Роль социального партнерства в реализации социальной политик Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,59 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль социального партнерства в реализации социальной политик Республики Беларусь

Введение

Теорией и практикой давно доказано, что социально-трудовые отношения в социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического климата.

В свою очередь, решение социально-экономических проблем должно производиться с учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Законодательство является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей.

Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.

Цель социального партнерства - это достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата. В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-экономической сфере, что определяет важность и актуальность рассматриваемого вопроса.

Целью написания курсовой работы является изучение роли социального партнерства в реализации социальной политик Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

¾      изучить сущность, принципы и элементы социального партнерства;

¾      изучить и проанализировать модели социального партнерства, на примере зарубежного опыта;

¾      определить проблемы направления развития социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь на современном этапе

Предметом исследования является социальное партнерство как фактор воздействия на реализацию социальной политики Республики Беларусь.

Объектом исследования является анализ социального партнерства при реализации социальной политики Республики Беларусь, проблемы в направлении развития социального партнерства.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы изучения (познания):

¾      общенаучные:

·        анализ;

·        синтез;

·        индукция;

·        дедукция и др.

¾      частные:

·        графический анализ;

·        статистический анализ и др.

В основу написания курсовой работы положено учебное пособие Лутохиной Э. А. «Макроэкономика: социально ориентированный подход» по общей редакцией Лутохиной Э. А. В данном учебном пособии достаточно лаконично и доступно изложен материал по тематике курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В введение описаны цели, задачи, методы исследования, а также указан придемте и объект исследования курсовой работы.

В первой главе описывается сущность социального партнерства, предпосылки обусловившие его возникновение, принципы на которых оно базируется. Составные элементы и механизм функционирования.

Во второй лаве рассмотрена модели социального партнерства на пример таких зарубежных стран, как США, Германия, Франции и др. стран

В третьей главе очерчены основные проблемы развития социального партнерства в Республики Беларусь на современном этапе.

Заключение содержит основные выводы по трем выше описанным главам курсовой работы.

1. Социальное партнерство: сущность, причины, элементы

К концу XIX - началу XXвв. Социальные конфликты, забастовочное движение были практически постоянными явлениями в мире. Широко известен в этом отношении, к примеру, 1905г. в России. Общее число забастовок тогда составило 13 955. одна из них переросла в кровопролитное Декабрьское вооруженное восстание. И в крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение имело значительный размах.

В США, например, в период 1948 - 1957гг. ежегодно число забастовок составляло 3 - 5 тыс. с числом бастующих по 2 - 4 млн. чел. Большой размах забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. Скажем, в 1948г. во Франции в забастовках участвовало больше 6 млн. человек. По сути каждый год был по 1,5 - 3 тыс. забастовок. Такая ситуация создавала социальную и экономическую нестабильность.

Социальная конфликтность, возникшая намного раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Ф.Бекон (1561 - 1626). В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий. Известный философ-просветитель Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) широко развил идеи об «общественном договоре», сутью которого была необходимость договариваться, а не конфликтовать. Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир. Немецкий философ И. Кант (1724 - 1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношений. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон, и поэтому требующие взаимных уступок, компромиссов. В Росси идеи социального мира, «товарищества» распространял в свои трудах экономист и социолог В. В.-Берви-Флеровский (1829 - 1918). В работе «Положение рабочего класса в Росси» он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Однако выход он видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что «борьбе за существование» нужно противопоставить «союз за существование». Развитие этих идей находим у российского экономиста М. И. Туган-Барановского (1865 - 1919), в которых он выделял особую роль правовой базы во взаимоотношениях предпринимателей и работников.

Итак, теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства капитала, поэтому производство невозможно при столкновении интересов его сторон - работодателей и работников. Напротив, он возможен и успешен только при их взаимодействии, при сближении и взаимном учете интересов. Любое противостояние, всякая борьба работодателей и работников прекращает и разрушает производственный процесс создания национального продукта и, следовательно, богатства. При этом беднее становятся обе стороны - и представители капитала, и представители труда, значит, все общество. Однако это понимали в то время только теоретически. Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начала ХХ в. произошло разветвление теории на две. Они оказались непримиримыми:

¾      первая доказывала необходимость революционного переустройства капитализма;

¾      вторая обосновывала необходимость его реформирования на основе компромиссов.

Понятие «социальное партнерство» в литературе все еще определяется по разному. Одни исследователи рассматривают социальное партнерство достаточно четко и узко - как метод регулирования конфликтных трудовых отношений. Тем не менее и при разбросе мнений очевидно то, что социальное партнерство - это, во-первых, определенные взаимоотношения между людьми; во-вторых, субъектами этих отношений являются работодатели, работники и государство; в-третьих, объектами таких отношений обычно служат условия труда, уровень доходов, социальное положение субъектов, их место, роль и права в создании и распределении производства продукта. В-четвертых, целью отношений социального партнерства являются учет и сбалансированность интересов основных его субъектов ради социального согласия и мира.

Необходимость возникновения и развития социального партнерства обусловлена объективно. Она связана с тем, что у основных субъектов - работодателей и наемных работников - разные роли как в производстве, так и в обществе в целом. Вместе с тем эти субъекты не могут вести производство. Реализовывать свои интересы друг без друга, без взаимодействия. Ни собственник средств производства (работодатель), ни работник не смогут получить: одни прибыль, а другие - средства для жизни, если не объединятся в одном процессе производства. При этом субъектов объединяет общий интерес. Вместе с тем их роли и функции разные, что вносит существенные различия в их положение и личные (групповые) интересы, которые могут разрастись до масштабов серьезных противоречий и даже вооруженных конфликтов. Здесь-то и возникает осознание необходимости оптимального сбалансирования интересов субъектов, т.е. выхода на пути социального партнерства.

Возможность же отношений социального партнерства обеспечивается тем, что при различии конкретных собственных интересов субъектов объективно взаимосвязанные общим делом, целью и интересом. Эта общность создает возможность с учетом интересов сторон пойти на определенный компромисс и прийти к согласию интересов на взаимоприемлемой основе. Чем выше ущерб от создавшегося противоречия сторон, тем сильнее необходимость и возможность его взаимовыгодного разрешения на основе партнерских отношений.

Основные черты социального партнерства:

¾      социальное партнерство строится на сочетании необходимости и возможности согласования интересов участвующих сторон;

¾      та или иная степень сбалансированности интересов сторон служит мерилом, критерием партнерства сторон;

¾      обсуждение спорных, конфликтных вопросов и их решении путем переговоров с участием всех заинтересованных сторон этих отношений;

¾      равноправие сторон, т.е. в равной силе их голосов при решении важного или спорного вопроса [8, с. 343]

На рисунке 1.1 отражены основные субъекты и принципы социального партнерства:

Рисунок 1.1 ― Субъекты и принципы социального партнерства

Насколько долго и трудно складывались в истории сами партнерские отношения, настолько же непросто и небыстро формировались принципы социального партнерства.

Главная цель социального партнерства - это достижение социального согласия, а значит, и мира.

Социальное партнерство базируется на пяти основных принципах, которые отражены также на рисунке 1.1:

¾      взаимное признание интересов сторон (партнеров) как важных и правомерных;

¾      паритетность (равенство, равноправие) на всех стадиях партнерских отношений, в том числе и при принятии решений;

¾      социальная справедливость при регулировании интересов и действий, особенно в сфере труда и распределения доходов;

¾      нахождении компромисса при решении спорных и конфликтных вопросов, так как главная цель партнерства - достижение социального согласия;

¾      взаимную ответственность сторон за исполнение (и неисполнение) согласованных действий. [8, 342]

Практическая реализация принципов социального партнерства - трудная задача. Она требует учета не только своих интересов, но в равной степени и интересов партнеров. А это требует немалых условий, терпения, умения идти на компромисс. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды:

¾      сглаживание поляризации общества;

¾      повышение экономической активности всех участников созидательного проекта;

¾      обеспечение политической, экономически и социальной устойчивости.

Достижение социального согласия требует решения ряда соложеных задач, и прежде всего формирования системы социального партнерства.

Первой составляющей системы социального партнерства является выделение и четкие определения субъектов партнерских отношений, а также тех институтов (учреждений), которые могут их представлять. Исторически первая структура субъектов партнерства представлена только двумя сторонами: работниками - работодателями (собственниками средств производства). Такое двустороннее партнерство впоследствии получило название «бипартизма». Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшие трехстороннее партнерство стало называться «трипартизмом». Модель трехстороннего соглашения была затем закреплена в Конвенции Международной организации труда (№144). По этой Конвенции государство становится также социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение (договор) наряду с союзами работников и работодателей. Наконец, субъектная структура социального партнерства еще более усложнилась - было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип «трипартизма» должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, и на уровне субъектов хозяйствования. Это ведет к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а, принимая отраслевой договор, следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве. [8, с. 343]

Вторая структурная часть системы социального партнерства - объекты партнерских отношений. Кроме субъектов структуры, социальное партнерство в целом, т.е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что вначале объектом было только тарифы заработной платы, затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и др. [8, с. 344]

Третьей составляющей системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработку долговременной основой его направленности, т.е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также разработку тактики ее достижения. [8, с. 344]

Четвертую структурную часть системы социальных партнерских отношений представляет их механизм. Эта составляющая системы достаточно важна и специфична. [8, с. 344]

Наконец, пятой составляющей современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров. Под культурой здесь понимаются взаимная уважительность партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнерских отношений в обществе. В без них в сложном современном мире, когда достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, экономике, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость. [8, с. 344]

Все названные элементы социального партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства - социального согласия и мира в обществе. Общая структура системы социального партнерства изображена на рисунке 1.2:

Рисунок 1.2 ― Структурные элементы социального партнерства

 

Механизм социального партнерства как элемент его системы - особо важное звено. Он понимается как совокупность методов и институтов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон. Как всякий механизм, и этот имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Следующие элементом механизма социального партнерства служит процедуры (технологии) выявления и согласования позиций партнеров. Еще одним важным элементом следует считать экспертную работу по анализу и оценке предполагаемых положений в общем договоре партнеров. В социальном партнерстве большая роль принадлежит созданию соответствующих законов и других нормативных документов, которые бы фиксировали юридические рамки партнерства.

Система законов - это еще одни важный элемент механизма социального партнерства. В рассматриваемом механизме социального партнерства должен быть и контрольный элемент, главной функцией которого является отслеживание выполнение согласованного и принятого договора партнерства, выявление его нарушений и нарушителей. Наконец, в этом механизме для обеспечения его эффективности должен найти место и элемент выполняющий функции арбитража.

Механизм социального партнерства отражен на рисунке 1.3:

Рисунок 1.3 ― Механизм социального партнерства

Социальное партнерство - это прежде всего цивилизованная форма общественных отношений, обеспечивающая защиту интересов сторон путем заключения соглашения и договоров. С развитием экономики и общества эта форма становится все более необходимой, ибо глубинной особенностью социального партнерства, т.е. тем, ради чего оно возникло и развивается, является разрешение конкретных социальных противоречий. Такие противоречия между основными субъектами в экономике. Не будучи разрешенными или хотя бы смягченными, способны затормозить, прервать и даже остановить не только воспроизводство, но и социально-экономическое развитие. Более того, они могут вызвать социальное напряжение, социальный конфликт или противоречие, что в условиях современного уровня вооружений чрезвычайно опасно. социальное партнерство политика

Выводы: социальное партнерство - это особый вид социальных отношений, обеспечивающих разрешение (смягчение) противоречий между основными социальными партнерами на основе равноправного взаимного учета их интересов в переговорно-договорном процессе в целях оптимально возможной сбалансированности их действий и достижения социального согласия.

Модель социально ориентированной рыночной экономики, которая формируется в Республике Беларусь, не сможет реализоваться в полном объеме без согласия органически связанной с ней системы социального партнерства.

Формирование социального партнерства - задача достаточно сложная. Она предполагает не только экономические компромиссы, но и психолого-аксиологическое его восприятие, умение быть партнером: работодателю - с наемным рабочим, профсоюзу - с государством; государству - с частными собственниками. В больших открытых экономиках на это ушло больше столетия.

В нашей стране решение этих задач, хотя социальное партнерство и закреплено в ст. 14 Конституции Республики Беларусь, находится на начальной стадии. В связи с этим полезно видеть. Знать и учитывать все позитивные и негативные явления в его развитии. Важно помнить, что социальное партнерство не «довесок», а внутренняя составляющая, атрибуты социально ориентированной экономики в современном мире.

. Модели социального партнерства: зарубежный опыт

Формирование социального партнерства могло реально начаться и началось тогда, когда появилась организованность рабочих, их профессиональные союзы. До того момента работодатели могли диктовать все свои условия работнику.

Когда же сформировались профсоюзы, капиталистам труднее стало пользоваться своими односторонними преимуществами по отношению к наемным рабочим и они вынуждены были пойти на определенные уступки

В настоящее время в индустриально развитых странах с рыночной экономикой сложились свои национальные модели социального партнерства. идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно проводится в жизнь на практике на всех уровнях экономики - от отдельного предприятия до масштабов страны. например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в ФРГ - в 1952, в Австрии - в 1957, в странах Северной Европы - в 1970-х гг., во Франции - в 1958 году и т. д.

Декларирование на конституционном уровне данной формулы, соответственно, предполагает и проведение государством активной социальной политики. Когда такая политика последовательно проводится, то это, конечно же, расширяет поле социального партнерства в сфере труда. [4, с.76]

Организационные формы и методы регулирования социальных отношений служат предметом непрекращающегося экспериментирования. Эффективность различных моделей, их прочность неоднократно проверялись в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы.

В разных странах Запада процесс формирования двустороннего партнерства, а затем и трипартизма протекал по-разному, со своими особенностями. Тем не менее исследователи этих процессов (В. А. Михеев, например) выявили ряд общих черт.

В рамках социального сотрудничества современного западного общества выделяются два ряда отношений, особенности которых определяют ту или иную модель [фр. modеle - мера, образец]. Это, во-первых, отношения между государственной властью и союзами трудящихся и, во-вторых, отношения профсоюзов с представительными организациями нанимателей.

Модели социального партнерства различаются также по уровням ведения коллективных переговоров для достижения согласия по основным проблемам социально-экономического развития. При этом результат в значительной степени определятся отношениями между объединениями нанимателей и союзами трудящихся, хотя не во всех странах наниматели непременно ведут прямые переговоры с представителями трудящихся.

Диапазон объектов социального партнерства, судя по опыту стран с развитой рыночной экономикой, также может быть весьма широк. однако в каждой стране присутствует своя специфика, зависящая от множества факторов, таких как: модель развития экономики, авторитет субъектов социального партнерства и других. в одних странах приоритеты регулирования складываются в результате длительной эволюции, «саморазвития», в других - административным путем. [4, с. 77]

На основе выработки соответствующих критериев проводится классификация социального партнерства, сформировавшегося в зарубежных странах.

Так, в зависимости от уровня переговорных процессов можно выделить три основные модели социального партнерства.

Первая модель сформировалась на севере Европы - в Швеции, Финляндии, Норвегии, Бельгии. Она характеризуется активным вмешательством государства в трудовые отношения и их регулирование. Кроме того, в этой модели считается важным трехуровневость партнерства: уровень общенациональный, затем отраслевой и, наконец, уровень предприятия. [3]

В Бельгии, к примеру, на высоком общенациональном уровне существует Национальный совет по труду. В него входит равное число участников от каждого из трех партнеров. Государство берет на себя еще и законодательную функцию. На втором, отраслевом уровне создаются "паритетные комиссии". На уровне же предприятия вопросы решаются на двусторонней основе: предприниматели - профсоюзы.

Особенно активно трехстороннее сотрудничество стало складываться на Западе в период мирового кризиса 1929-1933 гг. и сразу после него. Считается, что во многом именно благодаря этому странам, особенно вставшим на путь социальной ориентации, удалось достичь общественного согласия.

Вторая модель социального партнерства отличается одноуровневостью. Она ограничивается заключением коллективных договоров в основном на уровне предприятий. Эта модель характерна для Канады и США, Японии, ряда стран Латинской Америки. [3]

Объединения предпринимателей, как и профсоюзов, через своих депутатов стараются оказать влияние на законодательство, а уже через него - на отношения между социальными партнерами.

Третья модель типична для Центральной Европы (Германия, Австрия и др.). Она может рассматриваться как промежуточная между первой и второй моделями. В третьей модели главный акцент в социальном партнерстве ставится на его отраслевом уровне. На уровне же всей страны в целом совместные соглашения трех сторон не принимаются, дело ограничивается консультациями, и то не вполне обязательными. [3]

Главный переговорный процесс по этой модели идет в отраслях. Коллективные же договоры на предприятиях, как правило, не заключаются. Предприятия при этом ориентируются на параметры отраслевого соглашения и руководствуются им.

Одной из форм реализации такой модели является так называемое "образцовое" соглашение, которое создается и заключается в промышленной отрасли и служит затем своего рода ориентиром для других. В литературе есть такой пример: доминирующее положение в германской отрасли промышленности компании "JG Metall" привело к тому, что ее партнерское соглашение служит "пилотным" для остальной германской экономики.

Широко применяется эта модель в Голландии и Швейцарии. В Голландии 200 отраслевых соглашений распространяются на большинство компаний и их работников. В Швейцарии принимают около 500 региональных и отраслевых соглашений, которые охватывают почти 1,5 млн работников.

Особо следует отметить развитие социального партнерства на уровне Европейского союза (ЕС). ЕС использует при этом первую, т. е. трехстороннюю модель. В трехсторонних переговорах на уровне созданного Экономического и Социального совета ЕС участвуют также представители объединений работодателей (ассоциация UNICE) и представители объединения профсоюзов ЕС. В 1992 г. в Маастрихте социальными партнерами стран ЕС (без Великобритании) был подписан протокол, признававший работодателей и работников партнерами, с которыми Союз должен согласовывать свои меры.

Модель трипартизма была поддержана и на встрече глав государств по социальному развитию, прошедшей под эгидой ООН в 1995 г. в Копенгагене. Там отмечалось, что социальный прогресс недостижим, если надеяться только на механизм рынка. Главными задачами были названы обеспечение полной занятости, а также борьба с бедностью. Средством для этого названы вложения в "развитие человеческих ресурсов".

Требование защищать интересы трудящихся перед работодателями как обязанность государства зафиксирована в целом ряде международных документов. Так, в Социальной хартии, принятой в 1961 г. Советом Европы, подписавшие ее государства приняли на себя обязательства поддерживать следующие права граждан: на труд, на справедливое вознаграждение, на достойные условия труда и отдых, на объединение и заключение коллективных договоров.

Основные принципы реализации трехстороннего партнерства закреплены во многих рекомендациях МОТ. Так, на своей Генеральной конференции в 1960 г. МОТ приняла рекомендации о трехсторонних консультациях в каждой стране - члене МОТ как на общенациональном, так и на отраслевом уровне. В 1976 г. МОТ приняла Конвенцию № 144, определяющую равное представительство работников и работодателей в общенациональной Консультативной комиссии.

В 1998 г. по инициативе Дании состоялась интересная международная конференция по проблемам социального партнерства, в которой участвовали более 25 стран Европы, Америки и Азии. Обсуждалась модель социального партнерства для обеспечения социального благосостояния в третьем тысячелетии. Большое внимание уделялось новым инициативам по снижению уровня безработицы, повышению занятости людей с ограниченной дееспособностью, подготовке и переподготовке кадров, а также повышению социальной ответственности предприятий и компаний. По вопросу о социальной ответственности был предварительно проведен специальный анализ, включавший социологический опрос. Он показал рост числа тех, кто признает, что забота о работниках должна лежать в первую очередь на самом предприятии, ибо эти меры влекут за собой рост производительности труда работников, их творческую отдачу, повышение репутации фирмы и, как следствие, ее прибыльность.

Если первым критерием классификации социального партнерства выше рассмотрен уровень переговорных процессов, то вторым критерием классификации социального партнерства в разных странах рассматривается уровень участия работников по представительству их интересов в партнерских отношениях. Здесь тоже выделяются три основные модели.

Модель профсоюзного представительства характеризуется тем, что профсоюзы по закону являются представителями работников, притом часто и той части работников, которые не являются членами профсоюзов. Эта модель представлена в США, Канаде, Японии, Великобритании, Ирландии и других странах. [3]

Следует отметить, что в зависимости от особенностей профсоюзов и их поведения эта модель может рассматриваться в виде подмоделей, когда:

¾      профсоюзы ориентированы на сотрудничество с властью;

¾      профсоюзы нацелены на конфликтность с государственной властью.

Модель чистого представительства работников отличается тем, что трудовой коллектив выбирает своих собственных представителей в совет (или комитет) предприятия, которые и ведут переговорный процесс с работодателем. Правда, в основном такой совет (комитет) имеет консультативно-информационные полномочия. Степень обязательности учета мнений совета работодателем должна быть специально определена в коллективном соглашении. Такую модель используют в Испании, Греции, Португалии и некоторых других странах. [3]

Модель смешанного представительства выделяется тем, что в советы, избираемые трудовым коллективом, включаются также представители работодателя. Здесь полномочия совета более широкие, так как совет может участвовать в принятии решений на основе консенсуса. Правда, круг вопросов, по которым могут приниматься решения (трудовой распорядок, охрана труда, условия труда, продолжительность рабочего времени), должен специально оговариваться законодательством либо соглашением. [3]

Например, во Франции глава предприятия по закону обязан ежегодно представлять комитету (совету) доклад о хозяйственном обороте, заработной плате, штатах и их изменениях, об условиях труда. Если же работодатель примет решение по этим вопросам без консультации с комитетом (советом), оно может быть аннулировано в судебном порядке.

Такая модель характерна также для Бельгии, Дании, Ирландии и других стран.

Вывод: в настоящее время в индустриально развитых странах с рыночной экономикой сложились свои национальные модели социального партнерства. идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно проводится в жизнь на практике на всех уровнях экономики - от отдельного предприятия до масштабов страны. например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в ФРГ - в 1952, в Австрии - в 1957, в странах Северной Европы - в 1970-х гг., во Франции - в 1958 году и т. д.

Организационные формы и методы регулирования социальных отношений служат предметом непрекращающегося экспериментирования. Эффективность различных моделей, их прочность неоднократно проверялись в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы.

Модели социального партнерства различаются по уровням ведения коллективных переговоров для достижения согласия по основным проблемам социально-экономического развития.

В настоящее время в западном обществе наблюдаются три модели социального партнерства, каждая из которых опирается на различные варианты взаимодействия основных субъектов:

¾      согласительная модель;

¾      антипрофсоюзная модель;

¾      плюралистическая модель.

Многообразный опыт развития социального партнерства в зарубежных странах Запада подтверждает его эффективность. Социальное партнерство все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. А это главное, непременное условие всех других успехов человеческого сообщества, особенно с учетом условий и тенденций начавшегося нового, ХХI века.

. Проблемы направления развития социального партнерства в реализации социальной политики Республики Беларусь

Социально-экономические реалии переходного периода объективно подталкивают к дальнейшему развитию социального партнерства в республике Беларусь, упрочению и совершенствованию его нормативной правовой базы.

Особенность нынешнего этапа состоит в неустойчивости социально-экономической ситуации, неотработанности всеобъемлющего организационно-правового обеспечения проводимых преобразований, относительной неразвитости правового статуса субъектов трудовых отношений, незавершенности организационной структуры системы социального партнерства.

На эффективность функционирования системы коллективно-договорных отношений и ее дальнейшее развитие в республике существенно влияют следующие обстоятельства:

¾      недостаточно активно протекает процесс становления субъектов партнерских отношений. не завершено формирование объединений нанимателей как стороны социального партнерства. органам государственного управления приходится брать на себя часть их функций;

¾      на отраслевом и местном уровнях объединения нанимателей еще не сформировались. профсоюзы на отраслевом уровне предпочитают при заключении соглашений вести переговоры с отраслевыми министерствами, которые практически не связаны с предприятиями негосударственного сектора;

¾      в законодательстве республики Беларусь не в полной мере раскрыты полномочия и функции органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также нанимателей и их объединений в области регулирования социально-трудовых отношений;

¾      слабо развито коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета.

Учитывая важную роль социального партнерства в проведении реформ, сохранении социальной стабильности в обществе и с целью координации действий органов государственного управления, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов при решении проблем экономического и социального характера считают:

¾  развитие системы социального партнерства в Республике Беларусь считается одной из важнейших государственных задач.

¾      субъектами социального партнерства выступают:

·    на республиканском уровне - республиканские объединения нанимателей и профсоюзов, а также Кабинет Министров Республики Беларусь, уполномоченные им органы;

·        на отраслевом уровне - отраслевые профсоюзы (их объединения) и объединения нанимателей, республиканские отраслевые органы государственного управления;

·        на местном уровне - профсоюзы (их объединения), наниматели (их объединения), местные исполнительные и распорядительные органы;

·        на уровне организации - наниматель либо уполномоченный им представитель и профсоюз (профсоюзы) или иные представительные органы работников, уполномоченные в соответствии с актами законодательства представлять их интересы.

Особенность переходного периода в Республике Беларусь состоит в неустойчивости социально-экономической ситуации, необработанности всеобъемлющего организационно-правового обеспечения проводимых преобразований, неразвитости правового статуса субъектов трудовых отношений, незавершенности организационной структуры системы социального партнерства.

На эффективность функционирования системы коллективно-договорных отношений и ее дальнейшее развитие в Республике Беларусь существенно влияют следующие обстоятельства:

¾      на отраслевом и местном уровнях объединения нанимателей еще не сформировались. Профсоюзы на отраслевом уровне предпочитают при заключении соглашений вести переговоры с отраслевыми министерствами, которые практически не связаны с предприятиями негосударственного сектора;

¾      в законодательстве республики не в полной мере раскрыты полномочия и функции органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также нанимателей и их объединений в области регулирования социально-трудовых отношений;

¾      слабо развито коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, финансируемых из бюджета.

Изучение причин этих и других явлений, снижающих возможности социального партнерства, разработка методов и путей их преодоления поможет в ближайшее время создать действенную систему социального партнерства.

Дальнейшее развитие системы социального партнерства в республике будет самым тесным образом взаимосвязано с темпами перехода к рыночной экономике и демократизации общества.

Первейшей задачей социального партнерства на нынешнем этапе социально-экономического развития является создание нормативно-правовой базы и формирование на этой основе сильных, независимых объединений нанимателей и профсоюзов, а также развитие коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в негосударственном секторе экономики.

Необходимо усилить роль местных соглашений, а также теснее увязывать содержание договоров и соглашений с результатами деятельности отраслей и предприятий.

В дальнейшем по мере социально-экономического развития целесообразно:

¾      постепенно осуществлять мероприятия по сокращению непосредственного участия государства в трехсторонних переговорах и усилению роли двусторонних соглашений нанимателей и профсоюзов;

¾      на уровне отраслей и территорий развивать отношения между объединениями нанимателей и профсоюзов;

¾      постепенно функции отраслевых производственных министерств как субъектов социального партнерства передавать отраслевым объединениям нанимателей;

¾      уточнить функции органов государственной власти на местах как субъектов социального партнерства;

¾      активно развивать систему участия работников в управлении предприятиями;

¾      совершенствовать организационные формы социального партнерства (процедуры проведения переговоров и консультаций, присоединения к заключенному соглашению, порядка распространения действия договоров и соглашении и т.п.);

¾      учитывать происходящие интеграционные процессы в рамках СНГ, особенно между Беларусью и Россией, способствовать осуществлению интеграции правовых систем стран содружества, введению единых стандартов социальной защиты.

Вывод: интересы развития системы социального партнерства в Республике Беларусь требуют комплексного подхода к разработке и осуществлению мер, направленных на совершенствование механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Научно-методическое обеспечение социального партнерства предполагает глубокую и всестороннюю проработку и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогнозированию социально-экономической ситуации, выбору приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров, соглашений.

Необходима выработка научно-методической основы для формирования правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих стороны вступать в партнерские отношения, проводить согласованную политику в области социально-трудовых отношений, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных договоров.

Развитие системы социального партнерства напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. информационно-пропагандистская работа должна строиться на основе широкого использования средств массовой информации.

Функционирование системы социального партнерства, как и любой организационной системы, связано с определенными финансовыми затратами. источниками ее финансирования могут быть средства, выделяемые сторонами социального партнерства, а также средства из бюджета.

Решение перечисленных выше и других вопросов позволит повысить эффективность системы социального партнерства, поможет мобилизовать имеющийся потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития нашей страны.

Заключение

Социальное партнерство - это особый вид социальных отношений, обеспечивающих разрешение (смягчение) противоречий между основными социальными партнерами на основе равноправного взаимного учета их интересов в переговорно-договорном процессе в целях оптимально возможной сбалансированности их действий и достижения социального согласия.

Модель социально ориентированной рыночной экономики, которая формируется в Республике Беларусь, не сможет реализоваться в полном объеме без согласия органически связанной с ней системы социального партнерства.

Формирование социального партнерства - задача достаточно сложная. Она предполагает не только экономические компромиссы, но и психолого-аксиологическое его восприятие, умение быть партнером: работодателю - с наемным рабочим, профсоюзу - с государством; государству - с частными собственниками. В больших открытых экономиках на это ушло больше столетия.

В нашей стране решение этих задач, хотя социальное партнерство и закреплено в ст. 14 Конституции Республики Беларусь, находится на начальной стадии. В связи с этим полезно видеть. Знать и учитывать все позитивные и негативные явления в его развитии. Важно помнить, что социальное партнерство не «довесок», а внутренняя составляющая, атрибуты социально ориентированной экономики в современном мире.

В настоящее время в индустриально развитых странах с рыночной экономикой сложились свои национальные модели социального партнерства. идея социального партнерства закреплена в конституциях и законодательстве многих государств, активно проводится в жизнь на практике на всех уровнях экономики - от отдельного предприятия до масштабов страны. например, в Бельгии идея социального партнерства была законодательно закреплена в 1948 году, в ФРГ - в 1952, в Австрии - в 1957, в странах Северной Европы - в 1970-х гг., во Франции - в 1958 году и т. д.

Организационные формы и методы регулирования социальных отношений служат предметом непрекращающегося экспериментирования. Эффективность различных моделей, их прочность неоднократно проверялись в периоды тяжелой депрессии и застойной безработицы.

Модели социального партнерства различаются по уровням ведения коллективных переговоров для достижения согласия по основным проблемам социально-экономического развития.

В настоящее время в западном обществе наблюдаются три модели социального партнерства, каждая из которых опирается на различные варианты взаимодействия основных субъектов:

¾      согласительная модель;

¾      антипрофсоюзная модель;

¾      плюралистическая модель.

Многообразный опыт развития социального партнерства в зарубежных странах Запада подтверждает его эффективность. Социальное партнерство все больше играет роль эффективного фактора социальной стабилизации и устойчивости. А это главное, непременное условие всех других успехов человеческого сообщества, особенно с учетом условий и тенденций начавшегося нового, ХХI века.

Интересы развития системы социального партнерства в Республике Беларусь требуют комплексного подхода к разработке и осуществлению мер, направленных на совершенствование механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Научно-методическое обеспечение социального партнерства предполагает глубокую и всестороннюю проработку и научное обоснование подходов сторон к оценке и прогнозированию социально-экономической ситуации, выбору приоритетов при подготовке и заключении коллективных договоров, соглашений.

Необходима выработка научно-методической основы для формирования правового, экономического и других механизмов, заинтересовывающих стороны вступать в партнерские отношения, проводить согласованную политику в области социально-трудовых отношений, выделять соответствующие финансовые и материально-технические ресурсы для реализации соглашений и коллективных договоров.

Развитие системы социального партнерства напрямую зависит от полноты и своевременности информационного обеспечения этой работы. информационно-пропагандистская работа должна строиться на основе широкого использования средств массовой информации.

Функционирование системы социального партнерства, как и любой организационной системы, связано с определенными финансовыми затратами. источниками ее финансирования могут быть средства, выделяемые сторонами социального партнерства, а также средства из бюджета.

Решение перечисленных выше и других вопросов позволит повысить эффективность системы социального партнерства, поможет мобилизовать имеющийся потенциал социального партнерства для эффективного социально-экономического развития нашей страны.

Список использованных источников

1.   Агапова Т.А., Серегина С.Ф. «Макроэкономика» уч. Пособ/. под общей ред. Сидоровича А.В. - М.:МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд. «ДИС», 1997. - 416с.

2.   Варламова Т.П., Васильева Н.А., Неганова Л.М. и др. - «Большая экономическая энциклопедия» - Москва-Эксмо-2007

3.   Белорусский журнал международного права и международных отношений №1, 2003г. Автор Лутохина Э. А. - [Электронный ресурс]: Международное общественное объединение по научно-исследовательским и информационно-образовательным программам - Режим доступа: http://www.evolutio.info/content/view/616/54/. - Дата доступа: 23.04.2013

4.      Витко Ф. П. Социальное партнерство: уч.-мет. Комплекс/ Ф. П. Витко. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2008 - 184с.

5.   Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. - М.: Дело, 2008.- 472 с.

6.      Кязимов К. Г. Социальное партнерство: практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица - Минск, изд. ЭНАС, 2008 - 384с.

7.      Колесов В. П., Кулаков М. В. - «Междунородная экономика» - ИНФРА-М 2008.

8.      Лутохина Э. А. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учеб., 2-е изд., перераб и допол./Э. А. Лутохина [и др.], по ред. Э. А. Лутохина. - Минск: ИВЦ Минфина, 2010. - с. 442

9.   Макроэкономика, учеб., 2-е изд., исправл../ Т. С. Алексеенко [и др.], по ред. Л. П. Зенькова- Минск: ИВЦ Минфина, 2009. - с. 380

10.    Ревинский И. А. курс современной экономики: учебное пособие/Ревинский И. А., Министерство образования РФ., Новосибирск, 2002г., 319 стр.

11. Селищев А.С. Макроэкономика. - СПб.:Питер, 2007. - 448 с.:

12.    Сектор информации по культуре - [Электронный ресурс]: Сектор информации по культуре им. Н. А. Добролюбова - Режим доступа: http://www.aonb.ru/depart/sik/main.phtml?op=27. - Дата доступа: 22.04.2013

13. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. - Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. - ИНФРА-М 2007.

14.    Электронная библиотека - [Электронный ресурс]: Электронная библиотека учебных пособий - Режим доступа:  http://www.ookz.ru/authors/karl-kazimov/social_n_817.html. - Дата доступа: 17.04.2013

15.    Электронный словарь- [Электронный ресурс]: Электронная словарь экономических терминов - Режим доступа: http://www. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8860/ПАРТНЕРСТВО. - Дата доступа: 18.04.2013

Похожие работы на - Роль социального партнерства в реализации социальной политик Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!