Состояние акцизного налогообложения и предложения по его совершенствованию

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,92 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Состояние акцизного налогообложения и предложения по его совершенствованию

Содержание

Введение

Глава I. Акцизы. Общая характеристика

.1 Цель акцизного налогообложения

1.2 Основные положения законодательства об акцизах

1.3 Преимущества и недостатки адвалорной, специфической и смешанной ставок акцизов

Глава II. Анализ уровня налоговых ставок акцизов

.1 Налоговые ставки, налоговая база и порядок исчисления акциза

.2 Новые ставки на подакцизные товары

.3 Закон об индексации ставок акцизов

.4 Роль акцизов в налоговой системе и федеральном бюджете РФ

Глава III. Прогноз ставок акцизов на период 2013-2015 гг.

Глава IV. Предложения по совершенствованию акцизного налогообложения

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.

Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.[2].

Акцизам - разновидности косвенных налоговых платежей - законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.

Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой • природы косвенных налогов.[5].

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

Вместе с тем, анализ действующего законодательства о налогах и сборах и правоприменительной практики позволяет выявлять негативные тенденции процесса нормативного регулирования налоговых отношений и разрабатывать комплекс мер, способствующих повышению качества правового регламентирования вопросов исчисления и взимания акцизов.

Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания акцизов в России, разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности последнего.[1].

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

·        исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой системы;

·        изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;

·        исследовать основные элементы акциза и определяющие их нормы налогового закона, выделить особенности механизма исчисления и взимания акцизов по отдельным видам подакцизных товаров;

·        проанализировать структуру налоговой базы акцизов, правила их исчисления и изменения налоговых ставок;

·        изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.

Глава I. Акцизы. Общая характеристика

.1 Цель налогообложения в России

При осуществлении налоговой реформы <#"661251.files/image001.gif">

Рис.1. Схема увеличения налоговой базы при реализации подакцизных товаров.

Исходя из изложенного, можно выделить следующие ставки акцизов:

1.      Адвалорные (устанавливаемые в процентах к налоговой базе, которая представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета акциза и налога на добавленную стоимость или сумму таможенной стоимости и таможенной пошлины).

Из всего перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, в настоящее время такие ставки акциза применяются только к ювелирным изделиям. Исчисления акцизов по таким ставкам осуществляется по формуле:


2.      Специфические (устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового автомобиля, мотоцикла), например вина шампанские, игристые, газированные, шипучие - 10 руб. 50 коп. за 1 литр. Акциз в отношении товаров, облагаемых по специфической ставке, рассчитывается по формуле:

.        Комбинированные, то есть учитывающие и объем, и стоимость подакцизного товара, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок. Сумма акциза по ним исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении, и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (таможенной стоимости) таких товаров. Например, сигареты с фильтром 65 руб. 00 коп. за 1000 штук + 8%, но не менее 20% от отпускной цены.[9].

Порядок исчисления акциза.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 НК РФ;

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 - 191 НК РФ;

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии с гл.2 НК РФ объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных в соответствии с пунктами 1 и 2 ст.194 НК РФ для каждого вида подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.[11].

Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.[11].

Сумма акциза при ввозе на территорию РФ нескольких видов подакцизных товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого вида этих товаров в соответствии с пунктами 1 - 3 ст.194 НК РФ; Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренного пунктом 1 статьи 190 НК РФ, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.[12].

2.2 Новые ставки на подакцизные товары

 

Ставки акцизов (Статья 193 НК РФ). Налогообложение подакцизных товаров (кроме автомобильного бензина, дизельного топлива, прямогонного бензина и топлива печного бытового с 1 января 2013 года по 31 декабря 2015 года осуществляется по следующим налоговым ставкам:



Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка за единицу измерения (в ред. от 29.11.2012 N 203-ФЗ )


с 01.01.2013 по 31.12.2013 включительно

с 01.01.2014 по 31.12.2014 включительно

с 01.01.2015 по 31.12.2015 включительно

Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый:


реализуемый организациям, осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза (за исключением этилового спирта, ввозимого на территорию РФ), и (или) передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с п/п 22 п. 1 ст. 182 НК РФ, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с п/п 2 п. 1 ст. 181 НК <#"661251.files/image002.gif">

Рис. 1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2009 году, в % к итогу

Таблица 3. Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации


2009 г.

Справочно 2008 г.


консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе


млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

млрд. рублей

в % к итогу

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации

Всего

100

81,7

245,7

314,7

100

125,2

189,4

из них на: спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)

4,4

1,3

2,2

2,1

6,0

1,9

3,0

2,9

табачную продукцию

78,3

23,9

78,3

-

63,8

20,3

63,8

-

автомобильный бензин

109,8

33,5

-

109,8

103,9

33,0

41,6

62,4

легковые автомобили и мотоциклы

2,1

0,6

2,1

-

3,3

1,0

3,3

-

дизельное топливо

32,3

9,9

-

32,3

32,9

10,5

13,2

19,7

моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

1,3

0,4

-

1,3

1,5

0,5

0,6

0,9

вина

4,6

1,4

-

4,6

4,7

1,5

-

4,7

30,3

9,2

-

30,3

29,0

9,2

-

29,0

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)

59,0

18,0

-

59,0

65,4

20,8

-

65,4

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин)

1,2

0,4

-

1,2

1,3

0,4

-

1,3

алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин)

3,0

0,9

-

3,0

3,2

1,0

-

3,2


Таблица 4: «Анализ изменений законодательства по акцизам».

Что изменилось

С 1 января 2013 года

До 1 января 2013 года

Акцизы

Расширен перечень подакцизных товаров П. 1 ст. 181 НК РФ Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-ФЗ

Перечень подакцизных товаров дополнен топливом печным бытовым, вырабатываемым из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия. Новый подакцизный товар будет подлежать налогообложению  с 01.07.2013 по ставке 5 860 рублей за 1 тонну

Обновлены ставки акцизов (рублей за 1 тонну) П. 1 ст. 193 НК РФ Изменения внесены Федеральным законом от 29.11.2012 № 203-ФЗ

Скорректированы ставки на период  с 01.07.2013 по 31.12.2013. По автомобильному бензину: - класса 4 - 8 960; - класса 5 - 5 750. По дизтопливу: - класса 4 - 5 100; - класса 5 - 4 500. Ставка на прямогонный бензин повысится уже с 1 января 2013 года и составит 10 229. Скорректированы ставки акцизов на 2014 год и установлены на 2015 год

На период с 1 января по 31 декабря 2013 года были запланированы следующие ставки акцизов. По автомобильному бензину: - класса 4 - 8 560; - класса 5 - 5 143. По дизельному топливу: - класса 4 - 4 934; - класса 5 - 4 334. По прямогонному бензину - 9 617

Запрещена реализация сигарет с фильтром и без фильтра, а также папирос, маркированных старыми акцизными марками Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76(с изм. от 14.08.2012)

Истекает срок, в течение которого допускалась продажа сигарет с фильтром, без фильтра и папирос, маркированных акцизными марками, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 04.09.1999  № 1008. Что касается остальной табачной продукции, маркированной старыми акцизными марками, то она может быть реализована до 31.12.2013 включительно

С 1 января 2012 года был установлен запрет на реализацию в России табачной продукции, маркированной акцизными марками старого образца. Однако данные ограничения в отношении сигарет с фильтром, без фильтра и папирос были временно сняты (Постановление Правительства РФ от 14.08.2012 № 823)


Похожие работы на - Состояние акцизного налогообложения и предложения по его совершенствованию

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!