Производственно-хозяйственная деятельность и пути повышения ее эффективности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Производственно-хозяйственная деятельность и пути повышения ее эффективности

Введение

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности на основе достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Важная роль в осуществлении этой задачи отводится поиску новых направлений в деятельности предприятия (внедрение новых технологий, повышение качества и т. д.).

Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности - это один из важнейших экономических рычагов не только в системе управления производством в целом, но и в системе внутрихозяйственного планирования, контроля и анализа. Поэтому разработка мероприятий по повышению эффективности производственно-хозяйственной деятельности является одной из главных задач деятельности предприятия.

В настоящее время необходимо добиться повышения рентабельности, ликвидации убыточности и увеличения прибыли, прежде всего, за счет повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Прибыль и рентабельность предприятия зависит от производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, осуществляемой предприятием. На современном этапе развития экономики Республики Беларусь повышенное значение имеет проблема эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

В связи с этим проблемы совершенствования эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия в настоящее время являются наиболее важными, что и указывает на актуальность выбранной темы курсовой работы. Актуальность выбранной темы также обусловлена необходимостью совершенствования системы стратегического управления, разработки стратегии деятельности организации, повышения финансовой устойчивости производственно-хозяйственной деятельности, совершенствования технических факторов производства.

В качестве объекта исследования был выбран «Троллейбусный парк №3» г. Минска.

Предметом исследования является производственно-хозяйственная деятельность и пути повышения ее эффективности.

Глава 1. Эффективность работы предприятия

.1 Сущность эффективности работы предприятия

Вся целесообразная деятельность человека, так или иначе, связана с проблемой эффективности. В основе этого понятия лежит ограниченность ресурсов, желание экономить время, получать как можно больше продукции из доступных нам ресурсов. Это проблема выбора. Выбор касается того, что производить, какие виды продукции, каким способом, как их распределить и какой объем ресурсов использовать для текущего и будущего потребления.
 Процесс производства следует рассматривать как сложную, многообразную и многофакторную сферу деятельности, в которой прослеживается весь комплекс взаимосвязанных действий, направленных на производство материальных благ и услуг.

Для ее осуществления на всех уровнях управления необходимо соответствующее количество материальных и трудовых ресурсов, которые должны быть так задействованы, чтобы обеспечивались техническая, организационная, социальная и экономическая целесообразности. Условие целесообразности заключается в том, что при определенных исходных данных получается результат, который по принципу обратной связи оказывает влияние на исходные составляющие. Экономическая целесообразность выпуска продукции отражает уровень конечных стоимостных показателей: издержки производства, цена, степень использования ресурсов, прибыль, рентабельность.

Так как процесс производства характеризуется непрерывным развитием во времени и пространстве, его качественные характеристики постоянно меняются, что сказывается и на результатах (эффекте) и результативности (эффективности) производственной деятельности.

Следует отличать понятие эффекта и эффективности.

Эффект - результат каких-либо действий или следствие какой-либо причины. Экономический эффект проявляется в увеличении прибыли, росте объемов производства, снижении себестоимости, улучшении качеств продукции, расширении ассортимента. В целом можно выделить 3 группы показателей экономического эффекта:

объемные (валовая, товарная, нормативно - чистая продукция);

конечные качественные экономические (валовой внутренний продукт, валовой доход, экономия от снижения себестоимости, ввод в действие основных производственных средств, производственная мощность, производство товаров народного потребления);

социальные (повышение уровня жизни, улучшение содержания и условий труда, рациональное использование свободного времени). Достаточно часто эффекты выражаются в натуральных измерителях.

Эффективность - результативность использования затрат. Определяется соизмерением эффекта и затрат. Можно соизмерить затраты к эффекту или эффект к затратам.

В этом случае прослеживаются два аспекта:

необходимость измерения эффективности различных видов затрат и ресурсов и определения путей их повышения;

планомерный отбор и обоснование оптимальных вариантов решения производственно-хозяйственных задач на различных уровнях народного хозяйства с детальными оценками факторов производства на основе расчета сравнительной эффективности.

В экономике понятие эффективность употребляется в двух значениях:

характеристика положительных изменений в процессе производства, определяется как отношение результата за определенный период к затратам ресурсов;

характеристика состояния производства, а именно: состояние оптимальности, равновесия, сбалансированности.

Эффективность деятельности предприятия оценивается, исходя из общих положений теории и практики эффективности.

При оценке функционирования предприятия учитываются многие виды эффективности.

Экономический эффект отображает различные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты производства на предприятии. Формами проявления экономической эффективности являются различные экономические эффекты: увеличение продуктивности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли, снижение материалоёмкости, фондоёмкости, трудоёмкости продукции и т.д.

Формы проявления социальной эффективности связаны с получением социальных эффектов: улучшение условий труда, рост жизненного уровня населения, улучшение экологических параметров, увеличение продолжительности жизни людей и др.

Социальный эффект сводится к укорочению продолжительности рабочей недели, увеличению количества новых рабочих мест и уровня занятости населения, улучшению условий труда и быта, состояния окружающей среды, общей безопасности жизни. Социальные последствия производства могут быть не только позитивными, но и негативными (увеличение безработицы, усиление инфляции, ухудшение экологических показателей).

Формы проявления социально-экономической эффективности обусловлены старанием получить максимальный экономический эффект при заданных параметрах социального характера. По характеру действующих затрат. По этому признаку различают эффективность используемых ресурсов и эффективность затрат. К эффективности применяемых ресурсов относят: эффективность производственных фондов, эффективность трудовых ресурсов, эффективность нематериальных активов. К эффективности затрат относятся: эффективность капитальных вложений, эффективность поточных затрат, эффективность совокупных затрат.

1.2 Виды эффективности в зависимости от уровней управления

В зависимости от уровней управления выделяют и учитывают эффективность:

народнохозяйственную, выражающейся в эффекте производства для всего общества;

региональную, показывающую эффективность государственной политики для отдельных регионов;

отраслевую, связанную с улучшение социально-экономического положения отрасли;

корпоративную, отражающую результативность политики для отдельных производителей, их объединений, групп и населения с различными интересами.

Экономическая категория «эффективность производства» - это сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя технико-экономическую, социально-экономическую, народнохозяйственную и хозрасчетную эффективность. Все эти аспекты взаимосвязаны межу собой, каждый в отдельности имеет свою специфику.

Технико-экономическая эффективность проявляется в техническом и экономическом аспектах.

Техническая эффективность представляет собой отношение физического объема продукции к затратам ресурсов. Все параметры технической эффективности описываются натуральными единицами измерения. Факторами технической эффективности являются природно-климатические условия и научно-технический прогресс. Техническая эффективность является основой повышения экономической эффективности.

Экономическая эффективность - это отношение результата производства в денежном выражении к издержкам то есть к затратам ресурсов также в денежном выражении. Экономическая эффективность показывает превышение дохода над расходами и не всегда соответствует технической. Экономическая эффективность зависит не только от технической эффективности, но и от воздействия рынка и государства, определяющие цены на продукты и ресурсы.

Технико-экономическая эффективность определяется как промежуточная между технической и экономической эффективностью, когда один параметр измеряется в единицах физических величин, а другой в денежной оценке.

В понятии «социально-экономическая эффективность» так же выделяют два аспекта: экономический и социальный. Каждый из них отражает социально-значимые результаты развития производства и обладает качественной определенностью, и вместе с тем они находятся в неразрывном единстве. Единство между экономическими и социальными результатами развития производства не исключает наличия определенного противоречия между ними, такими как, дополнительные вложения капитала на обеспечение и улучшение условий труда, на охрану и оздоровление окружающей среды ведут к понижению фондоотдачи, хотя с другой стороны, одновременно способствуют росту производительности труда.

Понятие «народнохозяйственная эффективность» и «хозрасчетная эффективность» трактуются в экономической литературе неоднозначно. Хозрасчетная эффективность чаще всего рассматривается как локальная на уровне отдельного предприятия, а народнохозяйственная - как эффективность народного хозяйства, взятого в целом. Между показателями народнохозяйственной и хозрасчетной эффективности производства существуют несоответствия, возникающие на почве имеющихся противоречий, между общественными и частными интересами.

В общем, эффективность производственной деятельности - это результативность хозяйствования. Она показывает, ценой каких затрат капитала (ресурсов) достигается конечный результат.

эффективность деятельность городской транспорт

1.3 Критерии эффективности

Мера, с которой общество подходит к установлению степени результативности производства, называется критерием эффективности. Критерий отражает цель любых видов производственной деятельности с указанием их характеристик, показателей и параметров. Существует большое разнообразие точек зрения по методологическим вопросам определения сущности и критериев эффективности. С переходом к рыночной экономике изменилась трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержание.

Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при высоком уровне качества труда и обеспечении конкурентоспособности продукции. При внедрении ресурсосберегающих технологий критерием эффективности является минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата. В рыночных условиях сохраняется и общий народнохозяйственный критерий эффективности: максимизация национального дохода, валового внутреннего продукта на единицу затрат и ресурсов для повышения уровня жизни народа.
 Измерение эффективности производства предполагает установление критерия экономической эффективности, который должен быть единым для всех звеньев экономики - от предприятия до народного хозяйства в целом. Таким образом, общим критерием экономической эффективности производства является рост производительности общественного труда.

В настоящее время экономическая эффективность производства оценивается на основе данного критерия, выражающегося в максимизации роста национального дохода (чистой продукции) на единицу труда.

На уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли.

Эффективность производства находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов производственного процесса. Система показателей экономической эффективности производства должна соответствовать следующим принципам:

обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности производства;

определять уровень эффективности использования всех видов, при-меняемых в производстве ресурсов;

обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления;

стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства.

На уровне предприятия объективно должны существовать два критерия эффективности: народнохозяйственный и хозрасчетный, поэтому так усложняется процесс конструирования системы показателей эффективности производства. В связи с этим появляется необходимость в разработке специального механизма согласования хозрасчетных решений с народнохозяйственными. Одним из таких методов согласования интересов является установление в централизованном порядке нормативов, в границах которых самостоятельно принимаемые хозяйственными субъектами решения, базирующиеся на хозрасчетных показателях, не противоречат народно-хозяйственным.

.4 Признаки классификации эффективности

Выделяют следующие признаки классификации эффективности

1.      По видам хозяйственной деятельности. К этой группе показателей эффективности относятся: эффективность производственной, торговой, банковской, страховой и других видов деятельности. Специфика вида деятельности, безусловно, накладывает определённый след на методологию определения эффективности деятельности конкретного предприятия или его структурных подразделений, которые проявляются в специфике даже самих показателей эффективности, которые применяются для этого.

2.      По уровню объекта хозяйства. К этой группе относят: эффективность экономики в целом, эффективность отрасли, объединение предприятий, предприятия структурного подразделения, эффективность производства отдельных видов продукции.

.        По уровню оценивания. Относительно к этому признаку эффективность может быть уровня общества и уровня субъекта предприятия (хозяйства). Необходимость разделения показателей эффективности на эти две группы обусловлена определённой антагонистичностью интересов общества и индивида или их институционных аналогов-государства и предприятия. Как следствие, имеет место несоответствие между критериями оценивания эффективности тех или других явлений или мероприятий. Государство имеет свои критерии, а предприятия-свои, и они часто отличаются. Так, оценивая экономический эффект деятельности предприятия, государство вычисляет его валовую прибыль. Последний содержит сумму налогов и других обязательных платежей, которые выплачиваются с прибыли. Для предприятия же эффект-это чистая прибыль, которая остаётся в его распоряжении после оплаты всех обязательных платежей.

.        По условиям оценивания. По этому признаку выделяют реальную, расчётную и условную эффективность. Реальная эффективность-это фактический уровень затрат и результатов по данным бухгалтерского учёта и отчётности. Расчётная-базируется на проектных или плановых показателях, полученных расчётным путём. Условная эффективность используется для оценивания работы структурных подразделений предприятия.

.        По степени увеличения эффекта. Этот признак даёт возможность выделить первичную и мультипликационную эффективность. Необходимость такого раздела видов эффективности вызвана тем, что в результате совершения тех или других мероприятий может наблюдаться как одноразовый эффект, так и мультипликационный. Речь про мультипликационный эффект может идти тогда, когда начальный эффект повторяется и умножается на разных уровнях данного предприятия, а также распространяется на другие предприятия и организации.

.        По цели определения. По этому признаку различают абсолютную и сравнительную эффективность. Абсолютная эффективность характеризует общую её величину, которую получает предприятие в результате своей деятельности за определённый промежуток времени. Сравнительная эффективность определяется путём сравнения возможных вариантов хозяйства и выбора лучшего из них. Её уровень отбивает экономические, экологические, социальные и другие преимущества определённого варианта реализации хозяйственных решений сравнительно с другими вариантами.

.        По типу процесса. Этот признак даёт возможность дифференцировать подходы к оцениванию эффективности, учитывая специфику отдельных процессов, которые происходят на предприятии. С точки зрения этого признака можно отдельно рассматривать эффективность производственных процессов, эффективность управления, эффективность инвестиционной, инновационной, маркетинговой, финансовой деятельности

Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности предприятия «Троллейбусный парк №3» г. Минск

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

В данной главе будет рассмотрен анализ производственно-финансовой деятельности автотранспортной организации примере «Троллейбусного парка №3» г. Минск

.1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и их использование характеризуется численностью персонала, его составом по группам и профессиям.

Данные, характеризующие обеспеченность трудовыми ресурсами представлены в таблице 1.

Таблица 1 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

Категории персонала

Численность, чел

% изменения (Ф-П)/ П*100

Структура персонала


базисный период

отчетный период


базисный период

отчетный период

Всего работников, в т.ч:

1115

1104

-0.99

100

100

1) рабочих:

840

833

-0,83

75,33

75,45

- водителей

680

676

-0,59

60,98

61,23

- ремонтных рабочих

120

118

-1,67

10,76

10,68

- вспомогательного персонала

40

39

-2,50

3,58

3,53

2) руководителей;

48

48

-

4,3

4,34

3) специалистов;

148

146

-1,35

13,27

13,22

4) служащих;

39

39

-

3,49

3,53

5) младшего обслуживающего персонала

40

38

-5,00

3,58

3,44


По данным таблицы 1 видно, что в отчетном периоде наблюдается уменьшение численности работников в организации на 0,99% по сравнению с базисным периодом.

.2 Анализ фонда заработной платы

Анализ использования фонда заработной платы целесообразно проводить в следующей последовательности: исчислить относительные и допустимые отклонения по фонду заработной платы, рассчитать влияние на расход фонда заработной платы изменения численности персонала и средней заработной платы, изучить и составить темп роста производительности труда и средней заработной платы под влиянием роста производительности труда.

Исходные данные по анализу фонда заработной платы представим в таблице 2.

Таблица 2. - Фонд заработной платы за анализируемый период

Базисный период

Отчетный период

Выполнение плана, %

Фонд оплаты труда всего, руб, в т.ч: а) рабочих - водителей -ремонтных и вспомогательных рабочих б) руководителей, специалистов и служащих в) прочего персонала

7 390 415 400 6 046 357 800 4 368 981 120 1 677 376 680 1 050 045 000 294 012 600

8 176 935 600 6 695 539 200 4 889 505 600 1 806 033 600 1 122 270 000 359 126 400

110,642 110,737 111,914 107,67 106,878 122,147

Средняя заработная плата на одного работника,руб.

42 001 800

44 890 800

106,878

Средняя заработная плата на одного рабочего, руб.

39 008 760

44 049 600

112,922

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод о том, что общая сумма фонда заработной платы увеличилась на 10,642%, следствием чего явилось увеличение средней заработной платы рабочих на 10,737%, руководителей и служащих - на 6,878% и прочего персонала на - 22,147.

Скорректируем базисный фонд заработной платы по проценту выполнения плана по доходам:

ФЗПск = ФЗП + ((ФЗП × (ПД - 100)) / 100) × Кз.п.)                     (2.1)

где ФЗПск - скорректированный фонд заработной платы, руб.;

ФЗП - базисный фонд заработной платы;

ПД - процент выполнения плана по доходам;

Кз.п. - коэффициент корректировки заработной платы (0,8 для АТП).

В данном случае скорректированный фонд заработной платы равен:

ФЗПск = 7 390 415 400+((7 390 415 400*(102,875-100)/100)*0,8 = 7 560 394 954

Д = ((ФЗПск - ФЗП)/ФЗП)*100,%                                                 (2.2)

Д = ((7 560 394 954- 7 390 415 400)/ 7 390 415 400)*100 = 2,3%

Определим абсолютное и относительное отклонение от базиса.

А = ((ФЗП' - ФЗП)/ФЗП)*100,%                                                   (2.3)

А = ((8 176 935 600- 7 390 415 400)/ 7 390 415 400)*100 = 10,642%

О = ((ФЗП' - ФЗПск)/ФЗП)*100,%                                                (2.4)

О = ((8 176 935 600- 7 560 394 954)/ 7 390 415 400)*100 = 8,342%

Основными причинами, влияющими на расход фонда заработной платы, являются изменения численности работников и средней заработной платы. Пользуясь приемом исчисления разниц, определим влияние этих факторов на фонд заработной платы.

∆ФЗП = (N'-N)*ЗПср + N'*(ЗП'ср - ЗПср)                                             (2.5)

Если производительность труда равна

ω = Д / N, то N = Д / ω, тогда

ΔФЗПN = (Д/ / ω/ − Д / ω) ×ЗПср                                                   (2.6)

Исходя из этого равенства можно определить влияние на фонд заработной платы изменения производительности труда и объема производства (доходов).

ΔФЗПω = (Д/ / ω/ − Д/ / ω) × ЗПср,                                                (2.7)

ΔФЗПД = ((Д/ − Д ) / ω) × ЗПср                                                     (2.8)

Таким образом, найдем изменения фонда заработной платы за счет:

численности

ΔФЗПN =(50 598 984 270/270 582 803,583-52 053 775 780/279 858 998,817)*

*39 008 760 = (-187+186)*39 008 760 = -39 008 760

производительности труда

ΔФЗПω = (52 053 775 780/279 858 998,817-52 053 775 780/270 582 803,583)*

*39 008 760 = -234 052 560

дохода

∆ФЗПД = ((52 053 775 780- 50 598 984 270)/ 270 582 803,583)* 39 008 760 = 209 731 040

Таким образом, используя вышеприведенные формулы и расчеты, в конечном итоге мы получим следующее:

∆ФЗП = (-39 008 760) +(-234 052 560)+ 209 731 040= -63 330 280

В результате можно отметить, что большое влияние на фонд заработной платы оказали изменения доходов в организации, за счет которых фонд заработной платы вырос на 209 731 040 руб. Но данный рост уменьшило снижение фонда заработной платы за счет снижения численности работников (-39 008 760).

При анализе средней заработной платы необходимо сопоставить динамику средней производительности труда с динамикой средней заработной платы. Коэффициент, характеризующий соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы (Кс), можно определить по формуле:

Кс = Пω / Пср.зп                                                                                     (2.9)

где Пω - процент по производительности труда;

Пср.зп - процент по средней заработной плате.

Кс = 103,428 / 112,922 = 0,916

Политика в области оплаты труда является составной частью управления предприятием, и от нее в значительной мере зависит эффективность его работы, так как заработная плата является одним из важнейших инструментов, позволяющих рационально использовать рабочую силу. При разработке политики в области заработной платы необходимо учитывать соотношение темпов роста заработной платы и производительности труда.

Можно выделить три основные модели, определяющих соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы:

·  рост заработной платы пропорционален росту производительности труда;

·        рост заработной платы отстает от роста ПТ (дегрессивная модель);

·        рост заработной платы опережает рост производительности труда (прогрессивная модель).

В нашем случае можно увидеть, что заработная плата растет опережающими темпами по сравнению с ростом производительности труда. Слишком высокие темпы роста заработной платы нарушают связь между затратами труда и его оплатой, что приводит к снижению производительности. Вследствие чего предприятие не может расширить и усовершенствовать производство, не может повышать жизненный уровень своих работников. Предприятию следует стремиться к экономии фонда заработной платы.

.3 Анализ общей суммы затрат

Важным показателем, характеризующим деятельность любого предприятия, является себестоимость продукции, работ и услуг. От ее уровня зависит финансовый результат деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъекта.

Анализ себестоимости имеет важное значение. Всесторонний анализ сложившегося уровня затрат по видам перевозок, выполняемых работ и оказываемых услуг, позволяет выявить и определить величины и причины отклонений фактических затрат от ранее запланированных.

Особое внимание при этом должно быть обращено на выявление причин возникновения дополнительных затрат.

Тщательным образом должны быть проанализированы причины потерь от сверхнормативного расхода топлива, автомобильной резины, запасных частей и материалов, от сверхплановых простоев подвижного состава и стационарного оборудования, от порчи и потери грузов в пути, от аварий, от излишних расходов, обусловленных нерациональными хозяйственными связями и перевозками, нарушениями технологической, трудовой и договорной дисциплины.

Анализ себестоимости производится одновременно с комплексным технико-экономическим анализом работы предприятия: исследованием уровня технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава, объема, структуры и качества перевозок (работ, услуг), организации производства и труда, использования материальных ресурсов, рабочего времени и т. д. На этой основе выявляются внутрипроизводственные резервы и разрабатываются организационно-технические мероприятия по их использованию и повышению экономической эффективности перевозок и других видов производственно-хозяйственной деятельности АТП.

В ряде случаев по результатам проведенного анализа в установленном законодательством порядке может осуществляться пересмотр некоторых эксплуатационных показателей, расценок, норм и нормативов расхода трудовых и материальных ресурсов.

Таким образом, современные условия требуют новых методических подходов к управлению издержками производства, учитывающих влияние налоговой системы, инвестиционной политики, инфляционных процессов и других особенностей рынка. В связи с меняющимися условиями хозяйствования и ориентацией на международные стандарты и мировую практику учета возникает необходимость совершенствования анализа затрат и поиск путей снижения себестоимости.


Таблица 3 - Плановые и отчетные данные по статьям затрат

Статьи расходов

Расходы, руб

Процент выполнения плана, %

Структура расходов, %


базис

отчет


базис

отчет

Заработная плата с начислениями, руб

9 947 499 128

11 006 155 318

110,642

26,737

28,694

Переменные расходы, руб., в т.ч.: - топливо; - ТО и ремонт подвижного состава; - смазочные и эксплуатационные материалы; - износ и ремонт шин; - прочие

 19 080 766 891  9 540 383 446  3 975 159 769   2 185 095 861 1 790 063 908 1 590 063 908

 19 145 655 372  9 572 827 686  4 029 131 074   2 190 360 124 2 076 959 463 1 276 377 025

 100,340  100,340  101,358   100,241 116,027 80,272

 51,284  25,642  10,684   5,873 4,811 4,274

 49,914  24,957  10,504   5,710 5,415 3,328

Условно-постоянные расходы, руб., в т.ч.: - общехозяйственные расходы; - амортизация; - прочие

 8 177 471 525  4 082 320 655 2 963 233 120 1 131 917 750

 8 205 280 874  4 147 350 840 2 950 130 625 1 107 799 409

 100,341  101,593 99,558 97,869

 21,979  10,972 7,964 3,043

 21,392  10,812 7,691 2,889

Итого

37 205 737 544

38 357 091 563

103,095

100

100


Из таблицы видно, что общая сумма расходов увеличилась на 3,095%. Такое увеличение связано, в большей степени, с увеличением расходов на выплату заработной платы на 10,642%, что очевидно из предыдущего раздел.

Для того, чтобы провести анализ общей суммы затрат на эксплуатацию, сопоставим данные за анализируемый период. Данные могут быть несопоставимы из-за изменения среднего расстояния перевозки грузов, из-за отклонения отчетного среднесписочного количества автомобилей, а также структуры автомобильного парка от плановых данных. Поэтому судить по величине абсолютного отклонения о размерах экономии или перерасхода денежных средств затруднительно. Следовательно, необходимо до начала анализа устранить влияние этих факторов на сопоставимость затрат путем пересчета последних на фактический объем перевозочной работы.

Анализ общей суммы затрат на эксплуатацию подвижного состава начинается с сопоставления отчетных данных с плановыми, разница между которыми является величиной абсолютного отклонения.

Анализ себестоимости перевозок можно провести с помощью приема выравнивания начальных точек анализа. Для этого необходимо рассчитать аналитические значения затрат по всем статьям и все виды отклонений.

Допустимые отклонения (разница между аналитическими затратами и базисными) со знаком «+» показывают те суммы, которые предприятие имеет право дополнительно израсходовать, а со знаком « - » обязано было сэкономить в связи с изменившимся объемом работ. Экономия (перерасход) в каждом конкретном случае зависит от отклонения в технологии, замены одних материалов другими, меры экономного расходования материалов и т.п. Однако не всякую экономию можно считать положительным явлением. Нельзя одобрить, например, экономию по смазочным материалам, если она достигается за счет нарушения графиков смазки или некачественной и невыполненной смазки; экономию средств на техническое обслуживание подвижного состава, если оно вызвано невыполнением предусмотренных объемов работ и т.д.

Относительный перерасход свидетельствует, как правило, об отсутствии строгого учета материалов и денежных средств. Основная задача анализа суммы затрат состоит не только в расчетах, характеризующих размер экономии или перерасхода, но и в выявлении конкретных причин, вызвавших этот результат.

Дополнительного внимания требуют затраты на износ и ремонт автомобильной резины, отчетные затраты по которым могут быть больше или меньше плановых из-за перепробега или недопробега шин против установленных норм, степени обеспеченности ими или изменения структуры автомобильного парка.

Все выводы, полученные при анализе общей суммы затрат используют при анализе себестоимости.

Аналитическую сумму расходов исчисляют по действующим на предприятии нормам расходов на фактический объем работы с учетом специфики статей расходов. Поэтому для получения аналитической себестоимости аналитическую сумму затрат делят на отчетный грузооборот.

Изменение себестоимости перевозок зависит от двух групп факторов: факторы, обусловившие отчетное значение общей суммы расходов и факторы, определившие отчетный объем перевозок. Влияние их на себестоимость обуславливается различными, зачастую не связанными между собой причинами. Например, на предприятии возросло среднесписочное число автомобилей, что способствовало изменению структуры автомобильного парка.

Следствием этого явилось изменение сумм амортизационных отчислений, расходов на топливо, техническое обслуживание и т.д. Но ухудшилось использование автомобилей на линии по времени, возросли простои в ожидании заказов. И те, и другие причины способствовали изменению себестоимости, но между собой они не связаны.

Расчет аналитических сумм расходов представим в таблице 3.2.

Общий пробег рассчитывается по формуле:

Lобщ сд =                                                         (2.11)

Lобщ сд = 67*365*0,69*8,3*35*132 / 132+35*0,67*1,23 = 647 048 486,7 / 160,8435= = 4 022 845,105 км

L'общ сд =69*365*0,70*7,9*34,8*135 /135+34,8*0,69*1,16=654 304 788,9/162,854 = =4 017 738,52км

ПLобщ сд = 99,873 %

Таблица 4. - Расчет аналитических сумм расходов

Статьи затрат

Формула

Расчет аналитических затрат (Са), тыс.руб.

Структура расходов, %

Заработная плата с начислениями, тыс.руб

ЗПан=ЗП(1+(Пд−100)/100)*0,8)

8 186 791 792,344

23,239

Переменные расходы, в т.ч. на: - топливо; - смазочные и эксплуатационные материалы; - износ и ремонт шин; - ТО и ремонт подвижного состава; - прочие расходы

Зп=Зт+Зсм+Зш+Зто.тр+ Зпр  Зт ан=Зт × Пℓоб сд ∕100   Зсм ан=Зсм × Пℓоб сд ∕100 Зш ан=Зш × Пℓоб сд ∕100  Зто.тр ан=Зто.тр × Пℓобсд ∕100 Зпр ан=Зпр × Пℓоб сд ∕100

19 093 773 962,58  9 528 267 159,024   2 182 320 789,257 1 787 790 526,837  4 007 350 960,605 1 588 044 526,857

54,200  27,047   6,195 5,075  11,375 4,508

Условно-постоянные расходы, в т.ч.: - общехозяйственные расходы; - амортизация; -прочие

Зпосан=Зоб ан+Зам ан+ Зпр ан  Зоб ан=Зоб × Пр  Зам ан=Зам × Пр З пр ан= Зпр × Пр

7 947 848 124,578  3 967 689 091,008  2 880 025 533,99 1 100 133 499,58

22,561  11,263  8,175 3,123

Итого

-

35 228 413 879,502


На основании данных таблицы 4 можно определить аналитическую себестоимость, которая показывает, на какую величину могла измениться величина себестоимости в связи с изменениями уровня доходов, пробега и грузооборота.

3. Мероприятия по повышению эффективности работы предприятия

.1 Методы определения пассажирооборота и пассажиропотока

Чтобы провести мероприятия по повышению эффективности, необходимо владеть методами определения объема перевозок пассажиров, пассажирооборота и пассажиропотоков.

Объем пассажирских перевозок Q измеряется числом планируемых к перевозке или фактически перевезенных пассажиров за рассматриваемый период времени. Значение Q определяется как число вошедших в начале поездки или вышедших в конце поездки пассажиров в (из) транспортные средства за рассматриваемый период времени (рейс, время в наряде) одного транспортного средства или за период работы парка. Общий объем перевозок определяется как сумма отдельных объемов.

С объёмами перевозок тесно связано понятие пассажиропотока, представляющего собой объем перевозок в определенный момент за единицу времени на участке транспортной сети по направлению. Пассажиропоток определяется средним значением и его изменением по сезонам, дням недели, часам суток и направлениям. Неравномерность по дням недели характеризуется пиками поездок пассажиров в определенных направлениях в дни отдыха, праздничные и предпраздничные; неравномерность по часам суток - резким увеличением числа пассажиров в часы пик, предшествующие началу и окончанию работы, а также в часы начала и окончания работы зрелищных мероприятий. Формирование объемов перевозок и пассажиропотоков определяет корреспонденция транспортных передвижений населения во времени. Годовая транспортная подвижность населения рассчитывается по формуле

П= Q/Н                                                                                           (3.1)

где Q - число поездок (объем перевозок) всего населения в год; Н - численность населения, чел.

При расчете транспортной подвижности число поездок определяют теоретически (на основе принимаемых нормативов или расчетных зависимостей) или на основании пассажиропотоков. Численность населения определяется прогнозированием на основе статистических данных. Число поездок определяют как сумму

Q= Q1+ Q2+ Q3                                                                             (3.2)

Где Q1+ Q2+ Q3 - соответственно число поездок населения, постоянно проживающего в городе, и временно проживающих в городе.

Годовое число поездок постоянного населения

Q1 = Hkт(Qpdp+ Qydy) kдkбkв                                                    (3.3)

Где kт - коэффициент, учитывающий пользование пассажирским транспортом; Qp и Qy - годовое число поездок соответственно одного работающего жителя к месту работы и одного учащегося к месту учебы; dp и dy - удельный вес работающих и учащихся; kд, kб, kв - коэффициенты, учитывающие соответственно деловые, культурно-бытовые, возвратные поездки и пересадки.

Величины, входящие в это выражение, могут быть взяты по данным обследования и отчетным данным.

Пассажирооборотом называется выполненная или планируемая транспортная работа по перевозке пассажиров.

Объем транспортной работы определяется как сумма расстояний поездок всех перевезенных пассажиров или как сумма пассажирооборота отдельных перевозок ( по рейсам, парку работающих автобусов, дням календарного периода).

Средняя дальность поездок пассажиров определяется по следующей зависимости: L=P/Q;

Средняя дальность поездки пассажиров используется для определения транспортной работы и учета числа перевезенных пассажиров и рассчитывается на основе отчетных данных и результатов обследования пассажиропотоков.

Пассажирооборот и пассажиропотоки выявляют статистическими методами и обследованием следующими методами: анкетный, талонный, табличный, счетно-табличный, статистический, визуальный и автоматический.

Метод по отчетным документам основывается на анализе размера выручки, билетно-учетных листов и ведомостей продажи билетов. Такие сведения позволяют определить число перевезенных пассажиров, колебания пассажиропотоков по участкам маршрутов, направлениям, часам суток, дням недели и сезонам года, а при междугородных перевозках и корреспонденцию поездок пассажиров.

Обследование может быть сплошным для всей маршрутной сети или выборочным, охватывающим ее отдельные участки или виды передвижений (трудовые, культурно-бытовые, учебные). По времени обследование может проводиться за полный день или в отдельные часы (например, часы пик, часы спада пассажиропотока), в течении полной недели или в отдельные дни (например, в рабочий день, субботу и воскресенье), а также по сезонам года.

Обследование включает выполнение работ по подготовке к его проведению (разработка форм документов и методики проведения), проведение обследования и обработка полученных данных. Обработку рекомендуется производить по специальным программам на ЭВМ.

Анкетный метод основывается на анкетировании населения по вопросам его транспортной подвижности:

корреспонденция поездок пассажиров, в том числе по видам транспорта и назначению, пересадочность поездок, пункты пересадки;

время продолжительности поездок и время на перемещение к остановочным пунктам и от них;

моменты возникновения необходимости в поездках по часам суток, дням недели и сезонам года.

Обследование проводят с помощью специальных анкет, которые рассылаются по почте или распространяются по месту жительства, работы, учебы, во время поездок, в местах пересадки, на конечных остановочных пунктах. Метод позволяет выявить потребность в передвижениях вне зависимости от существующей транспортной сети.

Талонный метод сводится к сбору данных с помощью заполнения специальных талонов, выдаваемых при входе и собираемых при выходе из транспортного средства. Этот метод позволяет установить пассажиропотоки по маршрутной сети, колебания по направлениям, участкам маршрутов и времени, пассажиробмен остановочных пунктов, загрузку транспортных средств, дальность поездки, объем перевозок и пассажирооборот. Талоны могут быть нумерованными и ненумерованными. Например, нумерованные талоны могут быть различного цвета для прямой и обратной перевозки по маршруту. Остановочные пункты маршрута на талоне пронумерованы. При выдаче и сборе талонов прочеркивается соответствующий номер остановочного пункта. На талоны рейса заполняется ярлык с данными о маршруте, дате, времени отправления и прибытия транспортного средства. Собранные талоны на каждой остановке отделяются от других прокладкой, где указывается номер и наименование данного пункта, отмечают число пассажиров, которые не получили или не сдали талоны. Талоны должны скрепляться в порядке их сбора, например, нанизываться на иголку с ниткой.

Табличный метод основан на опросе пассажиров в автобусе и заполнении учетной таблицы, где напротив пункта посадки проставляется пункт назначения. Одновременно регистрируются пересадки пассажиров. Счетно-табличный метод, который является наиболее применимым, состоит в получении необходимых данных путем регистрации числа вошедших и вышедших пассажиров по каждому остановочному пункту. Он дает возможность получить данные, аналогичные талонному методу (кроме корреспонденций свершенных поездок по счетно-табличному методу).

Визуальный метод представляет собой приближенную оценку наполняемости транспортных средств, например по пятибалльной системе (1- занято больше половины мест для сидения; 2 - занято больше половины мест для сидения; 3- заняты все места для сидения, заняты и до половины мест для стояния; 4- пассажировместимость использована полностью, но войти в салон можно; 5 - переполнение и войти в салон невозможно). Позволяет получить сведения о наполняемости маршрутных транспортных средств.

В большинстве городов средняя дальность поездок пассажиров в городском электрическом транспорте составляет 3,0-5,0 км (в среднем по Минску 4,8 км).

За время движения троллейбуса от начального до конечного остановочного пункта состав пассажиров, обновляется несколько раз, т.е. фактически перевезенное число пассажиров за каждый рейс намного превышает номинальную вместимость транспортного средства. Показатель, характеризующий степень обновления состава пассажиров, называется коэффициентом сменности пассажиров Ксм. Он определяется соотношением количества перевезенных пассажиров и среднего числа использованных мест в транспортном средстве и равен отношению среднего производительного пробега за рейс Lрп к средней дальности поездки пассажиров

Ксм = Lрп + Lпс                                                                            (3.4)

Коэффициент сменности пассажиров, колеблется от 1,0 до 5, а иногда и выше и зависит от наложения требуемых поездок пассажиров на сеть маршрутов.

3.2 Прогнозирование объемных показателей работы транспорта

Прогнозирование объемных показателей осуществляется методами статистического прогнозирования и заключается в определении ожидаемых объемов перевозок пассажиров на основе изучения их прошлых и текущих значений, а также вероятностных их характеристик.

Основа прогнозирования - перенесение на будущее закономерностей, действующих в прошлом. Показатели, характеризующие явление по состоянию на определенные моменты времени (моментные ряды) или за определенные периоды времени (интервальные ряды), называются временными (динамическими) рядами. Основными компонентами временных рядов являются: тенденция или тренд; долговременные циклические колебания; кратковременные или сезонные колебания (регулярные изменения внутри суток, недели, года); случайные колебания (влияние внешних факторов).

Долгосрочное прогнозирование основывается на перенесении закономерностей, действовавших в прошлом, на будущее. Наиболее простым является метод экстраполяции тенденции (тренда) динамического ряда за прошедший период. Общую тенденцию динамического ряда получают в результате его выравнивания, которое заключается в аппроксимации его значений посредством линейных или нелинейных функций времени t.

.3 Неравномерность перевозки пассажиров

На практике, количество пассажиров, перевозимых в транспортном средстве (в троллейбусе, автобусе) может быть переполнено, или наоборот, пассажиров меньше чем сидений.

Причиной данного явления является неравномерность пассажиропотока по времени.

Различают следующие виды неравномерности перевозок во времени: сезонная, по дням недели и часам суток.

Для внутригородских перевозок, под сезонной неравномерностью понимается увеличение или уменьшение пассажиропотока, в зависимости от времени года. Так в летний период пассажиропоток падает, в связи с тем, что в период отпусков, многие люди покидают черту города, в учебных заведениях каникулы. В сентябре пассажиропоток увеличивается, люди с отпусков возвращаются в город, учебные заведения начинают работать.

Неравномерность по дням недели, характеризуется будними и выходными днями, в том числе и праздничными. В будние дни пассажиропоток значительно выше, чем в выходные. В праздничные дни (например, День Победы или День Независимости) пассажиропоток значительно выше, чем в любой другой день.

Неравномерность по часам суток характеризуется пиками и спадами. Так часами пик для городских пассажирских перевозок являются 07.00-08.00 и 17.00-18.00, достаточно интенсивными являются промежутки времени 08.00-09.00 и 18.00-19.00. Промежутки характеризуются большой загруженностью, требующие вывода на линию большого количества подвижного состава. Остальные промежутки времени характеризуется неравномерностью объема пассажирооборота.

.4 Мероприятия по повышению эффективного работы предприятия (городского транспорта)

Основная причина, которая снижает эффективность работы городского транспорта, является неравномерность пассажирооборота. Из-за этого на предприятии, которое осуществляет внутригородские перевозки пассажиров, появляются дополнительные единицы подвижного состава, которые выводятся на линию только в «часы пик».

Устранить неравномерность пассажирских перевозок совсем невозможно, поэтому ее необходимо учитывать в экономических расчетах для своевременного создания дополнительных ресурсов. Поэтому неравномерность пассажирских перевозок можно только сгладить.

Сглаживание неравномерности перевозок - одна из главных задач транспорта.

Таким образом, если учесть, что во внутригородской перевозке, часы пик приходятся на периоды времени, когда люди едут на работу и с работы, т.е. в утреннее время и в конце дня. Чтобы выровнять поток пассажиров, городские предприятия могут договариваться о том, чтобы в разное время начинать и оканчивать рабочий день, для своих работников. Например, одно предприятие заканчивает работу в 17.00, второе в 17.15, третье в 17.30 и т.д.

Данный метод, также помогает снизить превышение пассажировместимости транспортного средства.

Также, если провести комплексное обследование на маршрутах движения. По итогам этих обследований можно выявить, в какое время дня, и на каком маршруте выпущено либо недостаточное количество подвижного состава, либо превышено. Это позволит сократить затраты на топливо и др. А также сгладить неравномерность перевозок.

Заключение

В данной курсовой работе я проанализировал эффективность работы предприятия, как в целом, так и на примере конкретного предприятия.

Предприятием, на примере, которого была проведена разработка мероприятий по повышению эффективности производства, является «Троллейбусный парк №3» г. Минска.

В ходе проведенной работы было выявлено, что основной причиной низкой эффективности работы предприятия - является неравномерность пассажиропотоков. В силу этого предложены следующие мероприятия: установление между организациями города договорного начала рабочего дня и его окончания, а также выявление маршрутов, на которых интервал движения установлен неверно.

Таким образом, эффективность работы предприятия является основополагающим показателем в работе предприятия. От его значения зависит функционирование всего предприятия.

Повышение эффективности работы предприятие всегда должно иметь первостепенное значение на любом предприятии.

Список использованных источников

1. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций. - М.: ACADEMIA, 2005

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. 5-е изд., перераб. и доп./Г.В.Савицкая. - Мн.: ООО «ИНФРА-М», 2009.

. В.Н. Седюкевич, В.С. Холупов Автомобильные перевозки. - Мн.; 1999.

. Мокий М.С. Экономика предприятия: Учебное пособие под ред.проф. М.Г. Лапусты - М.: ИНФРА-М, 2002.

. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник.- 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

Похожие работы на - Производственно-хозяйственная деятельность и пути повышения ее эффективности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!