Проблема Гибралтара в отношениях между Испанией и Великобританией (1945 г. - начало XXI века)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    331,51 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема Гибралтара в отношениях между Испанией и Великобританией (1945 г. - начало XXI века)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра зарубежного регионоведения и дипломатии

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК

Заведующий кафедрой к.и.н., профессор

____________________Р.М. Ачагу

____________________2013 г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ПРОБЛЕМА ГИБРАЛТАРА В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ИСПАНИЕЙ И ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ (1945 Г. - НАЧ. XXI ВЕКА)


Работу выполнил А.М. Фридрик

Факультет истории, социологии и международных отношений

Специальность 032301.65 Регионоведение

Научный руководитель

ст. преп., канд. ист. наук,

А.С. Евтушенко

Нормоконтролер канд. ист. наук, доцент

Т.О. Ткачева

Краснодар

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Треугольник Великобритания-Гибралтар-Испания. История конфликта

.1 История Гибралтара до Второй мировой войны

.2 История Гибралтара после Второй мировой войны

. Внутри- и внешнеполитические аспекты статуса Гибралтара

.1 Особенности внутриполитической системы Гибралтара

.2 Экономическое положение Гибралтара и его влияние на развитие англо- испанских отношений

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение А. Вспомогательные таблицы к материалу работы

Введение

Одним из актуальнейших вопросов международных отношений вот уже на протяжении долгого времени является вопрос спорных территорий. Данная проблема встречается повсеместно - в Азии, Америке, Африке и Океании. Есть такие территории и в Европе. Помимо множественных территориальных споров в странах бывшего социалистического лагеря, существуют и другие, например территориальный спор между Великобританией и Испанией за контроль над Гибралтаром, анализу которого посвящена настоящая работа.

Сегодня этот трехсотлетний конфликт между двумя европейскими державами все также остается актуальным. Полемика вокруг Гибралтара, периодически возникающая в диалоге Лондона и Мадрида, вновь продолжилась в начале 2012 г. Премьер-министр Испании Мариано Рахой, находясь на встрече со своим британским коллегой Дэвидом Кэмероном, предложил продолжать «конструктивный диалог» о статусе Гибралтара. Своим заявлением испанский премьер-министр дал ясно понять, что Испания не отказывается от своего бывшего полуострова, ныне находящегося под контролем Британских островов.

На нынешнем этапе кооперация стран по вопросу Гибралтара ограничивается сотрудничеством в авиационных и морских перевозках, борьбой с наркоторговлей и наркотрафиком, нелегальной иммиграцией и незаконным оборотом денег. Мариано Рахой предложил расширить сферы сотрудничества, а также вернуться к обсуждению вопроса о статусе Гибралтара, который в последний раз поднимался 10 лет назад. Министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Гарсиа-Мангайо уже официально представил запрос о статусе Гибралтара посетившему в начале февраля 2012 г. Мадрид британскому министру по делам Европы Дэвиду Лидингтону.

На фоне данных событий, представляется необходимым изучение территориального спора о принадлежности Гибралтара с целью поиска причин конфликта, а также возможных путей выхода из сложившейся проблемы.

Объектом данной дипломной работы является проблема статуса Гибралтара в межгосударственных отношениях Великобритании и Испании.

Предметом исследования является совокупность исторических, экономических и политических факторов, влияющих на проблему статуса Гибралтара.

Хронологические рамки исследования - 1945 г. - начало XXI в., однако задачи, поставленные в ходе данного исследования, делают необходимым рассмотрение событий с 1701 г. Выбор такого временного промежутка обусловлен тем, что активный этап в поиске решения проблемы начался со второй половины XX в.

Географические рамки - территория Великобритании, Испании, а также Гибралтарского полуострова.

При оценке степени изученности проблемы приходится отметить недостаточное количество необходимых теоретических источников, посвященных проблеме Гибралтара и опирающихся на актуальные данные (2000 - 2013 гг.). Особенно заметна эта нехватка в русскоязычной среде, так как основная доля исследовательских работ на данную тематику встречается на испанском и английском языках. По своей структуре работы, в которых анализируется изучаемая проблема, делятся на две категории:

. Широкий круг научных работ российских и зарубежных авторов. В ходе проведения дипломного исследования ориентирами служили оценки и взгляды, изложенные в научных работах и монографиях. Среди отечественных исследователей данной проблемы хотелось бы отметить работу Е.В. Морозова, в которой дан подробный анализ по проблеме Гибралтара в Новое и Новейшее время.

Заметно большее количество монографий по данной теме можно найти на иностранном языке. Работы Д.С. Морриса, К. Грокотта, Д.Д. Гарсии, П. Голда и В.Д.Ф. Джексона дают многоплановый обзор проблемы Гибралтара. В книгах данных авторов проблема Гибралтара в отношениях Великобритании и Испании рассматривается как комплексная, состоящая из проблем в политической и экономической сферах. Стоит также отметить тот факт, что отдельные части данных монографий посвящены анализу послевоенного периода (1945 г. - настоящее время), что оказало неоценимый вклад при написании исследовательской работы.

Для изучения довоенного периода были использованы труды Д. Фа, Д. Девениша, Э.Д. Брэдфорда, Д.С. Додда, Ф.М. Монтеро и Ф.М. Тубино. Многие из этих монографий были написаны в XVIII и XIX вв., что делает их важнейшими работами при историческом экскурсе. Основной акцент в данных книгах делается на военную историю Гибралтара, а также жизнь граждан этой крепости в мирный период времени.

Также помощь при написании данной исследовательской работы оказал совместный труд объединенной группы исследователей Мадридского университета Х.У. Паласи, Ф. Оливье, А.Ф. Диаза, Х.У. Гонзалеза, А. Либераля, С. Кампо и Х. Салгадо. Данная работа представляет из себя самый обширный анализ истории Гибралтара, его внутренней и внешней политики, экономики и культуры. Также рассматривается проблема полуострова в межгосударственных отношениях Великобритании и Испании, даются оценки позициям каждой из сторон и прогнозы на будущее.

. Публикации в периодической печати. Конкретный исторический материал, содержащийся в журнальных статьях и публикациях в периодической печати на русском, английском и испанском языках. Среди них хотелось бы выделить работы российских авторов М.В. Кузнецовой,
Ю. Паниева, Л. Сбойко. Несмотря на то, что статьи являются более узкоспециализированным материалом, представленные публикации помогают дополнить представление о изучаемом вопросе и узнать наиболее актуальную информацию о Гибралтаре.

Также были использованы материалы из иностранных периодических изданий, а именно статьи П. Голда и С.Д. Линкольна. Данные публикации акцентируются на юридическом рассмотрении изучаемой проблемы и ищут решение спора в международном праве.

В целом можно сказать, что анализ этих документов не только позволяет понять процесс развития внешнеполитических отношений Великобритании и Испании в вопросе статуса Гибралтара, но и понять сложность, неоднозначность, а иногда и противоречивый характер этого процесса.

Цель исследования - изучение проблемы Гибралтара в отношениях между Великобританией и Испанией, а также роли внутриполитических и экономических факторов, обуславливающих статус полуострова.

Задачи, поставленные в ходе проведения работы:

1.  Рассмотреть и проанализировать историю Гибралтара с целью определения исторических предпосылок конфликта.

2.      Изучить современную внутриполитическую систему Гибралтара и ее влияние на проблему статуса полуострова.

.        Проанализировать экономику Гибралтара по ряду показателей, дать оценку экономической системе.

. Дать заключительную оценку проблеме, обобщив итоги предыдущих пунктов. Предложить возможные варианты решения данного конфликта.

Источниковая база дипломной работы базируются на обширном материале, включающем в себя международно-правовые договоры, материалы конференций, резолюции Совета Безопасности ООН, статистические материалы и аналитические публикации правительств Гибралтара и Испании, данные национальной и международной статистики, теле и радио интервью.

Методологией исследования служит системный подход. Для более полного и объективного прогноза развития межгосударственных отношений Великобритании и Испании по вопросу Гибралтара в работе приводится политологический анализ внешних и внутренних факторов, оказывающих непосредственное влияние на изучаемую проблему. Также на основе материалов теоретико-методологической базы проводится синтез.

1. Треугольник Великобритания - Гибралтар - Испания. История конфликта

.1 История Гибралтара до Второй мировой войны

Изучая литературу, посвященную проблеме статуса Гибралтара, в глаза бросается наличие двух диаметрально противоположных точек зрения на эту ситуацию. Испанские авторы считают, что Великобритания незаконно захватила и удерживает за собой Гибралтар, в то время как британцы отмечают, что они имеют полное право владеть данной территорией и это право закреплено за ними документально. Каждая из сторон приводит веские доводы в поддержку своей точки зрения, поэтому первую главу своей работы я посвятил изучению истории Гибралтара, с целью поиска корней сложившегося территориального спора.

Вплоть до начала XVIII в. ни одна держава не осмеливалась напасть на Гибралтар, неприступную крепость, принадлежавшую с 1462 г. Испании. Так продолжалось до 1701 г., когда началась война за испанское наследство. Великобритания, выступившая против Испании, в 1704 г. осадила Гибралтар с моря и после длительной осады одержала победу. По решению Утрехтского мирного договора 11 апреля 1713 г., эта территория отошла Великобритании, что дало начало самому длительному территориальный спору в Европе, длящемуся уже более 300 лет.

На сегодняшний день наибольший интерес вызывают первый и последний пункты X статьи Утрехтского договора, ведь именно в них прописаны решения, непосредственно затрагивающие вопрос статуса Гибралтара: «На основании настоящего документа, католический Король, от имени себя, своих наследников и преемников, уступает короне Великобритании в полное ее владение город и замок Гибралтар вместе с портом, укреплениями и фортами, ему принадлежащими; он также отказывается от права владения, а также лишается абсолютной власти на этой территории, без каких-либо исключений.

… В случае, если в будущем королевская династия Великобритании решит даровать, продать или каким-либо другим образом исключить из своих владений город Гибралтар, настоящим соглашается, что при продаже предпочтение будет отдано Испании, нежели каким-либо другим странам».

Последний абзац X статьи Утрехтского договора не раз становился главным камнем преткновения в споре Великобритании и Испании за обладание Гибралтаром.

После подписания договора, Испания предприняла 14 попыток отвоевать свою территорию назад. Самая известная, «великая», осада произошла в 1779 - 1783 гг. Воспользовавшись тем, что Великобритания ведет войну со своими колониями в Америке, испанцы, при поддержке Франции, осадили Гибралтар с суши и моря, однако и эта попытка провалилась.

Тем временем, англичане продолжали возводить все новые и новые фортификационные сооружения, превращая Гибралтар в свою неприступную крепость на средиземном побережье. Во время наполеоновских войн, когда Великобритания находилась в континентальной блокаде, Гибралтар использовался для контрабанды: английские суда доставляли сюда свои товары, которые грузились на иностранные корабли и отправлялись в точки назначения. А в 1805 г. в водах Гибралтарского пролива состоялось историческое Трафальгарское сражение, окончившееся победой флота Великобритании.

Во время двух Мировых войн Гибралтар также оставался одной из главных баз снабжения союзников в средиземноморском бассейне.

Первая Мировая война полностью окупила многочисленные вложения Великобритании в укрепление экономической и стратегической позиции Гибралтара. Прежде всего это касается модернизации порта,     судоверфи и других значимых объектов на полуострове, начатой в 1895 г.

Однако стоит отметить, что гражданское население Гибралтара почти не было затронуто войной. Из 19 тысяч обитателей полуострова только 76 гибралтарцев попали в английские Армию и Флот.

Что касается Второй Мировой войны, то в начале 1940 г. британские власти сочли необходимым временно переселить все гражданское население полуострова, которое, по их мнению, создало бы помеху во время проведения военных действий в данном районе. Началась массовая эвакуация населения

Что касается самого Гибралтара, то он был полностью превращен в военный объект. В 1942 г. союзники начали операцию «Факел» (англ. «Torch») по вторжению на территорию Алжира и Марокко. Гибралтар играл в этой операции роль военно-воздушной и военно-морской базы.

Таким образом мы видим, что и Великобритания, и Испания, по достоинству оценившие военно-стратегические выгоды от господства над полуостровом, не собирались уступать в споре за Гибралтар. Вплоть до второй половины XX в. основным способом решения сложившейся проблемы было применение военной силы.

Применение дипломатических способов было невозможно, что неудивительно, так как мировое сообщество этого периода все еще считало нормой решать спорные вопросы на поле сражения, а не за столом переговоров. Кроме того, переговорам мешала внешнеполитическая и экономическая ранжировка государств - некогда могущественная Испания теряла свои позиции, что в конечном счете привело ее к статусу слабой западноевропейской державы из государств «второго эшелона». Великобритания напротив, наращивала свое влияние в мире, а также стала лидирующей индустриальной страной в Европе и вошла в состав стран «первого эшелона».

С наступлением XX в. и развитием процесса деколонизации, появились новые преграды, мешавшие начать диалог по Гибралтару: прежде всего это были Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. и последовавшая после нее диктатура Франко. Новый этап проблемы Гибралтара в британо-испанских отношениях начался только после Второй мировой войны.

1.2 История Гибралтара после Второй мировой войны

Новый этап территориального спора между Испанией и Великобританией начался после окончания Второй Мировой войны и характеризуется использованием дипломатических средств для решения конфликта. В 1954 г., в 250-ую годовщину захвата Гибралтара англичанами, свою заморскую территорию посетила Елизавета II. Для Мадрида этот визит стал оскорблением национальных чувств. Испания выразила свой протест, официально заявив, что не отказывается от прав на свою потерянную территорию. Также Испания закрыла свое консульство и ограничила свободу передвижения на границе с Гибралтаром, введя строгий контроль.

Стоит отметить, что не смотря на достаточно строгие меры, предпринятые Испанией в то время, испанское Правительство никогда не противилось диалогу с гибралтарцами. Однако их взгляд на проблему и способы ее решения были весьма резкими: по мнению испанских властей, у местного населения нет и не должно быть национальной организация и права на то, чтобы самостоятельно принимать решение относительно будущего Гибралтара, прежде всего из-за отсутствия суверенитета и согласно пунктам Утрехтского мирного договора.

Дальнейшее разбирательство, решавшее судьбу полуострова, происходило в Комитете ООН по деколонизации и дало начало первому этапу по поиску решения проблемы дипломатическим путем. Одной из причин нового витка конфликта были выступления так называемых "паломос" - сторонников присоединения Гибралтара к Испании, которые начали проводить свои протесты на полуострове. В 1966 г. начались переговоры между Испанией и Великобританией о дальнейшей судьбе Скалы. По итогам этих переговоров Великобритания провела референдум, в котором гибралтарцы должны были высказаться за или против присоединение к испанцам. Результаты оказались неутешительными для Мадрида: 12 128 человек высказались против перемен и только 44 - за отсоединение от Великобритании.

В целом можно выдвинуть несколько причин такого решения:

. Большинство жителей полуострова являлись английскими подданными;

. Гибралтар находился в сильной зависимости от метрополии, прежде всего в экономическом аспекте;

. В этот период в Испании господствовала диктатура Франко. Учитывая этот факт было маловероятно, что гибралтарцы отвернутся от демократической Великобритании.

Такой финал не остановил Испанию в ее попытках вернуть Гибралтар и она подала очередной запрос в ООН в 1967 г. 18 декабря 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН издала резолюцию, по которой Великобритания должна была вернуть Гибралтар Испании до конца 1969 г. Основными пунктами резолюции подчеркивалось, что:

«1. Процесс деколонизации должен быть осуществлен при непосредственном диалоге между Объединенным Королевством и Испанией, целью которого должен стать поиск компромиссного решения, учитывающего интересы жителей Гибралтара. Устанавливается, что в дискуссии по поводу принадлежности Гибралтара могут принимать участие только Великобритания и Испания, о чем гласят соответствующие пункты Утрехтского мирного договора, подписанного этими странами. Однако в процессе поиска решения стоит учитывать бесспорную социологическую реальность и решение не должно противоречить мнению самих жителей Скалы

2. Проблема Гибралтара является не проблемой самоопределения этногруппы или нынешнего гибралтарского населения, а реставрацией целостности Испании, на территории которой была внедрена иностранная колония».

Исключительно в случае с Гибралтаром (позже такое событие повторилось во время конфликта вокруг Мальвинских островов) ООН применила 6 параграф 1514 (XV) Решения Генеральной Ассамблеи, именуемый «Великой Хартией деколонизации». Данный параграф гласит следующее:

«Любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций».

Однако англичане не собирались так легко распрощаться со столь важным стратегическим пунктом: в начале 1969 г. королева даровала Гибралтару Конституцию, по которой колония получала самоуправление под руководством военного губернатора из теперь уже бывшей метрополии. Данным шагом Великобритания пресекла попытки испанцев вернуть Скалу, так как теперь решения данного рода могли принимать только сами жители Гибралтара. Стоит отметить, что первую Конституцию жители полуострова получили еще в 1964 г. Тогда же был создан парламент - Палата собрания, и правительство во главе с лидером Гибралтарской Ассоциации развития гражданских прав (АРГП) Джошуа Хассаном.

Это было очередным поражением дипломатов Мадрида. Лишившись поддержки ООН в данном вопросе, испанцы пошли на крайние меры - 9 июня 1969 года граница между Гибралтаром и испанским городом Ла-Линеа была закрыта. Данный шаг имел тяжелые последствия для жителей полуострова, так как Гибралтар имел тесные связи с Испанией, в частности с соседней Андалусией. Морское, телеграфное и телефонное сообщение между Испанией и полуостровом было прервано. Был запрещен полет английских самолетов, направляющихся в Гибралтар, над территорией Испании. Испанцам было также запрещено работать на территории полуострова. Из-за данного шага соседей, рабочая сила в Гибралтаре сократилась почти на треть, были потеряны полмиллиона потенциальных покупателей с материка.

Однако со временем ситуация стала стабилизироваться - Объединенное Королевство старалось всячески помочь своей бывшей колонии. Гибралтару были выделены 7 млн. фунтов стерлингов, территория на 2/3 обеспечивалась Британскими островами. Проблема с недостатком рабочей силы была решена за счет иммигрантов из стран Северной Африки. Со смертью же Франко в 1975 г. начались переговоры между Испанией и Великобританией, главной темой которых был поиск компромиссного решения сложившейся ситуации.

В 1980 г. в Лиссабоне прошла многосторонняя встреча, в которой приняли участие министры иностранных дел Испании и Великобритании, а также представители от правительства Гибралтара. По итогам встречи был подписан Лиссабонский договор, ставший в последствии одним из самых важных документов в вопросе британо-испанского спора о статусе Гибралтара. Именно этот договор был первым направлен на то, чтобы примирить Великобританию и Испанию, а также направить их на путь поиска компромиссного решения. Первый пункт документа гласит, что: «Британское и испанское правительства, стремясь к укреплению двусторонних отношений и, таким образом внести свой вклад в западной солидарности, намерены, в соответствии с резолюциями Организации Объединенных Наций, в духе дружбы искать поиск решения проблема Гибралтара...».

Также одним из основных итогом встречи стало согласие Испании на смягчении некоторых условий блокады, однако основная проблема так и не была решена: Великобритания отказалась передать территорию, так как, согласно Конституции Гибралтара, такое решение может быть принято только согласно волеизъявлению самих жителей полуострова. Испания же требовала скорейшего решения данной проблемы, делая акцент на возможном отказе от членства в НАТО и ЕЭС, если ситуация останется в прежнем состоянии.

Однако несмотря на свои заявления, Испания вошла в состав НАТО в 1981 г., в 1982 г. данное решение было ратифицировано другими странами из этого военного блока. Между двумя сторонами конфликта был найден компромисс: за Великобританией остается контроль за военной базой на полуострове, Испания получает контроль в зоне Гибралтарского пролива.

Что же касается Лиссабонского соглашения, то оно так и не было применено, так как последовавший вскоре конфликт между Великобританией и Аргентиной вокруг Фолклендских островов пошатнул начавшийся процесс поиска компромисса из-за поддержки Испанией южноамериканцев. Чтобы смягчить последствия этого неудачного шага мадридских дипломатов, правительство, во главе с ИСРП, выигравшей выборы в 1982 г., приняло решение об открытии сухопутной границы между Испанией и полуостровом. Данный шаг имел благоприятные последствия, однако основная проблема оставалась нерешенной: Испания утверждала, что Гибралтар фактически является колонией Великобритании, что является недопустимым в XX в.; на туманном Альбионе же парировали тем, что они уважают суверенитет гибралтарцев и их решение остаться в составе Объединенного Королевства.

Усугублялось все и другим фактором - намерением Испании вступить в ЕЭС. У конфликтующих сторон было прямо противоположные точки зрения на дальнейший ход принятия решения. Так премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер предложила повременить с принятием испанцев в ЕЭС до снятия последних ограничений испанцев по отношению к Гибралтару, в то время как Фернандо Моран, министр иностранных дел Испании, заявил, что все проблемы, связанные с полуостровом, будут решены по факту принятия страны в Европейское Содружество. Для решения сложившейся проблемы и стабилизации отношений между странами, было решено провести очередную встречу, которая состоялась в 1984 г. в Брюсселе. Итогом данного мероприятие стало принятие Брюссельского соглашения, во многом дублировавшего содержание Лиссабонского договора 1980 г. Основные пункты этого соглашения затрагивали следующие темы:

. Обеспечение равенства и взаимности прав для испанцев, проживающих и работающих в Гибралтаре, а также для гибралтарцев в Испании;

. Создание условий для свободного передвижения лиц, транспортных средств и товаров между Гибралтаром и соседними территориями;

. Начало переговоров, направленных на преодоление всех существующих разногласий между Великобританией и Испанией по вопросу Гибралтара;

. Развитие сотрудничества на взаимовыгодной основе по вопросам экономики, культуры, туризма, авиации, экологии, а также по военным вопросов.

Стоит заметить, что встреча в Брюсселе вызвала волну протестов в самом Гибралтаре. Правительство полуострова было приглашено на мероприятие, однако не как самостоятельная территория, а как часть британской делегации. Итогом всего этого стала победа на выборах 1988 г. Социалистической лейбористской партии Гибралтара, выступавшей против выполнения Брюссельского соглашения и придерживавшейся точки зрения о независимости Скалы.

В 1985 г. Испания вступила в ЕС, в том же году состоялась первая встреча в рамках Брюссельского соглашения. Великобритания и Испания начали строить конструктивный диалог оп вопросу Гибралтара. Однако новое Правительство полуострова, во главе с социал-лейбористами, выступало против каких-либо договоренностей по поводу совместного управления Гибралтаром.

В 1991 г. Великобритания в качестве жеста доброй воли сократила военный контингент, расположенный на полуострове, что, однако, почти никак не повлияло на отношения с Испанией и Гибралтаром, так как по их мнению данные действия не затрагивали вопрос территориального спора. Испанские попытки, направленные на улучшение отношений с Великобританией и Гибралтаром также заканчивались провалом: проекты о совместном британо-испанском протекторате, а также о совместном суверенитете, с включением Гибралтара в состав Испании через 50 лет, были отклонены Великобританией.

Новое тысячелетие ознаменовалось рядом событий и явлений, существенно повлиявших на современное состояние изучаемого территориального спора. Прежде всего это касается британской «Белой книги» 1999 г. Этот документ затрагивал тему британских заморских территорий, которые отныне получали более широкую автономию в составе Великобритании. Сами отношения между такими территориями и бывшей метрополией отныне базировались на 4 принципах:

Великобритания охотно предоставляет независимость территориям;

Великобритания обязуется защищать заморские территории, поощрять их устойчивое развитие и заботиться об их интересах на международной арене, и, в свою очередь, ожидают самых высоких стандартов честности, законности и правопорядка, надлежащего управления и соблюдения международных обязательств Великобритании;

предоставление заморским территориям статуса автономии;

Британия предоставляет дальнейшую финансовую помощь заморским территориям, если это считается необходимым.

На фоне расширения прав жителей Скалы, неразумным выглядит политика испанских властей, проводивших политику давления на Гибралтара и требовавших присоединения его к Испании. В 2002 г. на полуострове прошел референдум, показавший, что только 2 % населения готовы присоединиться к своему европейскому соседу. Причина таких итогов лежит не только в неудачном выборе внешнеполитического курса испанцев, но и в сложившейся в начале десятилетия экономике страны. Оффшорная зона, появившаяся на Гибралтаре, стала одним из главных источников дохода полуострова; в свою очередь это не нравилось Испании, так как большое количество денежных средств незаконно перетекало на Гибралтар. Очевидно, что если бы полуостров вошел в состав Испании, то данный вид деятельности был бы обязательно запрещен, что привело бы Гибралтар к тяжелым экономическим проблемам.

Встречи в рамках Брюссельского соглашения, после долгого перерыва, окончившегося в 2001 г., вновь начали проводиться на регулярной основе. Однако никаких существенных результатов они не дали: гибралтарский Главный министр так ни разу и не воспользовался своим правом принять участие во встречах, а без него Великобритания и Испания лишь ограничились соглашениями о дальнейшем поиске путей решения многовековой проблемы Гибралтара.

Однако обстановка стала улучшаться в 2004 г. 27 октября министры иностранных дел Великобритании и Испании встретились в Мадриде. Эта встреча дала начало так называемому «Диалогу по Гибралтару» - трехстороннему форуму с открытой повесткой. Участниками форума становились Великобритания, Испания и Гибралтар; последний отныне мог равноправно участвовать в переговорах.

Первая такая встреча состоялась в 2006 г., в Кордобе (Испания). Здесь обсуждались и принимались те наработки, которые страны подготавливали с момента учреждения форума в 2004 г. Стоит отметить важную деталь - вопросы «Диалога по Гибралтару» не затрагивают тему статуса полуострова или его принадлежности Испании или Великобритании. На повестке дня стоят конкретные проблемы - вопросы транспорта, телекоммуникаций и пенсий. К примеру, одной из главных тем первого форума было решение проблемы о совместном пользовании аэропортом полуострова, актуальной с конца 80-ых гг. XX в. Кордовское соглашение, подписанное министром иностранных дел Испании Мигелем Анхелем Моратиносом, британским министром по делам Европы Джеффом Хуном и гибралтарским главным министром Питером Каруана, стало одним из важнейших документов, регулирующих взаимоотношение и партнерство стран-участниц. Соглашение позволило перейти на новый уровень переговоров - помимо работы форума на государственном уровне, в рамках «Диалога по Гибралтару» также регулярно проводятся встречи различных рабочих комиссий и групп.

Следующая встреча в рамках форума прошла в 2007 г., в Гибралтаре. На форуме обсуждались успехи проделанной работы, прежде всего в рамках «Кордовских соглашений». В связи с успехами осуществляемой работы, было предложено расширить спектр областей для сотрудничества. В частности это касалось вопросов окружающей среды, финансов, образования, морского сообщения, а также визового режима.

В целом, оценки политиков и специалистов о форуме разнились. Так Питер Голд в своей статье «Трехсторонний форум «Диалог по Гибралтару»: является ли это решением проблемы полуострова?» отмечает, что «учитывая принципиальные различия в конечных целях участников форума и, в частности, Испании по вопросу статуса Гибралтара, соглашения могут быть только средством управления проблемой Гибралтара, но не средством ее решения». В то же время Питер Каруано, гибралтарский главный министр, заявил в своей речи, что «форум - это единственный способ разрешения конфликта, другой путь - еще 300 лет противоречий».

Однако не смотря на успешные шаги на пути поиска дипломатического решения накопившихся проблем, появляются все новые поводы для наращивания напряжения между странами. В 2009 г. Гибралтар посетила принцесса Великобритании Анна, что вызвало неодобрение со стороны испанцев. Напомню, что подобная ситуация уже происходила в 1954 г. и ее последствия для взаимоотношений стран были весьма серьезными. К счастью в этот раз удалось избежать обострения ситуации. Другая ситуация носит, скорее, экономическую подоплёку и касается строительства в Гибралтаре туристического комплекса Sovereign Bay. Дело в том, что данный объект возводится на насыпной территории в восточной части полуострова. Ранее здесь было море, воды которого входили в акваторию Испании, однако правительство страны не сделало никаких официальных заявлений по этому поводу, так как на нынешнем этапе испанцы всячески пытаются избежать ухудшения взаимоотношений с Гибралтаром, выказывающим недоверие к своему европейскому соседу. Стоит отметить, что в строительстве комплекса также принимают участие испанские компании.

В 2009 г. полуостров посетил министр иностранных дел Испании Мигель Анхель Моратинос. Целью его визита стало налаживание отношений с Гибралтаром, а также подписание договора, расширяющего сферы сотрудничества Испании с гибралтарцами. Акцент был сделан на кооперацию в области:

защиты окружающей среды;

налогообложения и финансовой деятельности;

сотрудничества между полицией и таможней;

судоходства;

контроля за передвижением мигрантов;

преподавания испанского языка.

Также одним из обсуждаемых вопросов было открытие паромного сообщения между Гибралтаром и испанским городом Альхесирас. Что же касается вопроса о суверенитете Гибралтара, то эта тема не была затронута в ходе переговоров, что, однако, не означает того, что Испания отказывается от своих территориальных претензий, заявил испанский премьер-министр. По его словам, правительство Испании планирует решать эту проблему поэтапно, начав с налаживания отношений со своими соседями, расширения сотрудничества, а также продолжения поиска компромиссного решения по данному вопросу с Великобританией, прежде всего в рамках форума «Диалог по Гибралтару». Сожаление вызывает тот факт, что данная программа действий, разработанная социалистами, перестала осуществляться после испанских выборов 2012 г., на которых одержала победу Народная партия. Как отмечалось в начале этой работы, новое правительство пошло на обострение ситуации и вновь заявило о своих правах на полуостров в весьма жесткой форме. Данный шаг привел к тому, что успехи в вопросе Гибралтара, достигнутый при Сапатеро, были перечеркнуты и теперь Испании придется вновь добиваться расположения жителей территории, на которую они претендуют.

Подводя итоги первой главы моей исследовательской работы, хотелось бы отметить тот факт, что проблема Гибралтара, несмотря на небольшое количество участников, остается одной из самых трудноразрешимых не только в Европе, но и в мире. Каждая из трех сторон спора видит проблему в разном свете.

Великобритания придерживается нейтральной точки зрения, стараясь не обострять конфликт с Испанией. Британия не собирается включать Гибралтар в состав страны, однако считает, что на данной территории существуют все предпосылки для получения независимости, которую, однако, они могут получить только с согласия Испании.

Испания считает, что часть ее территории была насильно отделена и государство в праве вернуть Гибралтар в состав своей страны. При этом испанцы делают акцент на резолюциях ООН, согласно которым Гибралтар должен был вернуться под юрисдикцию Испании. По их мнению, принцип самоопределения не подходит для жителей Гибралтара, так как из-за территориальных претензий на данную территорию обсуждать этот вопрос могут только Испания и Великобритания.

Гибралтар придерживается собственных интересов в этом конфликте. Не желая присоединяться к Испании или быть управляемой Великобританией, жители полуострова также понимают, что без этих двух стран, а также многостороннего сотрудничества с ними, Гибралтар не сможет продолжить существовать в том успешном состоянии, в котором он находится сегодня. Несмотря на то, что отношения гибралтарцев с испанцами улучшаются на протяжении последних десятилетий, жители полуострова все еще относятся к своим соседям с недоверием, британцы же напротив представляются им защитниками свободы Гибралтара.

Хотелось бы также отметить, что на протяжении последнего десятилетия проблема Гибралтара оказывает влияние не только на межгосударственные отношения Великобритании и Испании, но и на построение общей политики ЕС. Л.В. Сбойко в своей статье «Гибралтарская проблема: история и современность» отмечает, что «в период с 1998 по 2001 гг. Испания заблокировала, по причине «гибралтарского элемента», директивы ЕС об оздоровлении и ликвидации кредитных учреждений и о публичной продаже акций, поставила вето на несколько нормативов ЕС, касавшихся пограничного контроля, добилась исключения Гибралтара из Европейской судебной сети, Конвенции о взаимной юридической помощи, Конвенции Евродак (по контролю за иммиграцией), Конвенции о сотрудничестве в таможенном деле».

На основании всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что проблема статуса Гибралтара является не только проблемой локального характера, но также постепенно становится «камнем преткновения» в процессе построения единой Европы.

2. Внутриполитические и экономические факторы как источники, влияющие на проблему статуса Гибралтара

.1 Развитие внутриполитической системы Гибралтара и ее влияние на проблему статуса Гибралтара

гибралтар английский испанский внутриполитический

Вторая глава исследовательской работы посвящена изучению проблемы изнутри - различных аспектов жизни Гибралтара, способных тем или иным образом влиять на текущее состояние проблемы статуса полуострова. Представляется необходимым обратить внимание на два основных фактора.

Во первых - на внутриполитическую ситуацию в Гибралтаре. Главной задачей ставится изучение политических партий данной территории, их программ и основных политических взглядов с целью выявления их влияния на отношения с Великобританией и Испанией

Во вторых - на экономическую ситуацию в Гибралтаре. Экономика является неотъемлемым фактором во многих политических проблемах, так как прямо влияет на каждого жителя любой страны. Следует рассмотреть основные экономические показатели Гибралтара, сравнить их с показателями других стран и выявить основные тенденции в экономике полуострова.

Данные аспекты были выбраны для детального изучения, так как представляются наиболее важными при рассмотрении проблемы статуса Гибралтара в течении последних десятилетий. Как уже упоминалось ранее, с 80-ых гг. XX в. делегации Гибралтара стали участвовать в большинстве важных встреч Великобритании и Испании по вопросу полуострова. На данный момент правительство Гибралтара активно влияет на процесс переговоров, а от внешнеполитической концепции правящей партии зависят отношения с британцами и испанцами.

Что же касается экономического аспекта, то в последние десятилетия он также стал оказывать важную роль в проблеме Гибралтара. С созданием в начале 90-ых гг. XX в. оффшорной зоны на полуострове, в изучаемой проблеме появился ряд финансовых факторов, которые затрудняют дальнейшие переговоры с Испанией и Великобританией, именно поэтому представляются необходимым детальное изучение и анализ экономики Гибралтара.

Итак, начнем с первого аспекта - внутриполитической ситуации.

Несмотря на то, что политическая модель маленького Гибралтара сейчас мало отличается от аналогичных моделей более крупных европейских государств, жители полуострова долго не имели каких-либо способов повлиять на принятие политических решений. Можно выделить два фактора, повлиявших на это:

. Колониальное положение Гибралтара и сильная зависимость от метрополии.

. Большая часть жителей представляла собой малообразованное население, не способное принять какое-либо участие в политической жизни.

В 1921 г. прошли первые выборы. Однако принять участие в них могли лишь мужчины-налогоплательщики. Функции же Совета почти не были расширены, вся полнота власти по наиболее важным вопросам осталась в руках у военного губернатора, назначаемого из метрополии. В его обязанности входило осуществление исполнительной и законодательной власти, а также командование гарнизоном, расположенного на территории Гибралтара.

Начало Второй Мировой войны ознаменовало кризис в развитии внутриполитической системы на полуострове. Нужды военного времени вынудили Великобританию поставить милитаристические интересы выше гражданских прав местного населения, и, вместе с эвакуацией населения, были подавлены первые зачатки демократической системы.

В 1942 г. часть гибралтарских рабочих вышла с протестом против сложившейся политики по ограничению прав местных жителей. Именно это событие дало жизнь первой политической партии на Гибралтаре - Ассоциации развития гражданских прав (АРГП), первым лидером которой стал Альберт Рисо. Благодаря заслугам этой организации, после Второй Мировой войны были совершены первые значительные политические реформы, которые стали возможны благодаря изменениям в политической, экономической и социальной жизни во всем мире.

Настоящий подъем политической жизни на Гибралтаре произошел в 1948 году, с приходом на пост главы АРГП Джошуа Хассана. Сегодня сами гибралтарцы называют этого человека «отцом всей политической системы на полуострове» и «спасителем». Сам Хассан - еврей марокканского происхождения, получил юридическое образование, в 1963 г. получил рыцарское звание и титул сэра. В 1945 г. он начал свою политическую карьеру, будучи назначенным на пост председателя Совета. Одной из главных его заслуг является стабилизация обстановки на полуострове и действия, благодаря которым между Гибралтаром и Великобританией был найден компромисс и расширены политические права граждан Скалы. При нем количество избираемых членов Совета впервые превысило назначаемых. Совет также получил законодательные функции, а его спикер отныне являлся губернатором Гибралтара. Вплоть до конца 70-ых гг. XX в. Хассан оставался одним из самых ярких политиков на полуострове.

Благодаря активному политическому развитию и позиции самих гибралтарцев, в 1964 г. королева даровала им Конституцию. Главным министром нового правительства стал Джошуа Хассан. Однако выборы в парламент 1964 г. показали неожиданный результат - АРГП, казавшаяся несомненным лидером среди участвовавших партий, смогла набрать лишь 46 % голосов. Для получения большинства мандатов в парламенте ей пришлось объединиться с рядом независимых политиков, что стало причиной превращения Ассоциации в Лейбористскую партию.

Это был первый показатель того, что партия начала терять доверие гибралтарцев. В научной среде основной причиной, повлекшей падение авторитета АРГП, считается молчание со стороны Джошуа Хассана во время очередного этапа переговоров Великобритании и Испании по вопросу Гибралтара. Гражданами это было воспринято по-разному: одни считали, что Хассан находится под сильным влиянием Великобритании, другие же полагали, что председатель Совета был посвящен в детали будущих переговоров европейских государств. Данный факт указывает на то, что сближение с Великобританией было непопулярным шагом в политике 60-ых гг. XX в., так как основным желанием населения оставалось расширение прав самого Гибралтара. Действия же Дж. Хассана вызывали опасения того, что Гибралтар так и останется в зависимом от Лондона положении.

В 1967 г. в Гибралтаре была создана Партия интеграции с Великобританией, главой которой стал Роберт Пелис, майор в отставке. Программа партии предлагала не просто объединение с Британией, но получение таких же прав и свобод, какими обладают сами жители Великобритании. Для этого Пелис собирался инициировать новый этап переговоров между Мадридом и Лондоном, в ходе которых он надеялся добиться права на новую Конституцию для Гибралтара.

На состоявшихся в 1969 г. выборах, Партия интеграции с Великобританией одержала убедительную победу. В том же году Гибралтар получил новую Конституцию, вводившую полное самоуправление территории. Однако главный пункт программы партии стал недостижимым после того, как в парламенте Великобритании было заявлено о неприемлемости присоединения Гибралтара. Саму же партию преследовал ряд неудач - в 1973 г. Пелис досрочно распустил парламент, но по итогам досрочных выборов его партия не смогла получить большинства мандатов. А со сменой лидера партии в 1978 г., партия, переименовавшаяся к тому времени в Демократическую партию за британский Гибралтар, проиграла выборы 1984 г. и объявила о своем роспуске.

На этом заканчивается первый этап развития внутриполитической жизни Гибралтара. Он характеризуется появлением основных политических концепций и направлений по вопросу суверенитета Скалы, которые остаются актуальными и на современном этапе:

. Концепция о широкой автономии в составе Содружества наций. Такой цели придерживалась АРГП, она же - Лейбористская партия, во главе с Дж. Хассаном. Согласно планам этой партии, Гибралтар должен был получить частичное самоуправление, передав некоторые из функций Великобритании. При этом данные функции должны были бы быть оговорены и закреплены в соответствующем документе. Сам Хасcан однажды выразил эту идею в фразе: «Вместе с Великобританией, но не в подчинении у Великобритании».

. Концепция о полном присоединении Гибралтара к Великобритании. Этот шаг был трудновыполнимым и сами британцы пытались всячески отдалиться от него. По мнению английских парламентеров, интеграция с Гибралтаром была нецелесообразной. В 1968 г., во время реорганизации министерств Великобритании, дела Гибралтара были переданы из департамента внутренних дел в департамент дел иностранных, что также четко показало позицию Лондона по вопросу присоединения полуострова.

. Концепция регионального сотрудничества. Эта политическая идея почти не получила поддержки у населения, поэтому вплоть до конца 70-ых гг. XX в. она остается наименее популярной. Основным приверженцем и автором этой концепции является Соломон Серуйя, известный гибралтарский политик. Согласно основным положениям концепции, только местное население Гибралтара и Испания, имеющая исторически сложившееся право на этот полуостров, имеют право решать дальнейшую судьбу Скалы.

Следующий этап развития внутриполитической жизни на полуострове начинается в 80-ых годах. Первое важное политическое событие этого периода произошло в 1984 г., когда «Партия за автономию Гибралтара», образовавшаяся незадолго до этого, опубликовала свой проект автономии. Основными пунктами данного проекта были:

. Независимость гибралтарцев на основе демократии, с правом на территориальный суверенитет;

. Контроль внутренних дел остается в ведении местной власти, международные вопросы и вопросы обороны остаются в ведении Великобритании

. Заключение международного договора между Испанией и Великобританией, гарантами выполнения которого должны стать другие европейские государства и международные организации.

Что касается последнего пункта, то договор должен был содержать следующие подпункты.

         подтверждение автономного статуса города Гибралтара;

         уравнивание гибралтарцев в правах с британцами и испанцами;

         создание благоприятных условий для построения независимой от других стран экономики. Помощь в развитии сектора услуг, финансов и туризма;

         ратификация договора полномочными государственными органами Великобритании и Испании.

Позже многие пункты этого проекта будут использованы и реализованы в деятельности других политических партий.

В целом, второй этап развития политической системы полуострова можно характеризовать тенденцией к возникновению новых партий, которые приходят на смену старым. Таблица показывает итоги выборов в Гибралтаре, проводившихся в период 1988 - 2011 гг..

Можно сделать вывод, что новые партии постепенно вытеснили из политической жизни таких ветеранов, как АРГП (AACR, набравшая на выборах 1988 года всего 29,3 % голосов) и ИДП (IDP, набравшей на тех же выборах 12,4% голосов). Победу в 1988 г. одержала СЛПГ с 58,3 % голосов. В 1992 г. в выборах впервые принимает участие ГСД, набирая 20,2 %, а в 1996 г. эта партия одержала победу, набрав 52,2 % голосов против 42,9 % у СЛПГ. В целом можно сказать, что с 1996 г. вплоть до сегодняшнего дня продолжается борьба двух основных партий - СЛПГ и ГСД.

Рассмотрим эти политические партии подробнее:

Социалистическая лейбористская партия Гибралтара (СЛПГ (GSLP); образована в 1978 г., в ее состав вошли бывшие члены Демократического движения, а также члены различных профсоюзов. Является левой, придерживается идеи демократического социализма. Лидер - Джозеф Джон Боссано.

Основные цели: увеличение средств, направленных на покрытие социальных нужд, а также увеличение пенсий. В отношении статуса Гибралтара придерживаются позиции права жителей Скалы на самоопределение, а также выступает против идеи совместного испано-британского управления территорией. Занимает жесткую позицию в отношении Испании.

Гибралтарские социал-демократы (ГСД (GSD); образована в 1989 г., члены партии являются консерваторами. Лидер - Питер Каруана.

Основные цели: привлечение иностранного капитала, экономия финансов и сокращение налоговых ставок. В отношении статуса Гибралтара придерживаются негативной оценки о идее совместного протектората Великобритании и Испании над Гибралтаром, однако отношение к Испании более благоприятное, нежели у СЛПГ. Также партия считает необходимым оставить полуостров с тем статусом, который он имеет на данный момент.

Национальная партию Гибралтара (ныне Либеральная партия Гибралтара, ЛП (LIB); образована в 1991 г., представлена, соответственно, либералами. С выборов 2000 г. выступают в коалиции с СЛПГ. Лидер - Джозеф Гарсиа.

Основная цель: превратить Гибралтар в город-государство и получить статус доминиона.

Перейдем непосредственно к анализу влияния правящих партий Гибралтара на территориальный спор между Великобританией и Испанией.

В период 1945 - 1984 гг. АРГП одерживала победы на всех выборах, за исключением 1972 г., таким образом, вплоть до выборов 1988 г., именно эта партия оставалась у власти. Лидер партии, Джошуа Хассан, был мэром города в промежутки 1945 - 1950 гг. и 1953 - 1969 гг., а также Главным министром в 1964 - 1969 гг. и 1972-1978 гг. Он также проводил политику сближения с Испанией, стараясь ослабить влияние Великобритании на Гибралтар. Благодаря действиям АРГП, в 1985 г. была открыта граница между полуостровом и Испанией. В 1987 г. с Великобританией был подписан договор, регулировавший совместное управление местным аэропортом.

В 1988 г. против действий АРГП выступила СЛПГ. Лейбористы выдвинули программу, согласно которой они выступали в роли оппозиции по вопросу проведения переговоров с Британией и, особенно, Испанией. Они также требовали пересмотра Брюссельской декларации и договора по вопросу аэропорта Гибралтара. Такая программа партии получила поддержку среди населения и в 1988 г. СЛПГ одерживает победу на выборах, получив 58,3 % голосов.

Очередное изменение в проводимой политике Гибралтара произошло в 1996 г., когда на очередных выборах одержала победу ГСД, набравшая 52,2 % голосов. Эти выборы отличись и большим количеством избирателей, принявших участие в голосовании - на избирательные участки пришло 88% населения, что стало рекордом Гибралтара за всю его историю.

Данный факт может свидетельствовать о том, что политика отдалении от Великобритании и Испании, проводившаяся СЛПГ, стала терять поддержку среди населения полуострова. На это указывает и то, что гибралтарцы неодобрительно встретили новый лозунг лейбористов, с которым они приняли участие в этих выборах: «Никакой надежды для Испании». К тому же правящая партия, делавшая упор на внешнюю политику и добивавшаяся статуса автономности, не успела следить за делами внутренними. Незадолго до выборов, 7 тысяч человек вышли с протестами против незаконной торговли, которая велась в Гибралтаре - данный факт также отображает несостоятельность правившей тогда СЛПГ.

Питер Каруана, ставший новым Главным министром Гибралтара, учел ошибки своих предшественников. Прежде всего, им была создана крепкая команда, состоявшая из известных и уважаемых людей различных деловых кругов. Этими людьми были, к примеру, адвокат Питер Монтегриффо, представитель самого крупного профсоюза Хайме Нетто, экономист и председатель торговой палаты Гибралтара Джо Холидей и доктор Бернард Линарес, директор одного из колледжей. Именно благодаря этой сильной и сплоченной команде, демократы смогли найти поддержку на выборах 1996 г. После победы, одними из первых были предприняты меры против контрабандистов, проводивших нелегальные сделки на полуострове. Также ГСД способствовала сохранению гибралтарского оффшорного статуса, что в дальнейшем помогло привлечь на полуостров колоссальный капитал.

Курс во внешней политике также был изменен - от борьбы за автономию власть перешла к сближению с Великобританией. В целом Каруана известен своей пробританской позицией по вопросу статуса Скалы, в отношении же Испании он более прохладен. Однако Главный министр внес неоценимый вклад в развитие многостороннего диалога между Гибралтаром, Лондоном и Мадридом. Благодаря усилиям правящая партии, в 2004 г. был проведен первый Трехсторонний форум - встреча, проводящаяся между Великобританией, Испанией и Гибралтаром. Основными темами переговоров являются следующие вопросы:

охрана окружающей среды;

безопасность морского судоходства;

взаимодействие полиции и таможни;

налоги.

Что касается актуальной ситуации, то после выборов 2011 г. к власти вернулась коалиция СЛПГ и ЛП. Фабиан Пикардо, выдвинутый в качестве кандидата от этих партий, смог набрать 48,9 % голосов. Также в этих выборах приняли участие Питер Каруана, кандидат от ГСД (набрал 46,8 %) и Кит Азопарди, кандидат от молодой Прогрессивной демократической партии, PDP (набрал 4,4 %). Явка на участки составила 82,5 %.

Такие итоги указывают на то, что предпочтения жителей Гибралтара в отношении внутренней и внешней политики вновь смесились. Политика ГСД исчерпала себя, в то время как СЛПГ предлагала альтернативу, воплотившую в себе лучшие черты предыдущей политики, а также свои собственные идеи. Прежде всего это касается внутренней политики, как аспекта, вызывающего наибольший интерес у нынешнего населения Гибралтара. Ф. Пикардо обещал поднять уровень жизни на полуострове, вместе с тем продолжив программу предшественников по развитию порта Гибралтара, строительству новых жилых строений, а также увеличению площади Гибралтара за счет отвоевания суши у акватории.

Касательно вопроса суверенитета Гибралтара, СЛПГ придерживается идеи о независимости полуострова. Стоит отметить, что не смотря на такую позицию, Трехсторонний форум продолжил свое существование и на нем по прежнему решаются актуальные вопросы, касающиеся различных сфер жизни гибралтарцев.

Однако работа форума может осложниться из-за смены власти в Испании. Как было упомянуто во введении, лидер Народной партии, Мариано Рахой, вновь поднял вопрос о суверенитете Гибралтара, пытаясь склонить чашу весов в свою сторону. На данный момент испанское и британское правительства ведут переговоры на эту тему, однако существенных шагов для решения проблемы так и не было предпринято. В свете данных обстоятельств работа Трехстороннего форума может осложниться или полностью прекратить свое функционирование, что идет вразрез с желанием самих гибралтарцев.

В заключении хотелось бы отметить, что за век борьбы жителей полуострова за расширение своих политических прав, они смогли достичь в этом существенных успехов и построить демократическую политическую систему, которой присущи наличие разветвленного внутриполитического аппарата, а также наличие нескольких политических партий. Успешно совершая шаги во внутренней политике, правительство Гибралтара смогло достичь стабильной социальной и экономической ситуации.

Что касается взаимоотношений с Великобританией и Испанией, а также влияния правящей партии на проблему суверенитета Скалы, то здесь прослеживается прямая связь между этими двумя явлениями. Со сменой власти менялись ориентиры не только во внутренней, но и во внешней политике, поэтому мы можем видеть как поочередное сближение с Лондоном и/или Мадридом, так и ослабление влияния обоих европейских государств на власти Гибралтара. Общей тенденцией остается одно - каждое правительство осуществляло шаги в соответствии с нуждами времени и, прежде всего, нуждами населения, поэтому Гибралтар показывает стабильный экономический рост и продолжает свое развитие. Именно экономике полуострова я бы и хотел посвятить следующий параграф своей работы.

2.2 Анализ экономики Гибралтара. Влияние экономических факторов на проблему статуса Гибралтара

Целью этого параграфа является анализ основных экономических показателей Гибралтара и сравнение их с аналогичными данными из ряда других стран, прежде всего Великобритании и Испании. Итоги данных действий помогут выявить ряд причин, по которым жители полуострова не желают присоединения ни к одной из вышеперечисленных стран.

Первым рассмотрим показатель ВВП. Данная таблица демонстрирует нам показатели общего объема ВВП и ВВП на душу населения (соответственно GDP Factor Cost и GDP Factor Cost per Capita) в период 2000 - 2012 гг. В 2000 г. показатель общего объема ВВП Гибралтара составил 433,6 млн. фунтов стерлингов, в 2004 г. уже 599,1 млн. В годы мирового экономического кризиса этот показатель составлял 896,4 млн. фунтов стерлингов (в 2008/09 финансовом году) и 998,3 млн. (в 2009/10 г.).

Что же касается показателя ВВП на душу населения, то статистика показывает следующие цифры: в 2000 г. этот показатель составлял 15 863 фунтов стерлингов на человека, в 2004 г. - 20 831. Также, как в годы кризиса рос общий объем ВВП, этот показатель на душу населения также увеличивался: в 2008/09 финансовый год он составил 30 571 фунтов стерлингов, в 2009/10 г. - 33 919.

Как мы видим, все это время показатели неуклонно растут вверх; за первые десять лет они увеличились более чем вдвое. По последним данным, общий объем ВВП в 2011 г. превысил отметку в один миллиард и составил
1 050 млн. фунтов стерлингов, ВВП на душу населения в аналогичный период составил 35 589 фунтов стерлингов.

Следующим шагом видится необходимым сравнение показателей ВВП Гибралтара с аналогичными данными из других стран. Для этой цели были выбраны Великобритании и Испании, как страны-участницы спора о принадлежности Гибралтара, а также Германии и Франция, как наиболее сильные экономические державы в Европе. Собрав показатели по этим странам и составив таблицу, мы получаем следующие итоги:

Таблица 1 - Валовой внутренний продукт (ВВП) европейских стран, в млрд.долл.

Год

Великобритания

Испания

Германия

Франция

2000

1476

580

1886

1326

2005

2296

1131

2766

2137

2649

1593

3624

2823

2009

2184

1456

3299

2620

2010

2266

1389

3306

2566

2011

2429

1478

3604

2776


Таблица 2 - ВВП европейских стран на душу населения, долл.

Год

Великобритания

Испания

Германия

Франция

2000

25 070

14 396

22 903

21 822

2005

38 138

26 063

33 511

34 009

2008

43 235

35 286

43 941

44 249

2009

35 425

31 903

40 034

40 703

2010

36 527

30 145

40 169

39 641

2011

38 916

31 816

43 864

42 649


Если же мы переведем ВВП Гибралтара из фунтов стерлингов в доллары США, используя данные из Приложения А.2, а затем совместим их с данными из Таблицы 2, то мы получим следующие результаты:

В 2000 г. ВВП на душу населения в Гибралтаре составлял чуть более 25 000 долларов. Такой же показатель в аналогичный период был у Великобритании. Германия и Франция отставали с разницей в 3 тыс. и 4 тыс. соответственно. Испания занимала заметно более слабую позицию, показав итог в 14 396 тыс. долларов. Таким образом Гибралтар еще в начале прошлого десятилетия показывал значительные успехи в экономике, что позволило ему не отставать по показателю ВВП от наиболее сильных экономических держав Европы.

На начало кризиса в 2008 г. ВВП на душу населения в Гибралтаре составлял чуть менее 49 000 долларов. Великобритания, Германия и Франция были приблизительно на одинаковом уровне - аналогичный показатель в этих странах был в пределах 43 000 - 44 000 долларов. Испания же по прежнему отставала от вышеперечисленных стран с показателем ВВП на душу населения, равному 35 тыс. долларов. Так мы видим, что на начало мирового экономического кризиса Гибралтар немного опережал наиболее развитые европейские страны по изучаемому показателю.

На 2011 г. ВВП на душу населения в Гибралтаре составлял почти 57 000 долларов. В тоже время этот показатель в Великобритании равнялся 38 916 долларов, в Германии - 43 864, во Франции - 42 649. Испания также осталась на последней позиции с показателем в 31 816 долларов. Как видно из цифр, Германия и Франция почти преодолели последствия кризиса и смогли вернуться к состоянию 2008 г., Великобритания и Испания пока не могли добиться таких результатов, хотя показатель ВВП на душу населения также увеличился в сравнении с данными 2010 г. Показатель же Гибралтара вызывает удивление, ведь мировой кризис практически не повлиял не темпы экономического роста полуострова, что позволило ему стабильно добиваться увеличения своих показателей.

В целом из таблиц видно, что все вышеперечисленные страны, в том числе мощные в экономическом плане европейские государства, показывали стабильный рост ВВП до 2008 г., на который пришлось начало мирового экономического кризиса. В 2009 г. заметен регресс в показателях, большинство стран смогло выйти из сложившейся ситуации только к 2011 г. На их фоне стабильный и быстрый рост Гибралтара кажется еще более поразительным. Секрет такой стабильности лежит в специализации экономики полуострова - подавляющую часть прибыли приносит четыре вида бизнеса:

финансовые услуги (в основном, банки и страховые компании);

интернет-казино;

шиппинг и обслуживание судов;

туризм.

Именно благодаря развитому сектору услуг Гибралтар, еще в докризисный период, по ВВП на душу населения не уступал лидирующим экономическим державам Европы. Такой путь развития экономики не случаен - на полуострове созданы благоприятны налоговые условия, в частности здесь не взимается НДС, а ставка корпоративного налога составляет всего 10 %. Легкий процесс регистрации фирм, отсутствие соглашений об обмене информацией с другими странами, а также строгие соблюдения правил конфиденциальности превратил Гибралтар в одну из самых развитых оффшорных зон мира. Схожие благоприятные условия существуют и для азартных онлайн-игр - налог на такой вид дохода составляет всего 1 %.

Что же касается туризма и шиппинга, то развитию этих видов бизнеса способствует географическое положение полуострова. Гибралтарский пролив, соединяющий Атлантический океан и Средиземное море, является важнейшим транспортным маршрутом. Еще большую значимость пролив приобретает благодаря Суэцкому каналу, открытому в 1869 г. - кратчайший маршрут из Атлантического в Индийский океан лежит через Гибралтар. Ежедневно через порт полуострова проходит около 300 морских судов, что в годовом объем дает 100 тыс. судов.

Полуостров также является одним из самых популярных туристических мест в Европе. Согласно официально статистике, в 1991 г. Гибралтар посетило 4 070 225 человек, в 2001 г. - 7 286 648 человек. А в 2011 г. Гибралтар посетило почти 12 млн. людей; за вычетом испанских работников, пересекающих границу ради работы на Гибралтаре, число визитеров полуострова составило более 9,5 млн. человек. Таким образом видно, что каждые десять лет число посетителей полуострова удваивается.

Возвращаясь же к теме туристического сектора в Гибралтаре, то он начал свое активное развитие в начале прошлого десятилетия - именно в начале XXI в. государство начало реализовывать программу по развитию туристического сектора. Сейчас туризм уже стал одним из приоритетных секторов в экономике полуострова - по последним данным, он приносит Гибралтару более 280 млн. фунтов стерлингов в год.

Помимо уверенного роста экономика, колеблющегося в пределах 5 - 6,5 % в год, Гибралтар показывает отличные итоги и в других экономических показателях: уровень инфляции в до- и посткризисный периоды не превышает 3 %, что является отличным результатом на фоне нормы в 3 - 3,5 % инфляции в ЕЭС. Уровень безработицы также остается одним из самых низких не только в Европе, но и в мире: с 2001 г. этот показатель ни разу не превышал 4 %, в 2011 г. уровень безработицы составил 1,8 %, в 2012 - 3 %. На данный момент, Гибралтар занимает 174 место в мировом рейтинге безработицы, в перечень которого входит 200 государств.

Если рассматривать отраслевую занятость населения, то результаты показывают следующее:

в государственном секторе занято 4 574 человека; в частном секторе - 16 960. Обслуживанием объектов Министерства обороны Великобритании занимаются 713 человек;

Низкий уровень безработицы, при разнице между текущим населением полуострова (~30 тыс. человек) и доступными рабочими местами, объясняется тем, что почти треть населения находит работу в соседней Андалузии. Этот факт играет очень важную роль как в экономике, так в политике Гибралтара, так как он усиливает связь между Испанией и Скалой.

Что же касается занятости населения по секторам, то в последние десятилетия прослеживается тенденция уменьшения роли Министерства обороны Великобритании в трудоустройстве местных граждан, а также увеличение частного сектора. Этот факт также имеет важное значение, так как в прошлом столетии именно обслуживание военных объектов Британии приносило Гибралтару более половины всей прибыли в экономике.

Значимость Великобритании и Испании для Гибралтара просматривается и при изучении показателей импорта. Полуостров, лишенный природных ресурсов и места для ведения сельского хозяйства, вынужден ввозить необходимые товары из-за границы, прежде всего это топливо, готовые изделия и продукты питания.

Как видно из графика, в 2011 г. объем импорта из Великобритании превысил 140 млн. фунтов стерлингов, с Испанией - 121 млн. фунтов стерлингов. В целом стоит отметить, что данные государства остаются не только главными импортерами из Европы, но также и главными мировыми для Гибралтара.

Общий объем импорта из других стран ЕС составляет 38 млн. фунтов стерлингов. В число этих стран входят: Германия (импортирует на сумму 4,4 млн. фунтов стерлингов), Нидерланды (15 млн.), Дания (1,6 млн.), Франция (7,2 млн.), а также ряд стран, импортирующих на сумму менее 1 млн. фунтов стерлингов.

В заключение хотелось бы сказать, что по итогам проведенного анализа мы видим, что Гибралтар обладает достаточным экономическим потенциалом для существования в роли суверенного государства. Показатели экономического роста сложные финансовые связи с Великобританией и Испанией, сложившиеся за столетия истории, оказывают огромное влияние на экономику страны, сильно зависящей от импорта товаров из данных государств.

Подводя итог второй главы исследовательской работы, мы видим, что внутриполитические и экономические аспекты жизни Гибралтара оказывают сильное влияние на проблему статуса полуострова. Говоря о внутренней политике полуострова, стоит отметить, что программа правящей политической партии непосредственно влияет на построение отношений с Великобританией и Испанией и находит свое отражение в переговорном процессе по вопросу статуса Гибралтара. Это вызывает осложнения в построении конструктивного диалога между тремя участниками форума «Диалога по Гибралтару». Успехи полуострова в построении собственной экономики и существование гибралтарской оффшорной зоны вызывают ряд осложнений в отношениях с иностранными государствами. Как внутренняя, так и внешняя политика Гибралтара сейчас во много направлена на достижение успехов в области экономики, а дальнейшая судьба оффшоров на полуострове может сказаться на процессе обсуждения проблемы статуса Гибралтара.

Заключение

За 300 лет конфликта Испании и Великобритании за обладание Гибралтаром, этими странами был пройден долгий путь от решения проблемы военным способом до способа дипломатического. Однако на сегодняшний день, оба государства, обладающие историческими правами на данный полуостров и имеющие собственные интересы во владении им, так и не смогли найти компромиссного решения.

Вторая половина XX в. ознаменовалась появлением третей силы в этом споре - самого Гибралтара. Активно борясь за расширение своих прав и свобод, граждане полуострова смогли построить современный внутриполитический аппарат, включающий многопартийную систему, а также собственное правительство, обладающее широким спектром полномочий. Благодаря Конституции 1969 г. и Белой книге 1999 г., гибралтарцы получили практически абсолютную независимость, что позволило полуострову стать полноправным участником переговоров Великобритании и Испании по вопросу Гибралтара, а также серьезно влиять на ход решений, касающихся судьбы их родины. На современном этапе это проявляется, прежде всего, в участии гибралтарской делегации в форуме «Диалог по Гибралтару», ставшему первой серьезной площадкой для сотрудничества всех трех сторон конфликта. Однако, несмотря на то, что многие эксперты считают этот форум инструментом, способным в будущем разрешить спор Великобритании и Испании о статусе Гибралтара, также высказываются и противоположные мнения, согласно которым форум может сдерживать и управлять проблемой, но не разрешить ее.

Другим важным фактором изучаемой темы стала экономика полуострова. Успехи Гибралтара прослеживаются не только в построении политической, но и финансовой системы. Благодаря особым условиям оффшорной зоны, а также отраслевой структуре экономики, полностью базирующейся на секторе услуг, жители этой территории всего за десятилетие смогли обогнать соседнюю Испанию по уровню доходов населения. Однако, несмотря на высокий уровень жизни на полуострове, экономика Гибралтара остается тесно связанной с Великобританией и Испанией. Не обходится и без проблем - мировое сообщество не одобряет существование гибралтарской оффшорной зоны и требует ее ликвидации. Одной из таких стран является Испания, которая терпит колоссальные убытки из-за утечки денежных средств на полуостров. Такая позиция страны мешает налаживанию добрососедских отношений с Гибралтаром, так как гибралтарцы боятся потерять свой основной источник дохода. После событий на Кипре в 2013 г, судьба оффшорной зоны на Гибралтаре находится под вопросом, а решение по ее сохранению или ликвидации может сыграть существенную роль в будущем полуострова.

Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что у изучаемой проблемы так и не видно финала, сложные взаимоотношения между тремя сторонами конфликта лишь усугубляют ситуацию. В последние десятилетия также было замечено влияние изучаемого конфликта на построение общего европейского пространства - Испания использует «гибралтарский фактор» для блокировки ряда законотворческих проектов. Этот факт негативно влияет как на общеевропейскую обстановку, так и на взаимоотношения внутри конфликтного «треугольника» стран.

Что касается прогнозов на будущее, то на современном этапе наиболее вероятным представляется не вариант присоединения полуострова к территории Испании или Великобритании, а получение Гибралтаром полного суверенитета. Другим возможными вариантами остаются трехсторонние переговоры, в ходе которых возможно установление двойственного суверенитета над Гибралтаром. При выходе из сложившейся системы Великобритании, Испании получит единоличный контроль над полуостровом, который, при этом, будет обладать широкой автономией, вплоть до уровня, схожего с гонконгским.

Список использованной литературы

Источники:

а) на английском языке:

1. Abstract of Statistics 2009 // Statistics Office of the Government of Gibraltar //: https://www.gibraltar.gov.gi/statistics/downloads

. Abstract of Statistics 2011 // Statistics Office of the Government of Gibraltar //: https://www.gibraltar.gov.gi/statistics/downloads

. Article X of the Treaty of Utrecht, 13 July 1713 //: #"661834.files/image001.jpg">

Рисунок А.1 - Итоги выборов на Гибралтаре в период 1988-2011 г.

Рисунок А.2 - Показатели ВВП и ВНП Гибралтара (в общем объеме и на душу населения), в млн. фунтов стерлингов

Рисунок А.3 - Количество рабочих в Гибралтаре по половому признаку, национальности, секторам и профессиональным группам; 2010-2011 г.

Рисунок А.4 - Импорт из стран ЕС (за исключением нефтепродуктов), 2005-2011 г.

Похожие работы на - Проблема Гибралтара в отношениях между Испанией и Великобританией (1945 г. - начало XXI века)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!