Проблемы трудоустройства молодежи

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    66,76 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы трудоустройства молодежи

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике, начавшийся в конце 20-ого века в России, связан с большими трудностями и серьезными проблемами, в частности с экономическими и социальными. Формирование рынка труда повлекло за собой немало отрицательных событий: падение уровня жизни, распределение людей в группы по уровню дохода , заработной плате и т.д.

Одной из главных проблем в настоящее время является молодежная занятость. Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что после окончания учебной деятельности не каждый молодой, даже высококвалифицированный специалист может спокойно трудоустроиться. Началось это с 1990-ых годов, с “перестройки” Горбачева, который ставил перед собой цель - построение демократии и рыночной экономики капиталистического типа. В июне 1990 года Верховный Совет СССР принимает постановление “О концепции перехода к рыночной экономике”, а уже в 1991 году роль государств, как единственного монопольного работодателя, прекращает свое существование. С этого момента начинается становление проблемы “трудоустройство молодежи”.

Целью данной работы является изучение проблемы молодежной занятости, ее пути возникновения и способы решения. Соответственно, задачей работы стало: выяснение понятий “безработица” и “занятость”, выявление проблем молодежной безработицы с их решением и нахождение перспектив для молодежи. Методами решения поставленной задачи являются:

)        статистический метод;

)        социологический метод;

)        дедукция

)        позитивный и нормативный анализ.

В ходе данной работы были изучены следующие материалы: законы “О молодежной государственной политике”, “О занятости населения”, работы по системе образования, профессиональной подготовке Г. Н. Александрова, Ю. К Бабанского, А. Н. Комозина, В. А. Оссовского, Л. Я. Рубина.

Данная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается безработица в целом и ее молодежный аспект. Во второй главе был изучен рынок труд, его функции, составляющие, и какое место занимает в нем молодежь. Третья глава раскрывает суть молодежной занятости, проблем, которые связаны с трудоустройством, а так же участие государства в решении данных проблем.

1    БЕЗРАБОТИЦА В ЦЕЛОМ И ЕЕ МОЛОДЕЖНЫЙ АСПЕКТ

1.1    Понятие безработицы

Безработица является одним из самых важных и острых вопросов в России. Для того, чтобы начать исследование по теме “молодежное трудоустройство”, изучим на первых шагах понятие “безработица”. Это социально - экономическое явление, при котором часть экономически-активного населения не может найти работу. По определению международной организации труда (МОТ) - безработным считается любой, кто на данный момент имеет работу, ищет работу и готов приступить к ней, то есть только тот человек, который официально зарегистрирован на бирже труда. Безработными не могут быть признаны следующие граждане:

)        лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста;

)        лица, представившие документы с заведомо ложными сведениями для признания их безработными;

)        трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения;

)        те, кто дважды отказался от получения профессиональной подготовки и от предложенной работы.

Термин “безработица” впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 году. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных формах и объемах. Важным фактором, который характеризует микроэкономическую нестабильность, выступает как раз безработица. Население (population - POP) России делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour-force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL). Именно отсюда вытекает формула (1), по которой можно рассчитывать население России с макроэкономической точки зрения:

POP = L + NL

Для того чтобы лучше понять, какова динамика изменений безработных рассмотрим таблицу 1. [9]

Таблица 1 - динамика изменений безработных

Численность безработных

1992

1999

2000

2002

2009

Всего млн человек

3,9

9,1

7,0

6,2

6,2

Студенты, учащиеся, пенсионеры

 

 

 

 

 

Женщины

 

 

 

 

 

Сельские жители

 

 

 

 

 

Соотношение статусных и нестатусных безработных, %

14,9

13,9

14,8

24,4

34,8


Из данной таблицы и всего вышесказанного следует то, что безработица в России сохраняется на высоком уровне, а в социально-профессиональной структуре безработных доля студентов с 1992 года уменьшилась, но в 2009 году вновь наметилась тенденция роста, которая продолжается и по сей день.

1.2    Молодежный аспект безработицы, проблемы и их решение

По данным на 2006 год в России число безработных составляло 5,4 миллионов человек, примерно четверть из них - молодежь. К этой группе относятся люди в возрасте 16 - 27 лет. Молодежь - это особая социальная группа, которая отличается своим статусом в обществе и возрастом. Она обладает таким уровнем мобильности и интеллектуальной активности, который выгодно отличает ее от других групп населения. Карл Мангейм (Karl Mannheim) - немецкий социолог считал, что молодежь выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни. Она “ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она - потенция, готовая к любому начинанию”.

Сегодня молодежь Российской федерации - это 39,6 миллионов человек и 27 % от общей численности населения страны. Из них 89,8 % работают по найму, 2,7 % владеют бизнесом с наемным трудом, 2,2 % работают по найму и имеют собственный бизнес, 2,5 % заняты индивидуально-трудовой деятельностью, 5,5 % другими видами деятельности. Молодых людей, которые приходят на рынок труда, следует считать социально-уязвимой группой.

Каковы же причины молодежной безработицы и как их решать? Во-первых, самое важное требование работодателей - это наличие опыта работы. Студентам вузов очень сложно совмещать учебу и нарабатывание стажа, таким образом, по окончании университета они не могу спокойно трудоустроиться. Решение данной проблемы может быть осуществлено несколькими путями. Первый способ - квотирование рабочих мест. Эта практика применяется к таким группам населения, как дети-сироты, члены из многодетных семей и инвалиды, но, к сожалению, она не является эффективной и результативной. Второй способ - практика во время учебы. Студенты должны нарабатывать стаж, стараясь совмещать учебу и работу. Например, социологические опросы, рекламные акции, волонтерство в различных сфера, маркетинговая политика и так далее.

Во-вторых, инфантилизм и пассивность молодежи в поиске работы. Зачастую студенты не стремятся к поиску, по их мнению, работа “надеется сама”, либо просто боятся попасть в новый взрослый коллектив. Для того чтобы избежать эту проблему, стоит заранее приучать всех к труду, начиная со средней ступени образования.

В приведенной таблице 2 ниже мы можем увидеть структуру российских безработных на 2009 в процентах. Среди безработных высокого образовательного статуса преобладают женщины, тогда как мужчины - основная малоквалифицированная часть безработного населения.

Таблица 2 - Структуру российских безработных

Образование

Всего

Мужчины

Женщины

Высшее профессиональное

13

17,9

Неполное высшее

4,2

3,9

4,5

Среднее профессиональное

22,7

18,3

27,9

Начальное профессиональное

20,2

23,6

16,5

Среднее (полное) общее

30,8

31,5

30

Основное общее

10,5

112,9

7,8

Не имеют основного образования

0,6

0,7

0,5


Из всего вышесказанного следует то, что ситуация молодежи, которая складывается в Росси, в последние годы очень трудна и является напряженной. Возможности молодых людей ограничены по сравнению с другими трудоспособными группами в силу их более низкой конкурентоспособности.

2    РЫНОК ТРУДА, ЕГО ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

2.1 Понятие рынка труда и занятости населения

Чтобы определиться в вопросах молодежного трудоустройства, следует, прежде всего, выяснить, что же такое рынок труда и занятость населения? Рынок труда - это важная многоплановая сфера экономической и экономико-политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, гарантия занятости, возможность получения образования, профессионального роста и так далее. Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами. Состояние рынка труда определяет темпы экономического роста экономической системы. Также это ключевой элемент социально-экономической политики. Закон спроса и предложения - это действующие законы на рынке труда. Спрос на рабочую силу в условиях свободной конкуренции формируется под влиянием двух основных показателей: реальной заработной платы и стоимости предельного продукта труда. Предложение труда прямо зависит от уровня оплаты труда: чем выше зарплата, тем выше уровень предложения рабочей силы. [9, с. 293]

Функциональная зависимость между величиной заработной платы и объемом спроса на труд выражается в виде кривой спроса на труд, как на рисунке 1.

Рисунок 1 - Кривая спроса

Предложение труда также зависит от величины заработной платы, получаемой за производительные услуги. Продавцы на рынке труда в условиях совершенной конкуренции стремятся увеличить предложение при росте заработной платы. Поэтому кривая предложения труда имеет положительный наклон, как на рисунке 2. [2, с. 293]

Рисунок 2 - Кривая предложения

Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К числу важнейших функций относится функция саморегулирования товарного производства, проявляющаяся в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы его выпуска и повышают цены; при насыщении рынка товарами спрос снижается и цены понижаются, в результате чего производство начинает сокращаться. Стимулирующая функция рынка означает, что при снижении цен производители сокращают производство, одновременно они изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологий, совершенствования организации труда. Функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда действует в условиях бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор); отсутствия монопольного положения в производстве; наличия нескольких производителей и состязательности между ними. Регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные пропорции в народном хозяйстве, т. е. обеспечивается определенная пропорциональность в производстве и обмене между регионами и сферами народного хозяйства.

Что же касается такого аспекта, как занятость населения - это важный момент, который нужно понять для того, чтобы разобраться в безработице молодежи. Это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости. Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве. Воспитание детей, уход за больными и престарелыми и т.д. Учет всех видов экономической и социально - полезной деятельности нашел свое отражение в понятии глобальной занятости. За ее пределами остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону. Однако с точки зрения развития самого общества решающее значения имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень, и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.

Следует различать занятость глобальную (всеобщую) и экономическую.

Глобальная занятость включает в себя, помимо экономической занятости, учебу в общеобразовательных, средних специальных, высших учебных заведениях; ведение домашнего хозяйства и воспитание детей; уход за престарелыми и инвалидами; участие в органах государственной власти, общественных организациях; службу в вооруженных силах. Экономическая занятость подразумевает участие трудоспособного населения в общественном производстве, включая сферу услуг. Этот вид занятости имеет первостепенное значение, ее соотношение с другими видами деятельности, особенно с учебой. От нее зависит экономический потенциал общества, уровень и качество жизни, социально-экономический и духовный прогресс каждой страны.

Современная демографическая ситуация характеризуется сохранением тенденции сокращения численности населения России, его экономически активной части и удельного веса занятости населения, несмотря на заметные миграционные притоки. Как видно из таблицы 3 экономически активное население за 12 лет абсолютно увеличилось на 4306 тыс. человек. Количество безработных мужчин снизилось с 6684 тыс. человек в 1995 году до 4232 тыс. человек в 2007 году, то есть на 2452, а безработных женщин - на 1104 тыс. чел.

Таблица 3 - Экономически активное население


год / тыс. человек


1995

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

экономически активное население (всего)

70740

72332

72421

72835

72909

73811

74156

75046

занятые в экономике (мужчины)

64055

65273

66266

67152

67134

68603

69157

70813

Безработные (мужчины)

7059

6155

5683

5775

5208

4999

4232

занятые в экономике (женщины)

30330

31519

32557

32953

32958

33893

34161

35111

безработные (женщины)

3072

3314

2866

2676

2873

2407

2368

1968


2.2    Молодежное трудоустройство

Молодежь же на этом самом рынке труда является одной из самых уязвимых групп, не только в России, но и во всем мире. И на то есть свои определенные причинны. Молодежью принято считать лиц в возрасте от 16 до 29 лет. Именно на это возраст приходятся все основные жизненные события каждого человека, такие как: окончание учёбы, выбор профессии, женитьба, рождение детей и так далее.

Так же именно в этот период жизненного цикла человека приходиться формирование профессиональных навыков, которые в дальнейшем будут определять успешность в профессиональной карьере. Безусловно определенное положение на рынке труда, определяется, прежде всего, возрастом, то есть принадлежность к той или иной группе молодых людей. Легальный рынок неквалифицированного детского труда в России очень мал. В основном это заведения общественного питания наподобие «Макдоналдса» или «Русского бистро», которые при всем своем желании не смогут предоставить возможности заработка всем желающем. Да и не везде подобные заведения есть. Студенты и молодые люди в возрасте 18-24 лет, как правило, не имеют ещё достаточного социального и профессионального опыта и в связи с этим являются самой уязвимой группой на рынке труда. Ведь на этот жизненный период приходится завершение учебной деятельности и профессиональной подготовки. И как следствия эта возрастная группа молодых людей является менее конкурентоспособной.

Скрытая безработица представляет для молодых людей не меньшую опасность, чем открытая (зарегистрированная). Так как из за малого профессионального опыта именно они рискуют в первую очередь оказаться без стабильного заработка.

Конечно же большинство молодых людей в случае потери заработка будет стремиться любыми способами его восстановить.

Но из-за экономической нестабильности в стране мало кому удастся это сделать. Следовательно, молодой человек будет склоняться без дела, что будет разлагающе действовать на его трудовую мотивацию. Исследования показывают, что более 50% молодежи работают на предприятиях государственного характера, примерно 25 % работают по совместительству в альтернативном секторе экономики. Так же молодежь активно проявляет себя в предпринимательстве: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативной формы занятости создаётся людьми в возрасте от 25 до 30 лет. 3.5% молодых людей организовывают собственное дело.

Мы видим, что в настоящее время рынок труда - это важная многоплановая сфера экономической жизни общества.

С каждым годом происходит его расширение, много людей конкурирует между собой, а молодежь, не имея опыта, проигрывает в этой борьбе.

3       МОЛОДЕЖНАЯ ЗАНЯТОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА

3.1    Проблемы трудоустройства молодежи

Планы у большинства молодых специалистов ориентированы на трудоустройство, но такая ситуация не означает простую и быструю их реализацию. Целевое распределение по договорам учебных заведений с предприятиями имеют в среднем 20% выпускников профессиональных учебных заведений. Остальные, получив ”свободный диплом”, осуществляют самостоятельный поиск работы. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников. [9]

На современном рынке труда молодёжь сталкивается с некоторыми проблемами трудоустройства, к ним относятся:

)        отсутствие требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта - наличие опыта и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, некоторые представители Российской молодёжи не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта;

)        проблема дискриминации женщин при приеме на работу - проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов; [9]

)        проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда - проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей;

)        проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии - проблема "вуз-армия-рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда;

)        проблема недостатка рабочих мест определённой специальности в настоящее время молодёжь стремится получить престижную и высокооплачиваемую профессию. Например, такую как экономист, юрист, журналист и прочие. И после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями трудоустройства. Ведь с каждым годом специалистов в данных областях становится всё больше и больше. Поэтому каждому последующему выпускнику экономического или юридического учебного заведения труднее устроится, чем предыдущему, так как спрос на данные трудовые ресурсы уменьшается, а предложение растёт. Чего нельзя сказать о таких профессиях как медики или учителя: в данном случае спрос превышает предложение и выпускникам медицинских или педагогических учебных заведений устроиться на работу легче. Но данные профессии низкооплачиваемые, поэтому желающих получить их мало.

3.2    Роль государства в молодежном трудоустройстве

Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства, один из важнейших инструментов для модернизации стран. [1, с. 2-7]

Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики.

На федеральном уровне основным нормативным актом является Федеральная целевая программа «Молодёжь России (2001 - 2005гг.)», которая предусматривает необходимость дальнейшего развития нормативно-правовой базы, в том числе и на региональном уровне, финансовой поддержки молодёжного предпринимательства, поддержки комплексных программ в области занятости, поддержки молодёжных бирж труда, центров занятости и т.д. Целью данной программы - создание и развитие правовых, экономических, организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества, в том числе обеспечение занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; рост деловой активности молодежи.

Также целью данной программы было создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых россиян; работа со студенческой молодежью. [1, с. 2-5]

Министерство образования Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль над целевым использованием средств.

Поэтапное решение проблем, поставленных в программе, позволило: повысить уровень доходов молодежи и молодых семей, улучшить социально-бытовые и жилищные условия; снизить уровень безработицы путем обеспечения временной и сезонной занятости молодежи, увеличения числа рабочих мест, повысить деловую активность молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, молодежь является достаточно уязвимой категорией населения на рыке труда. В то же время, учитывая, что молодежь есть величайший стратегический и инновационный ресурс страны, необходимо признать сферу ее занятости приоритетной частью социально-экономической политики государства.

А это значит, что подготовка высококвалифицированных кадров, адаптированных к условиям рыночной экономики и владеющих новейшими технологиями, является задачей стратегической важности, от решения которой в немалой степени зависят темпы роста экономики, ее конкурентоспособность, будущее России.

Вспомни задачи данной работы: выяснение понятий “безработица” и “занятость”, выявление проблем молодежной безработицы с их решением и нахождение перспектив для молодежи. Можно утверждать, что все поставленные задачи были выполнены: мы разобрались в некоторых понятиях, узнали о проблемах молодежного трудоустройства и способах их решения.

Проблема молодежной занятости в наше время весьма актуальна, ее реализация требует комплексного подхода на всех уровнях: региональном, муниципальном, федеральном. Она должна быть учтена при принятии соответствующих законодательных актов. В первую очередь, государство должно пытаться помочь молодежи, принимая определенные законы. Ведь молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения и выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни.

занятость трудоустройство молодежный безработица

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Г.М. Гирфанов Психология. Социология. Дефектология 2006 - №9Лещинская Г. «Молодежный рынок труда» «Экономист», №8, 1996г., с. 64

2.      Козырев В. Основы современной экономики: Учебник, 2-е изд. перераб. и доп. - М.: финансы и статистика, 2001г.

.        Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34

.        Дадашев А. «Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования» Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.78

.        Соколова Г. Н. «Социальные издержки безработицы и пути ее снижения» Социс.-1995.-№9.-С.20

.        Фофанова Н. «Подготовка безработных - путь к занятости» «Служба кадров», №11 - 2003г

.        Капелюшников Р. «Российская модель рынка труда: Что впереди?» «Вопросы экономики», №4 - 2003г.

.        Фофанова Н. «Подготовка безработных - путь к занятости» «Служба кадров», №11 - 2003г.

Похожие работы на - Проблемы трудоустройства молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!