Республика Молдова в условиях перехода к новой модели развития

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,01 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Республика Молдова в условиях перехода к новой модели развития















Республика Молдова в условиях перехода к новой модели развития

1. Состояние экономики

Во второй половине 90-х годов, как и прежде, по совету западных экспертов в республике продолжался перевод ее промышленного производства, как и всей экономики, на путь рыночных отношений. Считалось, что главным рычагом данного процесса является приватизация государственной собственности, т.е. ее разгосударствление и превращение в частную.

К середине 90-х годов была приватизирована уже почти вся промышленность. Этот процесс охватил также энергетику, средства связи и другие отрасли. Стала осуществляться приватизация стратегически важных для страны объектов винно-коньячной и табачной отраслей. Тем не менее эта акция не дала ожидаемых результатов. За истекшее десятилетие в республике так и не был создан адаптированный к рыночным отношениям комплекс промышленных предприятий, который бы адекватно отражал ее потребности и возможности.

Это объяснялось рядом причин. Непродуманностью и неподготовленностью самих реформ, отсутствием их четкой и взвешенной концепции, подходов и оптимальных путей реализации, необходимых для этого средств, опыта и др. Развитие предпринимательства и в этой отрасли сдерживалось также несовершенством законодательства, налоговой и кредитно-банковской системы, а также некомпетентностью и злоупотреблениями бюрократического аппарата. Мешало и то, что многие экономические агенты не платили в бюджет налоги, очень велика (по различным оценкам, до 40% валового внутреннего продукта) была доля теневого сектора экономики.

С другой стороны, после развала СССР произошла дезинтеграция единой и сбалансированной общесоюзной экономической системы, что очень быстро и весьма пагубно сказалось на состоянии экономики, в т.ч. промышленного комплекса Молдовы, который почти целиком зависел от внешних поставок энергоносителей, сырья и материалов, технико-технологических связей, рынков сбыта продукции, связей со смежниками, поставщиками и заказчиками. По этой причине в одночасье ряд крупнейших современных предприятий, особенно машиностроения и оборонного профиля, стали никому ненужными. Один за другим стали сворачиваться крупнейшие проектно-конструкторские и научно-исследовательские институты, «забуксовал» транспорт, «рассыпался» строительный комплекс. Во многом были утеряны формировавшиеся десятилетиями научно-технический и инженерный потенциал, ряды высококвалифицированных рабочих. Это неизбежно привело к обвальному падению объемов промышленного производства, простоям и полной остановке, а затем и разрушению предприятий. Как бы подтверждались зловещие заявления руководителей Молдовы в начале реформ о том, что они «обойдутся без промышленности».

В течение последнего десятилетия, имевшаяся ранее промышленность практически была разрушена или дезорганизована, а новая - не создана. Объем промышленной продукции к концу 1995 г. упал до 44,2%, а к 2001 г. - до 33,5%, численность же работающих сократилась более чем наполовину. Этот процесс охватил, за редким исключением, практически все предприятия, и даже те, которые работали на местном сырье, вследствие потери ими традиционных рынков сбыта своей продукции. Падение промышленного производства сопровождалось ухудшением его структуры, в т.ч. увеличением доли перерабатывающих отраслей. Обозначилась опасная тенденция прогрессирующего снижения доли промышленности в формировании внутреннего валового продукта, национального дохода и государственного бюджета. Происходит деиндустриализация республики, превратившаяся в самую опасную угрозу ее экономической безопасности.

Земельная реформа, начавшаяся в начале производства 1992 г. с введением нового земельного кодекса и преследовавшая цель передать государственные земли в частную собственность, не увенчалась успехом в короткий срок, как того хотели ее устроители. Им удалось осуществить приватизацию только личных подсобных хозяйств и садово-огородных участков, которые составляли лишь 13% сельскохозяйственных земель. Однако земельный кодекс позволял работникам сельскохозяйственных предприятий преобразовывать их в акционерные общества с распределением акций между членами коллектива и пенсионерами, которые получили право выходить из коллективов вместе с земельным наделом и долевым имуществом. Это положило начало разрушительному процессу в аграрном секторе.

Органы власти на местах, руководители хозяйств сопротивлялись этому, однако верх взяли «реформаторы». С одной стороны, происходило дробление жизнеспособных колхозов и совхозов на мелкие индивидуальные хозяйства, базировавшиеся преимущественно на ручном труде, а с другой - формальное преобразование крупных коллективных хозяйств в акционерные общества, производственные кооперативы, которые без поддержки государства обрекались на прозябание. К началу 1996 г. в Молдове имелось лишь 16 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 160 акционерных обществ и 146 ассоциаций крестьянских хозяйств.

Между тем, этот процесс привел к тому, что многие высокопродуктивные крупные сельскохозяйственные объекты в одночасье были дезорганизованы или разрушены, их материально-технические средства разбазарены. Это неизбежно привело к резкому спаду сельскохозяйственного производства (более чем на треть в 1995 г.), утрате его высокой товарности, разрушению сырьевой базы межотраслевых специализированных и высокодоходных подкомплексов АПК - виноградно-винодельческого, плодоовощного, табачного и других. Вплоть до полного исчезновения, к примеру, эфирномасличного, дававшего треть союзного производства ценнейших натуральных эфирных масел и являвшегося гордостью Молдовы. Все 8 специализированных совхозов-заводов перестали существовать. Однако не все крупные коллективные хозяйства исчезли. По данным статистики, на 1 января 1996 г. в республике числилось 395 колхозов и 111 совхозов, хотя по новому законодательству они уже не должны существовать давно.

Центральной задачей второй половины 90-х годов в аграрном секторе Молдовы стало дальнейшее рыночное реформирование сельскохозяйственных объектов и прежде всего колхозов и совхозов. С этой целью в середине 1996 г., при помощи и активной поддержке международных организаций в республике было создано Агентство по реструктуризации сельского хозяйства. Ускорителем установления частной земельной собственности стало снятие во второй половине 1996 г. моратория на куплю-продажу земли. Однако усилия властей не очень продвигали дело из-за отсутствия необходимых ресурсов на его осуществление. В 1966 г. в Оргеевском районе на зарубежные средства была начата реализация подобного проекта. В результате 39 тыс. сельских жителей получили земельные квоты, из них около 20 тыс. - в натуре. Между тем, государство не имело возможностей и опыта для оказания помощи фермерам. По данным социологических обследований, лишь менее 14% крестьян выразили желание создать фермерское хозяйство, а 66,7% к этому отнеслись отрицательно.

В 1998-2000 гг. стала внедряться крупномасштабная американская программа «Пэмынт», которая предусматривала реформирование более 500 колхозов, совхозов, акционерных обществ. С помощью кредитов США настойчивее стало проводиться дробление крупных коллективных хозяйств на мелкие участки и выдача крестьянам документов на владение ими. Число фермерских хозяйств с 16 тыс. на 1 января 1996 г. увеличилось до 65,8 тыс. в 1977 г. и 201,5 тыс. в 2000 г. Средний размер их земельного надела составил менее 2 га.

Создание множества мелких фермерских хозяйств отбросило наше аграрное производство в далекое средневековье, сделало невозможным использовать в них современную технику и технологию, применять достижения науки и пр. Оно противоречит менталитету крестьян, которые за десятилетия привыкли к крупным, коллективным формам организации производства и жизни.

Результаты внедрения реформаторами программы «Пэмынт», как, впрочем и других, показывают ее полную несостоятельность. К примеру, из-за раздробленности посевных площадей, недостатка техники и горючего на начало 1999 г. зябь в республике не была поднята на 500 тыс. гектаров угодий, в связи с чем сократились посевы зерновых, сахарной свеклы, овощей и табака, а 88 тыс. гектаров (5,5%) всей пашни остались незасеянными. Несмотря на благоприятные погодные условия, в 1999 году получен самый низкий урожай почти всех сельскохозяйственных культур, а валовые сборы составили всего 10-40% от уровня 80-х годов. В течение второй половины 90-х годов уровень аграрного производства в Молдове продолжал падать, а за все это десятилетие, благодаря действиям «реформаторов», он понизился вдвое.

Слом советской экономической системы незамедлительно привел к разрушению механизма социальной защиты населения. Так, реальная заработная плата, как и другие доходы граждан, из-за массовой остановки производства и инфляции резко упала и стала почти символической. Однако государство не в состоянии было выплачивать даже эту зарплату. Росли его долги перед населением по зарплатам и пенсиям, достигнув в 1998 году по зарплате почти 639 млн. леев и по пенсиям за 1997 г. - более 324 млн. леев. Это привело к тому, что часть рабочих и служащих, в т.ч. и высокой квалификации была выключена из сферы общественного производства и стала искать другие источники доходов, даже в занятиях уличной торговлей. К примеру, в 1993-2000 гг. более 40 тыс. учителей оставили свою профессиональную деятельность из-за постоянных (по 8-9 месяцев) задержек зарплаты, которая составляла всего лишь 20% минимального потребительского бюджета. Росло число безработных. К концу 90-х годов более 600 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов разных профессий выехали за пределы республики в поисках работы и средств к выживанию. Доходы населения за 1990-2000 гг. в реальном исчислении сократились в 4 раза.

Весьма негативно на жизни людей в этих условиях сказался постоянный рост цен на продовольствие и предметы первой необходимости, повышение платы за коммунальные и другие услуги. Причем, цены опережали едва наметившийся с 1997 г. некоторый рост доходов населения. Например, в 1999 г. цены на продовольствие возросли на 44%, хлеб и сахар подорожали на 74, яйца - на 58, молоко и масло - на 50%, а крупа, капуста, лук - в 2,3 раза. Рост тарифов и платных услуг населению составил 55,6%, в т.ч. на газ тарифы были увеличены в 2,6 раза, центральное отопление и горячее водоснабжение вздорожали на 73, энергоснабжение - на 70%. В то же время средняя заработная плата возросла на 19%, а ее реальное содержание с учетом индексации цен уменьшилось на 14%, размер пенсий - на 40%.

Ухудшает и сокращает жизнь людей, особенно старшего поколения, развал за годы «реформ» прежней системы здравоохранения. Ее финансирование за 1989-1999 г. (с учетом роста цен) сократилось более чем в 37 раз, примерно на столько же возросла стоимость медицинского обслуживания и медикаментов.

Одним из самых тяжелы последствий «реформ» является расширение зоны бедности, охватившей около 80% населения, две третьих которого проживают в сельской местности. Их питание составляет 1500-1800 калорий в день (при минимальной норме 2100 калорий) и, кстати, против 3826 калорий, которые получали жители республики в 1990 г. Ухудшение питания и медицинского обслуживания привело к росту смертности и сокращению рождаемости населения. В 1997 г. впервые после голода зимы 1946/47 г. смертность в расчете на 1000 жителей сравнялась с рождаемостью, а затем и превзошла ее. Продолжительность жизни людей в 90-е годы сократилась на 30%.

Проводимые в стране преобразования, обвальное падение производства, растущая безработица, многократное удорожание товаров и услуг, сокращение финансирования государством социальной сферы привело к резкому снижению жизненного уровня населения. По показателю внутреннего валового продукта в расчете на душу населения Молдова перешла в категорию слаборазвитых стран.

2. Новая расстановка политических сил

После незаконного запрещения Партии коммунистов Молдавии и захвата ее имущества находившиеся тогда у власти силы устроили в обществе настоящий информационный антикоммунистический террор, сдобренный антисоветизмом и национальным экстремизмом. Структуры партии были упразднены. Многие коммунисты оказались в состоянии растерянности, иные же сменили свою политическую окраску, беззастенчиво перейдя в стан «реформаторов». В их числе были и представители высшей партийной иерархии, поведение которых во многом способствовало развалу страны и потере ею социалистических завоеваний. Однако не все партийные кадры безропотно подчинились диктату новой власти. Например, коммунисты первичной партийной организации села Кырнэцень Каушанского района и ее секретарь В.А. Гельбур не прекратили своей деятельности: по-прежнему проводили партийные собрания, на которых обсуждали проблемы села, принимали решения и добивались их реализации, платили партийные взносы и др. Не изменили своим политическим идеалам многие рядовые коммунисты и беспартийные, руководители партийных комитетов различных уровней, советских и других органов, предприятий и организаций.

Между тем, в обществе, и прежде всего среди коммунистов, стал подниматься вопрос о возрождении партии. 22 октября 1993 г. состоялась республиканская учредительная конференция, которая положила начало биографии обновленной Партии Коммунистов. Она объявила себя правопреемницей Компартии Молдавии. После различных проволочек, 27 апреля 1994 г. ПКРМ официально была зарегистрирована Министерством юстиции. 24 декабря состоялся ее 1 съезд. К этому времени партийные организации были восстановлены в 35 (из 41) районах и городах, созданы 165 первичных организаций, в которых прошли перерегистрацию 3100 членов КПСС. Первым секретарем ЦК ПКРМ был избран В.Н. Воронин, министр внутренних дел в последнем правительстве Советской Молдавии.

В обращении съезда к народу подчеркивалось, что ПКРМ категорически выступает против капитализации страны, разрушения производительных сил в промышленности и аграрном секторе, против расслоения общества на бедных и богатых, против искажения и забвения истории республики и ее народа. Съезд заявил о решительной борьбе партии за социальную справедливость. Программной целью ПКРМ провозгласила социализм в его обновленных формах, отвечающих современному уровню производительных сил, экологической безопасности, характеру стоящих перед обществом задач.

Большую роль в расширении и укреплении рядов партии, усилении ее влияния на массы сыграла газета «Коммунист», начавшая выходить с 1995 г. на молдавском и русском языках.

Первым крупным выходом ПКРМ на политическую арену стало ее участие в 1995 г. в выборах Местных органов власти, когда она завоевала 20% выборных должностей. Это уже был успех. В 1996 г. партия впервые как самостоятельная политическая сила также небезуспешно выступила на президентских, а в 1998 г. - на парламентских выборах. В Парламенте к этому времени из числа коммунистов, избранных туда в 1994 г. по списку Соцединства, сформировалась отдельная депутатская группа.

Широкомасштабный выход на парламентскую арену расширил возможности ПКРМ в борьбе против губительного курса проводившихся реформ и за отстаивание подлинных интересов страны и ее граждан. Партия становилась наиболее влиятельной и авторитетной политической силой в обществе.

К президентским выборам 1996 г. левоцентристские силы Молдавии подошли разобщенными. Социалистическая партия Молдовы и Движение «Унитате-Единство» поддержали выдвинутую АДПМ кандидатуру премьер-министра А. Сангели, на которого оппонентам удалось переложить вину за тяжелое экономическое положение большинства населения. Партия коммунистов кандидатом на пост президента выдвинула своего лидера В. Воронина. Главный кандидат правых, президент М. Снегур, получил поддержку административных структур Молдавии, средств массовой информации Румынии, активно вмешавшихся в президентскую кампанию, а также 10-12% избирателей, по балканской традиции, голосующих за партию власти.

Во время предвыборной кампании М. Снегур широко использовал президентские прерогативы в целях политической саморекламы. В первом туре он получил относительное большинство голосов (38,7%). Второй результат (27,7%) оказался у выступавшего независимым кандидатом председателя Парламента П. Лучинского. На третье место вышел В. Воронин (более 10%). Во втором туре П. Лучинский, поддержанный левыми и центристскими силами, был избран президентом республики.

Победа здравомыслящих сил на президентских выборах открывала перспективы для консолидации молдавской государственности. Однако состояние экономики, культуры, науки, социальной сферы, положение населения продолжали ухудшаться. Борьба по вопросу о направленности и характере реформ, за национальное равноправие по прежнему оставалась актуальной.

Избрание нового президента республики не изменило содержания и направленности проводившихся реформ. Они по-прежнему осуществлялись по рецептам западных экспертов и под давлением международных финансовых структур. Продолжалась варварская приватизация государственной собственности, сопровождавшаяся незаконным обогащением приватизаторов, использовались на потребление и в значительной степени расхищались заимствованные на реформы зарубежные кредиты, насаждались чуждые населению ценности и стандарты. Во внешней политике продолжался курс на интеграцию Молдовы в европейское сообщество с постепенным дистанцированием от традиционных восточных соседей. При этом неуклонно понижался уровень жизни большинства людей.

Мажоритарная в Парламенте партия аграриев, особенно ее правое крыло, по сути, выступала за ту же политику, а левые силы, находившиеся в законодательном органе, из-за своей малочисленности не смогли полномасштабно противостоять этому курсу. Их совместные усилия с АДПМ по консолидации молдавской государственности па фоне ухудшавшейся социально-экономической конъюнктуры отодвигались в сознании людей на второй план.

Между тем, началась подготовка к новым парламентским выборам. Политические партии и объединения предложили избирателям свои программы вывода страны из кризиса и улучшения жизни народа. Сторонники проводившихся реформ видели выход из сложившейся ситуации в их продолжении. Левые силы, и прежде всего Партия коммунистов, считали, что надо изменить сам курс реформ, сплотить на основе доброго согласия здоровые силы страны и обеспечить устойчивое движение к созданию общества социальной справедливости для всех людей труда. Между тем, избиратель взвешивал не только предвыборные декларации, но и способность, опыт партий выполнять свои обещания.

На состоявшихся 22 марта 1998 г. выборах наибольшее доверие избиратели оказали Партии коммунистов, отдав за нее около 30% голосов. Из всех политических формирований, прошедших в парламент, она получила 40 из 101 депутатского мандата, структуры М. Снегура-Ю. Рошки и В. Матея в совокупности - 37 и движение Д. Дьякова «За демократическую и процветающую Молдову» - 24 мандата. Остальные политические объединения, несмотря на щедрую поддержку некоторых из них коммерческими структурами, даже не преодолели 4-процентный избирательный барьер.

Результаты выборов показали, что политические силы, находившиеся у власти, из-за своей политики теряли доверие народа, авторитет же КПРМ в обществе возрастал. Ее программные установки и лозунги все больше находили отклик и поддержку у многих людей. После выборов сложилось новое соотношение политических сил в законодательном органе страны.

Это обстоятельство открывало реальную возможность изменить драконовский характер проводившихся реформ, исключить их разрушительность для экономики и антисоциальную направленность для большинства граждан. Реализация этой возможности напрямую зависела от создания левоцентристского парламентского большинства.

ПКРМ неоднократно предлагала блоку «За демократическую и процветающую Молдову», называл себя центристским, вместе создать такое большинство. Однако блок отверг это предложение и с Демконвенцией М. Снегура-Ю. Рошки и Партией демократических сил В. Матея, обманув ожидания избирателей, образовал антикоммунистический правоцентристский Альянс «За демократию и реформы» (АДР). Фракция коммунистов жестко была вытеснена в оппозицию.

Она начала неравную борьбу с правящим Альянсом за то, чтобы добиться изменения курса реформ, не дать окончательно разрушить и разграбить экономику и обездолить трудовой народ. Своеобразным прологом этой борьбы было выступление фракции ПКРМ против программы срочных мер правительства по финансово-экономической стабилизации в стране, которые сводились к сокращению и без того мизерных расходов на социальные нужды, а также бюджетных ассигнований на здравоохранение, образование, культуру. Активно выступили коммунисты против принятия антигуманного закона о пенсиях, повышавшего на 5 лет возраст выхода на пенсию; против внедрения платной медицины и платного образования. ПКРМ протестовала против антидемократичной административно-территориальной реформы, оставившей без местной власти около 400 сел, против грабительской приватизации энергокомплекса, открывшей шлюзы повышению тарифов на электроэнергию и тепло, «Молдтелекома», вино коньячной и табачной отраслей - наиболее прибыльных и стратегически важных для республики.

Однако своими силами коммунисты не могли одолеть «машину голосования» Альянса, который блокировал десятки их конструктивных законодательных инициатив, направленных на своевременную выплату зарплаты и пенсий, защиту крестьянина и отечественного товаропроизводителя, расширение прав трудовых коллективов, сокращение безработицы, борьбу с коррупцией и криминалом, совершенствование налогообложения в пользу простого гражданина, защиту прав обманутых вкладчиков и целый ряд других. Не упускали депутаты-коммунисты возможности усовершенствования законов, которые хоть как-то улучшали ситуацию в республике, облегчали жизнь людей. Поэтому из 245 принятых, к примеру, в 1998 г. законопроектов по 174 они голосовали «за».

Парламентская борьба фракции ПКРМ не ограничивалась только сферой законотворчества, она велась также против некомпетентности решений и персонального состава правительства, других звеньев высшего государственного аппарата и пр. Умело используя нараставшие внутри АДР противоречия, фракция добилась отставки правительств И. Чубука и И. Стурзы, смещения вице-спикеров Парламента В. Матея и Ю. Рошки, руководителей ряда парламентских комиссий и др.

После отставки в ноябре 1999 г. правительства И. Стурзы, еще более усугубившего тяжелое экономическое положение Молдовы и ратовавшего за сворачивание отношений с Россией и другими странами СНГ, Парламент утвердил главой нового правительства Д. Брагиша. Перед этим он отклонил на этот пост кандидатуру В. Воронина, заявившего о готовности Партии коммунистов взять на себя всю полноту ответственности за выход страны из кризиса. Новому Кабинету удалось приостановить падение промышленного производства, сделать регулярной выплату заработной платы бюджетникам и пенсий в ряде территорий, достичь соглашения с российским концерном «Газпром» о реструктуризации долгов Молдовы за потребленный газ.

Однако попытки осуществить на очередных президентских выборах избрани* главы государства в соответствии с новой конституционной нормой были сорваны правоцентристским большинством, не желавшим видеть на этом посту коммуниста В. Воронина. Конституционный суд в этих условиях счел правомочным досрочный роспуск Парламента, что и было сделано указом президента.

Выборы в новый законодательный орган были назначены на 25 февраля 2001 г. В какой-то 2001 г.степени они оказались неожиданными, время для подготовки к ним было сокращено вдвое (до 45 дней). О своем участии в избирательной кампании заявили около 19 политических объединений и несколько независимых кандидатов. Правые предложили избирателю продолжение тех же реформ, ориентированных на западные образцы. Программы левых сил шире и глубже выражали основные интересы большинства населения страны. Так, предвыборная программа ПКРМ предусматривала наряду с укреплением суверенитета и государственности республики возрождение ее экономики и на этой основе решение важнейших социальных проблем, решительное пресечение криминала, восстановление межнационального согласия в обществе.

Предвыборная борьба за голоса избирателей велась достаточно остро. Она помогла гражданам реально оценить претендентов на власть. Выборы прошли при высокой политической активности избирателей, о чем свидетельствуют 69% явки их на голосование.

По итогам выборов, Партия коммунистов получила около 50%, «Альянс Брагиша» - 13,4%, ХДНП (бывшие «фронтисты») - 8,3% голосов. Остальные партии и блоки, участвовавшие в выборах, не преодолели 6-процентный барьер и не прошли в Парламент. Их голоса были разделены между тремя лидерами. В итоге, ПКРМ получила в новом составе Парламента 71 мандат, «Альянс Брагиша» - 19 и ХДНП - 11.

Это означало, что депутаты-коммунисты получили возможность без поддержки других фракций принимать любые законы, формировать правительство, вносить поправки в Конституцию и избирать президента.

Итоги выборов показали, что около 800 тыс. избирателей предпочли избрать во власть Партию коммунистов, отказав в доверии другим, еще вчера весьма влиятельным политическим партиям и движениям. Они свидетельствуют также о том, что после десятилетия политических и социально-экономических экспериментов над судьбами страны и ее граждан ПКРМ стала партией последней надежды на то, что еще не все потеряно, что еще можно возродить экономику и успешно развивать ее дальше, вернув людям реальное право на труд, образование, медицинское обслуживание, социальную защиту, достойную жизнь.

Выборы нового Выборы президента Молдовы состоялись 4 апреля 2001 г. На этот высокий пост баллотировались три кандидата: В. Воронин и В. Кристя, выдвинутые фракцией ПКРМ, и Д. Брагиш - от депутатов возглавляемого им «Альянса». Выдвижение двух кандидатов от ПКРМ объяснялось необходимостью создания устойчивой альтернативы, предусмотренной законодательством.

В программной речи перед депутатами В. Воронин провозгласил своей главной задачей на посту президента обеспечение и защиту прав человека на нормальную человеческую жизнь. Другими приоритетами являлись восстановление и развитие экономики, забота о повышении жизненного уровня людей, консолидация общества, налаживание плодотворного сотрудничества всех ветвей власти, содействие переходу республики к парламентской форме правления. Во внешнеполитической сфере было заявлено о полном подтверждении Молдовой всех своих международных договоренностей и обязательств, продолжении курса на интеграцию в европейские структуры, укреплении отношений с соседями и партнерами в рамках СНГ, и прежде всего - с Россией.

В. Кристя в своей речи назвал главным приоритетом укрепление государственности Молдовы. Основной мыслью выступления Д. Брагиша стало углубление и совершенствование международного сотрудничества Молдовы и ее интеграция в различные структуры мирового сообщества.

Тайным голосованием парламентариев президентом Республики Молдова был избран В. Воронин, которого поддержал 71 из 89 голосовавших. Фракция ХДНП в голосовании не участвовала, поскольку не поддерживала ни одного кандидата.

С утверждением вскоре Парламентом правительства В. Тарлева в республике появилась возможность для слаженной работы всех ветвей власти, для реализации предвыборной программы правящей Партии коммунистов.

Уже первые шаги новой власти свидетельствовали о положительных сдвигах в возрождении экономики, решении других проблем общества. Предпринимаются меры по улучшению государственной и хозяйственной дисциплины, возрастает управленческая и распорядительная роль правительства по возвращению к жизни разрушенных предприятий, организации материального производства. Этому способствуют снижение налогообложения товаропроизводителей, оказание поддержки аграрному сектору.

Определенные изменения произошли в решении социальных вопросов: начато понижение цен на хлеб, установлена ежемесячная социальная доплата в размере от 200 до 400 леев участниками войны и некоторым другим категориям граждан. В госбюджете на 2002 г. предусмотрено поэтапное увеличение пенсий до 50%, заработной платы врачам, учителям, стипендий студентам, объем финансирования здравоохранения и образования. Ускорена законодательная работа по упорядочению правоотношений в обществе, в т.ч. приняты законы о национальных меньшинствах, административно-территориальном устройстве РМ, Уголовный и Гражданский кодексы, инициирован вопрос о придании русскому языку статуса официального в Молдове. После длительной паузы был подписан базовый Договор о дружбе и сотрудничестве между Молдовой и Россией, который имеет большое значение для судеб нашей страны.

Литература

1.Стати В. История Молдовы. - Кишинёв: Tipografia Centrala, 2002. - С. 391-403. - 480 с. - ISBN 9975-9504-1-8

2.Гросул В.Я., Гузенкова Т.С. Приднестровье // Молдавия. Современные тенденции развития. - Российская политическая энциклопедия, 2004. - С. 373-382. - ISBN 5-8243-0631-1

.Худяков В.В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты / ред. В. Валавин. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - С. 269-384. - 464 с. - 2000 экз. - ISBN 5-88568-090-6

.Кодряну Г. Днестровский разлом. Приднестровский кризис и рождение ПМР: роль и место спецслужб. - Тирасполь: ГИПП «Типар», 2002.

.Бергман М. «Вождь в чужой стае». Главы из книги // Человек и его права. - Тирасполь: 2005. - №17-34.

Похожие работы на - Республика Молдова в условиях перехода к новой модели развития

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!