Разработка бизнес-плана предприятия по производству минеральных удобрений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    913,37 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка бизнес-плана предприятия по производству минеральных удобрений

Министерство образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

Федеральное государственное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт управления в промышленности и энергетике

Кафедра промышленного бизнеса





КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по учебной дисциплине «Бизнес-планирование»

на тему: «Разработка бизнес-плана предприятия по производству минеральных удобрений»

Выполнила студентка

Очной формы обучения

специальности Менеджмент организации

специализации Международный бизнес химических товаров

II курса группы МБХТ (4)3-1 М. М. Курбанова

Руководитель проекта

к.э.н., доцент Н.А. Волкова

Москва - 2011 г.

Содержание

Введение

I. Теоретические основы бизнес-планирования

1.1 Понятие планирования

.2 Предмет планирования. Сущность и структура объектов планирования в организациях

.3 Сущность и необходимость бизнес-планирования

.4 Функции бизнес-планирования

.5 Методология планирования. Принципы планирования

.6 Структура и содержание бизнес-планирования

.7 Планирование с использованием сетевого графика

.8 Опыт разработки бизнес-планов в России и за рубежом

.9 Основные разделы бизнес-планов на российских современных предприятиях         

II. Расчетная часть

2.1 План маркетинга. Обзор российского рынка минеральных удобрения

Список используемой литературы

Введение

При переходе к рыночным отношениям в России планирование оказалось практически полузабытым. Между тем, планирование - важная функция управления любым предприятием.

Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показал, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к неоправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

Грамотные руководители хорошо знают, что все великие битвы сначала выигрывают на бумаге - на плане, а только потом в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает планирование вообще, а только перемещает эту работу в первичное производственное звено. Даже в стране в целом сохраняется необходимость планирования, и его нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой рынка. Государство должно планировать стратегию своего экономического развития, решение глобальных экологических проблем, крупных социальных и научно-технических программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и др. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. В них предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др. в условиях хозяйствования предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.

Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный и всесторонне обоснованный детальный план - документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:

·    максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, предотвращать ошибочные действия;

·        использовать инновации в своей деятельности;

·        своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;

·        объективно оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.

Одновременно план является руководством к действию. Он используется для проверки идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и при изменении обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей.

План необходим не только крупным и средним, но и малым предприятиям.

Стратегическое планирование (определение общей стратегии) осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы.

Начинать любое дело без плана слишком рискованно. Поэтому каждый предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях. Рынок и план в общем едины. Они не исключают, а уместно дополняют друг друга. В результате выигрывает дело и, следовательно, каждый принимающий в нем участие. План - это образ, модель будущего; планирование - умственный процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий.

Актуальность темы. Мировая практика показывает, что большинство предприятий терпят большие убытки только потому, что не предусмотрели или неправильно спрогнозировали изменения внешней среды и не оценили своих возможностей. Инструментом повышения степени осуществимости идей и проектов служит бизнес-планирование.

Многие теоретические и практические вопросы разработки бизнес-планов освещены в работах отечественных и зарубежных авторов (Акуленок Д.Н., Блэквелл Э., Грибалев Н.П.,., Коссов В.В., Липсиц И.В.,Маниловский Р.Г., Пелих A.C., Попов В.М., Сергеев А. А., Уткин Э.А, Хейзелгрен Б., Циферблат Л.Ф.,Черняк В.З. и др.) Однако в большинстве работ наибольшее внимание уделяется структуре бизнес-планов и экономическим вопросам, в значительно меньшей степени освещены маркетинговые аспекты и практически не представлены организационные аспекты.

Следует отметить, что в России еще не накоплено достаточного опыта по разработке бизнес-планов. Недостаточная теоретическая и методическая разработка различных аспектов бизнес - планирования, и особенно связанных с маркетинговыми исследованиями и организационными аспектами, снижает качество разрабатываемых бизнес-планов и в ряде случаев приводит к неправильным решениям. В связи с этим совершенствование методологии бизнес - планирования является актуальной задачей в современных условиях развития экономики.

Целью курсового проекта является обоснование и разработка бизнес - плана развития условного химического предприятия по производству минеральных удобрений с учетом реальной рыночной конъюнктуры.

Для реализации поставленной цели в рамках данного курсового проекта необходимо решить следующие задачи:

v изучить сущность и понятие бизнес - плана;

v  структуру и содержание основных разделов бизнес - плана;

v  методологию формирования этих разделов;

v на конкретном примере разработать бизнес-план предприятия с применением полученных раннее знаний.

I. Теоретические основы бизнес-планирования

.1      Понятие планирования

Планирование, являясь нормой любой предпринимательской деятельности, необходимо для предвидения будущей ситуации и для эффективного достижения цели. Процесс планирования связан с анализом и принятием решений и требует времени и умственных усилий. Время - особый невосполнимый вид ресурсов.

Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, поэтому планирование - это наука.

В связи с тем, что специалисты применяют разные методы, формы, виды и элементы планирования в зависимости от конкретной ситуации, своих знаний, личных качеств, стиля и подхода, планирование - это искусство.

Планирование как вид деятельности - это процесс выработки действий по достижению цели.

Планирование отвечает на следующие вопросы:

• Что делать и для кого (товар)?

• Как делать (технология, программа действий)?

• Когда делать?

• Сколько делать?

Также планирование помогает оценивать уже совершенные действия (отвечает на вопросы: что уже было сделано, какие ресурсы уже есть и т. д.).

Основные цели процесса планирования: 1) оптимизация всех видов затрат; 2) координация действий коллектива; 3) предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь; 4) готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды.

Планирование может осуществляться с разной границей охвата времени - горизонтом планирования, который бывает:

• долгосрочным - 5-10 лет;

• краткосрочным - до 2 лет.

Планирование должно придерживаться определенных принципов:

. Непрерывность. Необходимо постоянно планировать и корректировать планы, так как цели и ситуация могут меняться.

. Координация и интеграция. Координация охватывает взаимодействие всех организационных единиц одного уровня, а интеграция необходима для согласованности действий между единицами различных уровней.

. Системность. Предприятие во внешней среде должно учитываться в комплексе.

. Научность. Необходимо применять научные методы в планировании.

Этапы планирования: 1) определение миссии - основного ориентира действий; 2) прогнозирование - оценка будущего состояния внешних и внутренних факторов; 3) формулирование целей (желаемых результатов). Цель должна быть четкой, ясной, конкретной, измеримой (ответ на вопрос «что»). Идеал - недостижимая цель; 4) программирование - создание планов действий, программ, графиков работ - планов во временной последовательности (ответ на вопросы «когда», «как»); 5) бюджетирование - определение объема работ и распределение объемов ресурсов по видам работ (ответ на вопрос «сколько»); б) формирование политики предприятия - составление общих правил деятельности на предприятии; 7) формирование процедур действий (бизнес-процессов) [3].

1.2 Предмет планирования. Сущность и структура объектов планирования в организации

Предмет планирования - деятельность компании, заключающаяся в стремлении к достижению основных целей, соответствующих миссии компании. Планирование призвано способствовать достижению целей компании.

Объектами планирования являются ресурсы и процессы компании.

Основные ресурсы:

) трудовые - квалифицированный персонал и неквалифицированная рабочая сила;

) материальные - сырье и материалы, инвентарь, незавершенное производство, товары и готовая продукция и т. д.;

) основные средства - здания, сооружения, машины, оборудование, средства труда, нематериальные активы и т. д.;

) информационные - информация для принятия решений, для контроля за реализацией выполнения решений и т. д.;

) финансовые - деньги, фонды, ценные бумаги и т. д.

Процессы подразделяются на бизнес-процессы и проекты.

Бизнес-процесс - совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя (М. Хаммер, Д. Чампи).

Виды бизнес-процессов:

) основные - направлены на внешнего потребителя;

) вспомогательные (обеспечивающие) - направлены на внутреннего потребителя;

) управленческие - процессы подготовки и принятия решений.

Проект - уникальный процесс, предполагающий координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений (С. Ковалев). Проекты могут быть направлены на развитие системы управления; развитие существующих бизнесов и создание новых бизнесов.

Объекты планирования измеряемы в показателях.

Основными планируемыми показателями являются:

• выручка, доля рынка;

• потоки и остаток денежных средств;

• финансовый результат - прибыль/убыток;

• затраты;

• конкурентоспособность; изменения в продукте, производстве, распределении [6].

1.3 Сущность и необходимость бизнес-планирования

Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач:

• открытие нового дела;

• перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов деятельности;

• подготовка заявок для получения кредитов;

• обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия).

Основная форма бизнес-планирования - составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании.

Бизнес-план - план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса.

Основная цель разработки бизнес-плана - определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Другие возможные цели разработки бизнес-плана: получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.

План бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров.

Основное назначение бизнес-плана:

• проработать решения по развитию каждого вида деятельности;

• составить план и график работ, действий;

• информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.);

• усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.

При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, и ясно показать, что он готов отдать.

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий может составлять информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики [1].

1.4 Функции бизнес-планирования

Внутренние функции

Внешние функции

Разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельности

Привлечение для реализации проектов инвестиций

Разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги)

Обоснование для включения проектов в государственные (региональные) программы и получение средств из централизованных источников

Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявления резервов

Получение банковских кредитов

Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования

Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке

Подбор новых и переобучение собственных рабочих специалистов

Организационно - финансовое обоснование необходимости создания современных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности

Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы

Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово - промышленных групп

Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы


Формирование благоприятного имиджа фирмы


План мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций


Подготовка и проведение собраний акционеров



1.5 Методология планирования. Принципы планирования

Методология планирования, как и любая другая методологическая наука, достаточно сложна и представляет собой систему теоретических положений, принципов, методов, логических подходов, показателей, используемых в процессе организации и построения теоретической и практической деятельности по планированию.

Впервые принципы планирования были сформулированы еще А. Файолем. В 1916 г. в книге «Общее и промышленное управление» он выделил четыре основных принципа планирования: единство, непрерывность, гибкость, точность. Впоследствии Р. Акофф дополнил их пятым принципом - участия.

Принцип единства (системности) предполагает, что планирование должно носить системный характер. В соответствии с этим принципом, и система в целом, и каждая ее подсистема должны осуществлять функцию планирования в направлении единого вектора цели. Увязка планов должна осуществляться путем интеграции и дифференциации по вертикали и путем координации по горизонтали. Чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее их планировать одновременно и во взаимосвязи.

Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный процесс в рамках установленного цикла, когда разработанные планы приходят на смену друг другу. Принцип касается, прежде всего, планов различного временного периода, но включает и связь планирования с прогнозированием, кругооборот и последовательность этапов планирования.

Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Кроме того, в соответствии с этим принципом, в планах необходимо предусматривать резервы («подушки» или «надбавки безопасности»), которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планов в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе и трудозатратам исполнителей.

Принцип участия означает, что в разработку планов должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости - специалисты извне и партнеры. В процессе такой работы вносятся новые идеи, предлагается собственное видение решения проблем, что значительно обогащает и уточняет содержание планов, обеспечивая их необходимость и реальность.

В современной отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных классических принципов, широкую известность получили и, так называемые, общеклассические принципы.

Принцип комплексности - взаимосвязь процессов на предприятии и системных подходов на уровнях управления фирмой.

Принцип научности - необходимое использование теоретических посылов и экономических законов, применительно к конкретным условиям бизнеса и предполагает использование инженерных расчетов системы норм и нормативов, ТЭП.

Принцип информативности - все решения должны приниматься на основе объективной информации.

Принцип оптимальности - много вариантность просчетов, максимальное использование резервов организации при наличии путей достижения поставленных целей.

Принцип сбалансированности - увязка потребностей в ресурсах с их источниками [8].

1.6 Структура и содержание бизнес-планирования

Стандартный бизнес-план в соответствии с методиками его разработки, утвержденными в Российской Федерации, состоит из следующих разделов:

·  меморандум о конфиденциальности;

·        резюме;

·        описание предприятия и отрасли;

·        описание продукции;

·        план маркетинга;

·        инвестиционный план;

·        производственный план;

·        организационный план;

·        финансовый план и показатели эффективности бизнес-плана;

·        анализ рисков (анализ чувствительности);

·        выводы;

·        приложения.

Определим специфику описания каждой вышеуказанной компоненты бизнес-плана и рассмотрим глубину проводимых исследований.

. Меморандум конфиденциальности.

Меморандум конфиденциальности (1 страница) составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. Часто бизнес-планы имеют грифы секретности, ограничивающие круг потенциальных читателей.

В данном разделе указываются также разработчики документа и их квалификация.

. Резюме.

Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описаний ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту развития предприятия (далее инвестиционному проекту).

С этой целью в резюме указываются следующие данные:

·    полное название, адрес и телефон предприятия-инициатора проекта;

·        описание предприятия, его специфики;

·        краткие сведения об управленческом персонале и его доле в капитале предприятия;

·        цель составления бизнес-плана:

·        цели предприятия;

·        краткая характеристика конъюнктуры рынка;

·        суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели);

·        результаты реализации проекта,

·        факторы риска проекта;

·        совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;

·        потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования, гарантии по возврату заемных средств.

3. Описание предприятия и отрасли.

Описание предприятия и отрасли имеют целью формирование у лиц, принимающих инвестиционные решения, четкого представления о предприятии как объекте инвестирования или возможном партнере при реализации инвестиционного проекта

Описание предприятия должно включать в себя следующие данные:

·    наименование предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;

·        краткая экономико-географическая и историческая справка (место нахождения предприятия, занимаемая площадь, дата образования, первоначальные цели предприятия и сведения о развитии за прошедшее время);

·        уставный капитал предприятия;

·        учредители и распределение капитала между ними;

·        организационная структура предприятия;

·        дочерние предприятия;

·        состав звена управления (сведения о руководителях, занимаемая должность, Ф.И.О., возраст, образование, опыт работы), персонал предприятия и его структура;

·        структура активов (основной и оборотный капитал); характеристика инвестиционного проекта материальных ресурсов; зданий и сооружений, объектов социальной инфраструктуры, оборудования (остаточная стоимость и степень износа), незавершенного строительства, материальных запасов;

·        описание текущего финансового состояния предприятия, анализ баланса,

·        специализация предприятия, объем выпускаемой продукции, доля экспорта:

·        доля рынка продукции, представляемой предприятием;

·        потребители продукции предприятия, их местонахождение и объемы потребления;

·        позиционный анализ (качество продукции и услуг, уровень технологии, уровень производственных издержек, квалификация персонала, месторасположение источников энергии и поставщиков материалов, комплектующих и т.д.);

·        при необходимости - согласие местных органов власти на реализацию проекта.

4. Описание продукции.

В данном разделе необходимо дать краткое содержательное описание потребительских свойств продукции, предлагаемой предприятием, а также результаты сравнительного анализа с аналогами на рынке.

Рекомендуется следующая схема описания продукции (услуг):

·    наименование изделия и его спецификация;

·        функциональное назначение и область применения (для каких потребителей предназначена продукция);

·        основные технические, эстетические и другие характеристики продукции;

·        показатели технологичности и универсальности продукции;

·        соответствие стандартам и нормативам;

·        стоимостная характеристика;

·        требования к продукции (к контролю качества, подготовке пользователей, обслуживанию);

·        возможности дальнейшего развития продукта;

·        концепция развития продукции следующих поколений;

·        сведения о патентно-лицензионной защите, торговых знаках, авторских правах и других объектах интеллектуальной собственности;

·        структура выпуска продукции в натуральных и стоимостных показателях в настоящее время;

·        перечень продукции, выпускаемой за последние 10 лет, но снятой с производства;

·        условия поставки продукции;

·        преимущества продукции перед аналогами;

·        экспортные возможности продукции.

. Маркетинг-план.

В данном разделе дается оценка рыночных возможностей предприятия. Объем сбыта продукции (услуг) с точки зрения прогнозирования является наиболее важным и сложным, поскольку анализ существующего рынка и политика формирования уровня и структуры спроса на продукцию определяют результаты реализации инвестиционного проекта.

Результаты исследования рынка являются также базой для разработки долгосрочной стратегии и текущей политики предприятия и определяют ее потребности в материальных, людских и денежных ресурсах.

Раздел состоит из нескольких частей.

Первая часть предполагает описание существующей ситуации на рынке: структуры рынка, конкуренции, других поставщиков аналогичной продукции или ее заменяющей продукции, эластичности спроса по ценам, реакции рынка на социально-экономические процессы, описание каналов распределения продукции, темпов роста потребления и т.д.

Во второй части раздела необходимо дать описание существующей конкуренции на рынке:

·  тип конкуренции (по ассортименту, обслуживанию или сегменту рынка) - существующая конкуренция, доля рынка, потенциальная конкуренция (время существования "окна возможности" до возникновения новой конкуренции в результате появления нового конкурента);

·        конкурентные преимущества (сильные стороны предприятия) - способность удовлетворять потребности рынка, проникновение на рынок, репутация предприятия, устойчивость финансового положения, ведущие сотрудники предприятия;

·        важность предполагаемого рынка для конкурентоспособности предприятия;

·        препятствия при освоении рынка (затраты, время, технология, ведущие работники, консерватизм покупателей, существующие патенты и товарные знаки);

·        законодательные ограничения (подкрепленные законом требования потенциальных покупателей и правительства - способы удовлетворения требований, необходимое для этого время, издержки, связанные с удовлетворением требований) и прогнозируемые изменения в законодательных требованиях;

·        факторы обеспечения успеха на рынке (наилучшее удовлетворение потребностей, эффективность поставок продукции или предоставления услуг, подбор кадров, географическое местоположение).

В третьей части раздела необходимо привести результаты анализа конкурентных качеств продукции (услуг) предприятия, которые оказывают значительное влияние на разработку ценовой и сбытовой стратегии маркетинга и используются при формировании плана производства.

Ценовую стратегию и выбор методики ценообразования определяют, в основном, два фактора:

·  тип рынка (рынок свободной конкуренции, олигополистический рынок, монополистический рынок);

·        характер целей предприятия (основными из которых являются: максимизация текущей прибыли, завоевание определенной доли на рынке, завоевание лидерства по качеству продукции).

На базе результатов анализа состояния и тенденций развития рынка, описанных выше, формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.

В данной части раздела описываются:

·  стратегия проникновения на рынок;

·        стратегия роста;

·        стратегия приобретения (других предприятий);

·        стратегия предоставления марки и прав другим предприятиям;

·        каналы распределения продукции;

·        условия оплаты продукции - процент продаж в кредит, с авансовым платежом, по факту с указанием уровней скидок, надбавок к цене и т.д.;

·        величина запаса готовой продукции на складе,

·        время задержки платежей за реализованную продукцию:

·        инфляционные характеристики и др.

·        сводные данные по объему продаж и цене продукции на внутреннем и внешнем рынке.

. Инвестиционный план.

В данном разделе бизнес-плана должны быть отражены этапы работ по подготовке предприятия к производству продукции (услуг). Предпроизводственная стадия для каждого предприятия будет своя, однако, существует общепринятая этапность подготовительных работ, которая включает: организационный этап, строительно-монтажные работы, приобретение (изготовление) и монтаж оборудования, проведение НИР и ОКР, разработка технической (проектной, конструкторской и технологической) документации на продукцию и оснастку, изготовление и испытание опытных образцов продукции, доработка технической документации, запуск серийного производства.

Для построения календарного плана работ по организации производственного процесса и формированию активов предприятия (земельных участков, зданий и сооружений, оборудования, нематериальных активов и др.) необходима следующая информация:

·    перечень этапов предпроизводственной стадии;

·        описание технологического процесса;

·        степень освоения продукции;

·        наличие документации по проекту;

·        правовое обеспечение проекта (наличие нормативно-правовой базы для организации производства, ограничения по лицензированию, наличие прав собственности на выпуск продукции);

·        срок проведения работ по этапам ( дата начала, длительность и окончание этапа);

·        поставщики сырья, материалов и комплектующих изделий;

·        перечень необходимого оборудования с указанием стоимости и сроков поставки оборудования;

·        характеристика производственных площадей для нового производства и существующего оборудования;

·        инфраструктура производства;

·        план вывода предприятия на проектную мощность;

·        программа по подготовке кадров;

·        информация о состоянии работ по проекту (для реализуемого на момент расчета проекта);

·        последовательность и параллельность проведения работ;

·        прогноз затрат по этапам предпроизводственной стадии;

·        потенциальные источники и условия привлечения капитала.

Итоговые показатели раздела рекомендуется сводить в таблицу, составленную по данным таблицы.

. Производственный план.

Данный раздел бизнес-плана наряду с маркетинг-планом является базовым для определения финансовых результатов инвестиционного проекта.

Основная цепь раздела - описание обеспеченности проекта с производственной и технологической стороны. Производственный план (по объему продукции и смете затрат) формируется на основе плана сбыта продукции и расчета производственных мощностей предприятия, а также прогноза производственных запасов и потерь.

. Организационный план.

В данной части бизнес-плана дается описание концепции управления и организационная схема по структуре предприятия (или структура управления инвестиционным проектом), а также характеристика состава группы управления.

Для описания организационной структуры предприятия необходимо иметь:

·  Устав предприятия;

·        Положение о Совете директоров (собственников);

·        перечень основных подразделений предприятия, участвующих в реализации инвестиционного проекта, их функции;

·        взаимодействие подразделений между собой;

·        распределение обязанностей в группе управления;

·        подробное описание членов группы управления : Ф.И.О., квалификация, вклад в достижения предприятия, опыт, принципы, лежащие в основе оплаты труда данного управляющего.

В разделе может быть также дано описание правовой (юридической) формы организуемой в рамках реализации инвестиционного проекта структуры (предприятия) с четким обозначением прав собственности и распределения прибыли.

. Финансовый план.

Данный раздел бизнес-плана является итоговым и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции.

При разработке финансового плана должны быть учтены характеристики и условия среды, в которой предполагается реализация инвестиционного проекта:

·  налоговая среда (перечень видов налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения);

·        изменение курса валют, по которым ведется расчет проекта;

·        дифференцированная инфляционная характеристика среды;

·        дата начала и время реализации проекта;

·        горизонт расчета проекта.

Финансовый план включает три документа: «Отчет о прибылях и убытках», «План-баланс» и «Отчет о движении денежных средств».

Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия в текущий период проекта. С помощью данного отчета можно определить размер получаемой предприятием прибыли в определенный период времени.

Балансовая ведомость отражает финансовое состояние предприятия на конец рассчитываемого периода времени, из анализа которого можно сделать выводе росте активов и об устойчивости финансового положения предприятия, реализующего проект, в конкретный период времени.

Отчет о движении денежных средств показывает формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств предприятия в динамике от периода к периоду проекта.

На основе результатов трех отчетов проводится анализ финансовых ресурсов предприятия и выработка схемы финансирования предлагаемого проекта развития.

. Анализ рисков (чувствительности) проекта.

Содержит информацию о реакции параметров и характеристик проекта на изменение базовых условий функционирования. Более подробно содержание этого раздела будет рассмотрено далее.

. Выводы

В разделе делается заключение о возможности реализации проекта.

. Приложения

В данном разделе бизнес-плана формируются данные, документы, графики, схемы, таблицы, которые необходимы для описания и подтверждения информации содержащейся в бизнес плане.

Необходимо отметить, что окончательное решение о целесообразности финансирования предложенного в бизнес-плане проекта будет приниматься потенциальным инвестором не только с учетом вышеизложенной информации о проекте, но и на основании целого ряда показателей, которые необходимо учесть в момент разработки документа.

Как показывает опыт, при рассмотрении и анализе бизнес-плана с целью принятия решения о целесообразности вложения финансовых ресурсов, потенциальных инвесторов и кредиторов более всего интересуют ответы на следующие основные вопросы:

·    какова предполагаемая отдача вложений;

·        каков риск потери финансовых средств [6].

1.7 Планирование с использованием сетевого графика

рыночный конъюнктура минеральный удобрение

Большая сложность и комплексность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, одновременное участие многих исполнителей, необходимость параллельного выполнения работ, зависимость начала многих

работ от результатов других, значительно осложняет планирование разработки. Наиболее удобными в этих условиях являются системы сетевого планирования и управления, основанные на применении сетевых моделей планируемых процессов, допускающих использование современной вычислительной техники, позволяющих быстро определить последствия различных вариантов управляющих воздействий и находить наилучшие из них.

Они дают возможность руководителям своевременно получать достоверную информацию о состоянии дел, о возникших задержках и возможностях ускорения хода работ, концентрируют внимание руководителей на “критических” работах, определяющих продолжительность проведения разработки в целом, заставляют совершенствовать технологию и организацию работ, непосредственно влияющих на сроки проведения разработки, помогают составлять рациональные планы работ, обеспечивают согласованность действий исполнителей.

Сетевой график строится на основе логической взаимосвязи комплекса работ. На первом этапе построения сетевого графика осуществляется формирование набора работ комплекса, а затем выявляется их логическая последовательность, в основе которой лежит представление о том, результат какой (или каких) работ является началом последующей (последующих) работ. Сетевые графики характеризуются различной степенью детализации. Уровень определяется обычно тем, на каком уровне управления или этапе разработки сетевые графики будут использованы [9].

1.8 Опыт разработки бизнес-планов в России и за рубежом

Бизнес-планирование - явление новое в экономике России, несмотря на то, что многие понятия рыночной экономики уже вошли в деловую жизнь и практику наших предприятий (организаций). С развитием рынка в России необходимость бизнес-планирования стала настолько очевидной, что уже в 1994 - 1995 гг. их применение становится массовым явлением.

Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:

меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;

появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;

российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

Однако российские предприниматели часто не имеют необходимой профессиональной подготовки для написания бизнес-планов. У них большой опыт плановой и прогнозной работы, разработок ТЭО, оценок экономической эффективности проектов. Но современная ситуация требует смещения акцента с производственной стороны проектов на рыночную. Необходимы оценка платежеспособного спроса на продукцию, состояние конкуренции, анализ экономической и финансовой устойчивости и результативность.

Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, зачастую не позволяют им осуществлять прямое использование зарубежных методических разработок при составлении бизнес-планов. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны.

Условия нарождающегося рынка диктуют необходимость использования общепринятой в других странах практики продвижения предпринимательских проектов для инвестирования. К сожалению, российская специфика инвестиционного климата даже усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов.

К ним можно отнести уровни инфляции, различающиеся для оцениваемых в бизнес-плане показателей (например: общая инфляция, инфляция на сбыт, на себестоимость продукции, на заработную плату, на основные фонды и т.д., плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статических данных)

Вместе с тем, зарубежный опыт и пока еще недостаточный опыт отечественных предприятий показывают, что даже в условиях переходного периода составить бизнес-планы заставляет сама жизнь, подвергающаяся экономическим и правовым воздействиям.

Функционирование в ней предполагает необходимость разработки бизнес-плана для получения финансирования проекта. В кризисных же условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния или финансового оздоровления (санирования).

Деловое планирование в России имеет ряд особенностей. Специальная литература, в которой рассматриваются различные методические вопросы разработки бизнес-проектов, бизнес-планов и бизнес-справок, в основном переводная. В ней подробно излагаются вопросы бизнес-планирования применительно к фирмам, работающим по законам развитой рыночной экономики. У отечественных предприятий пока нет большого опыта разработки вопросов бизнес-планирования, да и рыночные отношения еще весьма далеки от желаемого уровня. Условия, в которых работают российские предприятия, зачастую не позволяют им при составлении бизнес-планов напрямую использовать зарубежные методические разработки. Необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим ситуациям.

Американская специфика. Следует помнить, что при переносе любых зарубежных рекомендаций на российскую почву необходима их корректировка с учетом российских реалий. Наиболее представляются следующие аспекты.

Первый аспект. Для американца предпринимательская деятельность ассоциируется с такими понятиями, как свобода, независимость, самореализация и, если угодно, честь. В Америке предпринимательство является, прежде всего, образом жизни и только затем способом зарабатывать деньги. В США для предпринимателя начало собственного дела означает резкое снижение уровня жизни в первый период, по сравнению с уровнем при продолжении работы в чужой фирме.

Как следствие многие предприниматели предпочитают американский термин «бизнес» русскому понятию «дело».

Американский руководитель подвержен столь сильному давлению конкуренции и рыночных механизмов, что фактически постоянно находится под контролем. Его деятельность определяется тем, насколько верно он способен оценить влияние этих факторов на его фирму, и в меньшей степени зависит от личных стремлений и симпатий.

Различно в США и России отношение к бухгалтерскому учету. В России учет - это прежде всего средство удовлетворить любопытство контролирующей инстанции, в США - инструмент для лучшего понимания своего бизнеса и поиска путей увеличения его доходности. Основным вопросом, волнующим западного предпринимателя, является живучесть бизнеса. Она определяется в первую очередь соотношением между стоимостью активов и суммарными обязательствами, т.е. балансом, что коренным образом отличается от привычного нам баланса, как соотношения расходов и доходов.

Второй аспект - гарантия того, что в кассе всегда будут наличные средства (этот вопрос особенно волнует западных предпринимателей). Имеется в виду не противопоставление наличных и безналичных денег, которого в Америке нет, а различие между тем, что вам заплатили, и тем, что еще должны заплатить.

Третий аспект - отдача от капитала. Если деньги вложены в свое дело, американец не испытывает морального удовлетворения без уверенности в том, что они принесут больший доход, чел если бы они были помещены в банк, потрачены на акции или пущены в рост каким-либо другим из общедоступных способов. Поэтому скрупулезно подсчитывается возврат капиталовложений, причем вернувшимися считаются и те средства, которые приходится немедленно реинвестировать в дело.

Начинающий американский предприниматель находится в уникальных условиях в том смысле, что государство ему оказывает всемерную поддержку. Это в первую очередь информационное обслуживание и консультирование. В России необходимо компенсировать отсутствие государственных услуг собственной активностью. Кстати, иностранные организации, готовые давать консультации и даже оказывать материальную поддержку, начинают постепенно проникать и в Россию [10].

1.9 Основные разделы бизнес-плана на российских современных предприятиях

Умение разрабатывать бизнес-планы и проводить анализ инвестиционных проектов в условиях реформирования российской экономики в рыночную становится крайне актуальным в силу следующих причин:

·  появилось новое поколение предпринимателей, не имеющее опыта планирования и руководства коммерческих структур, и потому плохо представляющее круг ожидающих их проблем;

·        опытные руководители старой формации в новых условиях хозяйствования не готовы к конкурентной борьбе, не могут просчитать свои будущие шаги;

·        рассчитывая на получение инвестиций, нужно уметь разработать и обосновать бизнес-план, доказать инвесторам, что деньги вкладываются в надежное, эффективное предприятие;

·        анализируя эффективность инвестиционных проектов, необходимо учесть все факторы, определяющие риски: финансово-экономические, социальные, технические и экологические.

Имея объективное представление о современном положении предприятия, получаемое из внешней информации (государственная статистика, законодательные действия, политическая среда, возможности рынка, тенденции производства, действия конкурентов, финансовая политика правительства и т.д.) и внутрифирменной информации (положение предприятия, наличие людских и прочих ресурсов, конкурентное положение, виды предприятия на будущее и т.д.) необходимо определить, как скажутся экономические, законодательные, технологические и другие факторы будущего окружения на перспективных задачах предприятия. Получение такой информации с помощью вопросов и тестовых таблиц, обработка ее с использованием методов системного анализа для определения оптимального варианта действий, составление возможных сценариев для учета неопределенностей и рисков является основой для перспективного планирования.

В настоящее время на рынке России наиболее известны следующие основные западные методики по разработке бизнес-планов:

1.   UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) для развивающихся стран по подготовке промышленных технико-экономических обоснований и ее электронная версия COMFAR;

2.      World Bank (Всемирный банк реконструкции и развития);

.        фирмы “Goldman, Sachs & Co” (крупнейший банковский дом Уолл-стрит, один из лидеров мирового инвестиционного бизнеса);

.        фирмы “Ernst & Young” (интернациональная консультационно-аудиторская фирма).

Разделы каждого из представленных бизнес-планов в том или ном виде присутствуют во всех рассмотренных методиках. Исходя из данной предпосылки можно рекомендовать инвестируемому субъекту строить свой бизнес-план по блочному типу и, только при представлении материалов конкретному инвестору, формировать бизнес-план из заготовленных разделов под требуемую методику.

Выделим основу (ядро) всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов и проведем детальный анализ, какие из предложенных методов уже актуальны, а какие еще не работают в условиях становления рынка России. Именно таким ядром всех вышеперечисленных методик составления бизнес-планов является следующие разделы:

·  финансовый план;

·        маркетинг-план;

·        система производства.

Органично связаны организационным планом (конкретной схемой реализации проекта), с соответствующим просчетом рисков и выделением компенсационных мероприятий. Именно это основополагающие ключевые разделы и заложили фундамент российских стандартов формирования бизнес-планов.

В настоящее время в России разработано множество методик и практических руководств по разработке бизнес-планов в соответствии с методическими рекомендациями UNIDO. Разработка бизнес-планов является для Росси новым занятием и при всей своей внешней похожести на техпромфинплан имеет серьезные отличия [11].

II. Расчетная часть


Обзор российского рынка минеральных удобрений.

Рынок минеральных удобрений - один из немногих высококонкурентных мировых рынков, в которых Россия участвует как полноправный игрок, занимая ведущие места и оказывая влияние на общую конъюнктуру.

Общее мировое производство минеральных удобрений характеризуется медленным, но стабильным ежегодным ростом. В 2010 г. в мире было выпущено около 183 млн т всех видов минеральных удобрений . В среднем производство растет на 3-4% в год, исключением был только 2009 г.

По данным Академии конъюнктуры промышленных рынков, крупнейшими производителями минеральных удобрений в мире являются Китай, который контролирует 21% рынка, США (13%), Индия (10%), Россия (8%) и Канада (8%). В последние годы влияние США на мировом рынке удобрений падает, зато растет влияние стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Крупнейшим поставщиком минеральных удобрений на мировой рынок является компания PotashCorp, за которой следует Mosaic. В десятку лидеров также входят Беларуськалий, OCP, Agrium, Israel Chemicals, Yara, Уралкалий, Сильвинит. Среди других крупных производителей - Sinochem (Китай), IFFCO (Индия), Еврохим (Россия), Фосагро (Россия), SAFCO (Саудовская Аравия), Egyptian Fertilizer Company (EFC), Arab Fertilizer and Chemicals Company (AFCCO) (Египет), Тольяттиазот (Россия), Черкассы (Украина) и Koch (США).

В последнее десятилетие ХХ в. мировой рынок минеральных удобрений превратился в один из наиболее консолидированных и остро конкурентных. И это неудивительно, поскольку производство удобрений капиталоемкое. В Западной Европе 80% общего производства удобрений контролируют 8 крупных фирм, в США 60% азотных удобрений поставляют 5 компаний. В развивающихся странах производство удобрений сосредоточено в руках нескольких государственных или управляемых государством компаний. В России сегодня 50% всех видов удобрений производят 4-5 компаний.

Производство и производители

Российская химическая отрасль насчитывает около 40 производителей различных минеральных удобрений. Около 60% итогового объема производимых удобрений приходится на сложные (или комплексные) - азотно-фосфорные, азотно-калийно-фосфорные и т.п. Остальные 40% поступают на рынок в качестве однокомпонентных - азотные, калийные или фосфорные. Большая часть рынка однокомпонентных удобрений (более 50%) приходится на калийные. Почти 50% исходных удобрений, производимых в России, являются азотными, 30% - калийными и 20% - фосфорными (таб. 1).

Таблица 1. Ведущие производители минеральных удобрений и общий выпуск по видам в 2009 г. (Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ.)


Территориальное распределение производства.

Особенности технологии производства удобрений таковы, что выпуск фосфатных и азотных удобрений обычно концентрируется ближе к районам сбыта, а калийных - к районам добычи сырья. Российское географическое распределение производства удобрений имеет ярко выраженных лидеров. Практически 40% «забирает» Пермский край, где располагаются два крупнейших производителя калийных удобрений - компании «Сильвинит» и «Уралкалий», которые в течение 2011 г. обещают стать единым целым, а также ОАО «Азот».

Другая, чуть менее внушительная доля в 11%, приходится на Вологодскую область. Там располагаются ОАО «Аммофос» и ООО «Агро-Череповец» (рис.1).

Рис. 1. Распределение выпуска минеральных удобрений в РФ по округам, 2010 г.,%. (Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ)

Таким образом, получается, что более половины производства всех удобрений в России распределено между пятью участниками, двое из которых в самое ближайшее время могут образовать одну компанию: ОАО «Сильвинит» намеревается до истечения II кв. 2011 г. включить в свой состав ОАО «Уралкалий», производящее почти в полтора раза меньше своего «поглотителя», но само по себе являющееся гигантом отечественной химической промышленности. ОАО «Сильвинит» производит 45% всего объема калийных удобрений, а ОАО «Уралкалий» - около 35% (в отдельные годы доля Уралкалия превышала объемы «Сильвинита» - своего главного конкурента, а ныне партнера). Таким образом, вес этих двух предприятий составляет 90% всего производства калийных удобрений в стране.

Оставшиеся 50% достаются Ставропольскому краю, Новгородской, Тульской, Саратовской, Самарской, Воронежской, Кемеровской, Кировской, Смоленской, Ленинградской и другим областям Российской Федерации. Ведущие игроки в каждой из перечисленных областей вполне узнаваемы. Это ОАО «Акрон» (Новгородская область), ОАО «Невинномысский азот» (Ставропольский край), Новомосковская акционерная компания ОАО «Азот» (Тульская область), ОАО «Балаковские минеральные удобрения» (Саратовская область), ОАО «Минудобрения» (Воронежская область), Кемеровское ОАО «Азот», смоленское ОАО «Дорогобуж», ОАО ««Завод минеральных удобрений Кирово-Чепецкого химического комбината» и др. Все перечисленные предприятия производят более 500 тыс. т удобрений в год.

Производство удобрений в РФ

Выпуск азотных удобрений в России демонстрирует завидную стабильность, но при этом невысокие темпы прироста - азотные удобрения прибавляют ежегодно по 5-6% в год в среднем. Однако эта умеренность сослужила хорошую службу в период кризиса - в 2009 г. снижение составило всего 6%, которые быстро были возвращены в следующем году. Стоит сразу отметить, что абсолютно все виды минеральных удобрений быстро восстановили количественный объем сразу после кризиса, независимо от того, сколько было «потеряно» в 2009 г., а некоторые даже нарастили его по отношению к докризисному периоду (рис.2).

Рис. 2. Динамика выпуска азотных удобрений в РФ, 1998-2010 гг., тыс.т и % (Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ)

Выпуск фосфорных удобрений увеличивается аналогичными темпами, что и выпуск азотных, - около 5-6% ежегодно (рис.3).

При этом количественный объем выпуска более чем в два раза меньше.

В 2009 г. снижение в сегменте фосфорных удобрений составило 8%, а 20-процентный положительный прирост 2010 г. привел к тому, что было выпущено максимальное количество фосфорных удобрений за весь рассматриваемый период - более 3 млн т.

Рис. 3. Динамика выпуска фосфорных удобрений в РФ, 1998-2010 гг., тыс. т и %

Производство калийных удобрений подвержено более драматическим перепадам, чем в двух выше описанных сегментах, но зато ежегодные средние приросты здесь выше - почти 8%. В 2009 г. сегмент калийных удобрений пережил наиболее сильное падение среди всех видов минеральных удобрений - более чем на 30%. Но в течение 2010 г. потерянный объем был практически полностью восстановлен (рис.4).

Рис. 4. Динамика выпуска калийных удобрений в РФ, 1998-2010 гг., тыс. т и % (Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ)

Соотношение производства между этими тремя видами удобрений практически неизменно - выпуск фосфорных удобрений составляет менее половины от объемов других удобрений: как азотных, так и калийных. При этом выпуск азотных удобрений незначительно превышает выпуск калийных. Исключением являются только 2005 г., когда калийных было произведено чуть больше, а также 2009 г., когда в сегменте калийных удобрений произошел значительный спад, нарушивший привычную картину производства. В 2010 г. расстановка сил вернулась к обычной (рис.5).

Рис. 5. Сравнительная динамика выпуска основных видов удобрений в РФ, 2003-2010 гг., тыс. т.

Экспорт удобрений

Для российского рынка минеральных удобрений характерна ярко выраженная ориентация на экспорт. Это связано с тем, что до развала СССР данный сектор производства, работавший на внутреннее потребление, перестал быть востребованным внутри страны - объемы потребления удобрений сократились в несколько десятков раз. Поэтому отрасль переориентировалась на экспорт.

Ежегодные средние темпы прироста экспорта практически полностью коррелируют с приростами производства, и до кризиса составляли примерно 6%. Хотя в отдельные периоды наблюдались небольшие спады в 2-4% (например, в 2002 г. и 2006 г.). Кризисная ситуация начала сказываться на экспорте удобрений уже в 2008 г., когда поставки уменьшились на 7,4%. В 2009 г. снижение продолжилось: -14,4% от объемов 2008 г., зато в 2010 г. экспорт показал беспрецедентный прирост - на 27%. В результате в прошлом году за рубеж было отправлено 27,1 млн т удобрений российского производства в абсолютной массе, или 12,3 млн т в пересчете на 100% питательных веществ. Этот составляет 68,7% от всего объема удобрений, произведенных в России в 2010 г.

В настоящее время более 38% всего экспорта приходится на азотные удобрения, почти 34% - на калийные и 28% составляют комплексные (рис.6).

Таким соотношение внутри экспорта было не всегда. В 2000 г. на долю азотных удобрений приходилось более 45%, а калийные занимали чуть более 20%. За истекший период экспортный потенциал калийных удобрений заметно усилился, не считая провала, случившегося в 2009 г., который был связан с резким падением производства (рис.7).

Рис. 6. Процентное распределение видов удобрений, идущих из России на экспорт, 2010 г., % (Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ)

Рис. 7. Распределение экспорта удобрений из РФ по основным видам, 2000-2010 гг., % (Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ)

В большом списке потребителей российских удобрений присутствуют государства всех континентов мира. И это редкий случай для российской экспортной практики, когда список рынков сбыта возглавляют не страны ближнего зарубежья. До 2008 г. главным государством-получателем российских удобрений был Китай, но в последние два года поставки в его сторону резко снизились. На первое место вышла Индия. Стабильно высокий спрос предъявляет Бразилия. Достаточное большое количество удобрений ежегодно уходит в США. Среди других заметных покупателей дальнего зарубежья можно назвать Турцию, Мексику, Швейцарию, Сербию, Перу, Малайзию, Бельгию и большое количество других государств. Среди всех перечисленных стран шестое-седьмое место регулярно достается Украине, которая приобретает российские удобрения все в больших количествах (рис.8).

Рис. 8. Распределение экспорта удобрений из РФ по основным странам получателям, 2004-2010 гг., % (Источник: ABARUS Market Research по данным ФСГС РФ)

Импорт

В Россию импортируется незначительное количество удобрений, практически незаметное на общем фоне производства и экспорта. Общая масса импорта составляет 30-40 тыс. т в год, а в пересчете на 100% питательных веществ, объем сокращается до 15-20 тыс. т. Около 60% импорта приходится на азотные удобрения, оставшиеся 40% практически целиком принадлежат комплексным и только 2-3% время от времени занимают калийные.

Импортируются удобрения в Россию по большей части с Украины - на ее долю приходится около трети всего импорта. Также в Россию поступают удобрения из Литвы, Бельгии, Италии, Португалии, Норвегии, Израиля и некоторых других стран, в более незначительных объемах.

Рынок

Расчет объема российского рынка минеральных удобрений и некоторых его количественных и процентных характеристик представлен в табл. 2. Как уже говорилось выше, около 70% всех удобрений, производимых в стране, идет на экспорт. В какой-то степени наблюдается снижение этой величины: в 2003 г. на экспорт было отправлено более 73% произведенного объема, а в 2010 г. - около 69%. Это может свидетельствовать о двух возможных причинах: либо внутренний рынок предъявляет растущий спрос на удобрения (усиление продуктивности сельского хозяйства) и на экспорт уходит оставшийся объем, либо Россия постепенно теряет позиции на мировом рынке. Несмотря на то, что укрепление внутреннего спроса является основополагающим, можно сказать, что определенное влияние на сокращение экспортных потоков оказывает усиление мировой конкуренции. В данном случае для России в качестве основной выдавливающей силы выступает Китай, который настолько активно развивает производство удобрений, что сейчас ему хватает этого объема и для собственных нужд, и для поставок на мировой рынок. По всей видимости, именно по этой причине Китай в последние годы ослабил закупки российских удобрений.

Таблица 2. Расчет объема рынка минеральных удобрений, тыс. т


Что же касается внутреннего рынка удобрений, то в количественном выражении он в период кризиса практически не пострадал. Поскольку производство калийных удобрений в 2009 г. было сокращено, весь необходимый для сельского хозяйства страны объем остался внутри страны, а экспорт был вынужден сократиться.

Сам рынок представляет собой величину 5-5,5 млн т в год. До кризиса он рос темпами по 5-7% в год, достигая иногда 12-16%. Заметим, что эти темпы роста заметно превышают общемировые. Высокий внутренний потенциал спроса также «выдавали» цены, которые до кризиса росли в среднем на 30% в год. В кризисный период снижение составило 6% с небольшим, в результате чего в течение двух лет (2008 и 2009 гг.) он находился на одном и том же уровне - 4,9 млн т. Однако в 2010 г. объем рынка вырос почти на 14% и в результате достиг максимальной величины за все время новой экономической истории страны - 5,6 млн т.

Рис. 9. Динамика российского рынка минеральных удобрений, тыс. т, и прирост, % (Источник: Расчеты ABARUS Market Research)

В дальнейшем можно прогнозировать дальнейший рост рынка со стабильными цифрами в 5-7% в год, как и до кризиса. При таких темпах российский рынок минеральных удобрений будет поглощать в 2015 г. около 7 млн т удобрений. К этому времени консолидация может затронуть некоторых участников рынка - не исключено, что число заводов, производящих удобрения в стране, сократится до уровня 30 (число юридических лиц). Цены по-прежнему будут расти, а структура производства по видам останется прежней [11].

Список используемой литературы

1.   Бизнес - план. Методические материалы / Под ред. Н.А. Колесникововой, А.Д. Миронова. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256 с.

2.      Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 260 с.

3.   Либерман И.А. Планирование на предприятии: Учеб. пособие. - М.: Издательство РИОР, 2005. - 127 с.

.     Менеджмент в АПК: учебник/ Р.Г.Мумладзе, Е.И.Семенова, М.П.Тушканов и др.; под ред. Р.Г. Мумладзе. - М.: КНОРУС, 2008. - 384 с.

.     Трудовой кодекс РФ. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003 г

.     Экономика предприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 367 с.

.     Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2003. - 608 с.

Похожие работы на - Разработка бизнес-плана предприятия по производству минеральных удобрений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!