Особенности и оборудование технического обслуживания автомобильного транспорта
ВВЕДЕНИЕ
Техническое обслуживание включает контрольно-диагностические, крепежные,
смазочные, заправочные, регулировочные, электротехнические и другие работы,
выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия со специальной машины
отдельных узлов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной
исправности отдельных узлов, то их следует снимать с машины для контроля на
специальных стендах. При выполнении работ ТО-1, ТО-2 стремятся обеспечить
безотказное действие данных агрегатов, узлов и систем до очередного ТО.
1.ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА ЛИНИИ ТО-2
При поступлении в зону ТО, автомобиль должен быть полностью вымыт и
очищен от грязи.
.1. Общий осмотр
а) При осмотре автомобиля (прицепа, полуприцепа) проверяется:
) состояние кабины, платформы, стекол, зеркал заднего вида,
противосолнечных козырьков, оперения, номерных знаков, механизмов дверей,
запоров платформы, капота, крышки багажника, буксирного (опорно-сцепного)
устройства;
) действие стеклоочистителя и омывателей ветрового стекла и фар, действие
системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года) системы вентиляции;
б) при осмотре двигателя, включая системы охлаждения, смазки проверяется:
) герметичность систем смазки, питания и охлаждения двигателя (в том
числе пускового подогревателя), а также крепление на двигателе оборудования и
приборов;
) состояние и натяжение приводных ремней;
) крепление деталей выпускного тракта (приемная труба, глушитель и др.);
) крепление двигателя.
в) при осмотре сцепления проверяется:
) действие пружины и свободный ход педали сцепления, герметичность
системы гидропривода выключения сцепления.
) крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра усилителя у
автомобилей, оборудованных пневмоусилителем сцепления.
г) при осмотре коробки передач проверяется:
) крепление коробки передач и ее внешних деталей.
) в действии механизм переключения передач на неподвижном автомобиле.
д) при осмотре гидромеханической коробки передач проверяется:
) крепление гидромеханической коробки передач к основанию крепление
масляного поддона и состояние масляных трубопроводов;
) крепление наконечников электрических приводов;
) правильность регулировки механизма управления периферийным золотниками.
е) при осмотре карданной передачи проверяется:
) люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной передачи состояние и
крепление промежуточной опоры и опорных пластин, игольчатых) подшипников;
) крепление фланцев карданных валов.
ж) при осмотре заднего моста проверяется:
) герметичность соединений заднего (среднего) моста;
) крепление картера редуктора, фланцев полуосей и крышек колесных
передач.
з) при осмотре рулевого управления и передней оси проверяется:
) герметичность системы усилителя рулевого управления;
) крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных
цапф, состояние шкворней и стопорных шайб гаек;
) люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг;
) затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления;
) люфт подшипников ступиц колес.
и) при осмотре тормозной системы проверяется:
) компрессор: визуально внешнее состояние, работу на слух и создаваемое
давление по штатному манометру;
) состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы;
) эффективность действия тормозов на стенде;
) шплинтовку пальцев штоков тормозных камер пневматического привода
тормозов, величины хода штоков тормозных камер, свободного и рабочего хода
педали тормоза;
) при необходимости устранить неисправности тормозного крана
пневматического привода тормоза;
) состояние и герметичность главного цилиндра, усилителя, колесных
цилиндров и их соединений с трубопроводами;
) исправность действия стояночного тормоза.
к) при осмотре рамы, подвески, колес проверяется:
) состояние рамы, узлов и деталей подвески, буксирного и опорно- сцепного
устройств, состояние и действие механизма подъема опорных катков (полуприцепа);
) крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес;
З) герметичность пневматической подвески;
) состояние шин и давление воздуха в них: удалить посторонние предметы,
застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.
л) при осмотре кабины, платформы (кузова) и оперения проверяется:
) состояние и действие запорного механизма, упора-ограничителя и
страхового устройства опрокидывающейся кабины;
) состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины;
) крепление платформы к раме автомобиля, держателя запасного колеса; у
полуприцепа проверить состояние и крепление средней стойки;
) крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть поверхности кабины
и платформы; при необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное
покрытие.
м) при осмотре системы питания проверяется:
) состояние приборов системы питания, их крепление и герметичность
соединений;
) действие привода насоса высокого давления у автомобилей дизельными
двигателями;
) содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах двигателей (при
необходимости производится регулировка).
н) при осмотре электрооборудования проверяется:
) действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, освещения
сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар подфарников, задних
фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холодное время года, приборов
электрооборудования системы отопления и пускового подогревателя;
) крепление генератора и стартера и состояние их контактны соединений;
) крепление прерывателя-распределителя; протереть контакты прерывателя
полотняной тканью;
) крепление и надежность контакта наконечников проводов с выводными
штырями, уровень электролита;
) производится очистка аккумуляторной батареи от пыли, грязи и следов
электролита, прочистка вентиляционных отверстий.
о) при осмотре спидометрового оборудования проверяется:
) надежность крепления гибкого вала к спидометру с механическим приводом
и к коробке передач, а также целостность оболочки гибкого вала (в креплении
наконечников оболочки гибкого вала не должно быть зазора);
) состояние и крепление привода спидометра с электрическим приводом и
датчика. Провода привода спидометра и датчика не должны иметь повреждений и
должны быть закреплены:
) правильность пломбирования спидометра и его привода в соответствии с
действующей инструкцией.
1.2 Смазочные очистительные работы
смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрегатов и
бачках гидроприводов в соответствии с химмотологической картой; проверить
уровень жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сцепления, жидкости в
бачках омывателей ветрового стекла и фар, а в холодное время года и в
предохранителе от замерзания (в тормозном приводе);
прочистить сапуны коробок передач и мостов;
спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического привода
тормозов;
очистить от пыли и грязи сетки забора воздуха на картер
гидротрансформатора;
у автомобилей с дизельным двигателем слить отстой из топливного бака
корпусов фильтров тонкой грубой очистки топлива, проверить уровень масла в
топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты вращения коленчатого
вала давления;
при работе в условиях большой запыленности заменить масло в поддоне
картера двигателя, слив отстой из корпусов масляных фильтров, и очистить от
отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра центробежной очистки
масла; промыть поддон и фильтрующий элемент воздушных фильтров двигателя
вентиляции его картера, фильтр грубой очистки (если не поворачивается его
рукоятка).
.3 Проверка автомобиля после обслуживания
Проверить после обслуживания работу агрегатов, узлов и приборов
автомобиля на ходу или посту диагностирования.
1.4 Дополнительные работы по автомобилям-самосвалам и тягачам
Проверить осмотром состояние надрамника, брусьев надрамника и шарнирных
соединений устройства подъема платформы, опорно-сцепного и буксирного
устройств;
проверить состояние и герметичность соединений маслопроводов, шлангов
действие устройства платформы, состояние предохранительного упора платформы;
проверить состояние заднего борта и действие его запорного устройства;
проверить осмотром состояние и крепление коробки отбора мощности, крышек
осей опрокидывающейся платформы, соединений штока и цилиндра устройства подъема
платформы;
проверить уровень масла в бачке механизма подъема платформы: при
необходимости долить или заменить его (по графику).
.5. Специфические работы по автобусам и легковым автомобилям
Проверить осмотром состояние каркаса, пола, обивки сидений, запоров окон
и люков, поручней, кронштейнов;
проверить состояние, крепление и действие габаритных фонарей, ламп
освещения указателя маршрута и маршрутного номера;
проверить осмотром состояние дверей и механизмов их открывания, действие
стеклоподъемников, замков дверей, капота, крышки багажника, состояние панели
приборов, обивки кузова (для легковых автомобилей), действие сигнализации из
салона к водителю;
проверить исправность пневматической подвески и работу регуляторов
положения кузова;
проверить осмотром состояние ферм, лонжеронов основания кузова.
2.ОБОРУДОВАНИЕ, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
Оборудование выбирают с учётом её специфики, числа постов, линий и типов
подвижного состава лесосечных и дорожно-строительных машин по табелям технологического
оборудования. При оснащении предприятия со смешанным составом парка
обслуживаемых машин предпочтение должно отдаваться универсальному оборудованию.
Для поточных линий, предназначенных для ТО-1 и ТО-2 автомобилей,
оборудование выбирается из условий его максимального использования. Из-за
большой разномарочности подвижного состава автомобильного транспорта на СТО
должны применяться в основном тупиковые или проездные посты, оснащённые
универсальным оборудованием.
Посты ТО рекомендуется оснащать осмотровыми канавами - тупиковыми или
проездными. Тупиковые канавы, как правило, бывают на одно машино-место,
проездные - на два-три, с обязательным выездом на обе стороны. Осмотровые
канавы могут иметь многорядное прямоугольное или косоугольное расположение. Наиболее
удобными считаются проездные посты расчитанные на три машиноместа, которые
включают в себя:
.электротехнический участок;
.участок контрольно-регулировочных работ;
.участок смазки.
Применяемое оборудование:
пистолет для обдува сжатым воздухом;
домкрат;
нагнетатель смазки (рис.2.1);
маслораздаточный бак;
установка для раздачи масла (рис.2.2);
колонка воздухораздаточная (рис.2.3);
компрессор (рис.2.4);
компрессометр (рис.2.5)
Рисунок 2.1.Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель)- AE&T 68012
Технические характеристики:
Объем резервуара, кг
|
13
|
Пропускная способность, гр/10 циклов рычага
|
60
|
Давление смазки на выходе, Бар
|
13-14
|
Длина шланга для солидола, мм
|
4000
|
Габаритые размеры, мм
|
340х380х685
|
Вес, кг
|
8,4
|
Рисунок 2.2.Маслораздаточная колонка PRESSOL
Технические характеристики:
Бак 75 л, 27859- пневмонасос 3:1- Раздаточный шланг 2 м, G 1/2"
внутр/нар.- ручной цифровой счетчик- Держатель для сливной трубки со
стаканчиком- указатель уровняПневмонасосы рекомендуется использоватьс
фильтром-редуктор-лубрикатором.
пробники аккумуляторные;
линейка для проверки схождения передних колес;
нагрузочная вилка (рис.2.6.);
люфтомер (рис.2.7.);
комплекты ключей комбинированных и торцовых;
тиски слесарные;
молоток слесарный;
молоток медный;
молоток деревянный (киянка);
зубило;
пинцет;
Рисунок 2.3. Колонка воздухораздаточная С-413М
Технические характеристики:
Давление подводимого воздуха, Мпа 0,4
Пределы измерения давления, Мпа 0-0,4
Предел допускаемой погрешности измерения, Мпа 0,1
Габариты колонки, мм длина 250ширина 240высота 400
Рисунок 2.4 Компрессор воздушный Fubag B2800B-100
Технические характеристики:
Мощность, кВт
|
2.2
|
|
Объем ресивера, л
|
100
|
Производительность, л/мин
|
320
|
|
Рабочее давление, бар
|
10
|
Вес, кг
|
69
|
|
|
|
Рисунок 2.5.Компрессометр
Рисунок 2.6. Вилка нагрузочная
Рисунок 2.7.Схема люфтомера
воронка для залива жидкостей;
воздушный шланг с манометром;
верстак слесарный;
подставка под оборудование;
урна для отходов
подъёмник ПП-24, электромеханический, шести стоечный (Рис. 2.8)
Рисунок 2.8.Подъемник ПП-24
Технические данные:
|
Стандарт
|
Для эксплуатации на улице
|
Максимальная грузоподъемность, т
|
24
|
24
|
Максимальная высота подъема подхватов от уровня пола, мм
|
1700
|
1700
|
Способ подъема автомобиля
|
за колеса
|
за колеса
|
Установленная мощность, кВт
|
13,2
|
13,2
|
Количество стоек, шт.
|
6
|
6
|
Количество электродвигателей, шт.
|
6
|
6
|
Время подъема на полную высоту, с
|
160
|
160
|
Возможность передвижения
|
подкатной
|
подкатной
|
Подставки страховочные, шт.
|
4
|
4
|
Габариты стойки, мм
|
960х1290х2900
|
960х1290х2900
|
Упаковка: вид,кол-во мест,габариты, мм
|
Поддон33000х1100х1300
|
Поддон33000х1100х1300
|
Масса нетто, кг
|
3000
|
3000
|
Масса брутто, кг
|
3300
|
3300
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
автомобиль осмотр обслуживание
На производстве лучше всего использовать поточный постовой метод, так как
такой метод ведет к сокращению простоев и улучшению качества проводимого ТО.
ЛИТЕРАТУРА
1.В.К. Вахламов Автомобили основы конструкции М. Академия
2004-528.
. http://www.avtotools.su/product/2840
. http://www.tss-avto.ru/catalog/auto/155/421
. http://kompressory.vseinstrumenti.ru