уменьшилось количество рабочих мест, а среднесписочная численность работников сократилась до 56,6 тыс., одной из причин чего явилась не достаточно высокий уровень заработной платы (см. таблицу 2). Данные таблицы свидетельствуют о том, что, имея таможенные, налоговые и другие льготы, резидентами СЭЗ не в полной мере используется стимулирование работников оплатой труда. Среднемесячная заработная плата работников в четырёх из шести функционирующих СЭЗ допускались ниже, чем в среднем по республике - «Брест», «Витебск», «Гомель-Ратон», «Гродно-Инвест», а в СЭЗ «Витебск» и «Брест» - ниже среднеобластной.

Таблица 2 - Отношение номинальной среднемесячной заработной платы работников среднесписочного состава резидентов СЭЗ РБ,%

СЭЗ

Отношение среднемесячной зарплаты к


Областной,%

Республиканской,%

Брест

112,8

99,8

Витебск

82,8

74,6

Гомель-Ратон

94,9

89,5

Гродно-Инвест

100,1

91,6

Минск

119,1

158,7

Могилёв

117,1

102,7

Итого

101,7

101,7


Объемы экспорта продукции в СЭЗ в целом снизились на 28%, а положительное сальдо внешней торговли товарами - втрое. При этом отрицательное сальдо зафиксировано в СЭЗ «Витебск» (-20,4 млн. USD), «Брест» (-8,6 млн.) и «Гродноинвест» (-4,5 млн.). На 31% увеличилось количество убыточных резидентов СЭЗ [19].

Как было отмечено выше, доля СЭЗ в общем объёме промышленного производства РБ лишь немного превысила 5%, что свидетельствует о несущественном вкладе данных территорий в экономику республики. Это подтверждается и основными показателями деятельности резидентов такими как сальдо внешней торговли товарами; объём производства промышленной продукции, работ, услуг и инвестиций в основной капитал; экспорт и импорт товаров (cм. Приложение И), мало отличающихся от сложившегося уровня аналогичных показателей в среднем по республике. Так, экспорт на одного занятого в СЭЗ в 3,2 раза выше, чем в целом по республике, объём производства промышленной продукции - в 3,1 раза, прибыль от реализации товаров - в 2,5 раза, выручка от реализации - в 1,8 раза [8, с.74].

Динамика развития СЭЗ РБ по основным показателям представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Основные показатели деятельности СЭЗ РБ

Показатели

Годы


2000

2009

Количество зарегистрированных резидентов (работающих), единиц

144

260

284

Среднесписочная численность работников, чел.

7337

27163

56630

Номинальная начисленная заработная плата работников, тыс. руб.

67

487

1015

Объём производства промышленной продукции, работ, услуг в фактических отпускных ценах, млрд. руб.

88,6

1822,6

6381,3

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

11,7

318,1

663,0

Экспорт товаров, млн. долл. США

78,9

580,2

2270,0

Импорт товаров, млн. долл. США

89,6

618,6

2110,6


Данные таблицы свидетельствуют об устойчивом и быстром росте всех основных показателей. Так, менее чем за десять лет количество резидентов СЭЗ увеличилось почти в 2 раза, что вызвало рост числа работников в СЭЗ, объём производства и инвестиции в основной капитал выросли в 72 и 57 раз соответственно, экспорт и импорт товаров - в 29 и 24 раза. Положительная динамика показателей развития СЭЗ не уменьшает значимости проблемы устойчивого функционирования резидентов СЭЗ.

Основные проблемы функционирования СЭЗ в РБ можно разделить на три группы:

) проблемы, обусловленные мировым финансовым кризисом:

- сокращение объёмов производства, закупок импортного сырья и реализации продукции на экспорт из-за снижения покупательского спроса и платёжеспособности потребителей продукции;

ухудшение финансовой обеспеченности предприятий-резидентов СЭЗ;

длительная процедура покупки необходимой для закупки сырья валюты, что препятствует обеспечению более гибкой системы работы с заказчиками;

принятие правительством РФ меры по защите своего внутреннего рынка от импортируемой конкурентоспособной продукции;

уменьшение спроса зарубежных потребителей;

замедление темпов технического перевооружения и модернизации производственных мощностей, снижение эффективности вложения инвестиций;

приостановка потенциальными иностранными инвесторами переговоров о создании предприятий.

) правовые проблемы:

нечёткое разграничение компетенции исполнительных органов местного управления, самоуправления и высших органов государственного управления (не соблюдается принцип подчинённости нормативных правовых актов: акт, обладающий меньшей юридической силой, не соответствует нормативному правовому акту большей юридической силы).

трудности, связанные с уплатой таможенных платежей: ввозимые и вывозимые с территории СЭЗ товары подлежат таможенному оформлению;

неурегулированные вопросы имущественного плана: несоразмерно высокая стоимость продажи объектов, а также сложная процедура оценки государственного имущества при прямой продаже конкретному покупателю;

нормативно-правовые изменения. Так СЭЗ в РБ работают в условиях действия Указа Президента № 262 «О некоторых вопросах деятельности СЭЗ на территории РБ». В соответствии с указом проведена гармонизация деятельности резидентов СЭЗ: для всех зон теперь действует одинаковый перечень, ставки уплачиваемых налогов, а также условия деятельности. Однако я считаю, что данные меры были поспешными, так как каждая СЭЗ, обладая своей спецификой, должна иметь только присущие ей атрибутивные преференции. Теперь специальный правовой режим распространяется только на экспортированную и импортозамещающую продукцию. Что касается резидентов СЭЗ, то льготы по налогам при реализации изделий на территории РБ нерезидентам СЭЗ привязаны к импортозамещающим товарам, перечень которых определяется Советом Министров, что осложняет положение резидентов по сравнению с ранее существовавшим. В целях обеспечения равных условий для иностранных и отечественных инвесторов изменения, внесённые в Инвестиционный кодекс РБ, привели к некоторому осложнению условий деятельности иностранных инвесторов, что также сказалось на инвестиционной активности. В частности, отменены с 1 января 2006 года льготы по налоговым и таможенным платежам для иностранных предприятий, включённых в перечень высоко технологичных производств. Также ранее прибыль, направляемая на инвестиции в РБ, не облагалась налогами, что в какой-то мере создавало возможности финансирования развития СЭЗ.

) территории, отведённые для СЭЗ в РБ, являются слишком большими на данном этапе становления, что даже невозможно произвести ограждение и тем более сформировать необходимую и эффективную инфраструктуру. В новой редакции закона «О свободных экономических зонах» [7] сделаны некоторые попытки решения данной проблемы. Финансирование создания и развития СЭЗ, в том числе производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, обслуживания имущества, находящегося в республиканской собственности и переданного в оперативное управление администрации СЭЗ, иных расходов, связанных с её функционированием, включая содержание администрации, осуществляется из республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством. Для финансирования инфраструктуры СЭЗ, рекламной, издательской деятельности и других целей формируется фонд развития СЭЗ.

Что касается перспектив развития СЭЗ, то повышение эффективности работы зон требует решения комплекса задач:

1) необходимо изменить модель управления СЭЗ - создать высший государственный орган управления зонами. Его создание будет способствовать повышению инвестиционной активности; обеспечению комплексности в управлении процессом функционирования зон; оперативному реагированию на возникающие проблемы, изменяющиеся условия осуществления деятельности на территории зон; гармоничному сочетанию республиканских и местных интересов; координации связей между налоговыми, таможенными, банковскими и другими службами, местными органами управления и администрациями СЭЗ; ускорит принятие тех или иных решений, связанных с совершенствованием условий функционирования СЭЗ [15, c. 49-51].

) активизация привлечения иностранных инвестиций с помощью:

-привлечения акционерных государственных предприятий с состав СЭЗ;

государственно-частного партнёрства. Это не только участие капиталов, но и передача собственности в управление более мобильной частной компании. Она организует менеджмент и управляет собственностью в соответствии со стандартами, установленными государством [13].

) развитие каждой СЭЗ с учётом существующей специализации региона и расширение специализации СЭЗ с целью привлечения инвестиций в сферы экономики и производства, необходимые для развития территории, на которой расположена зона. При этом представляется целесообразным связать проекты, реализуемые в рамках СЭЗ, единой концепцией, т.е. обеспечить взаимодополняемость планируемых к строительству предприятий.

) формирование налогового режима, конкурентоспособного по сравнению с режимами СЭЗ в России и странах Юго-Восточной Азии.

) необходимо предоставить администрации СЭЗ право самостоятельно сдавать в аренду государственное имущество. Арендные платежи будут поступать в фонды развития СЭЗ и использоваться на развитие инфраструктуры зон.

) увеличение свободных производственных помещений, планируемых для размещения новых инвестиционных проектов.

) совершенствование механизма предоставления земельных участков, находящихся в границах СЭЗ, под реализацию инвестиционных проектов.

) необходимо разработать механизм долевого участия в развитии инфраструктуры территории СЭЗ средств республиканского, местного бюджетов и резидентов зоны.

) расширение типа СЭЗ, определив их специализацию в том числе в сфере туристско-рекреационной деятельности [10, c.133], поскольку туристический бизнес приобретает в современном мире всё большую значимость.

В работе было рассмотрено современное состояние СЭЗ РБ, итоги их функционирования за последние годы и тенденции развития:

заинтересованность иностранных и отечественных инвесторов, представляющих малый и средний бизнес;

фактическое функционирование СЭЗ не как комплексных, а как промышленно-производственных зон с размещением на их территории производств с неглубокой степенью переработки;

преобладание выпуска товаров, не основанных на высоких технологиях;

равнонаправленность экспортных и импортных операций;

более высокая результативность деятельности предприятий с иностранным капиталом;

ориентированность резидентов без иностранных инвестиций на реализацию продукции на внутреннем рынке, а предприятий с иностранными инвестициями - на внешнем;

финансирование развития инфраструктуры за счёт средств республиканского бюджета и фонда развития СЭЗ;

углубление процесса реинвестирования.

К сожалению, легче выявить проблемы функционирования, нежели определить выгоды. Нестабильность налогового законодательства, неприемлемость валютного и таможенного регулирования, отсутствие в экономике институциональных рамок, минимально гарантированного «пакета услуг», непродуманные рентные отношения, неразвитость инфраструктуры, непонимание чиновников, множество бюрократических барьеров - это основные проблемы функционирования СЭЗ на сегодняшний момент.

Рассмотрев условия функционирования СЭЗ в республике, основные принципы и итоги можно сделать вывод, что если будет изменено отношение к СЭЗ, пересмотрены законодательные и налоговые базы, инвесторы получат все гарантии (гарантия возможности вывоза доходов, гарантия ненационализации и др.), то капитал иностранных инвестиций и впрямь «рекой хлынет» в нашу экономику. Это обосновывается тем, что на рынке республики существует множество свободных ниш, во многих производственных сферах практически отсутствует конкуренция, страна обладает большим потенциалом высококвалифицированной рабочей силы. В совокупности с благоприятным климатом в СЭЗ это непременно приведёт к решению если не всех, то, по крайней мере, большей части проблем, а, значит, и к улучшению экономического положения в нашей стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время получение инвестиционных поступлений иностранных предприятий является целью многих государств. С их помощью правительства решают ряд существенных проблем, которые появляются в стране в процессе перехода к рыночным отношениям. Для этого существует множество методов. Один из них - это свободные экономические зоны. СЭЗ позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность страны путем предоставления различных налоговых и таможенных льгот. Опыт многих стран позволяет сделать вывод о том, что при глубоком изучении и анализе всех механизмов функционирования СЭЗ, при разумном подходе к их организации, можно вывести экономику страны на более высокий качественный уровень.

По средствам создания СЭЗ правительства стран пытаются решить те проблемы, которые собственными силами они решить не в состоянии. Для резидентов создаются определенные условия, предоставляются определенные льготы.

Особое внимание в работе было уделено современному состоянию СЭЗ Республики Беларусь. В поисках новых организационно-правовых формирований, соответствующих новым экономическим условиям, созданы и функционируют в РБ шесть свободных экономических зон, имеющих статус комплексных, так как выполняют ряд функций: производственную, экспортную и таможенную. Посредством СЭЗ происходит более глубокая интеграция не только со странами СНГ и ближнего зарубежья, но с Германией, Израилем, Италией, Чехией, Великобританией, Швейцарией.

Развитие СЭЗ также способствует политике занятости в Республике Беларусь. Так, по итогам 2010 года в СЭЗ занято 1,7% среднесписочной численности работающих по РБ. Менее чем за десять лет число резидентов СЭЗ увеличилось почти в два раза, что вызвало рост количества работников, которое в настоящий момент стремится к 60-ти тысячам человек.

В период с 2000 по 2010 года наблюдается устойчивый рост всех основных экономических показателей: объёма производства промышленной продукции, работ, услуг и инвестиций в основной капитал, экспорта и импорта товаров.

Однако положительная динамика показателей развития СЭЗ не уменьшает значимости проблемы устойчивого функционирования резидентов СЭЗ. К сожалению, на сегодняшний момент в целом картина выглядит не очень привлекательной. Нестабильное налоговое и таможенное законодательство; отсутствие механизмов функционирования каждой конкретной зоны; отсутствие конкретной программы развития для каждого региона страны в зависимости от его месторасположения - это основные проблемы, функционирования СЭЗ на сегодняшний момент.

После проделанной работы были решены все поставленные задачи. Рассмотрев условия функционирования СЭЗ в Республике Беларусь, можно сделать вывод о том, что СЭЗ могут стать в нынешних условиях одним из эффективных инструментов преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса в РБ. Однако имеющиеся проблемы не позволяют в полной мере реализовать их потенциал. Их разрешение поможет активизировать работу резидентов СЭЗ и увеличить их вклад в макроэкономические показатели регионов и республики в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абрамчук С.Н. Государственное регулирование свободных экономических зон в Республике Беларусь: Науч. издание. Брест: Изд. дом С. Лаврова, 2001. 378 с.

. Абрамчук С.Н. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития/ Науч. издание. Брест: Изд. дом С. Лаврова, 1999. - 88 с.

. Семенов К.А. «СЭЗ» / К.А.Семенов // Редакция экономического журнала. Брест. - 2006. - 11с.

. Граник И.М. Свободные экономические зоны в трансформационной экономике: Автореф. дис… канд.экон.наук: 08.00.01/ УО «БГЭУ». Мн. 2006. 21 с.

. Друзик Я.С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства: Учебное пособие - Мн.: ФУАинформ, 2000 - 367с.

. Живицкая Е, Стреж В, Пархименко В. СЭЗ:предпосылки для размышления Финансы, учет, аудит. - 2008. - №3 - с.33-35.

. Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008г. № 448-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2008. 275, 2/1545

. Заливако С.Г., Груша Л.Н., Хоменков Е.А. Направления повышения эффективности деятельности белорусских СЭЗ//Эконом. Бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2010. №4. с. 74-83.

. Заливако С.Г., Малиновская Н.А. Анализ выполнения свободными экономическими зонами задающих параметров развития//Эконом. Бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2011. №1. с. 24-35.

. Заливако, С.Г., Малиновская, Н.Л., Кучиц, Т.Г. Зоны, открытые для инноваций. Приорететные направления инвестирования в СЭЗ ( на примере СЭЗ «Минск», «Гомель-Ратон», «Могилёв») / С.Г. Заливако, Н.Л. Малиновская, Т. Г. Кучиц // Беларус. Думка. - 2009. - №12. - с. 130-135.

. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Свободные экономические зоны. Методологические и организационные основы. Правовой и налоговый режим. Нормативная база. М.: Ось-89.1997.192с.

. Картошко Т. «Острова свободы»//Бел.думка.2005.№5. с. 80-87.

13. Кожемякин, А. Инвесторов привлекают хорошие гостиницы и дороги, а не только тёплый деловой климат / А. Кожмякин // Белорус. Новости. Экономика и бизнес [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://news.tut.by/economics/143315.html>. - Дата доступа: 5 ноября 2011г.

. Костромичева Э.В. Свободные экономические зоны Республики Беларусь: проблемы, направления совершенствования условий функционирования//Эконом. Бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. 2007. №3. с. 26-36.

. Костромичева,Э.В., Малыхин, Ю.Г. СЭЗ РБ: состояние и перспективы развития / Э.В. Костромичева, Ю.Г. Малыхин // Белорус. эконом. журнал. - 2008. - №3. - с. 45-53.

. Малыхин Ю.Г., Костромичева Э.В. Опыт функционирования СЭЗ Китая// Бел. эконом. журнал. 2007. №3. с. 120-128.

Муратова Я. И. Социальная эффективность: методы измерения // Бухгалтерский учёт и анализ. 2010. №6. с. 48-51.

Сайт «Экономической газеты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://neg.by/publication/2009_02_27.html>. - Дата доступа: 27 сентября 2011г.

Сайт «Экономической газеты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://neg.by/publication/2010_06_18.html>. - Дата доступа: 27 сентября 2011г.

Сайт СЭЗ «Брест» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <http://www.fez.brest.by/ru/sez-brest/sez-segodnya.html>. - Дата доступа: 27 сентября 2011г.

Сайт СЭЗ «Брест». - Режим доступа: <http://www.fez.brest.by/ru/profiling/priority/>. - Дата доступа: 1 ноября 2011г.

         Сайт СЭЗ «Витебск» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <http://www.fez-vitebsk.com/ru/?f=preference>. - Дата доступа: 27 сентября 2011г.

Сайт СЭЗ «Витебск» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <http://www.fez-vitebsk.com/ru/?f=residents>. - Дата доступа: 27 сентября 2011г.

Администрация СЭЗ «Гродноинвест» / Сайт СЭЗ «Гродноинвест» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <http://www.grodnoinvest.com/rus/Residents>. - Дата доступа: 27 сентября 2011г.

Сайт СЭЗ «Гомель-Ратон» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <http://www.gomelraton.com/residents.php>. - Дата доступа: 27 сентября 2011г.

         Сайт СЭЗ «Минск» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <http://www.fezminsk.by/resident/enterprises/>. - Дата доступа: 27 сентября 2011г.

         Сайт СЭЗ «Могилёв» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: <http://fezmogilev.by/rus/resident/>. - Дата доступа: 27 сентября 2011г.

         Статистический ежегодник Республики Беларусь, - Мн., 2009. - 789 с.

Похожие работы на - Свободные экономические зоны и особенности их функционирования в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!