Структура затрат предприятия ОАО 'ТКФ 'Ясная Поляна'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Структура затрат предприятия ОАО 'ТКФ 'Ясная Поляна'

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы затрат на производство продукции

1.1 Понятие издержек производства

1.2 Классификация затрат на производство продукции

Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия. Система управления издержками производства на предприятии

2.1 Общая характеристика ОАО "ТКФ "Ясная Поляна"

2.2 Система управления издержками производства на предприятии

2.3 Предложения по улучшения финансового состояния организации

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Важнейшим фактором, определяющим способность и стремление фирм поставлять продукт на рынок, является издержки производства. Производство любого товара требует затрат, которые в силу своей относительной редкости имеют определённые цены. Количество какого-либо продукта, которого фирма стремиться предложить на рынке, зависит от цен (издержек) и эффективности использования ресурсов, необходимых для его производства, с одной стороны, и от цены, по которой товар будет производиться на рынке, с другой.

Автор выбрал данную тему курсовой работы, так как считает, что в условиях перехода России к рыночной экономике вопрос об издержках предприятия и минимизация их становится более актуальным, чем был при административно-командной системе. Рыночная экономика побуждает каждое предприятие наиболее эффективно использовать свои возможности для получения прибыли. В современных условиях предприятия стали обладать реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределять выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаться прибылью, но прежде чем получить прибыль предприятие должно проанализировать все виды затрат для уменьшения их. Только в этом случае можно реально говорить о получении прибыли.

Актуальность определила цель исследования данной курсовой работы - исследовать сущность издержек производства, их структуру и их минимизация.

Объектом исследования в данной работе является ОАО "ТКФ "Ясная Поляна" - одно из ведущих предприятий кондитерской отрасли в Тульском регионе.

Предмет исследования - исследование структуры затрат предприятия.

Главная цель данной работы - исследование структуры затрат предприятия и оценка финансового состояния предприятия ОАО "ТКФ "Ясная Поляна", выявление проблем в его финансово-хозяйственной деятельности и разработка рекомендаций по оптимизации затрат.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:

-       характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

-       оценка финансового состояния;

-       определение системы управления издержками производства на предприятия.

-       выявление проблем, оказываемых влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

-       разработка мероприятий по улучшению финансового состояния;

Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность, план прибылей и убытков ОАО "ТКФ "Ясная Поляна" за 2009-2010 гг.

При написании КР использовались научные труды и учебно-методические работы отечественных и зарубежных авторов, публикации в научных журналах, статистические материалы, периодическая печать, законодательная база РФ.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

издержка продукция затрата управление

Глава 1. Теоретические основы затрат на производство продукции


1.1 Понятие издержек производства


Экономист рассматривает издержки производства не так, как бухгалтер, которого интересует финансовый баланс фирмы. Бухгалтеры склонны к ретроспективному взгляду на финансы фирмы, так как им приходится следить за активом и пассивом и оценивать эффективность деятельности фирмы в прошлом.

К фактическим издержкам относятся фактические затраты и амортизационные отчисления по капитальному оборудованию, величина которых определяется в соответствии с налоговым законодательством.

Экономисты и руководители, наоборот, интересуются перспективами фирмы. Они озабочены предстоящими издержками и тем, как их снизить и повысить рентабельность. Они, следовательно, должны интересоваться вмененными издержками - издержками, связанными с упускаемыми возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы. Вмененные издержки включают явные затраты, производимые фирмой, но не ограничиваются только ими.

В свои расчеты и бухгалтеры, и экономисты включают фактические расходы в виде денежных затрат. К последним относятся заработная плата рабочих и служащих, расходы на сырье и материалы, арендная плата за недвижимость. Денежные затраты играют важную роль для бухгалтерской службы, так как они связаны с прямыми выплатами, производимыми компанией другим фирмам и отдельным лицам, с которыми они производят операции. Эти затраты существенны и для экономистов, так как издержки на зарплату и материалы представляют собой деньги, которые могли бы быть эффективно потрачены на другие цели. Денежные затраты включают также вмененные издержки. Например, зарплата представляет собой вмененные издержки на трудовые ресурсы, приобретаемые на конкурентном рынке.

Посмотрим, как вменённые издержки отличаются от бухгалтерских издержек применительно к заработной плате, прибыли и амортизационным отчислениям. Например, владелец магазина розничной торговли управляет магазином сам и предпочитает не выплачивать себе жалованье. Хотя никаких денежных операций не проводится, его торговля требует вмененных издержек, так как владелец мог бы получать жалованье где-нибудь в другом месте.

По-разному бухгалтеры и экономисты относятся и к амортизации. При оценке будущих доходов экономист или руководитель интересуется капитальными затратами на здания и машинное оборудование. Это связано не только с денежными затратами на приобретение и обслуживание техники, но также и с издержками на износ основных производственных фондов. При подсчете количественных характеристик предшествующей деятельности фирмы бухгалтеры используют действующие правила налогообложения, чтобы определить размер амортизационных платежей и рассчитать прибыль. При этом размер амортизационных отчислений не обязательно отражает действительный износ оборудования.

Понятие издержек основывается на факте редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Издержки со стороны фирмы - выплаты, которые фирма обязана сделать, или доходы, которые фирма должна обеспечить поставщику ресурсов для того, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Издержки бывают внутренние и внешние. Денежные доходы, которые фирма несет в пользу поставщиков сырья, топлива, энергию и др., называются внешними. Их называют также явными или бухгалтерскими издержками, потому что они отражаются в бухгалтерском учете предприятия и имеют форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. Издержки на собственный ресурс (оборудование), называются внутренними или неявными.

Статьи бухгалтерских издержек - это статьи затрат, образующих себестоимость продукции [5, с.95]. Статьи следующие: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты. Издержки производства зависят от цен необходимых ресурсов, от технологии, т.е. от количества ресурсов, необходимых для производства. Экономисты считают издержками все платежи - внутренние и внешние, необходимые для изготовления продукта (услуги).

Каждая производственная единица (предприятие) любого общества стремится к получению возможно большего дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала штаб-квартиры и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

Говоря об издержках производства и обращения, К. Маркс рассматривал процесс формирования издержек непосредственно по их основным элементам в производственном процессе. Он абстрагировался от проблемы колебания цен вокруг стоимости. Кроме того, в двадцатом веке появилась необходимость определить изменения издержек в зависимости от количества производимой продукции.

Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного использования.

В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора между, теми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия может потратить имеющиеся деньги различным способом: направить их на расширение производства или израсходовать на личное потребление и т.д. Измерение альтернативных издержек необходимо не только для рыночных отношений, но и для объектов, не являющихся товарами. На нерегулируемом рынке товаров, альтернативные издержки будут равны текущей установившейся на данный момент рыночной цене. Если на рынке существует несколько разных (обычно близких между собой) цен, то альтернативные издержки продажи товара по, естественно, наивысшей из предложенных продавцу покупателями цен, будут равны наибольшей из всех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных цен.

 

.2 Классификация затрат на производство продукции


В экономической литературе и нормативных документах применяются такие понятия как "издержки", "расходы", "затраты". Следует отметить, что некоторые авторы считают эти термины различными, а другие - синонимами.

Термин "издержки" применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себя как явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки.

Явные (бухгалтерские) издержки - это выраженные в денежной форме траты предприятия, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции, товаров, работ или услуг [6, с.102].

Альтернативные (вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую оно получило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативной цене, на альтернативном рынке и т.д.

Поэтому под затратами целесообразно понимать явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержки предприятия.

Термин расходы означает уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являются использованием сырья, материалов, услуг сторонних организаций и т.д. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат - расходы. На таком понимании указанных терминов ориентирует международный стандарт МСФО 18 "Выручка".

Таким образом, можно сказать, что понятия "издержки", "затраты", "расходы" прямыми синонимами не являются.

Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень показателей рентабельности. Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем выше эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Воздействие государства на процесс формирования себестоимости продукции проявляется следующим образом:

разделение затрат предприятий на текущие затраты производства и долгосрочные инвестиции;

разграничение затрат предприятий на относимые в себестоимость продукции и возмещаемые за счет других источников финансирования;

установление норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и налогов, включаемых в себестоимость.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что на предприятиях часть затрат, хотя и включается в себестоимость продукции в фактически произведенной сумме, но для целей налогообложения, размеры затрат корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм, нормативов и ставок (командировочные расходы, представительские расходы, расходы по оплате процентов по кредитам и займам и др.)

Выделяют следующие направления и признаки классификации затрат в зависимости от процессов хозяйственной деятельности предприятия:

принятия управленческих решений - затраты явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные;

прогнозирования - затраты краткосрочного и долгосрочного периодов;

планирования - затраты планируемые и непланируемые;

нормирования - затраты в пределах установленных стандартов, норм и смет и по отклонениям от них;

организации - затраты по местам и сферам их возникновения, функциям деятельности и центрам ответственности;

учета - затраты в разрезе экономических элементов и статей калькуляции, одноэлементные и комплексные, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, текущие и единовременные;

контроля - затраты контролируемые и неконтролируемые;

регулирования - затраты регулируемые и нерегулируемые;

стимулирования - затраты обязательные и поощрительные;

анализа - затраты фактические, плановые, стандартные и нормативные, полные и частичные, общие и структурные.

Важным моментом в управлении предприятием является процесс принятия решений, в ходе которого определяются тактика и стратегия развития предприятия. При этом прежде всего имеет значение подразделение затрат на явные и неявные (альтернативные).

Явные затраты - это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при выполнении производственной и коммерческой деятельности.

Затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого, называют альтернативными (вмененными) затратами. Они означают упущенную выгоду. Когда выбор одного действия исключает появление другого действия. Альтернативные затраты возникают в случае ограниченности ресурсов. Если ресурсы неограниченны, вмененные затраты равны нулю. Альтернативные затраты иногда называют дополнительными.

В зависимости от специфики принимаемых решений затраты целесообразно подразделять на релевантные и нерелевантные. Релевантными (т.е. существенными, значительными) затратами можно считать только те затраты, которые зависят от рассматриваемого управленческого решения. В частности, затраты прошлых периодов не могут быть релевантными, поскольку повлиять на них уже нельзя. В то же время вмененные затраты (упущенная выгода) релевантны для принятия управленческих решений.

На результаты принимаемых решений существенное влияние может оказать деление затрат на эффективные и неэффективные.

Неэффективные затраты - это затраты непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, так как не будет произведен продукт. Неэффективные затраты - это потери на производстве, к которым относятся потери от брака, простоев, недостачи и порчи товарно-материальных ценностей и др. Выделение неэффективных затрат позволяет не допустить проникновения потерь в планировании и нормировании.

Большое значение имеет классификация затрат в зависимости от их отношения к действующим на предприятии нормам, нормативам, лимитам и стандартам. По данному признаку все затраты, включаемые в себестоимость продукции, группируются в разрезе установленных норм, действующих на начало текущего месяца, и по отклонениям от действующих норм, возникшим в процессе производства. Такое деление затрат лежит в основе нормативного учета и является важнейшим средством текущего оперативного контроля за уровнем издержек производства.

По составу затраты подразделяются на одноэлементные и комплексные.

Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: материалы, заработная плата, амортизация и др. Эти затраты независимо от места их возникновения и целевого назначения не делятся на различные компоненты.

Комплексными считаются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, в состав которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные затраты.

По экономическому содержанию затраты классифицируют по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Экономическим элементом принято называть первичный однородный вид затрат на производство и реализацию продукции, который на уровне предприятия невозможно разложить на составные части.

Для всех предприятий установлен единый перечень элементов затрат, включающий в себя следующие затраты: материальные, оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности. Данная группировка дает возможность устанавливать потребности в основных и оборотных фондах, определении фонда оплаты труда и т.д.

Однако классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции.

Для решения этой задачи применяют классификацию затрат по статьям калькуляции. Она позволяет определить назначение расходов и их роль, организовать контроль над ними, устанавливать по каким направлениям необходимо вести поиск путей снижения затрат, На основе этой группировки строится аналитический учет затрат на производство, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

В коммерческих организациях данная группировка затрат является основной, но ее содержание дифференцируется исходя из специфики каждой отрасли.

При установлении системы учета затрат можно выделить группировку затрат по отношению к изменениям объема производства. По данному признаку затраты разделяются на постоянные и переменные.

Постоянными считаются затраты, величина которых не изменяется при изменении объема производства, например, общехозяйственные расходы.

Переменными называются затраты, величина которых изменяется вместе с изменением объема производства. К ним относят расход сырья и материалов, топлива и энергии на технологические цели, заработную плату производственных рабочих и др.

Особое значение для учета и управления затратами имеет способ включения затрат в себестоимость продукции. По данному признаку затраты предприятия разделяются на прямые и косвенные.

Прямыми называются затраты по производству конкретного вида продукции. Поэтому они могут быть отнесены на объекты калькуляции в момент их совершения или начисления на основании данных первичных документов.

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства.

Косвенные расходы сначала собирают на отдельных счетах учета, а затем включают в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обусловливается отраслевыми особенностями предприятия.

Важное значение в процессе управления затратами, имеет группировка затрат по их роли в технологическом процессе. По данному признаку затраты предприятия делятся на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления продукции. К ним относятся: стоимость сырья, расходы на оплату труда производственных рабочих, расходы по эксплуатации производственных машин и оборудования и др.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства, реализацией продукции и управлением. Они состоят из управленческих и коммерческих расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления организации, эффективности менеджмента и других факторов.

Большую роль в управлении затратами имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения на себестоимость продукции. По данному признаку затраты подразделяются на текущие и будущих периодов.

Текущими называются затраты по производству и реализации продукции данного отчетного периода. Они принесли доход в настоящем и потеряли способность приносить доход в будущем.

Расходы будущих периодов - это затраты, произведенные в текущем отчетном периоде, но подлежащие включению в себестоимость продукции, которая будет выпускаться в последующие отчетные периоды.

Немаловажное значение в управлении затратами имеет система контроля, которая обеспечивает полноту и правильность действий в будущем, направленных на снижение затрат и рост эффективности производства. Для обеспечения системы контроля за затратами их группируют на контролируемые и неконтролируемые.

Контролируемые - это затраты, которые поддаются контролю со стороны субъектов управления.

Неконтролируемые затраты не зависят от деятельности субъектов управления, например, переоценка основных средств увеличивает суммы амортизационных отчислений.

При построении эффективной системы контроля затрат на предприятии, необходимо выделить центры ответственности, где формируются затраты, классифицировать затраты а затем организовать управление затратами. В результате руководитель предприятия получит возможность своевременно выделять "узкие места" в формировании затрат и принимать соответствующие решения. Процесс управления затратами на предприятии включает в себя и процесс регулирования их уровня. Для этих целей затраты подразделяются на регулируемые и нерегулируемые.

Степень регулируемости затрат зависит от специфики конкретного предприятия, поэтому универсальной методики классификации затрат по этому признаку не существует.

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые необходимо предусмотреть в отчетах по центрам ответственности. Это позволит выделить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля за затратами подразделения предприятия.

Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия. Система управления издержками производства на предприятии

 

.1 Общая характеристика ОАО "ТКФ "Ясная Поляна"


ОАО "ТКФ "Ясная Поляна" является ведущим предприятием кондитерской отрасли в Тульском регионе. Место нахождения организации: 300036 г. Тула, Одоевское шоссе, 83.

В 1974 г. был сдан акт о приемки в эксплуатацию нового кондитерского предприятия получившего позже название "Ясная Поляна". Позже в 1976 г. предприятие было преобразовано в Тульское производственное объединение кондитерской промышленности "Ясная Поляна", в которое, помимо головной фабрики №1, вошли Тульская кондитерская фабрика "Лакомка" и Новомосковская кондитерская фабрика.

С вступлением в силу в 1992 г. Федерального закона РФ от 03.07.1991 г. №1531-1 - ФЗ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Указом Президента РФ от 29.01.92 г. №66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" предприятие приватизировалось в открытое акционерное общество "Тульская кондитерская акционерная фирма "Ясная Поляна". Предприятие работало стабильно, наращивая темпы объема продаж.

В связи с финансовыми кризисами, произошедшими, в 90-х годах 20 века, финансовых ресурсов общества не хватало на осуществление текущей деятельности. В качестве инвестора, осуществляющего финансирование деятельности предприятия выступило ОАО "Красный Октябрь" (г. Москва).

В 2003 г. контрольный пакет акций ОАО "Красного Октября" приобрело

ООО "Объединенные кондитеры", в состав которого по настоящее время входит ОАО "ТКФ "Ясная Поляна".

ООО "Объединенные кондитеры" - крупнейший кондитерский холдинг, объединяющий 14 предприятий по всей России, специализирующихся на выпуске кондитерских изделий. Среди фабрик холдинга такие крупные московские предприятия как ОАО "Рот Фронт", ОАО "Красный Октябрь", ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский".

ОАО "ТКФ "Ясная Поляна" осуществляет свою деятельность в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом РФ от 26.12.1995 г. №208-ФЗ. "Об акционерных обществах"

Основными видами деятельности общества являются:

-       производство и сбыт кондитерских изделий, полуфабрикатов для их производства;

-       производство и реализация прочих продовольственных товаров народного потребления;

-       разработка новых видов кондитерских изделий;

Приоритетными направлениями деятельности общества являются:

-       обеспечение безопасности продукции;

-       производство и реализация широкого ассортимента различных видов кондитерских изделий;

-       получение максимальной прибыли.

В настоящее время ОАО "ТКФ "Ясная Поляна", характеризуется:

-       широким ассортиментом вырабатываемой продукции;

-       современным технологическим оборудованием (на отдельных участках производства);

-       бережным отношением к истории и традициям предприятия;

Производство фабрики представлено тремя основными группами кондитерских изделий: конфеты, зефиро-мармеладные и мучнистые изделия.

В бисквитном цехе наряду с уникальным производством пряника выпускается сравнительно новый в российском регионе продукт - крекер. Золотистый, хрустящий, почти не содержащий сахара, он пользуется повышенным спросом на нашем рынке продовольствия.

Крекер - уникальный продукт для детей и взрослых, хорош и с молоком,

и с чаем, словом - продукт на каждый день. Сахарное печенье по своему вкусу напоминает домашнюю выпечку. "Искорка", "Хризантема", "Ясная Поляна" - всего около десяти наименований. Сувенирные сорта слоеного печенья "Мечта сластёны" 2-х видов (глазированное шоколадом и неглазированное) - удачно пополнили список мучных лакомств цеха.

Выпускаются конфеты с пралиновыми корпусами, которые представляют собой тонко измельчённую смесь обжаренных тёртых ядер орехов с сахарной пудрой, какао, маслом. Для улучшения вкусовых и питательных свойств в пралиновую массу добавляют сухое молоко, сухие сливки, порошок какао, спирт, коньяк.

Продукция фабрики неоднократно получала награды на различных выставках и конкурсах. Предприятием получен диплом "Лучшие товары и услуги Тульской области" и гран-при в региональной выставке "Тульское качество - 2006". Фабрике присвоено звание лауреата Международного конкурса "Европейское качество", предприятие награждено дипломом, сертификатом и знаком "Почётный академик Международной академии качества". За продукцию в выставке-конкурсе "Всероссийская марка. Знак качества XXI века" получены платиновые медали, а предприятие награждено Орденом национальной славы.

Финансовая служба предприятия осуществляет следующие функции:

-       финансовое планирование;

-       анализ финансового состояния предприятия;

-       организует эффективные отношения с банками;

-       управляет финансовыми рисками;

-       проводит дивидендную политику;

-       управление оборотным капиталом предприятия.

Служба финансового директора взаимодействует со всеми структурными подразделениями:

-       производственными цехами;

-       транспортным цехом;

-       энергослужбой;

-       службой материально-технического обеспечения и др.

2.2 Система управления издержками производства на предприятии


Основными рынками сбыта для предприятия в отчетном периоде являются: Москва и Московская обл. (54%), Рязанская область (6%), Тульская область (30%), 8% - другие регионы. При этом рост объемов продаж в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличился в Московской, Тульской и Рязанской областях, в остальных областях соответственно - уменьшился.

Рис.2. Основные рынки сбыта в 2009-2010 гг.

Основные дилеры предприятия представлены в таблице 1.


Таблица 1

Дилеры предприятия

№ п/п

Наименование Организации

Объем продаж 2010 г., тыс. руб.

Доля в общих продажах, %

1

Корнева ИП г. Тула

29433,500

16,60

2

ООО Канди г. Тула

10814, 200

6,00

3

ООО Услада г. Рязань

8808,100

5,00

4

ООО Юнимакс г. Москва

8353,800

4,70

5

ООО ТД Триада-продукт г. Тула

11123,600

6,30


Негативно влияют на сбыт продукции предприятия, следующие факторы:

-       достаточно дорогостоящие транспортные услуги железных дорог и автомобильных предприятий, занимающихся перевозкой грузов;

-       жесткая конкуренция малых и средних фирм;

-       недостаточное количество рекламы в СМИ и наглядной агитации (различные плакаты, календари и т.д.).

Основные показатели, характеризующие результативность деятельности общества представлены в таблице 2.

Таблица 2

Экономические результаты ОАО "ТКФ "Ясная Поляна"

Показатель

01.01.2011 г.

01.01.2010 г.

Изменение




Абсолютное, тыс. руб.

Относительное, %

Выручка от продажи продукции

561624,000

524620,000

37004,000

7,05

Себестоимость продаж продукции

 (438165,000)

 (403309,000)

34856,000

8,64

Валовая прибыль

123459,000

121311,000

2148,000

1,77

Коммерческие расходы

 (27335,000)

 (14985,000)

-912,000

-6,09

Управленческие расходы

 (43039,000)

 (36764,000)

6275,000

17,07

Прибыль (убыток) от продаж

53085,000

69562,000

-16477,000

-23,69

40345,000

48159,000

-7814,000

-16,23


Данные табл.2 свидетельствуют о том, что, в анализируемом периоде, выручка от продажи продукции предприятия увеличилась на 37004,000 тыс. руб. или 7,05%. Это рассматривается как положительная тенденция в деятельности общества.

Себестоимость продаж продукции увеличилась в 2010 г. на 8,64% и составила 438165,000 тыс. руб.

Чистая прибыль значительно уменьшилась на 16,23% в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом и составляет 40345,000 тыс. руб.

Произведем факторный анализ прибыли от продаж по формулам:

)        Определим влияние изменения выручки от продажи продукции на прибыль:

ΔПр1=Про*Jр-Про

где ΔПр1 - изменение прибыли за счет изменения выручки от продажи

продукции;

Про - прибыль от продажи в базисном периоде;

Jр - индекс объема продажи.

ΔПр1=69562* (561 624/524 620) - 69562= 4906,546 тыс. руб.

Таким образом, прибыль увеличилась в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет влияния выручки от продажи продукции на 4906,546 тыс. руб.

2) Рассчитаем влияние изменения уровня себестоимости продаж продукции на прибыль от продажи (ΔПр2) по формуле:

ΔПр2=Со*Jр-С1

где ΔПр2 - изменение прибыли за счет изменения себестоимости продаж продукции;

Jр - индекс объема продажи;

С0, С1 - себестоимость продаж продукции предыдущего и отчетного периода.

ΔПр2=403309* (561 624/524 620) - 438165= - 6408,655 тыс. руб.

В анализируемом периоде, прибыль предприятия уменьшилась на 6408,655 тыс. руб. за счет влияния себестоимости продаж продукции.

)        Влияние изменения уровня управленческих расходов на прибыль от продажи (ΔПр3) определим по формуле:

ΔПр3=Ру0*Jр-Ру1

где ΔПр3 - изменение прибыли за счет изменения управленческих расходов;

Jр - индекс объема продажи;

Ру0, Ру1 - управленческие расходы предыдущего и отчетного периода.

ΔПр3=Ру0*Jр-Ру1=36 764* (561624/524620) - 43039= - 3681,856 тыс. руб.

Прибыль от продажи уменьшилась к концу 2010 г. на 3681,856 тыс. руб. за счет влияния управленческих расходов.

)        Рассчитаем влияние изменения уровня коммерческих расходов на прибыль от продажи (ΔПр4) по формуле:

ΔПр4=Рк0*Jр-Рк1

где ΔПр4 - изменение прибыли за счет изменения коммерческих расходов;

Jр - индекс объема продажи;

Рк0, Рк1 - коммерческие расходы предыдущего и отчетного периода.

ΔПр4=Рк0*Jр-Рк1=14985* (561624/524620) - 27335= - 11293,035 тыс. руб.

В анализируемом периоде, прибыль от продажи уменьшилась на 11293,035 тыс. руб. за счет роста коммерческих расходов.

Вычислим суммарное факторное отклонение прибыли от продажи за анализируемый период:

ΔПр=ΔПр1+ΔПр2+ΔПр3+ΔПр4=4906,546-6408,655-3681,856-

,035 = - 16,477 тыс. руб.

Таким образом, по результатам факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод о том, что, в анализируемом периоде, значительное влияние на уменьшение прибыли от продаж оказало увеличение себестоимости продаж продукции, управленческих и коммерческих расходов. В связи с чем, руководству предприятия необходимо принять меры для их минимизации.

Для оценки использования ресурсов, потребленных в процессе производства, рассмотрим показатели рентабельности предприятия, характеризующие доходность деятельности общества.

Таблица 3

Динамика рентабельности предприятия

Наименование показателя

Значение показателя

Изменение


2010 г.

2009 г.

Абсолютное

Относительное, %

Рентабельность собственного капитала, %

17,500

26,900

-9,400

-34,94

Рентабельность активов, %

15, 200

25,100

-9,900

-39,44

Рентабельность продукции (продаж), %

11,300

13,300

-2,000

-15,04


Данные табл.3 свидетельствуют о том, что:

-       в 2010 г. рентабельность собственного капитала уменьшилась в абсолютном выражении на 9,40% по сравнению с 2095 г.

-       к концу анализируемого периода прослеживается тенденция к уменьшению в абсолютном выражении рентабельности активов предприятия на 9,90%.

-       рентабельность продукции снизилась в абсолютном выражении в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 2,00%.

2.3 Предложения по улучшения финансового состояния организации


В качестве путей способных повысить эффективность деятельности предприятия и свести затраты к минимуму, можно предложить следующие способы. Во-первых, снижение себестоимости, как источник получения прибыли.

Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

В настоящее время при анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

При выпуске одного вида продукции себестоимость единицы этой продукции является показателем уровня и динамики затрат на ее производство. Для характеристики себестоимости разнородной продукции в планах и отчетах используются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции и затрат на 1 руб. товарной продукции. План предприятия содержит также сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции определяется исходя из уровня затрат на производство товарной продукции по отношению к стоимости продукции в оптовых ценах предприятия.

Показатель затрат на 1 руб. товарной продукции не только характеризует планируемый уровень снижения себестоимости, но и определяет также уровень рентабельности товарной продукции. Его величина зависит как от снижения себестоимости продукции, так и от изменения оптовых цен, ассортимента и качества продукции.

В плане затраты рассчитываются на плановый объем и ассортимент продукции, но фактический ее ассортимент может отличаться от планового. Поэтому плановое задание по затратам на 1 руб. продукции пересчитывается на фактический ассортимент и потом уже сопоставляется с данными о затратах на 1 руб. продукции.

Установление общих, единых для всех предприятий правил имеет важное значение для правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех затрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Методическими указаниями по разработке плана определен следующий типовой перечень технико-экономических факторов, обусловливающих снижение себестоимости продукции:

а) Повышение технического уровня производства. Как вариант, это внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства.

По каждому мероприятию рассчитывается экономический эффект, который выражается в снижении затрат на производство. Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разности на объем производства в планируемом году:

Э = (СС - СН) * АН

где Э - экономия прямых текущих затрат;

СС - прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия;

СН - прямые текущие затраты после внедрения мероприятия;

АН - объем продукции в натуральных единицах от начала внедрения мероприятия до конца планируемого года.

Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве, а также снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.

б) Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

При одновременном совершенствовании техники и организации производства необходимо установить экономию по каждому фактору в отдельности и включить в соответствующие группы. Если такое разделение сделать трудно, то экономия может быть рассчитана исходя из целевого характера мероприятий либо по группам факторов.

Определенные резервы снижения себестоимости заложены в устранении или сокращении затрат, которые не являются необходимыми при нормальной организации производственного процесса (сверхнормативный расход сырья, материалов, топлива, энергии, доплаты рабочим за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, платежи по регрессивным искам и т.п.).

в) Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле:

ЭП = (Т * ПС) / 100

где ЭП - экономия условно-постоянных расходов

ПС - сумма условно-постоянных расходов в базисном году

Т - темп прироста товарной продукции по сравнению с базисным годом.

Относительное изменение амортизационных отчислений рассчитывается особо. Часть амортизационных отчислений (как и других затрат на производство) не включается в себестоимость, а возмещается за счет других источников (спецфондов, оплаты услуг на сторону, не включаемых в состав товарной продукции, и др.), поэтому общая сумма амортизации может уменьшиться. Уменьшение определяется по фактическим данным за отчетный период. Общую экономию на амортизационных отчислениях рассчитывают по формуле:

ЭА = (АОК / ДО - А1К / Д1) * Д1

Заключение


Проблема разработки и использования в отечественной практике новых подходов к эффективному управлению затратами предприятия широко обсуждается в отечественной литературе.

Выявление и исследование факторов формирования затрат обеспечивает решение следующих задач, необходимых для каждого конкретного предприятия:

)        информационное обеспечение администрации предприятия для принятия управленческих решений с учетом их экономических последствий;

2)      наблюдение и контроль за фактическим уровнем затрат, сопоставление их с нормативами и плановыми размерами в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

)        исчисление себестоимости выпускаемых продуктов для оценки готовой продукции и расчета финансовых результатов;

)        выявление и оценка экономических результатов деятельности отдельных структурных подразделений;

)        систематизация учетной информации для принятия решений долгосрочного характера: об изменении ассортимента продукции, капитальных вложениях в основные фонды и т.п.

Для обеспечения исполнения перечисленных задач, на предприятии должна быть организована единая учетная система, которая в текущей деятельности осуществляет следующие последовательные функции:

)        первичное отражение затраченных ресурсов в производстве по мере их возникновения в процессе производственной деятельности;

2)      локализация данных о производственных затратах по видам деятельности, производствам, местам возникновения затрат и т.д.;

)        группировка затрат по времени их возникновения: прошлые затраты, затраты отчетного и будущих периодов;

)        распределение общих расходов предприятия между производственными подразделениями; возмещение общих расходов путем включения в себестоимость готовой продукции и незавершенное производство.

Достижение поставленных задач, т.е. выявление факторов формирования и путей снижения затрат должно вестись в двух направлениях: краткосрочном и долгосрочном.

В первом случае необходимо уделить особое внимание анализу системы "затраты - объем производства - прибыль". Такой анализ основывается на принципе безубыточности, означающем, что затраты предприятия покрыты доходом тогда, когда доход, уменьшенный на величину переменных затрат, равен уровню постоянных затрат. Любой уровень производства сверх точки безубыточности будет рентабельным.

Долгосрочное управление затратами рассматривается как экономический анализ эффективности намечаемых капиталовложений. При этом существенным признается выявление дисконтированных денежных потоков и расчет показателей экономической эффективности.

В связи с тем, что предприятие - объект исследования, производит в данный момент реорганизацию планирования, контроля и регулирования затратами, в настоящей работе большее внимание уделено именно этому направлению - повышению эффективности управления затратами предприятия, а также минимизации текущих затрат по обслуживанию запасов и определению их необходимого уровня.

Кроме того, по результатам проведенных анализа финансового состояния и факторного анализа, для предприятия - объекта исследования можно предложить следующие направления снижения уровня затрат:

) начало организации на предприятии центров ответственности - центров затрат - структурных подразделений, менеджер которых отвечает только за затраты. В рамках таких центров необходимо организовать планирование, нормирование и учет затрат с целью контроля, анализа и управления процессами их формирования;

) особое внимание должно быть обращено на разработку норм расхода материалов, нормативной трудоемкости изделий с целью снижения уровня материальных затрат и затрат на оплату труда, как наиболее существенных в общей сумме затрат предприятия;

) разработка нормативов позволит оценить усилия руководителей центров ответственности на минимизацию затрат путем сопоставления нормативных и фактических затрат на единицу выпуска;

) необходимы маркетинговые усилия для увеличения объемов реализации продукции и услуг предприятия платежеспособным покупателям. Рост объемов реализации, при сохранении уровня постоянных затрат предприятия, позволит улучшить показатели экономической эффективности;

)        управление размером запасов позволит уменьшить издержки на хранение запасов, а также освободить часть "замороженных" в запасах активов, улучшив тем самым финансовое состояние предприятия.

Следует отметить, что внедрение учета и управления затратами по центрам ответственности эффективно и экономически оправдано только на крупных (к числу которых относится и ОАО "Ясная Поляна") и средних предприятиях.

Список использованной литературы


1.       Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1,2,3,4. - М.: ОМЕГА-Л, 2010. - 704 с.

2.      Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1 и 2. - М.: ОМЕГА-Л, 2010. - 762 с.

.        О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". - Загл. с экрана.

.        Об акционерных обществах: федер. закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ // ПБД "Консультант Плюс 3000" [Электронный ресурс]: еженед. пополнение / ЗАО "Консультант Плюс", НПО "ВМИ". - Загл. с экрана.

.        Багов В.П. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. пособие / В.П. Багов, Е.Н. Селезнев, В.С. Ступаков. - М.: Камерон, 2010. - 248 с.

.        Балакирева Н.М. Нематериальные активы: учеб. пособие. / Н.М. Балакирева. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.

.        Балашов В.Г. Технологии повышения финансового результата предприятий и корпораций / В.Г. Балашов, В.А. Ириков. - М.: Приор, 209. - 512 с.

.        Банк В.Р. Финансовый анализ: учеб. пособие / В.Р. Банк. - М.: Проспект, 2010. - 304 с.

.        Бобылева А.З. Финансовый менеджмент / А.З. Бобылева. - М.: Дело, 2009. - 336 с.

.        Буров В.П. Бизнес-план фирмы: учеб. пособие / В.П. Буров, А.Л. Ломакин, В.А. Морошкин. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 498 с.

.        Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебник / В.А. Галанов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 379 с.

.        Грачев А.В. Оценка платежеспособности предприятия за период / А.В. Грачев // Финансовый менеджмент. - 2009. - № 6. - С.23-26.

.        Грязнова А.Г. Оценка бизнеса / А.Г. Грязнова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 715 с.

.        Дранко О.И. Финансовый менеджмент / О.И. Дранко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 351 с.

.        Дыбаль С.В. Финансовый анализ: учеб. пособие / С.В. Дыбаль. - СПб.: Бизнес-пресса, 2010. - 301 с.

.        Зайцев Н.Л. Экономика организации / Н.Л. Зайцев. - М.: ЭКЗАМЕН, 2009. - 607 с.

.        Игонина Л.Л. Инвестиции: учеб. пособие / Л.Л. Игонина. - М.: Экономистъ, 2008. - 478 с.

.        Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 768 с.

.        Ковалева А.М. Финансы фирмы / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скамай. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 522 с.

.        Колчина Н.В. Финансы организаций (предприятий) / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 368 с.

.        Лапуста М.Г. Финансы организаций: учебник / М.Г. Лапуста. - М.: Инфра-М, 2009. - 482 с.

.        Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / Н.П. Любушин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 448 с.

.        Михайлов А.А. Оценка финансового состояния промышленного предприятия / А.А. Михайлов // Финансовый Директор. - 2009. - № 6. - С.53-57.

.        Панюкова В.В. Особенности маркетинга в розничной торговле / В.В. Панюкова // Маркетинг в России и зарубежом. - 2010. - № 3. - С.23-25.

.        Попов В.М. Финансовый бизнес-план / В.М. Попов, С.И. Ляпунов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 480 с.

.        Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 724 с.

.        Селезнева Н.Н. Финансовый анализ: учеб. пособие / Н.Н. Селезнева, А.Ф. Ионова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 479 с.

.        Фалько С.А. Экономика предприятий / С.А. Фалько. - М.: Дрофа, 2009. - 368 с.

.        Филобокова Л.Ю. Методические подходы к управлению и анализу дебиторской задолженности в предпринимательстве / Л.Ю. Филобокова // Экономический анализ. - 2009. - № 7. - С.40-43.

.        Черемисов В.В. Системный подход к организации и управлению продажами в оптово-розничных компаниях / В.В. Черемисов // Управление сбытом. - 2010. - № 1. - С.6-14.

.        Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности / А.Д. Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 415 с.

.        Шохов Е.И. Финансовый менеджмент / Е.И. Шохов. - М.: ФКБ-ПРЕСС, 2009. - 408 с.

.        Котлер Ф. Маркетинг от А до Я / Ф. Котлер. - СПб.: Нева, 2003. - 224 с.

.        Шарп У. Инвестиции / У. Шарп, Г. Александер, Дж. Бэйли. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 1028 с.

36.    www.econom. ncs.ru

.        www.gks.ru

Похожие работы на - Структура затрат предприятия ОАО 'ТКФ 'Ясная Поляна'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!