Развитие чувства прекрасного в условиях техногенного мира

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие чувства прекрасного в условиях техногенного мира

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»

Кафедра Культурологии








Курсовая работа

по дисциплине: Фундаментальная культурология

на тему: Развитие чувства прекрасного в условиях техногенного мира









Минск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Человеческие чувства в современном мире

.1 Сущность понятий "прекрасное" и "техногенный мир"

.2 Обзор литературы

Глава 2. Пути развития чувства прекрасного.

.1 Самопознание и совершенствование эстетических ценностей

.2 Популяризация духовных ценностей как основы для развития чувства прекрасного

Заключение

Список литературы

Введение

Ритм эпохи, в коей нам посчастливилось родиться, можно смело назвать бешеным, ведь условия современного мира заставляют человека жить в ускоренном темпе. Люди безостановочно спешат по каким-то делам, торопятся попасть во множество мест, гонятся за мнимыми благами. Огромный поток информации, неуловимые изменения в мировом устройстве, постоянные перемены и усиливающееся давление событий, безусловно, порождают стрессы, нервные срывы, подавленное состояние и огромное количество нервных заболеваний, что в последнее время уже уверенно называют «болезнью мегаполисов». Это ли мы можем назвать жизнью? Неумолимую погоню за невидимым, страстным желанием обладать всем и сразу? Куда делось желание жить каждую минуту и ценить каждое мгновение? Разве не это есть залог счастливой жизни? Что потерял человек, и почему ему сейчас стало так сложно наслаждаться мгновением?

Кто бы мог подумать, что эпоха индустриализации даст столь весомый толчок для потери духовных качеств в людях нашей современности? Разве можно было представить, что изобретение парового двигателя могло каким-то образом повлиять на идеалы человека 21 века? Никто и предположить не мог, что люди двухтысячного тысячелетия так запросто и с удовольствием примут перенасыщение технологиями, внедряя программный продукт во все сферы человеческого бытия… А это ли нужно для радостной жизни? Неужели в бесконечном потоке движения так людям проще ухватиться за ниточку своего счастья? Этот вопрос я хотела бы поднять в своей курсовой работе и постараться понять: как в наше время, в безжалостно быстром течении нашей жизни, современному человеку можно достичь гармонии и научиться любить то, что окружает его.

Однако, несмотря на то, что настоящая проблема становится всё ощутимее, решение её само не приходит, и оттого она приобретает еще большую актуальность. Я же, поставив перед собой цель, изучить закономерность, столь проблематичного в настоящем, развития чувства прекрасного, постараюсь найти ответы на вопросы, описанные выше. Прийти к ответам я собираюсь путем решения следующих задач: изначально стоит разобраться в сущности понятий «прекрасное» и «техногенный мир», далее стоит рассмотреть некоторые суждения по теме в работах описанных выше авторов, после я постараюсь выявить возможные пути развития этого самого чувства прекрасного посредством самопознания и совершенствования эстетических ценностей, а в заключение мне хотелось бы порассуждать о популяризации духовных ценностей, как единственно возможную основу для формирования в человеке чувства прекрасного.

Глава 1. Человеческие чувства в современном мире

.1 Сущность понятий «прекрасное» и «техногенный мир»

В диалоге Платона «Гиппий больший», участниками которого являются Сократ и Гиппий, описано размышление на тему прекрасного, причём один из участников спрашивает "не о том, что прекрасно, а о том, что такое прекрасное". После долгих размышлений, Сократ приходит к выводу, что всё прекрасное трудно.

Нас же этот вывод вряд ли устроит, и мне бы хотелось несколько точнее определить, о чем же пойдет речь в данной работе.

Прекрасным мы можем назвать своё душевное состояние, когда хочется улыбаться всем прохожим. Прекрасной мы можем назвать услышанную композицию или увиденную работу художника. Прекрасной мы можем назвать погоду, когда на лицо падают лучи долгожданного солнца и согревают своим теплом. Усложнять этот термин не имеет смысла, ведь «прекрасное» человек создаёт себе сам. Джон Леннон говорил: «Если вы делаете что-то прекрасное и возвышенное, а этого никто не замечает - не расстраивайтесь: восход солнца - это вообще самое прекрасное зрелище на свете, но большинство людей в это время <#"justify">Глава 2. Пути развития чувства прекрасного

.1 Самопознание и совершенствование эстетических ценностей

Существует история о том, как Конфуций, странствуя в окрестностях горы Тайшань, повстречал мудреца, который бродил по полям, собирая оставшиеся после жнивья зерна. Нищий, одинокий старик, несмотря на свои девяносто лет, весь светился радостью, двигаясь по полю и что-то напевая. «Чему вы так радуетесь?» - спросил его Конфуций. «Я многому радуюсь, - ответил мудрец. - Небо породило тьму тварей, но самая драгоценная из них человек. А мне довелось родиться человеком: вот моя главная радость».

В древнегреческой культуре образ Homo Sapiens воспринимался как идеал природы, образец совершенства. Он неизъясним, загадочен. Личностное бытие рассматривалось как особая реальность, которая является ключом к постижению мира. Так родилось известное изречение Протагора - «человек есть мера всех вещей». Сократа интересовала не столько природа, сколько сам человек. Познание самого себя стало целью жизни Сократа. Он акцентировал внимание на глубине человеческой субъективности, «я сознающем», считая главным взращивание души, поэтому истинные ценности для Сократа не те, что связаны с внешним миром (богатство, власть, слава, здоровье, сила, физическая привлекательность), а сокровища души. [8]

К сожалению, наступление научно-технической рационализации не только приблизило духовный регресс человечества, но и постепенно ставило человека всё ниже и ниже на некоем сакральном уровне. Как же тогда воспитать в себе чувство прекрасного, если потеряно космическое, высокое «Я»? «Но с дальнейшим развитием западноевропейского общества ощущение чуда человека стало постепенно утрачиваться. Научно-техническая рационализация всей жизни сорвала с «богоподобного» существа покровы тайны, красоты и неизъяснимости. Уже Декарт в «Трактате о человеке» рассматривает личность в качестве самодвижущейся машины. В работе «Человек-машина» Ламетри также считает человека всего лишь сложной машиной. Он высказывает суждение, что в действительности душа - пустое слово и между человеком и животным существуют только количественные различия.

Все чаще человека начинают рассматривать как животное, производящее орудие. В работах К. Маркса и Ф. Энгельса человек представлен крайне упрощенно, абстрактно, схематично, как совокупность всех общественных отношений. Социальное бытие фактически исчерпывало многомерность личностного существования.

Впоследствии происходит еще более стремительная десакрализация человека. Он больше не венец природы, а, скорее, некий биологический тупик. Так, Г. Лессинг считал Homo Sapiens разновидностью хищной обезьяны, которая помешалась на так называемом «духе»». [9]

Вероятно, пришло время заново осознать место человека в мире. Раньше распределить роли было куда проще: была стихия, было животное, был человек. Главенствующие роли были понятны сами собой. Теперь же есть машина, и есть человек; и кому из них отдать власть - становится сложно разрешимым вопросом.

В диалоге «Протагор», Платон пишет, что «семь великих мудрецов Древней Греции: Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисон и Хилон собрались в храме Апполона в Дельфах и в результате долгого обсуждения пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину - «познай самого себя» - высекли на стене храма.

Настоящая истина подходит к разрешению нашей проблемы как никакая иная. Слыша термин «самопознание» мы должны понимать, что это есть изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Несмотря на то, что оно начинается ещё в глубоком детстве, нужно понимать, что формируется оно постепенно по мере взросления.

Не нужно ударяться в глубокую психологию, чтобы понимать, что не каждый человек способен анализировать свои действия на должном уровне. Однако мы, как люди творческой натуры и не совсем стандартного склада ума, понимаем, что самоанализ в первую очередь необходим для того, чтобы прийти к самопознанию. К человеку, познавшего себя, должно прийти осознание того, что он не просто нечто живое, что породила природа, а то, что он есть её венец. Он - главный. Он должен осознать, какие ценности для него в приоритете, а о каких можно забыть. И пока человек Сам не пожелает развить в себе чувство прекрасного, никто не сможет убедить его в необходимости имения такового.

Кант писал о таких людях следующее: «Какими бы ни были те утонченные чувства, о которых мы до сих пор говорили, будут ли они чувствами возвышенного или прекрасного, они имеют между собой то общее, что в суждении тех, кто не расположен к чувству возвышенного или прекрасного, они всегда представляются извращенными и нелепыми. Человек спокойный и преисполненный корыстолюбивых устремлений вообще не имеет, так сказать, органов для восприятия благородных черт в стихотворении или добродетели героя... Точно также лицам несколько более серьезного склада кажется пошлым то, что других привлекает, и веселая наивность пасторали кажется им нелепой и ребяческой... При [наблюдении] неморальных явлений нам представляется возможность подметить кое-что в чувстве другого человека, и это дает нам основание с довольно значительной степенью вероятности сделать вывод также и о более высоких свойствах его характера, и даже о свойствах его души. Тот, кто скучает, слушая прекрасную музыку, дает немало оснований предполагать, что красоты стиля и нежные очарования любви будут невластны над ним.» [10]

Логичный вопрос, который напрашивается следом за этим суждением: как же жить таким людям? В чем их интерес к жизни и не скучно ли им? Вероятно, таков замысел природы, что породила этого человека: человека рабочего, скучного, серого. Человека массы. Остальные же, те, на кого вышеописанное не распространяется, те, кто сумел познать своё «Я», те, кто нуждается в постоянном потреблении эстетических наслаждений - что делать им?

Для начала стоит разобраться, что мы понимаем под эстетическими ценностями, которые стоит совершенствовать. «Я убежден, - писал Гегель, - что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте» [11]

Понятие же «эстетика» происходит от греческого слова «эстетикос» - чувствующий, чувственный, а эстетическое сознание есть осознание окружающего мира в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетическим может быть все, что угодно: природные ландшафты, любые предметы материальной и духовной жизни. Таким образом, мы видим, что понятие «эстетики» и «прекрасного» тесно переплетены, что даёт нам возможность говорить об этих понятиях как о чем-то тождественном.

«Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того чтобы проявиться в сжимании кулаков и в дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии» [12]

Выходит, стоит искать эстетическое наслаждение в искусстве? Верно! Искусство - высшая форма эстетического сознания. Роль искусства в общественной жизни трудно переоценить. Искусство служит средством самовыражения человека, и, следовательно, предметом искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях - психологическом, социальном, нравственном и даже бытовом. Искусство не только берет человека в его цельности, но и затрагивает все самые глубокие и еще не изведанные наукой пласты того удивительнейшего феномена в мире, которым является человек - тайна тайн природы. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться прежде, чем он станет понятен. Этот язык есть язык эстетический.

Эстетические чувства относятся к высшим формам душевных переживаний. Они предполагают осознанную или неосознанную способность руководствоваться понятиями прекрасного для восприятия явлений окружающей действительности, произведений искусства. Эстетические чувства возникают в единстве с нравственными и познавательными . Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней вплоть до эстетического восторга.

Эстетические эмоции, совершенствуя человечество, совершенствуют и каждого отдельного человека. Благодаря им духовный мир каждого человека становится глубоко индивидуальным и неповторимым. Свободное и широкое развитие эстетических потребностей человека порождает в нем только ему присущий склад эмоциональной жизни, делает его жизнь интересной и красочной, дает ему объективно возникшее ощущение своей оригинальности и социальной значимости.

Совершенно очевидно, что обладать умением чувствовать прекрасное и эстетически верное - огромный дар, который нужно научиться хранить в себе и развивать с каждым днем. Самое простое, что может делать человек для этого, это ни на мгновение не отставлять себя без духовной пищи. Пища эта может проявляться абсолютно во всём: будь то поход в картинную галерею или лицезрение восхода солнца, прослушивание любимых композиций или щебетание утренних птиц за окном, чтение захватывающей книги или разговор с близким приятным человеком.

Находить прекрасное в мелочах - искусство, умение владеть которым дано далеко не каждому. А тот, кто умеет, наверняка знает, что он имеет в руках.

2.2 Популяризация духовных ценностей как основы для развития чувства прекрасного

Духовные ценности есть своеобразный капитал человечества, накопленный за тысячелетия. Капитал этот не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Речь идет, прежде всего, о моральных и, описанных выше, эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

Проанализировав с десяток определений духовности, я пришла к выводу, что под духовностью обыкновенно понимают совокупность четырех качеств: веры, душевного покоя, безусловной любви и осознанности. Однако, столь же понятным для меня стал еще один факт: много кто хочет «духовно расти», однако как это сделать, знают не многие.

Духовный рост в моём понимании - это изменение восприятия, изменение картины мира, то есть в первую очередь - перемены в себе (что, очевидно, вытекает из вышеописанного самоанализа). Духовность важна в настоящем, поскольку духовный человек видит мир, и себя в нем, таким как есть, неискаженным. Духовный человек обрел веру в себя, душевный покой, любовь и сострадание к ближним. Духовный человек считает служение людям важнейшим приоритетом.

Этого сейчас так мало…

Так или иначе, духовность - есть единственно верная и самая первая платформа на пути к развитию чувства прекрасного. Ведь человек, который любит, не волнуется, верит в себя, и живет осознано, чувствует себя лучше, чем ненавидящий, издёрганный, убежденный в ожидающих его неудачах, пытающийся спрятаться от реальности в выдуманном мире, и пытающийся убедить себя, что для него самый лучший выбор.

Духовность позволяет высвободить энергию, которая тратилась на тревожность, волнения, негативные эмоции, самообман, и перенаправить ее на конструктивные цели. Духовность позволяет развиваться, двигаться вперед, и вести за собой людей.

Разве не каждый человек желает быть душевно спокоен и умиротворен? Не каждый ли хочет любить и быть любимым? Каждый может верить и трезво смотреть на мир. Стоит только захотеть - а этого хочет каждый. Это ли не мотивация? Один, второй, третий человек встал на путь к достижению духовно богатой жизни - и вот мы имеем людей, готовых познать чувство прекрасного.

Ведь развитие этого чувства напрямую зависит от чистоты души человеческой, от желания видеть краски и цвета во всём.

Подводя итоги, хотелось бы описать приблизительную картину того, что мы имеем: человек, возжелавший познать прекрасное чувство прекрасного, должен знать свое место в этом мире, должен понимать, кто он и для чего явился. Этот человек в течение всей своей жизни накапливает свой эстетический опыт, находя в каждой мелочи что-то приятное глазу. Этот человек богат духовно, он имеет трезвый подход к настоящему и оттого умиротворен в своем существовании. Такой человек знает, что есть прекрасное. И этот человек не уникум - им может стать каждый из нас, только бы было желание.

Заключение

эстетический ценность духовный рост

В заключение хотелось бы подвести итоги проделанной работы, а именно изложить выводы, к которым мне удалось прийти в процессе исследования:

Дабы полностью понимать тематику данной курсовой работы, в параграфе 1.1. мною были разобраны и изучены понятия «прекрасного» и «техногенного мира». В результате мы получили то, что прекрасное является всем, что человек позволит себе назвать таковым, а техногенный мир - та утопия, в которой сейчас теряется так много людей, погружаясь с головой от прекрасных реалий в яркость и разноцветность экранов.

Во второй главе, в параграфе 2.1. путем развития темы самопознания и совершенствования эстетических ценностей я попыталась разобраться: кто же есть человек сейчас и верно на верное ли место он себя сейчас ставит. Ответ мы получили в выдержке из «Курса лекций по специальности Культурология» авторства Мартынов В.Ф. и Вощинчук А.Н. Настоящий человек потерялся среди машин, ему нужно найти себя. Здесь же говорилось о самопознании, что логично допустимо, поскольку настала эра заново человеку искать себя. И, в случае удачного самоанализа, человек должен понимать, что нужны перемены. Отсюда вытекает концепция совершенствования эстетических ценностей, какие человеку необходимо приобрести для успешного развития чувства прекрасного.

В последнем параграфе 2.2. мы говорили о мире духовном, о ценностях внутренних богатств человека и о том, что этот фактор является наиважнейшим на пути развития в человеке чувства прекрасного. Путем рассуждений я пришла к выводу, что без собственного желания встать на «путь истинный» без толку стремиться познать некое «прекрасное».

И пока человек не захочет стать лучше, его никто не будет в силах заставить быть другим.

Желание видеть прекрасное - лучшее средство для борьбы с любым техногенным миром, с любыми помехами на пути к цели. Прекрасное нужно искать во всём, каждое мгновение своей жизни. И если душа свободна, то краски счастья будут видны на каждом шагу.

Список литературы

1.Платон. Соч.: В 3 т. Т. 2. М, 1970. С. 142 - 143.

2.Ф. Смирнов «О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации» (#"justify">.Ф. Смирнов «О трансформации человеческого сознания в эпоху техногенной глобализации» (#"justify">.Wikipedia . Футурошок (#"justify">.Wikipedia. Э. Тоффлер о Футурошоке (#"justify">.Дугин А.Г. Социология воображения. Введение в структурную социологию. - М.: Академический Проект; Трикста, 2010. - 564 с.

.В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов «Философия науки и техники» С. 4.

.Мартынов В.Ф., Вощинчук А.Н. Культурология, 2011. С. 68.

.Мартынов В.Ф., Вощинчук А.Н. Культурология, 2011. С. 69.

.Иммануил Кант «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» С. 7.

.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1970. С. 212.

.Выгодский Л.С. Психология искусства. М., 1965. С. 275.

Похожие работы на - Развитие чувства прекрасного в условиях техногенного мира

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!