Музеи Крыма

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Музеи Крыма

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И.ВЕРНАДСКОГО

Географический факультет

Кафедра туризма








Реферат

на тему: Музеи Крыма

выполнила: Вязовская Ольга

проверил: Воронина А.Б.






Симферополь 2010

Содержание

Введение

1. Музеи Крыма

. Перспективы развития музейного дела на примере Дома-музея М. Волошина

Заключение

Литература

Введение

В Украине действует более 4 тысяч музеев разного статуса и специализации. По количеству и качеству музейных коллекций наша страна потенциально является одним из мощнейших музейных государств Европы и может стать центром мирового культурного туризма.

Основное внимание в работе музейных учреждений Автономной Республики Крым уделяется выполнению Закона Украины «О музеях и музейном деле». В Автономии сохранена действующая сеть государственных музеев и заповедников - 19, с филиалами -25 музеев.

Наряду с ними действует 137 общественных музеев, в 51 музее находятся музейные предметы и коллекции Государственной части Музейного фонда Украины.

В связи с применением новых технологий, ставится проблема выбора систем информационной поддержки и классификации, удовлетворяющих как потребностям традиционной деятельности музея по учету и сохранности фондов, так и перспективе развития новых форм музейного сервиса, обусловленных выходом в мировое информационное пространство.

1. Музеи Крыма

Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

Алупкинский (Воронцовский) дворец - выдающийся памятник эпохи романтизма 1830-1840-х годов XIX века. Дворец принадлежал бывшему генерал-губернатору Новороссийского края графу Михаилу Воронцову (1782-1856). Проект дворца был разработан одним из лучших английских архитекторов Эдвардом Блором (1789-1879), придворным архитектором короля Вильгельма IV.

Воронцовский дворец, насчитывающий 150 помещений, располагает богатейшей музейной коллекцией.

Вокруг дворца раскинулся огромный парк (он делится на Верхний и Нижний) - один из лучших на Южном берегу Крыма памятников садово-паркового искусства, насчитывающий около 200 видов растений. Разбивкой парка руководил немецкий садовник Карл Кебах.

В состав Алупкинского заповедника входит Массандровский дворец Императора Александра III.

Алуштинский историко-краеведческий музей (филиал Крымского республиканского краеведческого музея)

В 1966 г. в здании Алуштинского горкома партии открылся общественный историко-революционный музей, на основе коллекций которого в 1971 г. была создана экспозиция Алуштинского краеведческого музея, отдела Крымского краеведческого музея. После полной реэкспозиции в 1987 г. открыт отдел "Алушта социалистическая" теперь уже Алуштинского историко-краеведческого музея. В его собрании - археологические коллекции (в том числе из раскопок средневекового поселения Партенит), нумизматический и этнографический материал, личные вещи участников гражданской и Великой Отечественной войн, ветеранов партии, Героев труда, деятелей науки и культуры, редкие и уникальные документы и фотографии по истории города, свидетельства развития промышленности и сельского хозяйства, курортного строительства в Алуштинской зоне. Всего в музее более 4 тыс. экспонатов.

Музей природы и дендрозоопарк Крымского государственного природного заповедника

Крымский государственный природный заповедник существует с 1923 года. До революции - угодья для царской охоты. Это самое крупное заповедное хозяйство в Украине. Заповедник Лебяжьи острова, что в Каркинитском заливе, - его филиал.

В музее заповедника собрано около 1600 экспонатов, рассказывающих о растительном и животном мире заповедника, его истории, природе горного Крыма. Восемь диорам представляют основные природные комплексы заповедника.

Рядом с музеем находится дендрозоопарк с вольерами, в которых живут олени, муфлоны, косули, орлы и другие типичные представители обитателей горного Крыма.

Литературно-мемориальный музей С.Н. Сергеева-Ценского

Музей находится в доме, где с 1906 по 1941 и с 1946 по 1958 годы жил и работал известный писатель, академик Сергей Николаевич Сергеев-Ценский (1875-1958). В двух отделах музея - мемориальном и литературном - собраны почти все материалы, связанные с его жизнью и творчеством. Сохранена библиотека писателя, в которой немало редких книг.

Писатель похоронен в своей усадьбе, рядом с домом. Над могилой установлен памятник.

Дом-музей академика архитектуры А.Н. Бекетова

Здания выдающегося украинского архитектора украшают многие города страны. Среди архитектурных памятников Крыма, созданных А.Н. Бекетовым, в Симферополе - здание Крымского русского академического театра им. М. Горького, в Алуште - вилла "Марина" (ныне корпус № 3 санатория "Морской уголок-1"), здание бывшего управления Главспирта (клуб-столовая санатория "Алушта"), построенные по его проекту в 1936-1939 годах.

Памятником архитектуры является и здание Дома-музея - старинный особняк, бывшая дача семьи Бекетовых.

В экспозиции музея мемориальные вещи, живописные работы, написанные А.Н. Бекетовым во время пребывания в Крыму.

Музей писателя И.С. Шмелева

Это единственный на территории СНГ музей известного русского писателя. Расположен он рядом с Домом-музеем академика А.Н. Бекетова.

Иван Сергеевич Шмелев (1873-1950) в Алуште прожил четыре трагических года - с 1918 по 1922 годы. Дом, где жил Иван Шмелев, - глинобитный, в две небольшие комнаты с верандой, находится рядом с бывшей усадьбой С.Н. Сергеева-Ценского. На нем установлена мемориальная доска.

Музей катастроф на водах

В Крыму открылся музей, посвященный всемирно известным катастрофам на водах. Уникальный туристический объект появился на базе храма-маяка в поселке Малореченское (Большая Алушта). Экспозиция музея находится в полутемном помещении, стилизованном под затонувший корабль. Стены и потолок украшают «обломки кораблекрушения». Туристам демонстрируют 9 научно-популярных фильмов о самых зловещих катастрофах на водах - от крушения легендарного «Титаника» до гибели атомной подводной лодки «Курск».

Бахчисарайский историко-культурный заповедник

Создан в 1990 г. на базе Бахчисарайского историко-архитектурного музея. Учреждение создано с целью охраны историко-культурного наследия горных и предгорных местностей Юго-Западного Крыма в пределах Бахчисарайского района и охватывает территорию несколько более 3000 га. Назначение заповедника - использование движимых и недвижимых памятников этого историко-географического региона в сфере изучения материального и духовного наследия народов Крыма.

В состав Заповедника входят следующие музеи:

Музей истории и культуры крымских татар;

Музей археологии и "пещерных городов";

Художественный музей.

Несомненный интерес посетителей вызывает как дворцовый ансамбль, являющийся памятником архитектуры средневековья, так и уникальные экспонаты, выставленные в интерьерах дворцовых помещений.

Наиболее древним и значительным памятником Ханского дворца является Портал Демир-Капу (Портал Железной двери; крым.-тат.), построенный итальянским зодчим Альвизе Нови. Пышный каменный резной портал с полукруглым фронтоном, типичный для итальянского Ренессанса, обрамляет дубовую дверь, обитую полосами кованого железа. Помимо своих художественных достоинств, портал ценен тем, что украшающая его золоченая арабская надпись содержит дату постройки - 1503 г.

На первом этаже дворца, где расположен Исторический отдел Музея истории и культуры крымских татар, неизменный интерес туристов привлекают такие объекты, как Зал Дивана, Летняя беседка с фонтаном в стиле восточного барокко, и, конечно же, знаменитый Фонтан слез, воспетый Пушкиным и Мицкевичем.

Второй этаж дворцового ансамбля отведен этнографическим выставкам. Здесь модно увидеть образцы старинного крымскотатарского национального костюма, замечательные вышивки крымских мастериц (удостоенные бронзовой медали на Парижской выставке 1925 г.), ювелирные изделия, предметы ткачества и ковры, изделия кузнецов, интерьер комнаты невесты, а также экспонаты, отражающие культуру малочисленного крымского народа - караимов.

На территории Дворца действует также Художественный музей, где взору туристов предстают работы мастеров 19-20 вв., отображающих в основном крымскую тематику.

Музей археологии и «пещерных городов»

Музей является региональным центром археологических исследований памятников Юго-Западного Крыма, проводя археологические экспедиции и занимая ведущее место в комплектовании фондов Бахчисарайского Государственного историко-культурного заповедника (основная часть которых приходится на археологические материалы).

С 1940 по 1955 - археологическая станция при Бахчисарайском дворце-музее. С 1955 пол 1979 - статус археологического отдела Бахчисарайского историко-археологического (архитектурного) музея. Статус филиала БГИКЗ - с 1996 г.

Музей включает отдел археологии и отдел "пещерных городов".

Главные направления деятельности - археологические раскопки на "пещерных городах" и археологических памятниках района, обработка и введение в научный оборот археологического материала. Содействие охранным мероприятиям на археологических памятниках. Планируется возобновление экспозиционной деятельности, вынужденно прерванной в 1997 г.

Музей истории и культуры крымских татар

Основным структурным подразделением Заповедника является Музей истории и культуры крымских татар, который базируется на территории бывшего дворца крымских ханов. После аннексии Крыма Россией последний крымский хан покинул Бахчисарай, а дворец с тех пор сохранялся как памятник восточной архитектуры, служа одновременно хранилищем предметов крымскотатарского искусства и этнографии, предметов старины и истории. В будущем эта коллекция явилась базой созданного 4 октября 1917 г. Национального музея крымских татар.

Художественный музей Бахчисарайского государственного историко-культурного заповедника

Открытие музея состоялось 8 июля 1996 года. Этому предшествовала пятилетняя работа по реставрации и приспособлению здания, сбору и подготовке экспонатов и созданию экспозиции

Наибольшую ценность представляют произведения знаменитых русских и иностранных мастеров XVIII-XIX столетий: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, С.С. Щукина, Гюне, В.Ф. Тимма и ряда других.

В настоящее время собрание Художественного музея составляет свыше 1500 экспонатов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Лучшие из них представлены в экспозиции, развёрнутой в одном из старинных зданий, в бывшем доме смотрителя Ханского дворца, гармонично связанного с архитектурой дворцового комплекса.

Крымская астрофизическая обсерватория

Крымская астрофизическая обсерватория - самое большое астрономическое учреждение в Украине.

КрАО организована в 1945 на базе Симеизского отделения Пулковской обсерватории, основанного в 1908г. Обсерватория располагает современным научным оборудованием, которое позволяет проводить всесторонние астрофизические исследования в широком спектральном интервале электромагнитного излучения - от жёстких гамма-квантов до метровых радиоволн, самых разных объектов Вселенной (от искусственных спутников Земли и малых тел Солнечной системы до внегалактических образований).

На территории крымской астрофизической обсерватории проводятся экскурсии с посещением телескопов, возможностью посмотреть на звездное небо, увидеть планеты, туманности и галактики. На территории научного городка около двух десятков телескопов. Они скрыты в густой листве редких пород деревьев, привезенных более пятидесяти лет назад из Никитского ботанического сада.

Гурзуфский филиал дома-музея А.П. Чехова - это отдел дома-музея А.П. Чехова в Ялте. В 1900 г. Чехов купил дом в Гурзуфе для отдыха и уединения, так как Ялта писателю казалась очень шумной. Прожил Чехов здесь недолго: близость моря, влажный воздух от прибоя сказались на здоровье писателя. В августе 1900 г. Чехов начал работать над пьесой "Три сестры". Позже писатель подарил дачу своей жене О.Л. Книппер, которая приезжала сюда до 1953г.

Музей А.С. Пушкина в Гурзуфе

Музей А.С. Пушкина - отдел Ялтинского историко-литературного музея - находится в "Доме Ришелье". "Дом Ришелье" построен в 1811 г. тогдашним генерал-губернатором, не раз переделывался и сейчас выглядит совсем иначе, чем прежде. В этом доме в 1820 г. А.С. Пушкин прожил три "счастливейших недели" в семье генерала Н.Н. Раевского.

Именем поэта названы скала над морем и грот в ней. Этот дом Ришелье с незначительными переделками сохранился и до наших дней. Он находится на территории парка-санатория "Пушкино" примерно в 100 м от моря.

Евпаторийский историко-краеведческий музей

1 февраля 1921 г., согласно приказу командования 46-й стрелковой дивизии, в Евпатории под Музей старины было выделено здание по ул. Советская (ныне ул. Свердлова, 11) - бывший особняк, построенный в 1914 г. За 2,5 месяца было собрано около двух тысяч предметов керамики и фарфора, ковры, монеты. Музей старины открылся 30 июля 1921 г.

В 1925 г. в музее действовало 5 отделов: археологический, атеистический, курортный, производственный и этнографический.

Большая часть коллекции музея была разграблена в годы Великой Отечественной войны. В 1944 г. началось его восстановление.

В 1950 г. оформился краеведческий профиль музея с тремя отделами: дореволюционного прошлого, истории советского общества и природы. В 1968 г. музею были переданы здания караимских кенас (бывшие молитвенные храмы караимов) - памятник архитектуры XVIII в. В настоящее время здесь ведется реставрация. Сейчас в музее хранится 56,8 тыс. экспонатов. Среди них наиболее значительной является археологическая коллекция - более 37 тыс. предметов.

Караимские Кенасы

Евпатория - единственный город на Украине, на территории которого расположены действующие караимские кенасы. Это не только действующий храм, но и уникальный экскурсионный объект.

Крымские караимы (караи) - один из самых уникальных народов на планете (и самый малочисленный). Строить кенасы начали в 1803 году, на месте первого караимского храма в Евпатории. Строительство возглавляла влиятельная караимская семья Бабовичей. В 1804-1807 годах была сооружена соборная, а в 1807-1818 годах малая кенаса, которые представляют собой караимский храмовый комплекс.

Евпаторийский музей почты

Лошадь, карета, велосипед, поезд, самолет. В фотографиях вся эволюция почтовой связи. Экспозицию так и назвали - "От гонца до интернета". Самые ценные экспонаты: почтовая открытка 1914 года и газета "Искра" 16-го. От почтового прошлого к настоящему.

Евпаторийский музей аптеки

Музей открыт в 2004г. Первый и единственный музей аптеки в Крыму находится в старинном здании по улице Караева.

Это здание было построено в 1897 году фармацевтом Роффе на месте самой старой аптеки Крыма, основанной в 1823 году, и сохранилось до сих пор в неизменном виде.

В экспозиции Музея аптеки демонстрируется посуда, ручное оборудование и механизмы, применявшиеся при изготовлении лекарственных форм, старинные рекламы и прейскуранты различных лекарств.

Этнографический центр "Текие дервиш"

"Текие дервиш" переводится как "приют дервишей".

Это бывший монастырь странствующих мусульманских монахов - дервишей ("бедный", "нищий" в переводе с персидского), являющихся членами суфийских братств.

Точных данных о времени постройки ансамбля Текие-дервиш, равно как и об авторе проекта нет достоверных сведений. Считается, что он был построен в XVI веке и представляет собой комплекс из монастыря и мечети.

Экспозиция: быт дервишей в старинных экспонатах. Что носили, из чего ели, на чем играли. Почти все экспонаты - из личной коллекции директора музея этнографии Алифе Яшлавской. Женские головные уборы - их называют марама - ручной работы, им около ста лет.

Керченский историко-археологический музей

Керченский музей древностей, один из старейших музеев на территории нашей страны, был открыт 2 (15) июня 1826 г. Основу музейного собрания составила коллекция Поля Дюбрюкса (1774 - 1835) - родоначальника керченской археологии. Музей производил обследование, описание и раскопки древних городищ и некрополей.

Открытие склепа кургана Куль-Оба в 1830 г. побудило правительство ориентировать музей на раскопки курганов с целью извлечения художественных изделий для Эрмитажа. С началом деятельности археолога А. Е. Люценко (1853 г.) эти работы приобретают научное значение. В 1835 г. по проекту одесского архитектора Джордано Торичелли на горе Митридат было построено здание музея, воспроизводившее облик афинского храма Тезея.

Во время Крымской войны (1853 - 1856) здание музея и экспозиция были разорены и разграблены неприятелем, наиболее ценные экспонаты вывезены в Лондон, где и ныне хранятся в Британском музее. С тех пор и до 1922 г. музей не имел своего помещения, что привело к утрате многих экспонатов.

Музей является обладателем уникального собрания лапидарных памятников мирового значения: надгробных стел, скульптур, памятников эпиграфики, архитектурных деталей, плит с тамговыми знаками, охватывающих период с IV в. до н. э. по XIV в. н. э. Заслуживают внимания археологические коллекции музея: терракоты, расписная керамика, амфоры, античное стекло, гипсовые прилепы, нумизматика. Уникальны собранные материалы по истории обороны Аджимушкайских каменоломен советскими воинскими гарнизонами в мае - октябре 1942 г. Всего в музее хранится более 130 тыс. экспонатов.

Музей истории Эльтигенского десанта

Музей открылся в канун 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне - 8 мая 1985 г. Расположен на "огненной земле", плацдарме десантников - первых шести квадратных километрах освобожденной крымской земли.

В комплекс музея входят: братская могила воинов, выполнивших свой долг до конца, мотобот, поднятый на пьедестал, площадка оружия, госпиталь и операционная, оплавленный бетон дота - место командного пункта 318-й Новороссийской стрелковой дивизии, полузаплывшие шрамы окопов и противотанкового рва, древний курган - высота Шумского. И над всем этим символом прорыва, движения вперед - взметнувшаяся бетонная громада памятника-паруса у Стены героев.

Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен

Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен был открыт в мае 1967 г. Расположен в подземных выработках, представляющих собой многокилометровую разветвленную сеть тоннелей, штолен, узких боковых коридоров, образовавшихся от разработок известняка - ракушечника, использовавшегося в качестве строительного материала.

Аджимушкайские каменоломни - уникальный историко-революционный памятник. В начале века здесь проходили собрания большевиков-подпольщиков, находилась их типография. В годы гражданской войны базировался партизанский отряд. Во время Великой Отечественной войны, в ноябре - декабре 1941 г., здесь был создан партизанский отряд им. В. И. Ленина, а в 1943 г. - партизанский отряд "Красный Сталинград". 170 суток, с мая по октябрь 1942 г., в условиях полного окружения мужественно оборонялись в катакомбах части советских войск Крымского фронта. Об этой легендарной обороне и рассказывает экспозиция музея.

Крымский республиканский краеведческий музей

История его восходит к Музею древностей Таврической ученой архивной комиссии (основан в 1887 году) и естественно-историческому музею Таврического земства (основан в 1899 году).

Музей древностей создавался по инициативе Таврической ученой архивной комиссии. Комиссию возглавил видный общественный деятель А.Х. Стевен, сын Х.Х. Стевена - основателя всемирно известного Никитского ботанического сада. Однако ее деятельность вскоре вышла за рамки предписанных задач. Уже на втором заседании А.Х. Стевен обратил внимание присутствующих на то, что "Крым более богат вещественными памятниками старины, чем письменными", поэтому устройство археологического музея представлялось вполне закономерным.

Украшения, предметы быта из Неаполя-Скифского, античная керамика, стекло; золотые, серебряные, бронзовые монеты различных эпох; ярлыки турецких султанов и крымских ханов; редкие рукописи, гравюры, карты, фотографии; этнографические материалы, каменные изваяния и стелы...

О значимости музея свидетельствует и тот любопытный факт, что в сентябре 1913 года его "осчастливили своим посещением Ея Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Петровна и Великие Князья Олег Константинович и Роман Петрович".

По статистике 1912 года количество посетителей превысило 35 тыс. человек. Фонды музея пополнялись в основном за счет сборов собственных экспедиций и дарений.

Годы Великой Отечественной войны нанесли музею значительный урон.

В 1945 году музей получил новое имя - Крымский краеведческий (с 1993 г. - республиканский).

Ныне Крымский республиканский краеведческий музей - это более 100 тысяч экспонатов, среди которых - значительная археологическая коллекция от палеолита до средневековья, собрание нумизматики, уникальной графики XVIII-XIX вв. с видами Крыма, личные архивы известных исследователей природы и истории полуострова П.И. Кеппена, А.Х. Стевена, А.Л. Бертье-Делагарда, богатейший фото и документальный фонды. Музей хранит интересные историко-бытовые вещи, предметы декоративно-прикладного искусства, коллекцию фарфора, этнографические материалы.

Современная экспозиция находится в стадии становления. Для посетителей открыто несколько постоянно действующих выставок (экспозиционных разделов): "Прошлое Тавриды с древнейших времен до конца XVIII века", "Заповедные ландшафты Крыма ", "Реликвии естественно-исторического музея", "Крым в годы Великой Отечественной войны", "Оживление души", "Жизнь и творчество поэта И.Л. Сельвинского".

Гордость республиканского музея - научная библиотека "Таврика" имени А.Х. Стевена, основанная 24 ноября 1873 года. Она - результат слияния нескольких краеведческих библиотек: библиотеки Таврического губернского земства, библиотеки ТУАК, библиотеки Крымского общества естествоиспытателей и любителей природы, библиотеки Центрального музея Тавриды и ряда частных собраний: библиотеки Н.А. Головкинского, А.Л. Бертье-Делагарда, часть библиотеки Николая II из Ливадийского дворца и др.

"Таврика" - основное хранилище литературы о Крыме, изданной в мире за последние 400 лет. Уникальный фонд, содержащий более 40 тысяч томов по истории, археологии и природе края, известен далеко за пределами Крыма.

"Таврику" можно по праву назвать музеем в музее.

Ныне в структуре Крымского республиканского краеведческого музея работают отделы: фондов, исторический, природы, музееведения, отдел "Музей современного христианского искусства им. Г.Э. Ботрема", литературно-мемориальный отдел "Дом-музей И.Л. Сельвинского", отдел научно-просветительской и выставочной работы.

Крымский этнографический музей

Впервые этнографический отдел в Крыму был создан при Центральном музее Тавриды 18 мая 1923 года. Его коллекции - это конфискованные после октября 1917 года художественные ценности из дворцов Южного берега Крыма.

В 20-е годы были организованы экспедиции по изучению быта и культуры национальных районов: татарских, болгарских, греческих колхозов, крымчакских и еврейских промыслов, фольклора. В 30-е годы деятельность музеев стала носить ярко выраженный политический характер. Основной задачей стал показ социалистического строительства, борьба с религией.

Радикально изменила этнографическую картину в Крыму и музее Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Большой урон культурному наследию нанесла депортация народов Крыма. В 1941 году из Крыма были высланы немцы, в 1944 г. - армяне, болгары, греки, крымские татары. После войны этнография в Крыму как наука перестала существовать. Не стало в музее и экспозиции по культуре крымских татар.

В соответствии с программой возвращения в Крым депортированных народов, Управление культуры Крымского облисполкома в декабре1992 г. издало приказ о создании в Крыму этнографического музея на правах Филиала Крымского краеведческого музея.

Сотрудниками музея подготовлено 17 стационарных и ряд передвижных выставок, экспонировавщихся в музеях Крыма, на праздниках и фестивалях национально-культурных обществ, конференциях и семинарах, в школах и колледжах.

С первого дня основания музея у него сложились плодотворные отношения с Ассоциацией национальных обществ и общин Крыма.

На базе Крымского этнографического музея создана Крымская ассоциация этнологов, зарегистрированная при Международной ассоциации этнологов. Вниманию посетителей предлагаются экспозиционные комплексы, рассказывающие о материальной культуре, обычаях и обрядах, традициях и праздниках 13 этносов и этнических групп полуострова. Представленные экспонаты на 80% подарены музею жителями Крыма.

Симферопольский художественный музей

История собрания начинается с 1922 года, когда в составе Центрального музея Тавриды появился художественный отдел. Происхождение коллекции можно охарактеризовать: вещи из дворцов и имений Южного берега Крыма, поступили в результате национализации 1918-1920 гг. Но содержание коллекции стоило самых лестных оценок.

Коллекции нынешнего Симеропольского художественного музея представляют значительный интерес, имеют высокую художественную ценность. В начале экспозиции можно увидеть иконы московской школы, портреты кисти Д.Г. Левицкого, А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, пейзажи И.К. Айвазовского. Творчество художников-передвижников представлено работами Н.А. Ярошенко, И.Е. Репина, Н.Н. Ге, А.И. Куинджи. В постоянной экспозиции - живопись В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, М.А. Врубеля, В.М. Нестерова, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, В.Д. Поленова- Плеяду блестящих имен продолжают И.Э. Грабарь, К.С. Петров-Водкин, К.Ф. Юон, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, Т.Н. Яблонская

Экспозиции музея постоянно обновляются. В выставочном комплексе, так называемом "флигеле", проходят уже традиционные биенале молодых крымских художников и очень интересные выставки живописи, графики, декоративно-прикладного искусства из фондов как Симферопольского художественного, так и других музеев.

Зоологический музей ТНУ им. В.И. Вернадского

Основан в 1965 году. Материал, представленный в музее был собран в многочисленных научных экспедициях сотрудниками кафедры зоологии.

В музее содержится более 3700 оригинальных экспонатов. Экспозиция музея представлена в двух залах: отделе беспозвоночных и отделе позвоночных животных. В отделе позвоночных экспозиционные материалы (бесчерепные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие) размещены в систематическом порядке в 27-ми выставочных витринах (9 пристенных, 10 встроенных в оконные проёмы и 8 в центре зала). Биогруппы животных различных климатических поясов экспонируются в 8 больших диорамах : Арктика, Антарктика, Командоры, Пингвин, Африка, Тропический остров, Морское дно, Крымский природный заповедник.

Херсонесский музей-заповедник

Историко-археологический заповедник Херсонес Таврический известен не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. В 1996 г. решением ЮНЕСКО он занесен в сто самых выдающихся памятников мировой культуры.

Херсонес был греческой колонией, основанной в 422-421 гг. до н. э. выходцами из Гераклеи Понтийской. Это была рабовладельческая республика с демократической формой правления; высшим органом государственной власти было народное собрание.

В 1827 г., офицер Черноморского флота Крузе произвел первые раскопки на месте погибшего Херсонеса. Впоследствии они проводились отдельными лицами и организациями. Наиболее систематические раскопки начались в конце 80-х годов прошлого века.

Музей-заповедник очень популярен, ежегодно его посещают десятки тысяч экскурсантов. Их привлекают коллекции эпиграфических памятников (в том числе всемирно известная присяга граждан Херсонеса III в. до н. э.), произведения искусства, ремесленные изделия и орудия труда, предметы быта, которыми пользовались жители Херсонеса.

Музей обороны Севастополя

Музей был основан 11 апреля 1869 года. Инициатива создания музея принадлежала участникам героической обороны Севастополя 1854-1855 годов. Для организации музея был создан в Санкт-Петербурге Особый комитет под председательством Э. И. Тотлебена, а в Севастополе - местная комиссия во главе с вице-адмиралом П. И. Кислинским. Для музея были переданы предметы: личные вещи, фотографии, документы, рукописи воспоминаний участников обороны Севастополя, коллекции холодного и огнестрельного оружия, гравюры, картины художников И. К. Айвазовского, Ф. А. Рубо, В. Е. Маковского и других. Открытие музея Севастопольской обороны состоялось 14 сентября 1869 года.

За 130 лет существования музея его коллекция существенно пополнилась. Сегодня музейная экспозиция рассказывает об истории Черноморского флота со дня его основания до наших дней. В музее собрана уникальная коллекция старинного и современного оружия, моделей кораблей, военного обмундирования, произведений батальной живописии старинных фотографий.

Во дворе здания расположена открытая экспозиция военной техники.

Панорама "Оборона Севастополя 1854 - 1855 гг."

К 50-летнему юбилею специально организованный комитет постановил создать панораму "Оборона Севастополя", поручив выполнить ее выдающемуся русскому художнику-баталисту Францу Алексеевичу Рубо (1856 - 1928). В октябре 1901 г. Рубо, получив заказ на создание панорамы, впервые приехал в Севастополь.

мая 1905 г. панорама была открыта.

Работала она до 25 июня 1942 г. В тот день гитлеровцы подвергли здание прицельной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу. Во время пожара из 1610 кв. м погибли 493, а оставшиеся были сильно повреждены.

В экспозиционном зале музея, открытом в 1970 г., несколько разделов рассказывают о героях Севастопольской эпопеи, об истории панорамы. Из экспозиционного зала по винтовой лестнице зритель попадает на смотровую площадку панорамы. Площадь ее живописного полотна - 1610 кв. м (14 м х 115 м), предметного плана - 900 кв. м.

Панорама "Оборона Севастополя 1854 - 1855 гг." - всемирно известный памятник народному подвигу.

Оборонительная башня Малахового кургана

Оборонительная башня Малахова кургана - одно с из немногих фортификационных сооружений середины XIX в., уцелевших в Севастополе. Построена она в июле 1854 г. по проекту военного инженера Ф. А. Старченко. Повреждена в первую бомбардировку города 5 октября 1854 г., сильно пострадала в годы Великой Отечественной войны. Восстановлена к концу 1956 г. Снаружи на её стенах укреплены мраморные доски с наименованиями частей, занимавших позиции на кургане с 5 октября 1854 г. по 27 августа 1855 г.

февраля 1958 г. на оборонительной башне зажжен факел Вечного огня. В 1963 г. в башне открыта экспозиция, рассказывающая о событиях, происходивших на Малаховом кургане в годы Крымской и Великой Отечественной войн.

Экспозиция рассказывает о ходе обороны, врачах и первых сестрах милосердия. Здесь скульптурный портрет Даши Севастопольской (Дарьи Лаврентьевны Михайловой), первой женщины в России, которая стала оказывать помощь раненным на поле боя.

У оборонительной башни и на территории бывшего Камчатского люнета находятся памятники, установленные на местах, где были смертельно ранены вице-адмирал Корнилов, адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.

На Малаховом кургане более 20 памятников и мемориальных обозначений.

Диорама "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года"

В шести километрах к востоку от Севастополя, на вершине Сапун-горы, рядом с величественным памятником Славы возвышается строгое полукруглое здание. Здесь размещена самая большая в мире диорама - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года".

Здание диорамы находится в западной части мемориального комплекса "Сапун-гора"; построено по проекту архитектора В.П.Петропавловского на направлении главного удара войск 4-го Украинского фронта, освобождавших Севастополь, и образует с памятником Славы воинам-освободителям и Вечным огнем, мемориальными стенами, обрамляющими с трех сторон площадку вокруг памятника, единый архитектурный ансамбль.

Художник создал крупнейшую современную диораму - "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", в которой мастерски решил тему победного наступления под Севастополем. Вместе с ним работали художники Г.И.Марченко и Н.С.Присекин. Военным консультантом был Герой Советского Союза капитан 1р. в отставке Г.В.Терновский.

Открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 года.

Длина живописного полотна 25,5 м, высота 5,5 м, площадь предметного (натурного) плана 83 кв. м.

На диораме изображен кульминационный момент штурма Сапун горы войсками 51-й и Приморской армий, отображен массовый героизм советских воинов-освободителей Севастополя.

Крепость Чембало

Генуэзская крепость Чембало Херсонесского государственного историко-археологического заповедника. Ансамбль крепостных сооружений расположен на вершине и склонах горы Крепостной (бывш. Кастрон). Ныне пребывает в руинированном состоянии и служит главной достопримечательностью города.

Уже несколько столетий руины средневековой крепости Чембало высятся над Балаклавы. Хотя в XIV веке крепость была одним из важнейших пунктов военно-политического присутствия Генуэзской морской республики в Крыму, до последнего времени здесь не было археологов. В Балаклавской бухте размещалась сверхсекретная база подводных лодок Черноморского флота СССР, и первые раскопки начали проводиться здесь лишь в 2000 году.

Крепость Каламита

Находится на восточном берегу реки Черная, в юго-западной части Монастырской скалы. Она является памятником средневековой архитектуры республиканского значения.

Общая длина фортификационных сооружений Каламиты - 234 м, площадь крепости - 1500 кв. м. В Каламите более 200 искусственных пещер. Верхние, наиболее древние, были связаны с оборонительной крепостью. Нижние имели хозяйственное назначение.

У первой башни сохранился спуск в пещерный монастырь. Предполагают, что он возник в VIII - IX вв. Основание его связывается с иконоборческим движением в Византии и распространением христианства на Крымском полуострове. Пещерный храм Святого Климента имеет форму базилики, разделенной двумя рядами колонн на три нефа с полукруглыми сводами и алтарной апсидой.

Музей-аквариум

Аквариум при Севастопольской биологической станции был открыт в 1897 году.

После восстановительных работ, летом 1951 года, Аквариум был вновь открыт для посетителей. Форсирование новых научных знаний и частые морские экспедиции привели к тому, что в 1959 году в Аквариуме было представлено уже более 30 видов различных обитателей моря. А в начале 60-х годов Севастопольская биологическая станция реорганизуется в Институт Биологии Южных морей.

Сегодня ежегодно Аквариум посещает около 100.000 человек, а коллекция тропических морских животных значительно пополняется редкими представителями океанской фауны, подаренными музею Аквариума коллекционерами - научными сотрудниками Института.

Всего в Аквариуме в настоящее время работает 4 зала.

Севастопольский художественный музей им. М.П.Крощицкого

Севастопольский художественный музей им. М.П.Крощицкого открыт 6 ноября 1927 года. Здание музея - архитектурная достопримечательность города, одно из немногих строений города, уцелевших в годы войны.

Сегодня здесь более 8 тыс. произведений живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства. Подлинные произведения западноевропейских, русских, украинских художников XVI-XXвв.: И.Левитана, И.Шишкина, И.Репина, И.Айвазовского, В.Верещагина, В.Серова, И.Крамского, В.Поленова, Я.Бассано, Ф.Снейдера, Г.Робера и других. Широко представлено также современное творчество, проходят выставки современных художников.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»

Выполняя распоряжение Президента Украины от 29 июля 2002 года, связанное с демилитаризацией Балаклавской бухты, Министерство обороны Украины приняло решение создать Военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Открытие филиала состоялось 1 июня 2003 г.

Объект 825 ГТС (или К-825) - подземная база подводных лодок в Балаклаве, секретный военный объект времен холодной войны, расположенный в Балаклавской бухте. В Военно-морской музейный комплекс входит подземная часть завода, арсенал, а также морской причал и несколько зданий. К осмотру открыты зоны вокруг искусственного канала, который проходит гору насквозь, несколько цехов завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Экспонатами музея являются модели боевых кораблей и образцы техники и вооружений.

Феодосийская картинная галерея

Картинная галерея в Феодосии основана И. К. Айвазовским. Заботясь о развитии культуры в родном городе, Иван Константинович стремился сделать свой дом центром художественной жизни. В 1880 году к дому, где он жил и работал, был пристроен большой зал, в котором постоянно выставлялись его картины. По существу, зал этот стал одной из первых периферийных картинных галерей России.

Творческая деятельность живописца оставила яркий след не только в истории русского искусства, его имя вошло в золотой фонд мирового искусства.

В настоящее время коллекция произведений художника насчитывает 417 единиц хранения. Она составлена так, чтобы можно было проследить все этапы 63-летнего творческого пути непревзойдённого мариниста. У главного фасада дома И. К. Айвазовского установлен бронзовый памятник. На его постаменте лаконичная надпись: "Феодосия - Айвазовскому".

Дом-музей М. А. Волошина

Постройка дома велась по частям с 1903 г. по чертежам и под руководством самого М. А. Волошина.

Гостями этого дома были писатели и поэты М. Горький, К. Тренев, В. Вересаев, М. Цветаева, В. Брюсов, О. Мандельштам, А. Грин, А. Толстой, М. Булгаков, И. Эренбург, Л. Леонов, художники К. Богаевский, М. Латри, В. Поленов, К. Петров-Водкин, Р. Фальк, А. Остроумова-Лебедева, Е. Кругликова, П. Кончаловский и многие другие.

После ремонта и реставрации здания Дом-музей М. А. Волошина был открыт для посещения 1 августа 1984 г. С 1988 г. он стал самостоятельным музеем.

В настоящее время это один из крупнейших литературно-мемориальных музеев Крыма. Здесь собрана большая коллекция художественных произведений, в том числе акварелей М. А. Волошина, насчитывающая около девяти с половиной тысяч книг. Всего музей насчитывает 18,7 тыс. экспонатов.

В залах первого этажа размещается литературная экспозиция, включающая разделы "Жизнь и деятельность (1877 - 1932)" и "М. А. Волошин и современность (1932 - 1987)"; на втором этаже находится мемориальная мастерская художника и поэта, сохранившая до мельчайших подробностей атмосферу той поры, отражающая богатый духовный мир хозяина дома.

Ежегодно с его экспозицией знакомятся более 70 тыс. человек. Большой популярностью пользуются проводимые в летние месяцы во дворе дома литературные вечера и творческие встречи с поэтами и писателями.

Феодосийский краеведческий музей

Музей является одним из старейших в стране. Основан 13 (25) мая 1811 г. градоначальником С. М. Броневским как Музей древности. Первоначально располагался в средневековой мечети. В 1871 г. занял здание, построенное по проекту И. К. Айвазовского, а в 1925 г. перешел в дом самого художника. После революции именуется вначале археологическим, а с середины 30-х гг. - краеведческим музеем. В годы Великой Отечественной войны коллекции музея были частично эвакуированы, частично разграблены оккупантами. В 1945 г. музей возобновил работу. С 1987 г. размещается в здании, построенном во второй половине XIX в. в традициях архитектуры классицизма.

Формирование музейного собрания древностей началось в первом десятилетии XIX в. До настоящего времени это наиболее значительная часть музейных фондов. В его составе было 12 тыс. предметов, в том числе уникальные античные и средневековые эпиграфические памятники, археологические комплексы из раскопок Феодосии и других древних городов и поселений юго-восточного Крыма. С середины 20-х гг. создаются природоведческие коллекции минералов, окаменелостей и обширный гербарий. Более 5 тыс. монет входят в нумизматическую коллекцию. Богата научная библиотека (более 11 тыс. томов), имеющая редкие издания XVIII - XIX вв. Всего музейные фонды содержат более 60 тыс. экспонатов, среди них много уникальных.

Экспозиция здесь мобильная, отражающая экономическое развитие города. Ежегодно проводятся выставки фондовых коллекций.

Феодосийский литературно-мемориальный музей А. С. Грина

Александр Степанович Грин (настоящая фамилия Гриневский) жил с сентября 1924 по апрель 1929 г. в период своей творческой зрелости. Он создает здесь знаменитые романы "Золотая цепь", "Бегущая по волнам", "Дорога в никуда", "Джесси и Моргариана" и другие.

В канун 90-летия русского советского писателя-романтика, 9 июля 1970 г., был открыт Литературно-мемориальный музей А. С. Грина.

Группа художников во главе с заслуженным деятелем искусств РСФСР, автором иллюстраций к 6-томному собранию сочинений А. С. Грина Саввой Григорьевичем Бродским создала музей-корабль. Музей-корабль отвечает морскому, романтическому характеру произведений писателя.

Экспозиция размещена в восьми комнатах: "Гринландия", "Трюм фрегат", "Каюта капитана Геза", "Корабельная библиотека" раскрывают творческий путь писателя, петроградский и крымский периоды его жизни. Рабочий кабинет восстановлен в мемориальном виде. В музее хранятся личные вещи А. С. Грина, его книги, рукописные страницы незавершенных романов "Недотрога" и "Король мух", автографы, копии рукописей, воспоминания современников.

Фонды музея насчитывают более 5 тыс. оригинальных экспонатов.

Музей-квартира сестер Цветаевых

Музей размещается в мемориальном здании, где в 1913 - 1914 гг. останавливалась А. И. Цветаева. Здесь бывали М. Волошин, М. Цветаева, С. Эфрон. В Феодосии неоднократно предпринималась попытка создания музея Цветаевых. С 1999 г. собрана фондовая коллекция материалов (печатные издания, предметы искусства, мемориальные вещи, большая коллекция иконографии, аудио- и видеоматериалы, автографы и др.). Коллекция постоянно пополняется московским Домом-музеем М. И. Цветаевой, хранителями архива А. И. Цветаевой и ее внучкой О. А. Трухачевой.

В мемориальном здании воссозданы мемориальная комната-гостиная (типологический интерьер начала XX в.) и литературные экспозиции "Крым в судьбе сестер Цветаевых" и "Феодосия литературная".

Феодосийский музей дельтапланеризма

Музей дельтапланеризма в г. Феодосии создан по инициативе феодосийца Евгения Васильевича Белоусова, пилота спортивной авиации, директора музея планеризма в п. Коктебель (1984 - 1990), Президента Ассоциации парапланеристов СССР (позднее «Ассоциации парапланеристов Украины «Союз» 1990 - 2003 гг.), участника международных турниров по парапланерному спорту. В музее представлены экспонаты из истории дельтапланерного спорта, дана информация о первых шагах одного из самых молодых видов авиаспорта в Украине - парапланеризме. Представлены подлинные дельтапланы и их модели, тренажеры с подвесной системой.

Первая экспозиция, посвященная 10-летнему юбилею отечественного дельтапланеризма («Дельтапланеризм в СССР») была открыта в марте 1986 года, тогда же - написана первая лекция по истории дельтаспорта, сделан слайд-фильм «Страницы истории».

Феодосийский музей денег

Феодосия является одним из самых древних городов Украины, в котором издавна чеканились монеты - историки насчитывают 14 периодов выпуска металлических денег.

Продолжая нумизматическую эстафету, по инициативе феодосийского коллекционера, Олещука Александра Романовича, 15 июля 2003 года был зарегистрирован Феодосийский музей денег (первый музей денег на Украине), открытие которого состоялось 22 августа того же года.

Музей продолжает традиции, заложенные городским Музеем Древностей. Одной из важнейших задач считается восстановление памятников нумизматики, по разным причинам утраченным или не приобретенным Музеем древностей в царское и советское время, а также возвращение Феодосии славы нумизматического центра, которая была у города век назад.

Музей основан в 1892 году. Коллекция музея насчитывает более 130 тысяч единиц хранения. В состав музея входят отделы археологии, истории, культуры Ялты XIX - начала XX веков, отдел выставок, а также литературный музей Леси Украинки, дом-музей Н. З. Бирюкова.

На выставке "Сокровища эллинов, римлян, готов" посетителям предоставляется возможность увидеть драгоценные уникальные находки из археологических памятников Большой Ялты (святилища у перевала Гурзуфское Седло античного времени, южнобережных гото-аланских некрополей V - X веков, и др.) Многие из демонстрируемых предметов не имеют аналогов в музейных собраниях мира.

Экспозиция "Прошлое Ялты: археология, история, этнография" можно увидеть самые ранние в Восточной Европе галечные орудия, возрастом 800 - 700 тыс. лет, предметы материальной культуры легендарных тавров, материалы из раскопок римской крепости Харакс, вещи обнаруженные археологами при раскопках средневековых укреплений, поселений, некрополей, христианских храмов. Особое место в экспозиции занимает одна из лучших в Крыму коллекция декоративно-прикладного искусства татар Южного берега Крыма XVIII - первой половины XX веков. Исторические документы, планы старой Ялты, подлинные видовые фотографии и иллюстрированные открытки знакомят с историей Ялты со времени утверждения ее в статусе города (1838 г.) до превращения ее в лучший курорт России начала XX века. Отдельные зал посвящен главной улице города - Набережной.

В этом же, здании музея на выставке "Шедевры из фондов музея" представлены: античные вазы чернофигурного и краснофигурного стилей из коллекции Великого князя Александра Михайловича, изделия из бронзы, слоновой кости, фаянса и фарфора мастеров Азии и Европы, которые в XIX - в начале XX века украшали дворцы, дворянские особняки Южного берега Крыма.

Музей культуры Ялты

Экспозиция рассказывает о культурной жизни Ялты на рубеже XIX - XX веков, пребывании на Южном берегу Крыма выдающихся деятелей отечественной культуры: М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. А. Спендиарова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, Ф. А. Васильева и многих других.

Музей находится в особняке XIX века, в меблированной квартире которого каждый предмет - подлинник. Мемориальная мебель из домов известных ялтинцев - врача В. Н. Дмитриева, драматурга С. Я. Найденова, историка и инженера А. Л. Бертье - Делагарда, писателя и врача С. Я. Елпатьевского - воссоздают не только быт конца XIX - начала XX века, но и атмосферу культурной жизни города того времени.

Массандровский дворец

Массандровский дворец Императора Александра III расположен в Верхней Массандре у склонов горной гряды, окружен парком, переходящим в лес. Строительство дворца, начатое в 1880-х годах, было завершено по проекту М. Е. Месмахера в 1902 году.

В течение многих лет дворец, превращенный в госдачу, был закрыт для посещения. В 1991 году здание и прилегающая к нему часть парка были включены в состав Алупкинского государственного дворцово-паркового музея-заповедника в качестве его филиала, а год спустя открыты для обозрения.

Ливадийский дворец

Летняя резиденция последнего русского царя. Первый санаторий для крестьян в 20-е годы. Государственная дача руководителя советского государства И. Сталина в первые послевоенные годы.

Ливадийский дворец был построен по проекту ялтинского архитектора Н. П. Краснова (1864-1946). Строительство продолжалось с апреля 1910 года по сентябрь 1911 года - 17 месяцев.

В конце Второй мировой войны Ливадия была избрана местом встречи глав трех союзных держав - СССР, США и Великобритании, на которой решались вопросы окончания Второй мировой войны и послевоенного устройства мира. Конференция проходила в Белом зале дворца с 4 по 11 февраля 1945 года. О работе Крымской (Ялтинской) конференции 1945 года и ее решениях рассказывают материалы, представленные в залах первого этажа. В кабинете - лаборатории Ф. Рузвельта исследователи и специалисты могут познакомиться с документами и книгами, посвященными "эре Рузвельта". Особую ценность представляют книги участников Крымской конференции.

На втором этаже - экспозиция "Романовы в Ливадии".

Ялтинский исторический музей

В 1802 г. по инициативе прогрессивного общественного деятеля, врача В. Н. Дмитриева Ялтинское отделение Крымско-Кавказского горного клуба приняло постановление об организации исторического музея в одной из комнат специально построенного здания клуба. Позднее появились отделы геологии, археологии, этнографии, ботаники и зоологии.

После Великой Отечественной войны музей восстановил свою деятельность 3 апреля 1946 г., разместившись в здании бывшего костела (построен в 1910 - 1914 гг. архитектором Н. П. Красновым).

Сегодня Ялтинский исторический музей - это сложный музейный комплекс. В его состав входят экспозиционные отделы: истории советского общества, дореволюционной истории, "Поляна сказок", Дом-музей Н. З. Бирюкова, Дом-музей К. А. Тренева - П. А. Павленко, прикладной голографии, а также два сектора - археологии и прогрессивной русской культуры Ялты.

Коллекция музея - это около 75 тыс. оригинальных экспонатов. В первые послереволюционные годы КрымОХРИС (Крымский областной комитет по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, природы и народного быта) передал музею большую коллекцию прикладного искусства и античной керамики из дворцов, вилл и дач Южнобережья. Ценными материалами из археологических раскопок музей пополнялся и в последующие годы.

Музей принимает до 780 тыс. посетителей в год.

"Поляна сказок"

"Поляна сказок", расположенная в 2 км от Ялты в живописной лесистой местности, у подножия горы Ставри-Кая (Крестовая скала). Это необычный музей под открытым небом, где на пригорках и у прудков расположились персонажи народных сказок - скульптуры, выполненные профессионалами-мастерами и народными умельцами.

На Поляне представлено свыше 300 скульптур произведений более чем 25 авторов Украины, России, Литвы, Армении. Ежегодно здесь бывает свыше 500 тыс. посетителей.

Литературно-мемориальный музей К. А. Тренева - П. А. Павленко

Музей открылся в ноябре 1958 г. в доме, который был своеобразной творческой лабораторией двух советских писателей - К. А. Тренева и П. А. Павленко. Здание построено в 1937 - 1939 гг. по проекту и под наблюдением сына писателя В. К. Тренева, архитектора и писателя - автора повестей и рассказов по истории морского флота.

Советский драматург, лауреат Государственной премии СССР, автор всемирно известной драмы "Любовь Яровая" Константин Андреевич Тренев подолгу работал на своей ялтинской даче.

Экспозиция первого этажа посвящена жизни и творчеству К. А. Тренева. Здесь - книги, рукописи, фотографии, автографы, личные вещи, уголок интерьера кабинета московской квартиры писателя.

В четырех залах второго и третьего этажей размещена экспозиция "Жизнь и творчество П. А. Павленко". В нее входит рабочий кабинет писателя. В этом доме П. А. Павленко написал роман "Счастье", посвятив его восстановительному периоду в Крыму.

Литературно-мемориальный дом-музей Н.З.Бирюкова

Музей находится в доме, где прошли последние годы жизни русского советского писателя Николая Зотовича Бирюкова (1912-1966), лауреата Государственной премии СССР, автора знаменитого романа "Чайка" и других произведений. Мемориальный музей был открыт 15 ноября 1970 года. Его создатель - Анна Ильинична Бирюкова. Судьба писателя трагична: тяжелый недуг еще в молодости приковал его к постели. Несмотря на полную неподвижность, он, благодаря жене и другу Анне Ильиничне, вел активный образ жизни: совершал поездки по стране, встречался с людьми. В Крыму Бирюков работал над эпопеей "На крутых перевалах". В музее бережно сохраняется обстановка мемориальных комнат: кабинета, библиотеки, столовой. Литературная экспозиция рассказывает о жизни и творчестве писателя.

Дом-музей А. П. Чехова

В Ялту Чехов приезжал неоднократно. В 1898 году, в связи с обострившейся болезнью легких, по совету врачей он выбирает Южный берег Крыма для постоянного места жительства.

В октябре 1895 года писатель, живший первое время на частных дачах, покупает на окраине Ялты в деревне Верхняя Аутка небольшой участок земли. Строительство дома Чехов поручил молодому архитектору Л. Н. Шаповалову. В планировке комнат принимал участие сам писатель. В сентябре 1899 г. вместе с матерью Евгенией Яковлевной он отпраздновал новоселье.

Одновременно с постройкой писатель занимается благоустройством участка. Руками Чехова в каменистый грунт было высажено более 150 видов различных деревьев и кустарников.

Уютный чеховский дом становится местом паломничества представителей передовой русской культуры. В гостях у Чехова побывали А. М. Горький, И. А. Бунин, А. И. Куприн, В. Г. Короленко, Н. Д. Телешов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и др.

Экспозиция музея рассказывает об активном участии писателя в общественной жизни города, о его деятельности в качестве попечителя женской гимназии, о материальной помощи в постройке и содержании школы в поселке Мухалатка, сборе денег голодающим Поволжья, организации пожертвований на постройку пансиона "Яузлар" - первого на Южном берегу Крыма санатория для неимущих больных.

После Октябрьской революции, 4 мая 1919 г., Симферопольский ревком объявил дом национальным достоянием, и М. П. Чехову назначили пожизненной хранительницей дома. А 9 апреля 1919 г. ей была выдана охранная грамота Ялтинского уездно-городского революционного комитета. "Белая дача" официально стала музеем - первым государственным литературно-мемориальным музеем Крыма.

С каждым годом пополняются фонды Дома-музея А. П. Чехова в Ялте. Сейчас количество экспонатов достигло 25 тысяч. Самые ценные из них - автографы А. П. Чехова, прижизненные издания его произведений, фотографии, личные вещи Антона Павловича, визитные карточки и фотографии с дарственными надписями художников, актеров, литераторов-современников Чехова; 8 живописных работ И. И. Левитана. Полностью сохранилась обстановка гостиной, спальни и рабочего кабинета писателя.

Дом-музей музыкальной культуры имени композитора Александра Спендиарова

3 июля 1901 г. Александр и Варвара Спендиаровы переступили порог своего нового дома в Ялте.

Здесь в течение 15 лет протекала плодотворная творческая и общественная деятельность талантливого ученика Н. А. Римского-Корсакова, одного из основателей армянской классической музыки А. А. Спендиарова. В стенах своего дома композитор создал балладу на слова Максима Горького "Рыбак и Фея" (1902 г.), первую часть сюиты "Крымские эскизы" (1903 г.), посвященной памяти Айвазовского, симфоническую картину "Три пальмы" (1905 г.) на стихи Лермонтова. За симфоническую картину "Три пальмы", балладу на стихи Полонского "Бэда-проповедник", мелодекламацию в сопровождении оркестра "Мы отдохнем" (монолог Сони из пьесы Чехова "Дядя Ваня") Александр Спендиаров был удостоен премии имени М. И. Глинки.

Дом Спендиарова был центром музыкальной культуры Крыма.

В 80-е годы решением Крымоблисполкома здание было объявлено памятником истории и культуры республиканского значения.

В 1990 г. строения были проданы Ялтинскому бюро путешествий и экскурсий с целью полной реставрации, восстановления интерьеров и обстановки начала XIX в. и организации Музея музыкальной культуры имени композитора Александра Спендиарова.

В декабре 1999 г. Главным Управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Крыму был зарегистрирован Благотворительный Фонд по реставрации и созданию музея музыкальной культуры имени композитора Александра Спендиарова. Наряду с известными во всем мире дворцами и музеями в городе-курорте есть и здания - памятники истории и культуры, которые, постепенно разрушаясь, незаслуженно преданы забвению.

Музей Леси Украинки

Выдающаяся украинская поэтесса Леся Украинка (1871-1913) три года проживала в Крыму, который стал колыбелью ее творчества. Здесь она написала циклы поэзии "Кримскi спогади", "Кримскi вiдгуки", рассказ "Над морем", драматическую сцену "Ифигения в Тавриде".

Музей Леси Украинки в Ялте был открыт к 120-летию со дня рождения поэтессы 25 февраля 1991 года. Он находится в бывшем барском особняке Е. Ф. Лищинской. Осенью 1897 года Леся Украинка останавливалась в одном из доходных домов купчихи Лищинской.

В экспозиции музея представлены: прижизненные издания произведений Леси Украинки, фотографии родных и близких, которые знакомят с жизнью и творчеством поэтессы, типовая мебель, украинские национальные костюмы, рисунки конца XIX - начала XX веков.

Музей восковых фигур в Ялте

Представляет скульптуры популярных, исторических и политических людей, изготовленных в Петербурге.

Старокрымский литературно-художественный музей

Летом 1998 года в двухэтажном особняке по ул. Свободы, дом 17 для посетителей был открыт новый Старокрымский литературно-художественный музей.

На первом этаже расположен просторный актовый зал, в котором проходят творческие вечера. На втором этаже основная экспозиция, которую условно можно разделить на две части. Первая посвящена античному и средневековому периоду истории Старого Крыма. Во второй части представлены экспонаты конца 18 - начала 20 веков.

Здесь собраны подлинные вещи, найденные во время археологических раскопок профессиональными исследователями-археологами и просто жителями Старого Крыма в своем огороде. Дополняют и усиливают впечатление первоклассные полотна современных художников С. Арефьевой, В. Деркаченко, Н. Якубова, К. Асанова, В. Соло, Е. Садовского.

Во внутреннем дворике музея вы можете увидеть сад камней и отреставрированную силами сотрудников музея екатерининскую милю.

Дом-музей К.Г. Паустовского

В сентябре 2005 года в Старом Крыму открылся музей мастера лирической прозы Константина Георгиевича Паустовского. Он также входит в эколого-историко-культурный заповедник Киммерия Волошина и является первым музеем Паустовского в Крыму.

Домик номер 31 на улице Карла Либкнехта в бытность Паустовского в Старом Крыму принадлежал медсестре Вере Романовне Олейниковой (Рутковской), у которой писатель снимал две изолированные комнаты. К.Паустовский останавливался в этом доме в 1938 и в 50-х гг. прошлого столетия. Именно здесь он написал свое знаменитые повести "Черное море", "Горная роса", "Сказочник".

В музее представлены подлинные вещи из интерьеров трёх старокрымских домов, в которых останавливался Константин Георгиевич, и дома в Коктебеле, где он жил в начале 50-х годов. Большая часть мебели, имеющаяся в музее сегодня, сохранилась еще с тех времен. В экспозиции собраны архивные документы, письма, сведения о жизни и творчестве писателя, вещи, которыми он пользовался, редкие фотографии.

Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар

12 августа 1999 года открыт Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар.

В музее три экспозиции. В одной комнате - воссозданный жилой интерьер, второе помещение - комната невесты, третье - картинная галерея художника Нури Якубова.

. Перспективы развития музейного дела на примере Дома-музея М. Волошина

музейный крым сервис информационный

Пересматривая традицию, идущую от времен первоначального собирательства и коллекционирования, подразумевавшую под музеем собрание редкостей, реликвий и предметов искусства, более ориентированную на аккумулирование информации, нежели на ее передачу и доступность, важнейшей функцией современного музея непосредственное участие его в непрерывном воспроизводстве духовных ценностей. Одним из давно апробированных способов реализации этой функции является издание каталогов музейных предметов. Современные технические возможности хранения, передачи и предоставления информации позволяют добавить к традиционным каталогам печатного издания новые формы компьютерного сервиса, дискетных вариантов каталогов всех видов, а также возможности Интернета.

В центре внимания научного описания музейного предмета находится его информационный потенциал, понимаемый как совокупность сведений о предмете и среде его бытования, информации, зафиксированной самим предметом как носителем, информации о его происхождении, связи с историческими событиями или лицами, атрибутивных характеристик предмета - его размеры, вес, цвет, материал, а также способностей музейного предмета достаточно полно и достоверно отражать круг событий и явлений, его выразительность и привлекательность.

И если целью издания каталога музейных предметов является вовлечение разнообразной информации, накопленной музеем, в единое информационное поле человечества, то и задачи, которые приходится решать составителям каталогов музейных предметов, относятся именно к области передачи информационного потенциала этих предметов, ибо печатный вербальный текст каталожного описания с трудом охватывает как аспекты семиотических отношений, так и многогранный информационный потенциал экспоната. Эти проблемы возникают при каталогизации как вещевых и изобразительных групп хранения, так и письменных (архивов, библиотек).

Предпринимаемое группой соавторов издание каталога мемориальной библиотеки Дома-музея М.А.Волошина представляет собой музейно-библиографическое описание личной библиотеки поэта, художника и мыслителя Максимилиана Волошина, сохранившейся в его доме в Коктебеле (Крым). В 1974 году фонд библиотеки в составе всего мемориального комплекса был передан Феодосийской картинной галерее им. И.К.Айвазовского и в настоящее время является частью основного фонда Дома-музея М.А.Волошина. Это книжное собрание, насчитывающее в данный момент 9244 тома было высоко ценимо как самим поэтом, так и его современниками, которые отмечали библиотеку волошинского дома как одну из его главных ценностей. Библиотека состоит из книг и периодических изданий, приобретенных М.А.Волошиным в годы его странствий по Европе и проживания в столицах Российской империи, подаренных ему известными литераторами, прозаиками, поэтами, издателями и учеными первой трети ХХ века. Являясь существеннейшей составной частью его творческой лаборатории, она отражает широкие интересы и увлечения и позволяет увидеть Волошина - поэта и мыслителя в реальной исторической перспективе, в его связях и отношениях с европейской, русской и мировой культурой. Другой чертой своеобразия волошинской библиотеки является большое количество книг с его автографами (1529), с дарственными надписями авторов(425), с пометами М.А.Волошина (278), именных экземпляров (30), а также наличие книг, изданных в свое время частными издательствами очень маленькими тиражами.

Рассматривая вопрос об автоматизации музейных фондов и вовлечении их в широкое информационное поле, необходимо решить проблему выбора классификатора. И здесь взор опять невольно обращается на родственное музеям библиотечное дело. Представляется, что среди самых распространенных классификаторов, для музеев имеет смысл использовать Десятичную классификацию Дьюи, как наиболее емкое и мобильное индексирование с возможностями максимального уточнения индексов.

В заключение хочется отметить, что наряду с Домом Поэта замечательные книжные собрания имеют и другие музеи Крыма. Учитывая финансовые и транспортные проблемы, задействование этих ресурсов в информационном поле хотя бы в масштабах Крыма, мечта всех музейщиков, исследователей, краеведов, научных работников. Постепенная компьютеризация библиотек и музеев, в итоге, должна привести к созданию единой телекоммуникационной сети в Крыму. Поэтому, одна из важнейших задач - ввести во всеобщее пользование информационную систему, отвечающую как задачам внутримузейным, так и имеющую перспективы обслуживания пользователей в международной информационной сети.

Заключение

Учитывая высокую значимость музейного дела в Крыму, как одного из катализаторов туристских потоков, музейные учреждения Автономной республики Крым должны заниматься усилением внимания к проблемам культуры. Музеи становятся культурными, научными, образовательными, а даже досуговыми центрами для самой широкой аудитории.

Отмечали целый ряд актуальных проблем, стоящих сегодня перед музейными учреждениями: это музейная безопасность, информатизация фондово-учетной работы, вопросы межмузейного сотрудничества и интеграции музеев в курортно-туристическую сферу, более широкого внедрения в практику культурно-образовательной деятельности Музейной педагогики.

Развитие и роль культуры в современном мире сделали музей социально активной институцией, хранящей и популяризирующей культурное наследие, составляющее достояние народов, требующее бережного обращения с ними. При этом необходимо учитывать утверждение Хейзинга, что «устойчивое развитие цивилизации обеспечивается балансом материальных и духовных ценностей».

Литература

1.Категория: Музеи Крыма - Википедия [электронный ресурс]: 2010. - Режим доступа: #"justify">.Музеи Крыма. Достопримечательности Крыма. Крым курортный [электронный ресурс]: 2005-2009. - Режим доступа: #"justify">.Крым.ру Музеи Крыма Крым 2010 отдых в Крыму [электронный ресурс]: 2002 - 2007. - Режим доступа: #"justify">.Музеи Крыма [электронный ресурс]: 2003- 2005. - Режим доступа: #"justify">.Министерство культуры и искусств АРК [электронный ресурс]: 2002. - Режим доступа: #"justify">.Дом музей А.П.Чехова в Ялте [электронный ресурс]: 2000 - 2010. - Режим доступа: #"justify">.Мемориальная библиотека Максимилиана Волошина: настоящее и перспективы [электронный ресурс]: 2000 - 2010. - Режим доступа: #"justify">.Этнографический музей в Крыму [электронный ресурс]: 2003. - Режим доступа: www.mztp.ru/ethnography.html

.Крымский республиканский краеведческий музей [электронный ресурс]: 1999-2003. - Режим доступа: http://www.ccssu.crimea.ua

Похожие работы на - Музеи Крыма

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!