Производственные возможности. Выбор оптимума по Парето. Свойства общественных благ
Содержание
1.
Изобразить графически область возможных экономических решений и границу
общественной эффективности (кривая предельных возможностей или полезностей),
дать необходимые пояснения
.
Изобразить графически общественные кривые безразличия и выбор оптимума по
Парето, дать необходимые пояснения
.
Изобразить графически экономическую природу социальной защиты и социального
страхования, дать необходимые пояснения
.
Каковы масштабы и тенденции развития общественного сектора
.
Каковы отличительные свойства общественных благ
Список
литературы
1. Изобразить графически область возможных
экономических решений и границу общественной эффективности (кривая предельных
возможностей или полезностей), дать необходимые пояснения
Ограниченность ресурсов диктует
необходимость выбора оптимума производственных ценностей и самого процесса
производства, базируясь на принципах комбинации, замещения факторов с учетом
эффекта масштаба производства и закона падающей производительности.
Любое общество, каждый
экономический агент стремятся эффективно использовать ресурсы. Они стараются
получить максимальное количество товаров и услуг, произведенных из ограниченных
ресурсов. Чтобы добиться этой цели, общество должно полностью использовать
(полностью занять) свои ресурсы и таким образом обеспечить получение наиболее
возможного объема производства.
Наиболее возможный объем
производства обеспечивается эффективным распределением ресурсов по отдельным
направлениям с тем, чтобы они вносили наибольший вклад в общий объем продукции.
Очевидно, что каждый ресурс должен использоваться по назначению и в адекватных
условиях.
Экономика полной занятости
всегда альтернативна, т. е. она должна выбирать между производством нескольких
товаров путем перераспределения ресурсов. Граница производственных возможностей
(ГПВ) показывает значение альтернатив для общества (рис.1). Кривая
производственных возможностей иллюстрирует пропорции обмена для упрощенной
экономической системы, в которой производятся только два товара. При построении
ГПВ количество факторов производства и уровень технологии считаются
неизменными.
оптимум экономический общественный
благо
Рис. 1. Кривая производственных
возможностей
При абсолютном использовании
ресурсов (в экономике полной занятости) все точки возможных комбинаций
производства двух товаров находятся на границе производственных возможностей.
Если абсолютно все ресурсы общество израсходует на производство товаров
народного потребления, то можно получить их максимальное количество и полностью
отказаться от досуга (точка А), используя тот же ресурсно-технологический
максимум, можно достичь обратной ситуации (точка В), когда в обществе
существует только индустрия досуга. Между этими крайностями существует
множество комбинаций распределения ресурсов и в той и в другой отрасли - точки
С, D. Начиная с любой из этих точек, невозможно произвести больше одного
товара, не урезая при этом производство другого товара.
Объемы производства товаров
народного потребления и индустрии досуга не только альтернативны, но и
взаимозаменяемы в рамках ограниченных ресурсов. Общество, находящееся на
рассматриваемом максимальном уровне производственных возможностей, ввиду
отсутствия необходимых ресурсов, не в состоянии одновременно увеличить
производство товаров народного потребления и сферы услуг и переместиться в
точку S. Эта точка достижима в результате экономического роста. При неполной
загрузке производственных мощностей или безработицы различные комбинации
производства двух товаров находятся не на кривой, а, например, в точке М. Эта
точка показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить
производство в обеих рассматриваемых отраслях.
2. Изобразить графически общественные кривые
безразличия и выбор оптимума по Парето, дать необходимые пояснения
Кривые безразличия или карта кривых безразличия
выглядят в теории В. Парето следующим образом (рис. 1).
Рис.1 Кривые безразличия или карта кривых
безразличия в теории В. Парето
На рис. 1 по оси ОУ и ОХ откладываются
количества двух благ, образующих потребительский набор. Кривые I, II, III
представляют собой кривые безразличия. Их совокупность образует карту
безразличия. Если взять любую кривую безразличия, то каждая ее точка отразит
определенный набор потребительских благ У и X, причем все эти наборы имеют для
рационального субъекта одинаковую полезность. Ему, в частности, безразлично,
покупать и потреблять ли блага в объемах Ха и Ya, Xb и Yb, Xc и Yc. Кривые II и
III отличаются от кривой I только тем, что представляют наборы,
характеризующиеся большими количествами благ Х и Y и соответствуют более
высокому уровню дохода потребителя. Ординалистский подход в определении
полезности того или иного набора благ определяется соотношением кривых I, II и
III. Если на самой кривой безразличия наборы благ равнопредпочтительны, то
наборы благ, отраженные на кривой III, будут предпочтительнее, чем наборы
кривой II, а те, в свою очередь, всегда будут выбраны потребителем, если ему
придется сравнивать их с наборами, расположенными вдоль кривой I. Таким
образом, карта кривых безразличия отражает некоторую последовательность, порядок
предпочтений субъекта. Такая последовательность и именуется порядковой или
ординалистской функцией полезности. Кроме кривых безразличия спроса Парето
ставил вопрос также о кривых безразличия предложения, где на одной кривой
располагаются различные комбинации факторов производства, дающие равную
прибыль.
. Изобразить графически экономическую природу
социальной защиты и социального страхования, дать необходимые пояснения
В системе социальной защиты она выделяет
следующие элементы: социальные гарантии, социальную индексацию, социальное
страхование и социальную поддержку (рис. 1).
Социальные гарантии определяют как
законодательно оформленные и закрепленные права человека, имеющие механизм
реализации и ресурсную базу. Основой системы социальных гарантий являются
определенные стандарты (нормативы), присущие данному обществу: гарантия
минимума материальной обеспеченности (прожиточный минимум), гарантированный
минимальный размер заработной платы, пенсий, пособий.
Рис. 1. Система социальной защиты населения
В том случае, когда социальные гарантии
недостаточны для поддержания нормального уровня жизни, применяется система
социальных компенсаций и индексаций доходов населения. Индексация представляет
собой компенсацию за повышение уровня цен путем систематического регулирования
номинальных показателей (дохода, процентных ставок, заработной платы и т.п.) в
целях поддержания ранее установленного уровня доходов на момент времени в
который происходит изменение индекса стоимости жизни.
Особым институтом социальной защиты населения
является социальное страхование. В действующем у нас финансовом механизме
социального страхования не оценивается финансовая нагрузка на плательщиков,
страхованиями отстранены от участия в управлении фондами, размер страховых
выплат не увязан с уровнем профессионального и социального риска. В связи с
этим формирование взаимосвязанной системы социальной защиты на основе принципов
социального страхования рассматривается сегодня как концептуальный подход к
разрешению социальных проблем.
Социальная поддержка осуществляется в самых
разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ,
бесплатного питания, приюта, оказания медицинской, юридической, психологической
помощи, покровительства, опекунства, усыновления.
Многочисленные правления социальной поддержки
как содействия человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении
личностных проблем можно сгруппировать по нескольким основаниям:
по содержанию социальная поддержка может быть
материально-экономической, социально-бытовой, организационно правовой,
коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой;
по деятельности осуществления различают
постоянную, периодическую и ситуационную поддержку. Постоянная социальная
поддержка оказывается, например, престарелым, проживающим в домах интернатах
или детям-сиротам, периодическая - работникам, обучающимся без отрыва от
производства, ситуационная - людям, оказавшимся в трудной ситуации.
Сущность социального обеспечения как
экономической категории наиболее полно и последовательно раскрывается в
пенсионном обеспечении, которое является важнейшей составной частью
общественных фондов потребления. Именно поэтому пенсионное обеспечение при
переходе к рынку, как и прежде должно оставаться основным и наиболее значимым
направлением реализации социальной защиты населения, а пенсии и пособия -
центральным звеном системы прямых денежных выплат.
Разновидностью социального обеспечения является
такое направление социальной защиты нетрудоспособных граждан, как социальное
обслуживание. Под социальным обслуживанием понимается «деятельность социальных
служб по оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психологических,
педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации».
Социальное обслуживание может осуществляться как
государственными, так и муниципальными учреждениями системы социальной защиты.
Для лиц, оказавшихся в критической ситуации, социальная поддержка
осуществляется в виде социальной помощи - обеспечение в натуральной и денежной
форме, посредством предоставления льгот и услуг, носящих характер
единовременных доплат к пенсиям и пособиям. Социальная помощь также оказывается
в целях ликвидации и нейтрализации неблагоприятных жизненных ситуаций, в виде
предоставления кредитов на строительство жилья и приобретение домашнего
имущества. Особым видом социальной помощи является медицинская помощь, в
значительной степени бесплатная.
Рассмотрение сущности социальной защиты
позволяет представить ее в качестве целостного образования, состоящего из
совокупных компонентов (частей), взаимодействующих и взаимосвязанных не только
друг с другом, но и с внешней средой, при этом четко прослеживается место
социальной поддержки в целостной системе.
При этом социальная поддержка включает меры по
предоставлению помощи лицам (семьям), имеющим доход не ниже прожиточного
минимума, но нуждающимся в дополнительной поддержке в связи с трудной жизненной
ситуацией. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы
социальной защиты и поддержки населения - субъекты социальной поддержки. Под
органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном
порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями,
структурными особенностями и соответствующей компетенцией.
4. Каковы масштабы и тенденции развития
общественного сектора
Существуют различные способы оценки
масштабов общественного сектора и степени его воздействия на экономику.
Наиболее простой и распространенный метод заключается в изучении показателей,
публикуемых национальной статистикой. К их числу относятся: объем доходов и
расходов государственного <../Наше/Glossary/Glossary1390.htm> бюджета
<../Наше/Glossary/Glossary070.htm> в абсолютном выражении и его
соотношение с основными макроэкономическими показателями (например, с валовым
внутренним продуктом <../Наше/Glossary/Glossary1310.htm> - ВВП
<../Наше/Glossary/Glossary1310.htm>); численность государственных
служащих, их распределение по уровням и структурам управления; размеры
государственной собственности; удельный вес государственных предприятий в
основных показателя отраслей экономики; число некоммерческих организаций и ряд
других показателей.
Масштабы государственного влияния на
экономику в разных странах различны. Если в Китае доходы консолидированного
бюджета <../Наше/Glossary/Glossary430.htm> не превышают 17,5% от ВВП
<../Наше/Glossary/Glossary1310.htm>, то в таких странах, как Швеция,
Франция и Италия этот показатель находится в районе 60%. Масштабы
государственной собственности в различных отраслях экономики также существенно
отличаются. Например, для таких стран, как Великобритания, Франция и Германии,
характерен в среднем достаточно высокий удельный вес предприятий государственной
собственности в промышленности. Напротив, в Японии и США доля государственных
предприятий почти во всех отраслях промышленного производства не превышает 25%.
В разных странах время от времени
предпринимаются попытки сокращения масштабов государственного регулирования
экономики. Характерным примером подобной политики могут служить рыночные
реформы, проводимые в постсоциалистических странах и заключающиеся в масштабном
сокращении государственного сектора, замещении государства рынком при помощи
приватизации. В период проведения рыночных преобразований в 90-х годах XX века
государственные расходы <../Наше/Glossary/Glossary1390.htm> в бывших
социалистических странах сокращались как в абсолютном, так и в относительном
выражении.
Размер общественного сектора в
экономике определяется соотношением тех выгод и издержек, которые связаны с его
функционированием. К числу получаемых обществом выгод относятся: компенсация
«провалов» рынка, сглаживание циклического развития экономики, достижение
большей социальной стабильности за счет выравнивания доходов граждан и др.
Издержки - это повышение уровня налогообложения, расширение бюрократии и рост
расходов на содержание государственного аппарата, влияние политической
конъюнктуры на принятие экономических решений и т.п.
В разных странах периодически
проводятся административные реформы, имеющие целью сокращение государственного
аппарата и оптимизацию его структуры. Однако, мировой опыт свидетельствует о
том, что общественный сектор объективно имеет тенденцию к расширению. Причинами
этого являются:
. наличие и масштабы провалов рынка.
С развитием экономики возникают новые виды деятельности, в которых рынок сам по
себе не может функционировать эффективно (например, защита прав
интеллектуальной собственности). Как следствие, появляются новые задачи и
функции государственного регулирования, что вызывает расширение общественного
сектора;
. циклы политической конъюнктуры.
Динамика общественного сектора связана с процессом подготовки к очередным
выборам в органы государственной власти. Стремясь расширить число своих
избирателей, правящие политические силы увеличивают расходы социального
характера, которые затем крайне трудно поддаются сокращению;
. перераспределительные программы.
Проблема повышения уровня жизни продолжает оставаться актуальной не только для
бедных стран мира, но и для экономически развитых государств. Категории
населения, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить себе достойный
уровень дохода в рамках рыночной системы, зависят от трансфертов <../Наше/Glossary/Glossary1810.htm>,
получаемых от общественного сектора. Политические силы, выступающие за
перераспределительные программы, находят поддержку среди таких избирателей.
Выигрыш от роста государственных расходов <../Наше/Glossary/Glossary1390.htm>,
как правило, более очевиден и проявляется быстрее, чем положительный эффект от
их снижения. Поэтому стимулы к расширению перераспределительных программ более
сильны, чем к его сокращению
. интересы бюрократии. В теории
показывается, что любая бюрократическая организация стремится к расширению
своей деятельности. Интересы государственных учреждений заключаются в повышении
объема подконтрольных им ресурсов (в том числе бюджетных расходов
<../Наше/Glossary/Glossary710.htm>) и, таким образом, напрямую связаны с
ростом общественного сектора.
Если позитивные результаты возникают
достаточно быстро и вполне четко персонифицированы, но негативные тенденции
менее очевидны и накапливаются в течение длительного периода времени.
Проблема экономической эффективности
использования государственной собственности существует во всех государствах,
независимо от типа экономики.
Более низкая рентабельность
государственной собственности представляет собой обычное явление в странах с
рыночной экономикой. Причины низкой рентабельности государственной
собственности общеизвестны. Среди основных причин отметим одну - специфическую
отраслевую структуру предприятий государственной собственности.
Значительная часть государственной
собственности - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные;
другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических
отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала
медленная, и т.д. Рентабельность государственных предприятий, как правило,
здесь ниже, чем частных.
Существование в условиях рыночного
хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами,
несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать
государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, а
также повышения прибыльности частного хозяйства.
Монопольная прибыль, а зачастую и
прибыль вообще, не являются первостепенной целью деятельности государственного
сектора в инфраструктуре, энергетике, сырьевых отраслях, НИОКР, в подготовке и
переподготовке кадровое области охраны окружающей среды. Поэтому
государственный сектор стал поставщиком дешевых услуг (в частности,
транспортных, почтово-телеграфных), электроэнергии и сырья, снижая издержки в
частном секторе.
В России в процессе рыночных преобразований
вновь формируется управление государственной собственностью. Поэтому очень
важно разработать новые стратегию и программы приватизации, предполагающие
повышение эффективности управления государственной собственностью. До
настоящего времени такое управление остается неэффективным.
Сейчас РФ находится на начальном
этапе решения этой задачи. Ранее не было представления о том, что находится в
собственности государства. Реестр государственной собственности появился
недавно.
В 2000 г. Правительством РФ принято
Постановление «О реестре показателей экономической эффективности деятельности
федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных
обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» от 11 января №
23. Есть разные варианты определения показателей эффективности государственных
предприятий. Наиболее вероятный перечень не должен превышать десяти
показателей: сумма прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет; сумма
дивидендов, подлежащих перечислению в бюджет для акционерного общества с
государственным участием; рентабельность собственного капитала; рентабельность
активов; коэффициент текущей ликвидности; соотношения заемных и собственных
средств; период оборота; коэффициент износа основных средств; задолженность по
зарплате и др.
В 2000 году экспертами уже была
разработана стратегия государственной политики в области содействия
гражданскими инициативам до 2010 года. В ней были поставлены цели и задачи,
касающиеся развития общественного сектора. С этого времени произошли
значительные внешние изменения и качественные трансформации, повлиявшие на
развитие общественных институтов как в лучшую, так и в худшую сторону.
. Формализация отношений сектора и
государства на федеральном уровне:
Проведен ряд Гражданских форумов
(2001 - 2008, новая волна - 2011);
Создан (в 2004 г.) Совет при
Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам
человека, с 2011 г. - Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества
и правам человека.
Создана Общественная палата РФ,
действующая с 2006 г.
. Приняты законы, поддерживающие
развитие НКО:
закон о целевых капиталах (2006 г.);
концепция развития
благотворительности и добровольчества в РФ (июль 2009 г.);
изменения в регистрации и отчетности
НКО (2010 г.)
. Финансирование деятельности НКО
(прямое и опосредованное):
Реализуются грантовые конкурсы через
НКО-операторов (президентские гранты, с 2007 г.). Вместе с тем система
президентских грантов за время своего существования не завоевала доверия в
НКО-сообществе из-за недостатка прозрачности и ясности конкурсных процедур.
В ряде регионов реализована
концепция муниципального гранта и/или заказа, конкурсы на консолидированный
бюджет.
. Самоорганизация и сетевое
строительство НКО:
Общественные и консультативные
советы при всех министерствах и ведомствах. В ряде случаях они оказываются
рабочими структурами, но чаще - имитационными, довольно закрытыми,
ограниченными и не работающими;
Отработана процедура проведения
общественных/публичных слушаний (но используется крайне выборочно как
тематически, так и регионально);
. Самоорганизация граждан по месту
жительства:
Принято законодательство о местном
самоуправлении с четким разграничением полномочий и функций местного и
территориального самоуправлений; наработана практика организации ТОСов и ТСЖ.
Значительное число из перечисленных
выше пунктов реализовано фактически либо формально, имитационно, либо в
небольшом (недостаточном) объеме. В числе причин такой ограниченной реализации
стратегии развития можно выделить следующие.
Со стороны власти: противоречивость,
неустойчивость и непоследовательность политики в отношениях с сектором в целом;
коррупционные интересы государственных служащих, входящие в противоречие с
общественными интересами; недооценка квалификации работников сектора и
переоценка риска некачественного исполнения социальных услуг НКО при передаче
им части полномочий.
Со стороны граждан: приоритетность
решения индивидуальных проблем, сильная атомизация общества; неверие и
отсутствие понимания, каким образом можно повлиять на принятие решений и их
реализацию.
Со стороны организаций и
самодеятельных объединений граждан: недостаток и нестабильность источников
финансирования деятельности; сравнительно небольшой и кастомизированный опыт
отстаивания собственных объединенных интересов; разрозненность, плохо развитая
инфраструктура поддержки деятельности (включая собственные сети, СМИ,
образование, доступные консультационные ресурсы и т.д.); отсутствие массовой
общественной поддержки деятельности.
. Каковы отличительные свойства
общественных благ
Общественные блага обладают
следующим специфическими чертами:
отсутствием конкуренции в
потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним
человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц,
использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным
образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться,
не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
неделимостью блага, обусловленной
тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем
его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться
в определенное время по просьбе определенного человека;
нерыночным характером стоимости
блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции.
Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому
на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер
производства и распределения общественных благ;
тотальным и не исключаемым
характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено
определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.
По критерию масштаба распространения
в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ:
- общегосударственные общественные
блага. Это блага, которые имеют значение и
распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится
деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной
службы безопасности;
местные общественные блага. Это
блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы
проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним,
например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени доступности выделяют
следующие виды общественных благ:
исключаемые общественные блага. Это блага,
использование которых может быть ограничено определенным кругом населения.
Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно
получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не
пострадают;
не исключаемые общественные блага. Это блага,
использование которых не может быть ограничено только определенными кругом
населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения,
потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление
затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может
быть государство.
Список литературы
1. Ахинов
Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора. Уч. Пособие М.: ИНФРА-М,
2008.
. Ахинов
Г.А. Основы экономики общественного сектора Курс лекций. - М.: Экономический
факультет МГУ, ТЕИС, 2003.
. Еремина
Т.С., МатятинаВ.Н. «Проблемы развития секторов российской экономики», 2004.
. Орешин
В.П. «Государственное регулирование национальной экономики», 2006.
. Улюкаев
А.В. «Проблемы государственной бюджетной политики», 2004.
. Шамхалов
Ф.И. «Государство и экономика: Основы взаимодействия», 2006.
. Якобсон
Л.И. «Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов»,
2006.
. Предварительные
предложения для обновления Концепции социально-экономического развития России
на период до 2020 года («Стратегия-2020») //
http://strategy2020.rian.ru/load/366075958