Проектирование информационно-управляющей подсистемы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,92 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование информационно-управляющей подсистемы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время мировое сообщество переживает период, единственным историческим аналогом которого может быть неолитическая революция, то есть, овладение нашими предками технологиями использования огня. В роли огня выступают новые информационные системы. Они быстро изменяют наш мир, непосредственно влияют на производственные системы, методы организации и развития общества. В силу единства реального мира, новые системы организации бизнеса проникают в социальные, политические и культурные и другие сферы жизни общества.

Последние двадцать лет происходит революция управления качеством, рождение и развитие международной интеграции. В 90-х годах происходит рывок в международной интеграции, стандартизации и кооперация во всех областях политического, социального и экономического взаимодействия индустриально развитых стран.

С другой стороны, отставшие национальные сообщества и социальные структуры всё более закрываются, оказавшись в стороне от главного пути развития мировой цивилизации.

Технология управления - одна из наиболее сложных и трудно формализуемых областей человеческой деятельности. Реализованные в течение последних десятилетий различные автоматизированные системы управления и системы автоматизированного проектирования сыграли определенную положительную роль при решении задач интенсификации производства и повышения эффективности управления в регионе. Были преодолены большие психологические, организационные и технологические барьеры, связанные с внедрением информационных систем в систему управления; определены роль и место систем автоматизированного управления, подготовлены специалисты, способные эффективно использовать этот инструмент управления. На многих предприятиях региона реализованы и успешно действуют новые информационные системы , такие как, Интернет, Интранет и Экстранет.

Цель работы и задачи исследования. Цель курсовой работы заключается в проектировании информационно-управляющей подсистемы принятия управленческих решений.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть особенности внедрения ИС в деятельность предприятий.

-разработать методику применения информационных систем на примере компании «Сбербанк» (ОАО).

Объектом исследования является предприятие «Сбербанк» (ОАО).

Предмет исследования - алгоритм (методика) исследования использования информационной системы в управлении предприятием (на примере ОАО "Сбербанк").

Практическая ценность работы. Результаты выполненного исследования и его основные положения использованы с целью увеличения экономической эффективности внедрения информационных систем в хозяйственную деятельность предприятий. Появилась дополнительная возможность ее предварительной оценки по критерию экономической целесообразности на этапе прогнозирования затрат при внедрении новых информационных систем , а также в расширении возможностей организации материального стимулирования менеджеров, отвечающих за качество и достоверность управленческой информации и оптимизацию загрузки оборудования, как основного, так и вспомогательного производства.

Структура курсовой работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка используемой при написании курсовой работы литературы.

1. Особенности внедрения ИС в деятельность предприятий

.1 Планирование внедрения ИС в деятельность предприятия

В большинстве случаев (от 34% до 67% в различных сегментах отрасли) руководители ИС-подразделений привлекаются топ-менеджментом как эксперты для выработки рекомендаций и обоснования необходимых инвестиций в ИТ, иными словами играют роль консультантов. В 7-14% случаев ИС-руководители привлекаются к участию в управлении предприятием. Также весьма значительна доля предприятий отрасли с низким статусом ИС-службы (от 22% до 54% в зависимости от вида деятельности). Тем не менее только 7% предприятий-респондентов отмечают статус ИС-службы ниже среднего.

Статус ИС-службы на предприятии определяется тем, какую роль ей отводят как в выработке, так и в осуществлении решений. ИС-отдел может заниматься широким спектром деятельности на предприятии - от ремонта персональных компьютеров и настройки программного обеспечения до участия в планировании развития фирмы.

Финансирование ИС-службы. Некоторым косвенным, хотя и вполне достоверным признаком места ИС-службы является ее финансирование. Выделение расходов на ИС отдельной строкой в бюджете предприятия говорит о том, что высшее руководство рассматривает информационный отдел как неотъемлемую часть производственной деятельности. Анализ наличия в бюджете отдельно представленных затрат на ИС показывает, что в большинстве случаев высокая степень износа технологического оборудования вынуждает предприятия вкладываться в первую очередь в его модернизацию. ИС-бюджет, соответственно, формируется по остаточному принципу (32% предприятий бухгалтерских услуг вообще не имеют ИС-бюджета). Тем не менее больше половины участников исследования отметили увеличение затрат на ИС, даже по сравнению с прошлым годом.

Обучение ИС-персонала. Еще одним признаком отношения к ИС-службе является готовность идти на расходы на обучение ИС-персонала. Планирование обучения может осуществляться как долгосрочно (в качестве составляющей ИС-стратегии), так и под краткосрочные задачи, например внедрение нового семейства продуктов. Данные исследования показывают, что вопросу обучения сотрудников информационных отделов в бухгалтерских услуг уделяется не слишком пристальное внимание. В среднем только около 42% предприятий легпрома осуществляют планирование обучения сотрудников ИС-службы.

Управление знаниями. Эффективное управление знаниями в области информационных систем позволяет предприятию сохранять накопленный опыт в решении вопросов, относящихся к ИТ. Данные мероприятия снижают риск потери полученных ИС-сотрудниками знаний, позволяют более эффективно реагировать на запросы пользователей путем поставки готовых решений, хранящихся в базе знаний. Также снижаются затраты на обучение нового персонала из-за наличия обширной опытной и теоретической базы.

Управление ИС-знаниям лишь начинает применяться предприятиями бухгалтерских услуг. В среднем только на 8% предприятий отечественного легпрома процесс управления знаниями ИС-службы находится в той или иной стадии формализации (разработка методологии, внедрение и развитие ИС).

Мы видим, что по совокупности факторов уровень организации работы ИС-службы предприятий бухгалтерских услуг можно охарактеризовать как не слишком высокий.

В условиях кризиса для предприятия крайне важны гибкое управление денежными потоками, четкий управленческий учет, жесткий контроль финансовых ресурсов, оперативный анализ эффективности деятельности компании.

На протяжении 90-х годов такие компании, как SAP, Baan, PeopleSoft, Oracle и J.D.Edwards, приобрели известность в качестве крупнейших ERP поставщиков. И их известность оправдана. В отличие от многих недавних dot.com-проектов, ERP проекты имели действительно важное значение для множества предпринимателей. ERP системы помогли компаниям отслеживать поток товаров и услуг, упростили процесс инициализации различных типовых событий - распечатки и отсылки счета после завершения поставки или повторных заказов товаров при истощении ресурсов. Главная ценность ERP подхода состояла в том, что именно с его помощью на первый план в ИС-индустрии выступила эффективность бизнес-операций. "Вы автоматизируете свои предприятия, и эффективность работы всех ваших сотрудников повышается", - говорит Александр М. Джонс, президент чикагской фирмы Goldcoast Computer Consulting, специализирующейся в области ERP интеграции [11].

Все зависит от отрасли, уровня автоматизации до начала проекта и грамотно построенных этапов внедрения. Бесполезно тратить месяцы и годы на автоматизацию, например, пооперационного учета в производстве, в то время, когда затоварены склады, отсутствует система контроля закупок, расчета оценочной рентабельности производственной программы или единицы продукции, а руководитель получает информацию с опозданием в дни и недели.

Так, для предприятий пищевой отрасли могут быть интересны следующие компоненты системы «Галактика ERP» или их аналоги в других продуктах [12]:

управление сбытом (оптимизация ценовой политики, повышение скорости и качества приемки, анализа и комплектации заявок на отгрузку, организация центровывоза, контроль отпускных цен, анализ сбыта, минимизация дебиторской задолженности);

управление запасами и логистика (оптимизация запасов, предупреждение затоваривания, сокращение логистических издержек, контроль сроков годности и актуальности партий, анализ и оптимизация закупочных цен);

контроллинг (анализ рентабельности продуктов и продуктовых групп, сокращение издержек, оптимизация системы производства);

планирование производства (расчет и оптимизация производственных программ);

управление ремонтами (сокращение затрат на обслуживание и ремонты оборудования, увеличение межремонтного интервала, предупреждение аварийных остановок оборудования);

финансовое планирование (управление бюджетами, оптимизация взаиморасчетов, балансировка cash flow).

Ведение пуско-наладочных работ: настройка системы, иногда в случае приобретения продуктов конструкторов (Microsoft Dynamics NAV, «1C») добавляются работы по программированию функциональности.

Стоимость решения зависит от продукта, решаемых задач, масштабов проекта. Например, стоимость западных систем составляет от $300 тыс. до $1 млн. Затраты на отечественные продукты значительно меньше.

Например, автоматизация снабжения, сбыта, производства, бухгалтерского учета и бюджетирования на среднем пищевом предприятии с использованием системы «Галактика ERP» составляет $50-150 тыс., крупного холдинга из нескольких заводов и торговых домов - $200-400 тыс.

Внедрение ERP-системы - это проект, бюджет которого зависит от множества факторов, таких как: обследование бизнес-процессов предприятия, количество запускаемых модулей типового функционала системы, разработка функционала под специфику бизнес-процесса, сопровождение системы, обучение персонала и т. д. Но в целом минимальная цена внедрения системы зарубежного производства стартует с отметки $150 тыс., а отечественного - $80 тыс [12].

Рынок ERP-систем будет всегда переживать свое поступательное развитие, ведь мы живем в конкурентной среде, которая заставляет участников рынка постоянно повышать свои конкурентные качества за счет повышения эффективности ведения бизнеса. Хотя воздействие негативной финансово-экономической ситуации в стране существенно замедлит темпы роста рынка в 2013 г.

В начале 2012 г. имели место такие явления:

а)рост производства в целом по стране;

б)инвестирование средств в капитализацию, создание нового, модернизацию (обновление) ус- выступают как двигатель во все свои структурные предприятия: новые системы , как капитальные (оборудование, станки), так и информационные (программные комплексы).В 2013-2014 гг. будет спад. Потом прогнозируется рост.

Всем производственным предприятиям нелегко, но покупательный спрос на продукты питания на внутреннем рынке падает меньше. Так что этот эффект коснется только тех, кто уже работает на экспорт или близок к этому. Некоторые эксперты прогнозируют максимум кризиса для производителей продуктов питания к началу лета, но надеемся, что за этот срок и государство, и экономика смогут подготовиться и принять меры для выхода из «пике».

1.2 Элементы системы ИС на предприятии

Россия только за первые три месяца 2012 г. дважды увеличило ставку возврата налога на большинство товарных позиций экспортируемой продукции. Так, с 1 февраля 2012 г. она была повышена с 14% до 15%. А уже с 1 апреля 2012 г. введена новая - 16%. Многие аналитики говорят о том, что в ближайшие месяцы ставка возврата налога может возрасти до 17%. По мнению Правительства , эти меры позволят снизить расходы экспортеров в условиях сложившейся непростой экономической ситуации.

По результатам исследования, самым «узким» местом являются вопросы автоматизации производства. В настоящее время предприятия только начинают подходить к решению данной задачи. Причем делается это, как правило, на основе системы 1С (70-82%) либо с помощью систем собственной разработки (14-19%), на прочие ИС приходится не более 10%. Значительно лучше обстоят дела с автоматизацией финансового учета, закупочной и складской деятельности (здесь также лидирует 1С). Однако полную удовлетворенность работой ИС отмечают лишь 3% респондентов. По мнению остальных участников исследования, используемые на предприятии ИС в недостаточной степени соответствуют требованиям и задачам бизнеса. Данный факт объясняется двумя причинами. Первая из них заключается в том, что в большинстве случаев на предприятиях наблюдаются существенные пробелы в автоматизации ключевых производственных бизнес-процессов. Вторая же причина состоит в том, что информационная система 1С, строго говоря, не относится к комплексным решениям для автоматизации бизнеса класса ERP II.

В частности, существенны ограничения в области планирования цепочек поставок, планирования производства, управления активами предприятия (ремонт, техническое обслуживание) и т. п. Примерно то же можно сказать относительно функциональности системы Axapta, которая в настоящее время довольно активно внедряется российскими предприятиями, особенно в сфере торговли. Отраслевого решения для бухгалтерских услуг у Axapta нет. Кроме того, весьма чувствительны ограничения по таким модулям, как управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationships Management, CRM); бюджетирование (реализованы только базовые возможности на уровне плана счетов). Модуль управления цепочками поставок (Supply Chain Management, SCM) в Axapta и вовсе отсутствует. По экспертизе «ИСКОН», среди комплексных ERP-решений, которые в настоящее время представлены на российском рынке, наиболее удовлетворяющими требованиям предприятий бухгалтерских услуг можно назвать такие решения, как SAP и Lawson M3 (сравнительная характеристика ИС - в табл.). Показательно, что ряд лидеров отрасли уже приступил либо рассматривает вопрос о внедрении именно этих информационных систем.

Данный показатель, несмотря на недостаточно высокий уровень развития ИС в целом по отрасли, свидетельствует о наметившихся положительных тенденциях. Стремление к конкурентоспособности на рынке заставляет предприятия повышать требования к регулярности менеджмента, качеству информации и аналитики. Более того, в настоящее время без выхода на достойный уровень автоматизации ключевых бизнес-процессов компании уже невозможно развиваться в соответствии с такими общеэкономическими тенденциями, как:

формирование глобальных цепочек поставок - создание глобальных спрос-ориентированных цепочек поставок на сегодняшний день является необходимым условием успешного функционирования на рынке; формализация информационного обмена, как между подразделениями самой компании, так и с внешними поставщиками, организация единого источника информации посредством КИС является первым шагом к достижению данной цели;

борьба за качество продукции - необходимость выхода на международные рынки и подтверждение качества продукции заказчиками вынуждает российские компании достаточно активно внедрять международные системы качества и сертифицировать продукцию;

повышение профессионального уровня менеджмента - современные менеджеры достаточно подготовлены, чтобы оценить и использовать возможности ИТ.

Отсюда можно прогнозировать усиление внимания менеджмента предприятия к ИС-стратегии и все большую ее ориентацию на бизнес стратегию предприятия, а также существенно большее привлечение ИС консультантов. [48, c. 52]

Мы будем использовать в качестве средства формализации теоретическом аппарате концептуального анализа и синтеза, развиваемом в научной школе С.П. Никанорова. [2, c. 47].

КС «Технологический процесс»

Данная КС расширяет стандартную задачу теории расписаний тем, что учитывает возможность проведения сборочных и профилактических ТО, а также динамический аспект любого производственного расписания, выражающийся в «приходе-уходе» готовой продукции со складов, быть может, нескольких.

Используемые нами понятия в большинстве своем уже введены в предыдущих КС ТО, КС ТМ [2]. Отметим лишь, что: а) элементы множества ю играют роль и количества, и порядкового номера; б) множество X3 в простейшем случае можно заменить подмножеством ю, но оно, как и множества X0, X1, X2, является центральным и потому должно быть именовано; в) множество X7 необходимо не только для отражения динамики товарооборота, но без него трудно оценить показатели качества ТП Z .

Отношение D0 является чисто техническим, его элемент сопоставляет момент начала ТО, длительность ТО и момент окончания ТО (Ах0, Ах1). Отношение D1 определяет, и притом однозначным образом, какими показателями качества можно охарактеризовать какую-либо единицу основного оборудования (Ах2). Напомним, что показатели качества трактуются и как агрегированные характеристики состояния. Структура D1 скрепляет вместе наименование оборудования и его состояние.

Аналогичную смысловую нагрузку несет и D2 (Ах3). Однако элемент Z нагружен не только сведениями о физическом состоянии группы субстратов, но и сведениями об экономическом состоянии. Здесь мы используем следующее положение: каждая ТО, совершаемая над группой субстратов (партией пластин в микроэлектронике) как целым, влечет за собой увеличение заключенной в группе стоимости. К числу показателей качества Z отнесем число субстратов в партии, процент брака. Структура D3 конкретизует ТО ее длительностью, и для сборочной ТО задается условие ее совершения- наличие данного числа проектов данного типа (Ах4). Под сборкой понимается использование готовой продукции нескольких типов для получения заданного типа готовой продукции. [5, c. 65].

Во избежание ситуации замкнутого круга наложим ограничение Ах5. Задание наименования и длительности полностью определяет ТО (Ах6). Структура D4 наследуется из КС Абстрактный процесс, и ее элемент читается так: На единице оборудования, заданной своим названием и состоянием, над группой субстратов, с заданными названием и состоянием, можно совершить ее переход в другое состояние с помощью хотя бы вот этой ТО за хотя бы вот это время. Если группа субстратов отсутствует, то ТО считается профилактической (Ах7, Ах10). Какова бы ни была ТО, она не может изменить названий (Ах8, Ах9). Структура D5 в редуцированном виде воспроизводит множество используемых в производстве ТМ. Элемент из D5 читается так: Название ТМ раскрывается через последовательность ТО, определенную парами: порядковый номер- технологическая операция, общее число планируемых операций и конечный проект. Все эти компоненты должны присутствовать (Ах11).

Заметим, что счет ТО, входящих в ТМ, начинается с нуля. ТМ уникален по своему названию (Ах12). Общее число операций ТМ соответствует номеру последней ТО (Ах13, Ах14). Структура D7 по смыслу переходная, ее значение в прикреплении к группе пластин маршрута ее следования (Ах15, Ах16). Предыдущие структуры лишь приготовляли задание расписания, не прибавляли к понятию ТП ничего нового по сравнению с ТО и ТМ. Расписание как таковое, без учета эффекта сборки и оптимизационного аспекта, задается в структуре D8 и только к ней, что выражено условным делением аксиом на две группы.

Структура D8 типизирует множество расписаний. Каждое расписание представляется в виде совокупности троек: «временной промежуток; ТО в процессной форме; номер исполняемой в этот промежуток времени ТО в ТМ». Каждая тройка читается полностью так: «во временной промежуток длительностью х1 с момента времени t1 по момент времени t2 совершается переход единицы оборудования х2 и группы субстратов х3 из состояний y1,z1 в состояния y2,z2 соответственно под управлением технологической операции с наименованием х3, с определяемой технологическим режимом длительностью х1, возможно, сборочного типа, которая записана под вот этим номером в технологическом маршруте, которым следует группа субстратов х2. Все элементы тройки не пусты (Ах17).

Технологическая длительность, записанная в соответствующем элементе D3, совпадает с временной (Ах18). Ограничение Ах19 описывает «неперекрывание» разных троек. Достаточно отсутствия перекрывания во времени, в противном случае, когда найдется момент времени, принадлежащий двум тройкам, необходимо потребовать выполнения: 1) отличие единиц оборудования, участвующих в ТО; 2) отличие наименований групп субстратов, над которыми совершается ТО, если таковые есть (т.е. условие 2) применяется для ТО, не являющихся профилактическими). Рассмотрим случай непрофилактической ТО. Согласно Ах20, она входит в какой-либо маршрут и имеет в нем номер.

Цепочка конъюнкций служит последовательному уточнению информации: по имени группы находим имя маршрута, его проверяем на наличие данного имени ТО и получаем ее номер, который совпадает с занесенным в последнюю компоненту тройки. Аксиома Ах21 определяет, что каждой маршрутной ТО предшествует во времени ТО, записанная в ТО перед ней, или она первая (имеет нулевой номер). Указанная тройка единственна, она обладает свойствами: 1) равенство по группе субстратов; 2) отличие на единицу по номеру операции; 3) равенство конечного состояния ее группы и начального состояния группы исходной тройки; 4) правый конец ее временного промежутка предшествует левому концу в исходной тройке. Обе аксиомы Ах20, Ах21 обеспечивают в расписании группировку во времени ТО по ТМ. Значение Ах22 состоит в том, чтобы к моменту начала каждой ТО, состояние оборудования отвечало условиям проведения этой ТО. Уместно вспомнить профилактические ТО, выполняющие эту репарационную функцию. Ограничения в Ах22 делятся на два, связанных конъюнкцией: 1) есть такая предшествующая тройка с таким именно «концом» по оборудованию; 2) между этой тройкой и исходной для данной единицы оборудования временной промежуток «чист» (на нем нет иных троек).

Структура D9, несмотря на сложную запись, имеет меньшее, чем D8, значение. Мы хотим знать, имея на руках расписание, как в каждый момент времени будет меняться состояние складов готовой продукции. Знать, сколько и каких готовых изделий содержится на складе, нужно для: 1) оценки возможного объема продаж; 2) проверки осуществимости той или иной сборочной операции. Каждому расписанию из D8 соответствует несколько временных срезов, причем проекция на временную ось представляет собой отрезок, лежащий в пределах временных координат троек расписания (Ах23, Ах24). Это множество «срезов» единственно (Ах25). «Срез» состоит из пяти компонент: своей временной координаты и четырех подмножеств. Элемент первого состоит из пары: «группа субстратов, завершающих свой путь по ТМ; конечный проект для данной группы». Второе подмножество задается на основе первого(«число изделий, соответствующих данному проекту; конечный проект»), представляя собой поток изделий, вливающийся на склад. Элемент третьего подмножества есть пара: «число требуемых для сборочных ТО, начинаемых в этот момент времени, изделий данного проекта; данный конечный проект».

Таким образом, третье подмножество есть поток, выливающийся со склада вовнутрь расписания. Четвертое подмножество описывает собственно, быть может, нескольких складов. Его элемент читается: «присутствует пею готовых изделий данного конечного проекта х6 на складе х7». Последующие аксиомы детализируют свойства этих компонент «среза». Аксиома Ах26 определяет, какие тройки из D8 завершаются на данном «срезе».

Для этого фиксируется элемент во второй компоненте среза, подыскивается соответствующий данной группе субстратов элемент из D7 (он единственен по имени), проверяется, что некая операция из его ТМ завершается, затем проверяется, что ее номер совпадает с числом операций ТМ. Для того, чтобы второй компонент среза полностью описывал множество групп субстратов, завершающих свой ТМ, необходимо также обернуть формулировку в Ах26. Очевидно, что если какая-либо из групп не завершала данный проект, то в итоге не найдется среди субстратов, поступающих на склад, субстрата с данным проектом (Ах27). Заметим, что функциональность связи второго и третьего компонентов «среза» заложена уже в Ах25. Аксиомы Ах28 и Ах29 исключают дублирование количеств данного идеала в потоках, выраженных третьей или четвертой компонентами «среза». [9, c. 126].

Если функциональная связь второго и третьего компонента может оказаться сложной, и потому ее явное выражение оставлено нами в стороне, то подобное нельзя сказать о связи четвертого компонента с расписанием (Ах30). Указывается, что производится суммирование (см. примеч. выше) по элементам, обладающими определенными свойствами. Для этого в расписании ищется тройка, операция которой начинается в фиксированный первой компонентой «среза» момент времени, является сборочной и в ходе которой используется фиксированный компонентой «среза» проект. Бессмысленность отсутствия какого-либо компонента в пятом компоненте «среза» указывается в Ах31.

Полнота по множеству проектов пятого компонента указана в Ах32. Действительно, ведь на складе могут находиться устаревшие образцы продукции. В отсутствие потока продукции во вне верна аксиома Ах33, которая попросту суммирует потоки и изменяет общее состояние складов. При этом нам приходится обращаться к предшествующему «срезу». С этим связана определенная неэстетичность введения малого параметра в, который, впрочем, можно трактовать как запаздывание доставки со склада на единицу оборудования, и наоборот. Этот вопрос отпал бы, если мы положили бы X0, X1 дискретными или создавали бы под эту КС ТП вычислительную схему. Наконец структура D 10 формально задает показатели качества для производственного расписания (Ах34, Ах35).

КС «Технология»

По своему содержанию КС «Технология» более удалена от КС ТП, чем КС ТП - от КС ТМ, КС ТО. Во-первых, понятие «технология» относится не к деятельности отдельного предприятия, а к отрасли промышленности в мире. Во-вторых, уже нецелесообразно деление Процессора на оборудование (основное и вспомогательное) и расходные материалы. Вместо этого лучше ввести материальные условия воплощения технологии. Их следует дополнить информационными условиями, которые представляют собой (в технике) разного рода патенты, «ноу-хау», изобретения и прочие, говоря бухгалтерским языком, нематериальные активы. В-третьих, если хотим учесть динамику развития технологии (хотя бы на уровне отображения), нам не уйти от экономической оценки рынка товаров, производимых данной технологией.

Первым шагом для этого является разбиение на группы конечных проектов. Здесь возможна альтернатива: проводить разбиение по функциональному признаку или по целевой группе потребителей. В ряде случаев эти два признака взаимозаменяемы, но, по нашему мнению, более предпочтительна первая альтернатива. Важно отметить, что тогда мы выходим на проблему «структура-функция»: как соотносится структура изделия, определяемая во множестве всевозможных конечных проектов, и выполняемая изделием функция, которая и определяет ценность изделия для потребителя? Функционально-методные отношения (ФМО), развитые в теории концептуального анализа и синтеза структур, наиболее близки по смыслу к этой проблеме. Отметив важность проблемы «структура-функция» (в отношении потребителя), оставим ее в стороне, поскольку она лежит на границе сферы применения ОТТП. Для этого достаточно считать заданным разбиение проектов на классы эквивалентности, и описывать далее товары-заместители вместе (в виде подмножества), и не описывать какие-либо проекты по одиночке. [9, c. 74].

2. Применение информационных систем на примере компании «Сбербанк» ОАО


Сберегательный Банк Российской Федерации - старейший банк страны и единственный банк, сохранивший свою структуру после распада СССР. Новые экономические реалии, рыночные реформы начала 90х годов требовали серьезных изменений в работе банка, быстрого реагирования на изменяющуюся ситуацию. Главными задачами первых лет деятельности в новых условиях стали задачи сохранения целостности системы банка, удержания позиций на рынке розничных банковских услуг и вкладов населения, создания материально-технической базы, обеспечивающей необходимые условия для обслуживания клиентов. Решение этих задач стало возможным благодаря жесткой централизации структуры управления банком.

Стремясь к максимальной открытости, банк считает важным обнародовать и строго придерживаться в своей деятельности следующих принципов корпоративной политики [16]:

· стремление к наивысшим стандартам обслуживания клиентов, защита интересов каждого клиента;

· соблюдение законов, этических норм и правил честного ведения бизнеса, безусловное, исполнение своих обязательств и поддержание своей репутации;

· нейтральность в отношении финансово-промышленных групп, политических партий и объединений и осуществление своей деятельности в интересах вкладчиков, клиентов и акционеров;

· учет социальной значимости своей деятельности и рассмотрение социального фактора наряду с экономическим;

· развитие новых операций и направлений, на базе разумного консерватизма;.

· бережное отношение к своим сотрудниками, создание условий, при которых каждый работающий в банке может полностью реализовать свои способности;

· проявление заботы о своих ветеранах;

· учет традиций российского предпринимательства, их возрождение.

В службе по работе с персоналом в целях развития преданности у сотрудников, удержания их в организации, Коллективным договором предприятия, помимо льгот и компенсаций, предусмотренных Трудовым Кодексом РФ, предусмотрены дополнительные виды льгот и компенсаций, такие как:

-медицинское страхование;

-льготные ссуды;

-материальная помощь в особых ситуациях.

Уделяется внимание нематериальным методам мотивации персонала, таким как:

-вынесение благодарности;

-социальное вознаграждение (поздравление с юбилеем и днем рождения).

Политика трудовых отношений направлена на создание благоприятного психологического климата в организации, поиска взаимоприемлемых способов разрешения трудовых конфликтов собственными силами.

С учетом вышесказанного можно говорить о том, что в данной организации ведется активная кадровая политика, направленная на проведение постоянного мониторинга кадровой ситуации, разработку целевых антикризисных кадровых программ.

Также есть свои минусы, такие как нехватка сотрудников, большое количество обязанностей возлагается на сотрудника, что ведет к несвоевременному выполнению поставленных задач и увольнению сотрудников.

В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.

Сберегательный банк среди лидирующей группы банков занимает особое место, с его более, чем 200 млн. счетами физических лиц и 1,3 млн. считали юридических лиц, он так или иначе касается всех граждан России. Клиентами Сбербанка исторически являются физические лица, вклады которых в Сбербанке на 01.01.2000 г. составляют 86% всех сбережений, размещенных в коммерческих банках страны. Обслуживание частных лиц - дело трудоемкое и не всегда самое прибыльное. Для частных лиц у Сбербанка отработал самый широкий набор услуг для всех и каждого, от студента и до пенсионера.

Сбербанк оказывает весь спектр современных банковских услуг для юридических лиц и стремится создать благоприятные условия обслуживания, максимально удовлетворяющие потребности каждого клиента.

В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения, через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом.

Сберегательный банк среди лидирующей группы банков занимает особое место, с его более, чем 200 млн. счетами физических лиц и 1,3 млн. считали юридических лиц, он так или иначе касается всех граждан России. Клиентами Сбербанка исторически являются физические лица, вклады которых в Сбербанке на 01.01.2000 г. составляют 86% всех сбережений, размещенных в коммерческих банках страны. Обслуживание частных лиц - дело трудоемкое и не всегда самое прибыльное. Для частных лиц у Сбербанка отработал самый широкий набор услуг для всех и каждого, от студента и до пенсионера.

Сбербанк оказывает весь спектр современных банковских услуг для юридических лиц и стремится создать благоприятные условия обслуживания, максимально удовлетворяющие потребности каждого клиента.

Принимаемые Банком меры по формированию качественной профессиональной среды будут оказывать позитивное воздействие на развитие национальной экономики и повышение культуры предпринимательской деятельности. Одновременно с этим повышение квалификации партнеров Банка будет способствовать повышению количества и уровня проработки финансируемых Банком инвестиционных проектов, а также позволит снизить риски, связанные с их реализацией.

Замечу, что Банк рассматривает взаимодействие с заинтересованными сторонами как важнейшее условие устойчивого развития и ключевой фактор формирования системы КСО. Банк осознает степень влияния, которое оказывает его деятельность на широкий круг заинтересованных сторон, и свою ответственность перед ними. Определяя приоритетные направления KCO и механизмы их реализации, Банк ориентируется на ожидания заинтересованных сторон и стремится максимально их учитывать.

Банк проводит анализ информационных потребностей заинтересованных сторон в рамках встреч, переписки, опросов, образовательных программ, различного рода публичных мероприятий и т.д. Взаимодействие с ключевыми заинтересованными сторонами строится по принципу информирования и учета обратной связи.

Инструментами информирования заинтересованных сторон о вкладе Банка в устойчивое развитие являются публикации нефинансовых отчетов, проведение конференций, круглых столов, презентаций и других мероприятий. Банк также активно взаимодействует со СМИ и поддерживает работу корпоративного сайта.

В рамках комплексной работы по содействию развитию рынка проектов России Банком методологически поддерживается создание и деятельность региональных институтов развития, оказывается содействие развитию нормативной базы, организуются выездные семинары, в рамках которых осуществляется информирование потенциальных участников проектов о возможностях применения механизмов для развития общественной инфраструктуры. Банком также был разработан и осуществляется поддержка информационно-методического сайта «Государственно-частное партнерство в России».

Банк выпустил два нефинансовых отчета, подготовленных в соответствии с рекомендациями Руководства по отчетности в области устойчивого развития GRI. Первый отчет Банка за 2009 год был вынесен на публичное обсуждение в ходе международной конференции «Инвестиции в устойчивое развитие. Роль госкорпораций и компаний с государственным участием». Границы отчета Банка за 2010 год были расширены за счет включения информации по четырем дочерним банкам (ОАО «МСП Банк», ЗАО РОСЭКСИМБАНК, ОАО АКБ «Связь-Банк», ЗАО «ГЛОБЭКСБАНК»), Нефинансовые отчеты Банка проходят внутренний аудит Службы внутреннего контроля Сбербанка, внешнее подтверждение с привлечением независимой аудиторской организации и независимую экспертизу с участием членов Экспертного совета Сбербанка.

В рамках реализации предложенной мною стратегии KCO Банком будут решаться следующие задачи, направленные на развитие взаимодействия с заинтересованными сторонами и повышение качества нефинансовой отчетности [21]:

внедрение комплексного подхода к взаимодействию с заинтересованными сторонами Банка, в основу которого ляжет разработанная Политика взаимодействия с заинтересованными сторонами Сбербанка, базирующаяся на требованиях международного стандарта АА1OOOSES (Институт AccountAbiIity) и определяющая единый подход Банка в области информирования и организации двусторонних коммуникаций с заинтересованными сторонами по вопросам деятельности Банка в экономической, экологической и социальной сферах;

осуществление комплекса мер по нефинансовому содействию развитию рынка проектов России в рамках оказания методического содействия органам государственной власти по созданию и развитию деятельности региональных институтов развития, участия в развитии нормативной базы, регулирующей в России, поддержки работы сайта « в России»;

информирование заинтересованных сторон о результативности Банка в области устойчивого развития, в том числе в рамках подготовки ежегодных нефинансовых отчетов, содержащих полную, достоверную и сбалансированную информацию о деятельности Банка в области КСО, и обеспечение постепенного увеличения количества раскрываемых в отчетах стандартных показателей GRI, а также расширения границ отчетности за счет включения информации по другим организациям Группы Сбербанка;

организация процесса учета мнений и предложений заинтересованных сторон в процессе принятия решений, в том числе за счет вовлечения заинтересованных сторон в процесс подготовки нефинансовой отчетности с целью выявления ожиданий заинтересованных сторон в отношении раскрываемых в отчетах тем и показателей деятельности Банка в области КСО, а также обсуждения реализации обязательств Банка, предусмотренных Стратегией КСО.

Банк планирует развивать диалоговые формы взаимодействия с заинтересованными сторонами, направленные на их вовлечение в процесс совместного поиска решений по значимым вопросам в области KCO Банка. Это позволит Банку наиболее полно учитывать в своей деятельности общественные ожидания, повышая эффективность Банка в области КСО, а также формируя долгосрочные взаимовыгодные отношения с ключевыми группами заинтересованных сторон.

2.2 Процесс внедрения 1С: Комплекс «Галактика»

Комплекс «Галактика» - это многопользовательская сетевая система управления деятельностью предприятия, которая решает задачи планирования, оперативного управления, бухгалтерского учета, контроля и анализа. На фоне решения управленческих задач многие учетные задачи, такие как задачи бухгалтерского, материального учета, налогового планирования и другие, решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. То есть реализуется принцип «первичен не учет, а управление», учет в данном случае является дополнительным средством контроля.

Внедрение программного комплекса «Галактика-Экспресс» на ОАО «Сбербанк» позволит предприятию сэкономить на текущих затратах на расходные материалы и на обучении персонала, сократить число заказываемых в типографии бланков, объем бумажной корреспонденции. Основной целью внедрения информационного управления на предприятии является организация безбумажного офиса, то есть максимально возможное перенесение текущего делопроизводства с бумажных носителей в электронный вариант [22].

В функциональной структуре системы "Галактика" имеются следующие контура:

-контур административного управления;

контур планирования и управления финансами;

контур планирования и управления производством;

контур управления персоналом;

контур логистики;

контур бухгалтерского учета.

Система построена по модульному принципу, благодаря чему в зависимости от производственно-экономической ситуации допускается изолированная эксплуатация отдельных модулей, а также использование их произвольных комбинаций.

Необходимыми техническими условиями для функционирования программного комплекса «Галактика-Экспресс» являются:

наличие структурированной кабельной системы со скоростью передачи данных не менее 10Mb/s и выделенным сервером с минимальными характеристиками PII/300/128Mb/HDD6Gb, под управлением операционной системы MS Windows NT Server 4.0 или Novell NetWare 4.1;

в качестве клиентских станций - персональный компьютер с минимальными характеристиками: P166/32Mb/HDD2Gb под управлением операционной системы Windows 95/98.

Для внедрения программного комплекса «Галактика-Экспресс» ОАО «Сбербанк» заключается договор с НТО «ТОП СОФТ», который определяет этапы работ и на основании которого составляются конкретные планы проведения работ на предприятии, а именно:

план внедрения программного комплекса «Галактика-Экспресс»;

план-график проведения пуско-наладочных работ.

В состав затрат предприятия на внедрение программного комплекса ''Галактика-Экспресс'' включаются капитальные (единовременные) и текущие затраты. Общие капитальные затраты включают в себя следующие:

на приобретение и освоение программного обеспечения;

на обучение персонала.

Затраты на приобретение программного обеспечения сведутся к приобретению КС ''Галактика-Экспресс''. Таким образом, по данным корпорации ''Галактика'' общая сумма затрат на приобретение программного обеспечения составит 10750000 тыс. руб.. Затраты на пуско-наладочные работы составят 1100 тыс. руб.. Проект внедрения программного комплекса автоматизации управления будет проходиться в течении определенного периода времени и за это время необходимо будет обеспечить подготовку группы специалистов ( произвести их обучение работе с программным продуктом ) ОАО «Сбербанк» в количестве 22 человек и их обучение входит в стоимость приобретения КС ''Галактика-Экспресс''.

Текущие затраты представляют собой сумму затрат, связанных с эксплуатацией программного комплекса ''Галактика-Экспресс''. Они включают амортизационные отчисления и непредвиденные расходы.

Главный экономический эффект от внедрения средств автоматизации заключается в улучшении экономических и хозяйственных показателей работы предприятия, в первую очередь за счет повышения оперативности управления и снижения трудозатрат на реализацию процесса управления, то есть сокращения расходов на управление. Для ОАО «Сбербанк» экономический эффект выступает в виде экономии трудовых и финансовых ресурсов, получаемой от:

- снижения трудоемкости расчетов, алгоритмизации программирования и отладки программ за счет использования СИТ в процессе разработки автоматизированных систем;

- снижение трудозатрат на поиск и подготовку документов;

- экономии на расходных материалах (бумага, дискеты, картриджи)

- сокращения служащих предприятия.

Общее снижение затрат на расходные материалы определяется по следующей формуле:

С р.м.=Здо-Зпосле

где Здо, Зпосле-соответственно величины затрат на расходные материалы до внедрения программного комплекса и после, тыс. руб.

Ср.м.=885,5-511,4 = 374,1 тыс. руб.

После внедрения на ОАО «Сбербанк» КС '''Галактика-Экспресс'' значительно снизится время следующих операций:

- составление сводной ведомости затрат на производство - 45 минут;

- составление формы статистической отчетности №1ф - 15 минут;

- составление формы статистической отчетности №2ф - 15 минут;

- составление формы статистической отчетности №1-услуги - 15 минут.

Таким образом, после внедрения данного программного комплекса рабочий день бухгалтера составит 6 часов

Таким образам, внедрение системы ''Галактика-Экспресс'' приведет к сокращению затрат на сумму 12710,1 тыс. руб. и тем самым увеличит прибыль данного предприятия.

В процессе использования системы ''Галактика-Экспресс'' полученный эффект составит 9273,29 тыс. руб. Текущие затраты в результате функционирования системы составят дополнительные расходы амортизационные отчисления и непредвиденные расходы (2450 тыс. руб.). ЧД в конечном итоге возмещает капитальные затраты. Однако, полученные при этом суммы результатов (прибыли) и затрат (капитальных вложений) по годам приводят к единому времени - расчетному году (за расчетный год принят 2010 год) путем умножения результатов и затрат за каждый год на коэффициент приведения (at), который рассчитывается по формуле [23]:

at = (1 / (1+Ен)) t

где Ен - норматив приведения разновременных затрат и результатов;- номер года, результаты и затраты которого приводятся к расчетному (2010-0; 2011-1; 2012-2; 2007-3).

Норматив приведения разновременных затрат и результатов Ен для программных средств в существующей практике принимается равным 0,3.

Таким образом, в период приобретения, адаптации и освоения новой КС ''Галактика-Экспресс'' ОАО «Сбербанк» понесет расходы в размере 11800 тыс. руб.. Но в 2011 году предприятие получит чистую прибыль равную 9273,29 тыс. руб.. Это произойдет за счет снижения расходов на расходные материалы, снижения трудозатрат на поиск и подготовку документов, сокращения четырех работников данного предприятия, а так же за счет эффективного и оперативного принятия управленческих решений. При этом данное капиталовложение окупится уже в 2013 году.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня успех компании на рынке, эффективность ее работы определяется целым рядом факторов. Прежде всего, это макроэкономическая и политическая ситуация, конкурентная среда, законодательная база, потенциал рыночного сегмента и т.п. Совершенствование экономического строя государства в целом: определение глобальных задач, методов регулирования экономического развития со стороны государства как центрального звена управления, а также оценки и стимулирования деятельности экономических объектов - все это и сегодня остается, пожалуй, главным фактором, определяющим эффективность деятельности предприятий в России.

С позиции самой компании успешная работа ее на рынке зависит, прежде всего, от эффективного управления хозяйственной и финансовой деятельностью. Именно эффективность управления определяет внутренние показатели работы компании: выручку, прибыль, рентабельность, качество продукции, техническую оснащенность производства и т.п.

Финансовая политика инновационного типа на предприятии «Сбербанк» (ОАО) рассматривается нами в качестве алгоритма принятия управленческих решений (стратегических, тактических и оперативных) относительно фактической экономической эффективности его хозяйственной деятельности.

Недостатки ERP-систем

Хотя преимущества для большинства организаций перевешивают недостатки систем ERP, указать некоторые из наиболее распространенных из них всё же стоит:

Во многих ситуациях настройка системы ограничена или невозможна - приходится адаптироваться под программу.

Необходимо провести реинжиниринг бизнес-процессов.

Возможна неквалифицированная техническая поддержка, что приведёт к дискредитации самой идеи ERP в глазах заказчика.

ERP может быть слишком жестким и громоздким инструментом для некрупных организаций.

Когда компании не могут выделить достаточных инвестиций проект внедрения системы это сказывается на функциональности и эффективности подразделений, которые будут использовать новые модули. В этой связи важно обращать внимание и на вопрос безопасности, необходимо создать политику безопасности, которая будет защищать файлы, хранящиеся в системе для предотвращения потери информации тем или иным способом.

Один из недостатков планирования ресурсов предприятия является то, что использование программного обеспечения, которое будет управлять деятельностью фирмы может влиять на рабочий процесс, конкурентное преимущество и моральное состояние сотрудников. Кроме того, реализация такого подхода является очень дорогим и очень рискованным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 28.11.2011 г. № 339-ФЗ)

2.Федеральные закон «О безопасности» (от 28.12.2010 года № 390-ФЗ)

3.Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (в ред. от 08.11.2010 № 144н).

4.Вознесенская Н.В., Львова М.В. Роль организации бухгалтерского учета в обеспечении экономической безопасности предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы 2010. №1 С 250-252.

5.Гапоненко В. Ф., Беспалько А. А., Власков А. С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы. М.: Ось-89, 2007. 208 с.

6.Гварлиани Т.Е., Быков Е.А., Мостовая Е.В. Управленческий учет по видам деятельности: лекции и практикум в таблицах и схемах. М.: Финансы и статистика, 2007.

7.Керимов В.Э. Бухгалтерский управленческий учет: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. дом «Дашков и К», 2009.

8.Ланцман Е.Н. Концептуальные подходы к проблеме обеспечения экономической безопасности организации // Вестник АГТУ Сер.: Экономика 2010, №1 С.58-62.

9.Максимов Д. А. Рыночная устойчивость, экономическая безопасность и инновационная стратегия предприятия в условиях трансформируемой экономики / Д. А. Максимов, М. А. Халиков // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 2. С. 15-21.

10.Олейников Е. А. Экономическая и национальная безопасность. М.: Экзамен, 2005. 213 с.

11.Петренко И. Н. Безопасность экономического пространства хозяйствующего субъекта. М.: Анкил, 2005. 277 с.

12.Сергеев А. А. Критерии оценки экономической безопасности предприятия // Финансы и кредит. 2003. № 15. С. 67-69.

13.Хмелев С.И. Интерпретационные характеристики бухгалтерской отчетности в части обеспечения экономической безопасности организации // Вектор науки ТГУ 2010. №2 С. 67-69.

14.Шевелев А. В. Риски в бухгалтерском учете: учебное пособие / А. Е. Шевелев, Е. В. Шевелева. М. : КноРус, 2007. 320 с.

15.Шеремет А.Д. Управленческий учет: учебник для вузов М.: Инфра-М, 2009. 429 с.

16.Кабанов А.А. Внутренние и внешние угрозы экономической безопасности предприятия / А.А. Кабанов, Г.И. Бончук // Вестник Санкт- Петербургского университета МВД России 2008. №1 С 120-126.

17.Борисов А.Б Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с

18.Нечаев В.И., Михайлушкин П.В.Экономический словарь Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. -464с.

19.Бланк И.А.Управление финансовой безопасностью предприятия М.: Эльга, 2009. 778с.

20.Кочергина Т.Е. Экономическая безопасность Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 448с.

21.Шлыков В. В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия М.: Алетейя, 1999. 144с.

22.Королев М.И. Системы экономической безопасности предприятия М.: Маска, 2011. 352с.

23.Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства М.: Академия, 2008. 336с.

Похожие работы на - Проектирование информационно-управляющей подсистемы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!