Проблемы развития предпринимательства в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    485,63 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблемы развития предпринимательства в России














КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Проблемы развития предпринимательства в России

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена огромной ролью российского предпринимательства в решении социально-экономических. Сектор предпринимательства в странах с развитой экономикой является жизненно важным. К примеру, в Великобритании малые предприятия создают порядка 7,3 миллиона рабочих мест [10, c.374]. Сектор предпринимательства представляет более 95% предприятий в Соединенном Королевстве, создавая за последние 10 лет почти в два раза больше рабочих мест по сравнению с большими фирмами.

Предприятия малого бизнеса - это самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. Поддерживая развитие малого предпринимательства, государство может решить общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, и кроме того, налоги от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме этого, малый бизнес способствует повышению среднего уровня социальной ответственности, экономической активности и инициативы и осведомленности граждан отдельно взятого государства.

Одним из наиболее серьезных препятствий развития малого бизнеса в России является ограниченный доступ к финансированию на всех стадиях развития предприятия: от создания и до развития. Главной причиной неудовлетворительного состояния этого сектора экономики являются неблагоприятные условия создания и развития малых и средних предприятий, обусловленные несовершенством действующего законодательства, непосильным налоговым бременем, недоступностью финансовых и материальных ресурсов. Несмотря на внимание, которое уделялось последние годы модернизации экономики, внедрение научно-технических разработок и их использование в практике деятельности малых и растущих компаний, по-прежнему не способствует развитию бизнеса.

Цель данной работы анализ особенностей предпринимательства в России и поиск путей его развития.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

- изучить предпринимательство как фактора производства;

- проанализировать особенности развития предпринимательства в России, дать оценку его состояния;

обозначить пути развития предпринимательства в России.

Объектом исследований является предпринимательство.

Степень научной разработанности. К одному из аспектов развития экономики страны в настоящее время относят развитие предпринимательства, о чем свидетельствует стремительно возрастающее количество работ, посвященных самым различным аспектам этого вида деятельности. И если раньше рассматривались в основном общие вопросы функционирования малого бизнеса, которые теперь уже изучены довольно основательно, то исследование вопросов его развития в посткризисный период делает, лишь первые шаги, особенно в России. Развитию предпринимательства посвящены Алиева Б.Х., Верховской О.Р., Дорохиной М.В., Тэпмана Л. Н. и других исследователей.

Методы исследования: исторический анализ, научная абстракция, анализ и синтез, классификация.

Информационная база исследования послужили отчеты Национального института системных исследований проблем предпринимательства Российской Федерации, Санкт-Петербургского государственного университета.

Практическое значение исследования: результаты исследования могут быть использованы в деятельности государственных органов при выработке мероприятий направленных на развитие предпринимательства.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


1.1 Понятие и сущность предпринимательства

На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Описывая предмет исследования в данной работе, в качестве которого выступает предпринимательство, необходимо начать с понятийного аппарата.

В эпоху формирование классической политической экономии в работах известного английского экономиста начала XVIII в. Р. Кантильона (1680-1734) в качестве научного термина появилось понятие «предприниматель». Под которым он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что мелкие собственники (ремесленники, торговцы) покупают товар по определенной цене, а продают по неизвестной. Р. Кантильона отмечал, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист А. Тюрг указывает на наличие у предпринимателя не только интеллектуальных способностей, но и капитала. По его мнению, капитал служит основой всей экономики, а цель предпринимательской деятельности - прибыль, которая считается основой развития производства [15, c.22].

Американский ученый Р. Хизрич характеризует предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время, силы, вкладывает капитал и при этом берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск. Наградой при достижении успеха становятся полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое испытывает предприниматель от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия [15, c.22].

Обобщая вышесказанное, можно привести следующее определение. Предпринимательская деятельность - это организация и соединение факторов производства для создания материальных благ и услуг, способных удовлетворить общественные потребности, конечной целью реализации которых являются собственные материальные интересы предпринимателя.

Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель#"661567.files/image001.gif">

Рис. 1.1. Условия существования предпринимательской деятельности

Предприниматель, как ранее отмечалось, обладает определенными качественными характеристиками - природный интеллект, мотивация к развитию, образование. В современных условиях предприниматель должен быть вооружен знаниями многих отраслей науки и практики, должен быть интеллектуалом. Однако одних только знаний экономической науки недостаточное условие, чтобы стать предпринимателем. Вместе с тем в известном смысле предпринимателями рождаются. Поэтому лишь объединение определенных черт характера с полученными знаниями может дать нужный эффект.

Определение предпринимательства, которое подчеркивает роль индивидуума в предпринимательском процессе, трактуется как любая попытка создания нового бизнеса или компании (индивидуальная трудовая деятельность, новая коммерческая организация, расширение уже существующего бизнеса), предпринятая отдельным лицом, группой лиц или ранее существовавшими компаниями.

Для предпринимательства необходимы материальные ресурсы: земельные участки, здания, помещения, машины, оборудование. Они нужны не только непосредственно для производства, но и для хранения, транспортировки, продажи продукции, для управления бизнесом. Предпринимательству нужен денежный капитал и не только начальный. Причем деньги для целей предпринимательства нужны не сами по себе, нужен физический капитал: основные и оборотные средства.

Информационные ресурсы выступают фактором эффективности предпринимательства. В понятие «информационные ресурсы», а точнее, «научно-информационные» ресурсы, входят знания о предмете и способах ведения дела, данные о продуктах-аналогах, проекты, технологии, т. е. сведения самого разного характера, без которых бизнес просто нереализуем.

Некоторые исследователи делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства [7, c.22]. Вместе с этим предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

1.2 Роль малого предпринимательства в экономике

Предприятия малого бизнеса - это вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. Поддерживая развитие малого предпринимательства, государство может решить общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, и кроме того, налоги от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Кроме этого, малый бизнес способствует повышению среднего уровня социальной ответственности, экономической активности и инициативы и осведомленности граждан отдельно взятого государства.

Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые предприятия придают рыночной экономике гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. Следует отметить, что малые предприятия быстро реагируют на изменение потребительского спроса, могут использовать местные источники сырья, отходы крупного производства, полнее учитывать региональные потребности. Малые предприятия наиболее динамично осваивают новые виды продукции и экономические ниши, развиваются в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса.

Малый бизнес позволяет обрести независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует больших капитальных вложений. Даже если судить о финансовом кризисе как о долговременном явлении в мировом хозяйстве, в условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий-монополистов именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, так как малый бизнес более устойчив к внешним изменениям.

Малое предпринимательство способствует созданию новых рабочих мест, частично решает в государстве проблемы с безработицей. В странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Относительно небольшой персонал предприятий малого бизнеса способствует большему сплочению трудового коллектива по сравнению с крупными предприятиями. Это еще больше усиливает трудовую мотивацию и положительно сказывается на результатах труда [8, c.41].

Малый бизнес способствует формированию конкурентной среды конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Конкуренция, которая является основным условием работы малых предприятий в системе рыночной экономики, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. Инновации, как и в любом другом бизнесе, способствуют успешному функционированию любого предприятия. Малому бизнесу приходится держаться на плаву в условиях жесткой конкуренции, поэтому любое преимущество позволит малому предпринимателю получить прибыль и выбиться из серой массы конкурирующих компаний. Значимая роль инноваций прослеживается во всех аспектах малого предприятия: от предложения уникального товара или услуги, экономии на издержках за счёт внедрения новейших технологий производства, до современных инжиниринговых методик повышения эффективности работы предприятия и мотивации персонала [9, c.18].

К сожалению, к малому бизнесу в России это мало относится. Однако есть малые предприятия, которые занимаются разработкой новых научно-технических изобретений. В основном они пользуются поддержкой со стороны государства в виде дотаций, дополнительного субсидирования. Перестройка малого бизнеса в инновационную направленность позволит подготовить платформу для развития больших технических предприятий, которые будут способствовать подъему и развитию всей национальной экономики. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньшее воздействие и на экологическую обстановку.

Спектр видов деятельности, которыми вправе заниматься малый предприниматель, весьма широк и охватывает многие отраслевые экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами Российской Федерации, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики. Таким образом, предприятия малого бизнеса - самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития.

2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Состояние предпринимательства в России

Рассматривая особенности предпринимательства в России необходимо определить их критерии выделения, отличия от других организаций, т.е. методические подходы к субъектам предпринимательства.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства с целью их статистического учета содержаться в нормативных актах РФ. Так с 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1]. Одним из ключевых нововведений, установленных в законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются:

средняя численность работников, независимо от вида деятельности; Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия - до 15 человек;

предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [2] указанные предельные значения определены следующим образом:

для микропредприятий - 60 млн. рублей;

для малых предприятий - 400 млн. рублей.

С 1 января 2010 г. также вступили в силу нормы Федерального закона, определяющие, что предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изменения коснулись и порядка ведения статистических наблюдений за деятельностью малых предприятий: в соответствии с Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства [3], статистические данные в сфере малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий. Статистические наблюдения за деятельностью микропредприятий проводятся один раз в год.

Основываясь на методические подходы, охарактеризуем состояние российского малого бизнеса.

Для изучения состояния малого бизнеса период анализа 2011-2012 годы. В анализируемом периоде динамика количества малых предприятий в России носит положительный характер. В целом в РФ на 01.01.2013 зарегистрировано 1 997,0 тыс. малых предприятий, что выше на 8,7% показателей 2012 года. Если анализировать в расчет на 100 тыс. жителей, то также отмечается положительная динамика - рост малых предприятий возросло на 110,5 ед. (рис. 2.1).

Другим важным показателем характеризующем малый бизнес и его значимость в решение социально-экономических вопросов общества является численность занятых на малых предприятиях.

предпринимательство малый бизнес субъект

Рис. 2.1 Динамика количества зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам РФ на 01.01.2013 г. [4]

В настоящее время в РФ занято порядка 10481,1 тыс. чел. (табл. 2.1).

Таблица 2.1 Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г. [4]

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых


тыс. чел.

в % к 2011 г.

%

изменение относительно 2011 г., п.п.

РФ

10 481,1

100,6

0,16

Центральный ФО

3 096,7

97,8

23,3

-0,46

Северо-Западный ФО

1 248,3

99,7

24,6

-0,04

Южный ФО

841,1

100,5

22,4

0,28

Северо-Кавказский ФО

289,1

105,9

17,3

0,97

Приволжский ФО

2 301,9

103,0

23,7

0,83

Уральский ФО

918,2

101,0

20,4

0,18

Сибирский ФО

1 333,0

101,8

21,8

0,33

Дальневосточный ФО

452,7

102,6

20,2

0,29


Если учитывать, что экономически активное население России составляет 75676 тыс. человек [12], то доля занятых в малом бизнесе составит всего 13,8%. Вместе с этим численность занятых и их доля в общих показателя по Центральному и Северо-Западному имеют отрицательное значение. Отмечается сокращение численности, вызванных различными причинами.

Рост оборота малых предприятий с учетом индекса потребительских цен наблюдается в большинстве федеральных округов (табл. 2.2).

Таблица 2.2 Объемы оборота малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г.[4]

Федеральные округа

Объем оборота МП в 2012 г.


млн. руб.

на душу населения, руб.

в % к 2011 г.

РФ

23 465 937,2

164 032,8

97,6

Центральный ФО

8 731 813,7

226 579,0

87,7

Северо-Западный ФО

2 531 035,8

185 286,2

99,9

Южный ФО

1 819 580,9

131 055,5

105,3

Северо-Кавказский ФО

586 775,7

61 812,0

107,2

Приволжский ФО

141 850,7

109,4

Уральский ФО

2 154 074,5

177 385,9

102,6

Сибирский ФО

2 505 503,5

130 082,1

103,4

Дальневосточный ФО

908 374,8

144 972,7

100,9


По данным таблицы 2.2 можно отметить тенденцию сокращения оборота малых предприятий в Центральном федеральном округе - сократился на 2,4%, в Северо-Западном - оборот малых предприятий практически не изменился.

В целом по РФ объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 2012 году составил 521 545,0 млн. рублей, что на 20,9% выше показателя 2011 года (табл. 2.3).

Таблица 2.3 Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г. [4]

Федеральные округа

Объем инвестиций в основной капитал на МП в 2012 г.


млн. руб.

на душу населения, руб.1

в % к 2011 г

РФ

521 545,0

3 645,7

113,7

Центральный ФО

146 099,7

3 791,1

119,1

Северо-Западный ФО

27 567,5

2 018,1

113,2

Южный ФО

76 359,6

5 499,8

107,6

Северо-Кавказский ФО

16 312,3

1 718,4

119,0

Приволжский ФО

134 778,9

4 521,0

115,7

Уральский ФО

26 287,6

2 164,8

111,2

Сибирский ФО

81 773,8

4 245,6

107,8

Дальневосточный ФО

12 365,6

1 973,5

111,0


Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом индекса потребительских цен наблюдается во всех федеральных округах, наибольший рост отмечен в Центральном федеральном округе (показатель вырос на 19,1%) и в Северо-Кавказском федеральном округе (на 19,0%).

Таким образом, состояние развития малого бизнеса в России (по данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП [18]) характеризуется как положительное. Недостатком такого исследование является, по мнению автора, что количественные показатели не характеризуют качественного состояния объекта исследования. Не раскрывают точек роста, не позволяют сделать обоснованные предложения по дальнейшему развитию объекта исследования.

2.2 Проблемы предпринимательства

В России уровень предпринимательской активности в 2012 году составил 4,3 процента трудоспособного населения, то есть каждый 23-й россиянин вовлечен в предпринимательство. Для сравнения: в других странах БРИКС это каждый 8-й, в Восточной Европе - каждый 11-й. Уровень активности устоявшихся предпринимателей в России в 2012-м составил 2,1%, а их доля среди всех предпринимателей - всего 33 процента. В экономически развитых странах выживаемость бизнеса на уровне 49% [5].

Таким образом, у нас наблюдается комбинация негативных тенденций: при одном из самых низких уровней предпринимательской активности (67-е место из 69 стран, включенных в исследование) только трети предпринимателей удается преодолеть начальный этап развития.

Приток желающих взяться за дело впервые сократился за 2012 год вдвое - до 2,2 процента россиян, это самый низкий показатель за все время наблюдений [5]. Россия по этому параметру последняя среди 69 стран - участниц проекта. Причиной является то, что люди не видят возможности для ведения бизнеса. Пессимизм растет и в бизнес-сообществе. Если в 2011-м 40 % предпринимателей заявляли, что условия для организации бизнеса в стране есть, то в минувшем году таких было только 30% [5]. К тому же высок процент тех бизнесменов, кто затруднился оценить ситуацию (22%). И это показатель довольно тревожный.

За счет кого сократилось число желающих заниматься бизнесом? Прежде всего, за счет студенчества. Еще два-три года назад было ощущение, что студенты стали воспринимать предпринимательство как реальную возможность приложения своих знаний, умений, усилий. О желании открыть свое дело заявлял тогда каждый 8-й, 9-й, а потом каждый 10-й российский студент, на данный момент это всего лишь 2-3%. Молодежь не ассоциирует свою деятельность с предпринимательством, более привлекательны профессии чиновников, а также работа в госкорпорациях. Предпринимательство для них недостаточно привлекательно. Таковыми часто становятся студенты, матери с малолетними детьми, пенсионеры, для которых своя работа с гибким графиком - практически единственная возможность прокормить себя и своих близких. Стоит отметить, что численность предпринимателей - не определяющий фактор.

В лидерах по численности ранних предпринимателей такие страны, как Уганда, Гана, Ангола, но это потому, что жители не имеет других возможностей к существованию. Такое предпринимательство называется вынужденным.

По мере экономического развития, как правило, растет доля добровольных предпринимателей, то есть тех, кто осознал преимущества своего дела. В экономически развитых странах доля таких предпринимателей заметно больше, чем тех, кто пришел в бизнес вынужденно.

В 2012-м в России около 40 % предпринимателей указали, что занимаются бизнесом, потому что не имеют другой возможности трудоустроиться (рис. 2.2). Это динамика на 10 % в больше, чем в 2011 году. То есть по мотивации они на самом деле тяготеют к вынужденным предпринимателям.

Рис. 2.2 Структура добровольной мотивации предпринимательства в России, 2012, %

На современном этапе в России малый бизнес не может раскрыть и реализоваться в полном мере. Это обусловлено особенностями функционирования малого бизнеса.

Традиционно в качестве фактора, негативно влияющего на развитие малого бизнеса в стране, эксперты называют реализацию государственной политики. Критическими факторами при этом они считают длительность получения большинства необходимых разрешений и лицензии, а также последовательность политики государства по отношению к малым и растущим фирмам (рис. 2.3). К особо значимым проблем развития малого бизнеса относится обеспечение эффективности государственной финансовой поддержки и регулирования.

Рис. 2.3 Факторы, негативно влияющие на развитие предпринимательства в России, 2012

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Сформирована институциональная основа - ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере, Российская ассоциация развития малого предпринимательства и прочие.

Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают [11. C.51].

Несбалансированность государственной политики в отношении субъектов малого бизнеса приводит к тому, что с одной стороны принимаются меры по поддержке и развитию предприятий среднего и малого бизнеса, с другой увеличение налогового давления. Так, например, в феврале 2012 года президент страны представил общественности программу «100 шагов», которая должна была вывести Россию по условиям ведения бизнеса со 120-го на 20-е место в мировом рейтинге [19]. Был учрежден пост уполномоченного по правам предпринимателя, разработали план по упрощению подключения предпринимателей к электросетям, согласования строительных работ. На региональном уровне было предложено оценивать работу губернаторов по деловому климату региона. Такая политика в отношении предпринимателей находится в полном противоречии с мировой практикой властей, когда экономика находится в стагнации. Обычно в этих условиях налоги снижаются, особенно на такие слабые секторы, как малый бизнес.

Многие эксперты ставят под сомнение эффективность государственных программ, направленных непосредственно на поддержку малого бизнеса. Эксперты считают, что, несмотря на достаточное количество существующих программ поддержки, получить их, обратившись в одну организацию, практически невозможно. Кроме того, эксперты поставили под сомнение компетентность чиновников в государственных учреждениях, занимающихся поддержкой малых и растущих компаний. Среди программ поддержки наиболее высокую оценку получила деятельность технопарков и бизнес-инкубаторов.

Существенным тормозом для развития предпринимательства в России является высокий уровень бюрократии. Низкая доступность финансовых ресурсов для новых и растущих компаний является одной из самых острых проблем российского предпринимательства. Оценивая доступность финансирования, эксперты полагают, что предпринимательские фирмы испытывают недостаток в собственном капитале и им сложно получить доступ к государственным субсидиям. Практически недоступно для молодых компаний получение инвестиций за счет размещения акций на рынке. Источником финансирования, который более доступен для предпринимателей, эксперты называют средства, привлекаемые из частных источников: друзей, родственников и коллег. Кроме того, на взгляд экспертов, предприниматели могут привлекать венчурный капитал.

Несмотря на внимание, которое уделялось последние годы модернизации экономики, внедрение научно-технических разработок и их использование в практике деятельности малых и растущих компаний, по-прежнему не способствует развитию бизнеса.

По мнению экспертов, существующая система государственных субсидий не позволяет новым и растущим фирмам приобретать новые технологии, кроме того, не каждая фирма может себе это позволить. Помимо этого отсутствует эффективный способ передачи новых научных знаний от университетов и исследовательских центров малым компаниям, а крупные сформировавшиеся компании имеют больший доступ к новым технологиям и результатам научных исследований по сравнению с новыми и растущими компаниями.

Оценивая существование возможностей для создания нового бизнеса, эксперты продемонстрировали оптимизм. При этом таких возможностей, по их мнению, больше, чем людей, желающих ими воспользоваться. Кроме того, они отметили увеличение количества возможностей для новых фирм за последние пять лет. При этом людей, которые могут с легкостью реализовать эти возможности, не достаточно.

Из-за засилья бюрократии, неудачного партнерства, невозможности получить финансирование. В прошлом году в 28 % случаев бизнес был закрыт из-за нерентабельности (рис. 2.4).

Рис. 2.4 Причины выхода из бизнеса в странах-участницах проекта GEM и России, 2012, %

Стоит отметить, что по сравнению с предыдущими годами доля этой причины значительно снизилась. Тем не менее, вместе с проблемами, связанными с доступом к финансированию, в 2012 г. финансовые причины составили практически половину всех выходов.

Поэтому у нас доминируют секторы, где для ведения бизнеса не нужны большие инвестиции (потребительский сектор), а там, где они требуются, например сектор бизнес-услуг (оказание услуг другим компаниям), предпринимательство развито слабо (это 8-9 % предпринимателей РФ). Для сравнения: в странах Восточной Европы этот показатель - около 20%, в экономически развитых странах - примерно 30% [5].

Для наиболее депрессивных регионов страны малый бизнес - это чуть ли не единственная возможность для многих людей прокормить свою семью. Один из таких регионов - Ингушетия. Бывший премьер правительства республики, доктор экономических наук Ахмед Мальсагов уверен, что вместо новых поборов государство должно оказывать широкомасштабную помощь предпринимателям [6, c.14].

Бизнес-сообщество бьет тревогу из-за увеличения страховых взносов в Пенсионный фонд с вступлением в силу закон 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обязательного пенсионного страхования», который в два раза увеличивает минимальный обязательный объем налоговых и страховых отчислений для индивидуальных предпринимателей - до 36 тыс. рублей в год. Ранее индивидуальные предприниматели платили в Пенсионный фонд около 17 тыс. рублей в год. В России велика доля предпринимателей, для которых такое увеличение налоговой нагрузки не то что существенно, а неподъемно. Те, кто зарабатывает, к примеру, 50-100 тысяч рублей в год, до 70 процентов своего дохода должны теперь отдавать государству. Если смотреть статистику выхода из бизнеса в России за минувший год, то примерно 73 % компаний полностью прекратили существование, остальные сменили или собственника, или профиль.

Но проблема для бизнеса кроется не только в налогах, много других отрицательных факторов. Это административные барьеры, отсутствие возможности приобретения запасных частей к оборудованию, нехватка специалистов (например, инженеров). Государство должно взращивать собственника, тогда у людей появится стимул работать. Малый бизнес не должен ограничиваться торговлей, необходимо стимулировать производство.

Результаты проводимых экспертных интервью показывают, что на протяжении последних лет количественные оценки структурных условий малого бизнеса достаточно стабильны. Это касается не только значений, характеризующих состояние различных условий внешней среды, но и структуры их распределения. Среди факторов, которые не мешают открытию нового бизнеса и его развитию, называются физическая и коммерческая инфраструктура, состояние рынков товаров и профессиональное образование. Автор разделяет мнение экспертов относительно совершенствования условий для развития малого бизнеса в России, в первую очередь должно быть связано с обеспечением доступа к финансированию и развитие государственных программ по поддержке малого предпринимательства, снижением бюрократической нагрузки и облегчением входа на рынки.

Выделяя рекомендации к улучшению предпринимательского климата, эксперты сформировали ряд предложений (рис. 2.5).

Рис. 2.5 Рекомендации экспертов по улучшению предпринимательского климата в России, 2012, %

Большинство рекомендаций тем или иным образом направлены на совершенствование законодательства в части снятия барьеров, снижение стоимости «входных билетов» в контрактную систему, формирование адекватной налоговой и финансовой политики.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Мероприятия направленные на развитие малого бизнеса в России, по мнению автора, могут включать следующее:

финансовая поддержка. Доступность финансовых ресурсов и поддержка, включая гранты и субсидии новым и развивающимся фирмам. Наличие программ непосредственной поддержки новых и развивающихся фирм на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном, а также доступность и качество государственных программ; компетентность работников государственных структур и их способность к управлению конкретными программами; эффективность служб.

В настоящее время существует поддержка малого предпринимательства на территории РФ, воспользоваться которой может и начинающий предприниматель. Государственная поддержка может составлять от 58,8 тыс. руб. (предоставляется безработным для организации бизнеса) до 300 тыс. руб. для компенсации части затрат при реализации бизнес-идеи [13, c.31].

В то же время по данным исследования [17, c.39] в России наблюдается негативная комбинация двух факторов - при одном из самых низких уровней ранней предпринимательской активности на долю устоявшихся предпринимателей приходится только треть от общего числа предпринимателей. Одно из решений проблем российского предпринимательства лежит в преодолении начального этапа и повышении выживаемости компании.

Автор работы предлагает осуществлять государственное финансирование не только на этапе создания и реализации бизнес-идеи, а в течение 2-3-х лет поддержки предпринимателя, позволить ему выжить, постепенно адаптируя его к внешней среде (рис. 3.1).

Рис. 3.1 Модель государственной поддержки предпринимателя

Модель предполагает поддержку предпринимателей, которые начали или начинают свою деятельность. Для них предложено на первые два года с момента регистрации ограничить взносы в Пенсионный фонд. В федеральном законодательстве есть утвержденные льготные группы предпринимателей - например, ИТ-компании, которые занимаются программным обеспечением. Для них льгота по выплате в страховые фонды составляет 14 процентов. Таким образом, данная модель предполагает расширить перечень этих льготных групп, предоставить преференцию еще и начинающим индивидуальным предпринимателям. Избежать ситуации, которая позволит плодить предприятия-однодневки: зарегистрировался, два года проработал, закрылся - данная мера должна распространяться только на индивидуальных предпринимателей, которые получают ИНН один раз на всю жизнь. И если человек захочет перерегистрироваться, это увидят налоговые службы.

По мнению автора, реализация данной модели будет положительно влиять на становления малого бизнеса, облегчит вход на рынок, позволит ему постепенно интегрироваться в бизнес-процессы.

образование и профессиональная подготовка. Существующая система подготовки и обучения по созданию и управлению, новым или растущим бизнесом включена в общую систему образования и профессиональной подготовки на всех уровнях [14, c.21].

При анализе результатов опроса взрослого трудоспособного населения было выявлено, что непредпринимательская часть населения крайне низко оценивает свои знания и навыки для начала собственного дела. Эксперты также считают, что большинство людей не знает, как создать предприятие и управлять им и не умеет быстро реагировать на открывающиеся возможности и привлекать ресурсы, необходимые для нового бизнеса.

Одним из направлений поддержки начинающих бизнесменов является обучение бизнесу на безвозмездной основе со стороны государства.

В некоторых регионах действуют образовательные программы для начинающих предпринимателей. Так Правительством Новосибирской области, Управлением по делам молодежи и Агентством поддержки молодежных инициатив в 2011 году было принято решение запустить комплексный проект по обучению начинающих предпринимателей - MBA-region. Этот проект стал частью федеральной программы поддержки предпринимательства -«Ты  предприниматель» <#"661567.files/image008.gif">

Влияние малого бизнеса на экономический рост

Похожие работы на - Проблемы развития предпринимательства в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!