Роль государства в социально-экономическом развитии: мировой опыт

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль государства в социально-экономическом развитии: мировой опыт

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Государственный университет управления

Кафедра макроэкономики и социально-экономического прогнозирования

Специальность: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»

Специализация: «Логистика»

Форма обучения: очная



Реферат

по дисциплине «Актуальные проблемы социально-экономического прогнозирования»

на тему:

Роль государства в социально-экономическом развитии: мировой опыт


Выполнил:

Аспирант Шашкин П.С.





Москва, 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Основы государственного регулирования экономики

.1 Цели государственного регулирования социально-экономических отношений

.2 Концепции государственного регулирования социально-экономических отношений

Глава 2. Мировой опыт государственного регулирования социально-экономических отношений

.1 Государственное регулирование экономики США

.2 Государственное регулирование экономики Японии

.3 Государственное регулирование экономики Германии

.4 Государственное регулирование экономики Китая

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Исторический опыт показывает, что государство всегда играло определенную роль регулятора социально - экономических отношений. Его основными функциями, включая период функционирования экономики свободной конкуренции, были: защита национального суверенитета, защита прав собственности, законности и правопорядка. Государство выполняло и функцию регулирования денежного обращения, внешней торговли. Микро- и макроэкономические задачи развития данной экономической системы решались посредством функционирования рынка, изменения цен в результате колебания спроса и предложения обеспечивали реализацию информационной, перераспределительной и стимулирующей функции рынка. [2]

Развитие и усложнение процессов, характеризующих рыночную экономику, усиление зависимости использования индивидуальных капиталов от общих условий функционирования совокупного капитала обусловили необходимость определения «правил игры» для участников хозяйственной деятельности, сформулированных и закрепленных в виде законодательных актов и обеспечивающих внешнюю среду для функционирования субъектов рынка. Получила развитие соответствующая новому уровню рыночных отношений институциональная система, охватывающая обеспечение прав собственности, их передачу, политические, юридические и экономические механизмы принятия решений.

Реалии экономической жизни убедительно доказали, что рынок на основе присущего ему механизма функционирования не способен обеспечить автоматическую саморегуляцию. Только сочетание саморегулирующегося рыночного механизма и государственных регуляторов способно обеспечить совокупный платежеспособный спрос в соответствии с произведенным национальным продуктом, т.е. стабильное экономическое развитие. Современное рыночное хозяйство неотделимо от государства. Особенно актуальны вопросы государственного регулирования экономики для России, в связи с проводимыми после распада СССР в стране либеральными реформами и современными монетарной политикой государственного регулирования экономики.

Изучение зарубежного опыта государственного регулирования социально-экономических отношений полезно, с точки зрения планирования политики государственного регулирования экономики и прогнозирования возможных результатов ее проведения. Анализ зарубежного опыта должен быть основан не только на рассмотрении наиболее успешных сторон той или иной модели экономического регулирования, но и на рассмотрении ошибок, имевших место в других странах. Что должно способствовать выработке ценностных ориентаций по улучшению наиболее эффективных для всего общества форм, методов, механизмов и инструментов государственного регулирования экономики, которые успешно зарекомендовали себя, что наиболее наглядно отражается в достигнутом уровне продолжительности жизни, уровне образования населения, уровне доходов на душу населения, а также по достигнутому очевидно высокому уровню стандартов социальной защиты населения в развитых и развивающихся странах.

Глава 1. Основы государственного регулирования социально-экономических отношений

.1  Цели государственного регулирования социально-экономических отношений

Важнейшую роль в жизни любого общества играет государство, которое выступает как форма его политической организации. Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов. [8]

Сегодня государство рассматривается как основное орудие политической власти, признаками которого являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция.

Основой государственного управления в любой стране является государственная власть. В своем управленческом воздействии государство опирается на право, использует силу права, применяет ту или иную его форму.

Основанное на силе власти и верховенстве права государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов: сторон, сфер, объектов, учета их сложных взаимосвязей и проявлений.

В рамках государственного регулирования экономики одинаковом значении используются два термина: государственное управление и государственное регулирование экономики, так как они идентичны по отношению к объекту управления.

В качестве объекта государственного регулирования может выступать национальная экономика. Все ее подсистемы - регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.

Содержанием государственного регулирования экономики является организация регулирующих воздействий государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении.

Государственное регулирование социально-экономических отношений направлено на достижение следующих целей (смотри рис. 1).

Укрепление строя и его адаптация к изменяющимся условиям

Выравнивание экономических циклов

Совершенствование структуры народного хозяйства

Стабилизация денежного обращения

Поддержание нормальной занятости

Социальный мир

Внешнеэкономическое равновесие

Стабильность цен

Поддержание конкуренции

Защита, сохранение окружающей среды








Рис. 1 Цели государственного регулирования социально-экономических отношений.

Главная стратегическая цель государственного регулирования экономики - это экономическая и социальная стабильность, рост жизненного уровня населения. [17]

1.2 Концепции государственного регулирования социально-экономических отношений

На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в экономику. В период формирования рыночных отношений (XVII-XVIII вв.) признавалась необходимость государственного регулирования торговли, промышленности, то в конце XVIII в. вмешательство государства расценивалось как помеха, сдерживающая развитие самих рыночных отношений. Это не могло не сказаться на развитии экономической мысли и обусловило появление различных концепций регулирования рыночной экономики. [6]

В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим учением и экономической политикой периода раннего капитализма (XV-XVII вв.)

Меркантилисты считали основным источником богатства торговлю, а деньги, золото, серебро и драгоценности - истинным сокровищами.

Характерное для меркантилистов отождествление богатства с деньгами привело их к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег (естественно, полноценных - золота и серебра) оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти.

Поэтому представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной экономической политики.

Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра: чем больше денег, тем богаче государство. [1]

Меркантилизм является первой школой политической экономии, обосновавшей государственную политику протекционизма

В период быстрого развития капитализма (XVIII в.) на смену господствовавшей экономической доктрине меркантилизма пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, способную к саморегулированию. Они считали, что механизм саморегулирования, построенный на личном интересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование экономики. Развитие общества определяет экономические законы, которые должны действовать подобно законам природы, а равновесие в экономике осуществляется стихийно, без вмешательства государства. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функцией «ночного сторожа», поддерживая порядок и защищая частную собственность и конкуренцию. [12]

Д. Рикардо также придерживался принципа невмешательства государства в экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю. Он дал теоретическое обоснование преимуществ, какие может дать международное разделение труда, и целесообразности международной торговли.

А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали классическую модель рыночной экономики, где безраздельным является господство частной собственности и свободной, «совершенной» конкуренции.

Родоначальник и главный представитель французской экономической мысли Ж. Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой «закон рынка», согласно которому предложение само создает спрос. Но в условиях денежного обращения это не нашло подтверждения, так как выдвинутый принцип может быть верен только для бартерной торговли. [1]

Последователи Ж. Сэя, сторонники неоклассического направления, отстаивали традиционные ценности капиталистической экономики, также отдавая предпочтение экономической свободе, частной инициативе, частному предпринимательству и невмешательству государства в рыночную систему. Они пытались доказать, что «закон рынка» обеспечивает равенство объемов предложения и спроса, полную занятость рабочей силы, а уровень процента, который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и инвестиций, делает выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. И все это предотвращает экономические кризисы.

Однако все эти теоретические утверждения опроверг экономический кризис 1929-1933 годов. Стало очевидным, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое функционирование экономики, прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса, избавить общество от кризисов и безработицы.

Подлинно революционный переворот в экономической теории в 30-е годы ХХ века вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. [12]

Д. Кейнс рассматривал государство не только как политический институт (орган власти), но и как экономический институт, на который возлагаются определенные экономические функции. [4]

Государство в своем регулирующем воздействии должно было учитывать национальные интересы и на их основе определять цели развития экономики. Это существенно отличало государственное регулирование от рыночного механизма и ставило на первый план принцип целенаправленного регулирования экономики.

Д. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил функциональную зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. В этой модели он важную роль отвел государству, которое должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капитальных вложений. Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфляция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капитальных вложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости. [12]

В своей теории Д. Кейнс использовал мультипликационный эффект, вызванный своеобразной цепной реакцией, когда первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства смежных отраслей. В целом расширение инвестиций ведет к росту занятости, следовательно, и дохода общества и, соответственно, повышению потребительского спроса.

Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами ведущих западных стран в своей социально-экономической политике после второй мировой войны. Они дали неплохие результаты, особенно в социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики - социально ориентированная экономика. [10]

Основными отличительными чертами социально-ориентированной экономики являются:

1.  плюрализм форм собственности;

2.      необходимость государственного сектора экономики;

.        удовлетворение наиболее значимых и первоочередных потребностей всего населения путем перераспределения доходов;

.        наличие среднего класса (70-80%), обеспечивающего социальную стабильность общества. [16]

Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места. Перераспределение доходов хозяйствующих субъектов подрывает материальную основу и заинтересованность товаропроизводителей и предпринимателей, а использование такого рычага, как дефицит государственного бюджета, покрываемого денежной эмиссией, усиливает развитие инфляционных процессов, ведет к весьма парадоксальной ситуации - сочетанию кризисного застоя с инфляцией, получившей название стагфляция.

Все это вызвало появление новых антикейнсианских направлений в теории регулирования, предложенных неоконсерваторами. В итоге были выделены три школы неоконсерваторов: монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий.

Согласно взглядам монетаристов, государственное регулирование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги - это главное, что определяет развитие производства. Экономическая теория предложения ориентирована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожиданий, была основана на ожидании, что принимаемые фирмами и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выгодой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной. [12]

Все три школы были основаны на необходимости возрождения рыночного саморегулирования и стимулирования частного предпринимательства.

Теоретические рекомендации неоконсерваторов в середине 70-х годов были использованы в некоторых государствах (США, Великобритания, ФРГ и др.), где было существенно снижено вмешательство государства в экономику, что обеспечило определенный временный успех, проявившийся в ускорении экономического роста, снижении инфляции, уменьшении дефицита государственного бюджета.

Но мировой кризис конца 70-х - начала 80-х годов опять поставил вопрос: какой механизм лучше - государственный или рыночный? Это противопоставление преодолевается школой П. Самуэльсона, школой «великого неоклассического синтеза», получившей название теории смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения общественных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Расширение государственного вмешательства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет сочетать эффективность хозяйствования, социальную справедливость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрицательные воздействия рынка, и государства.

В конце ХХ века обозначился определенный консенсус экономистов в отношении роли и места государства в современной рыночной экономике. Однозначно принято положение о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику для обеспечения определенных условий ее функционирования. [1]

Сегодня практически все страны мира используют ту или иную модель смешанной рыночной экономики.

законодательный экономический регулирование мировой

Глава 2. Мировой опыт государственного регулирования социально-экономических отношений

.1 Государственное регулирование экономики США

Система государственного регулирования экономики в США состоит из многих звеньев:

1)   регулирующий механизм федерального правительства;

2)   механизм штатов и местных органов власти;

3)   государственный инструментарий экономического регулирования ;

4)   аппарат административно-правового регулирования деятельности различных отраслей экономики.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством прежде всего для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддерживанию темпов экономического роста.

В настоящее время в США возрастает экономическая роль государства с целью создания экономики, базирующейся на современном уровне науки. Для этого оказывается финансовая помощь ученым, инженерам, наращиваются расходы в области новейших технологий.

Правительство содействует в распространении в стране технических знаний и новой техники. Делается упор на малые предприятия, которых в США насчитывается порядка 350 тысяч. Многие ученые США утверждают, что целесообразно поддерживать организации, которые заняты поиском новых идей, поскольку именно прорывы в технологии, новые изобретения и открытия способны вызвать подъем в экономике.

Изменение системы налогообложения в США направлено на стимулирование частных капиталов в сферу НИОКР и на переоснащение промышленных предприятий. [14]

В США развита кредитная система. Ее основным государственным компонентом является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.

Рынок труда в США отличается своей высокой мобильностью. Наибольшим спросом на нем пользуются высокообразованные и высокооплачиваемые специалисты (ученые, инженеры, менеджеры, программисты), а также квалифицированная рабочая сила, занятая в качестве обслуживающего персонала в торговле, общественном питании, городском хозяйстве. Характерными особенностями рынка труда в США является самая высокая среди развитых стран мира продолжительность рабочего времени, а также наивысшая в мире производительность труда. [14]

Структура экономики США отличается своей ярко выраженной постиндустриальностью. В сфере сельского хозяйства создается около 2% ВВП, а промышленность дает 23% ВВП. А наибольшая доля ВВП приходится на нематериальное производство: сфера услуг дает 75% ВВП страны. Среди развитых стран мира США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию. Большая чем у США сферы услуг в структуре производства ВВП наблюдается только в Нидерландах (78%), Израиле (81%) и Гонконге(83%).

На долю США приходится 34% мирового промышленного производства. Промышленность США потребляет около 1/3 сырья добываемого в мире.

Доля агропромышленного комплекса (АПК) в ВВП США превышает 20%. В этой сфере довольно быстро растет производительность.

В последние десятилетия в США наблюдается устойчивый рост сельского хозяйства. При этом количество ферм снижается, а их размеры и производительность труда фермеров растут. (в 1945 году насчитывалось 5,9 млн. ферм). И за этот же период средняя площадь фермы увеличилась с 79 га до 199 га. При этом всего 3% общего количества ферм (около 60 тыс.) производят половину сельскохозяйственной продукции. Этому способствует использование сложных и высокопродуктивных сельскохозяйственных машин, высокий уровень развития инфраструктуры. А также защита и поддержка государством сельскохозяйственного производства. [14]

Реформирование американской экономики продолжается по линии быстрого увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65% (без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается к 75%. Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создается в оптовой и розничной торговле. 26,3% - это деловые, юридические, социальные услуги, здравоохранение отдых и развлечения, автосервис. Доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%.

Материально-техническая база транспортного комплекса в основном современная, характеризующаяся большой мощностью и высоким качеством. Начиная с 80-х годов, транспортный комплекс США вступил в полосу качественно новых сдвигов в области техники и технологий перевозок, прежде всего за счет широкого внедрения автоматизированных систем управления.

США - крупнейший в мире экспортер товаров и услуг. В общем объем экспорта. США составляет 16% мирового объема экспорта. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. В 2001 году экспорт составил около 1,2 трлн. долларов.

Основными партнерами США по экспорту являются Канада (23% экспорта США), Япония (10,3%), Мексика (10,1%), Великобритания (5,3%), Германия (3,7%), Южная Корея (3,4%) и Тайвань (3,2%).

Основу экспортной экспансии американских монополий составляют машины, оборудование и продукция сельского хозяйства. На долю США приходится также около 20% мирового экспорта продукции наукоемких отраслей. Импортируется огромное количество электронных компонентов, бытовой электроники и компьютеров. Важнейшее значение для США имеет и тот факт, что на их долю приходится ежегодно около половины мирового экспорта зерна.

Расширение производства услуг и товаров для сбыта на заграничных рынках - один из главных факторов американского хозяйственного роста. Примерно треть ежегодного прироста ВВП страны происходит за счет экспортного производства в высокотехнологичных, высокопроизводительных секторах хозяйства. Благодаря этому в 1992-1996 гг. Было создано 1,5 млн. новых рабочих мест. [14]

Импорт в США составляет 23% мирового объема импорта. Импорт имеет для американской экономики еще более важное значение чем экспорт. Доля импорта во внутреннем потреблении бытовой электроники, обуви и ряда других потребительских товаров превысила 80%, металлообрабатывающих станков и нефти - 50%, черных металлов и текстиля - 20%. С импортом связано 13% производства ВВП. Машины и оборудование дают 2/3 прироста импорта США.

США является самым привлекательным рынком для иностранных инвесторов. По данным платежного баланса во второй половине 90-х годов в США ввозится капитала на 0,5 трлн. долларов.

Американская администрация усиливает меры по стимулированию экспорта. Принята государственная программа консультационной помощи американским экспортерам по поводу особенностей отдельных зарубежных рынков. Развернулась широкая кампания по преодолению барьеров для иностранных товаров на рынках Японии, Китая, некоторых новых индустриальных стран.

2.2 Государственное регулирование экономики Японии

Япония занимает третье место <http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%92%D0%9F_(%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB)> в мире по номинальному ВВП <http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%92%D0%9F> и третье <http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%92%D0%9F_(%D0%9F%D0%9F%D0%A1)> место по паритету покупательной способности <http://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82_%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8>. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром. Особенность государственного регулирования экономики в Японии заключается в использовании системы социально-экономических планов и научно-технических программ как инструментов правительственного регулирования экономики. Планирование в Японии носит индикативный характер. Планы социально-экономического развития не являются законом, а представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизирующих звенья структуры экономики на достижении общенациональных целей. [18]

В Японии, начиная с 1956 года, разрабатывались пятилетние планы. Каждый из этих планов имел определенную целенаправленность. Цель плана 1956-1960 гг. - достижение экономической независимости, полной занятости; плана 1976-1980 гг. - сдерживание роста цен, содействие мировому экономическому сотрудничеству.

В Японии функционируют следующие органы, которые играют главную роль в разработке общегосударственных планов: Экономический Совет, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности, Управление по науке и технологии.

Планы-прогнозы дают представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики: показывают проблемы с которыми может столкнуться правительство и обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Цель планов-прогнозов - дать правительству и предпринимательским кругам общую ориентировку, рекомендации для руководства экономическим и социальным развитием различных отраслей народного хозяйства и регионов страны.

Стратегию развития экономики определяют совместно с Министерством финансов. Министерство финансов контролирует выполнение государственного бюджета и контролирует всю систему финансов. [18]

Детальные планы для всех отраслей промышленности разрабатывает Министерство внешней торговли и промышленности. Для создания этих планов изучается статистика, спрос, предложение и конкурентоспособность продукции. Из перечисленных ранее Министерств исходят идеи и советы, которые никто не обязан выполнять. Но, если предприниматель не воспользуется такими рекомендациями, то может даже разориться. К этим рекомендациям относятся: динамика спроса, условия конкуренции, состояние технологий и т.д. Опираясь на эти рекомендации каждая корпорация разрабатывает свою стратегию.

Министерство внешней торговли и промышленности Японии в конце 60-х гг. Сделало прогноз о нефтяном кризисе и рекомендовало предпринимателям перейти на производство малолитражных автомобилей. К совету Министерства прислушались и когда в 1973 году возник энергетический кризис, спрос на малолитражные автомобили резко возрос.

Японские частные фирмы при определении коммерческой и производственной деятельности учитывают общенациональные интересы.

Правительство концентрирует свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний, т.е. на фундаментальных исследованиях и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов.

Еще одна особенность общегосударственного регулирования Японии состоит в том, что основным средством достижения социально-экономических целей является технологическое развитие, ориентированное на отраслевую структуру промышленности в зависимости от конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Япония ежегодно тратит около 500 млн. Долларов, оказывая содействие 185 центрам развития технологий, разбросанным по всей стране.

Основной источник финансовых ресурсов для технологического обновления - льготное кредитование. Одним из направлений поддержки рискованных инновационных проектов являются долгосрочные кредиты. В случае успешной реализации поддержанного проекта фирма выплачивает государству определенное вознаграждение.

Особенностью Японии является умелое преодоление кризисных явлений. Темпы экономического роста в Японии достаточно высокие (6-10% в год).

.6 Особенности модели государственного регулирования экономики Германии

Экономический подъем Западной Германии связан с именем Людвига Эрхарда - министра экономики в правительстве К. Аденауэра, а затем и канцлера ФРГ.

Он разработал стройную теорию социальной рыночной экономики. В ней социальные аспекты, вопросы жизненного уровня населения заняли приоритетное место.

Ученый отталкивался от того, что нацистская военная экономика парализовала предпринимательство, устранила конкуренцию и привела к социальным перекосам, поэтому необходимо восстановить естественные отношения между трудом и его оплатой. Нужно постоянно повышать покупательную способность населения.

Производство и жизненный уровень населения стоят в прямой зависимости от следующих факторов:

производство не может развиваться, не имея широкой базы для сбыта;

увеличение покупательной способности населения в свою очередь постоянно стимулирует производство, повышение производительности труда.

Чем выше жизненный уровень населения, - заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики.

Министрество экономики Германии, применяя экономические методы, умело направляло инвестиции, развивая основные отрасли промышленности: химические предприятия, металлургические, машиностроительные, электротехнические заводы.

Германию по праву называют одним из «локомотивов» мировой экономики. По уровню экономического развития, величине экономического потенциала, доле в мировом производстве, степени вовлеченности в международное разделение труда и другим важнейшим критериям она относится к числу наиболее высокоразвитых государств мира, входит в так называемую «большую семерку». По номинальному объему ВВП (ее доля в ВВП мира в 2011 году - 4,6%) и по величине промышленного производства ФРГ занимает 4-е место в мире (после США, КНР и Японии), по среднедушевому показателю ВВП Германия занимала 19 место в 2011 году. По качественным характеристикам национальной экономики Германия также занимает одно из первых мест в мировом хозяйстве. [19]

Предпосылками для воплощения теории социального рыночного хозяйства в германской практике стали реформы Людвига Эрхарда. «Рыночная экономика, - писал Л. Эрхардvв своей книге «Полвека размышлений», - оправданна с хозяйственной и нравственной течек зрения только до тех пор, пока она полнее и лучше, чем какая-либо иная форма экономики, обеспечивает оптимальное удовлетворение потребностей всего народа, когда она в максимальной степени наделяет номинальные доходы граждан реальной покупательной способностью»

Основой политики Германии являются следующие принципы: государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Для обеспечения такого экономического порядка необходимы дееспособная, в основном не подверженная государственному влиянию, система цен; стабильность денежного обращения; открытые рынки, т.е. свободный доступ на рынок отечественных и иностранных контрагентов; частная собственность; нормы ответственности и свобода заключения договоров; стабильность экономической политики в стране. Эти принципы должны были дополняться сильной социальной политикой государства, чтобы смягчить социальную несправедливость, порождаемую рыночными отношениями. [13]

Германская модель «социального рыночного хозяйства» пережила несколько серьезных модификаций. Первая относилась к концу 60-х - началу 70-х годов XX в., вторая совпала с началом неолиберального реформирования в Европе в 80-е годы. Сейчас мы также являемся свидетелями новой волны реформирования, которая может стать более масштабной и радикальной, чем две предыдущие.

В настоящее время для Германии характерны:

медленный экономический рост;

высокая безработица, выше, чем в среднем по еврозоне. Она носит не конъюнктурный, а в основном структурный характер. Такая безработица даже в условиях подъема снижается несущественно. В общем составе безработных в Германии очень высока доля длительно безработных (свыше года). Подоле таких безработных в общем их количестве Германия вместе с Италией, Грецией, Бельгией занимает самые неблагоприятные позиции в Европе. Феномен длительной безработицы особенно опасен, гак как обычно за это время теряются даже те немногие профессиональные навыки, которыми люди обладали ранее;

высокие издержки на труд, высокая стоимость рабочего места. Поэтому крупные компании Германии (а в последнее время также и средние) постоянно выводят рабочие места за границу. «Сименс» за несколько последних лет сократил 20 тыс. рабочих мест, перенося их в Китай и Корею. Крупнейший в Германии производитель очков фирма «Родсншток» сократила 500 мест в г. Реген, где рабочее место стоит 40 тыс. евро в год, и перенесла их в Чехию, где оно стоит 9 тыс. евро. Чистый отток капитала стал хроническим, а инвестиционная активность в стране низкая;

недостаточно гибкий рынок труда. Так, при увольнении работника в Германии, по подсчетам Всемирного банка и МФК, в 2006 г. ему нужно было оплатить 66,7 недель рабочего времени. Во Франции соответствующий показатель лишь 31,9 недель, в Швеции - 24 недели, в Финляндии - также 24 недели, в Ирландии - 52,1 недели. Немцы работают гораздо меньше, чем в других европейских странах. Поданным ОЭСР, немец в год работает лишь 1446 часов, что гораздо ниже, чем в среднем и по ОЭСР, и по зоне евро.

Профсоюзы Германии весьма хорошо развиты. Но это не всегда оказывает благоприятное влияние на экономику. Чем сильнее эти союзы интересов (т. е. профсоюзы и союзы работодателей), тем менее они заинтересованы в реформах, справедливо опасаясь снижения степени своего влияния. В результате на рынке труда поддерживается такой порядок, который в определенной степени отвечает интересам членов союзов, в очень большой степени - интересам их функционеров, но не содействует эффективной занятости. [15]

Бюрократия и в целом неэффективная работа государственного аппарата также не способствуют экономическому развитию Германии. По различным оценкам, из-за избыточного бюрократического давления (только на федеральном уровне экономическую жизнь страны регулируют 2100 законов и около 100 тыс. подзаконных актов) ежегодно экономика страны теряет от 46 до 80 млрд. евро.[15]

По условиям для предпринимательства Германии, по мнению Всемирного банка и МФК, находится на среднем уровне ЕС и занимает 19-е место в мире. Это, безусловно, лучше, чем положение Франции и тем более Италии, однако гораздо хуже, чем положение в этом рейтинге таких стран, как Финляндия, Швеция, Ирландия, Великобритания, Дания.

Вместе с тем в Германии можно отметить и ряд позитивных факторов, способствующих развитию предпринимательства: государственные программы содействия, возможности финансирования с помощью заемного капитала, развитую систему венчурных компаний, наличие хорошей инфраструктуры.

Одной из серьезнейших проблем экономики Германии является проблема восточных земель. Несмотря на то, что за последние 15 лет в развитие экономики Восточной Германии были вложены колоссальные суммы, они остаются депрессивными и абсолютно непривлекательными регионами страны. Уровень безработицы там в два раза выше, чем средние показатели по стране. Поэтому население Восточной Германии уменьшается весьма высокими темпами. За 15 лет оно сократилось на 11%, или 1,7 млн. человек. [15]

Еще одна важная социально-экономическая проблема Германии - старение населения. Так, если доля лиц 65 лет и старше в обшей численности населения Германии в 1995 г. составляла 15%, к 2004 г. она достигла 18%. Это связано с низкой рождаемостью и увеличением продолжительности жизни в Германии. В дальнейшем доля лиц пожилого возраста будет продолжать повышаться.

Наконец, в Германии в последние годы настолько медленно росла производительность труда, что ее уровень на фоне среднего уровня Евросоюза несколько снизился. [15]

.4 Государственное регулирование экономики Китая

Китай следует выделить особо, поскольку страна занимает уникальное место в мировой экономике, строя модель-симбиоз рыночной и планово-регулируемой экономики, представляющий социалистический рынок с элементами свободного предпринимательства, но под руководством коммунистической партии. Сам по себе Китай также неоднороден: здесь есть приморские регионы, близкие по уровню своего развития к ведущим странам мира, а есть и территории на западе и в центре страны, крайне отсталые по характеру своего развития. В результате усредненные показатели для Китая позволяют говорить о нем только как о развивающейся стране. Тем не менее, для Китая характерны чрезвычайно высокие темпы экономического роста, благодаря которым низкий пока уровень благосостояния населения с каждым годом заметно растет. [9]

С 1979 г. Китай приступил к реформированию хозяйственной системы в рыночном направлении. Значение рынка в экономике и ее открытость внешнему миру резко повысились. Развитие заметно ускорилось: в 1979-1996 гг. Среднегодовой прирост ВВП достиг 9,9%, ощутимо усилилась мощь государства, значительно возрос уровень жизни народа. Эти успехи в немалой степени обусловлены огромной ролью государственного регулирования. Показателем успешности проводимых реформ может служить ВВВ Китая, который увеличился в 34 раза в период с 1979 по 2012 год. [19]

При переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Китая обнаружились следующие черты:

сосуществование новой и старой экономических систем;

быстрый рост сопровождается инфляцией;

темпы развития ускорены;

роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению отстает от развития макроэкономической ситуации.

Регулирование в Китае не означает всестороннего вмешательства государства в экономическую деятельность, а представляет собой упорядочение и контроль, направленные на определенную цель и затрагивающие наиболее важные области макроэкономики. Цели макрорегулирования можно свести к следующим трем областям:

. Экономический рост, находящий выражение в повышении общего уровня развития, увеличении производства продуктов, повышении производительности труда, совершенствовании структуры спроса и предложения и т.д.

. Экономическая стабильность. Это означает поддержание стабильности цен, поддержание и повышение уровня занятости, обеспечение сбалансированности доходов и расходов в бюджете и внешней торговли, достижение баланса между валовым предложением и валовым спросом.

. Экономическая справедливость. Это понятие тесно связано с моральными критериями и ценностями. В обычном восприятии оно означает справедливое распределение общественного богатства, в том числе справедливое распределение доходов, обеспечение добросовестной конкуренции и т.д.

Макроэкономическое регулирование в Китае преследует одну общую комплексную цель развития экономики и общественного благосостояния.[7]

Мировой финансово-экономический кризис оказал ощутимое влияние на экономическое развитие Китая. Если в I, II и III кварталах 2008 г. прирост ВВП составлял соответственно 10,6; 10,1 и 9%, то в IV квартале этот показатель уменьшился до 6,8%. Прирост годового ВВП Китая снизился с 13% в 2007 г. до 9% в 2008 г. В 2009 г. предполагается дальнейшее снижение прироста ВВП до 7-8%.

Ответными действиями Китайского правительства стал целый комплекс антикризисного мер, включающий в себя:

увеличение поддержки малого и среднего бизнеса

поддержка финансовой системы

стимулирование внутреннего потребления на товары собственного производства (поощрение покупки новых автомобилей в обмен на старые и аналогичный обмен бытовой электротехники) [11]

Реакция Китая на мировой финансово-экономический кризис свидетельствует о готовности властей к проведению необходимых мероприятий и уверенности в оперативном выходе страны из кризиса. В настоящее время китайские и многие зарубежные эксперты сходятся во мнении, что китайская экономика начнет восстанавливаться после мирового финансово-экономического кризиса и сделает это раньше других. [11]

Заключение

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно и необходимо, регулирующее воздействие государства.

Примеры государственного регулирования социально-экономических отношений в США, Германии, Японии и Китае свидетельствую о том, что помимо положительных результатов государственного вмешательства в экономическую сферу существуют и негативные последствия, вызывающие структурные трансформации в экономики и дисбаланс в экономической системе. Наиболее очевидным являются негативные последствия политики «социального рыночного хозяйства» в Германии, выражающиеся в форме высокой безработицы и снижения темпов экономического роста.

Негативным примером государственного регулирования экономики США является рост налогового давления на средний класс, как главного источника финансирования социальных программ, а так же последствия ипотечного кредитования, в форме финансово-экономический кризиса, характерными проявлениями которого стали увеличение количества невыплат по ипотечным кредитам <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BA%D0%B0> с высоким уровнем риска, учащение случаев отчуждения банками <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%BD%D0%BA> заложенного недвижимого имущества <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3_(%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE)>, а также вызванное ими падение цен на ценные бумаги <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0>.

В Китае проблемы государственного регулирования связаны с китайской макроэкономической политикой и системой распределения доходов. Они создавались таким образом, чтобы служить политическим интересам коммунистической партии Китая, в ущерб экономической устойчивости. Высокий рост экспорта был достигнут меркантилистской торговой политикой (вмешательством государства) и недооценкой китайской валюты. Высокие инвестиции, с другой стороны, были прямым результатом крайне низких процентных ставок. С 2003 по 2011 гг. средняя реальная ставка по кредитам была около нуля. Это означает, что тот, кто получал кредиты от банков, получал деньги бесплатно.

Результатами любого вида государственного регулирования социально-экономических отношений должны быть нацелены не только на достижении конкретных экономических показателей, но и на рост качества жизни в долгосрочной перспективе. При этом уровень жизни должен расти совместно со снижением уровня безработицы, ростом производительности труда, ростом средней заработной платы и т.д.

Роль государства как регулятора социально - экономических отношений должна заключатся в прогнозировании экономического развития и выстраивании на основе прогнозов комплексного воздействия на все сферы общества для достижения устойчивого общественного развития.

Список использованной литературы

1. Андрианов В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции: Монография. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,
 2008. - 326 с

. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебник. - Мн: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2002. - 775 с.

. Валовый внутренний продукт (ВВП) Японии, 1970-2011 гг. [Электронный ресурс]

4. Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г.,

5. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. М.В. Баглая. - М.: Норма - Инфра-М, 2002. - 832 с.

. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики Учебник/ Под ред. Кушлина В.И. - 2-е издание, дополненное и переработанное. - М.: Издательство РГАС, 2005. - 825 с.

. Ли Цзиньвэнь Роль государственного регулирования в реформировании и развитии экономики Китая [Электронный ресурс]

8. Мировая экономика в вопросах и ответах: Учебное пособие. / под ред. проф. Николаевой И.П. - М.: Вузовский учебник, 2006. - 186 с.

. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000. - 492 с.

. Романова М.В. Развитие предпринимательства при осуществлении социальной защиты по обеспечению жильем населения Российское предпринимательство» №8 Вып. 2 (141) за 2009 год, cтр. 95-98

11. Рудный К. Регулирование китайской экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса [Электронный ресурс]

. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Электронный учебник. Экономическая теория Второе издание, переработано и дополнено - Москва: Норма, 2007. - 672 с.

. Социальное рыночное хозяйство в Германии: Истоки, концепция, практика / А.Ю.Чепуренко (общ. ред.). - М.: РОССПЭН, 2001.

. Супян В. Роль государства в реализации приоритетов социально-экономического развития США [Электронный ресурс]

15. Экономика Германии [Электронный ресурс]

. Эрхард Л. Благосостояние для всех. [Электронный ресурс]

. Яблукова Р.З. Международные экономические отношения в вопросах и ответах: Учебное пособие. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. - 288 с.

. Япония [Электронный ресурс]

. Gross domestic product [Электронный ресурс]

Похожие работы на - Роль государства в социально-экономическом развитии: мировой опыт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!