Исследования эксплуатационных свойств автомобиля марки Honda Accord 2.4 Type-s
«Северо-Западный
Государственный Заочный Технический Университет»
Институт
автомобильного транспорта
Курсовая
работа
по
дисциплине
«Динамика
автомобиля»
на
тему:
«Исследования
эксплуатационных свойств автомобиля марки Honda Accord 2.4 Type-s”
ВЫПОЛНИЛ:
Студент 4 курса ИАТ
Шифр 9604131997
Яковлева М.А.
Санкт-Петербург
2011
Ведение
Целью данной работы является закрепление знаний
полученных в ходе изучения дисциплины, а именно оценка конструктивных
параметров выбранного автомобиля по отношению к эксплуатационным свойствам,
определяющим безопасность дорожного движения, а так же их влияние на активную
безопасность в процессе эксплуатации автомобиля.
Задача состоит в правильной оценке алгоритмов
регулирования скоростных и тормозных режимов и их применения в управлении
автомобилем, а так же в определении места дисциплины в системе дисциплин по
изучению автомобиля и всего дорожно-транспортного комплекса.
Исходные данные и задание на курсовую работу
1. Исходные данные и
тип автомобиля (вариант №7) - легковой автомобиль, с бензиновым двигателем,
пассажировместимость - 5 человек. Коэффициент сопротивления качению f 0 -
0,020; коэффициент продольного сцепления колеса с дорогой φx
- 0,8; расстояние видимости водителем дороги до препятствия на пути, м. - 150 м
2. Для работы выбран
автомобиль марки Honda Accord 2.4 Type-s
собственная масса автомобиля, кг. - 1575
грузоподъемность (пассажировместимость), кг.
(чел.); - 420 (5)
габаритная высота автомобиля, м. - 1,44
габаритная ширина (колея), м. - 1,84 (спереди -
1,585; сзади - 1,59)
максимальная мощность двигателя (кВт) и
соответствующая ей частота вращения коленчатого вала (об/мин) - 201 л.с./7000
об/мин.
передаточные числа коробки передач,
дополнительной коробки передач и главной передачи:
передача - 3,266
передача - 1,884
передача - 1, 361
передача - 1,023
передача - 0,829
передача - 0,686
Задний ход - 3,583
Главная передача - 4,764
размеры шин - 235/45 R18.
3. Рассчитать
показатели :
- тягово-скоростных свойств автомобиля
топливной экономичности
тормозных свойств автомобиля.
Расчет выполнить для значения коэффициента
использования грузоподъемности γг
(пассажировместимости γп) порожнего
с одним водителем и полностью загруженного автомобиля.
Дорогу принять горизонтальной с типами покрытия,
характеризуемого коэффициентом сопротивления качению f01= f0 и f02=5х f0, где
f0 -табличное значение коэффициента сопротивления качению.
Расчет показателей тягово-скоростных свойств
автомобиля
.Зададимся шестью значениями частоты вращения
коленчатого вала двигателя n, от минимальной nmin до максимальной nmax включая
частоты при максимальной мощности nN и максимальном крутящем моменте nM
Значение nmin для бензиновых двигателей
800об/мин.
Для бензинового двигателя без
ограничителя оборотов коленчатого вала будет равным: nmax≈1,1 nN=800
об/мин; n1=1800 обмин; n2=3100 об/мин; n3=4600 об/мин; nN=7000 обмин; nmax=7000
об/мин х1,1=7700 об/мин.
. Для выбранных значений частоты
коленчатого вала двигателя nx, рассчитаем эффективную мощность Nex кВт и
крутящий момент Mex Hм, на
коленчатом валу двигателя
Nex=Ne max (aE +bE2-cE3) (1)
Mex=9550*Nex/nx (2)
Где Nex max - максимальная эффективная мощность
на коленчатом валу двигателя nx;=nx/nN - степень использования частоты вращения
коленчатого вала двигателя;
значения a,b,c не даны условием задачи для
бензинового типа двигателя, примем их равными 1
По условию максимальная мощность двигателя
составляет 201л.с. Переведем данное значение в кВт.= 201 л.с. = 147,84 кВт при
nN=7000 об/мин
Далее подставляем заданные значения частоты
вращения коленчатого вала двигателя и максимальной мощности в выражение (1) и
получаем значение эффективной мощности двигателя:=147,84*(800/7000+(800/7000)2-(800/7000)3)=
147,84*(0,11428+0,013061-0,00149)=18,6кВт=147,84*(1800/7000+(1800/7000)-(1800/7000)3)=45,27кВт=81,62кВт=119,04кВт=147,84кВт=144,73кВт
при nmax=7700 об/мин.
Подставив полученные значения в выражение (2)
получим значения крутящего момента Mex, Н*м
Внесем данные таблицу:
Таблица 1
nx
об/мин
|
Nex
кВт
|
Mex
Hм
|
800
|
18,6
|
222,03
|
1800
|
45,27
|
240,18
|
3100
|
81,62
|
251,44
|
4600
|
119,04
|
247,13
|
7000
|
147,84
|
201,69
|
7700
|
144,73
|
179,5
|
. Рассчитаем скорость автомобиля, при включенной
i-й передаче в коробке передач, м/с
=0,105*( nx*rк)/итрi (3)
Где nx - частота вращения коленчатого вала
двигателя (выбранные значения), об/мин;к - кинематический радиус колеса (при
расчетах можно принять rк≈rd≈rст, где rd и rст - динамический и
статический радиусы колеса), мм:
rк=0,5d+∆*λсм*B
(4)
Где d и B - размер шин, посадочный диаметр шины
и ширина профиля соответственно, мм; ∆=H/B- отношение высоты к ширине
шины; λсм≈
0,8…0,9 - коэффициент, учитывающий смятие колеса под нагрузкой;
итрi = икпi* ид* иг - передаточное число
трансмиссии автомобиля при включенной i - передаче в коробке передач;
икпi, ид и иг - передаточные числа коробки
передач при включенной i- передаче, дополнительной коробки передач и главной
передачи соответственно;номер включенной коробки передач.
∆=H/B=0,45
Найдем посадочный диаметр шины, мм:
дюйм=2,54 см=25,4мм d=18дюймов=25,4*18=457,2мм
Имея ширину профиля шины В равную 235 мм
определим кинематический радиус:к=0,5*457,2+0,45*0,9*235=323,775мм=0,32м
Далее необходимо определить значения
передаточных чисел трансмиссии КПП при включенных передачах, для этого значения
передаточного числа каждой передачи умножаем на значение передаточного числа
главной передачи (дополнительная коробка передач отсутствует; значения
передаточных чисел - в исходных данных):
итр1=3,266*4,764=15,56
итр2=8,97
итр3=6,48
итр4=4,87
итр5=3,95
итр6 =3,27
итрзадход=17,07
Находим скорость автомобиля на каждой передаче.
При определении тягово-скоростных свойств автомобиля задаются внешними
скоростными характеристиками (предельными), расчет произведем согласно
выражения (3), получившиеся значения внесем в таблицу:(при
n=7700об/мин)=0,105*(7700*0,32)/15,56=16,63м/с
Таблица 2
Vi,
м/с
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
Задний
ход
|
800
|
1,73
|
3,00
|
4,15
|
5,52
|
6,81
|
8,22
|
1,57
|
1800
|
3,89
|
6,74
|
9,33
|
12,42
|
15,31
|
18,50
|
3,54
|
3100
|
6,69
|
11,61
|
16,07
|
21,39
|
26,37
|
31,85
|
6,10
|
4600
|
9,93
|
17,23
|
23,85
|
31,74
|
39,13
|
47,27
|
9,05
|
7000
|
15,12
|
26,22
|
36,30
|
48,30
|
59,54
|
71,93
|
13,78
|
7700
|
16,63
|
28,84
|
39,93
|
53,13
|
65,50
|
79,12
|
15,16
|
4. Рассчитываем
тяговую силу, Н, на каждой передаче
Pm=Me*итр*ƞтр/
rк,
(5)
Где, ƞтр- коэффициент полезного действия
(КПД) трансмиссии автомобиля. Его значение можно принять равным ƞтр≈0,82….0,88.
Для расчета далее ƞтр=0,88.
Значения Me в Табл. 1, значения итр определены
ранее, имея значение кинематического радиуса колеса определим тяговую силу на
каждой передаче, Н:(n=800об/мин)=222,03*15,56*0,88/0,32=9500,66Н
Таблица 3
|
Pm,
Н
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
Задний
ход
|
800
|
9500,66
|
5476,93
|
3956,57
|
2973,54
|
2411,80
|
1996,60
|
10422,64
|
1800
|
10277,30
|
5924,64
|
4280,01
|
3216,61
|
2608,96
|
2159,82
|
11274,65
|
3100
|
10759,12
|
6202,40
|
4480,66
|
3367,41
|
2731,27
|
2261,07
|
11803,22
|
4600
|
10574,69
|
6096,08
|
4403,86
|
3309,69
|
2684,45
|
2222,32
|
11600,90
|
7000
|
8630,32
|
4975,19
|
3594,12
|
2701,13
|
2190,86
|
1813,70
|
9467,83
|
7700
|
7680,81
|
4427,82
|
3198,69
|
2403,95
|
1949,82
|
1614,15
|
8426,18
|
5. Рассчитываем
тяговую мощность на ведущих колесах, кВт
=Pmi*Vi/1000 (6)
Значения тяговой силы Pmi в Таблице 3, значения
скорости Vi в Таблице 2.
Таблица 4
|
Nm,H
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
Задний
ход
|
800,00
|
16,43
|
16,43
|
16,42
|
16,41
|
16,42
|
16,41
|
16,36
|
1800,00
|
39,98
|
39,93
|
39,93
|
39,95
|
39,94
|
39,95
|
39,91
|
3100,00
|
71,98
|
72,00
|
72,00
|
72,02
|
72,02
|
72,01
|
71,99
|
4600,00
|
105,00
|
105,03
|
105,03
|
105,04
|
105,04
|
105,04
|
104,99
|
7000,00
|
130,49
|
130,45
|
130,46
|
130,46
|
130,44
|
130,46
|
130,46
|
7700,00
|
127,73
|
127,70
|
127,72
|
127,72
|
127,71
|
127,71
|
127,74
|
6. Рассчитываем силу
сопротивления воздуха на каждой передаче, Н
Рвi=kв*F*Vi2 (7)
Где kв- коэффициент обтекаемости автомобиля,
Н*с2/м4; F - площадь лобового сопротивления автомобиля (площадь Миделя), м2.
Значение kв выбирается из диапазона для легковых
автомобилей равным (0,2…0,4) Н*с2/м2. Примем kв=0,2 Н*с2/м2.
Лобовая площадь автомобиля зависит от наибольшей
высоты На и ширины Ва автомобиля, для легковых автомобилей Fл≈0,78* Ва*
На(м2).
Для решения необходимо найти площадь лобового
сопротивления. Значения высоты и ширины автомобиля даны в исходных данных и
составляют На=1440мм и Ва=1840мм.л≈0,78*1,84*1,44=2,06м2.
Подставим полученные и имеющиеся значения в
выражение (7) и запишем результат вычислений в таблицу:
Таблица 5
|
Pвi,
Н
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
Задний
ход
|
800,00
|
1,23
|
3,70
|
7,09
|
12,55
|
19,08
|
27,84
|
1,02
|
1800,00
|
6,22
|
18,73
|
35,89
|
63,54
|
96,59
|
140,94
|
5,17
|
3100,00
|
18,46
|
55,55
|
106,45
|
188,47
|
286,49
|
418,03
|
15,34
|
4600,00
|
40,65
|
122,32
|
234,39
|
414,99
|
630,81
|
920,44
|
33,78
|
7000,00
|
94,14
|
283,26
|
542,78
|
960,98
|
1460,76
|
2131,46
|
78,22
|
7700,00
|
113,90
|
342,75
|
656,76
|
1162,78
|
1767,51
|
2579,06
|
94,64
|
. Рассчитываем динамический фактор на каждой
передаче
=Pm-Pвi/Ga (8)
Где Ga- сила тяжести автомобиля, Н
=Ма*g (9)
Где Ма- масса автомобиля, кг; g- ускорение
свободного падения.=9,81 м/с2.
Масса автомобиля определяется из выражения для
легковых автомобилей:
Ма=Мс+80*ZП*γП
(10)
Мс- собственная масса автомобиля, кг;П-
номинальная пассажировместимость автомобиля, чел;
γП - коэффициент
использования пассажировместимости.
Найдем массу автомобиля
Номинальная пассажировместимость ZП=5, значение
дано в исходных данных. Значение собственной массы автомобиля так же дано в
исходных данных и равно Мс=1575кг.
Подставляем значения в выражение (10) получим
массу автомобиля необходимую для дальнейших расчетов, значение массы будет
определено с учетом коэффициента использования пассажировместимости γП1=1
для полностью загруженного автомобиля и γП2=0,2
для автомобиля порожнего с одним водителем:
Ма5=1575+80*5*1=1975кг - масса автомобиля с 5
пассажирами,
Ма1=1575+80*5*0,2=1655кг - масса автомобиля
порожнего с 1 пассажиром.
Подставляем полученные значения в выражение (9)
получаем значения силы тяжести автомобиля при загрузке 5-ю пассажирами и
порожнего с водителем:=1975*9,81=19374,75Н - с пятью пассажирами;=1655*9,81=16235,55Н
- порожний с одним водителем.
Определив все недостающие значения производим
расчет значений динамического фактора на каждой передаче, результат заносим в
таблицы для каждого из значений силы тяжести. Значения тяговой силы и силы
сопротивления воздуха в Таблице 3 и Таблице 5 соответственно:
Таблица 6
|
Di,
H (для Ga5)
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
Задний
ход
|
800,00
|
0,49
|
0,28
|
0,20
|
0,15
|
0,12
|
0,10
|
0,54
|
1800,00
|
0,53
|
0,30
|
0,22
|
0,16
|
0,13
|
0,10
|
0,58
|
3100,00
|
0,55
|
0,32
|
0,23
|
0,16
|
0,13
|
0,10
|
0,61
|
4600,00
|
0,54
|
0,31
|
0,22
|
0,15
|
0,11
|
0,07
|
0,60
|
7000,00
|
0,44
|
0,24
|
0,16
|
0,09
|
0,04
|
-0,02
|
0,48
|
7700,00
|
0,39
|
0,21
|
0,13
|
0,06
|
0,01
|
-0,05
|
0,43
|
Таблица 7
|
Di,
H (для Ga1)
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
Задний
ход
|
800,00
|
0,59
|
0,34
|
0,24
|
0,18
|
0,15
|
0,12
|
0,64
|
1800,00
|
0,63
|
0,36
|
0,26
|
0,19
|
0,15
|
0,12
|
0,69
|
3100,00
|
0,66
|
0,38
|
0,27
|
0,20
|
0,15
|
0,11
|
0,73
|
4600,00
|
0,65
|
0,37
|
0,26
|
0,18
|
0,13
|
0,08
|
0,71
|
7000,00
|
0,53
|
0,29
|
0,19
|
0,11
|
0,04
|
-0,02
|
0,58
|
7700,00
|
0,47
|
0,25
|
0,16
|
0,08
|
0,01
|
-0,06
|
0,51
|
.Рассчитываем коэффициент сопротивления качению
на каждой передаче
=f0*(1+AVi2) (11)
Где f0- табличное значение коэффициента
сопротивления качению, f0=0,020 и f0=0,1;
А=7*10-4с2/м2- постоянный коэффициент.
Производим расчет и вносим результаты в таблицу
Таблица 8
|
Fi
(f0=0,020)
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
Задний
ход
|
800
|
0,020042
|
0,020126
|
0,020241
|
0,020427
|
0,020649
|
0,020946
|
0,020035
|
1800
|
0,020212
|
0,020636
|
0,021219
|
0,02216
|
0,023282
|
0,024792
|
0,020175
|
3100
|
0,020627
|
0,021887
|
0,023615
|
0,026405
|
0,029735
|
0,034202
|
0,020521
|
4600
|
0,02138
|
0,024156
|
0,027964
|
0,034104
|
0,041436
|
0,051282
|
0,021147
|
7000
|
0,023201
|
0,029625
|
0,038448
|
0,05266
|
0,06963
|
0,092435
|
0,022658
|
7700
|
0,023872
|
0,031644
|
0,042322
|
0,059519
|
0,080064
|
0,10764
|
0,023218
|
Таблица 9
|
Fi
(f0=0,10)
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
Задний
ход
|
800
|
0,10021
|
0,10063
|
0,101206
|
0,102133
|
0,103246
|
0,10473
|
0,100173
|
1800
|
0,101059
|
0,10318
|
0,106093
|
0,110798
|
0,116408
|
0,123958
|
0,100877
|
3100
|
0,103133
|
0,109435
|
0,118077
|
0,132027
|
0,148676
|
0,17101
|
0,102605
|
4600
|
0,106902
|
0,120781
|
0,139818
|
0,17052
|
0,207181
|
0,256412
|
0,105733
|
7000
|
0,116003
|
0,148124
|
0,192238
|
0,263302
|
0,348151
|
0,462175
|
0,113292
|
7700
|
0,119359
|
0,158222
|
0,211608
|
0,297596
|
0,400318
|
0,538198
|
0,116088
|
. Рассчитываем ускорение автомобиля, м/с2 на
каждой передаче
ji = (Di - fi ) / δврi
* g (12)
где Di - динамический фактор на каждой
передаче;- коэффициент сопротивления качению (из условия задания);
δвр- коэффициент
учета вращающихся масс;ускорение свободного падения, g=9,81 м/с2.
Для одиночного автомобиля при его номинальной
нагрузке (при γП=1)
δврi = 1,04 + 0,04 *
u2кпi (13)
где uкпi - передаточное число коробки передач при
включенной i - передаче при изменении нагрузки (при γП≠1)
δврi = 1,04 + 0,04 *
и2кпi (14)
где Ман- масса автомобиля при номинальной
нагрузке;
Ма - масса автомобиля, кг;
Далее необходимо найти значения коэффициента
вращающихся масс δврi при
условиях его полной загрузки (при γП=1)
и частичной (при γП≠1).
Значения масс автомобиля при полной и частичной загрузке определены и
составляют:
Ма5 = 1575+80*5*1 = 1975кг - масса автомобиля с
5 пассажирами γП=1 или, масса
автомобиля при номинальной загрузке Ман,
Ма1 = 1575+80*5*0,2 = 1655кг - масса автомобиля
порожнего с одним пассажиром γП≠1.
Значение Ма = Ма1 и составляет - 1655кг.
Передаточные числа скоростей коробки передач дан. Коэффициент сопротивления
качению - fi задан условием задания и составляет 0,020 для хорошей дороги.
Значение коэффициента сопротивления качению для плохой дороги будет равно 0,1
(дано условием задания). Теперь найдем δвр,
результат внесем в таблицу:
Таблица 10
передача
|
uкп
|
δвр1
|
δвр5
|
1
|
3,266
|
1,56
|
1,47
|
2
|
1,884
|
1,22
|
1,18
|
3
|
1,361
|
1,14
|
1,11
|
4
|
1,023
|
1,10
|
1,08
|
5
|
0,829
|
1,08
|
1,07
|
6
|
0,686
|
1,07
|
1,06
|
задн
ход
|
3,583
|
1,66
|
1,55
|
Определяем ускорение автомобиля на каждой
передаче используя выражение (12), значения внесем в таблицы с учетом
коэффициента сопротивления качению по плохой и хорошей дороге:
Таблица 11
|
ji
(при δвр1 и
f0=0,020) хорошая дорога
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
3,58416
|
2,572102
|
1,891083
|
1,423105
|
1,174936
|
0,90815
|
1800
|
3,834629
|
2,72882
|
2,054776
|
1,496831
|
1,151026
|
0,872893
|
3100
|
4,020675
|
2,87958
|
2,120204
|
1,548148
|
1,092405
|
0,694934
|
4600
|
3,95305
|
2,780924
|
1,996735
|
1,301127
|
0,804455
|
0,26329
|
7000
|
3,186989
|
2,093672
|
1,304148
|
0,511364
|
-0,26914
|
-1,03083
|
7700
|
2,80546
|
1,755793
|
1,012653
|
0,182652
|
-0,63641
|
-1,53696
|
Таблица 12
|
ji
(при δвр5 и
f0=0,020) хорошая дорога
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
800
|
3,136251
|
2,160478
|
1,58868
|
1,176959
|
0,91087
|
0,731623
|
1800
|
3,402056
|
2,322509
|
1,756797
|
1,25205
|
0,978419
|
0,696033
|
3100
|
3,532757
|
2,478379
|
1,823993
|
1,213484
|
0,919249
|
0,608943
|
4600
|
3,460992
|
2,376379
|
1,697187
|
1,052722
|
0,628608
|
0,173227
|
7000
|
2,781498
|
1,748966
|
1,07426
|
0,339167
|
-0,27166
|
-1,04055
|
7700
|
2,443345
|
1,48277
|
0,774887
|
0,004368
|
-0,64236
|
-1,45891
|
Таблица 13
|
ji
(при δвр1 и
f0=0,1) плохая дорога
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
3,938397
|
1,92477
|
1,194363
|
0,694433
|
0,424679
|
0,140001
|
1800
|
3,326224
|
2,065086
|
1,324407
|
0,706338
|
0,30513
|
-0,03628
|
3100
|
3,501837
|
2,175605
|
1,307336
|
0,606193
|
0,012023
|
-0,55935
|
4600
|
3,415249
|
2,003965
|
1,034201
|
0,084545
|
-0,70106
|
-1,61738
|
7000
|
2,603404
|
1,140821
|
-0,01926
|
-1,36718
|
-2,79904
|
-4,42069
|
7700
|
2,204993
|
0,737984
|
-0,4441
|
-1,94056
|
-3,54538
|
-5,48442
|
Таблица 14
|
ji
(при δвр5 и
f0=0,1) плохая дорога
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
2,601255
|
1,491203
|
0,873129
|
0,434793
|
0,153601
|
-0,04377
|
1800
|
2,862523
|
1,636275
|
1,006688
|
0,446919
|
0,124617
|
-0,22172
|
3100
|
2,982154
|
1,750541
|
0,989156
|
0,254086
|
-0,17123
|
-0,65717
|
4600
|
2,890264
|
1,573083
|
0,708639
|
-0,18639
|
-0,89098
|
-1,72519
|
7000
|
2,162184
|
0,763815
|
-0,28492
|
-1,57416
|
-2,8252
|
-4,46239
|
7700
|
1,806115
|
0,430458
|
-0,72124
|
-2,15816
|
-3,57852
|
-5,44361
|
. Задаться значениями скорости автомобиля от
Vmin до Vmax (табл2) и рассчитать при этих значениях
Силу сопротивления качению, Н:
Рf = Ga * f (15)
где Ga - сила тяжести автомобиля, Н- коэффициент
сопротивления качению (таб 8,9).
Значения силы тяжести автомобиля порожнего с
одним водителем и с пятью пассажирами определены:=1975*9,81=19374,75Н - с пятью
пассажирами;=1655*9,81=16235,55Н - порожний с одним водителем.
Из условия задания необходимо произвести расчет
с учетом того, что дорога горизонтальная с типами покрытия, характеризуемого
коэффициентом сопротивления качению f01= f0 = 0,020 и f02=5* f0 = 0,1.
Используя выражение (15) рассчитаем значения
силы сопротивления качению:
Таблица 15
|
Р(Ga1)f=0,02
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
325,3913
|
326,7567
|
328,6256
|
331,6369
|
335,2522
|
340,0691
|
1800
|
328,1505
|
335,0366
|
344,497
|
359,7731
|
377,9887
|
402,5036
|
3100
|
334,884
|
355,3489
|
383,4095
|
428,707
|
482,7686
|
555,2869
|
4600
|
347,1237
|
392,1895
|
454,003
|
553,697
|
672,7394
|
832,597
|
7000
|
376,6745
|
480,9755
|
624,2189
|
854,9715
|
1130,484
|
1500,732
|
7700
|
387,5717
|
513,7649
|
687,1156
|
966,3262
|
1299,875
|
1747,589
|
Таблица 16
|
Р(Ga5)f=0,02
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
388,3068
|
389,9362
|
392,1665
|
395,76
|
400,0744
|
405,8227
|
1800
|
391,5995
|
399,8171
|
411,1067
|
429,3365
|
451,0741
|
480,3291
|
3100
|
399,6349
|
424,0569
|
457,543
|
511,599
|
576,1136
|
662,6536
|
4600
|
414,2412
|
468,0207
|
541,7861
|
660,7562
|
802,816
|
993,5825
|
7000
|
449,5059
|
573,9738
|
744,9138
|
1020,283
|
1349,067
|
1790,904
|
7700
|
462,5101
|
613,1031
|
819,9717
|
1153,169
|
1551,21
|
2085,491
|
Таблица 17
|
Р(Ga1)f=0,1
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
1626,956
|
1633,783
|
1643,128
|
1658,184
|
1676,261
|
1700,346
|
1800
|
1640,752
|
1675,183
|
1722,485
|
1798,866
|
1889,943
|
2012,518
|
3100
|
1674,42
|
1776,745
|
1917,047
|
2143,535
|
2413,843
|
2776,435
|
4600
|
1735,618
|
1960,948
|
2270,015
|
2768,485
|
3363,697
|
4162,985
|
7000
|
1883,373
|
2404,878
|
3121,095
|
4274,858
|
5652,42
|
7503,661
|
7700
|
1937,859
|
2568,824
|
3435,578
|
4831,631
|
6499,375
|
8737,944
|
Таблица 18
|
Р(Ga5)f=0,1
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
1941,634
|
1949,782
|
1960,934
|
1978,902
|
2000,475
|
2029,218
|
1800
|
1958,099
|
1999,189
|
2055,64
|
2146,793
|
2255,487
|
2401,77
|
3100
|
1998,278
|
2120,394
|
2287,833
|
2558,127
|
2880,716
|
3313,439
|
4600
|
2071,313
|
2340,224
|
2709,07
|
3303,952
|
4014,287
|
4968,169
|
7000
|
2247,645
|
2870,017
|
3724,761
|
5101,68
|
6745,683
|
8954,982
|
7700
|
2312,67
|
4100,07
|
5766,141
|
7756,452
|
10427,99
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммарную силу сопротивления движения
автомобилю, Н:
Рс = Рв + Рf (16)
Где Рв - сила сопротивления воздуху, Н. Необходимые
значения определены, находятся в Таблице 5 и соответствуют выбранным значениям
скорости автомобиля;
Рf - сила сопротивления качению, Н.
используя выражение (16) рассчитаем значения и
внесем их в таблицы:
Таблица 19
|
Pc,
Н( Ga1, Н) f=0,02
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
326,6213
|
330,4567
|
335,7156
|
344,1869
|
354,3322
|
367,9091
|
1800
|
334,3705
|
353,7666
|
380,387
|
423,3131
|
474,5787
|
543,4436
|
3100
|
353,344
|
410,8989
|
489,8595
|
617,177
|
769,2586
|
973,3169
|
4600
|
387,7737
|
514,5095
|
688,393
|
968,687
|
1303,549
|
1753,037
|
7000
|
470,8145
|
764,2355
|
1166,999
|
1815,952
|
2591,244
|
3632,192
|
7700
|
501,4717
|
856,5149
|
1343,876
|
2129,106
|
3067,385
|
4326,649
|
Таблица 20
|
Pc,
Н( Ga5, Н) f=0,02
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
389,5368
|
393,6362
|
399,2565
|
408,31
|
419,1544
|
433,6627
|
1800
|
397,8195
|
418,5471
|
446,9967
|
492,8765
|
547,6641
|
621,2691
|
3100
|
418,0949
|
479,6069
|
563,993
|
700,069
|
862,6036
|
1080,684
|
4600
|
454,8912
|
590,3407
|
776,1761
|
1075,746
|
1433,626
|
1914,023
|
7000
|
543,6459
|
857,2338
|
1287,694
|
1981,263
|
2809,827
|
3922,364
|
7700
|
576,4101
|
955,8531
|
1476,732
|
2315,949
|
3318,72
|
4664,551
|
Таблица 21
|
Pc,
Н( Ga1, Н) f=0,1
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
1628,186
|
1637,483
|
1650,218
|
1670,734
|
1695,341
|
1728,186
|
1800
|
1646,972
|
1693,913
|
1758,375
|
1862,406
|
1986,533
|
2153,458
|
3100
|
1692,88
|
1832,295
|
2023,497
|
2332,005
|
2700,333
|
3194,465
|
4600
|
1776,268
|
2083,268
|
2504,405
|
3183,475
|
3994,507
|
5083,425
|
7000
|
1977,513
|
2688,138
|
3663,875
|
5235,838
|
7113,18
|
9635,121
|
7700
|
2051,759
|
2911,574
|
4092,338
|
5994,411
|
8266,885
|
11317
|
Таблица 22
|
Pc,
Н( Ga5, Н) f=0,1
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
1942,864
|
1953,482
|
1968,024
|
1991,452
|
2019,555
|
2057,058
|
1800
|
1964,319
|
2017,919
|
2091,53
|
2210,333
|
2352,077
|
2542,71
|
3100
|
2016,738
|
2175,944
|
2394,283
|
2746,597
|
3167,206
|
3731,469
|
4600
|
2111,963
|
2462,544
|
2943,46
|
3718,942
|
4645,097
|
5888,609
|
7000
|
2341,785
|
3153,277
|
4267,541
|
6062,66
|
8206,443
|
11086,44
|
7700
|
2426,57
|
3408,424
|
4756,83
|
6928,921
|
9523,962
|
13007,05
|
Мощность, затрачиваемую на преодоление
сопротивления качению, кВт:
= ( Pf * V ) / 1000 (17)
Где Pf - сила сопротивления качению, Н;-
скорость автомобиля, шесть выбранных ранее значений
Рассчитаем мощность на преодоление сопротивления
качению, и результаты внесем в таблицы:
Таблица 23
|
Nf,
Н( Ga1, Н) f=0,02
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
0,562927
|
0,98027
|
1,363796
|
1,830635
|
2,283067
|
2,795368
|
1800
|
1,276505
|
2,258147
|
3,214157
|
4,468382
|
5,787007
|
7,446317
|
3100
|
2,240374
|
4,125601
|
6,16139
|
9,170043
|
12,73061
|
17,68589
|
4600
|
3,446938
|
6,757426
|
10,82797
|
17,57434
|
26,32429
|
39,35686
|
7000
|
5,695319
|
12,61118
|
22,65915
|
41,29512
|
67,30902
|
107,9477
|
7700
|
6,445318
|
14,81698
|
27,43652
|
51,34091
|
85,14181
|
138,2692
|
Таблица 24
|
Nf,
Н( Ga5, Н) f=0,02
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
0,671771
|
1,169809
|
1,627491
|
2,184595
|
2,724506
|
3,335863
|
1800
|
1,523322
|
2,694767
|
3,835626
|
5,332359
|
6,905945
|
8,886089
|
3100
|
2,673558
|
4,9233
|
7,352716
|
10,9431
|
15,19211
|
21,10552
|
4600
|
4,113415
|
8,063997
|
12,9216
|
20,9724
|
31,41419
|
46,96665
|
7000
|
6,796529
|
15,04959
|
27,04037
|
49,27968
|
80,32345
|
128,8197
|
7700
|
7,691543
|
17,68189
|
32,74147
|
61,26786
|
101,6043
|
165,0041
|
Таблица 25
|
Nf,
Н( Ga1, Н) f=0,1
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
2,814635
|
4,90135
|
6,818982
|
9,153177
|
11,41534
|
13,97684
|
1800
|
6,382527
|
11,29073
|
16,07079
|
22,34191
|
28,93503
|
37,23159
|
3100
|
11,20187
|
20,62801
|
30,80695
|
45,85021
|
63,65304
|
88,42944
|
4600
|
33,78713
|
54,13986
|
87,87171
|
131,6215
|
196,7843
|
7000
|
28,47659
|
63,05589
|
113,2957
|
206,4756
|
336,5451
|
539,7383
|
7700
|
32,22659
|
74,08489
|
137,1826
|
256,7046
|
425,709
|
691,3461
|
Таблица 26
|
Nf,
Н( Ga5, Н) f=0,1
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
3,359027
|
5,849345
|
8,137876
|
10,92354
|
13,62323
|
16,68017
|
1800
|
7,617004
|
13,47453
|
19,17912
|
26,66317
|
34,53151
|
44,43274
|
3100
|
13,36848
|
24,61777
|
36,76548
|
54,71834
|
75,96449
|
105,533
|
4600
|
20,56814
|
40,32207
|
64,61133
|
104,8674
|
157,079
|
234,8454
|
7000
|
33,9844
|
75,25185
|
135,2088
|
246,4111
|
401,638
|
644,1319
|
7700
|
38,4597
|
88,41403
|
163,7158
|
306,3551
|
508,0476
|
825,0629
|
Мощность, затрачиваемую на преодоление
сопротивления воздуха, кВт:
в = (Рв * V) / 1000 (18)
Где Рв - сила сопротивления воздуха, Н. Значения
определены ранее, для решения задания из Таблицы 5 возьмем значения
соответствующие выбранным показателям скорости автомобиля.
Таблица 27
|
Nв
, кВт
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
0,002128
|
0,0111
|
0,029424
|
0,069276
|
0,129935
|
0,228845
|
1800
|
0,024196
|
0,12624
|
0,334854
|
0,789167
|
1,478793
|
2,60739
|
3100
|
0,123497
|
0,644936
|
1,710652
|
4,031373
|
7,554741
|
13,31426
|
4600
|
0,403655
|
2,107574
|
5,590202
|
13,17178
|
24,6836
|
43,5092
|
7000
|
1,423397
|
7,427077
|
19,70291
|
46,41533
|
86,97365
|
153,3159
|
7700
|
1,894157
|
9,88491
|
26,22443
|
61,7785
|
115,7719
|
204,0552
|
Суммарную мощность, затрачиваемую на преодоление
сопротивления движению, кВт:
= Nf + Nв (19)
Где Nf - мощность, затрачиваемую на преодоление
сопротивления качению, кВт. Значения определяются по Таблице 23,24,25,26.в -
мощность, затрачиваемую на преодоление сопротивления воздуха, кВт. Значения
определяются по Таблице 27.
Полученный результат внесем в таблицы:
Таблица 28
|
Nс
, Н( Ga1, Н) f=0,02
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
0,565055
|
0,99137
|
1,39322
|
1,899911
|
2,413002
|
3,024213
|
1800
|
1,300701
|
2,384387
|
3,549011
|
5,257549
|
7,2658
|
10,05371
|
3100
|
2,363871
|
4,770537
|
7,872042
|
13,20142
|
20,28535
|
31,00014
|
4600
|
3,850593
|
8,864999
|
16,41817
|
30,74612
|
51,00789
|
82,86606
|
7000
|
7,118716
|
20,03826
|
42,36206
|
87,71046
|
154,2827
|
261,2636
|
7700
|
8,339475
|
24,70189
|
53,66095
|
113,1194
|
200,9137
|
342,3245
|
Таблица 29
|
Nс,
Н( Ga5, Н) f=0,02
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
0,673899
|
1,180909
|
1,656915
|
2,253871
|
2,854441
|
3,564707
|
1800
|
1,547518
|
2,821007
|
4,170479
|
6,121526
|
8,384738
|
11,49348
|
3100
|
2,797055
|
5,568236
|
9,063368
|
14,97448
|
22,74686
|
34,41977
|
4600
|
4,51707
|
10,17157
|
18,5118
|
34,14418
|
56,09778
|
90,47584
|
7000
|
8,219925
|
22,47667
|
46,74328
|
95,69501
|
167,2971
|
282,1356
|
7700
|
9,5857
|
27,5668
|
58,9659
|
123,0464
|
217,3762
|
369,0593
|
Таблица 30
|
Nс,
Н( Ga1, Н) f=0,1
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
2,816762
|
4,91245
|
6,848405
|
9,222453
|
11,54527
|
14,20569
|
1800
|
6,406723
|
11,41697
|
16,40564
|
23,13108
|
30,41383
|
39,83898
|
3100
|
11,32537
|
21,27294
|
32,5176
|
49,88159
|
71,20778
|
101,7437
|
4600
|
17,63834
|
35,8947
|
59,73006
|
101,0435
|
156,3051
|
240,2935
|
7000
|
29,89999
|
70,48297
|
132,9986
|
252,891
|
423,5187
|
693,0543
|
7700
|
34,12075
|
83,9698
|
163,407
|
318,4831
|
541,481
|
895,4013
|
Таблица 31
|
Nс,
Н( Ga5, Н) f=0,1
|
nx
об/мин
|
1
передача
|
2
передача
|
3
передача
|
4
передача
|
5
передача
|
6
передача
|
800
|
3,361155
|
5,860445
|
8,167299
|
10,99282
|
13,75317
|
16,90902
|
1800
|
7,6412
|
13,60077
|
19,51397
|
27,45234
|
36,0103
|
47,04013
|
3100
|
13,49198
|
25,26271
|
38,47613
|
58,74971
|
83,51923
|
118,8473
|
4600
|
20,97179
|
42,42964
|
70,20153
|
118,0392
|
181,7626
|
278,3546
|
7000
|
35,40779
|
82,67893
|
154,9117
|
292,8265
|
488,6116
|
797,4478
|
7700
|
40,35386
|
98,29894
|
189,9402
|
368,1336
|
623,8195
|
1029,118
|
Расчет показателей топливно-экономических
свойств автомобиля.
Основным измерителем топливной экономичности
автомобиля является расход топлива в литрах на 100 км пройденного пути (путевой
расход) Qs, л/100км. Для оценки эффективности использования топлива при
выполнении транспортной работы используют расход топлива на единицу
транспортной работы Qw, л/100, т*км или л/100 пасс*км. Расчет этих показателей
рекомендуется производить при средней скорости движения автомобиля на маршруте,
м/с:
= kv * vmax (20)
где kv - поправочный коэффициент = 0,8;
vmax -
максимальная скорость (определяется из графика №7 и 8).
= (ge ( Nf +
Nв )) / (36 vc ρт ƞтр)
(21)
Qw = (ge ( Nf + Nв )(vc)) / (10 W
ρт
ƞтр) (22)
где ge - удельный эффективный расход топлива
двигателем, г/кВт*ч;
( Nf + Nв )(vc) - суммарная мощность,
затрачиваемая на преодоление сопротивления движению автомобиля при средней
скорости vc, кВт (значения определяются по графику №7 и №8);
ρт - плотность
топлива, кг/л (при расчетах принять = 0,72 кг/л);- удельная транспортная
работа, выполненная автомобилем на маршруте, т*км/ч;
ƞтр- коэффициент полезного действия (КПД)
трансмиссии автомобиля. Его значение можно принять равным ƞтр≈0,82….0,88.
Для расчета далее ƞтр=0,82;
. Определим значение удельной
транспортной работы, выполненной на маршруте, т*км/ч (для легковых автомобилей)
л = 0,288 * ZП * γп
* vc, пасс*км/ч, (23)
Где ZП - номинальная пассажировместимость
автомобиля, чел;
γп - коэффициент
использования пассажировместимости;- средняя скорость движения автомобиля на
маршруте.
Начнем с определения значения средней скорости
на маршруте, для этого необходимо найти vmax - максимальная скорость
(определяется из графика №7 и 8), затем используем выражение (20), kv -
поправочный коэффициент = 0,8 известен, получим значения средней скорости с
учетом загрузки и качества дороги после определения максимальной скорости с
одним водителем -f0,1 = 35,5 м/с 3-ая передачаf0,02 = 58 м/с 5-ая передача
при номинальной нагрузке -f0,1 = 34,5 м/с 3-ая
передачаf0,02 = 54,75 м/с 5-ая передача
умножив полученные значения получим - vc :
при номинальной нагрузке -f01 = 0,8 * 34,5 = 27,6
м/с - 3-ая передачаf 02 = 0,8 * 57,75 м/с = 46,2 м/с - 5-ая передача,
имея значение средней скорости рассчитаем
удельную транспортную работу используя выражение (23), значение номинальной
пассажировместимости дано заданием и равно 5, значение коэффициента для
порожнего автомобиля с одним водителем и при номинальной загрузке равно 0,2 и 1
соответственно:л1 f01= 0,288 * 5 * 0,2 * 28,4 = 8,18 пасс*км/чл5 f01= 0,288 * 5
* 0,2 * 46,4 = 13,36 пасс*км/чл1 f02= 0,288 * 5 * 1 * 27,6 = 39,74 пасс*км/чл5
f02 = 0,288 * 5 * 1 * 46,2 = 66,53 пасс*км/ч
. Определим значение удельного
эффективного расхода топлива gе, г*кВт*ч, определяется приближенным методом
И.С. Шниппе
е = ke * ku * gеN (24)
где ke - коэффициент учитывающий степень
использования частоты вращения коленчатого вала Е;- коэффициент учитывающий
степень использования мощности И при движении автомобиля со скоростью vc;еN -
удельный эффективный расход топлива двигателем при максимальной мощности,
г/кВт*ч.
Определим удельный эффективный расход топлива
двигателем при максимальной мощности gеN , он на 5…15% больше, чем минимальный
расход топлива gе min, т.е. gеN = (1,05…1,15) * gе min. Для бензинового
двигателя gе min ≈ (260….310) г/кВт*ч.еN = 1,1 * 280 = 308 г/кВт*ч,
Коэффициенты ke и ku определяются по формулам:
= 1,25 - Е + Е2 - 0,24 * Е3 (25)
где Е - степень использования частоты вращения
коленчатого вала, определяется из выражения:
Е = nVc / nN (26)
где nvc и nN - частоты вращения коленчатого вала
двигателя при движении автомобиля со скоростью vc (определяется по графику vc =
f (nx) или используя выражение (3)) при максимальной мощности двигателя
соответственно.
= 3,27 - 8,22 * И + 9,13 * И2 - 3,18 * И3 (27)
где И - степень использования мощности двигателя
при движении автомобиля со скоростью vc. Определяется как отношение мощности
двигателя Nc(Vc) , необходимой для равномерного движения автомобиля в заданных
условиях со скоростью vc, к мощности Ne max(Vc) , которую может развить
двигатель при полной подаче топлива при движении автомобиля с той же скоростью vc,
т.е.:
И = Nc (Vc) / Ne max
(Vc) (28)
С учетом КПД трансмиссии можно записать:
И = ( Nf + Nв
)(Vc) / Nm max(Vc) (29)
где ( Nf + Nв )(Vc) - суммарная мощность,
затрачиваемая на преодоление сопротивления движению автомобиля при скорости vc,
кВт (определяется по графику мощностного баланса автомобиля №7 и №8);max(Vc) -
максимальная тяговая мощность на ведущих колесах при движении автомобиля со
скоростью vc (определяется по графику мощностного баланса автомобиля №7 и №8).
Найдем ke , для чего необходимо определить
значение Е. Используя график №2 определим значение nVc . Значение nN = 7700
об/мин. Подставив значения в выражение (26) получим:
с одним водителем -
Е1 f01 = 5500 / 7700 = 0,714
Е1 f02 = 5450 / 7700 = 0,707
номинальная загрузка автомобиля -
Е 5 f01 = 5300 / 7700 = 0,688
Е5 f02 = 5400 / 7700 = 0,701
Подставив значение Е в выражение (25) получим:
с одним водителем -f01= 1,25 - 0,714 + 0,7142 -
0,24 * 0,7143 = 0,958f02= 1,25 - 0,707 + 0,7072 - 0,24 * 0,7073 = 0,958
номинальная загрузка автомобиля -f01= 1,25 -
0,688 + 0,6882 - 0,24 * 0,6883 = 0,957f02= 1,25 - 0,701 + 0,7012 - 0,24 *
0,7013 = 0,957
Найдем значение ku, для чего необходимо
определить значение И. Используя график №7 определим значения ( Nf + Nв )(Vc) и
Nm max(Vc) для порожнего автомобиля с одним водителем. Искомые значения
мощностей равны:
( Nf + Nв )(Vc) -
для хорошей дороги 120 кВт,
для плохой дороги 119 кВт;max(Vc) -
для хорошей дороги 130 кВт,
для плохой дороги 129 кВт.
Значения мощностей для номинальной загрузки
автомобиля определены по графику №8 и равны:
( Nf + Nв )(Vc) -
для хорошей дороги 118кВт,
для плохой дороги 114 кВт;max(Vc) -
для хорошей дороги 129кВт,
для плохой дороги 127 кВт;
Теперь можно найти значения И для порожнего
автомобиля с одним водителем используя выражение (29):
И1 = 120 / 130 = 0,92 - для хорошей дороги,
И1 = 119 / 129 = 0,92 - для плохой дороги;
И для номинальной нагрузки автомобиля:
И5 = 118 / 129 = 0,91 - для хорошей дороги,
И5 = 114 / 127 = 0,89 - для плохой дороги.
Имея значения И можно найти ku используя выражение
(27):
порожний автомобиль с одним водителем -= 3,27 -
8,22 * 0,92 + 9,13 * 0,922 - 3,18 * 0,923 = 0,95 - для хорошей дороги;= 3,27 -
8,22 * 0,92 + 9,13 * 0,922 - 3,18 * 0,923 = 0,95 - для плохой дороги;
номинальная загрузка автомобиля -= 3,27 - 8,22 *
0,91 + 9,13 * 0,912 - 3,18 * 0,913 = 0,96 - для хорошей;= 3,27 - 8,22 * 0,89 +
9,13 * 0,892 - 3,18 * 0,893 = 0,94 - для плохой дороги
Теперь для определения удельного эффективного
расхода топлива gе, г*кВт*ч, неизвестных нет, найдем искомые значения используя
выражение (24):
автомобиль тормозной фара расстояние
gе = ke * ku * gеN
порожний автомобиль с одним водителем -е1 =
0,958 * 0,95 * 308 = 280,31 г*кВт*ч - для хорошей дороги;е1 = 0,958 * 0,95 *
308 = 280,31 г*кВт*ч - для плохой дороги,
номинальная загрузка автомобиля -е2 = 0,957 *
0,96 * 308 = 282,96 г*кВт*ч - для хорошей дороги;е2 = 0,957 * 0,94 * 308 =
277,07 г*кВт*ч - для плохой дороги.
Определим путевой расход топлива Qc, используя
выражение (21), л/100 км:
порожний автомобиль с одним водителем -f01 =
(280,31 * 35,5) / (36 * 28,4 * 0,72 * 0,88) = 15,36 - для хорошей дороги,f02 =
(280,31 * 58) / (36 * 46,4 * 0,72 * 0,88) = 15,36 - для плохой дороги;
номинальная загрузка автомобиля -= (282,96 *
34,5) / (36 * 27,6 * 0,72 * 0,88) = 15,506 - для хорошей дороги;= (277,07 *
57,75) / (36 * 46,2 * 0,72 * 0,88) = 15,18 - для плохой дороги,
Определим расход топлива на единицу транспортной
работы, используя выражение (22), л/100 пасс*км:
= (ge ( Nf + Nв )(vc)) / (10 W ρт
ƞтр)
порожний автомобиль с одним водителем -f01 =
(280,31 * 35,5) / (10 * 8,179 * 0,72 * 0,88) = 192 - для хорошей дороги;f02 =
(280,31 * 58) / (10 * 13,36 * 0,72 * 0,88) = 192 - для плохой дороги;
номинальная загрузка автомобиля -f01 = (282,96 *
34,5) / (10 * 39,744 * 0,72 * 0,88) = 39 - для хорошей дороги;f02 = (277,07 *
57,75) / (10 * 66,528 * 0,72 * 0,88) = 38 - для плохой дороги.
Расчет показателей тормозных свойств автомобиля.
Тормозные свойства автомобиля оказывают влияние
не только на безопасность движения, но и на среднюю скорость движения.
Допустимая по тормозным свойствам скорость
движения автомобиля Vд может быть определена из условия:
= Sб + Sв (30)
где So - остановочный путь авомобиля;б -
расстояние безопасности (обычно принимают равным 5…10м)в - расстояние видимости
водителем дороги до препятствия на пути.
Подставляя в условие выражения (30) для
остановочного пути автомобиля и значения Sб и Sв получаем квадратное уравнение,
корнями решения которого является искомая величина vд.
Остановочный путь автомобиля будет определяться
по формуле:
So = vд
* (tpe + tc + 0,5 * tн)
+ vд2
/ 2 * g * φx (31)
где vд - допустимая по тормозным свойствам
скорость движения автомобиля м/с;- время реакции водителя, с (в зависимости от
индивидуальных качеств, квалификации водителя, степени его утомленности,
дорожной обстановки и т.д.). Может изменяться в пределах 0,2…1,5 с. При
расчетах примем среднее значение 0,8 с;- время запаздывания тормозного привода,
с (у технически исправной тормозной системы с гидроприводом и дисковыми
тормозными механизмами от 0,05…0,07 с, с барабанными тормозными механизмами от
0,15…0,2 с);н - время нарастания замедления (тормозных сил) от нуля до
установившегося значения, с (в расчетах можно принять 0,05….0,2 с - для
легковых автомобилей);- ускорение свободного падения, 9,81 м/с2;
φx - коэффициент
продольного сцепления колеса с дорогой, по условию задания равен 0,8.
Расстояние видимости водителем дороги для
светлого времени суток дано заданием и равно 150 м, а для темного времени при
пользовании фарами определяют по формуле:
в = Sосв - µ * vд, где (31)
осв - максимальная протяженность участка дороги,
освещенного фарами (для дальнего света 100 м, для ближнего света 50 м);
µ = 1,8 с - коэффициент, учитывающий уменьшение
расстояния видимости от скорости движения.= 142 - в светлое вр. сутокд = 6
С фарами дальнего светав =89,2
С фарами ближнего светав =39,2