Особенности античной скульптуры
Контрольная работа
По дисциплине «История Древнего Мира»
Особенности античной скульптуры
Содержание
Введение
Глава I. Представление об античной скульптуре и ее особенностях
.1 Греческая скульптура
.2 Римская скульптура
Глава II. Влияние античной скульптуры на развитие культуры последующих цивилизаций
.1. Влияние греческой скульптуры
.2 Влияние римской скульптуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Человеческую жизнь нельзя представить без искусства. Смотря на произведения великих мастеров в музеях и галереях, люди получают эстетическое наслаждение и яркое представление о мировоззрении людей давно минувших эпох.
Наиболее ярко представления человека о красоте и гармоничности характеризует скульптура. Скульптура - это прямая связь поколений. Рассматривая ее, современный человек может видеть, как наши далекие предки понимали мир, какие представления о красоте имели. С помощью скульптуры мы можем определить, что наши предки понимали под внешним и внутренним совершенством человека. Скульптура наглядно показывает, какие именно переживания и терзания души хотел передать древний мастер; в скульптуре отображается истинный мир, главным объектом отображения которого является человек; через его наружность скульптор передавал его духовный мир, нрав, состояние.
Больших успехов в произведении скульптур добились античные мастера: греки и римляне. Создавая скульптуру, они объясняли мир.
Античной скульптурой (от латинского слова antiques-древний) итальянские просветители в эпоху Возрождения называли греко-римскую скульптуру, как наиболее раннюю из известных. Это название закрепилось за ней до сих пор, не смотря на то, что были открыты более древние скульптурные элементы. Античные мастера выработали идеал человека, который не потерял своей актуальности до сих пор.
Назначение скульптур было различным: религиозное, эстетическое, идеологическое.
Так же, в скульптуре мы видим отражение двух миров: реального и мифологического. Реальный мир представлен статуями атлетов и полководцев, имеющих почти портретное сходство; мифологический - скульптурами богов и богинь. Любовь человека к своему богу и его любовь к собственному телу - такой двойной побудитель творчества скульптора.
Скульптура - важный показатель развития общества, ведь она напрямую связана с наукой. Чем более высокого развития достигло общество, тем больше развита в нем наука. Создание скульптуры невозможно без знания математики. Реалистичная передача эмоционального и душевного состояния человека невозможно без знания анатомии тела и пропорций. Выработанные древними мастерами анатомические принципы строения человеческого тела и понятие о пропорциональности, стали результатом постепенного развития в обществе хорошего вкуса и представлений о красоте (греки, например, охотно украшали здания, особенно храмы самой разнообразной скульптурой; статуи стояли на городских площадях; ставились на могилах).
Для создания скульптуры художнику нужно воспитание. Это воспитание заключается в обществе, к которому он принадлежит и которое дает ему воспитание в рамках избранной им специальности. То, что скульптор осмеливается изобразить божественное посредствам человеческого, осмеливается придать форму мужчины или женщины богам, показывает переход на новый уровень развития общества, где боги более очеловечиваются.
Объектом данной работы является античная цивилизация. Предмет - античная скульптура. Цель - рассмотреть особенности античной скульптуры. Задачи: определить понятие античной скульптуры, выявить ее характерные черты и особенности, рассмотреть ее влияние на культуру последующих цивилизаций.
Для данной работы была использована такая научная литература, как работы К. Куманецкого, в которой он подробно прослеживает все этапы истории развития прикладного искусства и скульптуры греков и римлян.
В сборнике по проблемам античной культуры под редакцией Г. А. Кошеленко представлены работы таких авторов как И. И. Саверкиной и Н. А. Онайко, которые рассмотрели различные вопросы древней истории, в частности античной скульптуры.
Глава I. Представление об античной скульптуре и ее основные особенности
.1 Греческая скульптура
Практически ни одного из произведений греческих скульпторов до нас не дошло. Мы знаем лишь их описания и римские копии с них. Но копия, даже и талантливо выполненная, искажает оригинал. Чаще в наличии имеются несколько копий с исчезнувшего оригинала. Тогда приходится кропотливо составлять скульптуру по частям, лучше сохранившимся в той или иной копии. В результате сегодня мы любуемся неким обобщенным образом древнегреческой скульптуры.
Периодизация древнегреческого искусства делится на архаический (VIII - VI в. до н. э.), классический (V - IV в. до н. э.) и эллинистический (IV - II в. до н. э.) периоды.
Греческий народ - сын земли почти целиком каменистой. И из этой земли греческие художники извлекли самый прекрасный материал для скульптуры - мрамор. Скульптура получила развитие на островах Эгейского моря - здесь были открыты богатейшие залежи мрамора, особенно на острове Парос. Помимо этого греческие мастера создавали скульптуры из известняка, дерева, слоновой кости и обожженной глины.
Как в архитектуре, так и в скульптуре выявились два направления в творчестве: дорическое и ионийское. В дорических областях славились скульптурные школы в Аргосе и Коринфе, на ионийских землях - островные школы на Наксосе и Паросе.
Как уже было сказано, в греческой скульптуре отражаются два мира: мифологический и реальный.
Архаический период - это период становления искусства, в частности скульптуры. Это было временем воплощения мифологических представлений, бытовавших в народных массах. В это время впервые были созданы изображения богов, героев и мифологических событий, что является одной из особенностей искусства этого периода. Храмовой скульптуре присущи мифологические сюжеты. Сущность композиции сводилась к показу божественной мощи, в динамических сценах отражались мифологические сюжеты о победе над злыми силами. Статуи были высечены смелой, но еще неискусной рукой. В монументальных мраморных скульптурах бросаются в глаза черты условности в изображении, заставляющие вспоминать искусство древнего Египта. Это были плоскостные композиции; линейный вид контуров фигур, движения складок одежды и других деталей создавали особую прелесть архаического искусства. Фигуры действующих лиц приземисты, основательны и выполнены в несколько наивной манере.
Архаическое искусство исключительное предпочтение оказало двум типам: куросу - обнаженному юноше и коре - одетой девушке.
Создавая куросов, скульпторы воплощали некий идеальный образ, не обремененный ни сомнениями, ни индивидуальными чертами отдельной личности. Иногда в литературе встречается и другое название куроса - Апполон. Этим греки стремились придать идеализированному образу некоторые божественные черты. Статуи юных безбородых атлетов создавались под впечатлением облика живых людей; в том или ином случае моделью могли служить сразу несколько различных юношей.
Статистика позы куроса должна была свидетельствовать о прочности походки и твердости духа. Левая нога изображалась обязательно выставленной вперед, лицо озарялось отстраненной, загадочной улыбкой (так называемая «архаическая улыбка»). Все внимание авторов произведений сосредотачивалось на тщательности лепки головы, мышц живота, коленных чашечек и на основных рельефных линиях.
Коры происходили из ионийских областей и отличались подчеркнутой строгостью и изяществом линий. Они выполнены из паросского мрамора, своей фактурой способного предать некую прозрачность женской кожи, а так же тончайшие оттенки и изменения цвета, и который поддавался тончайшей обработке, что давало возможность передать все изгибы фигуры, завитки волос, складки одежды. Ионийцы не проявляли большого внимания к пропорциям человеческого тела, но заботились о плавности очертаний, мягкой трактовке драпировок. Коры использовались для поддержания храмовой крыши, но иногда устанавливались отдельно и изображались держащими яблоко или гранат, служившие даром божеству.
В правление Писистратидов ионийские скульпторы распространили свою деятельность на Афины. Однако аттическая скульптура отличается некоторой суровостью: исчезают искусно «завитые» резцом локоны, в осанке фигур появляется необычная торжественность, прихотливые драпировки сменяются простыми линиями ниспадающих одеяний. Афинские коры полны изящества и грации, головы украшены локонами, сами статуи богато расцвечены многими красками; в то же время в их фигурах видны серьезность и достоинство.
В эпоху архаики скульптор не мог представить тело в движении. В VI в. до н. э. он еще далеко не точно улавливал игру мышц на теле человека. Ни одного поворота направо или налево, ни малейшего наклона головы, анатомия самая элементарная. Художник не задавался целью добиться сходства статуи с живым человеком.
К концу эпохи архаики мастера добились поразительного умения создавать детали, очень выразительные фрагменты статуй, прежде всего рук и головы. Точность и изысканность в изображении частей фигуры у скульпторов архаики намного выше, чем у мастеров классического периода, однако статуи воспринимаются расчленено, лишены гармонии, цельности.
Классический период - это время расцвета. А. Боннар определил классицизм как сочетание черт, форм и поз, выбранных художником, опирающихся на подлинный реализм. Эта эпоха более гуманна; она уже не полностью проникнута божественным; она представляет человека, возвеличенного до уровня бога. В эту эпоху происходит разрыв с архаической симметрией: линии перестают быть горизонтальными, они не симметричны по отношению друг к другу.
В V в. до н. э. скульптура потерпела значительные изменения. Основные темы ее оставались прежними: изображение божеств и героев - покровителей полиса, «прекрасных и доблестных» граждан и атлетов-победителей, а также надгробные изваяния покойных. Но бог теперь - простой нагой юноша, богиня - девушка, красиво одетая и с приятным лицом.
В этих изображениях теперь не было застылой оцепенелости; преодолевается схематизм архаических скульптур. В скульптурах классического периода была сделана попытка преодолеть неподвижность, передать живое движение. Новая гармония классического периода строится на контрасте: благодаря напряжению правой ноги и левой руки и сознательному снятию нагрузки с левой ноги и правой руки фигура гармонична, наполнена спокойствия, величия, свободы. Реализм основан на точном знании строения скелета и игры мускулов. Происходит очеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Мужество теперь проявляется в невозмутимости лица. Эта невозмутимость есть признак достигнутого господства над своими личными страстями, признак душевной силы, совершенности духа, какою некогда обладали боги.
Это успешно передал скульптор Мирон из Елевфер (Средняя Греция) в своем «Дискоболе» (середина V в. до н. э., чуть раньше 450 г.). Стоит отметить, что это уже статуя человека, а не бога. Фигура атлета представлена в сложном положении в момент бросания диска. Тело изогнуто захватившим его движением, пальцы левой ноги упираются в землю, чтобы дать сильно напряженному человеку в неустойчивом положении крепкую точку опоры, правая рука - держащая диск - закинута назад, но в следующее мгновение будет выброшена вперед, чтобы метнуть свой груз, левая рука и правая нога кажутся бездеятельными, но на самом деле вовлечены в действие. Таким образом «Дискобол» - воплощение движения.
Наибольшая роль в создании классической скульптуры выпала на долю Поликлета, пелопоннеского мастера середины и второй половины V в. до н. э. Он стремился создать типический образ атлета-гражданина. Поликлет знал о важности чисел в строении живых существ и говорил: «Успех произведения искусства зависит от многих числовых отношений, причем всякая мелочь имеет значение». Поэтому он понимал свою задачу как создание канона - определенных математических отношений, на основе которых должно быть построено человеческое тело. Согласно этому канону, длина ступни должна составлять 1/6 длины тела, высота головы - 1/8. Он стремился создать иллюзию непрерывности движения. Его статуя «Дорифор» (Копьеносец) кажется идущей, всю тяжесть тела переносит на правую ногу, выставленную вперед, в то время левая слегка отодвинута назад и касается земли одними пальцами. Более согнутому колену, более сокращенному бедру левой стороны соответствует более приподнятое плечо и наоборот.
Другой скульптор, Фидий, по словам А. Боннара, дал человечеству расцвести в божественных формах. Боги Фидия присутствуют в природе, они естественны. Наглядный пример - фриз в храме, изображающий сонм богов. Но Гефест - бог огня и ремесел и Афина - богиня ремесел, изображены стоящими рядом. Здесь они разговаривают между собой просто и дружелюбно, как труженики по окончании рабочего дня. В этих богах нет ничего сверхъестественного, но есть человечность, вознесенная на высшую ступень совершенства. Это признак, характеризующий эпоху раннего классицизма.
Жесткая ориентация на идеал, гармонию и равновесие не могла господствовать безраздельно. В IV в. до н. э. величавости, достоинству и серьезности пришли чисто эстетические потребности, которые стали определяющими в работе скульптора.
Это мы можем видеть в скульптурах Праксителя. Из-под его резца выходили новые, стройные и грациозные, мягкие и нежные лица и фигуры богов и богинь. Плавные и гибкие линии его статуй знаменуют собой наступление новой эпохи. Исполненный обаяния, задушевности стиль Параксителя интимен: он впервые в истории греческой скульптуры изображает Афродиту в ее прекрасной и возвышенной наготе.
Великий скульптор Лисипп (IV в. до н. э.) оставил потомкам не только прекрасный бюст Александра Македонского (сохранившийся лишь в римской копии), но и разработал новый пластический канон, заменивший канон Поликлета. Характеризуя свою деятельность, Лисипп говорил: «Поликлет представлял людей такими, каковы они на самом деле, а я - такими, какими они кажутся». Его статуи отличаются пропорциями: у них очень длинные стройные ноги, тонкий изящный стан и совсем небольшая голова. Это новый пластический идеал красоты.
Новыми в этот период стали не только пропорции фигур, но прежде всего невиданная свобода в изображении объемов человеческого тела. Лишь теперь произведения скульптуры становились трехмерными, пластически совершенными.
Греческие мастера классического времени научились передавать в твердом материале многие оттенки человеческих состояний, их статуи полны жизни и движения.
Эллинизм считается временем кризиса скульптуры. Основной особенностью этого периода являлось смешивание архаических традиций с достижениями эллинского искусства. Причиной этому служит знакомство с иноземными культурами через расширение торговых путей и культурных связей. Произведения этого периода имели полуремесленный характер. В них наблюдается забвение первоначального традиционного типа изображений, встречаются искажения архаической школы. В это же время появляется множество реплик одного и того же сюжета разного качества исполнения.
Эллинизм вывел на передний план новые центры скульптурного творчества, такие как Пергам, Родос и Антиохию.
Искусство ваянья в этот период переживало особенно значительный расцвет. Сейчас статуи были выполнены натуралистически, подчеркивали индивидуальность изображенного лица. Скульпторы создавали статуи и рельефы людей разного возраста - от младенцев до дряхлых стариков и старух и тщательно подчеркивали этнические и этнографические черты.
Эллинские скульпторы создавали и прославляли идеал гражданина, который реалистически отражал политическое и социальное преобладание средних слоев гражданства. Эллинистические ваятели создавали статуи и статуарные группы, изображающие физические и душевные страдания, борьбу, победу и смерть. Появилось и изображение пейзажа и бытовых подробностей как фона, на котором разворачивался основной сюжет произведения.
В скульптуре этого времени можно проследить несколько школ.
В Афинах и Александрии разрабатывались сюжеты и приемы, восходящие к Праксителю, рассчитанные на вкусы обеспеченных людей, стремящихся насладиться жизнью, видящих в произведениях искусства предмет любования.
Родосская школа восходила к Лисиппу. Скульпторы изображали мощных атлетов, воинов, сцены борьбы. Но теперь это не спокойный и доблестный атлет - гражданин классического времени, а правитель с властным, надменным взглядом, выдающим огромную силу воли. Этой школе принадлежат знаменитый Колос Родосский длиной 31 метр и статуя доброжелательной сидящей женщины-богини Тюхе.
Восходящая к Скопасу Пергамская школа полна драматизма. Для этой школы характерен высокий накал чувств. Это видно в скульптурах умирающего галла, галла, убившего свою жену и закалывающего себя, чтобы не попасть в плен и др., в которых мы видим пафос: муки умирающих воинов, страдания покоренных варваров.
К концу эллинистического периода патетика эллинистической скульптуры стала вырождаться в чрезмерное увлечение страшными сюжетами и манерностью.
Во второй половине эллинистического периода в скульптуре усилилось стремление вернуться к идеализированным формам классики. Памятником этой школы является статуя Афродиты Милосской, которая сочетает в себе идеальность форм классики и новые достижения в постановке фигуры.
В эллинистический период скульптуры украшали частные дома, общественные здания, площади, акрополи, перекрестки, парковые зоны. Обилие статуй было характерно даже для таких маленьких городов как Терм. Но это обилие привело к массовому художественному производству. Предметом такого производства стали терракотовые статуэтки - небольшие по размерам произведения статуарного искусства, которые отливались в специально заготовленных формах. Это, как правило, изящные статуэтки бытового характера, имеющие самостоятельную художественную ценность. Они изображали простых граждан и бытовые сценки, были дешевы и доступны и их очень любили простые жители эллинских городов. Одним из таких городов был город Танагра, Поэтому эти статуэтки часто называют танагрскими терракотами. Но массовое производство, в свою очередь, привело угасанию творческого начала.
Эллинистические мастера отказались от разработки образами прекрасного и доблестного, несколько идеализированного гражданина. Другим стало и отношение к богам. Теперь божество - это не спокойное, прекрасное, могущественное и доброе существо, а капризная и грозная сила.
.2 Римская скульптура
Историки древнеримского искусства, как правило, связывали его развитие лишь со сменами императорских династий. Поэтому важно определить в развитии римского искусства границы его становления, расцвета и кризиса, принимая во внимание изменения художественно-стилистических форм в их связи с социально-экономическими, историческими, религиозно-культовыми, бытовыми факторами. Если наметить основные этапы истории древнеримского искусства, то в общих чертах их можно представить как древнейшую (VIII-V вв. до н. э.) и республиканскую (V в. до и. э. - I в. до н. э.) эпохи.
Расцвет римского искусства приходится на I-II вв. н. э. В рамках этого этапа стилистические особенности памятников позволяют различить ранний период: время Августа, первый период: годы правления Юлиев-Клавдиев и Флавиев; второй: время Траяна и раннего Адриана; поздний период: время позднего Адриана и последних Антонинов. С конца правления Септимия Севера начинается кризис римского искусства.
Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами украшения домов и храмов. Римская скульптура продолжала традиции эллинских мастеров. Они, как и греки, не мыслили без нее оформление своего дома, города, площадей и храмов.
Но в произведениях древних римлян, в отличие от греков, преобладали символика и аллегория. Пластические образы эллинов у римлян уступили место живописным, в которых преобладала иллюзорность пространства и форм.
По преданию, первые скульпторы в Риме появились при Тарквинии Гордом, т. е. в период древнейшей эпохи. В древнем Риме скульптура ограничивалась преимущественно историческим рельефом и портретом.
В Риме изображение из меди впервые было сделано Церере (богине плодородия и земледелия) в начале V в. до н. э. От изображений богов оно распространилось и на разнообразные статуи и воспроизведения людей.
С IV в. до н. э. начинают ставить статуи римским магистратам и частным лицам. Массовое производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных произведений.
Мастера не только передавали в скульптурных изображения индивидуальные особенности, но давали возможность ощутить напряжение суровой эпохи завоевательных войн, гражданских смут, беспрерывных тревог и волнений. В портретах внимание скульптора было обращено на красоту объемов, крепость остова, костяк пластического образа.
В годы Августа I - II вв. портретисты меньше внимания обращали на неповторимые черты лица, сглаживали индивидуальное своеобразие, подчеркивая в нем нечто общее, свойственное всем, уподобляя одного подданного другому, по типу, угодному императору. Создавался типичный эталон. Господствующей эстетической и концептуальной идеей, пронизывающей римскую скульптуру этого времени, была идея величия Рима, мощи императорской власти.
В это время больше, чем раньше, создавалось женских и детских портретов, редких до этого. Это были изображения жены и дочери принцепса. В мраморных и бронзовых бюстах и статуях мальчиков представали наследники престола. Многие состоятельные римляне устанавливали в своих домах такие изваяния, чтобы подчеркнуть расположение к правящему роду.
Так же со времени «божественного Августа» появились изображения колесниц при статуях триумфаторов, запряженных шестеркой лошадей или слонами.
Во время Юлиев-Клавдиев и Флавиев монументальная скульптура стремилась к конкретности. Мастера даже божествам придавали индивидуальные черты императора.
Стилю императорских портретов подражали и частные. Полководцы, богатые вольноотпущенники, ростовщики старались всем походить на правителей; скульпторы придавали посадке голов горделивость, а поворотам решительность, не смягчая резкие, не всегда привлекательные особенности индивидуального облика.
Годы расцвета римского искусства приходятся на правление Антонинов, Траяна (98-117) и Адриана (117-138).
В портретах этого периода можно выделить два этапа: траяновский, характеризующийся тяготением к республиканским принципам, и адриановский, в пластике которого больше следования греческим образцам. Классицизм и при Адриане был лишь маской, под которой развивалось собственно римское отношение к форме. Императоры выступали в облике закованных в латы полководцев, в позе совершающих жертвоприношение жрецов, в виде обнаженных богов, героев или воинов.
Так же идея величия Рима воплотилась в различных скульптурных формах, прежде всего в форме рельефных композиций, изображающих сцены военных походов императоров, популярных мифов, где действовали боги и герои, покровители Рима. Наиболее выдающимися памятниками такого рельефа стал фриз колонны Траяна и колонны Марка Аврелия.
Поздний период расцвета римского искусства, продолжавшийся до конца II в., характеризовался угасанием патетики и помпезности в художественных формах. Мастера той эпохи использовали для портретов различные, нередко дорогостоящие материалы: золото и серебряно, горный хрусталь, а также стекло.
Начиная с этого времени, для мастеров главным стал реалистический портрет. На развитие римского индивидуального портрета повлиял обычай снимать восковые маски с умерших. Мастера добивались портретного сходства с оригиналом - статуя должна была прославить данного человека и его потомков, поэтому было важно, чтобы изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.
Пластический реализм римских мастеров достиг расцвета в I в. до н. э., породив такие шедевры, как мраморные портреты Помпея и Цезаря. Торжествующий римский реализм опирается на совершенную эллинскую технику, что позволило выразить в чертах лица многие оттенки характера героя, его достоинства и пороки. В «Помпее», в его застывшем широком мясистом лице с коротким вздернутым носом, узкими глазами и глубокими и длинными морщинами на низком лбу, художник стремился отразить не минутное настроение героя, а присущие ему характерные свойства: честолюбие и даже тщеславие, силу и в то же время некоторую нерешительность, склонность к колебаниям.
В круглой скульптуре формируется официальное направление, которое в разных ракурсах портреты императора, его семьи, предков, покровительствующих ему богов и героев; большая часть из них выполнена в традициях классицизма. Иногда в портретах проявлялись черты подлинного реализма. Наряду с традиционными сюжетами богов и императоров увеличивалось число изображений простых людей.
В развитии искусства Позднего Рима можно различить две стадии. Первая - искусство конца принципата (III в.) и вторая - искусство эпохи домината (от начала правления Диоклетиана до падения римской империи).
С конца III в. до н. э., благодаря завоеваниям, на римскую скульптуру начинает оказывать большое влияние греческая скульптура. При грабеже греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур; рождается спрос на их копии. В Риме возникла школа неоаттической скульптуры, которая и изготовляла эти копии. На почве Италии первоначальное религиозное значение архаических образов было забыто.
Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственной римской скульптур.
В произведениях скульптуры эпохи домината (IV в). сосуществовали языческие и христианские сюжеты. Художники обращались к изображению не только мифологических, но и христианских героев. Продолжив начавшееся в III в. восхваление императоров и членов их семей, они подготавливали атмосферу безудержных панегириков и культа поклонения, свойственную византийскому придворному церемониалу. Моделировка лица постепенно переставала занимать портретистов. Материалом портретистов все реже становился теплый и просвечивавший с поверхности мрамор, все чаще выбирали они для изображения лиц менее сходные с качествами человеческого тела базальт или порфир.
Глава II. Влияние античной скульптуры на развитие культуры последующих цивилизаций
.1 Влияние греческой скульптуры
Греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию, Италию, Северную Африку, острова Средиземноморья, на и другие места, где греки основывали свои поселения.
Общее культурное наследство греческой скульптуры очень велико и составляет существенную часть той материальной основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура.
Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации.
В искусстве архитектуры и скульптуры Греция заложила основы будущей европейской культуры рациональности и, в частности, рационального художественного мышления, ставшего в свою очередь основой классицизма в искусстве. Европейский Классицизм XVI, ХVII, XVIII и XIX вв. всегда опирался на античное искусство по причине рациональности и конструктивности художественного мышления. Сила этой традиции была настолько велика, что другие направления, течения и стили, такие как барокко, романтизм, бидермайер, конструктивизм, так или иначе были связаны с этими принципами.
Итальянская скульптура, опираясь на античную традицию, тяготела к выражению идеалов гуманизма. Воплощение ярких человеческих характеров, проникнутых духом жизнеутверждения, становится её главной задачей (творчество Донагелло, Л. Гиберти, Верроккьо, Луки делла Роббиа, Якопо делла Кверча и др.).
Существенной является также связь художественного стиля античного искусства с культурой стран Ближнего Востока, откуда оно вышло и в постоянных отношениях с которым развивалось.
Дух Эллады светится в древнерусской живописи.
античная скульптура древнегреческое искусство
2.2 Влияние римской скульптуры
Все художественное творчество Европы от средневековья до наших дней несет на себе следы сильного воздействия римского искусства. В идеях и памятниках Рима многие поколения находили нечто созвучное своим чувствам и задачам, хотя специфика римского искусства, его своеобразие оставались нераскрытыми, а казались лишь позднегреческим выражением античности.
Историки от Ренессанса до XX в. отмечали в нем различные, но всегда близкие их современности черты. В обращении итальянских гуманистов XV-XVI вв. к древнему Риму можно видеть социально-политические (Кола ди Риенцо), просветительско-моралистские (Петрарка), историко-художественные (Кирияк Анконский) тенденции.
В XVII в. древнеримским искусством заинтересовались ученые других европейских стран. Это было время интенсивного сбора художественного материала, «антикварный» период, сменивший гуманистический, ренессансный. Революция XVIII в.
Во Франции пробудила внимание французских ученых и художников к римскому искусству. Тогда же возникло научно-эстетическое отношение к древнему наследию.
В конце XVIII - начале XIX в. древнеримским искусством начали заниматься уже не частные лица, а государственные учреждения Европы.
В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, стеклодувы и керамисты. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.
Заключение
Скульптура - это образ, застывший в камне. На протяжении своей истории античные мастера создали множество скульптур, которые отражали жизнь народа в тот или иной период времени, показывали изменения в социальной и культурной сфере населения.
Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонически развитого человека. Понятие античной скульптуры сохранилось как синонимический термин классицизма древности - того мира, на основе которого произошло зарождение европейской культуры.
Спустя тысячелетия мы восхищаемся идеальными пропорциями непревзойденных творений скульпторов. В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения.
Античная скульптура носит гуманистический характер. Она располагается на грани мира божественного и мира человеческого. Человеческий мир давал скульптуре реалистические черты, доходящие порой до портретного сходства. Мир богов привносил в античную скульптуру черты идеала.
Античная скульптура обращена к массе свободных граждан и во многом сохраняет связь с античной мифологией. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы античности воплощали идеал гармонично развитой личности, утверждали свои этические и эстетические представления.
Античное искусство, родившееся в Древней Греции и Древнем Риме, послужило родоначальником всего последующего западного искусства.
Список использованной литературы и источники:
Боннар А. Греческая цивилизация. Том второй. От Антигоны до Сократа. М., Издательство иностранной литературы, 1959
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с пол. - М.: Высшая шк., 1990. - 351 с.: ил. - Пер. изд.: K. Kumaniecki. Historia kultury starozytnej Grecji i Rzymu. Panstwowe Wydawnictwo Naukowe. Polska. Warszawa, 1964.
Блаватский В. Д., Пикус Н. Н. История Древней Греции. Под ред. В. И. Авдиева и Н. Н. Пикуса. Москва - 1962
Плиний Старший. Естествознание об искусстве. Научно-издательский центр «Ладомир». Москва - 1994