Рынок труда в Республике Казахстан и Карагандинской области

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    5,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рынок труда в Республике Казахстан и Карагандинской области














Рынок труда в Республике Казахстан и Карагандинской области

безработица экономический программа

Сегодня рынок труда в Казахстане и в мире в целом отличается высокой динамикой отношений. Одной из наиболее важных социально-экономических проблем любого современного общества стала проблема безработицы и занятости на рынке труда. Данная проблема характерна для экономики любой страны на разных этапах экономического развития.

Объектом исследования являются безработица и современные методы ее государственного регулирования в Казахстане.

Предмет исследования - Рынок труда в Республике Казахстан и Карагандинской области, в частности.

Настоящее исследование предпринято в целях изучения факторов формирования безработицы на рынке труда Казахстана и определения эффективности современных методов государственной политики регулирования занятости, применяемых в Республике.

Основные положения:

1. Безработица неизбежна в экономике любого государства.

. Влияние безработицы на процесс инфляции в экономике.

. В последнее время ситуация на рынке труда Казахстана улучшилась благодаря государственным мерам регулирования занятости.

. Современные методы оценки государственного регулирования занятости достаточно эффективны и отвечают текущим условиям.

. Государственные меры контроля занятости, реализующиеся сегодня (в частности, программа Занятость 2020) регулируются должным образом и имеют высокую эффективность.

Гносеологический подход к изучению явления безработицы

Сегодня безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

Безработица характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу.

Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы. Отсутствие работы у трудоспособных граждан появляется в результате нарушения баланса на рынке рабочей силы. Безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие «полная занятость» не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной.

Сегодня обеспечение гибкого функционирования рынка труда и его институциональной базы, которая эффективно распределяет поступающую на рынок рабочую силу по наиболее соответствующим для неё местам, является залогом равновесного функционирования рынка труда. В противном случае дефицит требуемой рабочей силы корректирует ожидания работодателей по поводу найма рабочей силы и заставляет их увеличивать размер заработной платы.

Более того, сложившийся уровень безработицы в Казахстане в размере 5,3% (в частности в Карагандинской области 5,2%) фактически можно считать близким к естественному, снижение которого возможно только за счет согласования интересов социальных партнеров в сфере образования и профессиональной подготовки и переподготовки работников. Дальнейшее сокращение уровня безработицы совершенно очевидно не имеет инфляционного потенциала, потому как в основном представлено низкоквалифицированной рабочей силой, которая не может рассчитывать на высокий уровень заработной платы.

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

Опыт государственного регулирования рынка труда показывает, что нет общих, постоянно действующих механизмов регулирования. Они различаются в зависимости от уровня социально-экономического и политического развития той или иной страны, культурных традиций, особенностей формирования рынка труда, роли государства и т.д.

активной - создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

пассивной - поддержка безработных путем выплаты пособий.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда и занятость. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда и занятость оказывает и законодательство - о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т.д.

На всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики. С этой целью необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

Что касается мирового тренда, то он однозначен: безработица растет. В аграрных странах (это почти вся Африка, половина Азии и 40% Южной Америки) работу запросто может иметь 100% трудоспособного населения. У крестьянина на собственном крохотном земельном наделе проблемы безработицы нет; он просто пашет, как пахали его прадеды. Безработица - бич индустриальных стран. А здесь все плохо. Например, по данным МОТ, в развивающихся странах около трети безработных находятся в поисках работы более одного года.

По официальным статистическим данным по итогам 2012 года уровень безработицы в Казахстане составил 5,3%. Доля зарегистрированных безработных составила 0,6% от экономически активного населения (в сентябре 2011 года - 0,9%). По оценке, в сентябре 2012 года уровень скрытой безработицы составил 0,3% от экономически активного населения.

Для Карагандинской области, где основным профилем деятельности населения всегда была горнодобывающая промышленность, сокращающаяся в последнее время, проблема безработицы стоит не менее остро, чем в других регионах Республики.

Ранжирование городов и районов Карагандинской области по удельному весу малых предприятий в экономике, выявляет тот факт, что наибольший удельный вес малого бизнеса наблюдается в экономике сельских районов.

За период с 2006 по 2012 годы уровень безработицы снизился, и составил на начало 2013 года 5,2%. Самым значительным было сокращение безработицы по селу, во многом благодаря значительным агрегированным мерам поддержки государством сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции, которые продолжаются в настоящее время.

Методика оценки государственных программ как один из современных инструментов регулирования экономики

Промежуточная оценка реализации программы - 4,3. Следовательно, это указывает на эффективности программы выше среднего уровня.

Если говорить в общем, то по мнению самих участников (благополучателй) программы, социальные работники оказывают посильную помощь, предоставляют информацию на оптимальном уровне. Данная программа приводит к положительному результату, что выражается в постепенном снижении, безработицы и появлению новых рабочих мест.

Несмотря на то, что мероприятия программы реализуются в полном объеме, удовлетворенность благополучателей ее результатом остается на среднем уровне. Треть респондентов считают, что получили содействие в трудоустройстве в итоге реализации программы.

По мнению благополучателей старше 30 лет, программа направлена на молодежь и в меньшей степени на население среднего возраста.

Похожие работы на - Рынок труда в Республике Казахстан и Карагандинской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!