Мировой рынок нефтепродуктов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    492,49 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мировой рынок нефтепродуктов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ





Курсовая работа

МИРОВОЙ РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ

Выполнил студент гр. 2Э21

Я.И. Самсонова

Проверил старший преподаватель

А.С. Громова






Томск - 2013г.

Введение

На сегодняшний день нефть и ее продукты являются основой развития мировой экономики.

В связи с быстрым ростом промышленного производства, потребление нефтепродуктов с каждым годом увеличивается. Но нефть есть далеко не во всех странах, поэтому процветает экспорт нефтепродуктов.

Цены нефтепродуктов на мировом рынке выше, чем внутри некоторых стран (в том числе и в России), поэтому многие крупные компании занимаются поставкой нефтепродуктов заграницу. И чтобы вся нефть не «утекла» из страны, государствам приходится разрабатывать стратегию регулирования экспорта.

Основными целями данной работы являются изучение современного состояния рынка нефтепродуктов, аналитический обзор мировых цен на бензин и дизельное топливо, изучение перспектив развития рынка нефтепродуктов России и других стран.

Для реализации поставленных целей были определены следующие задачи:

·  изучить какие существуют международные организации, регулирующие основные рынки нефтепродуктов;

·        выявить основные центры добычи и переработки нефти;

·        изучить рынок нефтепереработки России и перспективы его развития;

·        проанализировать рынок нефтепродуктов Германии;

·        рассмотреть опыт зарубежных стран государственного регулирования рынка нефтепродуктов;

·        изучить перспективы развития рынка нефтепродуктов Китая, Бразилии и Индии.

Объектом исследования является мировой рынок нефтепродуктов.

Предмет исследования - рынок нефтепродуктов России и зарубежья, международные организации, регулирующие основные рынки нефтепродуктов, политика государственного регулирования рынка нефтепродуктов.

1.      Современное состояние мирового рынка нефтепродуктов

1.1.   Международные организации, регулирующие основные рынки нефтепродуктов

История создания Организации стран - экспортёров нефти уходит в далёкое начало прошлого столетия, во времена, когда всё производство нефти было сосредоточено в Соединенных Штатах, и рынок нефти только начинал формироваться. Тогда ещё на колониальных территориях нынешних Ирана, Ирака, Саудовской Аравии были открыты богатейшие запасы нефти. Так как все важные экономические и политические решения в этих странах принимались метрополиями, первыми разрабатывать эти месторождения начали так называемые «Семь сестёр» - молодые нефтяные транснациональные корпорации, которые занимали почти 100% мирового рынка нефти и нефтепродуктов: BP, Chevron, Exxon, Mobil, Gulf Oil, Texaco и Royal Dutch Shell. Фактически вся прибыль от добычи и переработки шла этим ТНК, и лишь весьма скромные отчисления полагались колониям.

Такая ситуация продлилась вплоть до окончания Второй Мировой Войны, когда всем окончательно стало ясно, что нефть - ключевой мировой энергоресурс. После войны также начался процесс окончательного распада колониальных империй, что подарил долгожданную независимость странам, обладающим невероятными запасами углеводородов. Несмотря на обретение этими странами формального политического суверенитета, экономически они ещё многие годы находились в сильной зависимости от бывших метрополий, и ситуация с нефтяными месторождениями тоже слабо изменилась. В то же время, в 50-е - 60-е годы, СССР активно восстанавливал свою экономику после войны и развивал свою промышленность, что также требовало наращивания своей нефтяной добычи. Это наращивание сильно отразилось на рынке энергоресурсов и стало толчком для резкого снижения цен. От этого пострадали не только ТНК, но и молодые страны тоже понесли серьёзные убытки.

Результатом такого развития события и стало создание ОПЕК в 1960 г. на конференции в Багдаде 10-14 сентября министрами пяти стран: Саудовской Аравии, Ирана, Кувейта, Ирака и Венесуэлы. Они и стали основателями ОПЕК. Впоследствии к ним присоединились: Катар (1961), Индонезия (вышла из ОПЕК в январе 2009 г.), Ливия (1962), ОАЭ (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (с 1973 по 1992 г. вернулся в в октябре 2007 г.), Габон (с 1975 по 1994 г.), Ангола (2007). На момент написания курсовой ОПЕК насчитывает 12 стран. И одну страна-кандидат - Судан.

Лидеры молодых суверенных государств видели в этой организации инструмент для восстановления «справедливости» и конец эпохе неоправданно низких цен на нефть для развивающихся стран, «ворующих» народные богатства у населения бывших колоний. Целями ОПЕК были провозглашены: «кooрдинация и стандартизация нефтянoй пoлитики стран-членов; oпределение более эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты интересов; oбеспечение стран - производителей устoйчивыми дохoдами; oбеспечение эффективнoго, постоянного и рентабельногo снабжения нефтью стран-пoтребителей; oбеспечение получения дохoдов инвесторами oт вложений капитала в нефтяную промышленность; oбеспечение oхраны oкружающей среды; сoтрудничество сo странами - не членами OПЕК для реализации идей пo стабилизации мирoвoго рынка нефти».

Но поначалу, возникновение нового международного игрока на рынке нефти не повлияло серьёзным образом на расстановку сил. Тому было несколько причин. Во-первых, страны-экспортёры нефти в 60е годы всё ещё находились в сильной зависимости от «Семи сестёр», так как западные корпорации, обладая большим финансовым ресурсом и необходимыми связями, не собирались покидать добровольно столь прибыльные месторождения и предпочитали договариваться с национальными правительствами напрямую, минуя вновь созданную наднациональную организацию.

Второй же причиной стал крайне низкий уровень согласования энергетической политики стран-членов ОПЕК. И наконец, как раз в 60х гг. мировой рынок нефти стал пополняться новыми крупными производителями нефти, такими как Ливия, ОАЭ, Алжир и Нигерия, которые составляли серьёзную конкуренцию картелю и фактически блокировали любые инициативы ОПЕК. Но эти негативные тенденции были успешно преодолены картелем к 1973 г. вследствие национализации большинством стран-членов месторождений на собственной территории, а также вступления основных конкурентов ОПЕК в организацию для повышения собственных доходов от экспорта нефти и нефтепродуктов.

Далее, 70-е годы стали, пожалуй, самыми успешными для Организации Стран Экспортёров Нефти. Это период также известен, как «десятилетие нефтяных шоков». С 1973 по 1982 г. цены на нефть возросли (в реальном выражении) в 5,2 раза . Это отчасти было связано с двумя нефтяными кризисами, вызванными боевыми действиями на Ближнем Востоке - Арабское Эмбарго 1973 г. и Иранская исламская революция - 1979г. В этой ситуации роль ОПЕК чрезвычайно возросла, и её политика оказывала решающее влияние на ценообразование на мировом рынке нефти. Примером может послужить вышеупомянутое Арабское Эмбарго, вызванное, разразившейся войной Израиля и Египта. ОПЕК, в основном состоящий из мусульманских стран, предпочёл поддержать в конфликте Египет и объявил эмбарго на поставки нефти западным потребителям, поддерживающим Израиль. Эти действия картеля послужили причиной первого «нефтяного шока».

В 80-е годы цены на нефть сначала достигли своего максимума, а затем к 1989 г. рухнули в 2,8 раза. Этот очередной шок вызвал крайнюю озабоченность стран-членов ОПЕК, и основной целью организации с тех пор была провозглашена стабилизация цен и недопущение подобных ситуаций в будущем.

В 90-е годы прошлого столетия картелю удалось предотвратить четыре ценовых кризиса на фоне обострения ситуации на Ближнем Востоке. ОПЕК, увеличивая добычу нефти, не допустил развития кризиса. Цены оставались стабильными и низкими на протяжении практически всего десятилетия, и лишь в 1998 г. экономический спад в Азии нарушил баланс. Но координирование действий ОПЕК и других крупных экспортёров нефти, как например, Россия, Мексика, Норвегия и Оман позволило стабилизировать ситуацию.

1.2.   Основные центры добычи нефти

Согласно результатам рейтинга (табл. 1) , в I квартале 2011 года Россия сохранила свои лидирующие позиции в мире по объемам добычи нефти. В среднем в I квартале 2011 года в сутки в нашей стране добывалось 10.2 млн. баррелей нефти (с учетом попутного газа). Следующая за Россией Саудовская Аравия добывает 8.7 млн. баррелей в сутки, на третьем месте США с показателем 8.7 млн. баррелей. Замыкают пятерку Китай и Иран (с добычей 4.2 и 3.7 млн. баррелей соответственно). В первой десятке также Канада, Мексика, Бразилия, Ирак и ОАЭ. Примечательно, что по итогам I квартала 2011 года отрыв от преследующей Россию Саудовской Аравии сокращается - с 1.9 млн баррелей в 2010 году до уже только 1.5 млн баррелей в I квартале 2011 года. Вполне возможно, что в скором времени этот отрыв сократится до нуля. Саудовской Аравии вполне по силам обойти нашу страну. По планам российского Минэнерго, объем добычи до 2020 года будет сохраняться на уровне 505 млн. т в год (около 10 млн. баррелей в сутки). Новые месторождения в Восточной Сибири мало компенсируют падающую добычу в Ханты-Мансийском АО. Вместе с тем, Саудовская Аравия за довольно короткий срок способна нарастить добычу до 12-13 млн. баррелей в сутки. У нее есть для этого ресурсы, а теперь после начала ливийской войны, есть и стимулы.

Изменение по сравнению с прошлым годом в первой десятке рейтинга всего одно - США уступили второе место Саудовской Аравии. В целом, значимых изменений (более чем на одну позицию) в начале 2011 года в рейтинге только два - на две позиции опустилась Австралия, испытавшая в начале года самое мощное за 100 лет наводнение, и, что очевидно, многострадальная Ливия (19 место против 17), которая в ближайшем будущем может «вылететь» из первой двадцатки мировых производителей нефти.

Лидером роста добычи в начале 2011 года стал Ирак (прирост добычи по сравнению с 2010 годом на 10.3%) - возможно вследствие стабилизации внутренней обстановки. На втором месте по приросту Колумбия (+8.7%), на третьем - Индия (+7.1%). В пятерке также ОАЭ и Бруней. Всего в I квартале 2011 года нарастили добычу 25 стран из 44 стран рейтинга.

Наиболее значительное падение добычи, по вполне понятным причинам, продемонстрировала Ливия. Борьба с режимом Каддафи привела к обвалу добычи в этой стране в I квартале 2011 года на 29.7%. Далее следуют Австралия (-16.0%), Дания (-8.0%), Йемен (-6.9%) и Чад (-6.7%).

В целом, исходя из динамики показателей добычи стран, входящих в рейтинг, можно отметить, что производители нефти быстро справились с «ливийской проблемой». Причем, Саудовская Аравия, резко нарастив добычу в январе и феврале (примерна на 6% к уровню декабря), уже в марте снова сократила ее, сославшись на избыточное предложение и снижение потребления из-за землетрясения в Японии. В целом добыча ОПЕК в I квартале, даже, несмотря, на существенное снижение в Ливии, повысилась относительно I квартала прошлого года на 2%.

Как будут изменяться позиции большинства стран в рейтинге в дальнейшем в настоящее время определить достаточно сложно. По мнению экспертов «РИА-Аналитика», любые прогнозы по нефтяному рынку сейчас имеют небольшую ценность, так как рынок существенно оторвался от экономического базиса. Ни у кого нет четкого понимания, что произойдет во взбунтовавшихся арабских странах в следующем месяце. Рассматривается даже сценарий дестабилизации в Саудовской Аравии - и этот сценарий, если он реализуется, будет иметь очень печальные последствия для многих и нефтедобывающих и не имеющих собственных запасов нефти стран. [2]

Таблица 1- Рейтинг стран по объему добычи нефти в I квартале 2011 года


1.3.   Основные центры переработки

В настоящее время США занимают ведущее положение в мире как по объему переработки, так и по использованию самых современных процессов переработки нефти. По коэффициенту сложности (71%) нефтеперерабатывающие заводы США опережают западноевропейские, где этот коэффициент составляет около 40%, не говоря уже о странах АТР - 27%.

Высокая насыщенность НПЗ США вторичными процессами уже в настоящее время обеспечивает предельно возможный выход светлых нефтепродуктов и минимальный объем мазута. Фактически на НПЗ страны достигнут максимально возможный выход бензина от 450 до 500 литров на одну тонну сырой нефти.

В США спрос в основном возрастает на светлые нефтепродукты, прежде всего на автомобильные бензины и дизельное топливо. Эта проблема решается за счет наращивания мощностей по переработке нефти в существующих НПЗ и строительства ряда новых заводов. Одновременно в стране принимаются меры по наращиванию объемов производства альтернативных видов топлива, прежде всего, этанола и биодизеля.

В принятом в декабре 2007 г. «Законе об энергетической независимости и безопасности» (The Energy Independence and Security Act) предусмотрен рост производства этанола с 18,7 млн т в 2007 г. до 108 млн т к 2030 г. Более половины производства этанола обеспечивается за счет зерновых культур (кукурузы), остальной объем - за счет отходов производства деревообрабатывающей отрасли.

В странах ЕС имеются определенные резервы наращивания выхода светлых нефтепродуктов на действующих НПЗ за счет повышения доли вторичных процессов переработки нефти. В этих странах предъявляются более высокие требования к качеству бензинов и дизтоплива даже по сравнению с США. В 2011 году страны ЕС обеспечили выпуск бензина и дизтоплива без содержания серы. Одновременно принимались меры по дальнейшему снижению содержания в бензинах ароматики и олефинов.

Перед развивающимися странами встает задача по наращиванию объемов переработки нефти в основном за счет строительства новых НПЗ и повышения выхода светлых нефтепродуктов, наращивания доли вторичных процессов в существующих и вновь строящихся НПЗ.

В странах ОЭСР Северной Америки наблюдается рост объемов переработки нефти с 850 млн т в 2006 г. примерно до 1050 млн т к 2030 г. - т.е. на 200 млн т.

После 2020 г. в странах этого региона можно ожидать строительство новых НПЗ и наращивание мощностей на существующих в плане обеспечения прироста производства примерно на 80 млн т в год.

Страны Ближнего Востока занимают второе место после развивающихся стран Азии. В этом регионе объем переработки нефти составляет примерно на 165 млн т в год. На ближайшее будущее в этом регионе ожидается ввод новых мощностей по переработке нефти объемом около 100 млн. т в год. Из этого объема только в Саудовской Аравии планируется ввести мощности на 48,75 млн. т в год, в том числе на НПЗ в Эль-Джубайле на 20 млн т в год.

В Иране запущны установоки по фракционированию конденсата мощностью 18 млн т в год. Кроме того, ожидается наращивание мощностей по переработке нефти объемом 9,5 млн т в год в действующих НПЗ в Араке, Лаване и Исфагане. В Кувейте ожидается пуск крупного НПЗ в Аль-Зуре мощностью 30,7 млн. т. На НПЗ в Мина Абдуллахе из-за принятой по проекту сложной технологии работы по наращиванию мощности будут завершены только в конце 2013 г.

В странах Африки осуществляются работы по наращиванию мощностей по переработке нефти примерно на 20 млн. т в год, из них 15,6 млн. т - в действующих НПЗ в ряде стран на севере и востоке региона. В ЮАР в 2009 г. завершены работы на ряде НПЗ по наращиванию мощностей по переработки нефти. Если в ближайшие годы будут приняты более строгие нормы по качеству нефтепродуктов, работы по наращиванию мощностей по вторичным процессам будут продолжены в следующем десятилетии.

В России в последние годы наметилась обнадеживающая тенденция как по наращиванию объемов переработки нефти, так и по дальнейшему увеличению выхода светлых нефтепродуктов. Если в 2005 г. средняя глубина переработки по стране составляла 71,6%, то к 2030 г. намечается довести ее до 89,4%.

.4.     Рынок нефтепродуктов России

Сложившийся производственный потенциал и структура добычи, переработки и транспортировки нефти и нефтепродуктов в целом обеспечивает глобальные интересы России на мировых энергетических рынках и потребности внутреннего спроса.

В результате принятых Правительством Российской Федерации в 2008-2009 гг. мер удалось не только сохранить, но и нарастить объемы добычи нефти в 2009 году, что характеризует положительно устойчивую динамику развития нефтяного комплекса на ближайшие годы. В течение 2009 года ожидаемые объем добычи нефти на предприятиях отрасли не только не снизился, но, несмотря на кризисные явления, увеличился. По сведениям Федеральное государственное унитарное предприятие системы Федерального агентства по энергетики в 2009 г. добыто около 494,228 млн. тонн нефти. Объем экспорта российской нефти за 2009 год составит 246,044 млн. тонн (103,3 % к уровню 2008 г.), объем первичной переработки нефтяного сырья на НПЗ России составил 235,5 млн. тонн (100 %) (табл. 2).

По итогам 2008 года нефтяная отрасль обеспечила более 42,9% доходов федерального бюджета и 22,7 % доходов консолидированного бюджета.

В стране функционирует 28 крупных (мощностью более 1 млн.т. в год) и около 80 мини нефтеперерабатывающих заводов с суммарной проектной мощностью первичной переработки нефтяного сырья в объеме 273 млн.т. в год (в 2008 году суммарная мощность составила 270 млн. тонн).

Выпуск основных видов нефтепродуктов за 2009 год составил: автобензины - 35,72 млн. т, дизельное топливо - 67,4 млн. т, топочный мазут 64 млн. т, из которых на внутренний рынок поставлено автобензинов 31,03 млн. т (86,86 % от объема производства), дизельного топлива - около 28,6 млн. т (42,47 %).

Таблица 2 - Состояние российского рынка нефтепродуктов


2008г.

2009г.

+/- натуральных показателей 2009г. к 2008г.

+/- %

488 499,2

494 228

5 728,70

1,17

Экспорт российской нефти

238 124

246 004

7 920,30

3,33

Переработка нефти

235 700

235768

68,10

0,03

Дизельное топливо

68 864

67 407

- 1 457,40

-2,12

Отгрузка на внутренний рынок

31 748

28 626

- 3 122,30

9,83

Экспорт

37 013

38 718

1 767,90

4,78

Бензин Автомобильный

35 560

35 723

163,20

0,46

Отгрузка на внутренний рынок

30 868

31 030

162,20

0,53

Экспорт

4 677

4 693

16,00

0,34


Снижение объемов поставок дизельного топлива обусловлено снижением объема грузооборота автомобильного транспорта, который ожидается по итогам 2009 г. на уровне 5500 млн. тонн против 6893 млн. тонн в 2008 г. (снижение порядка 20 %);

Таким образом, российские нефтепродукты поставляются на два взаимосвязанных рынка примерно в одинаковых объёмах, но с разной структурой поставок. [4]

2.      Особенности ценообразования на рынке нефтепродуктов

Основными производителями нефтепродуктов являются США (около 24% от общего объема нефтепереработки в мире), Япония (6 %), Китай (5,2 %) и Россия (4,8 %). Мировой объем производимых ежегодно нефтепродуктов достигает 3,4 млрд. тонн.

Крупнейшими экспортерами нефтепродуктов являются Голландия, Россия, Сингапур, США, Саудовская Аравия, Корея, Венесуэла и Кувейт, а импортерами - США, Япония, Германия, Голландия, Сингапур и Франция. Объем рынка нефтепродуктов составляет около 700 млн. т в год.

Интересно, что такие страны, как США, Голландия, Сингапур и Китай являются одновременно экспортерами и импортерами сырья: они импортируют продукты первичной переработки нефти и затем производят их более глубокую обработку, продукты которой поставляют на экспорт.

По мощности нефтеперерабатывающих процессов лидируют США (около 2,27 млн. тонн нефти в сутки), страны бывшего СССР (1,15 млн. т/с), Япония (660 тыс. т/с) и Китай (595 тыс. т/с).

Рост потребления нефти в текущем году замедлится из-за долгового кризиса в Европе, а мораторий на бурение на шельфе США приведет к сокращению поставок на мировой рынок.

.1.     Аналитический обзор мирового рынка

Как показал анализ цен на дизельное топливо в Северной Америке за 2006-2008 гг. самое дорогое топливо на Кубе - 151 цент США за литр, здесь же отмечен максимальный рост цен по сравнению с 2006 годом цена увеличилась на 66 %. Резкий рост цен на Кубе связан с ростом цен на нефть во всем Мире, географическим положением, удаленностью от нефтеперерабатывающих заводов, высокой зависимостью от экспорта нефтепродуктов, сложной политической ситуацией в стране.

Анализ цен на бензин в Северной Америке показал, что наиболее дорогой рынок бензина, так же на Кубе - 167 центов за литр, по сравнению с 2006 годом рост составил 52 %.

Поскольку на Кубе плановая экономика и все цены устанавливает государство, то можно сделать вывод, что таким образом правительство изымает часть денег у населения, формирование столь высокой цены это не результат рыночного механизма, а политика властей.

Самый дешевый бензин на Американском континенте в Соединенных штатах - 56 центов за литр, цена 2008 года оказалась ниже на 11% по сравнению с 2006 годом.

США крупнейший мировой потребитель и производитель нефтепродуктов. Низкая цена объясняется развитой сетью магистральных трубопроводов, перевозка в основном осуществляется с помощью автомобильного транспорта, вследствие чего снижается стоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов, насыщенностью нефтеперерабатывающих заводов, высокой конкуренцией на рынке нефтепродуктов, эффективной политикой антимонопольной службы и государства, а именно высокие штрафы за установление завышенной цены, кроме того снижение цены можно объяснить превышением предложения над спросом.

Снижение цены на бензин в период с 2006 года по 2008 год так же демонстрируют следующие страны: Панама - 4 %,Ямайка - 9,7 %, Сальвадор 4,8 %, Канада - 9,5 %, Гондурас - 10%. Ценообразование на бензин и дизельное топливо в этих странах имеет схожий взаимозависящий характер, причиной снижения цены в рассматриваемый период является превышение предложения над спросом. В США потребление дизельного топлива выше, чем бензина, поскольку распространены автомобили с большим объемом двигателя, работающие на энергии дизельного топлива, следовательно, потребление дизельного топлива больше, соответственно цена на него растет, потребление бензина меньше, снижение цены на бензин, возможно, простимулирует большее его потребление и переход на более экономичные автомобили с бензиновым двигателем.

Цена на бензин в Мексике за два года не изменилась и осталась на уровне 74-х центов за литр, что является результатом стабильной ситуации на нефтеперерабатывающем рынке страны, а так же наличием развитой структуры нефтеперерабатывающих заводов, низкой себестоимостью добычи и транспортировки, соответствие спроса предложению.

Самый дешевый бензин в мире продается в Венесуэле - одном из крупнейших мировых экспортеров нефти. Венесуэла является одним из главных экспортеров нефти в США - 13 % , а также на Кубу, некоторые африканские страны по льготным ценам. В течение последних десяти лет цены на бензин в стране держатся на уровне двух-четырех центов за литр.

В период с 2006 по 2008 год цена на бензин в Венесуэле снизилась на 33 % с 3 до 2 центов.

В 1976 нефтяная промышленность Венесуэлы была национализирована, низкие цены на бензин и дизельное топливо стали возможны благодаря государственным субсидиям, которые составляли $19 млрд. по состоянию на 2008 г.

Низкая цена провоцирует рост потребления нефтепродуктов. Что является одной из самых серьезных причин роста цен на нефть в мире.

Рейтинг стран в Южной Америке с самой высокой ценой на бензин и дизельное топливо возглавляет Перу, к 2008 году цена на бензин составила 141 цент, за два года рост составил 15 %, цена на дизельное топливо 117 центов, причиной тому сложная экономика - политическая ситуация в стране, дефицит углеводородов, рост цен на нефть на мировом рынке.

На рынке Азии, Австралии и Океании Япония, Таити, Южная Корея, Монголия и Израиль являются странами с самым высоким уровнем цен на бензин, возглавляет список Израиль, где литр дизельного топлива в 2008 году стоил 170 американский центов за литр, по сравнению с 2006 годом рост цен составил 33,85 %. В Монголии дизельное топливо подорожало на 63 % и цена за литр составила 142 цента. Цены на дизельное топливо в Южной Корее и Японии, традиционно являются странами, занимающие лидирующие позиции в высокой цене на дизельное топливо.

Обладающие крупнейшими запасами углеводородов, добывающие и экспортирующие страны, такие как Иран, Саудовская Аравия, Катар и Кувейт субсидируют нефтяную отрасль, за счет чего цены на дизельное топливо самые низкие: 3, 9, 20 и 20 центов за литр соответственно. Конечно, решающую роль в ценообразовании на нефтепродукты играет себестоимость добычи нефти и переработки.

Среди всех стран, особое внимание привлекает Сирия, где в период с 2006 по 2008 год цена на дизельное топливо выросла на 307,7 % с 13 до 53 центов за литр.

В некоторых странах отмечается снижение цены на дизельное топливо: Индия - 6,6%, Тайланд-1,5%, Гавайи - 7 %,Индонезия -4,5 %, Оман-2,5, Кувейт 4,7 %.

Поскольку анализ производился на основании данных в американской валюте, данное изменение может быть вызвано изменением курса валют анализируемых стран.

Традиционно страны с самыми низкими ценами на нефть, являются добывающие страны, расположенные на нефтяной подушке персидского залива и других нефтенасыщенных территориях, субсидирующие внутренние рынки нефтепродуктов. Иран в 2008 году был страной с самой низкой ценой на бензин -10 центов США.

В ряде стран произошло снижение цен на бензин: Южная Корея на 8,4 %, Израиль на 6,8 %, Камбоджа на 6,9 %, Пакистан на 16,8%, Северная Корея на 20,4 %.

Европейский рынок является одним из крупнейших потребителей нефтепродуктов. По сравнению с другими регионами цены на бензин и дизельное топливо высокие. Во-первых, Европа экспортер нефти, а в рассматриваемый период наблюдался рост цен на нефть, что естественным образом оказывало влияние на цену нефтепродуктов. Но главная причина высоких цен на бензин и дизельное топливо в Европе это структура цены, которая примерно на 50 до 70 %, большую долю в этой структуре занимает экологический налог.

Самый дорогой бензин на Европейской территории зафиксирован в Турции - 187 центов США, причина тому политика властей, неразвитая транспортная и перерабатывающая инфраструктура.

Самая низкая цена на бензин в Косово - 110 центов США, причем по сравнению с 2006 годом цена на бензина снизилась на 2 цента США.

Снижение цен на бензин наблюдается во многих европейских странах: Турция - 0,55%, Нидерланды - 1,18%, Норвегия - 9,44%, Бельгия - 7,98 %, Великобритания - 11,66 %, Швеция - 5,48 %, Албания - 5,56%, Сербия - 11,03 %, Черногория - 15,89 % , Хорватия - 5,22 %, Венгрия - 2,31%, Словения - 4,07 %, Исландия - 37,6 %, Македония - 5,69%, Босния и Герцеговина - 15,67%, Румыния -11,9 %.

В остальных странах произошел незначительный рост цен на бензин от 0,64 до 10.

Более всего бензин в период с 2006 по 2008 гг. подорожал в Словакии -16,3 %, Ирландии-16,4 %, Болгария -20,1 %.

Ситуация на рынке нефтепродуктов стран бывшего СССР выглядит следующим образом: минимальная цена на бензин составляет 20 центов США в Туркмении, надо сказать, что до 2008 г. цена в Туркмении колебалась вокруг отметки в 1-2 цента за литр, за период с 2006г. по 2008г. цена на бензин увеличилась в 11раз, а цена на дизельное топливо увеличилась в 20 раз, такое резкое изменение связано в первую очередь с приходом нового политического лидера к власти, экономико-политический курс которого направлен на сокращение субсидий в нефтяную отрасль и населению, за счет предоставления бесплатного топлива. При этом Туркмения находится вне конкуренции среди стран бывшего СССР в цене на нефтепродукты, ближайшим ее «конкурентом» является Азербайджан, цена на дизельное топливо в котором 56 центов США за литр, цена одного литра бензина составляет 74 цента, возросшая с 2006 года на 60%.

Страной с самым дорогим бензином оказалась Эстония, где стоимость одного литра бензина составляет 130 центов США.

Самое дорогое топливо в 2008 году оказалось в Узбекистане - 135 центов США за литр, рост цены по сравнению с 2006 годом составил 58 %.

Среди всех стран бывшего СССР стоит отметить Белоруссию, где цена на бензин с 2006 по 2008гг. увеличилась на 68,3%, а цена за один литр дизельного топлива выросла на 92,7 % с 55 до 106 центов США. [5]

.2.     Зарубежный опыт государственного регулирования рынка нефтепродуктов (на рынке нефтепродуктов Германии)

Рассмотрим ситуацию на рынке нефтепродуктов в Германии.

Внутренний рынок нефтепродуктов Германии характеризуется высокой концентрацией капитала и жесткой конкуренцией. В настоящее время наиболее крупные доли рынка имеют такие вертикально интегрированные нефтяные компании, как "Shell", "Esso", "ВР", "Conoco Phillips", "Total", "Agip", а также венесуэльская государственная корпорация "Petroleos de Venezuela". Кроме того, участниками данного рынка являются подразделения германских энергетических концернов, например "E.oN", а также значительное число независимых компаний. До глобального финансово-экономического кризиса нефтеперерабатывающие компании подвергались критике за увеличение цен на бензин, дизельное топливо и топочный мазут из-за дефицита перерабатывающих мощностей, что сдерживало экономический рост Германии (ФРГ), однако в 2009 г. ситуация изменилась. Доходы нефтяных корпораций снизились из-за уменьшения спроса на нефтепродукты, роста складских запасов и избытка мощностей. Следует отметить, что данная ситуация характерна для всего рынка нефтепродуктов Евросоюза.

В США, которые являются крупнейшим в мире потребителем моторного топлива и традиционным импортером нефтепродуктов из Европы, также интенсивно развиваются энергосберегающие технологии, что оказывает понижательное воздействие на экспорт в данную страну излишков моторного топлива.

Независимые автозаправочные станции находятся в частном владении и закупают топливо на НПЗ на правах "второй руки". Цены на реализуемую продукцию независимые АЗС устанавливают самостоятельно. Всего в стране около 1,8 тыс. подобных автозаправочных станций, из них примерно 600 объединены в Федеральный союз независимых автозаправочных станций ("Bundesverband fuer Tankstellen"). Интересы отрасли в целом представляет Федеральный союз автозаправочных станций и автомоек Германии. Строительство и эксплуатация АЗС регулируются отдельными правовыми нормами. В частности, обязательной является регулярная поверка оборудования, проводимая государственными надзорными органами.

Структура цены моторного топлива следующая (на примере бензина марки 91/92, %): стоимость бензина (себестоимость) - 29,6, налоги и госпошлины - 54,3, экологический налог - 11,6, прибыль АЗС - 4,5 %.

Стоимость бензина - параметр, зависящий от различных показателей (котировки нефти (Роттердам), курса доллара и т. д.). Налоги и госпошлины составляют основную часть розничной цены бензина и включают в себя налог на добавленную стоимость (19 %), энергетический налог и взнос в германский Союз по созданию запасов нефти и нефтепродуктов ("EBV").

В ФРГ, в сфере регулирования внутренней торговли, провозглашен принцип свободы конкуренции, создания единых для всех участников рынка правил борьбы за покупателей и клиентов. Реализация принципа свободы конкуренции обеспечивается системой правового регулирования, направленной против ограничений в соперничестве конкурентов и недобросовестной конкуренции, противоречащей сложившемуся кодексу деловой этики. Указанная система состоит из двух крупных блоков норм действующего законодательства. К первому блоку относятся нормы, препятствующие ограничениям в конкурентной борьбе (заключение картельных соглашений, формирование монополий и т. д.). Ко второму блоку относятся нормы, запрещающие различные виды недобросовестной конкуренции. Основным правовым актом в данном секторе является закон "Против недобросовестной конкуренции" ("Gesetz gegen den unlauteren Wettbewerb").

В ФРГ рынок нефтепродуктов имеет следующие особенности. Данная продукция (а также уголь и природный газ) подлежит специальному налогообложению, закрепленному в законе "О налоге на энергоносители" от 15 июня 2006 г. ("Energiesteuergesetz"). Налоговые ставки установлены законом "О налоге на энергоносители" и находятся в пределах от 130 евро/тыс. л (топочный мазут) до 721 евро (высокосортный бензин). Субъектами налогообложения являются специальные склады производителей и поставщиков нефтепродуктов.

Законодательных ограничений деятельности ВИНК и независимых торговых компаний, кроме содержащихся в указанных нормативно-правовых актах, не имеется. В последние несколько лет нарушений антимонопольного законодательства со стороны ВИНК не зафиксировано, однако в 2000 г. независимые автозаправочные станции обратились в Федеральное антимонопольное ведомство Германии с жалобой на невозможность конкурировать по ценам на топливо с сетевыми автозаправочными станциями. Суть претензии заключалась в том, что независимые АЗС попадали в неконкурентную среду, поскольку вертикально-интегрированные нефтяные компании (6 ответчиков) поставляли топливо на свои АЗС с принадлежащих им НПЗ не по рыночным ценам. Федеральное антимонопольное ведомство запретило ВИНК предлагать нефтепродукты по "несправедливым" ценам.

В 2009 г. среднегодовые цены на моторное топливо, реализуемое крупнейшим сетевым оператором "ARAL", были следующими (евроц./л, в скобках указан соответствующий показатель в 2008 г.): бензин 91/92 - 127,0 (139,5), бензин 95 -126,9 (139,5), бензин 98 - 134,7 (147,0), бензин 100 - 140,9 (153,6), дизельное топливо - 108,0 (133,5), высший сорт дизельного топлива - 118,1 (143,6), при этом доля государственных пошлин и сборов в розничной цене моторного топлива составила для бензина 68,0% (63,5%), дизельного топлива - 59,9% (51,8%). [6]

3.      Перспективы развития рынка нефтепродуктов

3.1.   Развитие рынка нефтепродуктов России

На внутреннем рынке нефтепродуктов в России возникли три проблемы: сравнительно высокий уровень оптовых и розничных цен на нефтепродукты, который отрицательно влияет на экономику основных потребителей нефтепродуктов и создает социальную напряженность в обществе.

Неконтролируемый рост оптовых и розничных цен на нефтепродукты, обуславливаемый в основном ростом себестоимости добычи нефти вследствие увеличения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), размер которого зависит от уровня мировых цен на нефть, и, следовательно, связан с увеличением цен на нефть, поставляемую на отечественны нефтеперерабатывающие (НПЗ). Необходимо также отметить, что при поставке нефти на отечественные НПЗ, особенно в части свободного рынка нефти, составляющего всего 20 %, действуют многочисленные посредники, формирующие уровень цен на нефть на внутреннем рынке России, которые в своей основе носят спекулятивно-криминальный характер.

Рост цен на нефтепродукты на внутреннем рынке России обусловлен также региональным монополизмом НПЗ ведущих российских ВИНК, имеющим устойчивый характер.

Отсутствие прозрачности формирования затрат (себестоимости единицы продукции) и, следовательно, оптовых цен на нефтепродукты вследствие работы НПЗ, входящих в состав ВИНК на нефти купленной у своих дочерних подразделений по корпоративной цене, что не позволяет в полной мере применять действующее в России налоговое и антимонопольное законодательство.

Основное отличие российской ситуации от ситуации, складывающейся в большинстве стран Западной Европы и США, в том, что Россия - одна из крупнейших нефтедобывающих стран, с достаточно эффективной системой транспортировки нефти из районов ее добычи, как на экспорт, так и на отечественные НПЗ, с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью, позволяющей полностью удовлетворять потребности национального хозяйства в основных нефтепродуктах, имеющая систему нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, наливные пункты, АЗС) адаптированную к условиям рыночных отношений.

В этой ситуации экономике страны вовсе не обязательно ориентироваться на уровень и условия формирования мировых цен на нефть и нефтепродукты, а можно выстраивать свою ценовую политику, которая соответствовала бы интересам собственной экономики. [7]

.2.     Развитие рынка нефтепродуктов Китая

По соглашению с ВТО в 2004 г. Китай должен был открыть розничную торговлю нефтепродуктами для иностранных фирм. Через три года после вступления в ВТО Китай открыл розничный рынок лишь для иностранных компаний, владеющих не менее тридцатью заправочными станциями по всей стране. Для создания сети таких станций зарубежные фирмы вынуждены были прибегнуть к образованию альянсов с китайскими государственными компаниями. Так, например, British Petroleum подписал контракт с Sinopec и CNPC о строительстве заправочных станций, создана совместная корпорация Royal Dutch Shell и Sinopec - Sinopec and Shell (Jiangsu) Petroleum Marketing Co. В 2006 г. «Роснефтью» и CNPC подписано соглашение о создании совместного российско-китайского предприятия для строительства или покупки автозаправочных станций на территории КНР. В настоящее время в Китае насчитывается более 90 000 заправочных станций, половина из которых принадлежит частным фирмам, в т.ч. и вышеуказанным совместным предприятиям.

По мнению экспертов, новые правила регулирования оптового рынка нефтепродуктов и сырой нефти не смогут принципиально изменить сложившуюся ситуацию на рынке нефти и нефтепродуктов КНР, т.к. государственные нефтяные компании Китая сохраняют значительную власть над нефтяными ресурсами, а правительство - контроль над ценами на нефть.

В соответствии с Протоколом о присоединении Китая к ВТО, Китай не имеет права использовать контроль над уровнем цен для ограничения импорта товаров и услуг. В Приложении к Протоколу перечислено ограниченное число товаров и услуг, цены на которые могут устанавливаться или контролироваться государством. Китай согласился уменьшать количество товаров и услуг в этом списке и не добавлять новые, за исключением случаев, связанных с возникновением непредвиденных обстоятельств. В соответствии с Протоколом, к энергетическим товарам, цены на которые устанавливаются государством, относится природный газ, а также цены на электричество и отопление для предприятий, оказывающих коммунальные услуги. Цены на нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут) контролируются государством.

Ценовой комитет Национальной Комиссии по развитию и реформированию - the National Development and Reform Commission's (NDRC) - устанавливает оптовые цены на нефтепродукты (бензин, дизель, керосин и др.). Оптовые цены на нефтепродукты рассчитываются на основе средневзвешенных цен f.o.b. в Нью-Йорке, Роттердаме и Сингапуре. Цены пересматриваются в соответствии с внутренними потребностями рынка, хотя первоначально было предусмотрено, что это будет происходить каждый месяц или в случае изменения средневзвешенной цены более чем на 8%. Розничные цены на нефтепродукты устанавливаются нефтяными компаниями на основе оптовой цены, установленной NDRC, плюс прибыль, размер которой также определяется NDRC и варьируется от 5% до 8%.

Следует отметить, что изменение цен на нефтепродукты в Китае не происходит также часто, как на мировых рынках. Так, в 2005 г. они пересматривались всего пять раз, несмотря на значительное увеличение мировых цен. В результате китайские производители предпочитали экспортировать нефтепродукты, а не продавать их на внутреннем рынке. NDRC собирается изменить механизм ценообразования на нефтепродукты. Согласно последним сообщениям, NDRC планирует привязывать их к ценам Brent, Dubai and Minas.

Правительство Китая планирует создать систему рисковых фондов и гибкий механизм субсидий для предотвращения рисков, связанных с колебаниями нефтяных цен. Для этого нефтяные предприятия создадут свои фонды для предотвращения риска снижения цены, но когда цена будет слишком низкой продолжительный период времени, государство начнет субсидировать производственные предприятия.

В настоящее время Китай довольно часто прибегает к открытому субсидированию государственных нефтяных компаний. Так, в 2006 г. Министерство финансов Китая выделило 5 млн. юаней (640,20 млн. долл.) Sinopec для покрытия финансовых потерь в нефтеперерабатывающем секторе. В 2005 году компания получила 1,24 млрд. долл. в качестве субсидий от правительства Китая.

В списке секторов, привлечение иностранных инвестиций в которые поощряется Китаем, присутствует разведка и эксплуатация нефтяных месторождений (только совместно с китайским партнером). Проекты в этих секторах пользуются беспошлинным импортом капитального оборудования и освобождаются от уплаты НДС с первоначальных вложений.

Несмотря на то, что внешняя торговля сырой и переработанной нефтью в значительной степени остается под контролем государства, за прошедшие пять лет членства в ВТО торговые барьеры в этой сфере снизились. В частности, в 2002 г. была отменена специфическая пошлина в 16 юаней за тонну сырой нефти, а пошлины на переработанные нефтепродукты сократились с 8% в 2001 г. до 5,7% в 2005 г.Error: Reference source not found В связи с ростом спроса на нефть в ноябре 2006 г. Китай ввел 5%-ю ставку на экспорт сырой нефти, а импортные пошлины снизились с 3-6% до 1-2% . В течение 11 пятилетки (2006-2010 гг.) будут сняты импортные пошлины на импорт нефте/газоразведочного оборудования.

Таким образом, можно отметить, что, несмотря на то, что ценообразование и внешняя торговля энергетическими товарами в Китае еще в значительной степени контролируются государством, КНР постепенно выполняет свои обязательства перед ВТО по снижению государственной монополии на внешнюю торговлю нефтью и нефтепродуктами и открытию розничного и оптового рынков нефтепродуктов для иностранных фирм. [8]

.3.     Развитие рынка нефтепродуктов Бразилии

До 1953 года производство сырой нефти в Бразилии равнялось около 2.000 баррелям в день, а внутренняя способность составляла вдвое большую цифру. Таким образом, страна в большой степени зависела от экспорта. В 1953 году после долгих и трудных дебатов Конгресс проголосовал за создание государственной нефтяной компании - Петробраз. Получив эксклюзивные права на добычу и производство нефти, Петробраз быстро приступила к оценке запасов нефти, ценных с коммерческой точки зрения, для создания крупномасштабных самофинансирующихся предприятий. Частным предприятиям было разрешено участие в производстве на стадии очистки и распределения готового продукта. Помня о первом нефтяном кризисе, охватившем весь мир в 70-е годы, в начале 90-х Бразилия утроила производство нефти, достигнув в июле 1994 года рекорда в 736.322 баррелей в день.

Нефтехимическая промышленность Бразилии пережила быстрый рост. В настоящее время в Бразилии имеются три нефтехимических комплекса, находящиеся в штатах Баия (район Северо-востока), Рио-Гранде-ду-Сул (район Юга) и Сан-Паулу (район Юго-востока), общей производительностью 1.4 млн. тонн в год.

Нефтедобыча в Бразилии развивается бурными темпами. За последнее десятилетие годовой объем добываемой нефти почти удвоился. В настоящее время большая часть нефти (88,5%) добывается в акватории Атлантического океана.

Бразилия является крупным импортером нефти: в 2009 году ввезено около 22 млн. т. стоимость импортируемой нефти постоянно растет: в 2007 она обошлась Бразилии в 12034 млрд. дол., в 2009 году - 14075 млрд. дол. Вместе с тем от экспорта нефти в 2009 году получен доход 8905 млрд. дол.

3.4.       Развитие рынка нефтепродуктов Индии

Прогнозные запасы нефти и газа в стране, по оценкам Министерства нефти и природного газа Индии, составляют 29-33 млрд. т в нефтяном эквиваленте (из них подтверждены 7,9 млрд. т), извлекаемые запасы - 1,7 млрд. т, в том числе по нефти - 0,7 млрд. т, природному газу - 1 млрд. т.

Собственная добыча нефти в последние годы находится на максимальном уровне и составляет 33-34 млн. т в год при текущих потребностях 120 млн. т в год. Таким образом, более 70% потребностей в нефти Индия вынуждена обеспечивать за счет импорта, главным образом из стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, ОАЭ). В 2004/05 фин. году индийскими компаниями импортировано 95,3 млн. т нефти. По оценкам экспертов, ежегодные потребности индийской экономики в нефти к 2007 г. возрастут до 138 млн. т., а к 2012 г. - до 190 млн. т, тогда как собственных разведанных запасов при текущем уровне добычи хватит не более чем на 20 лет.

Нефтеперерабатывающие мощности Индии составляют 132 млн. т нефтепродуктов в год и обеспечиваются 18 НПЗ государственного и частного секторов. Около 34% (42,8 млн. т) всей нефтепереработки осуществляется государственной корпорацией Indian Oil Corporation Ltd. (IOC), доля которой в розничной торговле нефтепродуктами составляет 53%.

Инфраструктура транспортировки нефти и нефтепродуктов в Индии постоянно развивается. Протяженность трубопроводов превышает 10 тыс. км, в т.ч. нефтепроводов - более 4,4 тыс. км. Планами развития отрасли предусмотрены проекты строительства дополнительно около 10 тыс. км нефте- и продуктопроводов, которые находятся в различной стадии реализации.

Разведанные запасы природного газа в Индии оцениваются в 1 трлн. куб. м и преимущественно сосредоточены на шельфовых месторождениях вдоль западного побережья в районе Бомбейского свода и восточного побережья штата Андхра Прадеш, а также на северо-востоке страны в штате Ассам.

Собственная добыча природного газа в Индии составляет около 90 млн. куб. м в сутки (32-33 млрд. куб. м в год), тогда как текущий спрос - около 150 млн. куб. м в сутки, при этом реально поставляется потребителям лишь 50%. Спрос на газ постоянно растет и, по оценкам Министерства нефти и природного газа Индии, к 2007 г. достигнет 185-231 млн. куб. м, а к 2012 г. - 263-313 млн. куб. м в сутки. Вместе с тем добыча будет значительно отставать от спроса и в 2006-2008 гг. вырастит не более чем на 20-25%. Эксперты прогнозируют, что при текущем уровне добычи разведанных запасов природного газа хватит на 25-28 лет.

Более 80% реализуемого в стране газа используется в качестве топлива на электростанциях, для производства удобрений и только 20% - для производства сжиженного и сжатого газов, используемых в бытовых целях, как автомобильное топливо и сырье для нефтехимической промышленности.

Транспортировку и реализацию газа в Индии осуществляет государственная компания GAIL Ltd., которая контролирует 85% всего газового рынка страны и располагает сетью газопроводов протяженностью свыше 5,4 тыс. км. Основной газовой магистралью компании является соединяющий месторождения в штате Гуджарат и центральную часть страны газопровод HBJ (Hazira-Bijaipur-Jagdishpur), протяженность которого составляет более 2,8 тыс. км, а пропускная способность - 60 млн. куб. м/сутки. Компания располагает трубопроводом для транспортировки сжиженного газа "Джамнагар-Лони" протяженностью 1269 км и пропускной способностью 1,7 млн. т в год. GAIL активно расширяет инфраструктуру транспортировки и сбыта газа, осуществляя, в частности, строительство газопроводов и предприятий по его сжижению. В ближайшие 5 лет компания планирует удвоить протяженность сети транспортировки газа за счет реализации программы развития национальной сети газопроводов (National Gas Grid), призванной интегрировать основные добывающие районы с потребителями в промышленно развитых штатах. В Индии динамично развивается рынок потребления сжиженного нефтяного газа (Liquefied Petroleum Gas - LPG) - сжиженного пропана и бутана, вырабатываемого из нефти и природного газа, используемого в бытовых целях и в качестве автомобильного топлива. Спрос на LPG постоянно растет и к 2007 г. достигнет 12 млн. т в год, при этом импорт превысит 3,3 млн. т. Правительство изучает возможности строительства стратегических хранилищ LPG в объемах свыше 0,5 млн. т и рассчитанных на 45 дней при текущем уровне потребления. Объем инвестиций в ходе реализации данной программы составит более 600 млн. долл. США. Правительство Индии продолжает реформы по либерализации нефтегазового комплекса с целью создания благоприятных условий для развития отрасли и притока инвестиций. Отменен механизм госрегулирования цен на нефтепродукты. Государственные и частные нефтяные компании получили возможность самостоятельно осуществлять политику в области переработки и сбыта нефтепродуктов. Государственная сеть реализации нефтепродуктов в Индии превышает 20 тыс. заправочных станций. Право на розничную торговлю продуктами нефтепереработки предоставлено любой компании при условии, что она инвестировала в нефтяной сектор 20 млрд. рупий (около 420 млн. долл. США). Тем самым созданы предпосылки для развития здоровой и эффективной конкуренции в сфере сбыта нефтепродуктов, а также улучшения уровня и качества услуг, предоставляемых потребителям. [10]

Заключение

В настоящее время серьезные опасения вызывает снижающийся уровень обеспеченности глобальной экономики запасами нефти. Поэтому мировому рынку нефтепродуктов просто необходима регуляция со стороны международных организаций, таких как ОПЕК, в которую входят 12 стран - крупных экспортеров нефти.

Но, не смотря на уменьшение мировых объемов нефти, в таких странах как США, члены ЕС, ОЭСР Северной Америки, Саудовская Аравия, Иран, ЮАР, Россия, бурно развивается нефтеперерабатывающее производство. Наращивается объем переработки нефти в основном за счет строительства новых НПЗ и повышения выхода светлых нефтепродуктов.

Динамика цен на нефтепродукты, в частности бензин и дизельное топливо, положительная. Самая низкая наблюдается в США. Это происходит благодаря развитой системе магистральных трубопроводов, насыщенности нефтеперерабатывающих заводов, высокой конкуренции на рынке нефтепродуктов, эффективной политикой антимонопольной службы и государства, а именно высоким штрафам за установление завышенной цены, кроме того снижение цены можно объяснить превышением предложения над спросом.

Активно развивается нефтяная промышленность ФРГ, России, Китая и других стран.

Особенность развития рынка нефтепродуктов Германии заключается в том, что вся продукция подлежит специальному налогообложению, законодательных ограничений деятельности ВИНК и независимых торговых компаний нет.

Развитие российского рынка нефтепродуктов характеризуется тем, что Россия - одна из крупнейших нефтедобывающих стран, с достаточно эффективной системой транспортировки нефти из районов ее добычи, как на экспорт, так и на отечественные НПЗ, с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью, позволяющей полностью удовлетворять потребности национального хозяйства в основных нефтепродуктах, имеющая систему нефтепродуктообеспечения (нефтебазы, наливные пункты, АЗС) адаптированную к условиям рыночных отношений.

В Китае, несмотря на то, что ценообразование и внешняя торговля энергетическими товарами еще в значительной степени контролируются государством, он постепенно выполняет свои обязательства перед ВТО по снижению государственной монополии на внешнюю торговлю нефтью и нефтепродуктами и открытию розничного и оптового рынков нефтепродуктов для иностранных фирм.

цена бензин дизельный топливо

Список литературы

1.   Герчикова И.Н. Международные экономические организации. - М.: ИНФРА-М. - 2010. - 117 c.

2.      Гудкова И. Рейтинг стран по добыче нефти РИА Новости. - 2011. - №3. С. 17-18.

3.   Желтиков В.П. Экономическая география Учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс. - 2011. - 384 с.

4.      Федеральная служба статистики: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.rosstat.ru <http://www.rosstat.ru>/, удаленного доступа. (Дата обращения: 18.03.2013).

6.   На рынке нефтепродуктов ФРГ//БИКИ.- 2010.-№40. с14-15.

7.      Рубинштейн Е.И. Экономика нефтяной и газовой промышленности: Учебное пособие. - Сургут: Изд-во СурГУ. - 2003. - 158 с.

8.   Тажельдинов К. Экономика Китая. Современные аспекты. - М.: ИНФРА-М. - 2012. - 245 с.

9.      Смирнов А.Г. Введение в мировую экономику. Экономическая география зарубежных стран. - СПб.: Гиперион. - 2010. - 178 с.

.        Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 727с.

Похожие работы на - Мировой рынок нефтепродуктов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!