Проблемы формирования рынка труда

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    59,35 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы формирования рынка труда

Содержание

Введение

. Рынок труда: понятие, типология и структура

.1 Эволюция понятия «рынок труда»

.2 Типология и структура рынка труда

.3 Особенности российского рынка труда

. Оценка состояния рынка труда

.1 Оценка уровня занятости в Российской Федерации

.2 Механизм функционирования рынка труда и его особенности

.3 Государственное регулирование занятости населения

. Основные направления развития рынка труда в переходной экономике

.1 Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России

.2 Тенденции рынка труда

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Рынок труда в системе экономики свободного предпринимательства играет совершенно особую роль, что обусловлено спецификой товара, представленного на данном рынке. Рабочая сила, носителем которой является человек и которая служит опорой и стержнем формирования личности, выступает на рынке труда в качестве товара. Особенности индивидуальной рабочей силы должны учитываться государством и работодателем при построении отношений занятости в рамках рынка труда любого уровня.

Происходящая в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений связана с формированием рынка труда в экономической системе страны. Механизм формирования и функционирования рынка труда в различных странах имеет как ряд общих черт, так и множество отличий, обусловленных спецификой развития. Формирование рынка труда в России имеет определенные преимущества и недостатки по сравнению с эволюционным ходом развития рынка труда, характерного. Для большинства развитых стран. В целом формирование рынка труда протекает под влиянием различных факторов: одни являются предпосылками успешного решения проблем занятости в стране, другие, наоборот, будут провоцировать обострение этих проблем. Несмотря на то, что формирование российского рынка труда еще не завершено, уже сложились определенные закономерности его функционирования. Именно этим объясняется актуальность темы.

Цель исследования - показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:

дать определение, рассмотреть основные черты рынка труда в России;

сделать сравнительный анализ рынка труда России и других стран;

раскрыть структуру и типологию рынка труда;

проанализировать правовое регулирование рынка труда в России;

выявить основные проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России.

С учетом специфики темы и круга затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй - проблемы регулирования его деятельности, а в третьей - практический аспект функционирования рынка труда в современных российских условиях.

Объект исследования - это проблемы рынка труда в Российской Федерации.

Предметом исследования - труды ведущих ученых - юристов российского и зарубежного законодательства.

Тема курсовой работы носит исследовательский характер и предусматривает всестороннюю характеристику объекта исследования.

1. Рынок труда: понятие, типология и структура

.1 Эволюция понятия «рынок труда»

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда - совокупность экономических и юридических процедур, позволяющих людям обменять свои трудовые услуги на заработную плату и другие выгоды, которые фирмы согласны им предоставить в обмен на эти услуги.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, что рабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, где ее ценой является заработная плата.

В тот период домонополистического капитализма удовлетворение спроса на рабочую силу со стороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работников осуществлялось стихийно, через одномоментные действия не несущих обязательства сторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за труд определенного количества и качества. Поэтому понятие «рынок труда» Маркс относил к сфере обращения.

С развитием капитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономические связи и экономические отношения, претерпел существенные изменения и рынок рабочей силы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма». Они стали включать в себя не только зарплату и рабочее время, но и гарантии занятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.е. отпуск), различные социальные выплаты и т.п. Изменилось отношение к рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации.

Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее к росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы. Так, беспрецедентный рост безработицы в Германии в годы крупнейшего мирового экономического кризиса 1929-1933гг., когда каждый третий трудящийся оказывался безработным, сыграл свою роль в становлении фашистской диктатуры.

Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

.2 Типология и структура рынка труда

рынок труд занятость

Рынок труда имеет сложное строение. Прежде всего, из общей численности населения нужно выделить ту его часть, которая способна работать по найму. Но способность работать по найму не совпадает с понятием «трудоспособное население», к которому статистика относит лиц определенного возраста (у нас, например, это мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55). Тем не менее, в общей численности населения можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы. Схема, приведенная ниже, отражает составные части рынка труда: они обособлены друг от друга, самостоятельны и каждая из них выполняет особую функцию, образуя единый рынок труда, который не может существовать без какой-либо одной части.

Схема занятости населения


При всей схожести развития экономик и социальных сфер развитых стран политика занятости в каждой из этих стран привела к формированию разных моделей рынка труда. Это разнообразие моделей можно свести к 2-м основным типам: внешний (или профессиональный) и внутренний рынки труда.

Внешний рынок труда предполагает мобильность рабочей силы между фирмами. Внутренний основан на движении кадров внутри предприятия, либо когда работник перемещается на новое рабочее место, сходное по выполняемым функциям и характеру работы с прежним местом, либо на более высокие должности и разряды. Внешний рынок труда предполагает наличие у работников профессий, которые могут быть использованы разными фирмами. Профессию и квалификацию работников, сосредоточенных на внутреннем рынке труда, сложнее использовать на других предприятиях, т.к. они носят специфический характер, обусловленный работой на данной фирме. Кроме того, особенности производственных отношений на внутреннем рынке труда препятствуют переходу работников на другие предприятия.

Таким образом, внешний рынок труда характеризуется большей текучестью кадров по сравнению с внутренним рынком труда, где движение кадров осуществляется преимущественно внутри предприятия.

Тенденции в экономическом развитии, которые приводят к сокращению продолжительности рабочего времени, вызывают к жизни новую форму функционирования рынка труда - гибкий рынок труда.

Структурная перестройка экономики, сокращение удельного веса занятости в промышленности и увеличение сферы услуг с ее возможной организацией нестандартных форм занятости, непрерывное обновление материальной базы производства, постоянное изменение объема и структуры спроса на товары и услуги изменили потребности предприятий в количестве и качестве рабочей силы. Жесткая регламентация условий труда у работников на стандартных режимах занятости стала препятствием гибкости производства, ведет к снижению конкурентоспособности предприятия. Становлению гибкого рынка труда способствовали и социальные факторы: меняющиеся потребности работников в условиях труда на протяжении трудовой жизни, необходимость в периодическом обновлении знаний, расширение профессионального профиля, возможность выбора подходящего режима рабочего времени.

При неудовлетворении спроса предпринимателя на работников на 100% за счет тех, кто уже работал по найму и в данный момент ищет работу, то, естественно, этот спрос адресуется также и тем, кто впервые предлагает свой труд. Та сфера, где формируется этот труд, изначально предназначенный на продажу, является фактически составной частью рынка труда. Это потенциальный рынок труда, без которого другие элементы рынка труда не могут существовать. Экономическая функция этой части рынка труда заключается в том, что здесь лишь формируется наемный труд.

Существует множество факторов, вследствие которых происходит непрерывное увольнение наемных работников с огромного числа предприятий в любой стране с развитой рыночной экономикой. Происходит массовое перемещение наемных работников с одних рабочих мест, предприятий, отраслей на другие. В ходе такого перемещения, а также при выходе из сферы потенциального рынка труда образуются перерывы в работе по найму разной продолжительности. Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом из одних и включением в другие части рынка труда. Это состояние как раз и есть состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товаров и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. А в сфере обращения продавец этого товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними. Эта сфера и называется циркулирующим рынком труда, где начинается его купля-продажа.

Существует также рынок труда отдельных профессий. Здесь речь идет о колебаниях спроса и предложения отдельных профессий, что связано с научно-техническим прогрессом и структурной перестройкой экономики. Западные специалисты выделяют пять групп работников, имеющих различные гарантии занятости и материальной обеспеченности:

высокопрофессиональные работники с высоким социальным статусом и стабильной занятостью. Уровень оплаты и условия труда соответствуют мировым стандартам. Таких работников меньшинство, и рост их доходов, как правило, выше, чем рост общего экономического уровня и уровня инфляции.

работники, конкурирующие между собой на рынке труда, но все же имеющие гарантии занятости и не подверженные массовой безработице. В их число входит большинство квалифицированных работников, и рост их доходов равен росту уровня инфляции.

работники, занятые физическим трудом, преимущественно в обрабатывающих и добывающих отраслях промышленности. Их профессии исчезают вместе с сокращением самих отраслей. Уровень зарплаты поддерживается профсоюзными организациями, а занятость защищена коллективными договорами.

работники тех профессий, которые имеются в избытке на рынке труда. Это сфера услуг с низкой производительностью труда. Уровень зарплаты у них низок, и их занятость не гарантирована.

контингент населения, более или менее отстраненный от рынка труда. Это молодежь и те, кто долгое время являлся безработным.

Наряду с международным рынком товаров, услуг и капиталов все большую силу приобретает теперь и международный рынок рабочей силы, который не просто является системой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов интернационализации производства, роста интеграции между нациями. Национальные рынки труда все больше утрачивают свою обособленность и замкнутость. Между ними возникают транснациональные потоки и перемещения рабочей силы, которые приобретают постоянный и систематический характер. Такие трансграничные перемещения рабочей силы наряду с движением капитала образует верхний международный уровень рынка рабочей силы. Международный рынок труда можно определить как наднациональное образование, где на постоянной основе выступают покупатели и продавцы рабочей силы в рамках межгосударственного регулирования спроса и предложение рабочей силы.

Образование международного рынка труда осуществляется двояко:

через миграцию труда и капитала;

путем постепенного слияния национальных рынков труда, когда окончательно устраняются юридические, национально-этнические, культурные и иные преграды между ними.

В основе формирования и развития международного рынка труда лежит ряд весомых обстоятельств: процесс интернационализации производства и специфическое капиталистическое восприятие рабочей силы в качестве одного из элементов в общем перечне затрат. Отчужденное отношение к труду как к безликому экономическому агрегату, изначально присущее капиталу, с еще большей силой проявляет себя с ростом масштабов производства, с его интернационализацией. Труд в его конкретном выражении оказывается уже на самых низших уровнях иерархии экономических забот. Такое «безразличие» капитала к конкретным формам трудовых затрат придало ему со временем необычайную гибкость и мобильность и в то же время заставило постоянно искать выгодные, взаимозаменяемые источники труда. Сам процесс капиталистической интернационализации производства изначально определяется уже природой самого капитала. Еще К. Маркс предсказывал в свое время, что «действительная задача буржуазного общества - это создание нового рынка и производства, покоящегося на базисе этого рынка. В данном случае имеется в виду не только рынок товаров и капиталов, но и рынок рабочей силы, хотя Маркс напрямую об этом не говорит. Таким образом, рынок труда как социально-экономическая категория - это сложное и динамичное явление, связанное как с макроэкономическим развитием страны, так и с мотивацией действий самого работника. Это понятие выходит за рамки понятий «занятость» и «незанятость», которые характеризуют лишь состояние элементов рынка труда на данный период.

.3 Особенности российского рынка труда

Современный российский рынок труда характеризуется следующими особенностями:

Несбалансированность рынка труда в территориальном разрезе. Различаются две группы регионов: трудоизбыточные и трудодефицитные. К первой группе относятся Юг России, Северный Кавказ, многие крупнейшие города страны. Более того, как внутренняя, так и внешняя миграция населения увеличивает трудоизбыточность в этих регионах, поскольку наблюдается миграционный прирост трудовых ресурсов в них. Во вторую группу входят Дальний Восток, Восточная Сибирь, Север. Причем миграционные процессы обостряют трудодефицитность в них, ибо при обмене населением с другими регионами России и другими странами они имеют миграционный отток жителей.

Несбалансированность в отраслевом аспекте, усилившаяся в последнее десятилетие в результате трансформации отраслевой структуры экономики. Приоритетное значение всё более стали иметь топливно-энергетические отрасли, машиностроительные же отрасли сократили объём производства и следовательно, численность работников, в результате чего претерпела значительные изменения отраслевая структура занятости, деформируя состав совокупного работника.

Профессионально-квалификационная нестабильность, обусловленная, прежде всего приватизацией собственности, которая существенно подорвала производственную деятельность многих предприятий, которые либо прекратили, либо перепрофилировали свою направленность, вследствие чего нарушилась профессионально-квалификационная структура рабочей силы.

В течение всего периода реформирования общества и экономики преобладала потребность в неквалифицированной или малоквалифицированной рабочей силе, что снижало территориальную и профессиональную подвижность трудовых ресурсов. Только в последнее пятилетие стал увеличиваться спрос на квалифицированных работников. Однако, чтобы улучшить ситуацию, потребуются большие затраты и много времени.

2. Оценка состояния рынка труда


В России уровень занятости населения (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) составил в июле 65,2%, сообщает Федеральная служба госстатистики (Росстат).

При этом численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в июле составила 76,4 млн человек, или около 54% от общей численности населения страны.

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в июле составил 5,4% (без исключения сезонного фактора).

В численности экономически активного населения 72,3 млн человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 4,1 млн человек - как безработные с применением критериев Международной организации труда (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

По сравнению с июнем, численность занятого населения в июле увеличилась на 48 тыс. человек, или на 0,1%, численность безработных уменьшилась на 20 тыс. человек, или на 0,5%. По сравнению с июлем 2011 г. численность занятого населения выросла на 648 тыс. человек, или на 0,9%, численность безработных сократилась на 889 тыс. человек, или на 17,7%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,8 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в госучреждениях службы занятости населения. В конце июля 2012 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 1086 тыс. человек, что на 3,6% меньше по сравнению с июнем 2012 года.

Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в июле 2012 г. составила 44,9%, доля городских жителей - 61,0%.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В июле это превышение составило 1,9 раза.

Средний возраст безработных в июле составил 33,7 лет. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 33,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 7,8%, 20-24 лет - 25,8%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (27,0%) и 20-24 лет (14,0%). По сравнению с июлем 2011 г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет сократился на 6,4 п.п., в возрасте 20-24 лет увеличился на 0,2 п.п.

.2 Механизм функционирования рынка труда и его особенности

К основным рычагам саморегулирования рынка труда относятся цена труда, соотношение платежеспособного спроса на него и его предложение и конкуренция.

На рынке труда ценой труда является заработная плата. Она привлекает на рынок труда ту часть населения, которая не имеет других источников к существованию. Высокий уровень заработной платы увеличивает предложение труда во всех сегментах рынка труда: расширяет потенциальный и циркулирующий, а на внутрифирменном повышается оплата труда за рост его продолжительности и эффективности. Повышение общего уровня реальной заработной платы повышает общий уровень жизни работоспособных наемных работников. Увеличиваются налоговые поступления от заработной платы, страховые взносы и отчисления в различные фонды, что расширяет возможности социальной защищенности населения. Опыт развитых стран показывает, что в значительной степени благосостояние их населения связано с высоким уровнем заработной платы на рынке труда.

Колебания цены труда в сторону ее снижения приводят к обратным результатам: ограничивается приток рабочей силы на рынок труда, уменьшается его предложение, снижаются налоговые поступления и т.д.

В процессе саморегулирования рынка труда не менее важна роль прибыли предпринимателя, который является покупателем на рынке труда. Вполне естественно его стремление извлечь из наемного труда максимальную выгоду при минимальных затратах. Эта выгода воплощается в размерах нормы прибыли, которая показывает размеры дохода по отношению к затратам предпринимателей. Предприниматель будет стремиться туда, где норма прибыли выше, и покидать сферы, где она ниже. Однако в любом случае, создавая новую или расширяя старую фирму, предприниматель вовлекает в рынок труда новых работников, увеличивая его масштабы. Вместе с тем, стремясь уменьшить затраты на найм рабочей силы, он модернизирует производство, совершенствует организацию труда, следовательно с учетом повышенных требований усложняется система образования (т.е. потенциальный рынок труда).

Доход фирмы является экономической основой ее инвестиционной активности. По размерам дохода можно смело судить о степени успеха предпринимателя. Падение доходности фирмы (если не приняты экстренные меры) заканчивается ее банкротством и выбрасыванием персонала фирмы на улицу. Практика рыночной экономики дает немало тому примеров. Колебания нормы прибыли в зависимости от цикла деловой конъюнктуры то сжимают, то расширяют рынок труда, регулируя его количественно-качественный состав. Специалисты отмечают, что при благоприятной деловой конъюнктуре оживляется процесс капитальных вложений в народное хозяйство. При этом спрос на труд резко возрастает, повышается заработная плата, которая привлекает наемных работников в динамичные отрасли до тех пор, пока они не насыщаются рабочей силой.

Из этого следует, что регулирующей силой, повышающей или снижающей цену труда и определяющей динамику рынка труда, является прибыль предпринимателя. Именно поэтому она становится объектом конкуренции между предпринимателями. Это тот самый экономический механизм, который регулирует движение нормы прибыли, определяющей цену труда. Последняя побуждает наемных работников переходить с одних фирм на другие, менять профессии и т.п.

Цена труда также колеблется в зависимости от спроса и предложения труда на рынке. Но здесь нужно учитывать и то, что спрос на труд предприниматель предъявляет когда найм работников дает ему прирост доходов после продажи произведенной продукции на рынке. Если данный прирост сокращается с насыщением рынка, то предприниматель ощущает это через снижение прироста прибыли и ослабление конкурентоспособности фирмы. Поэтому он должен сокращать производство и персонал. Глубинные причины движения спроса и предложения труда на рынке труда - в стремлении предпринимателя выжить, увольняя часть работников и увеличивая тем самым предложение труда и резервируя одновременно некоторое число вакантных рабочих мест. В этом случае предложение рабочих рук на рынке труда возрастает при сохранении потенциального спроса на них со стороны зарезервированных рабочих мест.

Таким образом механизм саморегулирования рынка труда приводит его к такому состоянию, когда рост общего уровня безработицы сочетается с ростом удельного веса резерва производственных мощностей. При экономическом подъеме резервные рабочие места поглощают значительную часть безработных, но это порождает инфляцию, съедает рост доходов наемных работников за счет быстрой потери деньгами покупательной способности. Все меры по сдерживанию инфляции в конечном итоге ведут к росту безработицы.

Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция - все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом - общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода. Западные экономисты используют так называемую кривую Лоренца (см. Рис.5) для изучения распределения доходов между разными группами населения. Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая - очень высокие. Поэтому кривая Лоренца (если рассматривать ее с экономико-математической точки зрения) при продвижении от беднейших слоев населения к богатейшим получает все больший угловой коэффициент наклона касательной, т.е. поднимется все круче.

Существуют также различия в степени неравенства доходов между разными странами, например, в США, оно заметнее, чем в странах Западной Европы. Основной причиной этих различий является тот факт, что в европейских странах государство более широко использует перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев, используя систему налогообложения и другие механизмы для сокращения неравенства, формируемого рынком.

В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест.

Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, т.к. она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и социальной стабильности в обществе.

.3 Государственное регулирование занятости населения

В Федеральном Законе «О занятости населения в Российской Федерации» установлено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;

обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые;

предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

3. Основные направления развития рынка труда в переходной экономике

.1 Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России

Модернизация национальной экономики имеет в качестве одного из ведущих и приоритетных направлений модернизацию рынка труда. Однако в условиях глобального экономического кризиса модернизация экономики может стать причиной серьёзных проблем для российского рынка труда. Мероприятия по реформированию экономики без изменения структуры производства и создания новых рабочих мест не эффективны и бессмысленны. В этом случае модернизация может привести к исчезновению одной трети существующих в настоящее время рабочих мест. При сохранении текущего уровня ВВП повышение производительности труда в России до уровня развитых стран, возможно, потребует увеличения безработицы в несколько раз…

Президент России Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию отметил следующее. «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии. Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям». Таким образом, основными задачами модернизации экономики России, ставшей благодаря Президенту России главной целью национальной экономической политики, являются повышение конкурентоспособности продукции и производительности труда [См.: http://www.infox.ru/authority /state/2009/11/12/Poslaniye_Myedvyedye.phtml].

Модернизировать (фр. modernizer, moderne - современный) - это значит делать современным, изменять соответственно требованиям современности, вводя различные усовершенствования. В первую очередь это относится к отечественному производству, которое нуждается в новой технике и технологиях и повышении производительности труда, которое означает количество произведенной продукции на каждого работника.

Модернизация рынка труда выступает составной частью как социальной, так и экономической модернизации России.

Социальная модернизация - это прежде всего модернизация социальной сферы: здравоохранения, образования, культуры и т.д. Но и рынок труда не является в чистом виде экономическим институтом, здесь тоже присутствует социальная составляющая, которую необходимо, говоря русским языком, осовременить.

Экономическая модернизация включает мероприятия по модернизации экономических аспектов рынка труда. Например, необходимо модернизировать уровень заработной платы, который получают работники, привести в соответствие с современными требованиями МРОТ и минимальный прожиточный минимум во всех регионах России, провести мероприятия, связанные с разработкой долгосрочной концепции рынка труда и её реализацией и т.д.

В рамках экономической модернизации критериями глубины модернизационных преобразований являются, например, такие параметры, как: средний срок службы основных фондов, долю ресурсосберегающих технологий, производительность труда, концентрацию производства и конкурентоспособность продукции. В конечном счете, модернизация проявит себя в снижении цен на товары массового спроса при их изобилии и качестве и обеспечении достойной заработной платы на рабочих местах. Если выпуск товаров останется на прежнем уровне, то повышение производительности труда в два раза будет означать соответствующее уменьшение рабочих мест тоже в два раза. В настоящее время производительность труда в России составляет около 30% от уровня производительности труда в США.

Модернизация, курс на которую инициирован Президентом России, предусматривает максимальное увеличение производительности труда, а это означает сокращение занятых на неэффективных предприятиях страны трудовых ресурсов - персонала. Если в результате модернизации производительность труда в России вырастет в несколько раз, но при этом не изменятся внешние условия (страна будет производить ровно столько, сколько производит сегодня, продукция будет того же качества, не вырастет внутренний платежеспособный спрос), тогда можно будет говорить о сокращении работников промышленности в точно такое или даже большее число раз.

Здесь налицо действие экономического закона, который гласит следующее: рост производительности труда сопровождается повышением конкурентоспособности, что приводит к расширению доли соответствующей экономики на мировом рынке.

Вероятно, мнение о том, что модернизация неизбежно приведёт к росту безработицы несколько прямолинейно. Модернизация - это одновременное сокращение рабочих мест в одних секторах и некоторое увеличение их числа в других секторах экономики.

В целом, проведение модернизации без серьёзного изменения структуры производства и создания новых рабочих мест - «бессмысленная инициатива». Но к «лишним» на действующих российских предприятиях экономисты относят одну треть рабочих мест.

Если в России сократить одну треть работающих (33% от 69,4 млн. человек), то безработица в России вырастет в 5 раз, до 38,7% экономически активного населения. Для сравнения, численность безработных в ноябре 2009 г. составила в России 8,1%, а самая высокая безработица среди регионов России была зарегистрирована в Ингушетии (52,1%).

По мнению В.В. Иноземцева, директора Центра исследований постиндустриального общества, «если модернизация приведёт к сопоставимой с европейской производительности труда, а новые рабочие места не будут созданы, то для рынка труда это будет катастрофой» [См. электронный ресурс: http://www.infox.ru].

Производительности труда мирового уровня вряд ли можно достичь в течение нескольких лет. Поэтому первые шаги модернизации в России, вероятно, будут не слишком болезненными. Например, в Японии в период самых успешных модернизационных движений в 1970-е годы уровень безработицы был одним из самых низких в мире. Безработица в Японии стала более или менее значительной проблемой лишь после 1997 г.

Если модернизировать отдельные участки отечественной экономики, мы будем порождать социальные проблемы в смежных участках. Поэтому модернизация обязательно должна сопровождаться созданием новых рабочих мест в трудоёмких отраслях.

Эффект роста безработицы вследствие технического перевооружения производства наблюдался, например, в Великобритании в ходе промышленного переворота, когда механизация производства привела к массовой безработице. Возникло движение английских рабочих, луддитов, которые в конце XVIII - начале XIX вв. протестовали против внедрения машин, прибегая в ряде случаев к их разрушению.

В экономике России существует недопроизводство по многим видам товаров и услуг, нерациональная география размещения объектов, острый дефицит инфраструктуры - хороших дорог, хорошего транспорта, недостаточное качество и количество жилья, производства отечественной полезной для здоровья продовольственной продукции и др. Всё это потребует привлечения миллионов рабочих рук, необходимо только находить финансирование. Рост безработицы вследствие модернизации производства возможен и в современных условиях, но будет носить средне- и долгосрочный характер.

В модернизации Россия должна делать ставку на отрасли промышленности с явно выраженным мультиплицирующим эффектом, такие, как космос и авиация, автомобилестроение, судостроение, машиностроение, где производственный цикл довольно длительный. Например, производство авианосца может занимать 10-15 лет. Так что если сегодня начинать проводить модернизацию, эффект безработицы возникнет уже при будущих поколениях. Но повышение производительности труда и рентабельности модернизированных производств приведут к росту доходов бюджета, поэтому потери безработным на первых порах могут быть компенсированы государством в виде социальных выплат.

Далее возможны следующие варианты развития событий на рынке труда.

Первый вариант: высвободившихся безработных «поглотит» растущий сектор услуг. Потенциал для роста этого сектора в России достаточно большой.

Например, в Италии 80% ВВП производится в фирмах, в которых работают два-три человека. Это маленькие пекарни, кафе и т. д. В развитых странах в сфере услуг производится больше половины ВВП, поэтому в России есть благоприятные условия для того, чтобы сфера услуг поглотила освобождающихся в результате модернизации работников.

Второй вариант: высвободившихся безработных «поглотит» модернизированный индустриальный сектор. В России доля сферы услуг в ВВП достаточно высока. Вопрос не в том, насколько она вырастет в результате модернизации, а в том, что мы имеем очень низкоразвитый индустриальный сектор. В России он занимает порядка 14%, в то время как даже в постиндустриальной Германии - более 30%. Так что главная задача модернизации - качественно, а не количественно изменить отечественный индустриальный сектор, провести сверхиндустриализацию, соответствующую запросам новейшего времени.

В 1980-90-е гг. рост числа вновь созданных рабочих мест в сфере производства информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) не перекрывал их сокращения в результате использования новых технологий. В действительности базовые продуктовые инновации не приводили к возникновению достаточного числа рабочих мест, чтобы скомпенсировать их выбытие влиянием НТП и международной конкуренции.

Сегодня становится очевидным, что сектор услуг, понимаемый в широком смысле - производственные услуги и услуги населению, прежде всего, высокотехнологичные услуги, может обеспечить значительный прирост занятости, как в настоящее время, так и в будущем. Во Франции и в Великобритании в нем работают 2/3 всех занятых, а в США - ещё больше. Другие развитые страны по этому показателю также начинают к ним приближаться. Производство услуг может стать «локомотивом» экономического роста в том смысле, что они более не играют дополнительную, вспомогательную роль по отношению к промышленности. ИТТ позволяют увеличить «обменный потенциал» услуг, который в прошлом был весьма ограничен и, таким образом, расширить рынок услуг, что в свое время произошло с продукцией обрабатывающей промышленности. Следовательно, сектор услуг (например, предприятия по выпуску программного обеспечения) сегодня характеризуется показателями, схожими с теми, которые присущи традиционным промышленным производствам. Правда, их труднее воспринимать, потому что они связаны с производством нематериальных продуктов. Сектор услуг все больше обогащается за счет новых сетевых решений. Постепенно возникает инфраструктура, разрабатываются методы применения новых высокоскоростных телекоммуникационных систем, способных передавать не только цифры и тексты, но изображение и звук (мультимедиа). Это раскрывает содержание возможного сценария очередного цикла экономического развития, когда потребителям будут предложены новые услуги, компании-поставщики получат доступ к глобальным рынкам, а в сфере новых видов деятельности будут созданы дополнительные рабочие места. Потенциал экономического развития, который несут в себе информационные сети, исключительно высок, поскольку они охватывают и изменяют различные сферы человеческой жизнедеятельности: развлечения и торговлю, финансы и средства массовой информации, образование и медицину, почтовую связь и т. д.

Следует отметить, что не все виды услуг одинаково подвержены влиянию ИТТ. Оно велико в области оказания новых финансовых и страховых услуг и услуг компаниям, где существенно возрос «обменный потенциал» услуг и расширились их предложение, а следовательно, и занятость. В сфере же промежуточных услуг (торговля, транспорт и связь) влияние ИТТ в большей степени способствовало повышению производительности труда, чем рыночной экспансии, и не привело к увеличению занятости. Наконец, в области социальных и персональных услуг, которые в немалой степени обуславливают создание новых рабочих мест в третичном секторе, возможности применения ИТТ оказались пока ограниченными. В будущем они, скорее всего, возрастут, особенно в образовании, культуре, науке, профессиональном обучении и здравоохранении.

Новые рабочие места и сетевые услуги. Сегодня ИТТ могут внести решающий вклад в укрепление взаимосвязи между ростом производительности труда, объёмов производства, инвестиций и занятости. Новые виды услуг, распространяющиеся по сетям, в состоянии создать немало рабочих мест, что подтверждает практика последних лет.

Согласно экспертным оценкам, в США вклад информационного сектора (информационные системы и телекоммуникации, средства массовой информации) в ВВП в следующем десятилетии удвоится, что приведет к созданию 3-5 млн. новых рабочих мест главным образом в малых и средних инновационных фирмах. Только вокруг Интернет уже возникло примерно 400 тыс. рабочих мест. Япония, в свою очередь, надеется создать в секторе мультимедиа в ближайшие 15 лет 2,5 млн. рабочих мест, а страны ЕС - 6 млн.

Опыт США опровергает широко распространенное мнение, что инновационные процессы снижают качество и ухудшают содержание труда, разделяя рабочую силу на «рабочую аристократию» - «тех, кто знает» - и основную массу работников низкой квалификации. В действительности в последнее десятилетие значительная часть новых рабочих мест была создана в третичном секторе экономики, где работники выполняют функции менеджеров, специалистов, консультантов и мелких предпринимателей, нередко работая неполный рабочий день. Например, на предприятиях, производящих программное обеспечение, с высокой долей специалистов в числе занятых за пять лет было создано 250 тыс. новых рабочих мест, в то время как в обрабатывающей промышленности их количество сократилось на 116 тыс. В секторе финансовых услуг за последние десять лет было ликвидировано 80 тыс. рабочих мест, связанных с оказанием традиционных услуг, но появилось 500 тыс. рабочих мест в таких новых областях, как управление ценными бумагами и активами, обслуживание кредитных карт. В секторе ИТТ производительность труда «вообще не сильно отличается от той, что существует в Европе или США», в секторе розничной торговли - 75-80% от американской. Поэтому здесь многое зависит от отрасли. Специфика экономики России состоит в том, что даже внутри одного сектора производительность разных фирм может отличаться в разы. «У нас уже сейчас есть много компаний, которые вполне работают по международным стандартам, производительности в том числе, к сожалению, их не так много. Но у нас сохраняется много неэффективных фирм, которые не умирают и тянут остальную экономику вниз».

Среди возможностей информационных сетей следует особо отметить поддержку дистанционной (надомной) работы. Это - часть процесса децентрализации служебной деятельности во времени и пространстве. Несмотря на все сложности, связанные с внедрением подобного новшества, компаниям оно может дать не только организационные, но и экономические преимущества. Многие успешные эксперименты, проведенные в разных странах мира, подтвердили, что дистанционная работа не только означает возможность трудиться дома; она способствует обеспечению более гибкого подхода к выполнению работником своих функций, оптимизируя соотношение рабочего времени и времени, затрачиваемого на поездки на работу. Молодые профессионалы новой сферы услуг нередко предпочитают такую форму занятости и работу неполный рабочий день, чтобы вести независимый образ жизни, далекий от стандартов корпоративной бюрократии. Распространение надомной работы требует достижения согласия между работниками и работодателями и пересмотра трудовых отношений. Частичная занятость все больше рассматривается как результат современных структурных сдвигов в экономике. Поощрение независимости работы в информационных сетях приведет к увеличению доли самозанятых работников по сравнению с долей наёмных работников.

На наш взгляд, самое главное в модернизации - это преобразование институтов, соответственно, для модернизации экономики необходимо преобразование экономических институтов. «Без институциональных изменений современная российская экономика не может быть восприимчива к инновационному типу развития, а инновационная политика государства - эффективной»[1].

Необходимо оценивать степень модернизации по глубине институциональных преобразований. Безработица вполне может оставаться на текущем уровне, но институционально - это будет другая экономика, с другой банковской системой, с иным антимонопольным регулированием и т. д.

Поэтому считаем, что одним из направлений модернизации российской экономики должна быть модернизация экономических институтов рынка труда, повышение их эффективности. Это касается, в том числе, работы бирж труда, бюро и служб занятости и т. д.

. Модернизация заработной платы работников;

. Модернизация рабочих мест предприятий и фирм;

. Модернизация бирж труда;

. Модернизация государственных институтов посредничества в трудоустройстве;

. Модернизация инфраструктуры рынка труда.

Модернизация рынка труда включает в себя необходимость модернизировать инфраструктуру рынка труда, что предполагает создание развитого рынка жилья, необходимого при переездах рабочей силы, развитого рынка образовательных услуг, дающих возможность мигрировать за границу с российскими дипломами и т.д. Например, до сих пор в России отсутствует система т.н. непрерывного образования, которая уже достаточно давно функционирует в развитых странах мира. В результате чего за рубежом работники, достигшие пенсионного возраста, могут успешно конкурировать с выпускниками университетов за свои рабочие места в том случае, если сохраняют здоровье и готовность работать в столь зрелом возрасте (60 и более лет).

В современной экономике России получили распространение разнообразные «античные» способы адаптации на рынке труда; они стали своего рода «визитной» карточкой российского рынка труда. Это - работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы и теневая оплата труда, натуральная оплата труда и производство товаров и услуг в домашних хозяйствах населения.

Несвоевременная и скрытая оплата труда, неполная и вторичная занятость обусловили персонализацию трудовых отношений между работниками и работодателями, вследствие чего явные трудовые контракты могут уступать место неявным контрактам, которые отличают неформальные трудовые отношения.

Проблема занятости в России не может решаться в отрыве от общемировых процессов на мировом рынке труда. Вхождение России в мировой рынок может смягчить безработицу в России. Кроме того, обмен трудовыми ресурсами России с другими странами мира может стать эффективным способом подъема страны до уровня развитых стран мира. Однако, присоединение к мировому рынку труда потребует преодолеть своего рода «барьер вхождения», чтобы сделать российских работников конкурентоспособными на мировом рынке труда. Но для этого придется сформировать полноценный рынок труда в пределах самой России, который обеспечит необходимую мобильность рабочей силы.

.2 Тенденции рынка труда

В 2011 году был принят ряд документов, которые окажут влияние на условия труда россиян в будущем. Какие тенденции будут актуальны в следующем году на рынке труда, к чему следует готовиться работнику?

С 6 сентября 2011 года для Российской Федерации вступила в силу Конвенция № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках». Одной из наиболее важных для нашей страны является статья 12, в которой говорится о признании недействительными (или о запрете) соглашений об отказе от права на минимальный ежегодный оплачиваемый отпуск или о неиспользовании такого отпуска с заменой его компенсацией или иным образом. При этом не следует бояться того, что неиспользованный отпуск сгорит. Нормы Конвенции и действующего законодательства говорят о том, что при увольнении все неиспользованные отпуска должны быть компенсированы.

Большой общественный резонанс вызвала инициатива, с которой выступил Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Было предложено ввести 60-часовую рабочую неделю вместо 40-часовой (в настоящее время). На самом деле, эта цифра (60 часов) складывается из 40 часов основной рабочей недели и 20 часов максимального времени, в течение которого человек может работать по совместительству.

Суть предложения состояла в том, чтобы разрешить работнику (при наличии у него такого желания) работать у одного работодателя более 40 часов без оформления документов по внутреннему совместительству. В том случае, если инициатива РСПП будет принята в виде закона, труд работника от 40 до 60 часов в неделю будет оплачиваться по одинарным ставкам, что, конечно же, снижает уровень гарантий прав работников по сравнению с действующим законодательством.

Фактически подобный порядок выполнения работы (фриланс) существует уже давно. Работа фрилансеров в лучшем случае оформляется гражданско-правовым договором. Но это не обеспечивает им соблюдения всех трудовых прав, которыми пользуются их коллеги в офисах. Законопроект Минздравсоцразвития РФ, разработанный совместно с работодателями и профсоюзами в этом году, вводит понятие «удаленного рабочего места».

Эксперт отмечает также, что для 2011-го были свойственны завышенные ожидания кандидатов. Кроме того, в уходящем году на рынок труда вернулся достаточно противоречивый тренд контр-офферы. Контр-оффер (калька с английского термина counter-offer) означает предлагаемое улучшение компенсации (а возможно, и позиции) кандидата на нынешней работе в тот самый момент, когда он получает предложение от нового работодателя.

Возможно, эти тенденции сохранятся и в новом году. Кроме того, прогнозируется, что в 2012 году:

• Около 40% кандидатов будут неохотно менять работодателя. Связано это с тем, что вокруг достаточно много разговоров о грядущем кризисе и нестабильности.

• «Сложные» позиции будут по-прежнему актуальны, в то время как сотрудники на рядовых проектах (например, менеджер по продажам) будут менее востребованы.

• Спрос на молодых сотрудников (практически без опыта работы) будет продолжать расти. Компании все более заинтересованы в развитии собственных ресурсов, нежели в «покупке» готовых специалистов.

• Топ-менеджеры будут реже менять место работы. Компании-работодатели все чаще хотят видеть не просто построение управленческой структуры, но и получение определенных результатов в среднесрочной/долгосрочной перспективе.

• Иностранные компании по-прежнему будут пользоваться услугами кадровых агентств чаще, чем российские. Как правило, западные работодатели предъявляют более сложные требования к открытым у них вакансиям (английский язык и т.д.). Таких кандидатов достаточно сложно найти самостоятельно, вот и приходиться обращаться к рекрутерам.

• Ожидается «усложнение» и «удлинение» процесса подбора сотрудников со стороны компаний на позиции среднего и высшего звена. Это значит, что соискателям стоит готовиться к большому количеству интервью и проведению дополнительных профессиональных тестирований.

Заключение

В данной работе дан анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Рынок труда это не только отношения между наемными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда в целом. Ведь политика государства на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование в этой области в совокупности с другими мерами на остальных сегментах может быть по-настоящему эффективной.

Был также поставлен вопрос о необходимой степени вмешательства государства в рыночную экономику, и конкретно в сферу трудовых отношений. Применительно к странам с развитой рыночной социально ориентированной экономикой этот вопрос актуален только в тот момент, когда начинается отток капитала за границу, обусловленный чрезмерным налоговым прессом на предпринимателей (основной источник финансирования социальных программ и т.п.). И тут уже ставится вопрос о предоставлении свободы рыночным саморегулирующимся процессам для стимулирования экономического роста.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе, и сильный «теневой» сектор. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2901);

Учебная литература

1.      Белокрылова О.С, Михалкина Е. В. Экономика труда: Конспект лекций. - Ростов-на Дону: Феникс, 2002, С. 154;

.        Веревкин Л.П. Рынок труда в условиях интеграции // Энергия: экономика, техника, экология. - 2009. - N 11. - С.60-64.

.        Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1993. - N 4. - С.30-40.

.        Иванов Н.П. Мировой кризис и рынок труда // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2011. - N 11. - С.3-17.

.        Курс экономической теории./ Под ред. Чепурина М.Н.- Киров: «АСА“ 2006.

.        Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов.- М.: Омега-Л,2006.

.        Мкртчан Г. Социальные аспекты рынка труда / Мкртчан Г., Чистяков И. // Общество и экономика. - 1999. - N 9. - С.93-103.

.        Обзор занятости в России. Вып. 1 (1991-2000 гг.). - М.:ГЕИС, 2002, С.14;

.        Основные показатели деятельности органов Государственной службы занятости РФ в январе-декабре 2007 года. Стат. сборник. - М.: Государственная служба занятости, 2008. С. 4-5;

.        Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник.- М.: изд-во МГУ, 2004.

.        Рофе А, И., Жуков А. Л. Теоретические основы экономики социологии труда: Учебник. - М.: МИК, 2005, С. 254;

.        Рофе А.И., Збышко Б.Г., Ишин В.В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда. - М., 2000, С.111;

.        Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М,2003,146.

.        Шакиров Н. Сегментирование рынка труда.- 2009.- N 4.- с.105-111

.        Яковенко Е.Г., Христолюбова Н.Е., Мостова В.Д. Экономика труда: Учебное пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Похожие работы на - Проблемы формирования рынка труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!