Театрализованные представления

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,53 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Театрализованные представления














Театрализованные представления

Вахтангов и тенденции народности, зрелищности, характерные для массового театра

Творческое наследие Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова стало народным достоянием и требует от каждого режиссера серьезного изучения и освоения, т.к. в глубине лежат основы профессии.

Их объединяло:

Принципы народности, идейности и реализма в искусстве. Но каждый по-разному решал задачи театрального искусства

Е.Б. ВАХТАНГОВ

Творческий путь сравнительно непродолжителен, но необычайно объемен, своеобразен и ярок.

Направления: актерское, режиссерское, педагогическое.

Одно из неординарных явлений - Вахтанговские кружки. Он установил принцип студийного воспитания: «Студия должна не обучать, а должна воспитывать». Учил не растворяться в образе, властвовать над ним, искать «говорящую» форму, которая выражала бы суть образа и делала бы ее очевидной для зрителя. В работах Е. Б. ВАХТАНГОВ использовал принципы контраста и гротеска, потрясения, стремясь создавать спектакли, героические по звучанию, народные по духу, проникнутые боевой тенденциозностью (рассчитанные на эффект). Если для старшего поколения вопрос о «принятии» или «неприятии» революции состоял по-преимуществу в возможности отстоять и сохранить свой театральный опыт, свое мастерство, то для более молодых, каким был Вахтангов, все обстояло сложнее. «Революция была их молодостью, началом начал, частью жизни». Вахтангов, среди других, активно участвовал в дискуссиях о театре той поры, воспринимая в революции некий пафос - пафос прорыва в иной мир, фантастический, мир красоты, выводящий к вечным проблемам. Традиционные формы искусства, сложившиеся в профессиональном и народном театре, стремительно эволюционировали и вбирали в себя новое содержание. Сливая в одно целое драму, музыку, поэзию, добиваясь единого ритмо- пластического и пространственного решения спектакля.

Е.Б. ВАХТАНГОВ искал возможности полнее охватить духовный мир современного человека, придав вместе с тем зрелищу массовый, яркий, остро целенаправленный в идейном и эмоциональном отношениях характер. Е. Б. Вахтангов утверждал, что мера условности в каждом спектакле определяется целью: создать целостный образ спектакля, который с наибольшей полнотой и силой донес бы содержание пьесы до зрителя. Важнейшие факторы, под воздействием которых складывается режиссерский замысел и определяет нужные средства его воплощения, помимо самой пьесы, являются: современность (т. е. тот общественно-исторический момент, когда пьеса ставится) и творческий коллектив (с его взглядами, традициями, возрастом, профессиональными навыками и степенью мастерства), который ставит эту пьесу.

Вахтангов следовал своим принципам:

.Жизненной правды (актуальность);

.Гротеска;

. Ритмического рисунка (спектакля должен меняться);

. Оправдания (на сцене может быть, что угодно, но оправдано);

.Зрелищности;

. Многослойности:

  • Драматургия интересная
  • Режиссура качественная
  • Создавая эти принципы, Вахтангов гарантировал универсальное воздействие спектакля на зрителя.
  • План системы (по Вахтангову) (дневниковая запись).
  • А. Общая часть
  • 1).Современный театр.
  • Понятие о театре вообще.
  • Три типа театров (от способа подхода к ролям):
  • Театр представления.
  • Театр переживания.
  • Театр ремесла.
  • Об актерских штампах.
  • 2).Основы учения К.С.
  • 1.Свойства бессознания (творческие).
  • 2. Сознательный путь к обогащению бессознания.
  • 3. Воспитание актера (внешняя и внутренняя техника актера).
  • 3).О способностях, которыми должен обладать актер (и которые воспитываются системой).
  • 4).Учение К.С. как система воспитания актера.
  • Б. Часть методологическая.
  • 1.Осознание приемом (мысль).
  • 2.Органическое внимание (органы чувств).
  • 3.Артистичность (воля).
  • 4.Творческий момент (дух).
  • 5. Способ работы над собой и ролью (метод).
  • 6. Аффективность (душа).
  • В.Часть практическая.
  • Работа над собой.
  • 1.Упражнения внимания.
  • Свойства внимания.
  • а) Мышцы.
  • б) Сосредоточенность (объект).
  • в) Вера и наивность.
  • г) Круг внимания.
  • д) Физическое действие.
  • 2. Упражнения способности общения.
  • Свойства души.
  • а) Живой дух партнера (объект).
  • б) Внутреннее действие.
  • в) Задача (три элемента ее: действие, хотение, приспособление).
  • г) повышенная и пониженная энергия (темперамент выполнения задачи).
  • д) Оправдание - оценка факта.
  • е) Создание прошлого.
  • ж) Сегодняшний день.
  • з) Я есмь.
  • 3. Упражнения артистичности.
  • Г. Аффективное чувство.
  • а) Учение о чувстве.
  • б) Чувства сложные и простые.
  • в) Корни чувств.
  • г) Аффективность чувства.
  • д) Душа актера, как материал для образа.
  • Д.Часть творческая.
  • Работа над ролью.
  • Перевоплощение (создание образа).
  • Духовное:
  • а) Гамма чувств.
  • б) Внутренний образ.
  • 2. Физическое:
  • Понятие о внешней характерности.
  • 3.Зерно образа.
  • Метод работы над пьесами и ролями.
  • 1.Анализ пьесы:
  • Первое чтение, литературный разбор, исторический разбор, художественный разбор, театральный разбор.
  • Деление на куски.
  • Сквозное действие.
  • Вскрывание текста.
  • 2.Анализ роли:
  • Характеристика.
  • Деление на куски.
  • Отыскивание задач.
  • Отыскивание задач.
  • Отыскивание сквозного действия.
  • Создание прошлого.

3.Этюды.

.Репетиции (комплекс случайностей).

.Спектакли.

б) Пользование внутренней техникой.

в) «Игра ролью».

г) Совершенствование.

д) Рост пьесы.

. «Заканчивание» пьесы.

Массовое действо всегда тяготеет к театрализации. Театрализация реального праздничного действа выступает как его организация по законам театра. Это синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое документально-художественное действие. Режиссер массового праздника - это всегда психолог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников, организации не спектакля, а имение массового действа, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного, побудительного стимула.

Еще одним методом является игра, с помощью которой можно выстроить театрализованное массовое действо. Театрализованное игровое действо может быть чрезвычайно важной, активной частью любого массового праздника и во многом способствовать его успеху, т.е. драматургическая обработка жизненного материала, театрализация реального действия и игра являются наиболее важными методами организации массовых мероприятиях.

В.Э. Мейкрхольд. Применение его теории к массовым праздникам

В годы, непосредственно предшествовавшие Октябрьской ревоґлюции, Мейерхольд утверждает концепцию театра "l'echo du temps passe" ("эхо прошедшего времени"). Основная задача этого театра, говорит Мейерхольд, постоянное возрождение старины, но не ее археологическая реставрация и не стилизация под старину, он изучает старинную театральную культуру России, Италии, Испании, стран Востока. Мейерхольд выступает за условность. Его Условный театр был призван возродить утраченный античный театр, всеобщий театр действия и празднества. После Октября он сразу же приходит к театру политически актуальному, злободневному, к революционному, митинговому, агитационному театру. Праздничная манифестация, массовое собрание-митинг, сходка-все это дело рук В.Э. Мейерхольда. Мейерхольд хотел, чтобы создаваемый им новый театр был театром открытым, тенденциозным. Но практическое осуществление этого страстного устремления было делом далеко не простым и не легким. Эта программа была направлена на создание театра массового, агитационного, в котором зритель становился участником спектакля, стремился к выходу за пределы «коробки сцены» на площадь, к возрождению балаганного фарса, буффонады, к превращению театрального искусства в массовое действо, в «открытое» зрелище, которое органично включало бы новые компоненты в привычную синтетичность, синтезировало бы зрелищность других видов искусств. Биомеханика Мейерхольда: Биомеханика Мейерхольда ставит во главу тело как биологический организм, используемый на подмостках в качестве одного из элементов театрального зрелища. Движение тела должно быть выразительным, а выразительность достигается правильным использованием физических возможностей организма. В послереволюционные годы такое тело становится еще и образцом: человека или персонажа им прокладывается путь к социальной общности действия. материалистическая «политизация искусства», предполагающая бытие нового человека. Можно сказать, что политизация театра, превращение театра в массовое зрелище таким образом меняет соотношение театра и жизни, что граница, проходящая между ними стирается, для него уже нет обусловленных пространств, подобно тому как для идеального актера сверхмарионетки уже нет никаких внутренних переживаний. Этот театр Мейерхольда вступает в конкуренцию с экспансией кино, захватывающего своими образами массы людей, и, в каком-то смысле, уже готов отождествиться с кинематографом. Не случайно, что Сергей Эйзенштейн, ученик Мейерхольда, развивая идеи своего учителя, находит именно в кинематографе воплощение синтеза искусств, возможность реализации.Здесь воедино соединяются искусство и политика. Театр гротеска для Мейерхольда - это театр, вбирающий в себя традиции народного площадного искусства с его откровенной зрелищностью, стремительностью, энергией, шутками. Порой в постановках Мейерхольда тех лет на первый план выдвигались экспериментальные задачи. Так было, например, в спектакле "Великодушный рогоносец" В этом спектакле сценическое действие, развертывавшееся в стремительном ритме на оголенной строенной конструкции, было подчинено главным образом демонстрации внешнего актерского мастерства. Щедро использовались гимнастические приемы, акробатические трюки, цирковая эксцентрика. С их помощью утверждалась система так называемой "биомеханики".

театрализованное представление вахтангов мейерхольд

Виды и жанры театрализованных представлений

В практике театрализованных представлений последних десятилетий можно четко выделить следующие виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.

Внутри каждого из этих видов театрализованных представлений определились и продолжают определяться разновидности с более конкретными особенностями.

Театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику.

Виды театрализованных представлений: агитационно-художественное представление, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, массовое театрализованное празднество.

Агитационно-художественное представление как вид театрализованного представления имеет свою видовую специфику: это, прежде всего, агитация и пропаганда театрально-художественными средствами. Идейно-политическая, идеологическая работа может быть разделена на теоретическую деятельность, пропаганду и агитацию. Пропаганда и агитация - слова латинского происхождения. В буквальном переводе пропагандировать - значит распространять знания, идеи, воззрения, теории, а агитировать - значит пробуждать определенное стремление, побуждать людей к действию. Под агитацией мы понимаем непосредственный призыв, умение направлять энергию и волю людей на претворение идей в практические дела. Средствами воздействия на массы, которыми располагают пропаганда и агитация, являются: радио, телевидение, печать, устные выступления, технические средства, наглядная пропаганда и агитация (плакаты, панорамы, панно, стенды, выставки), использование искусства во всех его видах. Выразительные средства агитационно-художественного представления: слово, движение, музыка, хоровое пение и живопись, звук и свет, фарс, лирика и сатира, дружеский шарж и пародия, конферанс, пантомима, кукольный театр, звукоподражание, сюжетный танец, клоунада, акробатика - все это может найти применение в агитационно-художественном представлении

Литературно-музыкальная композиция - это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем, чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя, а именно их сочетанием (монтажем).

Тематический вечер - это сценическая композиция с предельно конкретизированным, документальным сюжетом, с реальными, а не вымышленными героями, что включает в себя и театрализованное массовое представление.

Массовое театрализованное празднество отражает важные события в жизни большой общности людей, а иногда и в масштабах государства и в глобальных измерениях. Это могут быть, праздничные дни или посвящаемые важнейшим событиям в жизни коллектива, села, города, страны и.т.п.

Под жанром подразумевается конкретная разновидность того или иного вида искусства.

Конфликтность в сценарной драматургии является общим признаком, а форма проявления конфликта определяет его жанр. Из всех категорий наибольшей определенности в науке обладает жанр. Ученые считают, что в каждом виде искусства понятие жанра специфическое.

Жанр - это род произведений в области какого-либо искусства, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.

Жанр в литературе - это определенный вид литературных произведений, принадлежащих одному и тому же роду.

Три рода литературы.

Эпос - это произведение объективно - повествовательного характера.

Лирика - включает в себя произведения, которые находят воплощение переживания автора как личности по отношению к себе, обществу и миру в целом.

Драма - это род произведений, написанных в форме диалога без авторской речи и предназначена для исполнения на сцене.

Агитка - обращение к злободневной общественно-политической теме, в которой все изобразительные средства направлены к одной цели - максимально агитационному воздействию человека.

Балаган - шутовское изображение действительности.

Баллада - лирико-эпический сюжетный рассказ исторического или бытового характера.

Басня - нравоучительная сатира, в которой аллегорически изображаются человеческие поступки и социальные отношения.

Бурлеск - снижение высокого и возвышение низкого.

Буфф - наличие смешных положений, характерное возникновение комических ситуаций.

Водевиль - незатейливая комедия с куплетами.

Гимн - возвышенная похвала кому или чему-либо, могущая быть и сатирической и иронической при сохранении возвышенной стилистики.

Гротеск - смещение норм действительности и совмещение контрастов: реальности и фантастики, трагедии и комедии, сарказма и безобидного юмора.

Идиллия - полная безмятежность, покой, блаженство.

Коляда - рождественское приветствие, народное по форме, светское либо духовное по содержанию.

Мистерия - библейская драма, система культовых обрядов.

Памфлет - высмеивание кого-либо общественно-политического явления или изобличение кого-либо с высоким политическим положением в художественно-политической форме.

Плач - оплакивание смерти человека, и т.д.

Притча - поучение или сатира нравственно-назидательного толка.

Раек - сатирическое либо юмористическое обыгрывание злободневной темы, изобилующее народными идеалами

Сказ - повествование, выдержанное в форме русского фольклора и стилизованное под бытовой народный говор.

Сказка - нравоучение или развлечение в форме фантастического повествования.

Трагифарс - облечение трагического в комическую форму.

Фарс - легкая комедия дивертисментного характера, где дивертисмент - ряд отдельных номеров в контексте театрализованного действа.

Частушка - отображение самых разнообразных сторон жизни в форме народной поэтической миниатюры.

Эксцентрика - необычный, из ряда вон выходящие приемы и контрасты в изображении действительности.

Элегия - смешенное чувство радости и печали, раздумья и размышление с оттенком авторской интимности.

Похожие работы на - Театрализованные представления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!