Состояние акцизного налогообложения и предложения по его совершенствованию
Содержание
Введение
Глава I. Акцизы. Общая характеристика
.1 Цель
акцизного налогообложения
1.2 Основные
положения законодательства об акцизах
1.3
Преимущества и недостатки адвалорной, специфической и смешанной ставок акцизов
Глава II. Анализ уровня налоговых ставок
акцизов
.1 Налоговые ставки, налоговая база и
порядок исчисления акциза
.2 Новые ставки на подакцизные товары
.3 Закон об индексации ставок акцизов
.4 Роль акцизов в налоговой системе и
федеральном бюджете РФ
Глава III. Прогноз ставок акцизов на период
2013-2015 гг.
Глава IV. Предложения по совершенствованию
акцизного налогообложения
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Становление современной российской налоговой системы, создание
нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного
законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации
в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного
научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих
явлений.
Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы,
обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов
государства.[2].
Акцизам - разновидности косвенных налоговых платежей - законодатель
уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования
акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения.
Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных
поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных
производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо
утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об
обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и
социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко
определяют собой строй этих налогов.
Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых
изъятий в виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной
единством экономической и правовой • природы косвенных налогов.[5].
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную
основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время
главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами -
налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период,
налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В
соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных
нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.
Вместе с тем, анализ действующего законодательства о налогах и сборах и
правоприменительной практики позволяет выявлять негативные тенденции процесса
нормативного регулирования налоговых отношений и разрабатывать комплекс мер,
способствующих повышению качества правового регламентирования вопросов
исчисления и взимания акцизов.
Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе
и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли
акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания
акцизов в России, разработка рекомендаций по совершенствованию
нормативно-правового регулирования процесса обложения акцизами для повышения эффективности
последнего.[1].
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
· исследовать сущность акцизов как одного из элементов
налоговой системы;
· изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
· исследовать основные элементы акциза и определяющие их нормы
налогового закона, выделить особенности механизма исчисления и взимания акцизов
по отдельным видам подакцизных товаров;
· проанализировать структуру налоговой базы акцизов, правила их
исчисления и изменения налоговых ставок;
· изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета
России.
Глава I. Акцизы. Общая характеристика
.1 Цель налогообложения в России
При
осуществлении налоговой реформы
<#"661251.files/image001.gif">
Рис.1. Схема увеличения налоговой базы при реализации
подакцизных товаров.
Исходя из изложенного, можно выделить следующие ставки акцизов:
1. Адвалорные (устанавливаемые в процентах к налоговой базе, которая
представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без
учета акциза и налога на добавленную стоимость или сумму таможенной стоимости и
таможенной пошлины).
Из всего перечня товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, в
настоящее время такие ставки акциза применяются только к ювелирным изделиям.
Исчисления акцизов по таким ставкам осуществляется по формуле:
2. Специфические (устанавливаемые в рублях и копейках за единицу измерения
подакцизного товара или его технической характеристики (для легкового
автомобиля, мотоцикла), например вина шампанские, игристые, газированные,
шипучие - 10 руб. 50 коп. за 1 литр. Акциз в отношении товаров, облагаемых по
специфической ставке, рассчитывается по формуле:
. Комбинированные, то есть учитывающие и объем, и стоимость подакцизного
товара, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах)
налоговых ставок. Сумма акциза по ним исчисляется как сумма, полученная в
результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой
(специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых)
подакцизных товаров в натуральном выражении, и как соответствующая адвалорной
(в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (таможенной стоимости)
таких товаров. Например, сигареты с фильтром 65 руб. 00 коп. за 1000 штук + 8%,
но не менее 20% от отпускной цены.[9].
Порядок исчисления акциза.
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию
Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические)
налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки
и налоговой базы, исчисленной в соответствии со статьями 187 - 191 НК РФ;
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию
Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах)
налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная
доля налоговой базы, определенной в соответствии со статьями 187 - 191 НК РФ;
Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию
Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные
налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в
процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате
сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической)
налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных
товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах)
налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами,
признаваемыми в соответствии с гл.2 НК РФ объектом налогообложения,
представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза,
исчисленных в соответствии с пунктами 1 и 2 ст.194 НК РФ для каждого вида
подакцизного товара, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам. Общая
сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами,
признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, определяется
отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.[11].
Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого
налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных
товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему
налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или
уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.[11].
Сумма акциза при ввозе на территорию РФ нескольких видов подакцизных
товаров, облагаемых акцизом по разным налоговым ставкам, представляет собой
сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных для каждого
вида этих товаров в соответствии с пунктами 1 - 3 ст.194 НК РФ; Если
налогоплательщик не ведет раздельного учета, предусмотренного пунктом 1 статьи
190 НК РФ, сумма акциза по подакцизным товарам определяется исходя из
максимальной из применяемых налогоплательщиком налоговой ставки от единой
налоговой базы, определенной по всем облагаемым акцизом операциям.[12].
2.2 Новые ставки на подакцизные товары
Ставки акцизов (Статья 193 НК РФ).
Налогообложение подакцизных товаров (кроме автомобильного бензина, дизельного
топлива, прямогонного бензина и топлива печного бытового с 1 января 2013 года
по 31 декабря 2015 года осуществляется по следующим налоговым ставкам:
Виды подакцизных товаров
|
Налоговая ставка за единицу
измерения (в ред. от 29.11.2012 N 203-ФЗ )
|
|
с 01.01.2013 по 31.12.2013
включительно
|
с 01.01.2014 по 31.12.2014
включительно
|
с 01.01.2015 по 31.12.2015
включительно
|
Этиловый спирт,
произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный
этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый,
коньячный, кальвадосный, висковый:
|
|
реализуемый организациям,
осуществляющим производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической
продукции в металлической аэрозольной упаковке и (или) спиртосодержащей
продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке, и организациям,
уплачивающим авансовый платеж акциза (за исключением этилового спирта,
ввозимого на территорию РФ), и (или) передаваемый при совершении операций,
признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с п/п 22 п. 1
ст. 182 НК РФ, и (или) реализуемый (или передаваемый производителями в
структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых
подакцизными в соответствии с п/п 2 п. 1 ст. 181 НК
<#"661251.files/image002.gif">
Рис. 1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных
платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2009 году,
в % к итогу
Таблица 3. Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории Российской Федерации
|
2009 г.
|
Справочно 2008 г.
|
|
консолидированный бюджет
|
в том числе
|
консолидированный бюджет
|
в том числе
|
|
млрд. рублей
|
в % к итогу
|
федеральный бюджет
|
консолидированные бюджеты
субъектов Российской Федерации
|
млрд. рублей
|
в % к итогу
|
федеральный бюджет
|
консолидированные бюджеты
субъектов Российской Федерации
|
Всего
|
100
|
81,7
|
245,7
|
314,7
|
100
|
125,2
|
189,4
|
из них на: спирт этиловый
из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)
|
4,4
|
1,3
|
2,2
|
2,1
|
6,0
|
1,9
|
3,0
|
2,9
|
табачную продукцию
|
78,3
|
23,9
|
78,3
|
-
|
63,8
|
20,3
|
63,8
|
-
|
автомобильный бензин
|
109,8
|
33,5
|
-
|
109,8
|
103,9
|
33,0
|
41,6
|
62,4
|
легковые автомобили и
мотоциклы
|
2,1
|
0,6
|
2,1
|
-
|
3,3
|
1,0
|
3,3
|
-
|
дизельное топливо
|
32,3
|
9,9
|
-
|
32,3
|
32,9
|
10,5
|
13,2
|
19,7
|
моторное масло для
дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей
|
1,3
|
0,4
|
-
|
1,3
|
1,5
|
0,5
|
0,6
|
0,9
|
вина
|
4,6
|
1,4
|
-
|
4,6
|
4,7
|
1,5
|
-
|
4,7
|
30,3
|
9,2
|
-
|
30,3
|
29,0
|
9,2
|
-
|
29,0
|
алкогольную продукцию с
объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин)
|
59,0
|
18,0
|
-
|
59,0
|
65,4
|
20,8
|
-
|
65,4
|
алкогольную продукцию с
объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением
вин)
|
1,2
|
0,4
|
-
|
1,2
|
1,3
|
0,4
|
-
|
1,3
|
алкогольную продукцию с
объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин)
|
3,0
|
0,9
|
-
|
3,0
|
3,2
|
1,0
|
-
|
3,2
|
Таблица 4: «Анализ изменений законодательства по акцизам».
Что изменилось
|
С 1 января 2013 года
|
До 1 января 2013 года
|
Акцизы
|
Расширен перечень
подакцизных товаров П. 1 ст. 181 НК РФ Изменения внесены Федеральным законом
от 29.11.2012 № 203-ФЗ
|
Перечень подакцизных
товаров дополнен топливом печным бытовым, вырабатываемым из дизельных фракций
прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале
температур от 280 до 360 градусов Цельсия. Новый подакцизный товар будет
подлежать налогообложению с 01.07.2013 по ставке 5 860 рублей за 1 тонну
|
Обновлены ставки акцизов
(рублей за 1 тонну) П. 1 ст. 193 НК РФ Изменения внесены Федеральным законом
от 29.11.2012 № 203-ФЗ
|
Скорректированы ставки на
период с 01.07.2013 по 31.12.2013. По автомобильному бензину: - класса 4 -
8 960; - класса 5 - 5 750. По дизтопливу: - класса 4 - 5 100; - класса 5 - 4
500. Ставка на прямогонный бензин повысится уже с 1 января 2013 года и
составит 10 229. Скорректированы ставки акцизов на 2014 год и установлены на
2015 год
|
На период с 1 января по 31
декабря 2013 года были запланированы следующие ставки акцизов. По
автомобильному бензину: - класса 4 - 8 560; - класса 5 - 5 143. По дизельному
топливу: - класса 4 - 4 934; - класса 5 - 4 334. По прямогонному бензину - 9
617
|
Запрещена реализация
сигарет с фильтром и без фильтра, а также папирос, маркированных старыми
акцизными марками Постановление Правительства РФ от 20.02.2010 № 76(с изм. от
14.08.2012)
|
Истекает срок, в течение
которого допускалась продажа сигарет с фильтром, без фильтра и папирос,
маркированных акцизными марками, предусмотренными Постановлением
Правительства РФ от 04.09.1999 № 1008. Что касается остальной табачной продукции,
маркированной старыми акцизными марками, то она может быть реализована до
31.12.2013 включительно
|
С 1 января 2012 года был
установлен запрет на реализацию в России табачной продукции, маркированной
акцизными марками старого образца. Однако данные ограничения в отношении
сигарет с фильтром, без фильтра и папирос были временно сняты (Постановление
Правительства РФ от 14.08.2012 № 823)
|
Похожие работы на - Состояние акцизного налогообложения и предложения по его совершенствованию
|