Замена неразборного первичного вала на сборочную единицу

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,45 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Замена неразборного первичного вала на сборочную единицу

Введение

 

На автомобиле ВАЗ 2110 установлена двухвальная пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 1,2,3 и 4 передачах. В данном курсовом проекте предлагается заменить неразборный первичный вал на сборочную единицу. В частности установить (напрессовать) съемные венцы на шестерни 2, 3 и 4 передачи, заменить материал первичного вала.

Данное нововведение позволит нам увеличить ресурс коробки передач в целом, снизить себестоимость ремонта в случае выхода из строя любой из шестерен 2, 3 или 4 передачи.

Расчет выполнен на основании ГОСТ 1643-81 в частности, проведен расчет на контактную и изгибную выносливость, а так же расчет винтового соединения позволяющие подтвердить целесообразность данного нововведения.

1. Исходные данные

сборочный вал винтовой соединение

Крутящий момент двигателя Mкр. дв. = 103,9 Н·м

Передаточные числа коробки передач:

i1 = 3.6362 = 1.953 = 1.3574 = 0.9415 = 0.789

Модуль зацепления m = 2.5 мм.

Числа зубьев шестерен коробки передач:

Таблица 1.1 Числа зубьев шестерен коробки передач

I

II

III

IV

V

Z1

12

20

25

35

40

Z2

43

40

35

33

32


Проверка передаточных отношений:

i1 = Z2/ Z1 = 3.6362 = Z2/ Z1 = 1.953 = Z2/ Z1 = 1.3574 = Z2/ Z1 = 0.9415 = Z2/ Z1 = 0.789

Передаточные отношения проверяем по ГОСТ 2185-66

Условие вхождения зубьев в зацепление:

передача    2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (12 + 43) / 2 =55 - целое число

передача    2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (20 + 40) / 2 =60 - целое число

передача    2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (25 + 35) / 2 =60 - целое число

передача    2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (35 + 33) / 2 =68 - целое число

передача    2 (Z1 + Z2) / 2 = 2 (40 + 32) / 2 =72 - целое число

Целое число - условие выполняется

Принимаем коэффициент смешения Х1 и Х2 равными 0.

Угол наклона зубьев b = 0.

Степень точности передачи по ГОСТ 1643-81 выбираем равной 7

Шероховатость поверхности по ГОСТ 2789-73                  Ra= 2

Циклограмма нагружения:

Т1 = Mкр. дв = 103,9 Н·м

 

. Материалы


Марка стали и режимы улучшения шестерен коробки передач:

Ведущая шестерня - Z1

Ведомая шестерня (колесо) - Z2

Таблица 2.1 Марка стали и режимы улучшения шестерен коробки передач


Ведущая шестерня (Z1)

Ведомая шестерня (Z2)

Марка стали

40ХН

25ХГМ

Режим улучшения

Нитроцементация хромомарганцевой стали с молибденом с закалкой с нитроцементационного нагрева.

Закалка при нагреве ТВЧ. Закаленный слой повторяет очертания впадин.


Толщина упрочненного слоя:

ht1 = 0,8 … 1,1 мм.

Твердость поверхности зуба:

HО1 = 58 HRCЭ,             HО2 = 50 HRCЭ

Твердость сердцевины зуба:

HК1 = 300 HV,               HК2 = 300 HV

.5 Предел текучести:

sT1 = 1000 мПа.

sT2 = 900 мПа.

 

. Определение геометрических и кинематических параметров


Делительный угол профиля в торцевом сечении:

at=arc tg = arc tg = 20˚

Угол зацепления:


Межосевое состояние:

 мм.

Делительные диаметры:


Диаметры вершин зубьев:


Диаметры впадин зубьев:


Ширина шестерен:

b = Шba ·aw=16 мм

Углы профиля зуба в точках на окружностях вершин:

Aa1=arc cos=arc cos=36,8 єa2=arc cos=arc cos=26,1 є

Составляющие коэффициента торцевого перекрытия:

еa1===0,73

еa2===0,86

Коэффициент торцевого перекрытия:

еa = еa1a2 = 0,73+0,86 = 1,59

Основной шаг:

Px = Пm = 3,14·2,5 = 7,85 мм.

Коэффициент основного перекрытия:

ев===2

Суммарный коэффициент перекрытия:

ег = еaв = 1,59+2 = 3,59

Эквивалентные числа зубьев:

Zх1===12

Zх2 =  =  = 43

Окружная скорость:

х =  =  = 0,28 с-1

 

. Расчет на контактную выносливость


Коэффициент, учитывающий механические свойства сопряженных зубчатых колес:

Для стальных зубчатых колес ZE = 190

Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления:


Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:

          при

Окружная сила:

 Н м

Коэффициент, учитывающий внешние динамические нагрузки:

По ГОСТ 21354-87 с учетом внешних нагрузок принимаем Ка = 1

Проверка на резонансную зону:


Это свидетельствует, что резонансная зона далеко и расчет можно проводить по основной формуле:

Коэффициент, учитывающий влияние проявлениях погрешности зацепления на динамическую нагрузку:

По ГОСТ 21354-87 при твердости  и  для косозубых шестерен выбирают дh=0,004

Коэффициент, учитывающий влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса:

Для  степени точности по нормам плавности при модуле m = 2,5

Go = 47

Удельная окружная динамическая сила:

Н м

Динамическая добавка:

сборочный вал винтовой соединение

Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении:


Допуск на погрешность направлений зуба:

По ГОСТ 1643-81 для 7-й степени точности по нормам контакта при ширине зубчатого венца b=16 мм

Отклонение положения контактных линий вследствии погрешности изготовителя:


Фактическое отклонение положения контактных линий в начальный период работы передачи:


Удельная нормальная жёсткость пары зубьев:

при X1=0 и X2=0


C1=14.6

Коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактной линии в начальный период работ передачи:

K0нb=1+

Коэффициент, учитывающий приработку зубьев:

КHw=

Коэффициент, учитывающий неравность распределения нагрузки по длине контрольных линий:

КHb=1+(Кн0b-1) КHw =1+(1.002-1) 0.614 =1.0012

Средняя удельная торцевая жёсткость зубьев пары зубчатых колёс:

C=c1 (0.75ea+0.25)=14.6 (0,75·2+0.25) =30.97

Предельное отклонение шага зацепления по ГОСТ 1643-81 для 7й степени точности по нормам плавности при m = 2.5 мм. и соответственно делительных диаметрах d1=30 мм. и d2=107.5 мм.:

fpb1=18

fpb2=18


lim2 = 17HHRCэ+20=17·50+200 =1050 мПа.

Уменьшение погрешности шага зацепления в результате приработки:

Ya1 = 0.075fpb1 = 1.35

Ya2 =  fpb2 =  18 = 2.7=  =  = 2.025

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:

При e >2

KHa=0.9+0.4

Коэффициент нагрузки:

KнA КHV KHв КH2=11·1·1.02 = 1.02

Контактное напряжение при KH =1 мПа.:

0=ZеZнZе

Расчётное контактное напряжение:

dн=dно мПа.

Предел контактной выносливости:

Для цементованной шестерни

lim1 = 23 ННRCэ = 23·59 = 1360

Для колеса закаленного с нагревом ТВЧ

lim2 = 17 HHRCэ+200 = 17·50+200 = 1050

Коэффициент запаса прочности:

Для шестерни и колеса с поверхностным упрочнением зубьев принимаем

 и

Базовые числа циклов напряжений, соответствующие пределу выносливости:


так как

то

Суммарное число циклов напряжений:


Коэффициент долговечности:


Коэффициент, учитывающий шероховатость сопряженных поверхностей зубьев:

При шероховатости поверхности с Ra=2 мкм

ZR = 0,95

Коэффициент, учитывающий окружную скорость при H>350 HV:


Коэффициент, учитывающий влияние смазки:

Коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса

Поскольку  и , то

Допускаемые контактные напряжения зубчатых колес:

 мПа.

 мПа.

Допускаемое контактное напряжение передачи:

,5 (1190+960)=1075 мПа.

,25=1,25·960=1200 мПа.

В качестве  принимают меньшее из этих двух значений

т.е.              мПа.

Сопоставление расчетного и допускаемого напряжений:

,

следовательно, обеспечена усталостная выносливость по контакту.

5. Расчёт на изгибную выносливость

Окружная сила:


Коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку:

Поскольку в циклограмме учтены внешние нагрузки, принимают

КА=1

Коэффициент, учитывающий влияния появления погрешностей зацепления на динамическую нагрузку:

Для косозубой передачи

Коэффициент, учитывающий влияния разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса:

Для 7й степени точности по нормам плавности, при модуле m = 2.5 мм.

Удельная окружная динамическая сила:

Н м

Динамическая добавка:


Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении:



Коэффициент, учитывающий распределения нагрузки между зубьями:


Коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений:

Для зубчатых колёс неразрезанных фрезой без протуберанца.


Коэффициент, учитывающий наклон зуба:


Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев:


Коэффициент перегрузки:


Расчётные напряжения:

 мПа.

при b1=b2

мПа.

Пределы выносливости зубьев, соответствующие базовому числу циклов напряжений:

Для нитроцементованной шестерни из стали марки 25 ХГН

Для колеса из стали марки 40ХН, закалённого при нагреве ТВЧ с закалённым слоем, повторяющем очертание впадины

Коэффициент, учитывающий влияние шлифования переходной поверхности зуба:

Для зубчатых колёс с не шлифованными зубьями

Коэффициент, учитывающий влияние деформационного упрочнения:

Коэффициент, учитывающий влияния двухстороннего приложения нагрузки:

При одностороннем приложении нагрузки YA=1

Коэффициент, учитывающий технологию изготовления:

Поскольку в технологии изготовления шестерни и колеса нет отступлений от примечаний

и       

Предел выносливости зубьев при изгибе:

 мПа.

мПа.

Коэффициент, учитывающий нестабильность свойств материала зубчатого колеса и ответственность зубчатой передачи:

Для нитроцементованной шестерни и стали марки 25ХГН

Для колеса из стали марки 40ХН, закаленной при нагреве ТВЧ с закаленным слоем, повторяющим очертание впадины

Коэффициент, учитывающий способ получения заготовки зубчатого колеса:

Для поковки

и      

Коэффициент долговечности:

Так как                          и       ,

то

Коэффициент, учитывающий градиент напряжений и чувствительность материала и концентрации напряжений (опорный коэффициент):


Коэффициент, учитывающий шероховатость переходной поверхности.

Для нитроцементованной шестерни:

Для колеса при закалке ТВЧ, когда закаленный слой повторяет очертания впадины.

Коэффициент, учитывающий размеры зубчатого колеса:


Допускаемые напряжения:

 мПа.

 мПа.

Сопротивление расчетного и допускаемого напряжений:


Следовательно, выносливость зубьев при изгибе гарантируется с вероятностью не разрушения более 99%.

6. Расчет винтового соединения

Расчет резьбы винтовой пары на прочность

Условие прочности резьбы по напряжениям среза определяется по формуле:

К - коэффициент полноты резьбы, К=0,87.

Км - коэффициент неравномерности нагрузки по виткам резьбы, Км=0,7.

d1 - внутренний диаметр резьбы. Для М6 d1=5.67 мм.

Т.к. материалы винта и гайки неодинаковы, то по напряжениям среза рассчитывают только резьбу винта, так как d1<d

Условия износостойкости ходовой резьбы по напряжениям смятия определяется по формуле:

sсм=F/(Пd2hz) < [sсм]

где Z=H/P - число рабочих витков гайки,        Z=7

 

d2=5.402 мм

h - высота профиля, h=1.165 мм

sсм=1000/(3,14·5,402·1,165·7)= 0,7 мПа.

Напряжения смятия sсм не превышают напряжений среза t, а допускаемые напряжения [sсм] в несколько раз больше [t].

Следовательно, расчет резьбы на прочность проходит.

Определение силы затяжки и момента завинчивания:

Сила затяжки определяется по формуле:


где sЭК =200Мпа.

Момент завинчивания определяется по формуле:

 

Тзав = 0,5Fd2 [f + tg(j+y)]

где y - угол подъема резьбы,y=2°12'

f - коэффициент трения на торце гайки, f =0.15

Tзав=0,5·1000·5,402 [0.15+tg (2є12'+ 9є50')]=6730 Н м

Сила приложения определяется по формуле:

 

Fk=Тзав / L

где L-плечо, L=100 мм.

Fк=6730/100=67,3 Н

Таким образом сила затяжки и момент завинчивания при установке стопорных винтов на венцы шестерен нас устраивает полностью. При этом выигрыш в силе:

Fзат / Fк = 21130/67,3 = 313,9 раз.

Заключение

 

В данном курсовом проекте было предложено заменить неразборный первичный вал на сборочную единицу. В частности установить (напрессовать) съемные венцы на шестерни 2, 3 и 4 передачи, заменить материал первичного вала.

Данное нововведение позволило нам увеличить ресурс коробки передач в целом, снизить себестоимость ремонта в случае выхода из строя любой из шестерен 2, 3 или 4 передачи.

Расчет был выполнен на основании ГОСТ 1643-81 в частности, проведен расчет на контактную выносливость.

Расчеты показали, что в процессе эксплуатации коробки передач с данным нововведением обеспечена усталостная выносливость по контакту.

А так же был выполнен расчет на изгибную выносливость зубчатого зацепления, который показал, что выносливость зубьев при изгибе гарантируется с вероятностью неразрушения более 99%

Таким образом, данное нововведение полностью нас устраивает.

Список литературы

1. Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя: Машиностроение, 1979

. АфанасьевЛ.Л., Маслов А.А Гаражи и станции технического обслуживания автомобилей. (Альбом чертежей) М.: Транспорт, 1980-216 с.

. Напольский Г.М. Техническое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания - М.: Транспорт 1985-231 с.

. Техническая эксплуатация автомобилей /Учебник для вузов/ Кузнецов Е.С. Воронов В.П. - М.: Транспорт 1991-413 с.

. Панин А.В. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий /Учебное пособие / - Барнаул.: Б И, 1988-99 с.

. Типовые проекты рабочих мест на автотранспортном предприятии М.: Транспорт 1977-197 с.

Похожие работы на - Замена неразборного первичного вала на сборочную единицу

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!