Роль профсоюзов на рынке труда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    183,16 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль профсоюзов на рынке труда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Филиал ГОУ ВПО ДВАГС в г.Петропавловске-Камчатском

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Междисциплинарная кафедра




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА


Студент

Группа 111-11 ВзК О.В. Красницкая

Научный руководитель

К.э.н., доцент Ю.С. Морозова



Петропавловск-Камчатский, 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

.1 Понятие рынка труда

.2 Элементы и функции рынка труда

.3 Спрос и предложение на рынке труда. Понятия эластичности и неэластичности спроса и предложения

.4 Модели рынка труда при участии на нем профсоюзов

.5 Роль государства

. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ

.1 Возникновение профсоюзов в мире и в России

.2 Понятие профсоюза

.3 Функции профсоюзов

.4 Права профсоюзов

3. ВЛИЯНИЕ ПРОФСОЮЗОВ НА РЫНОК ТРУДА

.1 Совершенная конкуренция на рынке труда

.2 Несовершенная конкуренция на рынке труда. Монопольная власть профсоюзов

.3 Несовершенная конкуренция на рынке труда. Двухсторонняя монополия

.4 Влияние профсоюзов на эффективность и производительность труда

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то, что профсоюзы как социальная реальность существуют давно и прочно включены в структурную ткань общества в качестве важного его элемента, не предпринято еще попыток осмыслить их как социально-экономический институт, выполняющий значимые общественные функции.

Многие институты общества подвергаются серьезной трансформации, меняются объединяющая их система ценностей и норм, статусы и функции, принципы строения и практические способы действий. В полной мере это относится и к профсоюзам. В ряду разнообразных социальных институтов профсоюзы занимают свое и особое место, которое определяется тем, что они включены в процесс регулирования социально-трудовых отношений - важнейших отношений в обществе - в качестве активно действующего субъекта. В функционирование профсоюзов вовлечены миллионы людей, они располагают большими ресурсами и возможностями влияния на общественные процессы.

Профсоюзы есть крупный самостоятельный институт общества, от функционирования которого зависит формирование рыночных отношений, становление социального государства, развитие экономической демократии. Без профсоюзов наемный труд оказывается во власти частного предпринимательства, администраций и государства, на объективную, социально ориентированную политику которых в случае отсутствия соответствующих «противовесов» рассчитывать трудно. [14]

Российские профсоюзы, однако, несмотря на массовость членства и разветвленность организационных структур, большие материальные и финансовые ресурсы, находящиеся в их распоряжении, несмотря на заявленные «благородные» цели, имеют низкий рейтинг в общественном мнении, доверие к ним со стороны работающего населения невысокое. Нейтральное, а в какой-то части и негативное восприятие профсоюзов обществом не находит удовлетворяющего научного объяснения, что, безусловно, сказывается на результатах их практических действий.

Исследование профсоюзов как общественного явления ведется преимущественно в рамках исторических, политических, экономических и юридических наук.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретические вопросы профсоюзного движения получили разработку в трудах Г.П. Алексеева, М.В. Баглая, Ю.Е. Волкова, Н.Н. Гриценко, В.А. Кадейкина, В.Н. Киселева, В.Е. Можаева, О.В. Ромашова, В.Г. Смолькова, С.Н. Щегловой и других исследователей. Но основной объем исследовательской работы приходится на долю конкретных, частных проблем, связанных с выполнением профсоюзами их функций: социальное партнерство, социальная защита, колдоговорной процесс, охрана труда, организационно-массовая деятельность и др. Социологический анализ осуществляется, как правило, только на уровне проведения прикладных исследований по злободневным вопросам профсоюзной практики с целью создания информационной базы для профцентров и членских организаций и решения текущих организационных задач. [14]

Надо отметить также то обстоятельство, что исследование профсоюзной проблематики ведется как бы «изнутри», учеными, включенными в структуры профсоюзов, в их учебные заведения и научные подразделения и выполняющими вольно или невольно соответствующий социальный заказ. Отсутствует независимый взгляд «извне», то есть со стороны исследователей, не входящих в систему профсоюзов и не несущих груз корпоративных обязательств (исключение может быть составляет изучение зарубежной профсоюзной практики в контексте исследований международного рабочего движения). В связи с этим наблюдается известная тенденциозность и некритичность в отношении того, что касается «места и роли» профсоюзов в жизни общества. Последнее не может не сказываться на выборе альтернатив практических действий.

Можно с определенностью констатировать, что научная разработка профсоюзной проблематики и особенно общетеоретических вопросов существенно отстает от требований жизни. Многие проведенные ранее исследования утратили свою актуальность в связи с происшедшими в обществе кардинальными переменами и имеют скорее историко-культурное нежели научно-практическое значение, а новых разработок совершенно недостаточно. Как никогда ранее обострилась потребность в социологическом взгляде на профсоюзы в целом как явление, как институт, что позволило бы выработать методологические основания для последующего изучения других более конкретных проблем.

Цель данной курсовой работы - определение роли профсоюзов на рынке труда в современном российском обществе.

Объектом данного исследования является деятельность профсоюзов на современном рынке труда.

Предметом исследования являются механизмы и инструменты воздействия профсоюзов на рынок труда.

В рамках достижения поставленной цели, были поставлены для решения следующие задачи:

. Провести теоретический анализ экономической и социальной сущности профсоюзов;

. Изучить понятия спроса и предложения на рынке труда;

. Изучить правовое положение профсоюзов в сфере труда;

. Определить роль профсоюзов на рынке труда в России;

Информационной базой курсовой работы явились нормативно-правовые источники, научно-методическая и учебная литература, электронные ресурсы.

В целях успешного решения поставленных задач использован комплекс методов и методик:

Ø  Метод теоретического обобщения;

Ø  Метод структурного анализа;

Ø  Метод системного анализа и синтеза;

Ø  Методы наглядного изображения данных;

Ø  Графический метод.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, связанные с рынком труда. Раскрывается понятие рынка труда, его функции и элементы, показаны модели рынка труда при участии на нем профсоюзов.

В главе второй подробно рассмотрена история профсоюзного движения, правовые основы деятельности профсоюзов, их права и обязанности.

В главе третьей делается анализ роли профсоюзов на рынок труда России.

В заключении обобщены основные результаты исследования по теме «Роль профсоюзов на рынке труда». Сделаны соответствующие выводы о деятельности профсоюзов и их влиянии на рынок труда.

Логика построения таким образом исследования, позволяет рассмотреть всю многогранность данной проблемы.

1. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

1.1    Понятие рынка труда

Рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на трудовые услуги.

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг, форма связи между сторонами обмена, в процессе которого устанавливается рыночная цена на объект обмена и происходит смена его собственника.[6]

Под рынком понимают также механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.

Каждое из этих определений (система отношений, пространство, механизм) подчёркивает существенные стороны понятия «рынок» и тем самым отражает его многогранность.

Рыночные отношения предполагают существование и функционирование множества рынков, охватывающих разнообразные области человеческой деятельности. Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовых изделий, проектных работ, научных исследований, услуг, жилья, инвестиций, ценных бумаг, денег и др. Среди этих рынков своё место занимает рынок труда.

С возникновением рынка труда формируется и рыночная экономика.

Денежный рынок, торговля землёй, лесом, товарами потребительского и производственного назначения и т. п. ещё не превращают экономику в рыночную. Она становится рыночной тогда, когда возникает и формируется рынок труда.

В самом простом понимании рынок труда - это место, где люди покупают и продают товары, место, где идёт торговля товарами, их купля-продажа. В таком понимании рынок труда тоже есть то место, где идёт купля-продажа труда. Но этого объяснения недостаточно для понимания такого явления, как рынок труда. У нас идёт бойкая торговля различными товарами, на товарных биржах продаются и покупаются товары потребительского и производственного назначения, а вот купля-продажа труда пока не налажена. Рынок труда нужно ещё реформировать. Но для этого нужно знать: при каких условиях возникает и формируется рынок труда?

Продажа труда может иметь место при условии, если работник юридически свободен и может по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду - рабочей силой. Но этого ещё недостаточно, потому что юридическая свобода пока не вынуждает его продавать труд. Он вынужден экономически продавать труд только когда, когда он не имеет всего необходимого для ведения своего хозяйства как источника получения всех нужных для жизни средств или когда у него нет каких-либо других условий существования.

Как известно, появление на рынке труда продавца товара никак не гарантирует его продажи - для этого нужен ещё покупатель. Только тогда состоится купля-продажа товара. Это в полной мере относится и к продавцу товара - труд.

При продаже труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, так как заработная плата есть плата за использование труда, то есть за труд. Ни какой эксплуатации здесь не происходит. Добавленная стоимость, а точнее - добавленная цена товара или услуги, образуется четырьмя факторами производства: часть её, созданная трудом, выплачивается работнику в виде оплаты труда - заработной платы, другие части составляют плату за пользование капиталом, землёй и за предпринимательство. Величина заработной платы зависит: от конъюнктуры на рынке труда, определяемой соотношением спроса на труд и предложения труда; от преобладающей на нём модели формирования ставок заработной платы и от других факторов, отражающих особенности тех или иных национальных и региональных рынков труда.[9]

Таким образом, при признании того, что на рынке труда продаётся и покупается труд работников, удовлетворяются все условия нормального функционирования рыночных отношений.

1.2    Элементы и функции рынка труда

Элементами рынка труда будут:

Ø  Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие работу люди;

Ø  Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда;

Ø  Конъюнктура рынка - соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения;

Ø  Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.)

Инфраструктура рынка труда:

Ø  Службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.;

Ø  Система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных;

Ø  Альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для нормального его функционирования, под которым понимается положение, когда созданы все условия для выполнения функций рынка труда. К ним относятся:

Ø  организация встречи продавцов и покупателей труда;

Ø  обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия;

Ø  установление равновесных ставок заработной платы;

Ø  способствование решению вопросов занятости населения

Ø  осуществление социальный поддержки безработных.

Одним из дискуссионных является вопрос об объёме рынка труда, т.е. о том, какой контингент населения подпадает под действие рынка труда и является его субъектом.

Имеются сторонники расширительного толкования понятия рынка труда, согласно которому его субъектом является всё экономически активное население, а спрос на труд определяется суммарной численностью занятых и вакантных рабочих мест. Аргументацией этому служит рассуждение о том, что работники, занятые в настоящий момент, не могут считаться занятыми раз и навсегда и вышедшими из рынка; в процессе производства непрерывно происходят изменения условий занятости, возникает необходимость движения работников (по профессиям и уровням квалификации), территориального перемещения и др.

Другая точка зрения состоит в том, что рынок труда как и всякий рынок относится к сфере обращения. На этом рынке продаётся и покупается предстоящий труд, и, будучи купленным, он реализуется в сфере производства. [4]

Рынок рабочих мест как составная часть рынка труда, характеризующий потребность в труде или спрос на него, складывается из числа вакансий как на действующих, так и вновь вводимых в действие предприятиях и организациях и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя и поэтому ищущего им замену.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюнктура рынка труда может быть трёх типов:

Ø  трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

Ø  трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток предложения труда;

Ø  равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относится к тому или иному региону или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.

Рынок труда реализуется через государственную и негосударственные службы занятости населения, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или же напрямую между работником и работодателем.

Рынок труда находится в непрерывном движении. За ним следят функциональные подразделения по вопросам занятости населения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, там же ведут соответствующую статистику наряду с Госкомстатом России.

1.3    Спрос и предложение на рынке труда. Понятия эластичности и неэластичности спроса и предложения

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия:

Ø   Спрос;

Ø  Предложение.

Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно

пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цены на товары.

Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными. Не только специалисту, но и обычному человеку приходится размышлять об их «истинности», «ложности» и относительности. [3]

В экономической теории существует общепринятое определение спроса.

Спрос - платежеспособная потребность потребителей в различных товарах и услугах, количество товаров и услуг, которое потребители хотят и могут купить по данной цене в данное время.

Различают следующие виды спроса:

.        Отрицательный - покупатели избегают покупки этого товара, они не заинтересованы и безразличны к нему.

.        Скрытый - потребность может существовать, но ее невозможно удовлетворить на рынке товаров и услуг.

.        Падающий - уменьшение спроса на один или несколько товаров, производимых предприятием.

.        Нерегулярный - сезонный спрос.

.        Полноценный - уровень спроса, который полностью удовлетворяет предприятие.

.        Чрезмерный - уровень спроса превышает количество предлагаемого товара.

.        Нерациональный - спрос на товары, вредные для здоровья.

На спрос влияет несколько факторов (неценовых): вкусы и предпочтения потребителей, количество покупателей на рынке, цены на товары-заменители, уровень дохода покупателей, потребительские ожидания относительно будущих цен, дохода и наличия товаров.

Цена товара и количество спроса на этот товар - обратно пропорциональные величины. Эту обратную связь экономисты называют законом спроса. То есть, при понижении цены на товар объем спроса на этот товар возрастает, при прочих равных условиях.

Производители товаров исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, которые продаются на рынке. Совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, то есть формирует предложение. Предложение есть желание и способность производителей предоставлять товары для продажи на рынке. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, которых не всегда достаточно, чтобы удовлетворить потребности всех людей.

Таким образом, предложение - количество товаров и услуг, которое продавец может и хочет продать по данной цене в данное время. Изменения в предложении могут вызвать следующие факторы (неценовые):

Ø   цены на ресурсы,

Ø   используемые при производстве товаров,

Ø   эффективность применяемой в производстве технологии,

Ø   налоги и дотации, цены на другие товары,

Ø   ожидания изменений цены данного продукта,

Ø   число продавцов этого товара на рынке.

В общем случае изменение цены товара ведет к изменению объема предложения этого товара. Таким образом, на рынке, с одной стороны, встречаются Производители со стороны предложения и Потребители со стороны спроса. Следовательно, рынок - это реальное или воображаемое место, где встречаются люди и заключают сделку, т.е. покупают и продают. На рынке происходит встреча Производителя и Потребителя, Спроса и Предложения, в результате которой осуществляется купля-продажа товаров. Известные американские экономисты К. Макконнелл и С. Брю определяют рынок так: " Рынок - это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей отдельных товаров и услуг". [3]

Эластичность спроса

Теория эластичности спроса изучает степень чувствительности потребителей к изменению цен на товары и услуги. На изменение цен некоторых товаров потребители реагируют более чутко, чем на изменение цен других. То есть, при малом изменении цены на какой-либо товар происходит значительно большее увеличение объема спроса на этот товар, либо, наоборот, при значительном изменении цены товара спрос на него практически не изменяется. В первом случае следует говорить, что потребители чувствительны к изменениям цен, а во втором нет.

Эластичность спроса - колебания совокупного спроса, вызванные изменением (понижением или повышением) цен на товары и услуги.


Ed =

В зависимости от степени эластичности спрос делят на:

1.   Эластичный спрос - Ed>1, т.е. изменение цены на товар вызывает изменение выручки от реализации этого товара в противоположном направлении. Если цена товара увеличивается, то это ведет к уменьшению общей выручки, а если цена уменьшается, то общая выручка повышается.

2.      Неэластичный спрос - Ed<1, т.е. изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. Если цена товара увеличивается, то общая выручка тоже увеличивается.

.        Единичная эластичность спроса - Ed=1, т.е. на рынке сложилась четкая равновесная цена, царит спокойствие и целесообразнее не подвергаться риску на рынке. Любое изменение цены оставит объем реализации без всяких изменений.

Различают эластичность спроса по доходу и эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу - отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению доходов потребителей при прочих равных условиях.

Эластичность спроса по цене - отношение процентного изменения величины спроса на товар к заданному процентному изменению его цены при прочих равных условиях.

Существует два крайних случая эластичности. В первом случае, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, можно говорить о совершенно неэластичном спросе. Кривая совершенно неэластичного спроса вертикальна. Примером является спрос хронически больных людей на лекарства. Во втором случае, когда небольшое понижение цены товара приводит к предельному увеличению закупок этого товара, речь идет о совершенно эластичном спросе. Кривая совершенно эластичного спроса горизонтальна. [10]

Выделяют несколько факторов, влияющих на изменение эластичности спроса: во-первых, большее количество товаров-заменителей на данный товар делает спрос на этот товар более эластичным; во-вторых, чем большую часть своего дохода потребитель тратит на этот продукт, тем более эластичен спрос на него; в-третьих, спрос на предметы роскоши является эластичным, а на предметы первой необходимости совершенно неэластичен. Например, для большинства людей хлеб - это продукт первой необходимости, и любое повышение цены на него не заставит людей отказаться от его приобретения. Четвертый фактор - временной, т.е. чем длиннее период времени на принятие решения о покупке товара, тем эластичнее спрос на данный товар.

1.4 Модели рынка труда при участии на нём профсоюзов

Профсоюзы, представляя на рынке труда интересы работников, преследуют цель увеличения спроса на труд и повышения заработной платы. На рисунке 1.1 показано, как увеличение спроса на труд за счёт действий профсоюзов ведёт к росту заработной платы.

Рисунок 1.1 График воздействия профсоюзов на рост заработной платы

Если спрос на труд увеличится с С1-С1 до С2-С2, то ставки заработной платы возрастут с Зр до Зп, а занятость увеличиться с Тр до Тп.

Спрос на труд профсоюзы могут увеличивать следующими способами: увеличением спроса на производимые продукты или услуги при помощи рекламы «товаров с профсоюзной этикеткой»; требованием у правительства увеличения финансирования производств, интересы работников которых они защищают, влиянием на повышение производительности труда через участие в совместных рабоче-административных комитетах; и др.

Рисунок 1.2 График воздействия профсоюзов на рост ставок заработной платы

Уменьшение предложения труда с П1-П1 до П2-П2 ведёт к росту ставок заработной платы с Зр до Зп, но при этом сокращается занятость работников с Тр до Тп. Такое воздействие характерно для профсоюзов, объединяющих работников только какой-то определённой профессии (цеховые профсоюзы), которые путём давления на предпринимателей создают искусственное сокращение предложения труда, что, в свою очередь, ведёт к увеличению заработной платы.

Отраслевые профсоюзы, объединяющие всех работников конкретной отрасли, не ограничивают число своих членов. Они, наоборот, заинтересованы в максимальном охвате работников отрасли, что позволяет им оказывать на работодателей сильное давление при установлении ставок заработной платы путём угрозы забастовок и лишения фирмы предложения труда. Особенности такого воздействия открытых профсоюзов на рынке труда показаны на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 График воздействия открытых профсоюзов на рынок труда

Профсоюз, объединив всех работников и контролируя предложение труда, навязывает фирме ставки заработной платы Зп, которые выше конкурентной ставки Зр. Кривая предложения труда перемещается с П-П в Зп-п-а-П. Занятость работников сокращается с Тр до Тп. [5]

 

1.5 Роль государства


Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое воздействие государства. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на услуги труда в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим слоям населения, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.) Эти программы содействуют определённой стабилизации социально-экономического положения наёмных работников в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены услуг труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посредническая роль государства на рынке труда. Оно частично берёт на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения работников максимально быстрой адаптации последних к меняющимся требованиям рынка.

Эффективность экономического вмешательства государства заключается в его попытках исправить «ошибки» рынка, например, монополию, которая искажает рыночное саморегулирование. Другим примером является строительство государством дорог, линий связи, энергетических систем и других объектов, неподъёмных для частного предпринимательства, но необходимых ему. Рынок приводит к неэффективному использованию природных факторов, загрязняя воздух, воду, землю, не заботясь об очистных сооружениях, а государство препятствует этому финансовыми, правовыми и административными мерами.

Стабилизационная функция государства состоит в его контроле и сглаживании колебаний делового цикла, когда при использовании государственной финансовой и налоговой власти оно влияет на уровень производства, занятости, инфляции, сдерживает безработицу и поддерживает экономический рост.[13]

Справедливость государство поддерживает, перераспределяя национальный доход в пользу бедных, оказывая помощь безработным, престарелым, нетрудоспособным, многодетным и др.В конце XX века в регулировании рынка труда произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций современных неоклассиков во многих странах Запада. Теоретические взгляды современных представителей неоклассической школы исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм. В результате, по мнению неоклассиков, экономическая жизнь стала характеризоваться слабым повышением эффективности производства и устойчивой массовой безработицей. Ситуация обострилась ещё и потому, что глобализация экономики, новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявил особые требования к качественным характеристикам труда, который в новых условиях должен отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование и флексибилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усиления конкурентного механизма.

Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой, чем прежде, системы оплаты услуг труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 1960-1980-х гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причём последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причём работник может нести и риск убытков предприятия.

Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные виды занятости, особенно в условиях компьютеризации общественной жизни, - надомничество, временная работа по индивидуальными контрактам, частичная занятость.

В рамках дерегулирования рынка труда всё более отчётливо проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, равно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение. [6]

Тем не менее, итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьёзному обострению социальных отношений. Речь идёт о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ

2.1 Возникновение профсоюзов в мире и в России

Первые профсоюзы возникли в конце XVIII в. в Великобритании. Затем, по мере созревания экономических и политических предпосылок, они стали появляться в США, Франции, Германии и других странах. Пик профсоюзного движения в большинстве государств пришелся на 1960-е гг. С начала 80-х гг. численность членов профсоюзов неуклонно сокращается. Мировой показатель охвата трудящихся профсоюзным движением в 1970 г. составлял 29 % для частного сектора, а к началу XXI в. упал ниже 13 %. Среди причин кризиса профсоюзного движения называют рост занятости в малом бизнесе (где профсоюзам сложно работать), упадок старых отраслей промышленности (где профсоюзы были традиционно сильны), широким распространением нестандартных форм занятости (неполный рабочий день, временная занятость, надомная работа, разделение рабочих мест и т. д.), быстрое изменение этнического состава трудовых слоев населения (большинство мигрантов являются выходцами из стран Африки, Азии, Ближнего Востока, где отсутствуют устойчивые традиции профсоюзного движения). Кроме того, сегодня можно утверждать, что основные цели профсоюзного движения достигнуты: профсоюзы пользуются широкими правами, наемным работникам гарантированы минимальная зарплата, 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя. [8]

Однако нельзя говорить о том, что профсоюзы - явление прошлого и в современном обществе у них нет будущего. Профсоюзы достаточно сильны в общественном секторе США. Постепенно укрепляется Европейская конфедерация профсоюзов, объединяющая 78 национальных конфедераций профсоюзов, общее число членов которых составляет 60 млн. человек.

Российские профсоюзы - неотъемлемая часть мирового профсоюзного движения. В России профсоюзы начали создаваться в 1905 г., к началу 1907 г. их насчитывалось 652 с численностью 245 тыс. чел. (3,5 % от общего числа рабочих, занятых в производстве). Победа Февральской революции способствовала бурному развитию профсоюзного движения и к октябрю 1917 г. было создано более 2 тыс. профсоюзов, которые охватывали более 2 млн. рабочих. В 1918 г. отраслевые и территориальные российские профсоюзы объединились в единый профсоюз страны. После Октябрьской революции роль отечественных профсоюзов кардинально изменилась. По сути, они превратились в социальные подразделения администрация предприятий.

В момент распада Советского Союза в профсоюзе состояло около 60 млн. человек. В 1990 г. состоялся учредительный съезд Федерации независимых профсоюзов РСФСР. Сегодня в составе этой организации находится около 39 млн. человек. Как и во всем мире, в России можно говорить о кризисе профсоюзного движения. По данным Росстата, промышленность за годы реформ потеряла больше трети занятых, или около 8 млн. человек, оставшиеся работники разочаровались в профсоюзах. По мнению большинства трудящихся, социальную поддержку им оказывают не профсоюзы, а руководство предприятий.[14]

2.2 Понятие профсоюза

рынок труд профсоюз производительность

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. [1]

Каждый человек, достигший 14-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст.2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности. [1]

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации или его территориальном органе в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица. [1] Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений. [1]

2.3 Функции профсоюзов

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в ст. 11 "Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников. [1]

2.4 Права профсоюзов

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.

Основные права-обязанности профсоюзов перечислены в гл. II Закона от 12 января 1996 г. Профсоюзы вносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Профсоюзы участвуют в разработке государственных программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленных законодательством случаях увольнение работника - члена профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа. [1]

Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов. [1]

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственных и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда.

По-новому осуществляют профсоюзы защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Для более квалифицированной помощи в деле защиты социально-трудовых и других прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы и консультации.

Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой. Юридическую силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами.

Возможны случаи, когда профсоюзы принимают самостоятельные решения в сфере трудовых отношений, например, решения о проведении забастовок. [14]


3.1 Совершенная конкуренция на рынке труда

Рассмотрим предположение, что профсоюз сформировался на конкурентном рынке труда и ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей. Для достижения своей цели - максимизации заработной платы своих членов - в условиях конкурентного рынка труда профсоюзы могут способствовать росту спроса на труд или сокращению предложения труда. В первом случае происходит рост как ставки заработной платы, так и занятости, во втором - рост ставки заработной платы при сокращении занятости. Очевидно, что наиболее желательным является первый вариант.

Роста спроса на труд профсоюзы добиваются через рост спроса на продукт (реклама, политическое лобби и т. д.); рост производительности труда (лучшее использование оборудования, улучшение качества продукции и т. д.); повышение цен на ресурсозаменители (повышение минимальной ставки заработной платы и т. д.). Необходимо отметить, что возможности воздействия профсоюзов на спрос на труд являются весьма ограниченными. Сокращения предложения труда профсоюзы добиваются как законодательным путем (сокращение или запрет детского труда или сверхурочных работ, понижение пенсионного возраста и обязательный уход на пенсию; ограничение иммиграции рабочей силы, лицензирование профессий и т. д.), так и путем внутренней профсоюзной политики (например, ограничение приема членов). [6]

3.2 Несовершенная конкуренция на рынке труда. Монопольная власть профсоюза

Предположим, что профсоюз сформировался на неконкурентном рынке труда. Рассмотрим крайнюю ситуацию, когда профсоюз оказался в роли монополиста. Как покупатели факторов производства обладают монопсонической властью, так и продавцы этих факторов могут иметь монопольную власть.

Рассмотрим эту ситуацию на рисунке 3.1. Монопольная власть профсоюза позволяет ему сократить число занятых с LCK до LM и увеличить, таким образом, заработную плату с WСК до WM.

Рисунок 3.1 Монопольное предложение труда профсоюзом

Кривая спроса на рабочую силу (DL) отражает предельные доходности фирм, конкурирующих за приобретение рабочей силы на данном рынке труда. Кривая предложения рабочей силы (SL) показывает, как работники предлагали бы свой труд, если на рынке не существовало бы монопольной власти профсоюза. В условиях совершенной конкуренции равновесная ставка заработной платы составила бы W ск и было бы нанято Lск рабочих. Поскольку профсоюз обладает монопольной властью, то профсоюз может выбрать любую ставку заработной платы и соответствующее количество труда. Если бы профсоюз максимизировал количество нанятых работников, то он выбрал бы ситуацию, соответствующую конкурентному равновесию. Если же профсоюз намерен максимизировать ставку заработной платы, то он пойдет путем ограничения количества своих членов. Профсоюз выбирает количество нанимаемых работников таким образом, чтобы его предельный доход (дополнительная заработная плата) равнялся дополнительным издержкам по привлечению его членов к работе. На рисунке это соответствует ситуации, когда кривая предельного дохода (mr) пересекает кривую предложения. В результате в условиях монопольной власти профсоюза будет нанято LM работников, заработная плата которых составит Wm.

3.3 Несовершенная конкуренция на рынке труда. Двусторонняя монополия

На современных рынках труда часто сильные и организованные профсоюзы сталкиваются с не менее сильными и организованными работодателями. Рассмотрим ситуацию двусторонней монополии, когда монополия покупателя рабочей силы (монопсония) противостоит монополии продавца рабочей силы (профсоюз-монополист). Такая ситуация может возникнуть тогда, когда представители профсоюза и компании, нанимающей работников определенной квалификации, встречаются для ведения переговоров о заработной плате.[12]

Двусторонняя монополия на рынке труда - ситуация, когда работодатель является единственным покупателем труда (монопсонистом), а продавец труда (профсоюз) обладает монопольной властью. Для этого обратимся к рисунку 3.2.

Рисунок 3.2 Двусторонняя монополия на рынке труда

Кривая SL представляет собой предложение труда, а кривая DL - спрос фирмы на рабочую силу. Если бы на рынке труда существовала совершенная конкуренция, то равновесная ставка заработной платы составила бы Wск, а количество нанятых работников - L ск. На неконкурентном рынке труда монопсонический наниматель, руководствуясь правилом MRP= MRC, будет стремиться к установлению заработной платы WH, которая ниже конкурентной равновесной ставки, нанимая при этом LM работников. Ставка заработной платы не может опуститься ниже этого уровня, поскольку и так является наихудшим для работников вариантом. Профсоюз рассматривает кривую спроса DL как отражение политики фирмы по найму

работников в зависимости от ставки заработной платы. Кривая MR на графике характеризует дополнительную зарплату, которую профсоюз обеспечивает своим членам по мере роста численности нанимаемых работников. Кривая SL отражает для профсоюза предельные издержки на персонал. Профсоюз будет настаивать на какой-то сверхравновесной конкурентной ставке заработной платы WП. При этом ставка заработной платы не может подняться выше, так как иначе для монопсониста предельные издержки труда превысят предельные доходы от него. Таким образом, при незначительном различии в численности нанимаемых работников прослеживаются существенные различия в оплате труда в политике профсоюза и фирмы-работодателя. Нельзя сказать определенно, какая из этих двух возможностей (WM или WП) реализуется. Скорее всего, результат будет промежуточным и ставка заработной платы установится где-то между WM и WП. Сторона, обладающая большей силой и более эффективной стратегией, будет способна принудить оппонента принять ставку заработной платы более близкую к той, на которой она настаивает. Возможно, что монопольная сила профсоюза компенсирует монопсоническую силу фирмы, в результате чего ставка заработной платы и занятость могут оказаться социально желаемыми и будут соответствовать ситуации конкурентного рынка. [6]

3.4 Влияние профсоюзов на эффективность и производительность труда

Очевидно, что профсоюзы могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на эффективность производства. Рассмотрим сначала отрицательное влияние. Существуют три основных методики, пользуясь которыми профсоюзы могут ухудшить экономическую эффективность предприятия.

Многие профсоюзы, несомненно, способствовали снижению производительности труда путем искусственного завышения объема работ, известного как практика вымогательства. Зачастую профсоюзы препятствовали внедрению новых технологий и процессов, которые повышали производительность труда. В коллективном договоре профсоюзы могут устанавливать размеры производственных бригад, а технологически это может быть оправдано лишь на момент заключения договора. Уже через короткий промежуток времени развитие трудосберегающих технологий сделает установленные размеры бригад неоправданно большими. Однако профсоюз будет настаивать на сохранении числа рабочих мест. Обобщая вышесказанное, необходимо признать, что профсоюзы несут ответственность за установление таких правил и производственной политики, которые препятствуют повышению эффективности производства. [5]

Другим средством профсоюзов, которое может негативно повлиять на эффективность производства, являются забастовки. В случае, если переговоры профсоюза и администрации заходят в тупик, начинается забастовка и производство на данном предприятии останавливается. Предприятию нечего продавать, оно теряет прибыль, а работники приносят в жертву свои доходы. По статистике забастовки случаются достаточно редко, и поэтому связанные с ними экономические потери относительно невелики. Большинство забастовок продолжаются всего несколько дней, и среднее ежегодное количество времени потерянного из-за забастовок составляет не более 0,2% всего рабочего времени. Следует добавить, что экономический ущерб от забастовок может быть как больше, так и меньше прямых издержек, обусловленных потерями рабочего времени. Издержки могут сильно возрасти, если нарушатся деятельность небастующих фирм. Например, продолжительная забастовка на транспорте окажет серьезное негативное влияние на производство и занятость во многих других отраслях промышленности.

Третий инструмент, с помощью которого профсоюзы могут негативно влиять на эффективность производства, - это преимущество членов профсоюзов в зарплате.

Однако профсоюзы оказывают не только отрицательное воздействие на экономику, в ряде случаев они могут внести позитивный вклад в повышение производительности и эффективности.

Деятельность профсоюза может вызвать так называемый «эффект шока». Он заключается в том, что повышение заработной платы, которого добился профсоюз, может заставить фирму ввести усовершенствованные методы управления и организации труда, что повысит эффективность. На практике это означает, что столкнувшись с увеличением издержек в связи с повышением зарплаты для членов профсоюза, работодатели будут вынуждены сократить общие издержки путем использования большего количества оборудования и поиска усовершенствованных методов производства, которые потребуют меньше трудовых ресурсов и больше капитала на единицу продукции. В итоге, высокая зарплата членов профсоюза приведет к повышению производительности труда.

Профсоюзы могут в конечном счете способствовать повышению производительности фирмы, благодаря своему воздействию на текучесть рабочей силы и гарантию занятости. Профсоюзы, выступая от имени своих членов при разрешении трудовых конфликтов, выполняют функцию коллективного голоса. Это значит, что, если группа работников не удовлетворена условиями труда, у нее есть два возможных средства для выражения своего несогласия: механизм добровольного увольнения и механизм устных контрактов. Механизм добровольного увольнения предполагает уход с настоящего места работы в поисках лучшего, как средство борьбы с «плохими» предпринимателями и «плохими» условиями труда. Механизм устных контрактов предусматривает переговоры рабочих с работодателем по поводу улучшения условий труда и разрешения трудовых споров. Конкретный рабочий вряд ли станет предъявлять претензии к администрации, так как может быть уволен. Но профсоюзы наделяют рабочих коллективным голосом при обсуждении проблем и претензий к администрации и настаивают на их удовлетворительном решении. [15]

Таким образом, профсоюзы способствуют уменьшению текучести рабочей силы двумя путями. Во-первых, они используют механизм устных контрактов вместо добровольного увольнения. Они эффективно регулируют производственные конфликты, которые в противном случае разрешались бы путем добровольной смены места работы. Во-вторых, профсоюзы предоставляют своим членам преимущество в заработной плате, что также удерживает их от перехода на другую работу. В свою очередь сокращение текучести рабочей силы ведет к повышению эффективности производства. Во-первых, повышается опыт работников, а следовательно, растет их производительность. Во-вторых, уменьшаются расходы фирмы на найм новых работников. В-третьих, сокращение текучести побуждает нанимателей более охотно вкладывать капитал в обучение своих работников.

Также надо учитывать, что во многих случаях подготовка работников, повышающая их производительность, осуществляется неформально. Более квалифицированные рабочие могут объяснять менее квалифицированным, как они выполняют свою работу во время обеденного перерыва или «перекура». Однако более опытный рабочий не захочет делиться своими знаниями с менее опытными, если в будущем они могут составить ему конкуренцию. Благодаря тому, что по настоянию профсоюза при решении вопросов о повышении в должности или увольнении первостепенное значение имеет трудовой стаж, такая опасность исчезает. Будучи защищенными, опытные рабочие с большей готовностью предают свои знания и опыт новичкам.

Итак, мы видим, что влияние профсоюзов на производительность и эффективность труда всеобъемлюще и разносторонне. Каков его конечный результат - положительный или отрицательный, оценить не представляется возможным. Поэтому в настоящее время не существует общепринятого мнения по поводу воздействия профсоюзов на экономику. [16]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, очевидно, что на рынке труда практически всегда преобладает несовершенная конкуренция. Это происходит из-за наличия многочисленных внеконкурентных факторов. Прежде всего, это такие институты, как крупные корпорации, профсоюзы, государство. Именно на рынке труда встречаются такие экзотические формы несовершенной конкуренции, как монопсония или двусторонняя монополия, что также свидетельствует об отсутствии на рынке труда совершенной конкуренции.

Государство, активно регулирующее рынок труда, законодательно лишает заработную плату рыночной гибкости. Оно устанавливает минимальный уровень заработной платы, осуществляет индексацию доходов, выплачивает субсидии и трансферты, вводит налоги тем самым, оказывая непосредственное влияние на спрос и предложение на рынке труда.

Значительное воздействие на рынок труда оказывают также крупные корпорации. Они тяготеют к установлению сравнительно стабильной во времени ставки заработной платы, отказываясь часто пересматривать её в зависимости от конкретного соотношения спроса и предложения на рынке труда. [2]

Профсоюзы, выступающие как монополисты в предложении рабочей силы, оказывают значительное влияние на уровень заработной платы. Как правило, они добиваются достаточно значительного её повышения для своих членов. Это в свою очередь сильно влияет на ситуацию на всем рынке труда.

В заключение следует отметить, что миссия профсоюзов не ограничивается защитой интересов работников и воздействием на трудовые отношения. Аккумулируя и отражая общественные настроения, они выявляют реакцию общества на проводимую государством социально-экономическую политику, помогают своевременно корректировать ее.

Недостаточная востребованность российских профсоюзов как стороны социального партнерства (особенно если сравнивать с ситуацией в развитых странах) обусловлена «болезнью роста», затянувшимся кризисом адаптации к новым условиям. Со временем профсоюзы могут и должны занять достойное место среди важнейших общественных институтов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.      О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: федеральный закон от 12.01.1996г. N 10-ФЗ (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.).

.        Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 - начале 2003 гг. // Вестник Русского экономического общества, №81, 05 апреля 2003 г.

3.      Андреев, Б.Ф. Экономическая теория. Микроэкономика. Макроэкономика / Б.Ф. Андреев, - Спб.: 1998.- 210с.

.        Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов, - М.: 2000.- 267с .

.        Грязнова, А.Г. Микроэкономика / А.Г. Грязнова, А.Ю. Кодомов, - М.: Владос, 2000.- 378с.

.        Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я. Иохин, - М.: 2000.- 298с.

.        Можаева , В.Е. Профсоюзы мира : Справочное издание / В.Е. Можаева, В.Е. Сергеева, - М.: Профиздат, 2001. - 656 с.

.        Носач, В.И. Профессиональные союзы профсоюзы России (1905-1930) / В.И. Носач, -СПб.: СПбГУП, 2001. - 400с.

.        Розенберг, Б.А. Курс экономики / Б.А. Розенберг, Б.А. Райзберг, - М.: 2000. - 33с.

.        Рофе, А.И. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда / А.И. Рофе, Б.Г. Збышко, В.В. Ишин, - М.: 1997. - 46-49с.

.        Рощин, С.Ю. Экономика труда, экономическая теория труда / С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова, - М.: 2001.

.        Шпеглер, П.Э. Экономика труда / П.Э. Шпенглер, Ю.П. Кокин, - М.: 2002. - 65-69с.

.        Курс Экономической теории // под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Кисилёвой, - М.: 2005. - 262-264с.

.        Международное профсоюзное движение / Шандор Гашпар, - М.: Корвина, 1993. - 353 с.

.        Экономическая теория // Учебник / под ред. В.И. Видяпина, - М.: 2002. - 315с.

.        Экономика труда: учебник / /под ред. А.А. Федченко, - М.: Экзамен, 2007. - 510 с.

Похожие работы на - Роль профсоюзов на рынке труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!