Реформы Петра I – курс на европеизацию России
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рыбинская государственная авиационная технологическая
академия имени П.А.Соловьева
Факультет заочного обучения
Кафедра социологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Отечественная история»
на тему:
«Реформы Петра I - курс на европеизацию России»
Выполнила Целых Н.В.
Группа ЗКП - 11
Преподаватель Горин Н.Н.
Рыбинск 2011
Содержание
1. Введение
. Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I.
. Реформы Петра I.
.1 Социально-экономические реформы.
.2 Политические и военные реформы.
.3 Реформация церкви.
.4 Реформы в области культуры.
. Превращение России в абсолютную монархию.
. «Цена» реформ. Значение реформ Петра I в исторической судьбе России.
. Заключение.
1. Введение
"Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времен Петра два века и доселе неразрешенная".
В. Ключевский
Проблемы реформирования всегда актуальны для российской действительности. Реформы являются непременной частью политики любой власти. Крутые преобразования - не лучшее состояние жизни общества, и люди на себе испытывают всю тяжесть идей реформаторов.
Петровские реформы - один из ярчайших образцов российского типа реформ, которые, в конечном счёте, привели не к улучшению жизни общества, а к усилению власти государства, увеличению числа чиновников, налогов, повинностей, к росту имперских аппетитов. Благодаря реформам Петра Россия модернизировалась, европеизировалась, но её основы - крепостное право и деспотическая власть - остались прежними.
Нужны ли России реформы, а если да, то почему они должны быть проводиться путём насилия?
Важный аспект проблемы реформ - личность самого реформатора. Пётр Великий был человеком выдающимся, искренне желал России блага, ему даже казалось, что он знает, как привести государство к благополучию. В своей реформаторской деятельности он был фанатичным государственным романтиком и не щадил ни себя, ни Россию. Он взял за основу реформирования страны принцип «в России прогресс достигается только насилием и принуждением» и рьяно претворял его в жизнь.
Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о значении петровских преобразований, но вне зависимости от точки зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был один из наиважнейших этапов истории России. В российской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для России полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
Величественная фигура Петра I, его кипучая деятельность, размах его преобразований, бранные дела - всё получило страстную и противоречивую оценку современников и потомков.
2. Предпосылки петровских преобразований. Начало российской модернизации в эпоху Петра I
В XVII веке Россия была самым крупным государством в Старом Свете. Её территория простиралась от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до берегов Охотского моря, но население составляло всего 13 миллионов человек и было сосредоточено в основном в центре и на севере Европейской части России. Черноземные земли Кубани, Северного Кавказа и Причерноморье Украины ещё не входили в состав России, а среднее и нижнее Поволжье было почти неосвоенным. К концу XVII века, в результате присоединения к России Сибири, Левобережной Украины, страна превратилась в многонациональное государство. В её состав теперь входили и обширные азиатские земли, населённые не только православными христианами, но и мусульманами, буддистами, язычниками. В России всё отчётливее проявлялась её и европейская, и азиатская сущность, её промежуточное положение на стыке двух цивилизаций. С одной стороны, Россия стремилась в Европу, а с другой, у неё были не менее важные интересы на Востоке. Всё это определяло двойственность в экономическом и политическом развитии России.
На рубеже XVII-XVIII веков Россия стояла перед необходимостью преодолеть социально-экономическую отсталость по сравнению со многими западноевропейскими странами, которые уже достигли к этому времени заметных успехов на пути к рыночной экономике. Экономика России по-прежнему оставалась преимущественно натуральной, со слабо развитой промышленностью. Очень громоздкой и неповоротливой была система управления народным хозяйством: в то время как во многих европейских странах уже был завершен процесс отмены крепостного права, в России, наоборот, шло дальнейшее закрепощение крестьян феодалами, монастырями, членами царской фамилии. Стране были присущи призраки автаркии, то есть хозяйственной замкнутости, изолированности от внешнего мира, жёстко поддерживаемой государством. Отсутствие выхода к морям сдерживало развитие различных международных связей, хотя потребность в прямых внешних путях была огромной. Путь через Белое море был долгим, трудным, ограниченным в течение многих месяцев в году. Выход через Балтийское море контролировала Швеция, которой принадлежали все балтийские земли. Выход через Азовское и Чёрное моря находился под контролем Турции и Крымского ханства.
Особенно заметным к концу XVII века было отставание от европейского уровня в военном деле. Хотя храбрость и отвага русских воинов были известны давно, техническая оснащённость армии была низкой. Безнадёжно отстала организационная система армии, основной ударной силой которой оставалась дворянская конница. Войска, размещённые по отдельным городам и селениям, не несли в мирное время регулярной воинской службы; лишь во время войны собиралась армия страны, больше похожая на народное ополчение. У России также не было своего военно-морского флота. петр реформа модернизация монархия
К концу XVII века Россия уже исчерпала все возможности обособленного, автаркического развития общества вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, образовании, культуре. Кроме проблем в экономике, кризисные явления нарастали в идеологии в форме религиозной борьбы между православной и старообрядческой церковью. В середине XVII века страну потрясли восстания горожан в Москве, Пскове, Новгороде, Козлове, Тамбове, Воронеже, Курске и других городах. Значительные территории на юге России охватила крестьянская война 1670-1671 годов под предводительством Степана Разина. Всё это свидетельствовало о расшатывании прежних устоев Московского государства, ослаблении единства общества. Реальности того времени остро ставили перед Россией дилемму: либо оставаться на задворках цивилизации и тащить на себе груз древних традиций, постепенно превращавшихся в пережитки, либо, встав на путь реформ, превратиться в великую державу, с которой бы считались развитые европейские государства. Россия в лице Петра I выбрала второй путь, тем более что для этого созрели все предпосылки:
1) экономическая отсталость страны представляла серьезную опасность для национальной независимости русского народа;
) российская промышленность и сельское хозяйство были основаны на подневольном труде крепостного крестьянства, а по объему и техническому оснащению заметно уступала западноевропейской;
) русское войско было плохо обучено и вооружено и в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов;
) существовал сложный государственный аппарат в виде огромной бюрократической приказной системы;
) существенным было отставание в сфере духовной культуры, связанное с засильем церкви.
Начало коренных преобразований в России прочно связано с именем царя Петра Первого. Он родился в Москве 30 мая 1672 года от брака царя Алексея Михайловича со второй женой - Натальей Кирилловной Нарышкиной. В течение нескольких лет Пётр I объездил многие европейские страны, изучая различные стороны экономики и политики этих государств, осваивая лично многие рабочие профессии при строительстве кораблей в Голландии и Англии.
Именно тогда идея прогресса через насилие прочно вошла в сознание людей. Сам Петр в насилии видел практически единственный способ преображения страны, отводя себе при этом самую неблагодарную и тяжелую роль учителя, мастера, который мучается со своими тупыми, недобросовестными и ленивыми учениками - русским народом. Царь полагал, то только он один может знать потребности общества и что лишь ему предназначено свыше вывести Россию на путь европейской цивилизации. Он не жалел для этого сил, постоянно показывая подданным, как нужно трудиться. Однако личного примера царя для достижения "общего блага" оказалось недостаточно. Поэтому была задействована вся машина государства, весь смысл деятельности которой сводился к двум важнейшим функциям: к изданию многочисленных и подробных законов, регламентов и инструкций, определяющих все стороны общественной и частной жизни подданных, и к подробному и детальному наблюдению за исполнением этих законов и уставов с помощью полиции и других государственных учреждений. Россия стояла на пороге больших перемен.
3. Реформы Петра I
.1 Социально-экономические реформы
В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего, промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII века шло путями, намеченными предыдущим периодом. В Московском государстве XVI-XVII веков существовали крупные промышленные предприятия: Пушечный двор, Печатный двор, оружейные заводы в Туле, верфь в Дединове и др. Политика Петра в отношении экономической жизни характеризовалась высокой степенью применения командных и протекционистских методов.
В сельском хозяйстве возможности совершенствования черпались из дальнейшего освоения плодородных земель, возделывания технических культур, дававших сырье для промышленности, развития животноводства, продвижения земледелия на восток и юг, а также более интенсивной эксплуатации крестьян. Возросшие потребности государства в сырье для российской промышленности привели к широкому распространению таких культур, как лен и конопля. Указ 1715 года поощрял выращивание льна и конопли, а также табака, тутовых деревьев для шелкопрядов. Указ 1712 года предписывал создавать коневодческие хозяйства в Казанской, Азовской и Киевской губерниях, поощрялось также овцеводство.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.
Также усиливались государственные повинности крестьян. Их силами строились города (на строительстве Петербурга работали 40 тысяч крестьян), мануфактуры, мосты, дороги; проводились ежегодные рекрутские наборы, повышались старые денежные сборы и вводились новые. Главной целью политики Петра все время являлось получение как можно больших денежных и людских ресурсов для государственных нужд.
Были проведены две переписи населения - в 1710 и 1718 годах. По переписи 1718 года единицей обложения становилась «душа» мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год (с государственных крестьян - 1 руб. 10 коп. в год). Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства (примерно в 4 раза; к концу правления Петра они составляли до 12 миллионов рублей в год).
В промышленности произошла резкая переориентация с мелких крестьянских и ремесленных хозяйств на мануфактуры. При Петре было основано не менее 200 новых мануфактур, он всячески поощрял их создание. Политика государства была также направлена на ограждение молодой российской промышленности от конкуренции со стороны западноевропейской путем введения очень высоких таможенных пошлин (Таможенный устав 1724 г.)
Российская мануфактура, хотя и имела капиталистические черты, но использование на ней преимущественно труда крестьян - посессионных, приписных, оброчных и других - делало ее крепостническим предприятием. В зависимости от того, чьей собственностью они являлись, мануфактуры делились на: казенные, купеческие и помещичьи. В 1721 г. промышленникам было предоставлено право покупать крестьян для закрепления их за предприятием (посессионные крестьяне).
Государственные казенные заводы использовали труд государственных крестьян, приписных крестьян, рекрутов и свободных наемных мастеров. Они в основном обслуживали тяжелую промышленность - металлургию, судоверфи, рудники. На купеческих мануфактурах, выпускавших преимущественно товары широкого потребления, работали и посессионные, и оброчные крестьяне, а также вольнонаёмная рабочая сила. Помещичьи предприятия полностью обеспечивались силами крепостных помещика-владельца.
Протекционистская политика Петра вела к появлению мануфактур в самых разных отраслях промышленности, зачастую появлявшихся в России впервые. Основными были те мануфактуры, которые работали на армию и флот. Поощрялась предпринимательская деятельность, создавались льготные условия для людей, которые создавали новые мануфактуры или брали в аренду государственные.
Возникали мануфактуры в разных отраслях: стекольной, пороховой, бумагоделательной, парусинной, полотняной, шелкоткацкой, суконной, кожевенной, канатной, шляпной, красочной, лесопильной и многих других. Огромный вклад в развитие металлургической промышленности Урала внес Никита Демидов, который пользовался особым расположением царя. Возникновение литейной промышленности в Карелии на базе уральских руд, строительство Вышневолоцкого канала, способствовали развитию металлургии в новых районах и вывели Россию на одно из первых мест в мире в этой отрасли. В начале XVIII века в России выплавляли около 150 тысяч пудов чугуна, в 1725 г. - более 800 тысяч пудов (с 1722 г. Россия экспортировала чугун), а к концу XVIII века - более 2 миллионов пудов.
К концу царствования Петра в России существовала развитая многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале. Крупнейшими предприятиями были Адмиралтейская верфь, Арсенал, петербургские пороховые заводы, металлургические заводы Урала, Хамовный двор в Москве. Шло укрепление всероссийского рынка, накопление капитала благодаря меркантилистской политике государства. Россия поставляла на мировые рынки конкурентоспособные товары: железо, полотна, юфть, поташ, пушнину, икру.
Тысячи россиян проходили в Европе обучение разным специальностям, и в свою очередь иностранцы - инженеры-оружейники, металлурги, мастера шлюзного дела нанимались на российскую службу. Благодаря этому Россия обогащалась самыми передовыми технологиями Европы.
Итог: в результате политики Петра в экономической области за сверхкороткий срок была создана мощная экономическая база, способная полностью обеспечить военные и государственные нужды и ни в чем не зависящая от импорта; были отработаны принципы и приёмы управления экономикой, незнакомые России предшествующей поры и характерные для последующих лет.
3.2 Политические и военные реформы
Так же, как и все остальные реформы Петра, реформирование политической системы страны было связано, прежде всего, с военными нуждами страны. Прежде всего преобразования коснулись систем государственного и местного управления. В первые годы правления молодой царь занимался этими вопросами изредка, второпях. И лишь в последние семь - восемь лет его жизни административные учреждения выстроились в определённую систему, получив нормативную основу. Радикальные всеобъемлющие изменения в области управления были обусловлены потребностями укрепления абсолютизма. Следовало создать стройную административную вертикаль, полностью подчинявшуюся верховной власти. На это была направлена коренная реорганизация всего государственного управления сверху донизу. Реформы управления проводились наспех. Те или иные изменения в государственном управлении, административно-территориальном делении России диктовались военной необходимостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выколачивание средств из народа для покрытия все растущих военных расходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления, приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям. Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские названия на европейские, по сути оставшись прежними.
Главным объектом реорганизации была Боярская дума, которая не соответствовала режиму абсолютной монархии. В 1699 году вместо Боярской думы Пётр учредил Ближайшую канцелярию. В 1711 году он упразднил и эту структуру, создав правительствующий Сенат из девяти человек, назначенных им самим. Это был государственный орган, обладавший законодательной, административной и судебной властью. Во главе государственной власти возвышался император. Этот титул Петру пожаловал Сенат в 1721 году после победного окончания Северной войны со Швецией, а Россия была провозглашена империей. Отныне Петр и его наследники стали обладать неограниченной полнотой власти, правом вводить строгую регламентацию в управление, идеологию, общественную жизнь, культуру.
Созданная Петром административная система оказалась весьма прочной. В главных чертах она сохранялась на протяжении всего дореволюционного периода. Структура управления, механизм власти и её функции оставались незыблемыми практически в течение двух веков.
Итог: основным результатом реформы органов власти и управления было увеличение бюрократического аппарата чиновников и нечёткого определения взаимоотношений между структурами власти, когда результаты их работы (различные указы) не согласовывались между собой, а иногда и противоречили друг другу.
Одним из самых значительных преобразований Петра I следует назвать военную реформу, которая проводилась с целью приблизить русскую армию к европейским стандартам того времени.
В конце XVII века Пётр I расформировал стрелецкие войска не столько из-за военной несостоятельности, сколько по политическим мотивам, так как стрельцы в своей массе поддерживали силы, оппозиционные Петру. В результате царь остался без армии. Наспех сформированные в 1699-1700 годах полки под руководством иноземных офицеров в боях под Нарвой показали полную неспособность противостоять шведам. Пётр энергично принялся за комплектование и обучение новой армии. И уже в 1708-1709- годах она показала себя на уровне армии любой европейской страны.
Прежде всего был отменён прежний принцип формирования армии случайными солдатами. Впервые в России была создана регулярная армия на основе рекрутской повинности, которая устанавливалась с 1705 года. Рекруты проходили воинскую подготовку, получали обмундирование и вооружение. Пётр не нанимал рекрутов из числа иностранцев, он предпочитал национальные вооружённые силы. В отношении рекрутов было установлено следующее правило: если рекрут был из крепостных крестьян, он автоматически становился свободным, и тогда его дети, рождённые после освобождения, тоже становились свободными.
В середине 1720-х годов численность регулярного сухопутного войска составляла около 200 тысяч, в том числе в гвардии - около 3 тысяч, в коннице - около 42 тысяч, в пехоте - 75 тысяч, в артиллерии и инженерных ротах - около 6 тысяч человек. Казаческие войска составляли примерно 100 тысяч человек, но они не входили в число регулярной армии.
Особое внимание Пётр I уделял флоту. В конце XVII века корабли строились в Воронеже и Архангельске. В 1704 году было основано Адмиралтейство и верфи в Петербурге, куда переместилось строительство кораблей военного флота. На Адмиралтейской верфи, где одновременно работало до 10 тысяч человек, с 1706 по 1725 годы было построено около 60 мелких кораблей для Балтийского флота. Матросы на флот набирались также по рекрутскому набору. К середине 1720-х годов военный флот составляли 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов, на которых служили около 28 тысяч членов экипажей. В 1701 году в Москве была основана Навигацкая школа, где готовились морские офицеры.
Одной из положительных сторон военной реформы является «поднятие» и рост металлургической отрасли, которая была жизненно необходима для производства оружия. Однако настораживает тот факт, что «реформатор» не погнушался переплавить церковные купола в пушки. Это характеризует его не только как человека сугубо страстного, но и как человека, для которого главным было достижение цели, даже ценой моральных ценностей.
Недостатком реформ в армии являлась их западническая направленность. Ведь поскольку опыт создания армии перенимался от возможных военных оппонентов, например Швеции, а армия необходима для защиты от таковых, то та же Швеция могла, воспользовавшись знанием недочетов в нашей обороне, могла одержать значительные победы над нами. Зачастую петровская армия одерживала победы не благодаря удачному преобразованию, мудрости и гениальности её полководца, а, скорее, из-за превосходившей численности войска.
Итоги:
создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их;
появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Меншиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
создание мощного военного флота;
гигантский рост военных расходов и покрытие их за счёт жесточайшего выжимания средств из народа.
Да, может быть, вышеприведённая реформа и усилила мощность российской армии, но основной причиной ее проведения было холерическое, по-детски завистливое желание Петра иметь такую же «игрушку» как и у соседей.
3.3 Реформация церкви
Отличительной чертой русского самодержавия в допетровские времена было полное слияние церкви и государства. В то время как в Западной Европе церковь всё дальше отходила от государственного управления, на Руси в XVII веке существовало так называемое оцерквлённое государство. Сам царь выступал одновременно и как верховный правитель церкви, и как глава государства, религиозные идеи были главными и в светской жизни.
Пётр I разрушил эту традицию и провёл церковную реформу, полностью подчинив церковь государству. После смерти главы Русской православной церкви патриарха Адриана в 1700 году было упразднено патриаршество. В 1721 году был учреждён Святейший Синод - особая «духовная коллегия» по управлению делами церкви. Во главе Синода стоял обер-прокурор, светский человек, как правило, из гвардейских офицеров. Всех членов Синода назначал сам царь. Были заметно ограничены экономические права церкви, урезаны её огромные земельные наделы, часть её доходов стала забираться в государственный бюджет. Через Синод была отменена тайна исповеди: поданные, под страхом крупных штрафов были обязаны ходить в церковь и исповедовать свои грехи, а священникам вменялось в обязанность сообщать в Тайную канцелярию о признаниях прихожан, если они касались интересов государства. В этом грехе было виновато не священство, а власти, во главе с Петром, вынуждавшие их это совершать. Церковь отныне была обязана во всех мирских делах подчиняться распоряжениям светской власти.
Если все остальные реформы Петра имели спонтанный характер и преследовали цель финансирования войн, то церковная реформа была результатом дальновидной политической стратегии. Учреждение Синода было глубоко продуманной акцией. Церковная реформа была проведена с целью лишения русской церкви её автономии. Пётр уже в начале своего царствования предпринял шаги в направлении отчуждения церковных доходов в свою пользу и секуляризации её земельных владений. Эти меры проводились с целью подорвать экономический базис духовенства и создать предпосылки для ликвидации её как самостоятельного фактора политической власти.
Ещё одной движущей силой преобразований в церковной области было стремление упорядочить внутрицерковные отношения, чтобы церковь могла возродиться для выполнения тех задач, которые были предназначены для неё царём. Пётр хотел взять на себя роль просветителя народа и носителя культуры, использовать священников в качестве идеологических «репетиторов».
Эпоха правления Петра I рассматривается в истории русской церкви как переломная, как начало «синодального периода», длившегося около двух столетий. Пётр создал принципиально новые основы отношений между церковью и государством. В результате церковь утратила вековую независимость, попав под влияние государственной власти, и превратилась в послушную служительницу правящих органов. Церковь утратила не только юридическую самостоятельность, но и экономическую независимость, произошло ослабление авторитета церкви.
С другой стороны, синодальный период характеризуется как «золотой век», на протяжении которого духовные силы церкви возросли и окрепли. Путём введения новой системы церковного образования русская церковь оказалась в состоянии соперничать и сотрудничать с церквями Запада, а среди православных церквей Востока она заняла ведущее положение.
Итог: в результате проведения этой реформы, церковь потеряла уважение в глазах народа, поскольку духовной альтернативы режиму Петра больше не существовало. Церковь стала послушным орудием в руках государства. Император использовал её для достижения своих целей, не гнушаясь самого святого.
3.4 Реформы в области культуры
Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого - наиболее противоречивая часть петровских реформ. Ещё до Петра были созданы предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными странами, в Россию постепенно проникали западноевропейские культурные традиции. И все же деятельность Петра в этой сфере была революционной.
Важнейшим этапом в проведении реформ в области культуры стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Пётр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей. Пётр хотел сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.
Пётр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую ещё со времен татаро-монгольского ига разобщённость России и Европы. Одним из её проявлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Пётр переводит Россию на новый календарь - 7208 год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января. В 1703 году в Москве выходит первый номер газеты "Ведомости" - первой русской газеты, в 1702 году в Москву приглашается труппа Куншта для создания театра.
Происходили важные изменения и в быту российских дворян: Пётр заставил русских людей остричь бороды, установил ношение коротких камзолов, ботфортов, напудренных париков. Пётр боролся со всем старым и вводил всё новое, не задумываясь насколько целесообразны его заморские «нововведения». В самом деле, изменились ли привычки, натура и образ мыслей русского человека только от того, что он остриг бороду и облачился в узкое иноземное платье? Конечно, нет.
С таким же рвением Пётр старался приобщить русское общество к просвещению, он деятельно вводил науку в жизнь. Были открыты инженерная и медицинская школы в Москве, Морская Академия в Петербурге, школа для подъячих, ремесленные школы при крупных предприятиях. Не стоит забывать, что при Петре развернулась деятельность первых русских учёных. Пытаясь ввести и более широкое народное обучение, Пётр открывал школы в провинциальных городах, хотя родители с большим трудом отдавали детей в школу. Несмотря на сопротивление, которое оказывалось просветительской деятельности Петра, несмотря на косность и приверженность старине, школьное образование на Руси прижилось и распространилось. Начало народному просвещению было положено.
Итог: с одной стороны, Пётр дал возможность шире развернуться гению русского народа, создал условия для развития наук; его преобразования послужили величайшим толчком в развитии русской науки; с другой стороны, все эти преобразования исходили исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших, так и для низших слоев общества; насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вёл к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных, начинаний.
4. Превращение России в абсолютную монархию
В период правления Петра I произошёл переход к новой государственной форме управления, называемой абсолютной монархией или абсолютизмом. Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Для абсолютной монархии характерно максимальное сосредоточение власти (как светской, так и духовной) в руках одной личности. Сосредоточение власти осуществлялось египетскими фараонами, римскими императорами и диктаторами XX века. Это не было абсолютной монархией. Для возникновения последней необходим переходный период от феодальной системы к капиталистической. Для абсолютной монархии характерно наличие сильного, разветвлённого профессионального бюрократического аппарата, сильной постоянной армии, ликвидации всех сословно-представительных органов и учреждений. Эти признаки присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были и свои существенные особенности:
- абсолютная монархия в Европе складывалась в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов (особенно крепостного права), а абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;
социальной базой западноевропейского абсолютизма был союз дворянства с городами (вольными, имперскими), а российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство, служивое сословие.
Установление абсолютной монархии в России сопровождалось широкой экспансией государства, его вторжением во все сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Идеология абсолютизма может быть определена как патриархальная. Глава государства представляется как «отец народа», который любит и хорошо знает, чего хотят его дети. Он вправе их воспитывать, научать и наказывать. Отсюда стремление консолидировать всё, даже малейшие проявление общественной и частной жизни: указы I четверти XVIII века предписывали населению, когда гасить свет, какие танцы танцевать на ассамблеях, в каких гробах хоронить, брить или не брить бороды и т.д. Идея абсолютной монархии проявляется в России во второй половине XVII века и тесно переплетается с проектами экономических преобразований страны.
Идеалом Петра I было именно такое абсолютистское государство, «регулярное государство», которое своим всеобъемлющим бдительным попечением стремилось регулировать все стороны общественной и частной жизни в соответствии с принципами разума и на пользу «общего блага». При Петре власть государя стала практически безграничной, а его предшественники были вынуждены делить власть с сословиями и их представителями. Заменив Боярскую Думу контролируемым сверху Сенатом, Пётр навсегда освободился от боярских притязаний на власть точно так же, как заменой патриаршества Синодом он сделал невозможной политическую конкуренцию со стороны церкви.
Петровские реформы, несомненно, были направлены против старой боярской аристократии, не желавшей перемен и укрепления сильной централизованной власти. Поэтому Пётр опирался на поместное дворянство, которое, будучи более прогрессивным молодым сословием, поддерживало курс на европеизацию России и на укрепление абсолютной монархии.
Базисным принципом российского абсолютизма оставался принцип неограниченной власти монарха, который и получил своё практическое воплощение в законодательстве того времени.
5. «Цена» реформ. Значение реформ Петра I в исторической судьбе России
Дискуссии о том, стихийно или продуманно действовал император, упреки в том, что нередко его политика носила бессистемный характер, поскольку отсутствовала предварительно продуманная всесторонняя программа преобразований, основаны, скорее всего, на не до конца осознанном убеждении, что подобного рода программу составить все-таки можно и если хорошо ее разработать и постараться, то можно и осуществить. Однако история не знает таких примеров. Человек и общество - это сложные самоорганизующиеся системы: общество состоит из отдельных людей с разнообразными и даже разнонаправленными интересами, а человек в своих действиях нередко руководствуется чувствами, а не соображениями разума. Примирить противоречивые интересы, объединить людей с совершенно разными потребностями, предусмотреть и просчитать всевозможные природные, экономические, общественные и иные последствия непосильно даже самому гениальному человеку.
Петр I, как правило, действовал по ситуации, активно и действенно откликаясь на те или иные события. Так, готовясь к войне со Швецией, он реорганизовал армию по европейским образцам, а также на основе накопленного в самой России опыта. Для ведения войны требовалось много денег, оружия и снаряжения, а потому начались лихорадочные поиски денежных источников, вводились новые налоги, подстегивалась промышленность в ущерб будущему народа (в противном случае несколько не ясно, зачем разорять основу общества и государства - крестьян, купцов и ремесленников).
Для Петра I благо Отчизны, которой он так ревностно служил, и его собственные интересы как самодержца - одно и то же, однако понимание народом своего блага было иным. Не благоденствие народа было главной целью Петра I. Он много раз говорил и предписывал беречь крепостных крестьян и заботиться о них, но интересовали царя не крестьяне как таковые, не их благосостояние, а исправное несение ими податей и других многочисленных повинностей ради главного дела его жизни - армии и флота.
Модернизация вызвала раскол русского общества на модернизированную (западно-ориентированную) культуру верхов (1/10 населения) и традиционную (восточно-ориентированную) культуру большинства (9/10) населения страны.
В рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями и идеалами, тяготевшие к разным путям развития. Раскол России, противостояние двух укладов - одни из важнейших факторов, определивших развитие страны в XVIII - XX вв. и ставших следствием петровских преобразований. Петр обратился не за западной цивилизацией в целом, а только за ее технологическими плодами. Но он не увидел в Европе или увидел, но не захотел взять дух свободного предпринимательства, уважение личности, охрану прав индивида, неприкосновенность частной собственности. Однако ему были более понятны традиционные способы управления большой страной - насилие и внеэкономическое принуждение.
Пётр I постоянно подчёркивал, что Россия не должна более оставаться закрытой от мировых хозяйственных процессов, если она не хочет и дальше отставать в социально-экономическом развитии и постепенно попадать в тяжёлую колониальную зависимость от передовых западных стран, как это случилось со многими государствами Азии, не сумевшими покончить с традиционализмом. В итоге петровских реформ Россия заняла достойное место в системе европейских государств. Она превратилась в великую державу с эффективной экономикой, мощной армией и современным морским флотом, высокоразвитой культурой и наукой. Но какой ценой всё это было достигнуто?
Продвижение России вперёд было быстрым и решительным; Пётр поддерживал в своих единомышленниках бодрость, веру в успех, он торопился успеть многое сделать. Все преобразования происходили путём насилия, через страдания народа, через экстремизм, нетерпимость, нежелание считаться с внутренними условиями для осуществления реформ. Насаждение нового шло через жестокую борьбу со старым. Пётр сам участвовал в репрессиях по отношению к оппозиции - боярам Милославским, Долгоруким, Вяземским, по отношению даже к своим родным - жене Евдокии Лопухиной, сыну Алексею, сестре Софье. В своих попытках приблизиться к западноевропейской цивилизации, перенимая оттуда всё передовое и полезное, Пётр забывал о самобытности России, о её вековых традициях. Так, если в Западной Европе XVII - XVIII веков быстро развивалась представительная власть, укреплялись основы парламентаризма, то в России за годы правления Петра, напротив, усиливалась жёсткая централизация, абсолютизация государственной власти, что являлось прямым продолжением деспотизма и самодержавия, присущего Московской Руси. Проводя реформы, Пётр стремился к идеальному государству, основанному на справедливых и рациональных законах, но это оказалось утопией. На практике в стране было создано полицейское государство без каких-либо институтов социального контроля. Перенимая на Западе передовые технологии, научные, военные и другие достижения, Пётр будто не замечал развития там идей гуманизма, тем более не желал их привнесения на русскую землю. Именно при Петре усилилась крепостная зависимость крестьян, за счёт которых и происходила реформаторская деятельность царя, так как в стране почти не было других источников экономического развития. Тяготы реформ, которые легли на плечи крестьянского и городского населения, не раз были причинами крупных народных восстаний в Центральной России, Поволжье, на Украине и на Дону.
Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществлённых им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали всё сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Реформы Петра отличались неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремлённостью, смелостью в ломке отживших устоев и уклада жизни. Действия Петра отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью. Все реформы рождались постепенно, и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. Каждая из них вызывала сопротивление со стороны самых различных слоёв общества, вызывала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением.
Очень сложно дать однозначную оценку преобразованиям Петра I. Его реформы носят весьма противоречивый характер.
Почему же петровские реформы оказались столь неудачными? Одна из основных причин - отсутствие последовательности в осуществлении преобразований и то, что они не опирались на твёрдо установленные принципы. Влияние монарха в абсолютистском государстве на периферии по мере удалённости от престола, всегда ослабевает, и местное управление, как правило, функционирует менее эффективно. Ещё одной причиной фиаско является нарушение естественного хода духовного и культурного развития народа, который не созрел для перемен.
И всё же значение великих перемен в жизни России, осуществлённых в эпоху Петра I, трудно переоценить. Недаром А.С. Пушкин, который неоднозначно относился к личности Петра, отмечал, что многие решения царя «жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом». Но, с другой стороны, выдающейся роли Петра в истории России дана такая яркая характеристика:
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный он работник»
6. Заключение
Реформы в России проводились неоднократно, но все они не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что всеми реформами без исключения игнорировались интересы человека. Чтобы осуществить реформы, нужно по крайней мере сформулировать их конечную цель. Кроме того, для реформ необходимо не единовременное усилие, их реализация предполагает длительный срок - два-три поколения, именно за это время полностью меняется стереотип сознания человека.
Главным итогом всей совокупности петровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 году титула российского монарха - Пётр объявил себя императором, а страна стала называться Российской Империей. Так было оформлено то, к чему шёл Пётр все годы своего царствования - создание государства со стройной системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние на международную политику. В итоге Пётр пришёл к своему идеалу государственного устройства - Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством, центральная роль в котором принадлежала императору. Вместе с тем отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в основном за счёт жесточайшей эксплуатации и принуждения.
Петровская политика не только "открыла окно в Европу", но и способствовала тому, чтобы европейский ветер дул в Россию как можно сильнее. Если раньше фасон одежды, ритуал еды, празднеств и т. д. мало различались в семье боярина и крестьянина (отличия были "качественные"), то теперь европейский костюм, манеры, умение говорить на иностранных языках, поведение и уклад жизни все больше входили в "тело" высшего общества, окружение императора. Однако основная масса населения была настроена традиционно и жила по законам и обычаям предков.
Какими бы не были методы и средства проведения преобразований, нельзя не признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур в мировой истории.
Примечания
[1] Россия в период реформ Петра I/под ред. Н.И. Павленко, М.: Наука, 1973
[2] Павленко Н.И. Пётр Первый и его время, М.: Просвещение, 1989
[3] Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие, 2-е изд., М.: Издательский дом «Филин», 1998
[4] Баггер Х. Реформы Петра Великого/пер. с дат. В.Е. Возгрина, М.: Прогресс, 1985
[5] Зуев М.Н. История России. Учебник для вузов, М.: Издательство «Приор», 2003
[6] Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого, 2-е изд., М.: Международные отношения, 1986
[7] Анисимов Е.В. Личность и реформы, М: Питер, 2009
[8] Буганов В.И. Пётр Великий и его время, М.: Наука, 1989
[9] Павленко Н.И. Полудержавный властелин, М.: Современник, 1988
Список используемой литературы
1.Россия в период реформ Петра I/под ред. Н.И. Павленко, М.: Наука, 1973. - 384 с.
2.Буганов В.И. Пётр Великий и его время, М.: Наука, 1989. - 192 с.
.Баггер Х. Реформы Петра Великого/пер. с дат. В.Е. Возгрина, М.: Прогресс, 1985. - 200 с.
.Павленко Н.И. Полудержавный властелин, М.: Современник, 1988. - 384 с.
.Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого, 2-е изд., М.: Международные отношения, 1986. - 445 с.
.Анисимов Е.В. Личность и реформы, М: Питер, 2009. - 448 с.
.Павленко Н.И. Пётр Первый и его время, М.: Просвещение, 1989. - 174 с.
9.Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие, 2-е изд., М.: Издательский дом «Филин», 1998. - 368 с.