Анализ использования прибыли УП 'Брестоблсоюзпечать'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ использования прибыли УП 'Брестоблсоюзпечать'

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Понятие прибыли и ее значение для предприятия

.2 Порядок формирования прибыли

.3 Порядок распределения чистой прибыли предприятия

.4 Задачи анализа распределения и использования прибыли и источники информации

. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

.1 Характеристика организации

.2 Анализ распределения и использования чистой прибыли по основным направлениям

. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ

.1 Пути увеличения прибыли на предприятии

.2 Выявление резервов роста прибыли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением конъюнктуры рынка.

В условиях рыночной экономики предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль.

Значимость прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями.

При развивающихся рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности.

Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.

Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что прибыль предприятия является основным показателем эффективности деятельности предприятия.

Целью написания данной курсовой работы является изучение прибыли предприятия и путей ее увеличения, используя финансовую отчетность УП «Брестоблсоюзпечать».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:

определить значение и задачи анализа формирования и использования прибыли;

определить источники информации для анализа формирования и использования прибыли;

раскрыть сущность и принципы формирования и распределения прибыли;

провести анализ формирования и распределения чистой прибыли УП «Брестоблсоюзпечать»;

определить резервы увеличения прибыли.

. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1Понятие прибыли и ее значение для предприятия

Финансовое положение предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль.

В современных условиях руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. В системе показателей финансовых результатов находят отражение различные стороны финансово-хозяйственной деятельности коммерческой фирмы. Прибыль, как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства другой предпринимательской деятельности. Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере коммерции представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения.

Значение показателя прибыли можно рассмотреть, с одной стороны, как наиболее общий результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, как форма денежного накопления коммерческой фирмы. [10, cтр.384].

Прибыль предприятия призвана выполнять ряд определенных функций.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Конечно, одним универсальным показателем прибыли невозможно оценить деятельность коммерческой фирмы. Поэтому при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия используется система показателей.

В целом, результативность деятельности предприятия оценивается с помощью абсолютных и относительных показателей.

С другой стороны прибыль выполняет стимулирующие функции. Так как прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом собственных средств предприятия, то реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения различных материальных и социальных потрясений трудового коллектива.

Также за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом. Прибыль в данном случае является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

Таким образом, в условиях рыночной экономики прибыль является:

одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов;

источником самофинансирования развития предприятия;

основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия;

источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия.

Значение прибыли в условиях рыночной экономики состоит в том, что она нацеливает товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижает затраты на производство и реализацию продукции. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Кроме того, особенностью прибыли в условиях рынка, является не накопление ее в денежной форме, а расходование на инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности. [5, cтр.169].

.2 Порядок формирования прибыли

На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам.

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. [11, cтр.304].

Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). [6, cтр.104].

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом.

Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся : ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся : конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.

Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами. [10, cтр.387].

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый - это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.:

прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),

прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП,

за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды,

прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.

Кроме того прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

.3 Порядок распределения чистой прибыли предприятия

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства.

Механизм распределения прибыли должен быть построен таким образом, чтобы способствовать повышению эффективности производства, стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития отечественной экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась. Одной из важнейших проблем распределения прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития является оптимальное соотношение доли прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

С развитием рыночных отношений предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательным вычетам, налогообложению и другим направлениям в соответствии с законодательством.

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечить производственные, материальные и социальные нужды предприятия.

Объектом распределения является налогооблагаемая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

При распределении прибыли предприятия необходимо учитывать основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим образом:

Прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом.

Прибыль аккумулируется в соответствующих бюджетах (в настоящее время в местных бюджетах) в виде налога на прибыль, порядок исчисления и уплаты которого в бюджет устанавливается законодательно и ставка которого не может быть произвольно изменена.

Величина прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной деятельности.

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь должна направляться на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

Распределение чистой прибыли должно отражать процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы. [11, cтр.309].

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок налогообложения прибыли предприятия стимулирует расходы на воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходы по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основными расходами, финансируемыми из прибыли, являются расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

В соответствии с этим по мере поступления чистая прибыль предприятий направляется: на финансирование НИОКР, а также работ по созданию, освоению и внедрению новой техники; на совершенствование технологии и организации производства; на модернизацию оборудования; улучшение качества продукции; техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. Чистая прибыль является источником пополнения оборотных средств.

Наряду с финансированием производственного развития прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, направляется на удовлетворение социальных нужд. Так, из этой прибыли выплачиваются единовременные поощрения и пособия уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям; дивиденды по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятий. Производятся расходы по оплате дополнительных отпусков сверх установленной законом продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь. Кроме того, производятся расходы на бесплатное питание или питание по льготным ценам.

Капитализация прибыли - это превращение финансовых средств в капитал.

В акционерных обществах основной целью распределения прибыли предприятия является обеспечение необходимой пропорциональности между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости акций предприятия за счет капитализации части прибыли.

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.

Расширение процессов реформирования экономики в направлении создания полноценных рыночных отношений сопровождается расширением операций субъектами хозяйственной деятельности на рынке ценных бумаг. Предприятия различных форм собственности могут вкладывать (инвестировать) часть своей чистой прибыли в приобретение акций акционерных обществ, облигаций (как других предприятий, так и муниципальных, государственных). Альтернативными формами инвестирования чистой прибыли могут быть вложения средств в совместные предприятия (в т.ч. с участием иностранного капитала), их размещение на банковских депозитах, в других формах финансовых вложений.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансирования производственного, социального развития и материального поощрения, но и используется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства для уплаты различных штрафов и санкций. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником которых является чистая прибыль.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятия вправе создавать финансовый резерв, т.е. рисковый фонд.

Размер этого резерва должен составлять от 5 до 15% уставного фонда. Ежегодно резервный фонд должен пополняться за счет отчислений от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост оборотных средств и восполнение их недостатка, на другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятия при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения предпринимательской деятельности.

.4 Задачи анализа распределения и использования прибыли и источники информации

Основными аналитическими и управленческими задачами анализа прибыли являются:

. Оценка прибыльности производственной и коммерческой деятельности предприятия, поскольку прибыль является основным показателем хозяйственной деятельности;

2. Оценка деятельности предприятия в динамике, что достигается путем сопоставления данных предыдущего и отчетного периодов;

3. Оценка выполнения плана, реализуется при сравнивании плановых показателей с фактическими;

4. Выявление и количественное измерение влияния факторов формирования показателей прибыли и оценка ее качества;

5. Изучение направлений, пропорций и тенденций распределения прибыли;

6. Планирование прибыли на предстоящий период;

7. Выявление резервов роста прибыли;

8. Разработка рекомендаций по наиболее эффективному использованию прибыли с учетом перспектив развития предприятия.

Основной же задачей, как и при анализе других показателей, является реальное отражение хозяйственного процесса на предприятии для принятия правильных управленческих решений.

Анализ должен показать также влияние на прибыль нарушений договорной, технологической и финансовой дисциплины.

Источниками информации для анализа формирования и использования прибыли на предприятии являются:

üформы (расчеты) плана экономического и социального развития или бизнес-плана по формированию прибыли, «Расчетный баланс доходов и расходов» (финансовый план);

üформы бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках»;

üданные текущего бухгалтерского учета по счету 99 «Прибыли и убытки» .

В соответствии с Разделом VIII «Финансовые результаты» Инструкции по применению типового плана счетов бухгалтерского учета установлены счета учета, предназначенные для обобщения информации о доходах и расходах организации, а также выявления конечного финансового результата деятельности организации за отчетный период.

Доходы в зависимости от их характера, условий получения и направления деятельности организации подразделяются на:

доходы по текущей деятельности;

прочие доходы;

Расходы организации подразделяются на:

расходы по текущей деятельности;

прочие расходы;

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 111 «Об установлении форм бухгалтерской отчетности, утверждении Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г. № 19 и отдельного структурного элемента постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 11 декабря 2008 г. № 187» установлены новые формы бухгалтерской отчетности:

·бухгалтерский баланс;

·отчет о прибылях и убытках;

·отчет об изменении капитала;

·отчет о движении денежных средств;

·пояснительная записка.

В отчете о прибылях и убытках данные о доходах, расходах и финансовых результатах формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов, исходя из характера своей деятельности, вида доходов, размера и условий их получения (доходы от обычных видов деятельности или прочие поступления - операционные, внереализационные).

Прибыль, как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства другой предпринимательской деятельности. Как часть чистого дохода общества, прибыль в сфере коммерции представляет собой стоимостное выражение части прибавочного продукта, созданного в сфере обращения. В условиях рыночной экономики прибыль является: одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов; источником самофинансирования развития предприятия; основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия; источником удовлетворения материальных интересов членов трудового коллектива и собственника предприятия. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам. Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей предприятия, так и формирование доходов государства. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия. Основной задачей анализа распределения и использования прибыли, как и при анализе других показателей, является реальное отражение хозяйственного процесса на предприятии для принятия правильных управленческих решений. Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

2. АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

.1 Характеристика организации УП «Брестоблсоюзпечать»

Торговое республиканское унитарное предприятие «Брестоблсоюзпечать» создано приказом Белорусского республиканского объединения «Союзпечать» от 11.12.1990 года № 81, зарегистрировано исполкомом администрации Ленинского района г. Бреста решением № 548 от 18 декабря 1996 года в реестре общереспубликанской регистрации за № 0011 под наименованием «Брестское областное оптово-розничное предприятие «Белсоюзпечать».

Вышестоящим органом является Министерство информации.

Предприятие является юридическим лицом республиканской формы собственности, действует на основании Устава (утвержденного приказом Министерства информации Республики Беларусь № 102 от 13.06.2007 года и зарегистрировано в Брестском областном исполнительном комитете от 20.08.2007 г. № 15019), принципах хозяйственного расчета и самофинансирования. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в ОАО «Белинвестбанк», печать со своим наименованием и изображением герба Республики Беларусь, угловой и иные штампы, свой фирменный бланк, и иные реквизиты юридического лица.

Целью деятельности предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли.

В соответствии с целью УП «Брестоблсоюзпечать» осуществляет следующие виды деятельности:

организация оптовой, розничной торговли периодическими, непериодическими изданиями, бланочной продукцией и другими товарами народного потребления;

оказание услуг по продаже телефонных и интернет-карт, лотерейных билетов, проездных билетов и талонов;

оказание маркетинговых и рекламных услуг, услуг по предпродажной подготовке газет;

аренда.

Бухгалтерский учет на предприятии осуществляется согласно Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994 г. № 3321-XII (ред. От 26.12.2007 г.), Постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» от 17.04.2002 г. № 62 (ред. От 26.05.2008 г.), внутреннего приказа «Об учетной политике на 2011 год» от 31.12.2010 г. № 375-п и других нормативных актов по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Учет товаров ведется по розничным ценам с отражением торговой надбавки (скидки) с последующим списанием стоимости реализованных товаров и сторнированием суммы скидок (надбавок) в части, относящейся к реализованным товарам.

Определение выручки от реализации товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов производится по мере их оплаты покупателем.

Счет 99 «Прибыли и убытки» закрывается по окончании полугодия.

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2007 г. № 1887 прибыль, остающуюся после уплаты налогов, сборов и платежей можно использовать по следующим направлениям:

на накопление для финансирования капитальных вложений;

на потребление;

на иные цели в соответствии с законодательством.

По данным Отчета о прибылях и убытках (Приложение А) можно составить таблицу основных экономических показателей деятельности предприятия (таблица 2.1.1).

Таблица 2.1.1 - Динамика основных экономических показателей

Наименование показателейЗначение, млн. руб.Изменение 2010 к 2009 г.Изменение 2011 к 2010 г.2009 год2010 год2011 годмлн.%млн.%Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг3244338617484986174119,039881125,59Себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг2657831732390505154119,397318123,06Операционные доходы39515912130,778115,69Операционные расходы1823285127,785121,74Внереализационные доходы7415622682210,8170144,87Внереализационные расходы385492619107127,79127125,81Чистая прибыль390577457187147,95-12079,2

В динамике финансовых результатов можно отметить следующие изменения:

В 2010 году выручка от реализации составила 38617 млн. руб. , что на 6174 млн. больше по сравнению с 2009 годом. Себестоимость составила 31732 млн. руб., что на 5154 млн. больше по сравнению с 2009 годом.. В 2011 году выручка от реализации составила 48498 млн. руб., что на 9881 млн. больше по сравнению с 2010 годом. Себестоимость составила 39050 млн. руб., что на 7318 млн. больше по сравнению с 2010 годом [12].

В 2010 году внереализационные доходы составили 156 млн. руб., что на 82 млн. больше, чем в 2009 году. Внереализационные расходы составили 492 млн. руб, что на 107 млн. больше, чем в 2009 году. В 2011 году внереализационные доходы составили 226 млн. руб., что на 70 млн. больше, чем в 2010 году. Внереализационные расходы составили 619 млн. руб, что на 127 млн. больше, чем в 2010 году.

Что касается чистой прибыли отчетного года, то она в 2010 году составила 577 млн. руб., что на 187 млн. больше, чем в 2009 году, а в 2011 году - 457 млн. руб, что на 120 меньше, чем в 2010 году [8].

По всем показателям, представленным в таблице видим рост по всем статьям, что говорит о неплохом финансовом положении данного предприятия. Однако в 2011 году снизилась чистая прибыль на 120 млн. руб., по сравнению с 2010 годом, и это связано с тем, что в этом году был кризис.

.2 Анализ распределения и использования чистой прибыли по основным направлениям

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей.

Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Сегодня частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной деятельности, распределяется между государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно; величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшения результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним; планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др.

Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов непроизводственного назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

К затратам на материальное поощрение относятся единовременные поощрения за выполнение особо важных производственных заданий, выплата премий за создание, освоение и внедрение новой техники, расходы на оказание материальной помощи рабочим и служащим, единовременные пособия ветеранам труда, уходящим на пенсию, надбавки к пенсиям, компенсация работникам по удорожанию стоимости питания в столовых, буфетах предприятия в связи с повышением цен и др.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части: первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления, вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть использован в последующие годы для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

В условиях перехода к рыночным отношениям возникает необходимость резервировать средства в связи с проведением рисковых операций и, как следствие этого, потерей доходов от предпринимательской деятельности. Поэтому при использовании чистой прибыли предприятие вправе создавать финансовый резерв. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков, резервный фонд может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию. На предприятии «Брестоблсоюзпечать» резервный фонд не создается.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Анализ динамики балансовой прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с динамикой величины и прироста чистой прибыли представляет значительный интерес. Результаты анализа могут свидетельствовать о снижении темпов прироста чистой прибыли по сравнению с балансовой, и наоборот.

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся, в распределении прибыли за отчетный период по сравнению с планом в динамике. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию.

Анализ распределения и использования прибыли проводится в следующем порядке:

. дается оценка изменений суммы средств по каждому направлению использования прибыли по сравнению с отчетным и базисным периодом;

2. проводится факторный анализ образования фондов;

3. дается оценка эффективности использования фондов накопления и потребления в соответствии с показателями эффективности экономического потенциала.

Создание правильных соотношений при распределении прибыли между основными направлениями обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий в повышении эффективности производства и торговли.

Так, прибыль, полученная на предприятии должна быть распределена по соответствующим направлениям: на уплату в бюджет, выплату налогов и т.д. Рассмотрим подробно, по каким направлениям была распределена прибыль на предприятии, для этого воспользуемся формой «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение А) и формой «Отчет об изменении капитала» (Приложение Б) и составим следующую аналитическую таблицу (таблица 2.2.1)[13].

Таблица 2.2.1 - Распределение прибыли предприятия

Наименование показателейЕд. изм.2009 год2010 год2011 годОтклонение 2010 от 2009Отклонение 2011 от 2010Прибыль отчетного годамлн. руб.10031346140734361Налогооблагаемая прибыльмлн. руб.624865791241-74Налог на прибыль и иные платежимлн. руб.2342883345446Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятиямлн. руб.390577457187-120Прибыль, направленная:а) в фонд накоплениямлн. руб.290436352146-84б) в фонд потреблениямлн. руб.100104614-43в) другие целимлн. руб.3744377Удельный вес фонда накопления в чистой прибыли%74,3675,5677,021,21,46Удельный вес фонда потребления в чистой прибыли%25,6418,0313,35-7,61-4,68Удельный вес прибыли, направляемой на другие цели в чистой прибыли%6,419,633,22

Удельный вес фонда накопления в чистой прибыли (2009) = 290/390*100%= 74,36 %;

Удельный вес фонда накопления в чистой прибыли (2010) = 436/577*100%= 75,56 %;

Удельный вес фонда накопления в чистой прибыли (2011) = 352/457*100%= 77,02 %;

Удельный вес фонда потребления в чистой прибыли (2009) = 100/390*100%= 25,64 %;

Удельный вес фонда потребления в чистой прибыли (2010) = 104/577*100%= 18,03 %;

Удельный вес фонда потребления в чистой прибыли (2011) = 61/457*100%= 13,35 %;

Удельный вес прибыли, направляемой на другие цели в чистой прибыли (2010) = 37/577*100% = 6,41 %;

Удельный вес прибыли, направляемой на другие цели в чистой прибыли (2011) = 44/457*100% = 9,63 %.

Как показывает анализ, в распоряжении предприятия в 2009 году осталось 390 млн. руб. прибыли, в 2010 году - 577 млн. руб., в 2011 году - 457 млн. руб.. Данную прибыль предприятие распределяет на фонд накопления, фонд потребления и другие цели (членство в СИРП).

Произведя расчет удельного веса прибыли, направляемой на создание фондов в сумме чистой прибыли, можно сделать вывод о том, что предприятие увеличивает процент отчисления прибыли в фонд накопления, при этом уменьшает отчисления в фонд потребления.

Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д.

Фонд потребления может использоваться на коллективные нужды и индивидуальные. За счет фонда потребления предприятие «Брестоблсоюзпечать» выплачивает работникам вознаграждения по итогом работы за год, выдает ссуды работникам.

В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

Проанализируем план и состав прибыли отчетного периода. для этого воспользуемся формой «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение А) и составим следующую аналитическую таблицу (таблица 2.2.2).

Таблица 2.2.2 - Анализ плана и состава прибыли отчетного периода

ПоказателиОтчетный годОтклонение, (+/-)Выполнение плана , %планфактПрибыль отчетного года12881407119109,2Прибыль от реализации16371775138108,4Прибыль (убыток)от операционных доходов и расходов23252108,7Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов-372-393-21-105,6

В ходе анализа была выявлено, что:

плановый показатель прибыли от реализации перевыполнен на 8,4 %,;

прибыль от операционных доходов на 8, 7 %;

прибыль отчетного года на 9,2 %.

Показатель прибыли (убыток) от внереализационных доходов и расходов недовыполнен на 5,6 %.

Рассмотрим факторную модель прибыли.

Пр = Выручка - себестоимость - налоги;

Пр 0 = выручка 0 - себестоимость 0 - налоги 0 ;

Пр 1 = выручка 1 - себестоимость 1 - налоги 1 ;

∆Пр = Пр1 - Пр 0 ;

Пр 0 = 38617-31732-3201=3684 млн.руб

Пр 1= 48498-39050-4042=5406 млн.руб

∆Пр = 5406-3684=1722 млн.руб

Пр.усл1= выручка 1 - себестоимость 0 - налоги 0 ;

Пр.усл2= выручка 1 - себестоимость 1 - налоги 0 ;

Пр.усл1= 48498-31732-3201= 13565 млн.руб

Пр.усл2= 48498-39050-3201= 6247 млн.руб

∆Пр (выручка) = Усл1 - Пр 0 ;

∆Пр (Налоги) = Пр1 - Усл 2 ;

∆Пр (выручка) = 13565-3684 = 9881 млн.руб

∆Пр (себестоимость) = 6247- 13565 = -7318 млн.руб

∆Пр (Налоги) = 5406 - 6247 = - 841 млн.руб.

В 2011 (отчетном) году в сравнении с 2010 (базисным) прибыль увеличилась на 1722 млн.руб, за счет увеличения выручки на 9881 млн.руб, за счет уменьшения себестоимости на 7318 млн.руб и уменьшения налогов на 841 млн.руб.

Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия. На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т. е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. За счет чистой прибыли можно выплачиваются некоторые виды сборов и налогов, например налог на перепродажу автомобилей, штрафы, санкции и др. Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Чистую прибыль предприятие «Брестоблсоюзпечать» распределяет на фонд накопления и фонд потребления. Наибольший удельный вес занимают отчисления в фонд накопления.

3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА РЕЗЕРВОВ РОСТА ПРИБЫЛИ

3.1 Пути увеличения прибыли на предприятии

Прибылью называют ту часть чистого дохода общества, которая создается на данном предприятии и непосредственно зависит от уровня его производственно-хозяйственной деятельности. Иными словами, прибыль - это денежное выражение части стоимости прибавочного продукта, создаваемого в отраслях материального производства, которая принимает форму чистого дохода. Прибыль является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любого коммерческого предприятия. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции и услуг в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

объема реализации продукции;

ее структуры;

себестоимости;

уровня среднереализационных цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Для того чтобы определить пути, направленные на увеличение прибыли, начнем со следующего равенства: прибыль = заработок - затраты.

Для того чтобы увеличить прибыльность, необходимо в тоже самое время увеличить и заработок, (при этом стараясь не увеличивать затраты), или одновременно увеличивать заработок и уменьшать затраты.

Ниже приведены 3 альтернативы для увеличения прибыльности, которые необходимо детально разобрать и которые являются весьма актуальными:

1. Увеличение цен при сохранившемся значении издержек.

Заработок может быть увеличен несколькими путями:

Поднятием цен на ваш продукт;

Поднятием уровня продаж;

Увеличением разности между ценой и себестоимостью товара.

Установленные цены могут пересматриваться один или два раза в год, но увеличивать цену на товар необходимо в условиях сохранения конкурентоспособности. Другим важным критерием, который необходимо учитывать перед повышением цен, является тип продукта или продаваемой услуги. Существуют такие категории, к которым покупатели относятся лояльно и готовы заплатить чуть больше за них, лишь бы качество и вкус товара оставались на высоте.

2. Снижение издержек или себестоимости при сохранившемся значении заработка.

Второй альтернативой является снижение суммы общих затрат. Это может быть достигнуто уменьшением себестоимости товара. Введение в эксплуатацию продукции высоких технологий, т.е. конвейеров, которые эффективно решают эту проблему. Другим важным инструментом в понижении общих затрат является внедрение новых методов управления, таких как совместная деятельность. Многие предприятия - лидеры решают проблему повышения цены на производимый товар путем уменьшения количества производимой продукции. Но не забывайте о том, что уменьшение себестоимости товаров или услуг не должно повлиять на ухудшение их качества.

3. Одновременное увеличение цен и уменьшение себестоимости.

Это может быть достигнуто путем массового производства. Принцип экономики, обусловленный ростом масштаба производства, может привести к желаемой цели.

Основные пути увеличения прибыли:

1) увеличение выпуска продукции - за счет увеличения объема работ, реализуемых в виде технологически законченных этапов или объектов. Это экстенсивный путь повышения прибыли или рентабельности;

2) улучшение качества продукции - за счет улучшения качественных показателей производства роста производительности труда, снижения материалоемкости производства, сокращения сроков и других показателей, способствующих в конечном итоге снижению себестоимости работ. Это интенсивный путь роста;

3) продажа излишнего оборудования или сдача в аренду-предприятие для получения дополнительной прибыли продает ненужное оборудование или сдает его в аренду на определенный срок за определенную плату;

4) снижение себестоимости продукции - самое лучшее мероприятие для получения дополнительной прибыли;

5) расширение рынка продаж - за счет расширения территорий продаж на рынке прибыль увеличивается;

6) найм более классифицированных работников - за счет этого продукция становится наиболее качественной, продукция выполняется точно в срок и т.д

3.2 Выявление резервов роста прибыли

Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения. Основными их источниками являются:

увеличение объема реализации продукции (работ, услуг);

снижение себестоимости продукции (работ, услуг), в т.ч. за счет снижения коммерческих расходов и расходов на реализацию и условно-переменных затрат в себестоимости единицы продукции;

поиск более выгодных рынков сбыта;

реализация продукции в более оптимальные сроки и т.д. (рис. 3.2.1).







Рисунок 3.2.1 - Блок-схема подсчета резервов увеличения прибыли от реализации продукции

Резервы роста прибыли выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов по получению прибыли.

Определение резервов роста прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчетов.

Выделяют три этапа этой работы:

- аналитический;

организационный;

функциональный.

На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы роста прибыли; на втором разрабатывают комплекс экономических, социальных и организационных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически регулируют мероприятия и ведут контроль за их выполнением.

Резервы можно измерить как разницу между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала.

В основу поиска резервов положены следующие принципы:

научность,

комплектность,

системность,

предотвращение повторного счета резервов.

Учитывая, что наибольшее влияние на сумму валового дохода оказывают такие факторы, как объем реализации товаров, уровень цены закупки товаров и уровень цены реализации товаров, в разрезе этих основных факторов на предприятиях торговли и осуществляется поиск резервов повышения доходов от торговой деятельности, обеспечивающих достижение их плановых показателей.

Основными резервами повышения доходов на предприятии «Брестоблсоюзпечать» за счет увеличения объема реализации товаров являются:

а) осуществление эффективной маркетинговой политики на предприятии;

б) диверсификация ассортимента путем включения в ассортиментный перечень взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров, позволяющих повысить комплексность покупок;

в) интенсификация рекламной и информационной деятельности торгового предприятия;

г) открытие новых торговых киосков;

д) увеличение ассортимента и продажа товаров, которые пользуются наибольшим спросом у населения.

Для определения резервов роста прибыли за счет резервов увеличения объема реализации продукции необходимо выявленный ранее резерв объема реализации продукции (Рез ↑ Ni) умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида:

Рез ↑ PNi = Рез ↑ Ni * Pфактi , (3.2.1)

где: Рез ↑ Ni - резерв объема реализации продукции;фактi - фактическую прибыль в расчете на единицу продукции.

На основании бухгалтерских данных предприятия с учетом предложенных мероприятий по увеличению объема реализации, был выявлен возможный дополнительный объем реализуемой продукции: в 2008 году - 1850 тыс. руб., в 2009 году - 1285 тыс. руб., в 2010 году - 1453 тыс. руб.. Также была определена фактическая прибыль на единицу продукции: в 2008 году - 1,3 тыс. руб., в 2009 году - 11 тыс. руб., в 2010 году - 1,42 тыс. руб.. На основании этих данных можно определить резерв роста прибыли за счет увеличения объема реализации:

Рез ↑ PNi (2008 г.)= 1850*1,3 = 24050 тыс. руб.

Рез ↑ PNi (2010 г.)= 1453*1,42 = 2063,26 тыс. руб.

Основными резервами повышения доходов за счет снижения себестоимости товарной продукции и услуг являются:

а) сокращение числа посредников при закупке товаров, не требующих длительного периода хранения и оптовой подсортировки.;

б) использование всей системы ценовых скидок в процессе "уторговывания" партий закупаемых товаров, в первую очередь, скидок на количество или сумму закупаемых товаров, а также скидок постоянным партнерам;

в) закупка отдельных товаров за рубежом в периоды благоприятных соотношений курсов национальной и иностранных валют (снижении курсов иностранных валют);

Резервы увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции и услуг подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции (Рез ↓ Si) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов ее роста:

Рез ↑ Psi = Рез ↓ Si *(Nфактi+ Рез ↑ Ni), (3.2.2)

где: Рез ↓ Si - резерв снижения себестоимости каждого вида продукции;фактi - возможный объем продаж каждого вида продукции;

Рез ↑ Ni - резерв объема реализации продукции.

На основании бухгалтерских данных предприятия с учетом предложенных мероприятий по снижению себестоимости продукции, был выявлен возможный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции: в 2008 году - 283 тыс. руб., в 2009 году - 321 тыс. руб., в 2010 году - 486 тыс. руб.. На основе этих данных можно рассчитать резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости:

Рез ↑ Psi(2008 г.)= 283*(950+1850)=792400 тыс. руб.

Рез ↑ Psi(2009 г.)= 321*(871+1285)=692076 тыс. руб.

Рез ↑ Psi(2010 г.)= 486*(989+1453)=1186812 тыс. руб.

Основными резервами повышения доходов за счет увеличения уровня цен реализации товаров и услуг являются:

а) эффективное осуществление разработанной ценовой политики предприятия на потребительском рынке; обеспечение своевременной ее корректировки в необходимых случаях;

б) повышение уровня торгового обслуживания с соответствующим повышением уровня цен на отдельные товары.

Резервы увеличения прибыли за счет увеличения цены товара или услуги подсчитывается следующим образом: предварительно выявленный резерв увеличения цены каждого вида продукции (Рез ↑ ωi) умножается на возможный объем ее продаж с учетом резервов ее роста:

Рез ↑ Pωi = Рез ↑ ω*( Nфактi+ Рез ↑ Ni), (3.2.3)

где: Рез ↑ ω - резерв увеличения цены каждого вида продукции;фактi - возможный объем продаж каждого вида продукции;

Рез ↑ Ni - резерв объема реализации продукции.

На основании бухгалтерских данных предприятия с учетом предложенных мероприятий по увеличению цены на реализуемую продукцию, был выявлен возможный резерв увеличения цены каждого вида продукции: в 2008 году - 103 тыс. руб., в 2009 году - 98 тыс. руб., в 2010 году - 116 тыс. руб.. На основе этих данных можно рассчитать резерв увеличения прибыли за счет увеличения цены товара или услуги:

Рез ↑ Pωi (2008 г.)= 103*(950+1850)=288400 тыс. руб.

Рез ↑ Pωi (2009 г.)= 98*(989+1453)=239316 тыс. руб.

Рез ↑ Pωi (2010 г.)= 116*(871+1285)=250096 тыс. руб.

Прибыль от реализации продукции и услуг в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости, уровня среднереализационных цен. Существуют 3 альтернативы для увеличения прибыльности, которые необходимо детально разобрать и которые являются весьма актуальными: 1) увеличение цен при сохранившемся значении издержек; 2) снижение издержек или себестоимости при сохранившемся значении заработка; 3) одновременное увеличение цен и уменьшение себестоимости. Основные пути увеличения прибыли: 1) увеличение выпуска продукции; 2) улучшение качества продукции; 3) продажа излишнего оборудования или сдача в аренду; 4) снижение себестоимости продукции; 5) диверсификация производства; 6) расширение рынка продаж; 7) найм более классифицированных работников.

Для обеспечения стабильного роста прибыли необходимо постоянно искать резервы ее увеличения. Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее увеличения. Резервы роста прибыли выявляются на стадии планирования и в процессе выполнения планов по получению прибыли. Резервы можно измерить как разницу между достигнутым уровнем использования ресурсов и возможным уровнем, исходя из накопленного производственного потенциала. Основными источниками резервов увеличения прибыли является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.. Наиболее эффективным источником резерва увеличения прибыли является снижение себестоимости реализуемых товаров и услуг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечным финансовым результатом работы предприятия является, как правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникать и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятий:

в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности;

используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда;

выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшим финансовым ресурсом предприятия.

Источниками информации для экономического анализа любого предприятия являются бизнес-планы по формированию прибыли, формы бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках».

Прибыль относится к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия.

После уплаты всех необходимых налогов и платежей, в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, которая подлежит распределению. Определение путей расходования прибыли и структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия и фиксируется в уставе.

Предприятие «Брестоблсоюзпечать» за счет чистой прибыли формирует фонды накопления и потребления.

Основными путями увеличения прибыли являются: 1) увеличение выпуска продукции; 2) продажа излишнего оборудования или сдача в аренду; 3) снижение себестоимости продукции; 4) расширение рынка продаж; 5) найм более классифицированных работников.

Основными источниками резервов увеличения прибыли является увеличение объема реализации продукции (для этого предприятию «Брестоблсоюзпечать» необходимо открытие новых торговых киосков), снижение ее себестоимости, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и снижение расходов на реализацию, а также сокращение внереализационных расходов и т.д.

В ходе анализа были получены следующие финансовые результаты:

В 2010 году выручка от реализации составила 38617 млн. руб., что на 6174 млн. больше по сравнению с 2009 годом. Себестоимость составила 31732 млн. руб., что на 5154 млн. больше по сравнению с 2009 годом. В 2011 году выручка от реализации составила 48498 млн. руб., что на 9881 млн. больше по сравнению с 2010 годом. Себестоимость составила 39050 млн. руб., что на 7318 млн. больше по сравнению с 2010 годом. [12].

В 2010 году внереализационные доходы составили 156 млн. руб., что на 82 млн. больше, чем в 2009 году. Внереализационные расходы составили 492 млн. руб, что на 107 млн. больше, чем в 2009 году. В 2011 году внереализационные доходы составили 226 млн. руб., что на 70 млн. больше, чем в 2010 году. Внереализационные расходы составили 619 млн. руб, что на 127 млн. больше, чем в 2010 году.

Что касается чистой прибыли отчетного года, то она в 2010 году составила 577 млн. руб., что на 187 млн. больше, чем в 2009 году, а в 2011 году - 457 млн. руб, что на 120 меньше, чем в 2010 году [8].

По всем показателям, представленным в таблице видим рост по всем статьям, что говорит о неплохом финансовом положении данного предприятия. Однако в 2011 году снизилась чистая прибыль на 120 млн. руб., по сравнению с 2010 годом, и это связано с тем, что в этом году был кризис.

прибыль рыночный экономика накопление

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Шеремет А.Д. - М.: ИНФРА-М, 2009.

.Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: учебное пособие./ Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В. - М.: Финансы и статистика. 2006.

.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2006.

.Анализ хозяйственной деятельности: ответы на экз.вопр. / М.В. Акулич, В.В. Ткачева.- Минск: ТетраСистемс, 2008.

.Комплексный анализ хозяйственной деятельности / Шеремет А.Д. - М.: ИНФРА-М 2006.

.Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник для вузов / Лысенко Д.В. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой - СПб.: Питер, 2009.

.Теория экономического анализа: Учебник / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2008.

.Финансовый анализ. Управление финансами: Учебное пособие для вузов / Селезнев Н.Н., Ионова А.Ф. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

.Экономический анализ хозяйственной деятельности, учебное пособие / Т.П. Елисеева- Минск: Современная школа, 2007.

.Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. - 11-е издание, исправленное и дополненное.- М.: Новое знание, 2009.

.Отчет о прибылях и убытках (форма 2).

.Отчет об изменении капитала (форма 3).

Похожие работы на - Анализ использования прибыли УП 'Брестоблсоюзпечать'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!